Шестеричная служба

Шестеричная служба

Задачи урока: познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Планируемые результаты: уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем селе.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

Фронтальный опрос. Проверка Д.З.

3. Актуализация знаний

– Мы на прошлом уроке познакомились с праздником Ураза-байрам, который отмечают в тех семьях, где исповедуется мусульманская вера. А есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации. Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, от национальности, от места жительства? И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны?

–Ребята, если вы знаете ответы на эти вопросы? (Учитель выслушивает мнения детей.)

– Давайте обратимся за помощью к календарю — хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы года. Для этого мне нужны будут двенадцать помощников. Каждый получит игровое имя — название месяца. А остальные должны будут помочь им встать по порядку». Для облегчения задачи лучше начать выстраивать порядок зимних месяцев, затем весенних и т. д. После установления последовательности можно усложнить задачу: учитель называет месяц, а откликнуться должны его «соседи по календарю» — месяцы, идущие до или после названного.

4. Работа над темой

– Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны черной краской, другие — красной. Почему? Почему именно красным цветом выделяют праздничные, выходные дни?» (Красный цвет означает праздник; красный — красивый; красный цвет хорошо заметен.)

Далее учитель читает текст на с. 40—41 учебника. Рассказывает детям о конкретных праздниках, показывает расположение их дат в календаре. Предлагает догадаться, какие праздничные дни запечатлены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 41—42 в учебнике. Просит назвать приметы праздника, которые помогли детям ответить на вопрос. Спрашивает учащихся, как принято встречать тот или иной праздник в их семьях. Уточняет вместе с детьми, каковы традиции празднования общегражданских праздников в родном городе (селе). Учитель также напоминает о том, как отмечаются праздничные дни в школе, классе. Обсуждает с детьми, что у каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Подтверждает это показом соответствующей праздничной атрибутики (государственная символика России, шарики, флажки, гирлянды, плакаты, открытки).


5. Физминутка

6. Закрепление по теме

Дети придумывают и рисуют символы праздников в задании № 1 на с. 28—29 рабочей тетради, а также отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 43 учебника.

7. Рефлексия

В конце занятия учитель читает выводы урока на с. 43 учебника, спрашивает у детей, кто согласен с выводами, кто хочет что-либо добавить.

8. Домашнее задание: теоретический материал на с. 40—43 учебника, задание № 2 на с. 29 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 12. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Задачи урока: сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Планируемые результаты: знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 44 учебника.

3. Работа над темой

– Сейчас несложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет.

– А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор.


«Девочка:

— Ну что, пойдем завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

— Пойдем, конечно.

Девочка:

— А если дождь?

Мальчик:

— Так ты на солнце посмотри!»

– Что за странный разговор? Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода? Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес.

Учитель читает текст на с. 44—45 учебника. После прочтения берет кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, которые только что прозвучали.

– Ребята, сейчас я еще раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. И еще подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие еще органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.

Далее учащиеся выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведенные в задании приметы на погоду.

Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает: «В этом календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого человека или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фекла. А вот — святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены часто другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?»

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет, что в старину простые люди, крестьяне таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый, устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.

Затем учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает: «О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?» Учитель предлагает детям составить рассказы по картинкам.

4. Физминутка

5. Закрепление по теме

– А сейчас давайте окинем взглядом карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, принятые далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? Всегда ли оправдываются народные приметы? Свой ответ объясните.

Далее учитель предлагает кому-либо из детей побыть в роли учителя. «Учитель» задает вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника, а другие ученики (по желанию) отвечают за кукол-помощников.

Затем дети выполняют задание № 3 на с. 31 рабочей тетради.

6. Рефлексия

В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. Учитель просит учеников в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Региональный компонент. Найдите в творчестве народов своего края старинные приметы на погоду. Соотнесите их с ощущениями, которые дают разные органы чувств. Распределите их по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены. Предложите детям проверить правильность этих примет в наше время. По возможности в краеведческом музее познакомьте детей с устройством старинных календарей народов своего края. Если дети проявят заинтересованность к собиранию примет, можно сделать календарь долговременного прогноза погоды.

Рядом с датами обычного календаря можно проставлять условные значки осадков, ветра, температуры. Выполните задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради.

За неделю до Пасхи христиане отмечают великий праздник — Вход Господень в Иерусалим. Жители Иерусалима приветствовали Христа пальмовыми ветвями, устилая ими его путь. Именно так в те времена было принято встречать царей, и таким образом люди выражали свое признание божественности Христа, свою веру в него. Пальмовые ветви — это символ победы, и народ встречал Иисуса как Царя, победившего смерть — ведь он незадолго до этого воскресил из мертвых своего друга Лазаря. Народ восклицал: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

На Руси пальмы не растут, и с принятием христианства пальмовые ветви заменило растение, которое первым зацветает в наших краях — верба.

Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен. Вербу почитали на Руси с давних времен и верили в ее животворные и магические свойства, что она защищает от порчи и сглаза. Поэтому верба издавна использовалась в обрядах, с ней связаны различные традиции и поверья. Целебные качества вербы также известны давно и применяются по сей день. Неудивительно, что именно верба заменила собой пальмовые ветви с принятием на Руси христианства. Верба стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом.

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим (в предпасхальное воскресенье) в православных храмах освящают веточки вербы, окропляя их святой водой. Освященные ветки принято хранить весь год, украшать ими иконы в доме.

В народе считалось, что освященная верба обладает целебными свойствами, оберегает от нечистой силы. Поэтому веточками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже легонько стегали, чтобы росли здоровыми и не болели.

Распускающиеся почки вербы использовали как лекарство от болезней.

Ветки вербы развешивали в углах комнат, украшали ими иконы в красном углу. Считалось полезным съесть несколько почек вербы перед началом серьезного дела, чтобы ему сопутствовал успех.

Вербу укрепляли над входом в помещения для домашнего скота и птицы, вешали в сараи и амбары.

В Вербное воскресенье ветками стегали домашний скот, чтобы не болел и давал хороший приплод. Первый выгон скота на пастбища обязательно проводился ветками вербы. Считалось, что скот в этом случае не отравится ядовитой травой, не заблудится и не станет жертвой воров или хищных животных.

При начале пахоты веточку вербы втыкали в первую борозду. В некоторых регионах измельченные почки вербы добавляли в семена при посеве. В саду ветки вербы привязывали к плодовым деревьям или втыкали в землю под ягодными кустами.

В некоторых местностях освященные веточки ставили в руки умерших как символ того, что они, как Иисус Христос, победят смерть и воскреснут.

Страница 1 из 2

ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА – символы, используемые в православных богослужебных книгах (в первую очередь, в Типиконе) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христианские праздники очень рано получили собственный устав; постепенно и другие памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V–VII вв., сохранившемся в армянских и грузинских переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии.

То же наблюдается и в константинопольском Типиконе Великой церкви IX–XI вв. В послеиконоборческом византийском монастырском богослужении, отражённом в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в том числе в принятых ныне в православной церкви), система праздников ещё сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами (Минеей, Октоихом, Триодью), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться около VII–VIII вв., вполне сформировались к XI в. В первую очередь, на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в которой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определённых норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т.к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств – праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее, конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают. Наличие в церковном календаре множества памятей различных категорий с однородным уставом в рамках одной категории и привело к практике обозначать типовые категории празднований с помощью знаков праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. Никон Черногорец, который описывает систему из трёх чинов праздников – великих, средних и малых. Термин «великие» он связывает с теми днями, которые впоследствии получили название двунадесятые праздники, а также с памятью апостолов Петра и Павла и двумя памятями Иоанна Крестителя – Рождеством Иоанна Предтечи и Усекновением главы Иоанна Предтечи (по выражению Тактикона, они имеют «собрания людей», чтения на вечерне, «Всякое дыхание» и Евангелие на утрене, «по чину Владычних (т.е. Господских) праздников»).

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *