Шекспир у гамлет

Шекспир у гамлет

Психологическое значение пьесы Шекспира Гамлет

Крымчанка

Прекрасное воплощение этой пьесы — в известном фильме Григория Козинцева «Гамлет» 1964 года с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Смоктуновский в своей книге воспоминаний «Быть!» рассказал об одном эпизоде, произошедшем до начала съёмок фильма. В поезде один попутчик спросил его: «А зачем это Гамлет в наше время?» И Смоктуновский стал думать над тем, как сыграть Гамлета так, чтобы всем стало ясно, зачем он в наше время.
Пьеса Шекспира — это развитие психологической ситуации, показанное последовательно, как путь, который проходит человек, решая подобные вопросы.
Гамлет был поражён тем, что стоило его отцу — настоящему человеку и королю — умереть, как о нём вскоре забыли все: и мать Гамлета — королева, и брат умершего короля, и все в замке.
Приехав в замок, Гамлет попал уже в атмосферу, где главным было влияние нового короля — его дяди, и чувство, что какая-то часть этой истории скрыта, висело в воздухе. Оно ощущалось во всех поступках, во всех движениях, во всех словах окружающих. Все старались делать вид, что всё в порядке, что жизнь и дела текут своим чередом, как им и следует. Гамлет это видел. И когда он услышал от своего друга Горацио, что мимо замка бродит призрак, очень похожий на его отца, бродит уже которую ночь, словно ждёт кого-то, в его душе это отзвучало призывом. Он понял, что это не случайно, и решительно пошёл на дозор со стражниками и другом. А когда призрак появился в свой час, как и предсказывали, и окружающие воскликнули «Это он! Он зовёт Вас!», — то есть ему не показалось! — он с ещё большей решимостью пошёл на эту встречу, отметая предостерегающие и охраняющие жесты своих спутников. Он всем своим существом ощутил, что этот зов обращён именно к нему, и призрак именно ему ответит на его предчувствия.
И всё действительно не случайно сложилось: даже сам убийца — дядя — способствовал тому, чтобы племянник не уехал в Виттенберг, а остался в замке, и встреча с призраком отца произошла. Хотя дяде казалось, что он делает это для того, чтобы всё было прилично: во время свадьбы должны были присутствовать все ближайшие родственники и придворные в знак одобрения.

Но именно во время свадьбы проясняется скрытая истина. Всё происходило не случайно…
Призрак усталым от душевной боли голосом поведал Гамлету о предательстве, взывая к его чувству долга и чести, передавая ему свою боль, ища в нём не просто сочувствующего, но действующего единомышленника, который может совершить то, чего не может он сам. И Гамлет принял эту боль, как эстафету. И от открывшейся ему истины обессилел и спал после ухода призрака до яркого солнца.
После встречи с призраком Гамлет стал задумчив и не похож на себя прежнего: для него прошлое ушло куда-то вдаль, словно пропастью отделилось от настоящего. Окружающие заметили его особенную потрясающую задумчивость, — этого невозможно было не заметить. В его молчании, в его глазах была какая-то пугающая ГЛУБИНА, словно часть призрака осталась с ним.
Неслучайные события продолжались.
Король прислал приятелей к принцу вместе с актёрами. Король знал, что Гамлет любил эту группу актёров, поэтому приказал призвать их, чтобы они развлекли племянника.
Присутствие актёров навело Гамлета на мысль, которую он давно искал: как сделать так, чтобы было и наказание и доказательство слов призрака, очевидное не только для него одного. Он выбрал эпизод из трагедии, предложил актёрам двенадцать дополнительных строф и решительно объявил о завтрашнем представлении не просто, как о спектакле, но как о судьбоносном шаге.
Самого его одолевали мысли о верности своего выбора.
«Быть или не быть?
Вот в чём вопрос.
Достойно ли
смиряться под ударами судьбы
иль надо оказать сопротивленье?
И в смертной схватке с целым морем бед
покончить с ними.
Умереть.
Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
сердечных мук
и тысячи лишений, присущих телу.
Это ли не цель
желанная —
скончаться?
Сном забыться…
Уснуть…
И видеть сны?..
Вот и ответ!
Какие сны в том смертном сне приснятся,
когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка!

Так малодушничает наша мысль
и вянет, как цветок, решимость наша
в бесплодье умственного тупика,
так погибают замыслы с размахом,
вначале обещавшие успех,
от долгих отлагательств.»
Так Шекспир ярко выразил мысли человека, стоящего на грани между жизнью и смертью. Вот почему этот монолог «Быть или не быть?» из века в век остаётся современным. «Промедление смерти подобно», — однажды сказал Ленин. Все отлагательства постепенно превращаются в плотину, которую либо надо взрывать, так как растаскивать по камню уже нет времени, либо вода должна хлынуть через неё и размыть её сверху.
Король после спектакля вглядывался в себя.
«Зачем прощать того, кто твёрд в грехе?
Ведь перед небом в подлинности голой
лежат деянья наши без прикрас.
И мы должны на очной ставке с прошлым
держать ответ.»
К такому выводу пришёл король-преступник внутри самого себя после потрясения от увиденного спектакля .
Гамлет не мог не поговорить с матерью о её предательстве. Он показал ей два портрета: достойный образ её первого мужа и портрет нынешнего короля, требуя от неё осознания такой мены.
Почему же мать Гамлета пошла на эту мену? Зачем ей это было нужно?
Отец Гамлета был правителем большой страны и не мог уделять ей много внимания. В государственных делах он с ней не советовался, поскольку видел, что она человек не государственного мышления, что ей нельзя доверить такие важные вопросы. И получалось, что её отодвигают в тень. Её это оскорбляло. А дядя Гамлета окружил её вниманием. Она не знала, что он её обманывает и скрывает что-то. Когда же она осознала, что он обманывал и обманывает её, она на всё взглянула другими глазами и перестала ему доверять. Её убедили два портрета и слова Гамлета: «… Нет нарушения смысла в моих словах. Спросите вновь — я повторю их. А больной не смог бы. Не тешьтесь мыслью, будто все несчастья не в Вашем поведеньи, а во мне!»
Когда Гамлет только вошёл и начал с нею разговаривать, она всё спрашивала «Как ты со мною разговариваешь?», то есть опиралась на обычай, на традиционные представления о том, как сын должен почтительно разговаривать с матерью. А когда на её глазах произошло убийство и смерть, — а у каждого человека при виде смерти вольно или невольно возникают мысли о смысле жизни, — она забыла условности и стала спрашивать по сути: не «Как ты со мной разговариваешь?», а «Что с тобой такое?».
Таким образом смерть Полония не была случайной: неслучайно он остался за ковром, хотя мог просто выйти и своим присутствием сдержать ситуацию. Это привело к ошибке, — Гамлет спутал его с королём, но это же и привело к обострению вопроса о смысле жизни…
Но в то же время убийство Полония выпустило на бесконтрольную свободу вихрь мести — стихию без разума и чувства, стремящуюся втянуть в свой круг всё больше людей. До этого первого убийства месть была просто наказанием: и спектакль, открывший правду о короле, и разговор с матерью — всё это было справедливо. А с момента внезапного убийства Полония началось превышение необходимого наказания. Стали страдать люди, которые не заслужили наказания, и гибнуть те, кто заслуживал гораздо меньшего.
Смертью отца была потрясена Офелия.
Король решил избавиться от слишком много знающего Гамлета, и при этом погибли два бывших приятеля принца. Ведь Гамлет не знал точно, а только был уверен, что Розенкранц и Гильденстерн знали содержание бумаги. Но они могли и не знать. Одно дело выведывать и шпионить за деньги, а другое дело участвовать в убийстве. Вряд ли король стал бы посвящать в свои самые чёрные дела своих помощников без особой надобности, — они прекрасно исполнили бы поручение и без этого.
Сумасшествие и смерть Офелии, не вынесшей навалившихся на неё событий, помогло королю завлечь в свои планы и Лаэрта, её брата. Это привело к дуэли, во время которой погибли все: Лаэрт и король, королева и Гамлет.
По возвращении из Англии Гамлет стал думать о смысле жизни на земле: ради чего стоит жить и что останется после нас. Ведь он разуверился во всём: и в том, что есть где-то правда, и в том, что любовь — это не обман.
После встречи с призраком он думал: быть или быть? И что ждёт его, если он откажется? Что ждёт его в смертном сне? Когда же он открыл всем злодеяния короля, поговорил с матерью, он исполнил то, что было обещано призраку отца, и перестал беспокоиться о том, что ждёт его в мире ином, — он был уверен, что сны не будут его беспокоить незавершённостью жизненных дел И он задумался о том, для чего продолжать жизнь здесь. Это передаётся во втором монологе — «Бедный Йорик!», который заканчивается словами: «Пред кем весь мир лежал в пыли, торчит затычкою в щели!..» Что же останется после нас на земле?..
Любовь к Офелии он отверг внутри себя, разуверившись в женщинах. Друзья оказались изменниками. Остался один настоящий друг — Горацио. Но в таком глубоком горе и разочаровании люди меньше всего обращают внимание на то, что осталось вокруг хорошего. Душевное состояние Гамлета хорошо передаёт стихотворение «Орёл» Якуба Коласа:
Над влажной равниной высоко-высоко
Раскрыл свои крылья орёл одинокий,
И взором проворным он даль озирает,
И громкое крики на поле бросает.
А поле лежит под туманом устало,
Как будто под тёмным сырым покрывалом,
Одним своим горем задумчиво дышит
И снизу орлиного крика не слышит.
(Перевод С. Городецкого)
Месть забирает у человека жизненную радость и втягивает в себя весь его интерес, стремится стать главной целью его жизни, и когда цель завершена, он чувствует себя опустошённым.
Столкновение с Лаэртом произошло постепенно. Когда-то они симпатизировали друг другу. Однако, уезжая на учёбу, Лаэрт предупреждал Офелию, чтобы она не верила Гамлету, — значит, он уже тогда ему не доверял. О злодеяниях короля Лаэрт не знал и потому легко поверил его рассказам, согласился с его планами и даже дополнил их, — смазал рапиру ядом.
Гамлет не только помирился бы с Лаэртом, но и отказался бы от поединка, если бы в их дуэль не вмешался король, соперничество с которым было не закончено. Гамлет чувствовал, что там, где вмешался король, — там опасность, но именно это ему и прибавило решимости не отказываться от дуэли.
«Если чему-нибудь суждено случиться сейчас, —
значит этого не придётся дожидаться.
Если не сейчас — то всё равно этого не избежать!
Главное — всегда быть наготове.
Раз никто не знает своего смертного часа,
отчего не собраться заблаговременно?
Будь что будет!..»
Этот монолог — результат прежних размышлений: «Быть или не быть?» и «Пред кем весь мир лежал в пыли…» В нём решимость бесстрашия перед будущим и спокойствие человека, который чист перед своей совестью и которому нечего терять.
Его дуэль с Лаэртом была как завершающий этап его жизни, показывающая его как человека прямого и бесхитростного, но и решительного, когда во время дуэли он узнал правду. Очень стремительно двигались события, необходимо было смотреть во все стороны и решать быстро, без долгих раздумий.
Как ни странно, многие считают Гамлета человеком нерешительным. Его именем называют людей сомневающихся, которым трудно принять какое-либо окончательное решение. Однако в последней сцене — дуэли с Лаэртом и смерти всех королевских особ — ярко видно, насколько продумано было его отношение к жизни и своей роли в ней? Так как, когда события стремительно разворачивались и не было времени для взвешивания решения, он действовал по уже принятому пути, и неожиданные открытия, такие как боевая рапира Лаэрта, отравленный кубок и яд на конце рапиры, уже не останавливали и не поражали его своей неожиданностью. Он уже действовал и думал, как на войне: раз собрались такие люди, то и методы их будут такими. Не случайно военные, подошедшие у в конце событий, с военными почестями понесли его на носилках из копий и сабель, прикрытых флагом.
В этой пьесе Шекспир сконцентрировал все вопросы, которые решает человек чести и достоинства, оказавшийся в такой ситуации, когда нельзя остаться в стороне и не сделать свой выбор: или ты с теми, кто совершает что-то недостойное, или ты противодействуешь им. И ситуация доходит до грани жизни и смерти. Именно этим эта пьеса Шекспира с тремя монологами Гамлета, как с тремя этапами жизненного выбора, и становится вечной.
После того, как решён вопрос «быть или не быть?», встаёт вопрос «как быть?». Оставлять без наказания было нельзя, но и мстить было нельзя, потому что месть затягивает в свой водоворот не только виновного, но и мстителя, и многих других, кто так или иначе связан с ними, даже если эти другие и не заслуживают такого наказания.
О ненужности мести Шекспир писал во многих пьесах. Это одна из главных его тем.
Обычно обсуждают вопрос «действовать или смириться?», но реже обсуждают вопрос «как действовать?».
Не случайно в фильме «Берегись автомобиля» проведена параллель между Деточкиным и Гамлетом, которого он играет на сцене. У Деточкина была похожая ситуация: он тоже был честным человеком, тоже столкнулся с несправедливостью и перед ним тоже встал вопрос «быть или не быть?». И когда он его решил, встал вопрос «что делать?». Деточкин не нашёл другого выхода, кроме мести.
Почему его действия именно месть, а не наказание? Потому что, во-первых, она не мешала жуликам воровать дальше, а лишь наносила им финансовый ущерб, то есть не приводила к желаемому результату, была ненужной. Во-вторых, она совершалась примерно теми же методами, какими действовали сами жулики, которым Деточкин мстил, — на воровство он отвечал кражей. В-третьих, она ложилась на плечи невинных людей — самого Деточкина, его мамы, Любы и Подберёзовикова — гораздо более тяжким бременем, чем на плечи самих виновных. Досталось даже постороннему человеку — доктору наук, у которого Деточкин по ошибке украл машину. А результата не было почти никакого. Как правильно сказал Подберёзовиков, «Вы воровали машину одного жулика, а другому продавали, честный человек?!..»
Так как же честный человек должен поступать в подобных ситуациях?
Написано 2 марта 2012

© Copyright: Крымчанка, 2013
Свидетельство о публикации №213021502101

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Крымчанка

Рецензии

Написать рецензию

Трагедия, хотя и названа «Гамлет», но её главным персонажем следует считать Призрака. Без появления этого загадочного, таинственного гостя не было бы трагедии. Роль Призрака особая и, по преданию, её играл не кто иной, как сам Шекспир. В зависимости от того, кем в действительности является Призрак, каким посланцем загробного мира он был, меняется интерпретация самой трагедии. Если считать, что Призрак — некий идеал человечности, как видел его Гамлет, то это будет одна история. Но вот если предположить, что Призрак — посланник и образ зла, то трагедия приобретает совсем иной масштаб и смысл.
Виктор Морозов 02.12.2014 22:32 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Виктору Морозову: Вы совершенно верно назвали Призрака важнейшим героем пьесы. Ваши предположения насчёт Призрака, как идеала человечности или посланника и образа зла, не соответствуют реальности.
Реально же к родственникам или людям, тесно связанными с какими-либо событиями, могут приходить тонкомирные сущности и что-либо говорить от имени тех, кто уже не с нами в материальном мире. Эти сущности нельзя назвать однозначно плохими или хорошими, так как они такие, какой у них остался интерес к материальному миру и людям, оставшимся в нём.
Потрясение от общения с миром потусторонним происходит неизбежно, так как оттуда идут мощные и непривычные энергии, и сознательно или подсознательно человек вынужден пересматривать свою жизнь и мировоззрение, так как сталкивается с таким явлением, которое ни проигнорировать невозможно, ни охватить привычным представлением невозможно. Поэтому Гамлет был потрясён не только самим сообщением от Призрака, не только открывшимся предательством дяди и сговором всех членов семьи, но также был потрясён мощной энергией, которую он воспринял во время общения с Призраком. Кто с подобным явлением не встречался в личной своей жизни, тому не понять о чём писал Шекспир, когда описывал встречу Гамлета с Призраком отца, и почему стражники так испугались, в чём сила бесстрашия Гамлета, — кто во время сильного шторма не бывал на корабле, тому не понять всей нагрузки и всех ощущений моряков, ощущающих и осознающих размеры своей скорлупки и мощи природы. Люди в этом мире живут, как младенцы в люльке, и редко сталкиваются с подобными ощущениями, — в основном во время болезни, катастроф или войн, когда они вспоминают о том, что мир управляется не по их хотению, но что есть более мощная природная сила, с которой необходимо считаться и согласовывать свои действия. Кто умеет согласовывать свои действия с кем-либо ещё, кроме себя любимого, тому эта сила «дует в их паруса», так как он «их разворачивает» в нужном направлении и вовремя. Кто не умеет и лезет напролом со своими желаниями, тот естественным образом нарывается «на щелчки по носу» или «удары током», образно говоря.
Одним словом, Шекспир — классик, глубину пьес которого люди будут прозревать ещё не одно столетие и находить для себя новые открытия в знакомом-перезнакомом тексте, так как Шекспир написал кратко то, что можно понять, лишь прожив многосложную жизнь, или, имея огромный опыт в прошлом, сходу понять по кратким словам пьесы. В этой пьесе Шекспир нисколько не выдумал и не нафантазировал.
Кора Крылова 16.12.2014 11:38 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Крымчанка

СЦЕНА 1. Клавдий, король Датский.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Клавдий, король Датский.

Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля.

Фортинбрас, принц Норвежский.

Полоний, ближний вельможа.

Горацио, друг Гамлета.

Лаэрт, сын Полония.

Вольтиманд |

Корнелий |

Розенкранц |

Гильденстерн } придворные.

Озрик |

Первый дворянин |

Второй дворянин |

Священник.

Марцелл |

} офицеры

Бернардо |

Франсиско, солдат.

Рейнальдо, слуга Полония.

Актеры.

Два могильщика.

Капитан.

Английские послы.

Гертруда, королева Датская, мать Гамлета.

Офелия, дочь Полония.

Призрак отца Гамлета.

Вельможи, дамы, офицеры, солдаты, моряки, гонцы и другие слуги.

Место действия — Эльсинор.

АКТ I

СЦЕНА 1

Эльсинор. Площадка перед замком.

Франсиско на страже. Входит Бернардо,

Бернардо

Кто здесь?

Франсиско

Нет, сам ответь мне; стой и объявись.

Бернардо

Король да здравствует!

Франсиско

Бернардо?

Бернардо

Он.

Франсиско

Вы в самое пожаловали время.

Бернардо

Двенадцать бьет; иди ложись. — Франсиско.

Франсиско

Спасибо, что сменили; холод резкий,

И мне не по себе.

Бернардо

Все было тихо?

Франсиско

Мышь не шевельнулась.

Бернардо

Ну, доброй ночи.

И если встретишь остальных — Марцелла

Или Горацио, — поторопи их.

Франсиско

Я их как будто слышу. — Стой! Кто тут?

Входят Горацио и Марцелл.

Горацио

Друзья стране.

Марцелл

И люди датской службы.

Франсиско

Покойной ночи.

Марцелл

С богом, честный воин;

А кто сменил тебя?

Франсиско

Пришел Бернардо.

Покойной ночи.

(Уходит.)

Марцелл

Эй! Бернардо!

Бернардо

Что,

Горацио с тобой?

Горацио

Кусок его.

Бернардо

Привет, Горацио; Марцелл, привет,

Марцелл

Ну что, опять сегодня появлялось?

Бернардо

Я ничего не видел.

Марцелл

Горацио считает это нашей

Фантазией, и в жуткое виденье,

Представшее нам дважды, он не верит;

Поэтому его я пригласил

Посторожить мгновенья этой ночи,

И, если призрак явится опять,

Пусть взглянет сам и пусть его окликнет.

Горацио

Чушь, чушь, не явится.

Бернардо

Давайте сядем

И двинем вновь на штурм твоих ушей,

Для вашего рассказа неприступных,

Все, что мы видели.

Горацио

Ну хорошо,

Присядем и послушаем Бернардо.

Бернардо

Минувшей ночью,

Когда вон та звезда, левей Полярной,

Пришла светить той области небес,

Где блещет и теперь, Марцелл и я,

Едва пробило час…

Входит Призрак.

Марцелл

Тсс, замолчи; смотри, вот он опять!

Бернардо

Совсем такой, как был король покойный.

Марцелл

Ты книжник; обратись к нему, Горацио.

Бернардо

Похож на короля? Взгляни, Горацио.

Горацио

Да; я пронизан страхом и смущеньем.

Бернардо

Он ждет вопроса.

Марцелл

Спрашивай, Горацио.

Горацио

Кто ты, что посягнул на этот час

И этот бранный и прекрасный облик,

В котором мертвый повелитель датчан

Ступал когда-то? Заклинаю, молви!

Марцелл

Он оскорблен.

Бернардо

Смотри, шагает прочь!

Горацио

Стой! Молви, молви! Заклинаю, молви!

Призрак уходит.

Марцелл

Ушел — и не ответил.

Бернардо

Ну что, Горацио? Дрожишь и бледен?

Пожалуй, это не одна фантазия?

Что скажешь ты?

Горацио

Клянусь вам богом, я бы не поверил,

Когда бы не бесспорная порука

Моих же глаз.

Марцелл

Похож на короля?

Горацио

Как ты сам на себя.

Такой же самый был на нем доспех,

Когда с кичливым бился он Норвежцем;

Вот так он хмурился, когда на льду

В свирепой схватке разгромил поляков.

Как странно!

Марцелл

И так он дважды в этот мертвый час

Прошел при нашей страже грозным шагом.

Горацио

Что в точности подумать, я не знаю;

Но вообще я в этом вижу знак

Каких-то странных смут для государства.

Марцелл

Не сесть ли нам? И пусть, кто знает, скажет,

К чему вот эти строгие дозоры

Всеночно трудят подданных страны?

К чему литье всех этих медных пушек

И эта скупка боевых припасов,

Вербовка плотников, чей тяжкий труд

Не различает праздников от будней?

В чем тайный смысл такой горячей спешки,

Что стала ночь сотрудницею дня?

Кто объяснит мне?

Горацио

Я; по крайней мере

Есть слух такой. Покойный наш король,

Чей образ нам сейчас являлся, был,

Вы знаете, норвежским Фортинбрасом,

Подвигнутым ревнивою гордыней,

На поле вызван; и наш храбрый Гамлет —

Таким он слыл во всем известном мире —

Убил его; а тот по договору,

Скрепленному по чести и законам,

Лишался вместе с жизнью всех земель,

Ему подвластных, в пользу короля;

Взамен чего покойный наш король

Ручался равной долей, каковая

Переходила в руки Фортинбраса,

Будь победитель он; как и его

По силе заключенного условья

Досталась Гамлету. И вот, незрелой

Кипя отвагой, младший Фортинбрас

Набрал себе с норвежских побережий

Ватагу беззаконных удальцов

За корм и харч для некоего дела,

Где нужен зуб; и то не что иное —

Так понято и нашею державой, —

Как отобрать с оружием в руках,

Путем насилья сказанные земли,

Отцом его утраченные; вот

Чем вызваны приготовленья наши

И эта наша стража, вот причина

И торопи и шума в государстве.

Бернардо

Я думаю, что так оно и есть.

Вот почему и этот вещий призрак

В доспехах бродит, схожий с королем,

Который подал повод к этим войнам.

Горацио

Соринка, чтоб затмился глаз рассудка.

В высоком Риме, городе побед,

В дни перед тем, как пал могучий Юлий,

Покинув гробы, в саванах, вдоль улиц

Визжали и гнусили мертвецы;

Кровавый дождь, косматые светила,

Смущенья в солнце; влажная звезда,

В чьей области Нептунова держава,

Болела тьмой, почти как в судный день;

Такие же предвестья злых событий,

Спешащие гонцами пред судьбой

И возвещающие о грядущем,

Явили вместе небо и земля

И нашим соплеменникам и странам.

Призрак возвращается.

Но тише, видите? Вот он опять!

Иду, я порчи не боюсь.

— Стой, призрак!

Когда владеешь звуком ты иль речью,

Молви мне!

Когда могу я что-нибудь свершить

Тебе в угоду и себе на славу,

Молви мне!

Когда тебе открыт удел отчизны,

Предвиденьем, быть может, отвратимый,

О, молви!

Или когда при жизни ты зарыл

Награбленные клады, по которым

Вы, духи, в смерти, говорят, томитесь,

Поет петух.

То молви; стой и молви! — Задержи

Его, Марцелл.

Марцелл

Ударить протазаном?

Горацио

Да, если двинется.

Бернардо

Он здесь!

Горацио

Он здесь!

Призрак уходит.

Марцелл

Ушел!

Напрасно мы, раз он так величав,

Ему являем видимость насилья;

Ведь он для нас неуязвим, как воздух,

И этот жалкий натиск — лишь обида.

Бернардо

Он бы ответил, да запел петух.

Горацио

И вздрогнул он, как некто виноватый

При грозном оклике. Я слышал, будто

Петух, трубач зари, своей высокой

И звонкой глоткой будит ото сна

Дневного бога, и при этом зове,

Будь то в воде, в огне, в земле иль в ветре,

Блуждающий на воле дух спешит

В свои пределы; то, что это правда,

Нам настоящий случай доказал.

Марцелл

Он стал незрим при петушином крике.

Есть слух, что каждый год близ той поры,

Когда родился на земле спаситель,

Певец зари не молкнет до утра;

Тогда не смеют шелохнуться духи,

Целебны ночи, не разят планеты,

Безвредны феи, ведьмы не чаруют, —

Так благостно и свято это время.

Горацио

Я это слышал и отчасти верю.

Но вот и утро, рыжий плащ накинув,

Ступает по росе восточных гор.

Прервемте стражу; и, я так бы думал,

То, что мы ночью видели, не скроем

От молодого Гамлета; клянусь,

Что дух, немой для нас, ему ответит.

Согласны вы, чтоб мы ему сказали,

Как это нам велят любовь и долг?

«»Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии»

Сочинение

Трагедия Шекспира «Гамлет» (1602) — одно из самых великих произведений мировой драматургии. Написанная для определенного времени и отвечавшая настроениям современников Шекспира, она более трех веков привлекает многие поколения читателей и зрителей значительностью содержания и мастерством формы. Мастерство автора проявилось в том, что в сравнительно небольшом по объему произведении он дал богатейшую картину жизни и изобразил судьбу нескольких людей. «Гамлет» — это сгусток жизни.
Впервые эта история была записана летописцем Сак- соном Грамматиком в 1200 году на латыни. В эпоху Возрождения французский писатель Бельфоре пересказал ее со значительными изменениями в своей книге «Трагические истории» (1576). Один из предшественников Шекспира, по-видимому, Томас Кид (1558—1594), используя сюжет Бельфоре, написал трагедию «Гамлет», которая шла на сцене в 1589 и 1594 годах. Ее текст, к сожалению, не сохранился. Создавая свою трагедию, Шекспир использовал пьесу Кида. Но, как и в других подобных случаях, Шекспир придал этому сюжету совершенно новую, оригинальную трактовку. «Гамлет» — трагедия о том, как человек открывает для себя существование зла в жизни. Шекспир изобразил исключительное злодейство — брат убил брата. Но смысл истории Гамлета выходит за рамки этого случая. Сам Гамлет воспринимает этот факт не как частное явление, а как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе.

Он говорит Полонию: «Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч» (акт И, сцена 2).
Убийца — король Клавдий — и его двор воплощают в себе все пороки, возмущающие честную душу Гамлета: деспотизм, подхалимство, пьянство, лживость и лицемерие. Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, скрлько в том, чтобы уничтожить зло. В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много противников. Его главный враг — сам король. Но он не одинок. Первый среди приверженцев короля — льстивый и лукавый царедворец Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его врагов. Это прежде всего его мать — королева Гертруда, ставшая женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная Гамлета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он отвергает ее любовь. Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувствуют воины Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король.
Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать, предпочитая вести борьбу против короля один на один. Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими причинами. Прежде всего ему нужно убедиться в том, насколько верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца. Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он и задумал, оказывается «мышеловкой» для короля. Но он не убивает его даже после того, как убеждается в его вине. Случай предоставляет ему такую возможность: принц сталкивается с королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавливает то, что король молится. По понятиям того времени душа Клавдия в этот момент обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее комнате, ударяет шпагой, поражая насмерть Полония. Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц.
Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный оборот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против принца, и тот становится жертвой их совместного коварства. Когда все закончилось гибелью Полония, Розенкран- ца, Гильденстерна, Офелии, королевы Гертруды, Лаэрта, короля Клавдия и самого Гамлета, Горацио обещает объяснить, что произошло.

Другие сочинения по этому произведению

Вечность проблем трагедии «Гамлет»История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет»Трагедия Шекспира «Гамлет»»Быть или не быть?» — главный вопрос пьесы «Гамлет» В. ШекспираГамлет — идеальный герой своего времениПроблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»Любил ли Гамлет ОфелиюМонолог «Быть или не быть?» — высшая точка раздумий и сомнений ГамлетаПроблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Личность ГамлетаХарактеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» (1600-1601)Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)»Гамлет»: проблемы героя и жанраГамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрожденияТрагичен ли образ ГамлетаВ чем трагедия ОфелииТрагедия “Гамлет”Конфликт трагедии «Гамлет»Чем близок нам Гамлет сегодняГлавные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»Мои размышления над образами Печорина и ГамлетаПроблема выбора в трагедии «Гамлет»Место действия и время трагедии «Гамлет»Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»\»Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\» (по трагедии Шекспира \»Гамлет\»)Гамлет — личность обращенная к будущемуВечные трагедии человечестваЛегенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление ШекспиромДатский римлянин образ Горацио тень Гамлета»Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальностиТворчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мыслиПоэтическая трагедия «Гамлет»Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедииТрагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивыГамлет наш современникЭтот мир «Гамлета» значение второстепенных героевМастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»Образ Гамлета.

Предварительные замечанияВызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)»Гамлет» трагедия главного герояГамлет и его высокое понятие о честиГамлет сценический и Гамлет внутреннийВ чем для нас тайна ГамлетаНевидимые лица трагедии. Отец ГамлетаГамлет и Дон КихотНовый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)»Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознанияЯ исповедую ГамлетаОбраз Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемыСудьба и жизнь. Два короля Гамлет и КлавдийСцена на кладбище в трагедии «Гамлет»Завязка трагедии «Гамлет»Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» Уильяма ШекспираЗначение «Гамлета» в духовной истории человечестваДеление действия на пять частей в трагедии «Гамлет»Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»Что вкладывает Гамлет в понятие «человек»В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и ПечоринаГамлет герой Шекспира»Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет»Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет»Трагический конфликт принца ГамлетаРазличие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет»Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»Развязка трагедии «Гамлет»Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»Загадка сюжета трагедии «Гамлет»Художественный образ ГамлетаПроблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира)Многогранность шекспировских характеров образ ОфелииФилософская глубина «Гамлета»Наш современник Вильям ШекспирЭпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет»Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедииТрагедия разбуженного сознанияЛюбовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет»Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

«Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»»

Сочинение

и рассмотрении трагедии этому персонажу обычно отводится мало места да и говорят о нем, как правило, в последнюю очередь. Как мы видели, в Виттенберге Горацио усвоил передовые взгляды и не склонен верить в привидения. Вынужденный признать факт появления Призрака, Горацио тем не менее остается убежденным рационалистом. Он человек трезвого рассудка. Горацио возникает для нас как личность в той характеристике, которую ему дает Гамлет, а она полна глубокого значения:
* Горацио, ты лучший из людей,
* С которыми случалось мне сходиться.
* .. .Нет, не подумай, я не льщу…
* .. . Едва мой дух стал выбирать свободно
* И различать людей, его избранье
* Отметило тебя; ты человек,
* Который и в страданиях не страждет
* И с равной благодарностью приемлет
* Гнев и дары судьбы; благословен,
* Чьи кровь и. разум так отрадно слиты,
* Что он не дудка в пальцах у Фортуны,
* На нем играющей. Будь человек
* Не раб страстей, — и я его замкну
* В средине сердца, в самом сердце сердца,
* Как и тебя.
Совершенно бездейственному персонажу, Горацио отведена в идейном замысле трагедии важная роль. Он, так же как и Призрак, служит Шекспиру для выявления идеала человека.
Он не раб страстей. Все другие лица трагедии в большей или меньшей степени подвержены страстям. Горацио человек спокойный, уравновешенный. Ему присущ рационализм, сказавшийся в его отрицании духов и призраков. Но главное, что в нем подчеркивает Гамлет, это его философский взгляд на жизнь. Из характеристики, которую дает ему принц, следует, что Горацио последователь стоицизма, древнего учения, возвращенного к жизни мыслителями эпохи Возрождения. Основанная еще древнегреческим философом Зеноном (334 — 262 до н. э.), философия стоицизма проповедовала подчинять поведение требованиям разума. Стоики верили в то, что миром управляет некое провидение, считали, что разумный человек должен подчиняться его воле.
Гамлет утверждает, что таков и его идеал. Однако разве свободен сам Гамлет от страстей? Уже с его первого монолога ясно, что он натура страстная. Им владеют разные настроения, он не способен относиться спокойно к злу, оно вызывает его возмущение, страстный протест, он не может успокоиться, видя проявления безнравственности и бесчеловечности. Поэтому до поры до времени между идеалом Гамлета и его собственным поведением есть явное расхождение. Но именно до определенного времени. Мы уже приводили его слона о том, что «и в гибели воробья есть свой промысел». Вся эта речь соответствует основам стоицизма, и это дает право сказать, что Гамлет, сначала в сильной степени подверженный страстям, в итоге тяжкой борьбы и жизненного опыта пришел к такому взгляду. Но покорность судьбе у Гамлета не означает смирения. Он был и остается врагом зла и несправедливости. Не беспокоится он лишь о том, что ожидает лично его — пусть свершится то, что должно свершиться! Стоик не боится смерти. И отголосок этого звучит в несколько загадочных последних словах Гамлета: «Остальное — молчание».
Более того, если вначале между Гамлетом и Горацио заметна противоположность жизненных позиций и принц лишен стоической отрешенности от тревог и забот, а его друг таким качеством обладает, то в финале они как бы меняются местами.

Горацио при всем его мудром спокойствии горячо любит Гамлета. Видя, что принц умирает, он хочет разделить с ним судьбу иго-тон выпить яд из отравленного кубка. Гамлет останавливает его и просит:
* Если ты мужчина,
* Дай кубок мне
* Дыши в суровом мире…
Иначе говоря, Гамлет призывает друга вспомнить его философию и следовать ее предписаниям. Горацио повинуется. Горацио — человек гуманистической культуры, он горячий поклонник античности. Эту особенность его духовного склада Шекспир выявил дважды: в начале трагедии, когда Горацио вспоминает о том, что было в Риме накануне смерти Юлия Цезаря, и в финале. Намереваясь покончить самоубийством, чтобы не пережить друга, Горацио восклицает: «Я римлянин, не датчанин душою» .
Горацио хочет подражать «античным римлянам», героям, которые бесстрашно бросались на меч, когда им ничего не оставалось в жизни, как это делают у Шекспира Брут в «Юлии Цезаре» и Антоний в «Антонии и Клеопатре».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *