Серпухов Высоцкий монастырь

Серпухов Высоцкий монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь – это древняя обитель, находящаяся в подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку. Основана она по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году, Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое». Святой старец — преподобный Сергий Радонежский — совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским.

Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика преподобного Афанасия старшего. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. (В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова).

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым.

Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов.

К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. Первым ударом по монастырю, под предлогом специально спровоцированного голода в Поволжье, явилось, всем известное, изъятие церковных ценностей в 1922-23 гг. Не всем известна подлинная причина этой акции. Ленин имел в виду иные цели: «Мы должны — писал он — именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поставленная цель была достигнута.

Милостью Божией в 1991 г. Серпуховской Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими.

В настоящее время монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. В монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями: от страстей винопития, наркомании, табакокурения, других болезней, и оказанием помощи в различных жизненных проблемах. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

В этом же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, при жизни и по смерти почитаемого как чудотворца. Обретены были мощи 24 сентября 1994 года. Очевидно, что особым промыслом Божиим, святые мощи преподобного Афанасия находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения.

В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина; около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщ.мч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Особо чтятся: чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св. вмч. целителя Пантелеимона, чудного афонского письма XIX в., икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери, местная икона Тихвинской Божией Матери в иконостасе Покровского храма, икона священномученика Гермогена с дарственной надписью патриарха Тихона, чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», икона Покрова Пресвятой Богородицы XVII в., небольшая икона Иосифа Волоцкого, икона Николы Можайского XIV в., икона прп. Сергия Радонежского — написанная на крышке от его раки (в нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба), икона «Всех скорбящих Радосте» XVII в., и ряд других интересных икон.

С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью (когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками). Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.

Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Чего стоит только утрата большей части монастырских стен и храма в честь преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Но все же, в наши дни, возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше.

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?». И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается.» Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» — ответил Варлаам.

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: «Здесь поставь монастырь». Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: «Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками.» Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: «Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?». «Словами я поведать это не могу — ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий.» Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени.»

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: «Со мною ты ослеп, со мною и прозри!». Гедеон прозрел. Варлаам сказал: «Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров .» «Прошу, молю тебя, пощади — воскликнул Гедеон, — не готов я умирать.» «Ты уже готов»,-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу «красных военлетов».
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.

Во Введенском Владычном женском монастыре (Московская обл., г.Серпухов) находятся: Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Чудотворная Икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», Чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», Мироточивый Крест-Голгофа, Чудотворная икона царевича Димитрия Угличского, Чудотворная Мироточивая икона Георгия Победоносца, Чудотворная мироточивая икона святого мученика Иоанна Воина.

Путешествия

История основания

Начало устройства монастыря совпало с коренными преобразованиями, начавшимися в Древней Руси после Куликовской битвы. Именно этот период ознаменован временем служения Преподобного Сергия. Высоцкий монастырь в Серпухове был основан в 1374 году, тогда, когда, как свидетельствуют летописцы, князь Владимир начал обустраивать этот населенный пункт. Отгородив его дубовыми стенами, Владимир назначил в нем своего наместника. Тогда же князь обратился к Преподобному Радонежскому с просьбой дать благословение на украшение стольного града святой постройкой. Сергий в то время проживал здесь же, в Серпухове.

О том, когда и кем был основан Высоцкий монастырь в Серпухове, подробно повествовала надпись, которая была сделана на внешней стороне церкви, возведенной в честь преподобных Сергия и Афанасия Афонского и существовавшей в ансамбле вплоть до 1967 года.

Святой старец прочитал молитву, которую и поныне ежедневно возносят здесь во время богослужения.

Афанасий и стал первым настоятелем святой обители. Его – своего любимого ученика — назначил Преподобный. Название свое монастырь получил от того места, где был построен. Его основали на красивом высоком холме, который в народе именовали «Высокое».

Архитектура

Главная постройка монастыря — это летний соборный храм, возведенный во имя Зачатия Богородицы. Существующий и ныне, по архитектурным традициям он относится к стилю середины XVI столетия.

Собор построен в форме правильного квадрата. Его двухсветный четверик поставлен на высоком подклете, в кладке которого присутствует основание храма-предшественника, сгоревшего во время очередного нашествия золотоордынцев. К восточной части примыкает алтарный выступ. Эта апсида имеет уникальный граненый внешний вид, украшенный узкими щелевидными оконцами. С трех сторон вокруг собора протянута крытая каменная паперть в два яруса по типу обходной галереи. Разновеликие арки галереи опираются на квадратные массивные столбы.

Изначально вход был устроен с помощью каменных лестниц. Однако к началу XX столетия из них сохранялась лишь одна — расположенная на юго-западном фасаде собора. Нижнюю часть собора когда-то использовали как усыпальницу. В конце XVII – начале XVIII веков средствами Нарышкиных перестроили верхнюю часть собора, изменив своды и наладив четырехскатную кровлю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *