Серафим звягин Курск

Серафим звягин Курск

Его Преосвященству сослужили: благочинный Мантуровского церковного округа протоиерей Андрей Еськов, иерей Святослав Хотянцев, иерей Владимир Букин, диакон Алексей Богатырев, диакон Василий Бурдонский.

По окончании Богослужения, Архипастырь обратился к прихожанам с проповедью:

«Во имя Отца , и Сына, и Святого Духа. Сегодня дорогие братья и сестры мы с вами начинаем праздновать память одного из величайших Угодников Божиих, нашего земляка, известного не только в России, но и далеко за пределами нашей Родины. Его очень сильно почитают- преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского всея России чудотворца. Преподобный Серафим родился чуть более двухсот лет назад в городе Курске, всю свою юность Он провел здесь. Имел особую, пламенную любовь ко Господу и решил с юных лет посвятить свою жизнь Богу. Он направился по благословению старца Печерской лавры в Саровскую пустынь, и по благословению матери начал подвизаться там, неся великие подвиги. Такие, которые удивляют иногда наш разум и наше сознание. Мы знаем самый главный подвиг Его, очень часто изображают на иконах, когда Он молился 1000 дней, и 1000 ночей на камне. Именно по пламенной любви Он посвятил всю свою жизнь Богу, и до конца был Ему верен. Господь недаром Ему дал имя Серафим, которое переводится как «Пламенный». Мы знаем очень много его поучений, в первую очередь о смысле жизни, он говорил что самый малый смысл жизни- это стяжание благодати Духа Святого. Когда у Саровского молитвенника спрашивали:»Почему сейчас нет таких подвижников, которые были в первые века Христианства?» На это преподобный отвечал: «Господь был, есть и будет один и тот же. Просто у людей нет ревности». Дорогие братья и сестры, как часто нам не хватает этой ревности. Мы считаем, что святые это особые люди, но они стали особыми людьми. Не все святые, так как преподобный Серафим Саровский или Сергий Радонежский были избраны от утробы матери. Многие святые вели не совсем правильную жизнь, такие как: Мария Египетская, Мария Магдалина, которые покаялись, и изменили свою жизнь в самом корне. И стали великими святыми, которых мы восхваляем. Мы же дорогие братья и сестры, очень часто пребываем в греховной лености, расслабленности и все ждем чего-то. Что кто-то из великих старцев за нас помолится и все пройдет, но мы должны прилагать свои силы, к исправлению нашей жизни и души. И если посмотреть на нашу жизнь со стороны, то видно что мы пребываем в греховной спячке. Мы ждем какого-то чуда, которое бы нас изменило, изменило во мгновение, вот чего многие желают. Но чтобы стяжать какую-то добродетель или смирение, нужно много претерпеть скорбей, искушений и проблем. Но как только приступают скорби, то люди начинают унывать и отчаиваться. Преподобный Серафим считал самым страшным грехом — уныние, так как от уныния человек доходит до неверия, отчаяния и погибает. В сегодняшнем Евангелии звучали такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Мф.11:29 с толкованием

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф 10:28-30). Как часто нам не хватает смирения, главная добродетель любого святого, в том числе и прп. Серафима Саровского это и есть смирение. Святой Серафим считал себя хуже любого человека, не на словах как мы, а искренне в это веря. Мы осознаем что нарушаем заповеди, но по настоящему не раскаиваемся. И даже ходя часто на исповедь возвращаемся к старым грехам. И все это только из-за того что у нас не покаяние, а констатация фактов. Покаяние означает исправление и перемену своей жизни. Исправить свою жизнь нам не хватает решимости, о которой говорил преподобный Серафим. И если мы будем иметь настоящее смирение, то только тогда «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Так будем учиться смирению у Угодника Божия Серафима, у которого вся жизнь пронизана смирением. Не будем ждать чудес, или удобного времени, а уже сейчас начнем исправлять свою жизнь. Возьмемся за пост, молитву, и будем смиряться в сердце, и только тогда в нем поселится Дух Святой. Поздравляю вас всех Праздником. Помощи вам Божией в исправлении своей жизни.»

Удеревка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В замечательной автобиографической книге Анатолия Львовича Маркова «Записки о прошлом. 1893-1920» ( http://www.rulit.me/books/zapiski-o-proshlom-1893-1920-read-252647-1.html ) есть повествование о детских годах, проведенных в имении Покровское. Из текста между прочим следует, что в этих местах было две Покровские церкви — «старая» и «новая». Для географической привязки приведу несколько цитат со страниц 5-6.

«Покровская усадьба, в которой мне было суждено провести детство и юношество, была расположена в 7 верстах от небольшой железнодорожной станции Липовская, впоследствии переименованной в Черемисиново, на пути между Курском и Воронежем, в 25 верстах от уездного города Щигров».

«Память о татарских набегах, против которых приказывал когда-то Воротынский «жечь поле в осенях», ещё крепко жила в памяти наших мест, бывших всего два века назад передовым заслоном Москвы против степных наездников. В шести верстах от нашей усадьбы у села Красная Поляна, на полпути от него к Муромскому шляху, на красивом возвышенном месте стоял исторический памятник «голубец» − дубовый столб в 5 аршин высотою с обшитой железом верхушкой. К нему ежегодно 8 мая приносились крестьянские иконы и служилась панихида по умершим здесь много лет назад воинам. Место вокруг голубца называется «побоищем» − оно являлось в старину ареной исторического события. Здесь в 17 веке произошла битва русской рати с татарами, окончившаяся победой курского воеводы и отнятия «полона», забранного татарами под Ливнами и Ельцом. Здесь постоянно во время моего детства находили старинные копья и оружие, а в 1909 году рабочие, копавшие яму для землемерных работ, наткнулись на массу человеческих черепов и костей красноватого цвета, на некоторых были замечены порубы и проломы от мечей.

…С этого времени в Красной поляне повёлся обычай – всякий раз, когда голубец подгнивал и приходил в ветхость, его заменяли новым. Весной 1901 года старый столб, поставленный в 1873 году, упал в последний раз, сваленный бурей, и крестьяне, снова взволнованные загробными тенями, сообща сделали новый и при большом стечении народа торжественно его поставили 7 мая.

При подъезде к покровской усадьбе со стороны железной дороги, т.е. с севера, перед глазами путешественника открывается уже описанная выше картина степного имения, и ему в голову даже не могло прийти, что барский дом стоит не на равнине, а над крутым обрывом реки. Усадьба стояла на берегу степной реки Тима, один из берегов которой был высоким, а другой луговым. Впечатление поэтому безмятежной и сливающейся с горизонтом равнины сохранялось у зрителя не только при въезде в усадьбу, но даже и при входе в самый дом. Только при выходе на другой его стороне на большую веранду, завитую сплошь диким виноградом, открывалась перед глазами широкая панорама пруда, мельницы, садов и заречных лугов, среди которых причудливо извивалась река. Река Тим являлась границей владения отца, так как луга за нею уже принадлежали большому и богатому селу Покровскому, делившемуся всё той же рекой на две части: собственно село Покровское и Заречье. В первом находилась волость и так называемая «старая церковь» во имя Покрова, в отличие от «новой», выстроенной в Заречье отцом, к приходу которой принадлежала вся наша семья».

«Берёзовая аллея упиралась в изгиб реки, через которую был перекинут, не без поэзии, лёгкий деревянный мостик, устроенный на стволе огромного дерева, много лет назад сваленного бурей. Мостик вёл на так называемый островок, со всех сторон омываемый рукавами реки, десятины в три, весь засаженный правильными рядами фруктовых деревьев и окружённый по берегу густыми старыми вербами».

«По другую сторону дома вверх по течению реки береговой обрыв становился круче, и над ним был расположен грушевый сад, в котором, впрочем, помимо груш было множество яблок и вишен. Сад этот кончался оврагом, шедшим под прямым углом к реке и являвшимся границей усадьбы. За ним уже тянулся луг, или по-местному выгон, и начинались первые хаты деревни Удеревки, составлявшей окраину села Покровского. К грушевому саду со стороны поля примыкал молодой сад, насаженный на моей памяти отцом на четырёх десятинах. Он отделялся от большой дороги рвом, обсаженным живой изгородью жёлтой акации, густой и колючей. Ров этот окружал все границы усадьбы, около которой пролегали дороги между сёлами Покровским, Липовским, Толстым Колодезем и деревней Шепотьевкой».

prajt

Отец Серафим часто пояснял людям, что есть в году дни (батюшка называл их «неблагоприятными», «несчастными»), когда Господь не благословляет никакие мирские дела, поездки, важные сделки, серьезные покупки и т. д. В эти дни нужно, по возможности, посетить храм, побыть на богослужении, помолиться, и остаток дня провести спокойно, без лишней суеты.

Схиархимандрит Серафим (Звягинцев)

Так батюшка наставлял:
«На праздник вмч. Георгия Победоносца (6 мая по н. ст) нельзя работать — очень строгий день. В этот день выгоняют первый раз скот пасти.
Праздник мч. Иоанна Воина (12 августа по н. ст.) так же нужно строго соблюдать; кто работает в эти дни, будет наказан Господом.
* * *
Неблагоприятные дни на «Ахтырскую» Божью Матерь, «Казанскую», «Троеручицы», Рождество Иоанна Предтечи, Петра и Павла, пророка Ильи. Праздники «Смоленской», «Ахтырской» и «Тихвинской» Божьей Матери. Это грозные, «несчастные» дни.
* * *
«Ахтырская» Матерь Божья (15 июля по н. ст.)
– строгая; не работать в этот день и никаких дел не предпринимать, ничего нового не начинать, стараться в этот день домашними заботами меньше заниматься. В этот день лучше не выезжать на машине – может случиться авария. Нельзя работать, а то будут болеть руки, ноги. Торговля не состоится. Новые дела начинать нельзя, кто хочет что-то делать – плохо будет. Молиться под этот праздник с 24.00 часов, читать акафист «Ахтырской» Матери Божьей.

Ахтырская икона Божией Матери
Ей молятся от пьянки, от тяжести на сердце, ищет потерянных детей. Под этот праздник сильно колдуют, нужно быть осторожным. «Ахтырской» Божьей Матери акафист читают в четверг вечером, и помогает от 9-ти вещей: от страшной пагубной кончины на последний день жизни, от колдовства, чародейства, волховства; от утопленников, удавленников, удушенников, от взятия колдовского цветка в ночь под Ивана Купала; от страшных заболеваний (рака, СПИДА). Всегда с собой носить акафист – охраняет от страшных жизненных крушений (поезда, самолета), останешься в живых. Кто зачат будет на «Ахтырскую» икону, тот проклят будет: человек жить будет мало, мучиться будет, счастья не будет. Молятся Ей также от врагов, от злейших нападений. Если квартиру поменять – молиться Божьей Матери «Ахтырской». Акафист Ей читать в четверг вечером.
* * *
«В праздник «Смоленской» Божьей Матери (10 августа по н. с.) ничего не продавать и не покупать. Строгий праздник , ничего не делать: что в доме ни делается, все будет не так. Никакой работы и поездок не совершать (даже для храма работать батюшка не благословлял: хотели привезти песок — машины сломались)».

Икона Смоленской Божией матери»
* * *
Батюшка не раз говорил, что «Казанская» Божья Матерь (4 ноября по н. ст.)- строгая Наказательница тем, кто не чтит Ее праздник. Не советовал старец на этот день планировать какие-либо дела или куда-то ехать, говорил: «Божья Матерь «Казанская» все ваши планы поломает». Батюшка советовал обязательно в этот день быть в храме на службе, а потом остаток дня провести спокойно. Отец Серафим строго предупреждал, что на праздник «Казанской» Божьей Матери нельзя жениться и выходить замуж.

Икона Казанской Божией матери»
В ночь читать акафист Божьей Матери, чтобы все исполнилось: чтобы дети полюбили церковь, чтобы почитали родителей, не блудили; если в карты играют, казино посещают, курят, не причащаются, отошли от Бога. Нужно почитать эти праздники и не работать. Если что начнешь делать — не получится, все будет тщетно.
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ ПО МЕСЯЦАМ :
Январь 2, 4, 7, 14, 19.
Февраль 5, 15, 25, 29.
Март 1, 20, 22.
Апрель 7, 8, субботы перед Вербным воскресеньем и Чистым четвергом.
Май 6, Преполовение, Отдание Пасхи, Вознесение.
Июнь Заговение на пост, Троицкая родительская суббота и Троица.
Июль 6, 7, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 25.
Август 2, 10, 12, 14, 19, 28.
Сентябрь 11, 21, 27.
Октябрь 8, 14, 16.
Ноябрь 4, 5, 6, 21, 27.
Декабрь 4, 17, 18, 19, 22, 25.
В эти дни не начинать новых дел.
(Из книги «Отец духовный Серафим» (издание второе, дополненное, Кировоград, 2015, стр.206,207)
Взято: https://leonid-journali.livejournal.com
Tags: Бог Вера, Наставления, Серафим Звягин, Старцы

Краткие духовные наставления

«Господь близко, если позовешь Его, Он сразу откликнется». Эти слова принадлежат архиепископу Серафиму (Соболеву) — замечательному иерарху Русской Православной Церкви, для которого живое богообщение было высшим смыслом и центром всей жизни. Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание книги, недавно вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Предлагаем вниманию наших читателей краткие духовные поучения святителя, собранные его духовными чадами.

***

О любви и послушании

А.А. Кострюков. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 336 с. : ил. Любовь к Богу состоит в соблюдении Его заповедей.

В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека — любить и жалеть.

Владыка Серафим говорил о себе: «Ничто так меня не огорчает, как огорчительные слова, сказанные ближним, пусть даже по необходимости».

Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретешь тогда, когда отбросишь себялюбие.

Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!

Послушание есть истинная любовь. Послушание — источник жизни и блаженства, а непослушание — источник смерти и несчастья. Подлинное послушание делает послушника подобным неопалимой купине. Послушание в огне не горит, в воде не тонет и поднимает от земли к небу. А непослушание в воде тонет, в огне горит и от земли переносит в ад. Послушание есть рай, а непослушание — ад. За послушание Бог посылает пребольшую радость.

Послушание есть любовь, а непослушание — нелюбовь, попрание любви. Никогда не отказывайся от послушания.

В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости.

О смирении

Ничто не может помочь нам спастись, кроме смирения. Мы смиряемся перед своими ближними, когда не осуждаем их. Готовься к монашеству кротостью и смирением.

Три основы монашества: воздержание, смирение и послушание.

Имей смирение. Тогда научишься всему доброму. Чем ты смиреннее, тем ближе будешь к Богу. Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение.

Будь смиренна, и все остальное тебе приложится. Смирение означает всегда считать себя ничтожной.

Избегай тщеславия. Только через смирение можешь стать настоящим монахом. Если тебе в голову приходят тщеславные мысли, нужно говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс 113, 9).

Только смиренный может быть настоящим монахом.

Помни слова: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс 140, 3)! Не поучай, если тебя не спрашивают!

Смиряйся и помни слова Господа: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2).

Как обрести смирение? — Молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание — первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасешься.

Чтобы обрести смирение, молчи, когда тебя ругают, когда на тебя сердятся, и молись про себя молитвой «Богородице Дево».

Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем. Против гордости, как и против осуждения, можем бороться молчанием.

Будь смиренна. Тогда пребудешь в истине и в Христовом мире. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14, 27). Господь затем пришел на землю — дать нам Свой мир — все Свое сокровище.

Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения — кротость и смирение.

На вопрос: что такое кротость? — владыка Серафим ответил: «Когда кто-то тебя ругает, всегда обвинять себя и не сердиться. Без скорбей не можем спастись».

О следовании воле Божией

Каждый человек — кузнец своего счастья, и от самого человека зависит, спасется ли он. Без добровольных усилий своей воли человек не может войти в рай.

Всегда все делай по совести!

Старайся ни на кого не обижаться. Никогда не сердись. Никогда не настаивай. Когда что-то делают не по-твоему, говори: «Слава Богу! Слава Богу!» Нужно обуздывать себя.

Все беды и несчастья посылаются нам из-за того, что не имеем смирения. Нужно жить как повелевает Бог, а не как нам хочется. Ничего не делается без воли Божией. В нашей жизни нет ничего случайного. Молю Господа, чтобы Его воля всегда была на мне.

В скорби прочти три зачала Евангелия.

Человек, который стремится к монашеству, ни о чем не должен тревожиться, а возлагать всю свою надежду на Бога.

На мои слова, что Господь меня оставил, владыка Серафим ответил: «Эти слова у тебя от дьявола. Господь не может тебя оставить. Он милостив. Ты даже не можешь представить себе Божие милосердие. Потому и всех Божиих угодников отличало милосердие».

Если на тебя найдет уныние, читай жития святых. Старайся прочитать хотя бы несколько строк из них. Для души они словно благодатный дождь, который освежает, ободряет и радует.

Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелетные птицы.

Всегда помни слова: «Люта зима, но рай сладок».

О борьбе с грехом

Крутой и тернистый путь ведет в Царство Небесное. Каков твой путь? Борьба до крови против плотской страсти и себялюбия. Себялюбие — почва, на которой растут страсти, пустота жизни и печаль.

Ненависть ко греху есть начало духовного возрождения.

Не соизволяй бесам!

Нет ничего хуже греха дерзкого (то есть когда грешим сознательно).

Владыка Серафим говорил: «Духовная философия — трудная наука: нужно десять лет читать жития и бороться со своими страстями».

Себялюбие приносит печаль и лечится молчанием.

С себялюбием борись молчанием. Через тщеславие дьявол наиболее часто губит людей. В земных удовольствиях скрыта отрава погибели.

Подшучивать, шутить — в этом проявление тонкого тщеславия!

На вопрос: как бороться с чревоугодием? — владыка ответил: «Воздержанием».

Никогда не завидуй. Это тяжкий грех.

По улице иди с опущенными глазами.

Господь особенно ценит девство и любит монахов. Сначала очень трудно, нужно постоянно понуждать себя, но в конце исполняются слова Спасителя: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11, 30).

Бесстрастие — это победа над страстями. От него в душе наступает полный мир — Царство Божие еще на земле.

О молитве

Господь близко, если позовешь Его — сразу откликнется!

Молись как можно проще. Например: «Господи, помилуй!» А когда обращаешься к Божией Матери, говори: «Матушка, Царица Небесная!»

Молитва спасает от всех бед.

Когда на тебя находит уныние, хорошо читать прощальную беседу Спасителя с учениками (см.: Ин 13–17 гл.) или Псалтирь.

О силе псалмов владыка Серафим говорил: «Саул утешался Давидовыми псалмами, когда его охватывала сильная печаль. Святой Тихон Задонский, которому Господь послал тяжкое испытание — уныние и печаль, тоже всегда читал Псалтирь».

Если тебе трудно молиться и твое сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче.

В течение дня постоянно повторяй «Богородице Дево», и, если всегда будешь так делать, Матерь Божия будет тебя любить.

Когда молишься Пресвятой Богородице, называй Ее Девой. Это особенно ненавистно бесам.

Духовное чадо владыки Серафима поделился с ним, что ему трудно удерживать внимание на словах молитвы. Владыка сказал ему: «Именно в этом все и состоит — чтобы постоянно понуждать себя ко вниманию, постоянно возвращать свой ум в сердце, потому что только так обретается настоящая молитва».

На вопрос: как научиться сердечной молитве? — владыка Серафим сказал: «В Иисусовой молитве нужно сосредоточиваться в сердце на слове “Господи”. Как струна издает звук, когда ее тронут, так и в сердце появится любовь, умиление и слезы, когда сосредоточишься в нем на слове “Господи”».

Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.

Самая высокая степень прелести — молиться напоказ. Поступай как юродивый Васенька, которого я как-то посетил. Он молился непрестанно, но когда слышал, что приближается кто-то из монахинь, сразу же ложился и начинал храпеть. Так нужно поступать.

О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна».

О покаянии

Если хочешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся, будь милостив к страждущим, утешай их. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5, 7).

Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня.

Если бы дьявол покаялся, Господь бы его простил. Это написано в житии преподобного Антония Великого.

Самоукорение — начало спасения, а самооправдание для человека — погибель.

На вопрос: как каяться? — владыка Серафим ответил: «Говори: “Боже, милостив буди мне грешной!”» — и потом добавил, что отец Амвросий Оптинский, когда его спросили: как молиться? — ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря».

Научить тебя покаянию зависит не только от меня, а более всего от тебя самой. Покаяние в основе своей — смирение. А ты сама должна смириться. Тогда смирение научит тебя истинному покаянию.

Владыка Серафим часто напоминал русскую поговорку: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Это означает не искать вину в других, а в себе. «Сама себя обвиняй во всем», — добавлял он.

О сердечной простоте

Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея.

Помни Христовы слова: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18, 3). Это тебе главное правило: будь простым во всех своих мыслях, чувствах, словах, поведении, в своих отношениях с людьми. Быть простым означает ни в чем не допускать искусственности, держаться перед людьми, как перед Богом. Стать простым означает перемену, перемену жизни, означает такую перемену, которая совершается десницей Всевышнего (Пс 76, 11 — сия измена десницы Вышняго). Тогда не погибнешь, потому что простота есть смирение. А на смирении людей Бог почивает Своей благодатью как на престоле.

О православной вере

Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости.

Кто-то может сказать: «Зачем нужно хранить веру во Христа и стремиться к обретению других христианских добродетелей? Не достаточно ли иметь только любовь, чтобы удостоиться вечного спасения?» Такие вопросы возникают только у тех, кто не имеет никакого понятия о христианской духовной жизни. Можно ли взобраться на гору не проходя через ее подножье? Разумеется, нельзя. Точно так же нельзя без основы всех христианских добродетелей, то есть без искренней веры в Христа, достичь их вершины — любви.

Давайте будем помнить, возлюбленные во Христе чада мои, что без веры угодить Богу невозможно (Евр 11, 6), что без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. Поэтому давайте полагать усилия, чтобы свято и неукоснительно хранить православную веру, а вместе с ней всегда иметь и благодатную, истинную любовь к ближнему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *