Сенсорная комната

Сенсорная комната

Сенсорная комната: типы и назначение

Понятие “сенсорная комната” впервые было введено Марией Монтессори (итальянский врач, ученый, педагог). С точки зрения Монтессори — это среда, насыщенная автодидактически материалом для занятий детей.

Сама же идея искусственной стимуляции восприятия в специально созданной среде зародилась в Голландии более 40 лет назад.

Сенсорная комната психологической разгрузки предназначена для релаксации, наполнения энергией, обучения, развития и может стать отличным инструментом для пробуждения чувств путем действий и экспериментов. В зависимости от методологии, может применяться для стимуляции и развития детей, в т.ч. с аутизмом, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, а также с теми, чья профессия связана с высокой нервной или умственной нагрузкой.

Возможна работа в двух направлениях — используя непрямую терапию, во время которой терапевт/методист только наблюдает за пациентом, или прямое воздействие, когда специалист направляет действия пациента.

Несколько десятилетий комнаты психологической разгрузки используются психологами для снятия стресса и психологических травм у взрослых, для обучения и лечения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Сенсорная комната в детском саду и школе

Нужна ли сенсорная комната в школе или ДОУ для обычных детей? Так ли она необходима детям, посещающим детский сад и еще не знающим слова “стресс”?

Для того, чтобы аргументировать положительный ответ на этот вопрос, рассмотрим используемое оборудование и чем оно может помочь детям.

Простейшая сенсорная комната в детском саду — это помещение с сухим бассейном, воздушно пузырьковыми трубками, мягким или тактильным оборудованием.

“Купание” в разноцветных шариках бассейна помогает развивать моторику и улучшать реакцию, снимать излишнюю эмоциональность. Положительное действие оказывается сразу на несколько важнейших органов.

  • Вестибулярный аппарат: хаотичные перемещения шариков при движениях ребенка создают эффект средний между плаванием и состоянием невесомости. Попытки удержать равновесие развивают скорость реакции и устойчивость.
  • Зрение: плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогают выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
  • Слух: тихая приятная мелодия снизит влияние обычного шумового фона, научит различать чуть заметные оттенки звука.
  • Тактильные ощущения: при игре в бассейне, шарики будут мягко массировать активные точки на коже, стимулируя их и улучшая восприятие прикосновений к предметам.

В последние годы сенсорная комната в кабинете психолога являются неотъемлемой частью при работе с детьми-инвалидами, аутистами и с проблемами адаптации в большом коллективе.

Занятия направлены на достижение баланса системы чувств человека. Лечение детей-инвалидов и с диагнозом “аутизм” включает:

  • ароматерапию
  • светотерапию
  • звукотерапию
  • сенсорную интеграцию
  • релаксацию

Приглушенный свет создает атмосферу частичной изолированности от окружающих и привыкание к совместным играм проходит быстрее.

Тактильные или интерактивные панели, установленные в комнате, помогут пробудить интерес даже у самых пассивных малышей и сделать процесс обучения незаметным и желанным. У детей быстрее развивается воображение, улучшается память.

Благодаря занятиям в сенсорной комнате релаксации у детей с диагнозом “аутизм” появляется интерес к исследовательской деятельности, развивается мелкая моторика, корректируются нарушения движения и возникает положительный эмоциональный фон.

Школьникам комнаты психологической разгрузки с фиброоптическими изделиями помогут снять напряжение и создадут в помещении одновременно расслабляющую и праздничную обстановку. Эмоциональное состояние ребенка после занятий улучшается, и он снова готов сконцентрировать все внимание на занятиях.

Можно сделать вывод, что сенсорная комната в детском саду или школе, это не роскошь, а необходимость. Она поможет детям:

  • снизить утомляемость, а значит, сохранить интерес к обучению и развитию;
  • предотвратить вероятность появления страхов или агрессивности;
  • проявить пока еще скрытые способности;
  • развить музыкальный слух и восприятие цветов

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты психологической разгрузки также используются для релаксации и реабилитации взрослых людей.

Впервые сенсорные комнаты для взрослых стали использовать в Европе в учреждениях, сотрудники которых подвержены наиболее высокому уровню стресса (военнослужащие, пожарные, пилоты гражданской авиации, полицейские и пр.)

И в России в настоящий момент комнаты релаксации и психологической разгрузки пользуются большим спросом.

Помимо вышеперечисленных учреждений, их также устанавливают на крупных промышленных производствах.

Организация комнат релаксации и психологической разгрузки на предприятиях. Зачем это нужно?

Идея создания организованных пространств на предприятиях для снижения нагрузок на работников, занятых выполнением тяжелых работ, связанных с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками далеко не новая.Еще в советсткое время существовали так называемые комнаты психологической разгрузки.Комната психологической разгрузки существенно снижает риск появления чрезвычайных ситуаций на предприятиях, работа которых связана с операторской деятельностью, снижает нагрузки на работников, профессиональные обязанности которых связаны с негативными эмоциями или работа требует особой концентрации внимания.

В метро все спокойны

Метрополитен – это отлаженный и четкий механизм, состоящий из множества процессов, управляемый огромным количеством современной компьютерной техники, координирующий тысячи поездов на разных маршрутах. И самая главная составляющая – это, конечно же, люди.

Работа у сотрудников метрополитена нелегкая, связанная с физическими и психологическими перегрузками. Отсутствие солнечного света и постоянно высокий уровень шума приводит к заметному снижению уровня внимания. Особенно это критично для машинистов электропоездов. Ведь они несут ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.

Понимая важность отличного самочувствия сотрудников, на некоторых станциях московского метрополитена давно оборудованы специальные комнаты отдыха и релаксации. В таких комнатах создана расслабляющая атмосфера, установлены массажные кресла и аппараты для приготовления кислородных коктейлей. Пребывание там заметно снижает уровень гормонов стресса. Массаж на кресле снимает повышенный тонус мышц, а кислородный коктейль наполняет энергией. Буквально через полчаса машинист, заметно отдохнувший, готов продолжать работу.

Релакс в массы

Создание релаксационных комнат для сотрудников это вовсе не дань моде, а острая необходимость в условиях современной стрессогенной среды. Практика оборудования помещений для отдыха пришла к нам от иностранных компаний. Там, как известно, работа с персоналом выполняется на высоком уровне. Например, многие крупные западные компании имеют собственный спортзал, игровую рекреацию, кофе-пойнты и комнаты релаксации. В ряде компаний проводились исследования, которые подтвердили тот факт, что создание таких зон существенно влияет на работоспособность сотрудников. Количество критических ошибок снижается более, чем на 50%. Помимо этого повышается производительность труда, улучшается психологический климат в коллективе и, как следствие, растет общая лояльность сотрудников. Поэтому комнаты отдыха являются прекрасным инструментом для поддержания корпоративной культуры.

Сейчас Российские компании активно перенимают этот опыт, применяя его как в небольших компаниях, так и в проектах, где задействованы тысячи людей.

Кому это нужно?

В первую очередь, возможность отдохнуть в течение смены, нужна тем, кто так или иначе отвечает за жизнь или здоровье людей. Например врачам и медсестрам, водителям, диспетчерам, пилотам, машинистам и пр.

Во-вторых, сотрудникам опасных объектов и производств, там где цена ошибки может быть очень велика.

В третьих, зоны отдыха необходимы на фабриках, заводах, на любых конвейерных линиях, так как высокий уровень шума и монотонность операций приводит к систематическому снижению работоспособности, синдрому быстрого «выгорания» работников.

В четвертых, на круглосуточных предприятиях, где присутствуют ночные смены для персонала. Там потребность в релаксации очень важна, так как ночь физиологически неблагоприятное время для работы. Ночью наблюдается снижение внимание, памяти, повышенная утомляемость, напряженность.

В пятых,по статистике наиболее стрессовыми для человека являются профессии,связанные с общением с большим количеством людей: операционисты в банках,продавцы,кассиры,диспетчеры,сотрудники колл-центров.От этих людей зависит имидж компании в глазах клиента.А куда девать накопившийся стресс и как не выплеснуть его на клиента?

Что нужно для комнаты отдыха?

Конечно собственный спортзал или игровую может себе позволить далеко не каждая компания, для этого нужны большие помещения и значительные финансовые затраты. Оптимальный вариант – это оборудование специальной релаксационной комнаты.

Для этого нужно не так уж и много.

Отдельное шумоизолированное помещение. Метраж не так важен. Все зависит от численности сотрудников, которым необходимы сеансы релаксации. Дизайн комнат отдыха лучше оформлять в стиле хай-тек или эклектике. Цвета в интерьере должны отличаться от кабинетов и рабочих зон. Предпочтительны спокойные тона. Прекрасно подойдут бежевый, светло-зеленый. Уместным будет наличие комнатных растений и аквариума с рыбками, способствующих приятному микроклимату и релаксирующему эффекту. В качестве источника света можно разместить фиберлюстру или пузырьковую панель. На пол рекомендуется класть мягкое ковровое покрытие. На окна – шторы из светонепроницаемой ткани. Мебель мягкая, модульная или бескаркасные пуфы и кресла.

Итак, помещение подготовили. Теперь займемся специфическим наполнением.

  1. Вам понадобится музыкальный центр с аккустикой. Специальная музыка или звуки природы в обязательном порядке должны сопровождать сеанс релаксации.
  2. Проектор и экран для просмотра видео с красивой природой, райскими побережьями, морскими глубинами и их обитателями и пр.
  3. Аромаустановка. Как известно, для расслабления необходимо воздействие на все органы чувств. Правильно подобранный аромат эфирного масла способствует не только созданию правильной атмосферы, но и усиливает эффект от сеанса релаксации.
  4. Увлажнитель воздуха. В офисных помещениях воздух обычно сухой и содержит мало кислорода. Тому виной кондиционеры и обогреватели. Это всегда дополнительный стресс для организма. Поэтому важно обеспечить в зоне отдыха оптимальную влажность.
  5. Массажное кресло. На его выборе остановимся чуть подробнее. Ведь это, пожалуй, самый главный элемент в релаксационной комнате. Массажное кресло снимает физическую усталость и приводит тело в тонус. Поэтому оно должно быть качественным и функциональным.

Окупится или нет?

Если вас до сих пор посещают сомнения, то резюмируем еще раз очевидные выгоды, которые принесет создание комнаты для восстановления сил:

  • повышение производительности труда (по результатам исследований на 20% и более);
  • снижение количества критических ошибок (на 50% и более);
  • снижение простудных заболеваний среди сотрудников (снижение стресса повышает иммунитет);
  • улучшение социально-психологического климата в коллективе и повышение лояльности сотрудников; уменьшение “текучести” кадров.

При принятии решения создавать или нет комнату отдыха у себя в компании нужно помнить, что отдохнувший работник способен принести гораздо больше пользы, чем бедняга, который всю неделю пребывает в ожидании выходных.

Мастер-класс

«Организация занятий в сенсорной комнате как средство сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья учащихся».

Цель мастер-класса: повышение методической компетенции педагогов в использовании здоровьеформирующих технологий.

Задача: продемонстрировать технические возможности сенсорной комнаты, активное и грамотное использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мастер-класс я бы хотела начать необычно, в школьном коридоре. Ответьте мне, пожалуйста, что находится за этой дверью? Сенсорная комната, что она из себя представляет? Для чего она нужна и все ли умеют правильно работать с оборудованием?

Хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

Для начала хотелось бы отметить, что проводимые занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на весь организм в целом. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, создание радостного настроения позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений -гиперактивности или вовсе без каких либо отклонений.

В оснащение сенсорной комнаты входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. Так же массажные и тактильные изделия, бескаркасная мебель, светозвуковое и интерактивное оборудование. Со всем этим мы и познакомимся сегодня. Эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3-7 учащихся, а так же индивидуально. Детей выбираю по карте здоровья или по наблюдению во время уроков. В сенсорной комнате используется метод релаксации. Занятие имеет три основные части:

— вводная – ритуал приветствия, разминка

— основная — релаксация, игра

— завершающая – ритуал прощания

Ну и для начала нашего занятия, давайте проведем ритуал приветствия:

Наши веселки (мячики-весёлки) улыбаются нам, они очень рады, что мы пришли к ним в гости, улыбнитесь, и вы им помашите рукой, скажите «здравствуйте»!

Смотрите, сколько здесь много интересного и разгуляться нашей фантазии есть где. Давайте представим, что мы очутились на берегу моря. (Музыка прибоя, сухой бассейн) можно посидеть на берегу, послушать шум моря, «помочить» ножки, а то и поплавать.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка — нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно — сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, активизирует деятельность обменных процессов, способствует нормализации массы тела, создает положительный психо — эмоциональный фон. Сухой бассейн создает массажный эффект, эффект погружения, эффект ускользающей податливой опоры, расслабляющий эффект, сенсорный эффект, тренирующий эффект. Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Занятия в бассейне показаны при ДЦП, нарушениях осанки, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при сколиозах, остеохондрозах, заболеваниях нервной системы, после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. Противопоказания: повышенное давление 140\90, острый период заболевания, повышенная температура тела 37,5, заболевания кожи — гнойничковые, грибковые) В сухом бассейне можно проводить как специальные, так и общие развивающие упражнения, массажные движения, дыхательные упражнения, упражнения в сопротивлении, в равновесии, с дополнительными предметами. Исходные положения в бассейне: лежа на животе, спине, боку, сидя, сидя по — турецки, стоя на коленях, четвереньках, сидя и лёжа ноги свешиваются на бортик бассейна. Продолжительность занятий 10-15 минут с применением цветовой гаммы мячей и подсветки.

Поиграем? (показывает ассистент)

1 упражнение «Часики» ( с опорой или без опоры на руки) сидя в бассейне с упором, ноги вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней. И так по кругу. Игра служит для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

2 упражнение «Солнышко» стоя перед бассейном опускает руки внутрь и рисует солнышко (вращательные движения обеими руками) — укрепление мышц плечевого пояса.

3 упражнение «Шаловливые ножки» сидя на бортике, опустив ноги в бассейн болтать ими как в воде — укрепление мышц голени

4 упражнение «Нырки» стоя у бассейна, руки в упоре достаем головой дно бассейна — массаж шейного отдела

5 упражнение » Перекаты» лежа на бортике, перекатываемся с бортика и перекатами добираемся до другого бортика – массаж и коррекция работы позвоночника

6 упражнение «Салют» лежа на спине ноги врозь, соединяя ноги захватывать мячики и подкидывать их вверх – укрепить мышцы живота и ног.

Давайте перейдем к другому месту игр. И, переходя к песочному столику, мы опять же проведём незамысловатее упражнения на тактильных дорожках, сделаем массаж нашим ножкам. Тактильная дорожка состоит из 7 отделов, наполненных различными наполнителями. Есть основное правило, отделы должны чередоваться мягкий — твердый, жесткий – гладкий. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу того или иного органа и организма в целом.

Вот мы с вами и подошли к песочному столику.

Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем, давайте сейчас и попробуем (столик с песком, подсветка) можно рисовать замысловатые картины, фантазировать, используя различную подсветку. Игры в песке снимают психическое напряжение, учат общаться со сверстниками, развивают глазомер, творческие способности.

Игры: — оставляем следы

— рисование

-закапывание и раскопки

Многие из нас в детстве любили играть в лабиринты, загоняя шарики в лунки, а здесь вам предлагается попробовать то же самое проделать не только руками ,но и ногами. (Лабиринты) — развитие координации движения, мышц ног, рук, глазомер.

Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и нам кажется, что они виляют хвостиками. (Колонны с пузырьками) Вглядываясь в зеркала, нам кажется, что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы.

Играя, учимся активизировать зрительное восприятие, развитие зрительно моторной координации, учимся концентрировать внимание, идет формирование фиксации взора.

Упражнения: — найди такую же рыбку

— посчитай пузырьки

— проследи взглядом

Я думаю, что многие из вас сейчас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Я вам предлагаю поиграть с дождем и сейчас, но не настоящим, а «волшебным». (Фиброоптиковолокно)

Пучок волокон уже сам по себя является анти депрессантом. Волокна мягкие, приятные на ощупь, их можно переплетать, мастерить замысловатые фигурки, применив скотч. Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта, развития мелкой моторики, тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предметов.

Игры:

-жгутики

-заплети косу

— слепи улитку

С наступлением вечера, яснее становятся запахи лета (аромалампа) пахнет высохшей травой, морем. Хочется полежать на берегу, посмотреть на небо, на звезды, помечтать.

(Звучит релаксационная музыка.)
— Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар, аромалампа с ароматом .)
— Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
— Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

И в конце нашего занятия ритуал прощания:

Отдохнули, поиграли

И совсем мы не устали

Скоро мы придем опять

Будем вместе мы играть.

Помашите ручками нашим «Веселкам», улыбнитесь. Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь как они, тогда и настроение у вас будет хорошим всегда. С детьми мы так же отмечаем, как изменилось наше настроение и самочувствие после занятия.

Уважаемые коллеги, в конце мастер класса мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну сенсорной комнаты ? (ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕФЛЕКСИЯ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *