Семья малая церковь

Семья малая церковь

Семья в христианстве

Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь и выбирает, что делать дальше, стать монахом и жить в монастыре, или вести мирской образ жизни и создать христианскую семью. Часто можно видеть очень успешных деловых людей, (бизнесменов, предпринимателей), или людей, которым удалось создать счастливую семью, но они не хотят больше идти по мирскому пути и всерьёз задумываются о жизни в монастыре.

Однако, монашеский путь — требует особого внутреннего расположения. Нужны врождённые способности к монашеству и призвание Божие. И призвание к монашеской жизни есть далеко не у всех. Быть хорошим мирянином — это гораздо лучше, чем быть плохим монахом. Мирской путь верующего — это достойный путь и он приемлем для большинства людей. Такой путь даёт множество возможностей реализовать себя творчески. Но какую бы возможность для реализации человек не выбрал, создание, семьи с христианскими традициями — это необходимое условие в православии.

И не просто заключение гражданского брака, а брака церковного, с венчанием. И, далее, рождение и воспитание детей в православных традициях.

Господь Иисус Христос прежде чем служить обществу, благословил Своим посещением супружескую и у них на венчании сотворил настоящее чудо (Ин.2:1-11). Его ученики, апостолы, несли слово Божие, прежде всего, в дома семейных людей.

Познать радость бытия человек может только при руководствуется нравственными законами, а эти законы человек узнаёт в семье. Разрушение института семьи неизбежно ведёт к деградации и разрушению общества, в целом.

В своих книгах о важности семьи, православный священник Илия Шугаев говорит: «Мы, как народ, слабеем, потому что сила народа — в крепости семьи, а семейные традиции в России практически уничтожается. Ведь любовь человека к Родине, к миру или к отдельному человеку начинается с любви в семье, потому что семья — это то место, где он проходит школу любви».

В современном обществе правит капитал, и для современных атеистов-язычников нет ничего важнее, кроме своих личных интересов и материального благополучия. Поведением этих людей руководят их инстинкты, и они всё активнее пропагандируют безнравственную жизнь, которая противоречит всем заповедям Бога.

Такие безнравственные активисты ради своей наживы распространяют гомосексуализм, безнравственность, аборты и разводы в семье, как норму, с целью разрушения религии, причём, не только православия, потому что религия устанавливает духовные ценности и определяет их иерархию, несёт в себе нравственные ориентиры и сдерживает тех, кто поклоняется мамоне (материальному благополучию).

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф. 6:24).
У всякого христианина (того, кто ведёт образ жизни согласно учению Христа, а не того, кто называет себя таковым) существует иерархическая цепочка духовных ценностей: Бог — семья — служение обществу (людям) — собственные интересы. Семья находится сразу же после Бога, т.е. имеет достаточно высокий статус. Семья и семейное счастье является гармоничной средой жизни любого человека.

Сейчас в обществе больше всего ценятся профессиональные качества человека, социальное положение и большое количество знаний в голове. Это, конечно, положительные качества. Но! Если человек не пытается наладить свои семейные отношения, то эти качества не прибавят ему счастья.

В христианской семье наиболее важная добродетель — это бескорыстная любовь. Все члены семьи, любя друг друга и руководствуясь заповедями, находят способы для предотвращения или разрешения ссоры в семье, изучают на деле, что такое доброта, порядочность, терпение и другие добродетели, которые позволяют найти душевный покой и обратиться к вере в Бога.

Итак, в христианском обществе отношение между мужем и женой в семье, а также рождение и воспитание детей в семьеполучают благословение Всевышнего. В заключении пожелаем всем семейным парам жить в соответствии с законами Божьими и освящаться светом евангельских, православных истин.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Ищите церковь, которая служит другим церквям и людям. Обратите внимание на церковь, которая показывает признаки жизни. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Многие люди хотели бы поклоняться в маленькой церкви, если бы смогли найти хорошую.

Итак, есть столько маленьких церквей вокруг, почему так много людей с трудом находят хорошую?

Это не потому, что их не существует, это не так.

Я думаю, это потому, что мы не знаем, что искать. Многие считают, что единственная разница между хорошей маленькой церковью и хорошей большой церковью — это количество прихожан.

Это не так.

Слишком много людей не знают, каковы эти различия, поэтому они не знают, что искать в церкви.

Обычно я пишу церковным лидерам о том, как помочь маленьким церквям стать лучше и здоровее. Сегодня я хочу обратиться к посетителям церкви, членам и волонтерам — особенно тем, кто ищет здоровую маленькую церковь для участия, служения и поклонения.

Есть несколько характеристик, на которые нужно обратить внимание, и все они каким-то образом отвечают на этот важный вопрос.

Если Вы ищете хорошую маленькую церковь для поклонения и служения, вам нужно искать церковь, которая делает мелкие церковные проекты хорошо, вместо того, чтобы пытаться делать крупные церковные проекты в меньших масштабах.

Вот несколько характеристик для поиска, основанных на некоторых различиях между большими и маленькими церквями.

Не ищите ухоженного объекта, ищите хорошо используемый.

Вы знаете, какую небольшую церковь Вы проехали, но проигнорировали, потому что у них нет прекрасно ухоженной лужайки или обновленной вывески?

В следующий раз, когда вы проедете мимо нее, спросите себя, так ли это и внутри.

Если объект хорошо используется, но слегка потрепан, это не признаки пренебрежения, это признаки жизни.

То же самое касается церкви, которая не имеет собственного здания. Не позволяйте тому, что церковь арендует помещение в выходные, убедить Вас в том, что она не стоит вашего времени. Аренда — это жизнеспособный финансовый вариант для многих очень хороших церквей, которые совершают великое служение.

Не ищите высококвалифицированных служителей, ищите здоровые отношения.

Несколько раз я посещал церкви, у которых были все признаки того, что они были классными, новыми. У них было все, от крупных вывесок до обслуживающего персонала парковки, от бесплатного латте для популярных гостей. Но как только я вошел внутрь, там было устаревшее, мертвое присутствие.

В одной церкви не только никто не был дружелюбен к нам, как гостям, но завсегдатаи не были даже дружелюбны друг к другу.

Хорошо подготовленная команда приветствия может быть полезной, но это не подменяет реальное дружелюбие. И, в меньшей церкви, если она действительно дружелюбна к гостям, тот факт, что у них нет «официальных» приветствий, не имеет значения.

Не ищите музыкального совершенства, ищите искреннего поклонения.

Я люблю отличную, живую музыку. Я искренне верю, что это обогащает душу.

Но церковь не нуждается в музыкальном совершенстве, чтобы иметь искреннее, сердечное поклонение.

У многих маленьких церквей нет лидеров с достаточным музыкальным навыком, чтобы вести общину в прославлении каждую неделю. Наша церковь переживала это в течение многих лет.

Если церковь по-настоящему поклоняется Господу всем своим сердцем, просто присоединитесь к атмосфере поклонения.

Не ищите высококачественную графику, ищите регулярные обновления и взаимодействие.

Не у каждой церкви есть веб-сайт. Но даже у самой маленькой должна быть страница на Facebook.

В яркой и активной церкви может быть не самое крутое оборудование, но люди будут активными. Найдите страницу на Facebook с регулярными новостями и обновлениями церкви или веб-сайт, рассказывающий о предстоящих событиях, а не те, которые прошли несколько месяцев назад.

Не ищите место, которое удовлетворит Ваши потребностей, ищите место, которое вам нужно, которому Вы можете что-то предложить.

Одним из великих подарков, которые маленькие церкви могут предложить людям, является возможность быть нужными, востребованными.

Большая часть опыта церковной жизни — это не то, что церковь может сделать для Вас. В конце концов, церковь — это мы.

Не ищите церковь, которая служит Вам, ищите церковь, которая побуждает Вас служить другим.

В то время, как предыдущий момент касался возможностей служить внутри церкви, важно также, чтобы церковь служила другим. Слишком много церквей, больших и малых, предлагают возможности, которые только обогащают то, что происходит внутри их собственных стен.

Найдите церковь, которая служит другим церквям и людям.

Не ищите признаков технического совершенства, ищите признаки жизни.

Церковь беспорядочна, потому что жизнь беспорядочна. Когда церковь становится больше и может нанимать больше персонала и иметь больше помещения, ей проще управлять. Но небольшая церковь больше похожа на семейную единицу. И семьи имеют проблемы. Ни одна церковь не совершенна, потому что ни одна семья не идеальна. В небольшой церкви вы вряд ли найдете много технического совершенства. Но это нормально. У здоровой церкви будет что-то, что есть у каждой здоровой семьи.

Выражение «семья – малая Церковь» встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» (Рим. 16, 4). В разговоре о Церкви мы почти всœегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь — ϶ᴛᴏ объединœение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Епископы и священники – не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителœей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, в случае если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».

Семья даже в самые трудные времена — ϶ᴛᴏ «малая Церковь», в случае если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истинœе, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелœем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать их трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, должны сочувствовать им, когда в силу крайне важно сти они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего крайне важно держаться и во что верить. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре – нужно быть добрым! Можно не показывать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о нем как можно больше и стараться жить по Христовым заповедям.

Церковь знала периоды преследований, когда нужно было скрывать веру, а иногда страдать за нее. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи – малой Церкви.

Семья – наследница традиций

Рассматривая семью как «домашнюю Церковь», как живые клетки тела Церкви, можно понять природу национальной особенности Церкви. «Домашняя Церковь» по своей природе воплощает религиозные ценности и верования в повсœедневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях.

Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья — ϶ᴛᴏ наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на базе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле – источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Сама идея «родины» – лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте Текст 7 ʼʼМесто и значение мужчины во всœелœенской иерархии.

2. В чем автор видит смысл жизни мужчины?

3. Какое место занимает мужчина в семейной иерархии? В чем это выражается?

4. Как Вы понимаете смысл выражения ʼʼотцовство – предназначение мужчины в семьеʼʼ?

5. Как, по мнению автора, связана иерархичность семьи и государства?

Таинство нерасторжимости

21.01.2015

Начинается пора зимних свадеб. О Таинстве создания «малой Церкви», о нерасторжимости и обособлении семейного союза, а также о том, почему венчание должна предварять государственная регистрация, рассказывает иерей Андрей Макеев, клирик храм во имя святителя Николая Чудотворца в рабочем поселке Дальнее Константиново Нижегородской области.

Отец Андрей, что, с позиции Церкви, лучше − брак или монашество?

− Вряд ли можно так ставить вопрос, но давайте рассуждать. Брак и монашество — это два пути к спасению. Один путь, кратчайший, на мой взгляд, − это монашество. Почему он кратчайший? Потому что человек все силы души, все свои телесные силы направляет на богослужение, на достижение общения с Богом во время своей земной жизни. Путь этот интенсивный, он более сложный, но это − кратчайший путь.

Живущий в браке идет другим путем. Нельзя сказать, что он хуже или лучше: это просто иной путь. Здесь человек обременен женой, детьми, работой, какими-то послушаниями по дому (это, в том числе, и уход за родителями). И только часть сил и времени он направляет на собственное совершенствование. Жена, дети, родители − это инструменты, которые помогают человеку духовно самосовершенствоваться.

Монашество − это тоже семья. Но семья, состоящая из гораздо большего числа членов. Сравните: человек живет с женой и с детьми, их пятеро-шестеро, и человек живет в монастыре, где братии − сто или больше. Это такая же семья, и в ней тоже существуют определенные законы, и тоже иногда нужно подавлять свое «я». Поэтому говорить, что спасительнее, − нельзя.

Церковь никого ни к чему не принуждает, это свободный выбор каждого. Если человек чувствует в себе силы и потребность достигать спасения в одиночку, пожалуйста, такая возможность есть: это монашество. Многое зависит от нашего внутреннего устроения. Есть люди, которые с рождения, с детства, с юности не чувствуют в себе сил для семейной жизни. Если они желают угождать Богу, то вольны выбирать для себя путь монашеский.

Другие же считают, что в семье гораздо проще преодолевать все житейские нестроения. Господь благословляет и это. Сам Он и в Ветхом Завете говорил: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни посетил свадебный пир в Кане Галилейской, тем самым благословив и этот конкретный союз, и сам институт брака. Мы с вами знаем, что апостол Петр, например, был человеком женатым. И, как свидетельствует Предание, детей не имел. От этого его брак не стал, я думаю, менее совершенным или каким-то ущербным.

Почему Церковь венчает только имеющих государственное свидетельство о браке? Почему нельзя просто прийти в церковь и повенчаться, а уже потом зарегистрироваться?

− Дело в том, что до 1917 года церковный, то есть повенчанный, брак признавался государством как имеющий юридическую силу. И у священнослужителей была возможность контролировать, находится ли человек в настоящее время в законном браке или нет. После 1917 года ситуация изменилась кардинально, венчание перестало признаваться государством как полноценный брак.

И поэтому человек, обращаясь к священнослужителю с просьбой совершить над ним Таинство, должен был предъявить документ, который подтверждал, что в настоящее время этот человек свободен от каких-либо других обязательств и отношений. Потому что были случаи, к сожалению, когда те, кто уже находился в законном браке, вводили священнослужителей в заблуждение просьбой повенчать с другой женщиной. Это основной аргумент, почему практика Русской Православной Церкви в настоящее время обязывает перед венчанием зарегистрировать свое гражданское состояние в органах государственной власти.

Сейчас существует понятие гражданского брака − брака, зарегистрированного в ЗАГСе и имеющего соответствующие документы.

Но ни в коем случае нельзя путать гражданский брак с блудным сожительством, как это многими в наше время практикуется. Лишь вступая в государственные правовые отношения, получая санкцию государства на создание семьи, она обеспечивается определенной защитой государства, защитой каждого члена этой семьи.

Если вдруг зарегистрированный брак распадается, государство может проконтролировать, чтобы никто из детей не был обделен (в имущественных вопросах, например). К тому же регистрация брака подразумевает осознание молодыми людьми ответственности. Они с большей серьезностью подходят к делу создания семьи, чем когда просто приходят в церковь и говорят: «Повенчайте нас, пожалуйста».

Конечно, для верующего православного человека венчание в церкви приоритетнее регистрации в ЗАГСе. Но существующий на сей момент порядок вещей таков: предварительно свое желание жить вместе нужно засвидетельствовать в органах государственной власти.

Нужен ли в принципе штамп в паспорте?

− Штамп на отношения, я полагаю, никоим образом не влияет. Некоторые просят обвенчать их, заявляя: «Для нас штамп в паспорте ничего не значит». Но если для вас штамп в паспорте ничего не значит, если это пустая формальность, то я не вижу никаких оснований, чтобы эту проблему не решить просто и быстро.

Мне кажется, иногда люди обманывают сами себя, говоря, что для них это ничего не значит. Множество причин, отговорок, которые якобы не позволяют им зарегистрировать свои отношения, свидетельствуют о нежелании, неготовности нести ответственность за семью. Многие прикрываются материальными трудностями, но ведь свадьба как таковая совершенно не обязательна. Человек может прийти в ЗАГС с будущей супругой в любой день и зарегистрироваться без проблем.

Почему семью называют малой Церковью?

− Это сравнение впервые прозвучало в словах апостола Павла, которые он произносит, сравнивая союз между мужчиной и женщиной с союзом Христа и Церкви. За этой параллелью, которую он приводит, лежит следующее: как главой Церкви является Христос, так и главой жены является муж. «Муж должен любить жену, − говорит апостол Павел, − как Христос возлюбил Церковь». Это значит, мужчина должен жертвовать всем для семьи, для жены, защищать ее, любить, относиться с уважением. Христос всего Себя предал за Церковь. Этим принципом должны руководствоваться и мужья по отношению к своим супругам.

Также апостол Павел пишет: «Пусть каждый муж любит свою жену, как свою плоть». Здесь учитывается то, что вместе супруги составляют единое целое. Человек, не любящий свою жену, не любит самого себя. Но такого не бывает. Каждый плоть свою лелеет и греет. Поэтому если человек любит себя, он будет любить и свою жену. Кто допускает какую-то несправедливость, уделяет недостаточное внимание супруге, членам своей семьи, тем самым свидетельствует о том, что ему наплевать и на себя.

Объясните, пожалуйста, фразу: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»?

− Дело в том, что новая семья, которая образуется, все-таки должна каким-то образом себя отделять. Формируется новая ячейка общества, и это оставление отца и матери не значит, что нужно вообще о них забыть. Это означает, что человек начинает вести собственное хозяйство, становится главой своей семьи, за все в этой новой семье отвечает сам. Разумеется, это не снимает заботу о близких, которых он оставляет, − родителей в первую очередь.

Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоустановленность брака, с другой − провозглашает закон о его нерасторжимости. Очень важно понимать: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Люди, вступающие в церковный брак, должны осознавать: это Таинство обязывает к его нерасторжимости. В жизни это, к сожалению, не всегда так.

«Прилепление» указывает и на физическую близость в том числе, на общность интересов, которые между супругами будут возникать, на тесный духовно-нравственный союз, который достигается ими самими. Оставление отца и матери способствует этому единению, новому союзу.

Беседовала Надежда СПИРИНА

Беседа на радио «Образ» опубликована
(к печати подготовила Татьяна Юдина)

>1.Первое признание в любви
Венчание
Христианская любовь
Семья – малая Церковь
Вос-питание
900igr.net
>2.Первое
признание
в любви
И сказал человек: вот, это кость от
костей моих и плоть от плоти моей.
Быт.2:23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *