Село юрское отец Николай

Село юрское отец Николай

С настоятелем храма во имя апостола Иоанна Богослова, что находится в селе Карамышево Липецкой области, протоиереем Николаем Староватых я познакомился, казалось бы, случайно, на Нижегородской православной выставке-ярмарке. Но ничего в этой жизни случайного не бывает.

В прошлом – боевой армейский офицер, он и после 70 лет мало в чём изменился. За свою жизнь прошёл немало горячих точек. Многие из тех, кто были рядом с ним, с его слов, остались лежать в земле. Могу добавить к его словам, что кто-то умирает духовно, спивается, потеряв смысл жизни. А он продолжает служить. Служить России. Только его дело сейчас, его нынешнее служение куда важнее, чем раньше.

Я побывал у него дома и прожил с ним рядом трое суток. Увидел распорядок дня настоящего священника. Подъём – в 6 часов утра, утренняя молитва, завтрак, если не на службу. Затем – или служба, или требы, с которыми обращаются к нему со всех концов земли. И хозяйственные вопросы решать ему приходится, как без них. Хозяйство немалое: пасека своя, мёд отличный, то урожай созрел, перерабатывать надо. Только новости позволяет себе послушать по радио в 21:00, это осталась армейская привычка. А в 22:00 он выкладывает перед собой несколько сотовых телефонов, набирая на них хорошо знакомые номера своих прихожанок, и эфир наполняется молитвами. Начинается вечерняя молитва по телефонам. Батюшка читает молитвы, а прихожанки – длинный перечень имён тех, кто очень нуждается в этих молитвах. А спать ложится он уже после полуночи. И так каждый день. По каждой исполненной требе дежурная по храму непременно отправляет ответ в виде смс-сообщения.

В чём состоят эти требы, за что молится усердно этот священник? За будущее народа, за самое сокровенное.

Во-первых – за тех женщин, которые не могут иметь детей. Кто сказал, что не могут? По его молитвам это поправляется, затем – за беременных, за рождённых детей. Помнится, как при мне он объяснял одной из женщин по телефону, почему каждый раз дежурная его храма отправляет сообщения всем, за кого помолились: «Ваш будущий ребёнок должен знать, что его в этом мире ждут, за него молятся, что он – желанный ребёнок».

Я всегда помнил об этом своём знакомом священнике. Не складывалась личная жизнь у моей дочери – попросил его помолиться муромским святым Петру и Февронии о даровании супруга. И дело поправилось. Даже удивительным образом дальнейшая судьба складывалась: удалось выгодно продать жильё в течение трёх дней, а затем купить в другом городе, найти работу. Уже это было похоже на чудо. Когда дочь забеременела, я поначалу не обращался к батюшке, зная его загруженность: к нему православные люди не только из России обращаются, но и из других стран.

Само появление на свет моей внучки было уже чудом. По какой-то причине врач-гинеколог не назначила моей дочери очередное УЗИ на позднем сроке беременности. Но вторая, младшая моя дочь, медик по специальности, именно в тот день посоветовала своей сестре сходить на УЗИ. Результат был ошеломляющий: у ребёнка – сильная тахикардия, врачу надо было принимать срочное решение. Сделали «кесарево сечение», ребёнка спасли. Девочку, родившуюся 30 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, моя дочь назвала Верой. И началась долгая борьба за её жизнь.

Разумеется, я сразу вспомнил об отце Николае. Ежедневно на мой телефон, а позднее – на телефон дочери поступали сообщения: «Мы молились на проскомидии, обедне, совершили молебен»; «Вчера вечером совершил 14 молитв». Да и мы без молитв не жили. Но отца Николая считал главным молитвенником. Вера перенесла самостоятельное путешествие на реанимобиле из районного центра в Нижний Новгород, где её ждали лучшие специалисты в лучшем отделении реанимации. Там же её и окрестили. Дальше – детское отделение этой больницы. Все медицинские работники, которые имели какое-либо отношение к этому ребёнку, иначе как чудом происходящее с ней восстановление не называли. Когда состояние ребёнка было стабильно тяжёлым, мы говорили: «Ключевое слово – стабильно». Сейчас девочка дома, мы верим, что всё у неё будет хорошо. За неё молится такой священник!

Впрочем, сам он – скромный человек, живёт безо всяких излишеств, но после себя оставит многое: рядом с храмом строится дом причта, где можно будет жить приезжающим. Он строитель, созидатель. Многих детей он поднял своими молитвами. Но что есть главное? Главное – у нас есть вера. Храм тот освящён во имя святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. А он был возлюбленным учеником Господа.

Я рад тому, что эта любовь Божия и меня коснулась. А значит – действительно всё хорошо будет у моей внучки в дальнейшем, иначе и быть не может. Это же – обыкновенное чудо.

Владимир Николаевич СОКОЛОВ

ИЕРОМОНАХ НИКОН (Харьков)

Харьков Сергей Викторович родился 18 декабря в д.Думиничи Думиничского района Калужской области, в рабочей семье. Отец — Харьков Виктор Иванович работал на Думиничском чугунолитейном заводе водителем, мать – Харькова Елена Евгеньевна — вязальщица.

В 1976 году 12 февраля на память Трех Святителей принял таинство Крещения в Смоленской церкви г.

Сухиничи.

Обучался батюшка в Думиничской средней школе №1 имени Н.В.Корнева. Закончил обучение с серебряной медалью.После поступил в Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского на физико-математический факультет.

Будучи студентом преподавал математику в средней школе №45 г.Калуги.

После окончания КГПУ получил диплом учителя математики и государственно-признанную квалификацию учителя.

В 1984 году впервые осознанно присутствовал на Божественной литургии в Смоленской церкви г.Сухиничи. Это было на праздник Богоявления Господня. С этого дня регулярно посещал все воскресные литургии. Смоленская церковь стала для меня родной, а настоятель Протоиерей Николай Казаков стал духовником и наставником.

С 1985-1988гг. пел на левом клиросе Смоленской церкви и исполнял послушания пономаря.

В 1986 году вошел в состав инициативной группы по сбору средств на открытие молитвенного дома в п.Думиничи.

За указанные годы посещал православные святыни. Побывал в Псково-Печерском, Пюхтицком, Почаевском, Киево-Печерском, Флоровском, Корецком, Жировицком монастырях.

Регулярно посещал Богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

С открытием в п.Думиничи молитвенного дома исполнял клиросное послушание при всех настоятелях: игумене Донате (Петенкове), протоиерее Николае (Нянькине), иерее Иоанне ( Староста). Принимал активное участие в жизни прихода.

В сентябре 1993 года принят в штат Свято-Никольской церкви г.Калуги, где по 2004 год исполнял обязанности штатного псаломщика и пономаря. В это время проживал в семье митрофорного протоиерея Леонтия (Сагайдаковского).

Вбудучи студентом КГПУ преподавал математику в средней школе №45 г.Калуги.

В 1999 году посетил Святую Землю и поклонялся ее святыням.

В 2004 году вернулся на место рождения в д.Думиничи к родителям и снова стал исполнять обязанности штатного псаломщика храма Космы и Дамиана в п.Думиничи.

В 2006 году поступил на работу в Думиничскую среднюю общеобразовательную школу №3 на должность учителя ОПК, защитил высшую квалификационную категорию по должности и по настоящее время являюсь учителем. Принимаю активное участие в жизни прихода, школы и района.

В 2015 году написал прошение на имя Преосвященнейшего Никиты епископа Козельского и Людиновского на пострижение в монашество.

9 марта 2015 года в монастыре Спаса Нерукотворенного с.Клыково Преосвященнейшим Никитой епископом Козельским и Людиновским пострижен в монашество с именем Никон, в честь Преподобного Никона игумена Радонежского (день памяти 17/30 ноября)

26 марта 2015 года в храме в честь Смоленской иконы Божией матери г.Сухиничи Преосвященнейшим Никитой епископом Козельским и Людиновским рукоположен в сан иеродиакона.

4 апреля 2015 года в храме Праведного Лазазя г.Людиново Преосвященнейшим Никитой епископом Козельским и Людиновским рукоположен в сан иеромонаха.

С этого момента определен в клир храма Космы и Дамиана в п.Думиничи и назначен настоятелем Храма Преображения Господня, села Брынь.

Нижние Апочки — село в пять дворов

На территории Знаменского сельсовета пять населенных пунктов. Самый большой из них, так сказать, центральная усадьба — село Знаменка. Потом следуют селения поменьше — Пятницкое, Степановка, Каменка и Нижние Апочки. В последнее мы и решили отправиться в гости, чтобы узнать его историю и познакомиться с людьми, которые задержались на родительском корню.
Путь от сельсовета до пункта назначения насчитывал по грунтовой дороге семь километров. Но нас так очаровали ухоженные поля, утопающие в зелени лога и водная гладь водохранилища, что время в дороге пролетело мгновенно. Не успели и глазом моргнуть, как перед нами вынырнул указатель «С. Нижние Апочки». Само же село из буйствующих кустарников американского клена показалось чуть погодя.
На берегу водохранилища
Нижние Апочки — село крохотное, с единственной улицей со звучным названием Пролетарская, на которой мы насчитали всего 5 домов. У каждого из них стояла машина. Вещь эта в хозяйстве по нынешним временам очень нужная, а в глуши такой «железный конь» не просто транспорт, а кормилец. Автомобиль вмиг домчит и в район, и в город, и до магазинов, а ближайшие из них находятся в пос. Бекетовский, в Знаменке и Старом Осколе. Хоть в один, хоть в другой конец 6-7 километров.
Из современных благ цивилизации — только электричество. Отопление печное, проблем с топливом нет. Вокруг сухостоя полно, только не ленись — заготавливай. Нет перебоев здесь и с водой, в каждом дворе пробита скважина. Так что поливай огород, мойся, готовь, стирай сколько хочешь.
Почетное место в селе занимает таксофон, он хоть и в рабочем состоянии, но местный люд связь с миром поддерживает только по сотовым телефонам. С ними как-то сподручней.
Видно, что жизнь в Нижних Апочках теплится, но вот на улице не встретилось ни единой души. Да, глубинка — не Горшечное, здесь жителей немного, да и ритм времени несколько иной, неспешный и размеренный.
Из истории села
Когда было основано село, точно сказать сложно. Местные жители утверждают, что еще в 17 веке. Трижды его сжигали татары, но оно вновь и вновь возрождалось из пепла. Место-то хорошее и благодатное — у водного русла, вот и селился здесь люд.
В Белгородской епархии в архиве были найдены сведения о том, что в Нижних Апочках была церковь. Об этом же упоминает В. Русин в своей книге «Храмы Горшеченского района: утраченные и сохраненные. Краткие сведения»: «В Нижних Апочках был храм Святых Косьмы и Дамиана. Деревянный, построен в 1893 году. Освящен в 1918 году». Случай по тем временам уникальный, после революции церкви безжалостно рушили. А тут вдруг дали освятить. Один из последних настоятелей, который служил в храме Святых Косьмы и Дамиана был священник Григорий Мелехов. Но церковь в селе просуществовала недолго, вскоре ее разрушили. И все же несмотря на это вот уже несколько десятилетий за Нижними Апочками сохраняется статус «села». И вовсе не важно, что в нем всего горстка усадеб.
Вообще-то некогда Нижние Апочки были большим населенным пунктом. В 20-м веке в послевоенные годы в нем насчитывалось 280 дворов, и в каждом кружила ватага детворы. Были здесь и большой магазин, и просторный кирпичный клуб, и восьмилетняя школа, и сельский совет, и даже часовня. Из предприятий гордостью считался колхоз-передовик «Путь Ленина», в котором были птицеферма и скотный двор, где выращивали овец, коров, свиней. Сегодня от всего этого остались только руины поросшие травой.
В 70-е годы прошлого столетия земля вокруг села была отведена под водохранилище. Народ покинул нажитое веками место. И все же не все ушли с родного корня. Водой затопило 8/9 частей села. За уцелевший кусочек земли на возвышенности жизнь все-таки зацепилась в Нижних Апочках.
Предпочли городу село
На холме свысока на окружающие просторы глядят пять ухоженных домиков. В четырех живут дачники из Воронежа, Старого Оскола и Губкина, а в одном — уроженцы здешних мест — супруги Федор Николаевич и Марина Алексеевна Головины. В прошлом году они отметили 25-летие совместной жизни. Знали они друг друга со школьной скамьи, учились и росли вместе. И после пошли по жизни рука об руку. Супруги подняли двоих детей: сын Николай и дочь Алена с семьями живут в городе. У четы подрастает двое внучат — Федор (4 года) и Алина (6 лет). Летом они постоянные гости у дедушки с бабушкой. Ведь здесь такое раздолье, красивая природа, чистый воздух и рядом водоем, где можно купаться.

— Алинка за все лето ни разу у нас не болела, — замечает Марина Алексеевна. — А как уедет в город, то начинает чахнуть.
Супруги, как и все молодые в свое время, пробовали устроиться в городе. Федор Николаевич после армии протянул в Старом Осколе год, а потом вернулся домой, сказал: «Буду село свое поднимать». Работал в колхозе, заведовал фермой, в которой насчитывалось 500 голов скота. А когда хозяйство распалось, стал работать сам на себя, обзавелся скотиной, домашней птицей. Его супруга прожила в городе несколько лет, училась, работала на ремзаводе. В деревню перебралась лишь после замужества, когда пошла в декрет.
— Не страшно ли жить в такой глуши? Тут кричи — не кричи, никто ж не услышит, — сразу же напросился вопрос.
— А вам не страшно в городе? По-моему там быстрее прибьют или собьют машиной, — рассмеялся Федор Николаевич. — Кого нам здесь бояться?!
— Когда приехала со Старого Оскола, было немного не по себе, — говорит Марина Алексеевна. — А как посидела в декрете с двумя детьми и потом вышла на работу — страшно стало жить в городе. У нас в Нижних Апочках хорошо — тишина, красота вокруг.
Перспективы на будущее
Рядом с Нижними Апочками появилось два новых домика для отдыхающих. В будущем, судя по всему, здесь планируется построить зону отдыха. И если так и будет на самом деле, то вероятнее всего, к селу со временем подведут газ и проложат асфальтированную дорогу. Это вдохнет силу в населенный пункт, и Нижние Апочки вновь возродятся. Но вот Головины не очень-то верят в эти радужные перспективы. Бояться, что здесь вырастут не только коттеджи, но и высоченные заборы.
— И тогда детям не то что порезвиться будет негде, но и к водоему не подобраться — говорят они.
Как все сложится через лет этак 20-30, нам знать не дано. Какая участь у этого дивного местечка, остается лишь гадать и предполагать. Но очень хочется, чтобы крохотная точка — Нижние Апочки — не исчезло с карты Горшеченского района, а наперекор всем невзгодам и трудностям продолжало жить и стало многолюднее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *