Самсон и лев

Самсон и лев

PR в библейской мифологии

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсон

Самсо́н (ивр. Шимшо́н) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Самсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление — подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
«Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам — «брачным друзьям» — неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку — и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки… упали… с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная — филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», — он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них.

Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы, безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона.

Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около .), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений — оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
«Самсон»

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в .). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в .).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга «Самсон, раздирающий пасть льва» — самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на . Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана «Самсон» — аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого — 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан «Самсон» был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора — М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году «Самсон», уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *