Рождественская служба в храме

Рождественская служба в храме

О монашеской жизни и распорядке дня

Архимандрит Алексий (Мандзирис)

Доклад архимандрита Алексия (Мандзириса), игумена монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон), произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» 21-22 июня 2018 года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре.

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, благословите! Достопочтеннейшие отцы игумены и матушки игумении, радуйтесь о Господе!

Сегодня я имею радость и честь обратиться ко всему честному собранию, участники которого стремятся угождать Богу, чают спасения своих бессмертных душ и служат народу Божию к познанию Его святой воли. Поэтому мы облачились в монашескую схиму и пришли в избранное место жаждущих равноангельного жития, которое божественный Иоанн Синайский в своей «Лествице» характеризует так:

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».

В этой цитате из творений божественного отца содержится цель, борьба и путь нашей монашеской жизни.

Господь наш Иисус Христос для тех, кто жаждет Его и верит в Него, является путем, истиной и жизнью, спасением человека.

Так и мы все, оставившие все мирское, совершили это по вере в Бога для нашего спасения и для того, чтобы возносить наши молитвы о всяком творении. Однако, если и по какой-то другой причине мы избрали сию христоподражательную жизнь, нам необходимо пересмотреть свои побудительные причины и принять слова Бога: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и призвал». Это должно привести нас к пересмотру своих взглядов, заставляющих нас сомневаться в том, что мы по воле Божией оказались в этой святой и священной монашеской обители.

Новоявленный святой Порфирий Кавсокаливит в своем духовном наследии пишет следующее: «Великое дело – монашеская жизнь!.. Она является жизнью превосходной… Эту жизнь называют ангельской, и она есть ангельская жизнь. Однако для того, чтобы монах жил правильно, он должен иметь монашеское сознание. И этого он достигнет, если весь полностью обратится к Богу, следуя той цели, которую он перед собой поставил, живя в молчании, умной молитве, аскезе и послушании».

Когда же монах, пришедший в монастырь, не усваивает правильно основы и ценности монашеской жизни, но приносит с собой в монастырь свои мирские привычки и живет мирскими взглядами, тогда он отдаляется от подлинной своей миссии, которой является освящение его души, и живет по своей воле, которая чаще является страстной и эгоистичной, чем боголюбивой и человеколюбивой.

Призванные Богом в избранное монашеское воинство, мы должны жить так, как предписывают Святые Отцы и Священное монашеское Предание. Прежде всего, монах должен преуспевать в истинной и подлинной любви к Господу по заповеди Спасителя Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей» (Лк. 10:27).

Монастырь является земным раем, где поются священные службы, совершаются Божественные Литургии, исполняется каждый день келейное правило, читаются священные тексты, монахи и монахини трудятся на благо монастыря. Все это дается как средства, чтобы нам уподобиться Христу, и чтобы любовь к Богу действовала сильнее. Таким образом, исполняется отеческое слово: «Душа, молись, чтобы спастись, тело работай, чтобы себя прокормить».

Суточный круг монаха посвящен служению Богу в молитве, однако, любовь к ближнему и забота о телесных нуждах также не оставляются. Сутки делятся на четыре шестичасовых части: шесть часов (если сложить все вместе) посвящается общей богослужебной молитве в храме монастыря.

В святогорском литургическом уставе находит выражение пророческое слово: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118:164).

Поэтому суточный круг состоит из семи ежедневных служб:

  1. полунощница;

  2. утреня и первый час;

  3. Божественная литургия;

  4. параклис Пресвятой Богородице;

  5. третий и шестой часы;

  6. вечерня с каноном Божией Матери;

  7. повечерие с акафистом.

Так, акафистом заканчивается суточный круг общих богослужений монашеского братства.

Я рассказываю вам об укладе жизни, которому ежедневно следует наш монастырь и практически все монастыри на Святой Горе Афон.

День начинается личным келейным правилом в три часа утра. В 4 часа утра начинается общая богослужебная молитва и продолжается до 7.30, во время которой служится полунощница, утреня, часы и Божественная Литургия.

В 9.00 совершается Параклис Божией Матери, и сразу затем идет трапеза.

С 10 часов до 16 часов ­– время исполнения послушаний.

В 18.00 бьют в било к вечерне, которой предшествует 6-й час, сразу по окончании вечерни читается канон Богородице по гласу Октоиха.

Далее следует ужин в трапезной монастыря, и сразу за ним совершается повечерие с акафистом Божией Матери.

Затем все расходятся по кельям для телесного отдохновения. Два или три раза в неделю проводятся беседы с братией, во время которых обсуждаются духовные темы по выбору Геронды и разбираются вопросы, интересующие насельников.

Этот распорядок дня действует в течение летних месяцев. В зимний период распорядок дня корректируется в связи с тем, что день становится короче.

Четкий распорядок дня и ночная молитва – это необходимые условия для духовного преуспеяния монаха.

Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118:62). В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа (Пс. 133:2).

Ночь является наиболее подходящим временем для непрерывной, умилительной молитвы и способствует собранности ума. Безмолвие, темнота, тишина природы – все это помогает возвышению духа и упражнению тела. Как и Господь наш, как упоминается в Евангелии, «…пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

У посвященной Богу души есть возвышенная духовная потребность напитывать себя посредством молитв, Божественных литургий, Всенощных бдений. Это все преображает душу подвизающегося монаха.

Днем отцы и братия призываются потрудиться на послушаниях. Послушание церковника, гостиничного, певчих, садовника, полевые работы, которые есть в монастыре, послушание повара, трапезника, иконописца, резчика по дереву и т.д. Каждый монах на том месте, где находится, должен чинно и с любовью исполнять свое послушание и трудиться с другими братиями с добрым к ним расположением. Любовь, соработничество, послушание и терпение – это добродетели, которые обеспечивают мир между нами и хорошее исполнение нашего послушания.

Третий шестичасовой промежуток посвящен личным нуждам монаха, исполнению келейного правила, которое включает в себя молитву по четкам, поклоны и то, что определит Геронда – духовник. Сюда входит также свободное время для чтения и других личных занятий.

Последний шестичасовой промежуток отводится для телесного отдыха монаха. Этого времени достаточно для того, чтобы телесно отдохнуть и набраться сил для шествия нашим монашеским путем и для исполнения наших послушаний.

В течение дня обычно бывает два приема пищи в трапезной монастыря. Все братство участвует в трапезе, и одновременно читается какой-то святоотеческий текст в зависимости от праздника, дня памяти святого или чтения, которое благословил Геронда (Геронтисса в женском монастыре).

Следуя всем вышеперечисленным правилам, будет преуспевать раб Божий и понимать осознанно, «почему он оставил мир» и каково истинное предназначение его посвящения в монахи.

Возможно, когда-то будут случаться непредвиденные обстоятельства, которые будут перегружать наш ежедневный распорядок новыми обязанностями. Когда это случается по благословению, мы должны быть мирны. Но только должны быть внимательны к тому, чтобы по нашей беспечности эти исключения не стали правилом.

Потому что часто так случается, что шестичасовой рабочий день (отведенный для исполнения послушаний) становится восьмичасовым и десятичасовым. Поэтому требуется рассуждение и следование установленному распорядку. Также к богослужебной молитве, келейному правилу мы не должны относиться как к какой-то принудительной тяжелой работе, но как к необходимой пище для нашей души, предпочтительному нашему деланию, как говорит и святой Паисий Святогорец. Спросили как-то авву Варсонуфия: «Геронда, дай нам молитвенное правило». Он ответил: «Каждый ваш вздох должен быть молитвой». Из этого видно, какую ревность мы должны иметь в духовном делании. Случается, что мы проводим наш день, исполняя свою волю, в лишних ненужных занятиях, многословии и праздности. Это все уничтожает следование нашему монашескому укладу жизни.

Поступая в монастырь, подразумевается, что мы отречемся от наших мирских привычек. Если же мы будем бесконтрольно пользоваться современными техническими достижениями, иметь мобильные телефоны и компьютер, то как мы умиротворим свою душу и как преуспеем духовно? Нашему трезвению будут мешать разные фантазии и мирские заботы.

Регулировать все эти вопросы призван Геронда или Геронтисса, игумен или игумения. Однако, все это невозможно осуществить, если не будет послушания и доброго произволения со стороны насельников монастыря.

Какими бы хорошими и просвещенными не были бы предстоятели, они не смогут ничем помочь монастырю в следовании установленному распорядку жизни, если насельники не будут иметь доброго произволения, а каждый будет исполнять свою волю, слушать свои помыслы, которые уводят его в своеволие, нерадение, осуждение, расслабление.

Для того, чтобы общежитие функционировало в духе Святых Отцов и Предания, должен быть установлен четкий распорядок жизни, должно быть доброе произволение у всех членов братства, послушание и дух жертвенности, любовь и терпение.

«Самоотречение» – это условие духовного развития монаха. Эгоцентризм и своеволие нас ведут к замкнутости на самом себе и делают нас непослушными и своевольными, удаляют нас от братства.

Эти отрицательные свойства препятствуют проявлению нашей любви к Богу, ближнему и всякому творению. Своей богоугодной жизнью монах исполняет отеческое слово: «Монах от всех удален и со всеми соединен». Своей молитвой он «обнимает» все небесное и земное, своей любовью он успокаивает больных и несчастных, своим словом и своей жизнью вдохновляет и направляет людей к истине Христа, что и является богоугодной и человеколюбивой милостью.

Послушание, нестяжание и девство нас отделили от мирских пожеланий и соединили с Богом, друг с другом и со всем творением. Это основополагающие добродетели, на которых строится жизнь монаха во Христе. Так расширяется сердце монаха и становится жертвенником Богу, где молитвы, поклоны, всепрощение, простота и любовь Христа царствуют, и успокаиваются «труждающиеся и обремененные» своей жизнью наши ближние и братия.

Такой идеальный образ монашества, который мы описали, является отражением святого опыта наших Отцов. Конечно же, легко обо всем этом говорить, однако, трудно все это исполнять. Относительно этого богоносные наши Отцы нас учат, говоря: «Дай кровь и приими Дух». Кровь – это наш повседневный подвиг. «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1–2). Этот духовный труд приносит божественные плоды и сладость подвизающейся душе.

В этом подвиге мы не одни: Господь с нами на всякое время. Посмотрите, что нам говорит Геронда во время монашеского нашего пострига: «Господь будет ложиться с вами и вставать, Он будет услаждать и облегчать нашу душу от нападения искушений». Главное, чтобы мы с верой и доверием прибегали к Его всемогуществу.

Помню, я как-то прочитал в Патерике об одном монахе, который, когда убирал храм, увидел, как вошел бес в храм и начал подталкивать его выйти из храма. Монах боролся, но уже приближался к двери храма под воздействием искушения. Тогда он ухватился за двери и закричал: «Господи, помоги мне!» И как только он произнес имя Господа, явился Господь, и стал невидим бес. Тогда монах с жалобой обратился к Господу: «Господи, где Ты был?» И услышал голос Господа, говорящего: «Как только ты Меня позвал, Я пришел. До этого ты боролся сам, поэтому подвергся опасности». Имя Господа нас спасает от всякого искушения, когда с верой Его призываем и имеем доверие Божественной помощи и содействию.

Богородица наша также сильная Предстательница и неусыпная Заступница, Руководительница на нашем монашеском пути, Которая нас избавляет от хитрых уловок бесовских. Поэтому, призывая Ее, мы поем: «Все упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим».

Святые Отцы, которые шли «узким и прискорбным путем», и одерживали победы верой, послушанием, смирением, терпением, покаянием, любовью, аскезой, нас вдохновляют и помогают нам в монашеских наших бранях, когда мы их призываем в молитве и стараемся идти по их стопам, подражая их подвигам. «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», – такими словами заканчиваем мы каждую нашу молитву.

Осмысленное покаяние и исповедание наших помыслов и поступков врачуют наши души и избавляют от чувства вины. «Не утаивай помыслы», – учат нас божественные наши учителя, потому что помысл, который был утаен, становится динамитом и взрывает наш душевный мир. Таинство покаяния и исповеди нас избавляет от всякого греха и дарует нам божественный дар общения с Владыкой Христом в Божественном Причащении. Частое приобщение Святых Тайн сподобляет нас становиться «едиными со Христом» и соединяет нас друг с другом.

«Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Источник, который нас напояет водой жизни и бессмертия – это Божественное Причащение. «Во оставление грехов и жизнь вечную» мы причащаемся Пречистого Тела и Честныя Крови Господа. Участие наше в этом таинстве должно быть частым и осмысленным. Частота причащения определяется духовным отцом. Два или три раза в неделю обязательно должны мы приобщаться Великого Таинства Божественной Евхаристии!

Предпосылкой для того, чтобы приступать к этому таинству так, как мы сказали, является чистота нашего сердца, поэтому мы должны отвергнуть осуждение, свою волю, неприязнь и наши страсти, и возделывать мир в сердце, стараясь любить и тех, кому мы неприятны.

Непрестанная молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго» нас ограждает от брожения ума и от прилогов лукавого, святая эта молитва нам дает радость и помощь, и тем, за кого мы молимся с верой и благоговением.

Пост и воздержание нас охраняют от желаний, которые оскверняют наши душу и тело, и они очищают наши мысли от помышлений суетных и лукавых.

Если мы будем жить в духе подлинного монашества, тогда будем преуспевать в нашем монашеском призвании, и наше сердце станет землей благой, на которой возрастут плоды Святого Духа.

Будем помнить, что и физический труд – это благословение, это дар Божий, как говорил святой Паисий Святогорец: «Труд оживляет наше тело и освежает наш ум. Если бы не дал Бог работу, то человек покрылся бы плесенью. Сколько людей любят трудиться также и в своей старости. Потому что работа дает им жизнь». Работа – это молитва, когда она совершается с молитвой.

Нашими духовными обязанностями являются и поклоны, которые мы исполняем во время нашего правила. Поклоны – это молитва, во время которой мы покланяемся Всемогуществу Бога, и благодати Богородицы, и всех святых. Это и аскетические упражнения, которые помогают лучше всех других аскетических упражнений, смиряют наше тело, наш эгоизм и приводят душу в умиление. Мы признаем величие Бога и свою немощь. Все духовные и практические вещи, которые мы унаследовали от Святых Отцов, ведут нас к духовному совершенству и освящению.

Достопочтенные мои братия игумены и преподобные игумении, нас сподобил Господь облечься в блаженную монашескую схиму, что, по учению Святых Отцов, нас ведет к трем обетам, которые необходимы, чтобы нам исполнить свою миссию: первое – отречение всех мирских вещей и людей, в том числе, родственников; второе – отсечение нашей воли; и третье – отречение честолюбия и эгоизма.

Так наше общество уподобляется небесному жительству, и мы своей жизнью свидетельствуем евангельскую истину: Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17:21) и еще слово Господа кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). И что может быть бесценнее и выше того, чтобы нам стать храмами Божиими, в которых будет пребывать Святой Дух, и наша душа просветится светом Святой Троицы.

Какая иная может быть цель нашей жизни, мои братия и сестры, кроме той, чтобы мы сподобились стать храмами Божиими и достигли желанного нашего спасения? Однако, это даруется не тем, которые одним оком смотрят на небо, а другим на мир, но тем, которые пребывают в подвиге, чтобы уподобиться Христу, следуя своим монашеским правилам и заповеди любви ко всем: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя».

Когда все «благопристойно и чинно» бывает (1 Кор. 14:40), как учит нас апостол Павел, тогда мы идем путем Господним, радуясь и принося плоды покаяния, молитвы, свидетельства веры, любви и терпения.

Помолитесь, Преосвященнейший отец и владыка, чтобы мы были достойны того призвания, к которому призваны, чтобы мы были трезвенны в молитве, внимании и любви, и стяжали плоды Святого Духа, святые добродетели, которые являются украшением наших душ.

Перевод с новогреческого инокини Александры (Купаленко)

05.07.2018 Источник: «Монастырский хронограф»>Рождественское богослужение

Рождественский пост

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник — кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января — дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки

Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.

Как проходит богослужение в храме на Рождество

Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.



В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!

Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.

Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:

  • часы;
  • вечернее;
  • божественная литургия Святому Василию Великому.

Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.

Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.

Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:

  • первая — похожа на часть утрени, когда читается шестипсалмие, потом повторяются тропари Господу;
  • вторая — которая по своей сути является покаянием Господу в грехах;
  • третья — включает в себя псалмы с прославлением и хвалой Господу Богу, напоминает часть утрени, когда припевают канон.

Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.

Утреня

Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).

Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Первый час

Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.

Литургия свт. Василия Великого

Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.

«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».

Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Осанна в вышних!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!»

Вечерня

Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:

  • первая — о сотворении мира;
  • вторая — пророчество Валаама;
  • третья — пророчество Михея;
  • четвертая — пророчества Исаии;
  • пятая — пророчество Варуха;
  • шестая — пророчества Даниила;
  • седьмая и восьмая — пророчества Иссаии рождении Отрока и Еммануила от Девы.

Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.

Историческая справка и православное значение

Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.

Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.

Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления. Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь. Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.

Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.

О сочельнике

Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.

В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.

Как нужно готовиться

Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:

  • последний прием пищи должен быть не позднее 8 вечера;
  • нужно позаботиться о том, чтобы не хотелось спать;
  • не будет полезным выйти из поста обильных застольем;
  • нужно подготовиться — пропеть тексты псалмов;
  • ставить свечки, прилагаться к иконам, брать детей на службу вовсе не обязательно;
  • нужно обязательно причаститься.

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.

Рождественская служба

Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.

Как зайти в церковь

В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.

Длительность

Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.

Значение Вифлеемской Звезды

Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.

Тексты

Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.



Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *