Рождественская сказка салтыков щедрин

Рождественская сказка салтыков щедрин

Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин

Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни.

После вознесения Правда осталась вместе с людьми. Каждый человек создан по образу Бога, который отдал сына своего людям. Иисус пострадал за Правду.

Очень внимательно церковную проповедь слушал Сережа — мальчик десяти лет. Его мать — Марья Сергеевна владела крохотной усадьбой. Жила семья не очень богато, тихо, скромно. Сережа рос понятливым и очень впечатлительным. В семь лет мать стала учить мальчика. Затем священник Павел начал учить его древним языкам. Предполагалось дальше отдать его на учебу в гимназию, которая находилась в соседнем городе. Марья Сергеевна была очень расстроена предстоящей разлукой с сыном.

После посещения службы в доме Русланцевых был устроен обед. Сережа ко всем взрослым обращался и говорил, что он за правду. Но в жизни правды очень мало. Мальчик приводил в пример взрослым, что они много делают не по правде. У одного крестьянина отобрали корову за долги. А у них в доме прислуга не сидит за одним столом с хозяевами. Взрослые Сереже говорили, что в храме положено говорить о правильных поступках, а в жизни все по-другому.

Небольшой, но поучительный рассказ «Рождественская сказка» Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина заставляет читателя задуматься о праведной жизни и о поступках людей, которые редко руководствуются правдой в делах своих.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Рождественская сказка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Достоевский Игрок

    Действие разворачивается в отеле на курорте Рулетенбург (Германия). Там живут учитель, Алексей Иванович, с падчерицей Полиной и двумя детьми генерала Загорянского, заложившего дом в России

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Однажды после удачной охоты боги захотели устроить грандиозный пир. Но нет у богов такого огромного котла, чтобы хватило всем. Вспомнил Тир, что где-то живет мудрец и великан Хюмир

  • Краткое содержание Бианки Где раки зимуют

    На кухне хозяйка варила раков. Она брала одного рака за спинку, затем опускала его в кипящую воду в кастрюлю, и через несколько минут готовый красный рак красовался на блюде

  • Краткое содержание Короленко Парадокс

    Речь идет о первом противоречии, которое автору удалось пережить в глубоком детстве. Они с братишкой играли во дворе, пытаясь выудить рыбу из старой бочки с тухлой водой, тут во дворе начал собираться народ со всей округи

  • Куприн

    Александр Иванович Куприн родился в дворянской семье, поступил учиться в военное училище, где предпринимал свои первые творческие шаги. Его произведение Впотьмах было написано в 1893 году, во времена учёбы, а также появилось и несколько рассказов.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
(Стр. 218)

Впервые — Р. вед., 1886, 25 декабря, № 354, стр. 1. Подпись: Н. Щедрин.

Сохранилась черновая рукопись (ИРЛИ), отличающаяся от текста «Рус. ведомостей» вариантами стилистического характера.

«Рождественская сказка» — последняя в салтыковском сказочном цикле. Написана она в ноябре 1886 года и 3 декабря отправлена Соболевскому. В сопроводительном письме Салтыков сообщал: «Посылаю Вам «Рождественскую сказку» (на 25 декабря). По-моему, она вполне цензурна, только понравится ли Вам — вот вопрос». 9 декабря 1886 года писатель предложил Соболевскому сделать в тексте несколько изменений: «В видах цензурных, я полагал бы слова няньки: «Известно, что́ же в церкви и говорить!» совсем выпустить, а далее после слов: «о праведных делах слушать» — прибавить: «Ну, а с людьми нельзя без того, чтобы и со всячинкой не прожить». Затем слово «только» выпустить и начать: «Ты, миленький» и т. д… Затем в словах священника за обедом по окончании слов: «оставаться глухими к ней» — прибавить фразу: «Ну, а в миру не без греха». Затем ответ Сережи: «В церкви? а жить?» изменить так: «Как же жить?» И дальше в ответе священника, к словам: «И жить по правде следует» — прибавить: «памятуя завет святой церкви». Получив письмо Соболевского с сообщением о возможности напечатать сказку в первоначальной редакции, Салтыков 17 декабря писал, что все же «хотел бы вопрос Сережи «В церкви? а жить?» исправить так: «А жить как?» Впрочем, и во

всем остальном поступите по собственному усмотрению; кажется, нелишнее бы оставить также фразу: «а в мире не без греха», чтобы уж не очень выделялась церковь». Редакция «Рус. ведомостей» учла только пожелания автора в последнем его письме. Первая из поправок прошла через все последующие издания и была ликвидирована лишь в изд. 1933—1941, вторую автор снял при включении сказки в изд. 1887.

В наст. томе «Рождественская сказка» печатается по второму изданию сборника «23 сказки» с исправлением по рукописи реплики Сережи Русланцева, измененной в редакции «Рус. ведомостей» в соответствии с просьбой Салтыкова (см. выше).

«Рождественская сказка» посвящена той же теме, что и сказка «Пропала совесть» (1869).

В них отразились размышления Салтыкова о степени моральной готовности молодежи к восприятию новых идей и о перспективах освободительной борьбы. Растущая совесть дитяти в ранней сказке символизирует надежды, связанные с ростом революционных настроений в 60-е годы, разорвавшееся сердце отрока в позднейшей сказке — их крушение в 80-е годы, на исходе народнического этапа освободительного движения. Основной смысл «Рождественской сказки», несмотря на ее трагический финал, продиктованный конкретно-исторической ситуацией, заключается в призыве к гражданскому подвижничеству во имя переустройства общества. Подробнее см. в общей статье (стр. 426—427, 429—430).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *