Ростов великий монастыри

Ростов великий монастыри

Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и, по некоторым источникам, начало свое он ведёт с 990 года. Его основал преподобный Авраамий.
Из жизнеописания святого известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился идол Велеса, почитавшимся местными язычниками как покровитель торговли, и святой Авраамий просил Бога дать силу и дар Святого Духа сокрушить этого идола.
Святой получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград (Константинополь), преподобный Авраамий отправился в путь, но путь был чудесным образом сокращен, поскольку сам апостол Иоанн Богослов явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел бесстрашно вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, св. Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Велеса в прах бысть».

Фрагмент житийной иконы св.Авраамия.
На месте разрушенного идола преподобный построил церковь во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Пожив в монастыре долгую жизнь в духовных подвигах, преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. (Правда, некоторые исследователи оспаривают эту дату, как и время его подвигов и дату основания монастыря, и относят его на век вперёд.)
Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III.
Монастырь прославился и другими подвижниками. В период монголо-татарского ига из ее стен вышел на служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. В конце XVI века другой русский святой, Иринарх Ростовский, провел несколько лет в Авраамиевом монастыре. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник. Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник и Верижник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.
В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был заложен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань».
После победы повелением царя Иоанна Васильевича в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма была заложена «церковь каменна с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием.

Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню. К сожалению, в настоящее время этот величественный собор находится в аварийном состоянии, и сейчас нельзя даже войти вовнутрь.

Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии митрополита, строителя Ростовского кремля. Им был построен более распространенного вида храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине.
В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения.
После того, как был был прославлен в числе святых Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал Спасо-Яковлевский, а о стоящей на отдалении Авраамиевой обители стали забывать. Хотя почитание преподобного Авраамия все равно было достаточно сильно, и иногда монастырь посещали очень высокие гости − члены царской семьи, Иоанн Кронштадский, будущий Патриарх Тихон. В 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали монахини Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк.
В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были прекращены богослужения в храмах монастыря, а мощи святого Авраамия перенесли в музей.
Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под зернохранилище, а в Введенской церкви сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после − и вовсе вытрезвитель.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь. Октябрь 1972 года. Фотограф Чеботарь А.М.
К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние.

С 1994 года собор и часть зданий были переданы Патриаршьему подворью; тогда же в качестве приходской открылась Никольская церковь.
Несколько лет спустя здесь открылся женский монастырь.
В настоящее время в монастырь возвращены мощи св.Авраамия, которые находятся в Никольской церкви.
Монастырские здания постепенно возвращаются к жизни.
Адрес: Ростов, ул. Желябовская, 32
Телефоны: (48536) 6-37-12, 6-40-05

Все монастыри Ростова

Свято-Троицкий Варницкий монастырь

Есть в Ростове еще одно уникальное святое место — Свято-Троицкий Варницкий монастырь. Особый трепет вызывает оно у почитателей Сергия Радонежского. Монастырь был основан в 1427 г. на том самом месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия Радонежского — святых Марии и Кирилла. На территории монастыря располагаются каменный Троицкий собор с колокольней (1771 г.), Введенский храм (1828 г.) и другие культовые постройки. Монастырь славился целебным колодцем.

После 1917 г. монастырь был закрыт, а затем и разрушен. Запустение продолжалось до 1992 г., когда в память 600-летия со дня кончины Преподобного Сергия на месте Троицкого собора была построена часовня. В 1995 г. началось возрождение монастыря.

Борисоглебский монастырь

В восемнадцати километрах от Ростова в сторону Углича находится Борисоглебский монастырь. Его основали в конце XIV в. монахи из Троице-Сергиевского монастыря Федор и Павел — сподвижники Преподобного Сергия Радонежского. По преданию место для основания монастыря указал сам Преподобный. Монастырь был одним из богатейших в Ростовской митрополии. Монастырь разбогател во времена Ивана Грозного, который трижды побывал в монастыре и сделал пятнадцать вкладов.

К концу XVII века архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря был завершен.

Спасо-Яковлевский монастырь

Эта обитель славится своей самобытной архитектурой. Он создавался с XVII по XIX века. Он живописно раскинулся на берегу озера Неро и издали его купола кажутся частью большого сказочного города. В монастыре есть Дмитриевская церковь в стиле классицизма, построенная на деньги графа Шереметьева. Также привлекают внимание построенные друг к другу Зачатьевский собор и Яковлевская церковь. Территория монастыря благоустроена – повсюду цветы и клумбы. Есть во дворе и святой источник. Панорама Спасо-Яковлевского монастыря с живописным сочетанием различных по стилю архитектурных форм — псевдоготические завершения башен, барочные и классические завершения церквей пленяет всех путешественников.

Авраамиев монастырь

С восточной стороны города на берегу озера Неро еще на рубеже XI-XII веков был основан древнейший Авраамиев монастырь. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Позже он превратился в центр распространения христианства. С незапамятных времен в монастыре хранился жезл, данный учеником Христа Иоанном Аврамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заезжал в Ростов, чтобы взять с собой этот жезл. Осенью 1552 года, после продолжительной осады и упорных боев Казань (столица ханства) пала. В честь этого знаменательного события царь повелел построить в монастыре Богоявленский собор (1553-1554). Это была царская благодарность обители за Чудесный жезл, способствовавший освобождению Руси от многовекового ига.

В восточной части города Ростова, районного центра в Ярославской области, сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси — Авраамиевского. Авраамиев Богоявленский монастырь — мужской монастырь был основан в конце XI века святым Авраамием Ростовским на месте разрушенного им капища Велеса. В XVI в.

построен каменный собор, в течении XVII века в камне отстроены основные постройки.

Монастырь сильно пострадал от пожара в 1730 году, позже восстановлен, сооружены корпуса келий, ограда с башнями. К началу ХХ в. малолюден, в 1915 постройки были переданы эвакуированному Полоцкому Ефросиньевскому женскому монастырю. Окончательно закрыт в 1929. В 1994 году на территории создано Патриаршее подворье. В 2003 — преобразован в женский монастырь.

Авраамиев Богоявленский монастырь — один из самых древних монастырей Руси, основан в XI веке. на месте древнего языческого капища, где стоял каменный идол Велеса. По преданию, Авраамий Ростовский сокрушил идола Велеса посохом, полученным от Иоанна Богослова на реке Ишне. Считается, что этот жезл долгое время хранился в монастыре.

Перед походом на Казань царь Иван Грозный совершил паломничество в монастырь и пожелал взять с собой посох. Помог святой посох или нет, но Казань была взята и в честь этого знаменательного события в Москве на Красной площади был возведен храм Василия Блаженного. Также в честь взятия Казани в 1553 году был построен еще один храм — Собор Богоявления Господня в Богоявленском Авраамиевом монастыре.

Это был кирпичный храм. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм на подклете, первоначально имевший позакомарное покрытие, благодаря пристроенным с юга и запада папертям и приделами обладал живописной асимметричной композицией. С юго-востока к собору примыкает придел Авраамия Ростовского, выстроенный в виде шатровой церкви, к юго-западному углу храма пристроен придел Иоанна Богослова, над которым позже (в 17 веке) была надстроена шатровая колокольня. В северной части западной паперти устроен придел Усекновения Предтечи (упразднен после пожара в 1730 году), увенчанный главкой на горке кокошников. Закрыт был в 1929 г., использовался как склад.

За алтарем Богоявленского собора над могилами чтимых иноков монастыря, затворника старца Пимена (нач. XVII в.) и Стахия (по другим данным — юродивого Афанасия) была возведена палатка в середине 19 века ее перестроили в часовню. К сожалению, ее снесли в тридцатых годах.

Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции. Но через некоторое время монастырь начал восстанавливаться и в середине XVII века, когда настоятелем монастыря был Иона Сысоевич, будущий митрополит Ростовский, была построена каменная Введенская церковь, а в конце века над западными воротами надвратная Никольская. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

Введенская церковь — кирпичный теплый храм на высоком подклете к юго-востоку от Богоявленского собора, с которым был связан галереей. Бесстолпный одноапсидный четверик с небольшой трапезной, первоначально имевший двускатное клетское покрытие с главкой. В 1801 перестроен в стиле классицизма, увенчан куполом с главкой. Закрыт в 1929 году. Использовался как детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В настоящее время заперта, в середине 2000-х восстановлена главка.

Церковь Николая Чудотворца — кирпичная надвратная церковь, построенная в 1691 году на средства дворян Мещериновых над западными Святыми воротами монастыря. Бесстолпный четверик с трехчастным алтарем, окруженный галереей, с парными башнями, примыкающими к западным углам здания. После пожара в 1826 на средства А. П. Лотарева над церковью надстроен ярус звона колокольни в стиле классицизма. Закрыта в 1929, использовалась под жилье. В 1994 году ее вернули верующим, отремонтирована.

При советской власти храм был закрыт, некоторые помещения использовались в разное время для различных нужд. В 1929 г. была разобрана монастырская ограда и снесено кладбище: здесь планировали разбить сквер.

Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиевский монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. В 90-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и приписан к Патриархии. В настоящее время храм активно восстанавливается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *