Роман рязанский день памяти

Роман рязанский день памяти

Благоверный князь Роман Олегович, Рязанский

Крат­кое жи­тие му­че­ни­ка бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на Рязанского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства. Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем. Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей). Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть, или та­тар­скую ве­ру. Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную. За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.

По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Ле­то­пись го­во­рит о свя­том: «Ку­пи се­бе стра­стию Цар­ствие Небес­ное и ве­нец при­ят от ру­ки Гос­под­ней со срод­ни­ком сво­им, ве­ли­ким кня­зем Чер­ни­гов­ским Ми­ха­и­лом Все­во­ло­до­ви­чем, по­стра­дав­ши по Хри­сте за пра­во­слав­ную хри­сти­ан­скую ве­ру».

С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на.

Пол­ное жи­тие му­че­ни­ка бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на Рязанского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский (в ми­ру Яро­слав) ро­дил­ся неза­дол­го до на­ше­ствия та­тар на Рус­скую зем­лю, в 1237 го­ду. Он про­ис­хо­дил из доб­лест­но­го ро­да ря­зан­ских кня­зей, за­бо­тив­ших­ся о ве­ре и бла­го­че­стии. Ро­до­на­чаль­ник ро­да, пра­внук свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, князь Яро­слав-Кон­стан­тин и его де­ти кня­зья Ми­ха­ил и Фе­о­дор (па­мять 21 мая/3 июня) про­сла­ви­лись свя­то­стью жиз­ни. Внук Кон­стан­ти­на, Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, был при­ме­ром бес­ко­ры­стия и са­мо­от­вер­же­ния, свя­той му­ром­ский чу­до­тво­рец Петр († 1228; па­мять 25 июня/8 июля) так­же был вну­ком Кон­стан­ти­на. Дед свя­то­го кня­зя Ро­ма­на князь Олег ос­но­вал Оль­гов Успен­ский мо­на­стырь неда­ле­ко от Ря­за­ни. Два де­да – кня­зья Юрий и Олег Иго­ре­ви­чи – по­гиб­ли в 1237 го­ду за ве­ру и оте­че­ство в бит­ве с Ба­ты­ем. Свя­той князь Ро­ман ум­но­жил доб­ро­де­те­ли сво­их пред­ков, про­сла­вив Ря­зан­скую зем­лю по­дви­гом ис­по­вед­ни­че­ства.

Дет­ство и юность свя­то­го кня­зя Ро­ма­на при­шлись на са­мый пер­вый пе­ри­од мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и это ос­та­ви­ло от­пе­ча­ток на судь­бе свя­то­го кня­зя Ро­ма­на, как и ты­сяч его совре­мен­ни­ков. Он ли­шил­ся так­же и ро­ди­те­лей. Об от­це свя­то­го кня­зе Оле­ге Иго­ре­ви­че из­вест­но, что он был взят Ба­ты­ем в плен и вер­нул­ся на ро­ди­ну в 1252 го­ду. Неиз­вест­но, как уце­лел от та­тар юный князь Ро­ман. Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что он был уве­зен епи­ско­пом Ря­зан­ским и Му­ром­ским Ев­фро­си­ном Свя­то­гор­цем в Му­ром.

Ли­шен­ный род­ных и кро­ва, свя­той князь Ро­ман с юно­сти шел к ис­по­вед­ни­чес­ко­му по­дви­гу пу­тем скор­бей и стра­да­ний. Вос­пи­та­ние его бы­ло, по бла­го­че­сти­во­му рус­ско­му обы­чаю, цер­ков­ное. На­ча­ло пре­муд­ро­сти – страх Бо­жий – по­ла­га­лось в ос­но­ва­ние жиз­ни через чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Крот­кий князь с юно­сти пла­ме­нел лю­бо­вью ко Хри­сту и утвер­ждал­ся в пра­во­слав­ной ве­ре. Бла­го­че­стие и тер­пе­ние, лю­бовь к от­чизне и со­вер­шен­ная пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей от­ли­чи­ли бу­ду­ще­го стра­сто­терп­ца и ис­по­вед­ни­ка.

Ко­гда отец вер­нул­ся из та­тар­ско­го пле­на, бла­го­вер­ный князь был уже се­мей­ным че­ло­ве­ком. Его су­пру­га кня­ги­ня Ана­ста­сия про­ис­хо­ди­ла из ро­да ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го и от­ли­ча­лась ис­крен­ней ве­рой и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Трое сы­но­вей – кня­жи­чи Фе­о­дор, Яро­слав и Кон­стан­тин – вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем.

20 мар­та 1258 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца кня­зя Оле­га, пе­ред смер­тью при­няв­ше­го мо­на­ше­ский по­стриг, бла­го­вер­ный князь Ро­ман всту­пил на пре­стол об­шир­но­го Ря­зан­ско­го кня­же­ства, ко­то­рое в то вре­мя мед­лен­но оправ­ля­лось от та­тар­ско­го по­гро­ма. Свя­той князь Ро­ман при­нял управ­ле­ние кня­же­ством с од­ной на­деж­дой на Про­мысл Бо­жий и в про­дол­же­ние две­на­дца­ти тя­же­лей­ших лет сво­е­го кня­же­ния су­мел со­хра­нить Ря­зан­ские зем­ли от но­вых ра­зо­ре­ний. Бла­го­вер­ный князь со сле­за­ми мо­лил­ся о сво­ей ро­дине и ста­рал­ся об­лег­чить участь ра­зо­рен­но­го на­ро­да. Сло­вом и при­ме­ром сво­ей жиз­ни он вну­шал окру­жав­шим лю­бовь к род­ной зем­ле и Свя­той Церк­ви. Та­тар­ские сбор­щи­ки да­ни (бас­ка­ки) зло­би­лись на свя­то­го кня­зя, так как он по­сто­ян­но удер­жи­вал их от на­си­лий и за­сту­пал­ся за оби­жен­ных. Од­на­жды один из бас­ка­ков до­нес ха­ну Мен­гу-Те­ми­ру, что бла­го­вер­ный князь Ро­ман ху­лит ха­на и по­но­сит его язы­че­скую ве­ру. На­шлись лю­ди, ко­то­рые под­твер­ди­ли кле­ве­ту, и хан вы­звал свя­то­го в Орд­у на суд.

Спо­кой­но вы­слу­шал пе­чаль­ную весть крот­кий князь и стал со­би­рать­ся в Ор­ду, к го­ре­сти се­мей­ства и всех жи­те­лей Ря­за­ни, ис­крен­но его лю­бив­ших.

От­прав­ля­ясь к ха­ну, бла­го­вер­ный князь Ро­ман рас­пре­де­лил меж­ду сы­но­вья­ми уде­лы сво­е­го кня­же­ства и при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. В Ор­де свя­той князь, по сло­ву ле­то­пис­ца, в кле­ве­те «оправ­дал­ся, но бас­как на­у­сти мно­ги от кня­зей та­тар­ских, и они на­ча­ша ну­ди­ти его к ве­ре их». И по по­ве­ле­нию ха­на бла­го­вер­ный князь дол­жен был для сво­е­го оправ­да­ния при­нять ве­ру их. В по­ры­ве бла­го­че­сти­во­го него­до­ва­ния и люб­ви к ве­ре Хри­сто­вой «он же гла­го­ла к ним: “Не до­сто­ит пра­во­слав­ным хри­сти­а­ном, оста­вя ве­ру свою пра­во­слав­ную, прии­ма­ти ве­ру ба­сур­ман­скую”. То­гда на­ча­ша его би­ти. Он же гла­го­ла­ша: “Хрис­ти­а­нин есть, и во­ис­ти­ну, хри­сти­ан­ская ве­ра свя­та, а ва­ша та­тар­ская ве­ра по­га­на есть”». Та­та­ры пы­ла­ли яро­стью и скре­же­та­ли зу­ба­ми на свя­то­го, но, ви­дя непре­клон­ность, устре­ми­лись на него и на­ча­ли бить неми­ло­сти­во. «Хрис­ти­а­нин есть, – вос­кли­цал князь, осы­па­е­мый уда­ра­ми, – и свя­та во­ис­ти­ну ве­ра хри­сти­ан­ская!» Он хо­тел еще го­во­рить, но ему за­ткну­ли рот и, за­ко­вав це­пя­ми, бро­си­ли в тем­ни­цу. В душ­ном под­зе­ме­лье, свя­зан­ный по ру­кам и но­гам, св. князь Ро­ман осла­бе­вал те­лом, но укреп­лял­ся ду­хом. По­кор­ность Про­мыс­лу Бо­жию, быв­шая од­ной из ос­нов­ных доб­ро­де­те­лей его жиз­ни, под­дер­жи­ва­ла стра­даль­ца и вли­ва­ла в него но­вые си­лы для пе­ре­не­се­ния на­сту­пив­ших му­че­ний. Князь пред­чув­ство­вал, что его ожи­да­ет, и толь­ко мо­лил­ся. Жре­бий его уже был ре­шен ха­ном: он дал та­та­рам по­ве­ле­ние умерт­вить бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на. С же­сто­ки­ми ру­га­тель­ства­ми из­влек­ли му­че­ни­ка из тем­ни­цы и по­ве­ли на ме­сто каз­ни. Князь спо­кой­но шел на му­че­ние; на ли­це его от­ра­жа­лось чув­ство хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния и ду­шев­но­го спо­кой­ствия, ко­то­рые да­ют­ся в удел немно­гим, очи­стив­шим­ся в гор­ни­ле ис­ку­ше­ний. Ис­по­вед­ник Хри­стов не стра­шил­ся уме­реть за Него, но не знал, что ожи­да­ет его ужас­ней­шая из смер­тей – смерть мед­лен­ная. При­шед­ши на ме­сто каз­ни, свя­той в по­след­ний раз ре­шил ис­пы­тать си­лу сво­е­го сло­ва над вар­ва­ра­ми и на­чал уко­рять их в суе­ве­рии и же­сто­ко­сти, гро­зил им гне­вом Бо­жи­им. Ему от­ре­за­ли язык, а за­тем пре­да­ли страш­ным му­кам: вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли гу­бы. Бес­че­ло­ве­чие му­чи­те­лей не по­ща­ди­ло ни од­но­го чле­на стра­даль­ца, св. страс­то­терп­ца ру­би­ли по ча­стям: сна­ча­ла от­ня­ли пер­сты рук и ног, по­том от­сек­ли ру­ки и но­ги. «И яко оста­ся труп един, они же одра­ша ко­жу от гла­вы его и ко­пие во­з­о­ткну­ша».

Та­кие стра­да­ния пре­тер­пел в Ор­де доб­лест­ный князь Ря­зан­ский Ро­ман Оле­го­вич в 19-й день ме­ся­ца июля 1270 го­да. Пре­да­ние гла­сит, что свя­тые мо­щи му­че­ни­ка Ро­ма­на Ря­зан­ско­го бы­ли тай­но пе­ре­не­се­ны в Ря­зань и там с бла­го­го­ве­ни­ем пред­аны зем­ле. Ме­сто по­гре­бе­ния оста­лось неиз­вест­ным. Цер­ков­ное по­чи­та­ние бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на в ли­ке свя­тых на­ча­лось сра­зу же по­сле его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Совре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли его но­вым му­че­ни­ком и срав­ни­ва­ли с ве­ли­ко­му­че­ни­ком Иа­ко­вом Пер­ся­ни­ном († 421; па­мять 27 но­яб­ря/10 де­каб­ря). Ле­то­пись го­во­рит о свя­том: «Ку­пи се­бе стра­стию Цар­ствие Небес­ное и ве­нец при­ят от ру­ки Гос­под­ней со срод­ни­ком сво­им, ве­ли­ким кня­зем Чер­ни­гов­ским Ми­ха­и­лом Все­во­ло­до­ви­чем, по­стра­дав­ши по Хри­сте за пра­во­слав­ную хри­сти­ан­скую ве­ру».

В 1812 го­ду, в день па­мя­ти бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на, рус­ские вой­ска одер­жа­ли первую по­бе­ду при Кля­сти­цах. В па­мять об этом на стене мос­ков­ско­го хра­ма в честь Хри­ста Спа­си­те­ля был на­пи­сан об­раз свя­то­го кня­зя Ро­ма­на. По пре­да­нию, на ико­нах бла­го­вер­ный князь изо­бра­жал­ся так: «Князь не ста­рых лет, с во­ло­са­ми ру­сы­ми, куд­ря­вы­ми, па­да­ю­щи­ми на пле­чи тон­кою вол­ною, в со­бо­льей шу­бе на пле­чах, в бар­хат­ной под­дев­ке; пра­вая ру­ка про­стер­та на мо­лит­ву, а ле­вая дер­жит го­род с цер­ко­вью».

С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на. В на­сто­я­щее вре­мя в глав­ном ал­та­ре ря­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бо­ра есть пе­ре­нос­ной пре­стол, освя­щен­ный во имя свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на Ря­зан­ско­го. Во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в этом со­бо­ре на­ря­ду с хра­мо­вым и ря­до­вы­ми тро­па­ря­ми по­ет­ся тро­парь стра­сто­терп­цу Ро­ма­ну, муд­ро­му устро­и­те­лю Ря­зан­ской зем­ли, мо­лит­вен­ни­ку, ис­по­вед­ни­ку, за­щит­ни­ку пра­во­слав­ной ве­ры.

1 августа Православная Церковь вместе с иконой Богородицы Умиления и Святым преподобным Серафимом Соровским, чтит память святого благоверного князя Романа Рязанского.

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства. Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем.

Дет­ство и юность свя­то­го кня­зя Ро­ма­на при­шлись на са­мый пер­вый пе­ри­од мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и это ос­та­ви­ло от­пе­ча­ток на судь­бе свя­то­го кня­зя Ро­ма­на, как и ты­сяч его совре­мен­ни­ков. Он ли­шил­ся так­же и ро­ди­те­лей. Об от­це свя­то­го кня­зе Оле­ге Иго­ре­ви­че из­вест­но, что он был взят Ба­ты­ем в плен и вер­нул­ся на ро­ди­ну в 1252 го­ду. Неиз­вест­но, как уце­лел от та­тар юный князь Ро­ман. Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что он был уве­зен епи­ско­пом Ря­зан­ским и Му­ром­ским Ев­фро­си­ном Свя­то­гор­цем в Му­ром.

Ли­шен­ный род­ных и кро­ва, свя­той князь Ро­ман с юно­сти шел к ис­по­вед­ни­чес­ко­му по­дви­гу пу­тем скор­бей и стра­да­ний. Вос­пи­та­ние его бы­ло, по бла­го­че­сти­во­му рус­ско­му обы­чаю, цер­ков­ное. На­ча­ло пре­муд­ро­сти – страх Бо­жий – по­ла­га­лось в ос­но­ва­ние жиз­ни через чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Крот­кий князь с юно­сти пла­ме­нел лю­бо­вью ко Хри­сту и утвер­ждал­ся в пра­во­слав­ной ве­ре. Бла­го­че­стие и тер­пе­ние, лю­бовь к от­чизне и со­вер­шен­ная пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей от­ли­чи­ли бу­ду­ще­го стра­сто­терп­ца и ис­по­вед­ни­ка.

Ко­гда отец вер­нул­ся из та­тар­ско­го пле­на, бла­го­вер­ный князь был уже се­мей­ным че­ло­ве­ком. Его су­пру­га кня­ги­ня Ана­ста­сия про­ис­хо­ди­ла из ро­да ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го и от­ли­ча­лась ис­крен­ней ве­рой и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Трое сы­но­вей – кня­жи­чи Фе­о­дор, Яро­слав и Кон­стан­тин – вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем.

20 мар­та 1258 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца кня­зя Оле­га, пе­ред смер­тью при­няв­ше­го мо­на­ше­ский по­стриг, бла­го­вер­ный князь Ро­ман всту­пил на пре­стол об­шир­но­го Ря­зан­ско­го кня­же­ства, ко­то­рое в то вре­мя мед­лен­но оправ­ля­лось от та­тар­ско­го по­гро­ма.

Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей). Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть или исламскую ве­ру. Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную. За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.

По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным.

С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на.

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо­глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер­ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю). В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен. Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года. Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви. Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны. Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой. Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля ,(1 августа) , в день памяти святого. В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года. 20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 1 августа, в день мученической кончины святого.

Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели .

10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.

Роман Ольгович

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Роман Ольгович


Великий князь рязанский Роман Ольгович

Великий князь рязанский

1258 — 1270

Предшественник

Олег Ингваревич Красный

Преемник

Фёдор Романович

Рождение

1237

Смерть

19 июля 1270

Род

Святославичи

Отец

Олег Ингваревич Красный

Супруга

Анастасия

Дети

Фёдор, Ярослав, Константин

Вероисповедание

православие

Медиафайлы на Викискладе

Роман Ольгович (1237—19 июля 1270) — Великий князь рязанский (1258—1270), православный святой, единственный сын Олега Ингваревича Красного.

Биография

Ранние годы

Князь Роман Ольгович Рязанский родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. По княжескому обычаю родители дали ему славянское имя Ярослав, а при крещении нарекли Романом. Детство и юность Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе Романа. Его отец князь Олег Ингваревич был взят Батыем в плен. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезён епископом Рязанским Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

В 1252 году его отец, Олег Ингваревич Красный, вернулся на родину после четырнадцатилетнего плена, а в 1258 году, чувствуя приближение кончины, князь Олег был пострижен в схиму с именем Космы. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался.

Княжение

Роман Ольгович сел на престол после смерти отца 20 марта 1258 года, князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Князь Роман Ольгович принял управление княжеством и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений.

В то время в Орде скончался хан Беркай и воцарился Менгу-Тимур. Беспрекословно повинуясь Темиру, Рязанский князь исполнял требования нового правителя. Так продолжалось четыре года.

Во время сбора дани ордынскими баскаками не оказывал им должного содействия, симпатизируя населению княжества. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. В 1257 году татары приняли магометанство, стали хулить христианскую веру и склонять русских к принятию ислама. Рязанский баскак и самому князю Рязанскому предлагал переменить веру, но получил решительный отказ. Смелая речь князя привела надменного монгола в ярость. Желая отомстить, он донес хану Темиру, будто бы Рязанский князь хулит царя и его веру. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету. Поверив клевете, Темир разгневался на князя и приказал ему немедленно явиться в Орду.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Тайн. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их».

Хан Менгу-Тимур вызвал Романа Ольговича в 1270 году в Орду и велел ему, чтобы он выбирал одно из двух: либо мученическую смерть, либо татарскую веру. Князь отвечал, что он, покорный воле Божьей, повинуется ханской власти, но никто не заставит его изменить своей вере. Татары стали избивать князя, а затем в оковах бросили в темницу. На утро, 19 июля, его вывели на казнь. Роман Ольгович стал говорить собравшемуся народу, среди которых было много русских, о святости веры Христовой — ему отрезали язык. Затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, обрезали уши и губы, нос, отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Семья и предки

Отец: Олег Ингваревич Красный (ок. 1215—1258) — великий князь рязанский (1252—1258), местночтимый святой.

Жена: Анастасия — происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью.

Дети:

  • Фёдор (ум. 1294) — князь рязанский (1270—1294).
  • Ярослав (ум. 1299) — князь пронский (1270—1294), князь рязанский (1294—1299).
  • Константин (ум. 1308) — князь пронский (1294—1299), князь рязанский (1299—1301), убит в московском плену.
Глеб Ростиславич (князь рязанский)
Игорь Глебович Рязанский
Ефросинья Ростиславна, княжна владимиро-суздальская
Ингварь Игоревич Рязанский
Ростислав Мстиславич Смоленский
Аграфена Ростиславна, княжна смоленская
Олег Ингваревич Красный
Роман Ольгович Рязанский

> Примечания

  1. Роман, русские князья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Андреев А., Корсакова В. Рязанские князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Роман, русские князья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коган В.М., Домбровский-Шалагин В.И. Князь Рюрик и его потомки: Историко-генеалогический свод. — СПб.: «Паритет», 2004. — 688 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93437-149-5.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 2. — С. 260-261.
  • Экземплярский, А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1891. Т. 2: Владетельные князья владимирских и московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские и Рязанские — 696 с.

Ссылки

  • ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ РОМАНА РЯЗАНСКОГО (память 19 июля/1 августа)
  • Роман Рязанский, образ на Храме Христа Спасителя
  • Роман Ольгович на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *