Римо католическая церковь

Римо католическая церковь

Римско-католическая церковь

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Римо-католическая церковь), церковная организация, представляющая одно из основных направлений христианства — римский католицизм. Нередко её называют католической церковью, что не совсем точно, так как наименование кафолическая (= католическая, то есть вселенская, соборная) использует для своего обозначения и православная церковь.
Вопрос о времени основания Римско-католической церкви сложен. Появление христианской церкви в Риме нередко относят к 50 н. э., однако в то время христианский мир был единым и его разделение на западную и восточную ветви ещё не произошло. Датой раскола чаще всего называется 1054, однако иногда считают, что фактически он произошёл ещё в VIII в., а может быть и раньше.
Римско-католическая церковь, как и православная церковь, признаёт Никео-Константинопольский символ веры, однако допускает в нём одну новацию, вставляя в 8-м члене о Святом Духе между словами «от Отца» и «исходящего» слова «и Сына» (лат. filioque). Таким образом, католицизм учит, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта вставка, ставшая одной из главных причин окончательного раскола между католицизмом и православием, впервые была сделана на поместном соборе испанской церкви в Толедо в 589, а затем постепенно принята и другими западными церквами, хотя ещё римский папа Лев III (795—816) решительно отказывался её признать. Помимо Никео-Константинопольского символа Римско-католическая церковь высоко ценит и Афанасьевский символ, а при крещении использует символ Апостольский.
Появились и другие догматические расхождения между католицизмом и православием, также связанные с введёнными Римом новациями. Так, в 1349 буллой Unigenitus была введена доктрина о сверхдолжных заслугах святых и возможности папы и духовенства свободно распоряжаться этой сокровищницей добрых дел для облегчения оправдания верующих. В 1439 Флорентийским собором был принят догмат о чистилище — промежуточном звене между адом и раем, где очищаются души грешников, не совершивших особенно тяжких (смертных) грехов. В 1854 папа провозгласил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. В 1870 I Ватиканский собор принял догмат о неограниченной власти папы и о его непогрешимости, когда он выступает с амвона по вопросам веры и нравственности. В 1950 папа провозгласил догмат о телесном вознесении на небо Пресвятой Девы Марии.
Римско-католическая церковь признаёт, подобно православной церкви, все 7 христианских таинств, однако в совершение и толкование их введены некоторые новации. В отличие от древней практики крещения через троекратное погружение в воду, католики стали крестить путём окропления и обливания. Миропомазание (конфирмацию) у католиков может совершать только епископ, причём таинство это совершается не сразу вслед за крещением, а по достижении 7—12 лет. В таинстве причащения вместо употреблявшегося в древней церкви квасного хлеба используется пресный хлеб (облатки). Кроме того, до II Ватиканского собора причащаться под двумя видами (и хлебом и вином) могло только духовенство, миряне же причащались только хлебом (II Ватиканский собор допустил возможность причащения мирян вином). Заменены в Римско-католической церкви и сами формулы трёх перечисленных таинств. Таинство покаяния у католиков содержит наряду с сокрушением и исповедью и налагаемую священником епитимию. Елеосвящение толкуется католиками и православными по-разному. У первых оно рассматривается не как таинство, призванное дать телесное и духовное исцеление, а как таинство, совершаемое над умирающим и готовящее его к мирной кончине. Неодинаково понимается и таинство брака. У католиков таинством считается сама брачная связь, а не венчание.

Католики, как и подавляющее большинство других христиан, признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими в несколько ином объёме, чем православными и протестантами. Если протестанты совершенно отвергают книги Ветхого Завета, имеющиеся в Септуагинте (сделанном в III—II вв. до н. э. переводе библейских текстов с еврейского языка на греческий) или Вульгате (переведённых на латинский язык в конце IV — начале V вв. н. э. библейских текстах), но отсутствующие в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, хотя и включают их в Священное Писание, но считают неканоническими, то католики полностью их принимают, включая в канон.
Католики и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви), однако содержание его у них заметно различается. Если православные считают действительными постановления только первых 7 Вселенских соборов (последний из них был проведён в 787), то для католиков имеют авторитет постановления 21 Вселенского собора (последний — II Ватиканский — проходил в 1962 — 65).
Помимо признания Священного Предания и всех таинств у Римско-католической церкви имеется немало и других общих черт с православием. Католики, как и православные, считают, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства. И Римско-католическая церковь, и православная церковь достаточно чётко отделяют священников от мирян. В частности, для них предусмотрены разные правила поведения (для духовенства более строгие). Впрочем, требования, предъявляемые католическим священникам, ещё более жёсткие, чем требования к православным священникам. Все католические священники должны соблюдать целибат (у православных же соблюдать его должно только монашествующее духовенство), в Римско-католическойЗцеркви запрещён выход из духовного звания и т. д. Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых. В обеих конфессиях широко распространён культ мощей и священных реликвий, практикуется монашество.
Требуя строгого единства по главным догматическим положениям, Римско-католическая церковь в определённых случаях разрешает своим последователям придерживаться разной обрядности. В этом отношении все её приверженцы делятся на католиков латинского обряда (98,4% общего числа сторонников католической церкви) и католиков восточных обрядов.
Во главе Римско-католической церкви стоит папа, рассматриваемый как преемник св. Петра и наместник Бога на земле. Папа обладает правом церковного законодательства, правом управления всеми церковными делами, высшей судебной властью и т. п. Помощниками папы по церковному управлению являются кардиналы, назначаемые им главным образом из высших иерархов Римско-католической церкви. Кардиналы образуют курию, которая рассматривает все дела церкви и обладает правом выбирать большинством в 2/3 голосов из своей среды после смерти папы нового папу. Делами управления церкви и духовными делами ведают римские конгрегации. Управление церковью отличается весьма высокой степенью централизации. В каждой стране, в которой имеется значительное число католиков, имеются по нескольку (иногда — по нескольку десятков) епархий, возглавляемых архиепископами и епископами.

Католицизм — самая крупная конфессия в мире. В 1996 насчитывалось 981 млн. католиков. Они составляли 50% всех христиан и 17% всего населения мира. Наиболее крупная группа католиков находится в Америке — 484 млн. (62% всего населения этой части света). В Европе живёт 269 млн. католиков (37% общего населения), в Африке — 125 млн. (17%), в Азии — 94 млн. (3%), в Австралии и Океании — 8 млн. (29%).
Католики образуют большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии) за исключением Уругвая: Бразилии (105 млн. — 70%), Мексике (78 млн. — 87,5%), Колумбии (30 млн. — 93%), Аргентине (28 млн. — 85%), Перу (20 млн. — 89%), Венесуэле (17 млн.

— 88%), Эквадоре (10 млн. — 93%), Чили (8 млн. — 58%), Гватемале (6,5 млн. — 71%), Боливии (6 млн. — 78%, хотя многие боливийцы фактически придерживаются синкретических христианско-языческих верований), Гондурасе (4 млн. — 86%), Парагвае (4 млн. — 92%), Сальвадоре (4 млн. — 75%), Никарагуа (3 млн. — 79%), Коста-Рике (3 млн. — 80%), Панаме (2 млн. — 72%), а также во Французской Гвиане. В Уругвае сторонники католицизма составляют не абсолютное, а лишь относительное большинство (1,5 млн. — 48% всего населения). В Вест-Индии католики преобладают в трёх наиболее крупных, насчитывающих более 1 млн. жителей странах: Доминиканской Республике (6,5 млн. — 91%), Гаити (5 млн. — 72%), Пуэрто-Рико (2,5 млн. — 67%). На Кубе они образуют относительное большинство населения (4 млн. — 41%). Кроме того, католики составляют абсолютное большинство населения в ряде небольших по численности населения стран Вест-Индии: на Мартинике, Гваделупе, Нидерландских Антильских островах, в Белизе, Сент-Люсии, Гренаде, Доминике, Арубе. В Северной Америке позиции католицизма также внушительны. В США католиков насчитывается около 65 млн. (25% населения), в Канаде — 12 млн. (45%). Во французской колонии — островах Сен-Пьер и Микелон почти всё население исповедует католицизм.
Католики численно преобладают во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы: Италии (45 млн. — 78% всего населения), Франции (38 млн. — 68%), Польше (36 млн. — 94%), Испании (31 млн. — 78%), Португалии (10 млн. — 94%), Бельгии (9 млн. — 87%), Венгрии (6,5 млн. — 62%), Чехии (6 млн. — 62%), Австрии (6 млн. — 83%), Хорватии (3 млн. — 72%), Словакии (3 млн. — 64%), Ирландии (3 млн. — 92%), Литве (3 млн. — 80%), Словении (2 млн. — 81%), а также на Мальте, в Люксембурге и во всех европейских государствах-карликах: Андорре, Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино и, естественно, в Ватикане. Большинство населения исповедует католицизм и в британской колонии Гибралтар. Сторонники Римско-католической церкви образуют самые крупные конфессиональные группы в Нидерландах (5 млн. — 36%) и Швейцарии (3 млн. — 47%). Свыше трети населения составляют католики в Германии (28 млн. — 36%). Крупные группы последователей католицизма имеются также на Украине (8 млн. — 15%), в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (6 млн. — 10%), Белоруссии (2 млн. — 22%), Румынии (2 млн. — 7%). Немало католиков в России, Боснии и Герцеговине, Латвии и Албании.
Сторонники Римско-католической церкви преобладают в нескольких африканских странах: в Уганде (10 млн. — 52%), Анголе (6 млн. — 59%), Бурунди (4 млн. — 76%), Республике Конго (1 млн. — 50%), Габоне, Реюньоне, Кабо-Верде, Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, Сейшельских Островах. Несколько менее половины населения образуют католики в Демократической Республике Конго (15 млн. — 42%), Руанде (4 млн. — около 50%). Значительные группы последователей католицизма имеются в Нигерии (11 млн. — 13% населения), Танзании (8,5 млн. — 23%), Кении (6,5 млн. — 26%), Камеруне (4,5 млн. — 40%), Мозамбике (3,5 млн. — 22%), ЮАР (3 млн. — 8%), на Мадагаскаре (3 млн. — 26%), в Судане (3 млн. — 12%), Гане (3 млн. — 19%), Замбии (3 млн. — 32%), Кот-д’Ивуаре (3 млн. — 21%), Малави (2 млн. — 26%), а также в Бенине, Буркина Фасо, Зимбабве, Лесото, Того, Центральноафриканской Республике.
В Азии страны с католическим большинством — Филиппины (41 млн. — 65% населения) и Восточный Тимор (0,6 млн. — 82%), объявленный Индонезией своей провинцией. Крупные группы католиков имеются в Индии (15 млн. — 2% населения), Китае (9 млн. — менее 1%), Вьетнаме (6 млн. — 9%), Индонезии (6 млн. — 3%), Южной Корее (3 млн. — 6%), Шри-Ланке (1,1 млн. — 7%), Ливане (0,7 млн. — 24%).
В океанийских странах католицизм преобладает на Гуаме, Новой Каледонии, Северных Марианских островах, Кирибати, островах Уоллис и Футуна, однако общая численность католиков на всех этих островах очень невелика. Значительное число сторонников римско-католической церкви живёт в Австралии (свыше 4 млн. — 26% населения), Папуа-Новой Гвинее (1,3 млн. — 33%) и Новой Зеландии (0,5 млн. — 15% населения).

Зарождение и возникновение католицизма.

Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Отметим догматические расхождения, которые до настоящего времени разделяют эти церкви.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.

Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов — учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов — наследников апостолов — совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога.

Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов. В начале XV в.

принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел в пользу церкви родных и близких покойного. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.

Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время — современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг — символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) — небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.

Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением — изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.

Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60-х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян — одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.

Римо-католическая мариология. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. Новейшая Римо-католическая мариология.

К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

В православном святоотеческом богословии автономная мариология отсутствует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов только внутри христологии, а не как некая самостоятельная мариология, или особый раздел антропологии, посвященный Святой Деве.

Самое именование Богородица, которым на III Вселенском Соборе (431) Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров. В противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим: родившийся от Нее есть непреложно Бог и человек.

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Учение, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первого момента своего зачатия по особой благодати и особенной привилегии Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Искупителя человеческого рода, была сохранена от всякого пятна первородного греха, есть учение Богооткровенное и потому должно быть твердо и решительно исповедуемо всеми верными».

Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева Мария была зачата праведными родителями Своими, Иоакимом и Анной, естественным образом, то есть зачатие не было безмужним, как зачатие Иисуса Христа в день Благовещения. Однако, по папскому учению. Дева Мария уже в самом зачатии была освобождена от причастности первородному греху в силу будущих заслуг Иисуса Христа.

Католическая Церковь исходит при этом из того, что первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом Ее зачатии, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения.

Мнения о непорочном зачатии Девы Марии богословы Запада высказывали уже тысячу лет назад, занимая иногда прямо противоположные позиции. Его не разделяли и опровергали, например, такие крупные представители западного богословия, как Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Бернард Клервосский (1090-1153), Фома Аквинат (1226-1274). Противником этого учения был и орден доминиканцев. Главным защитником учения о непорочном зачатии был францисканец Дунс Скот (ок. 1260-1308), а впоследствии орден иезуитов. Церковь Христова не знает такого догмата и не может согласиться с ним по существу.

Спасение рода человеческого совершено Иисусом Христом. Мы спасаемся Христом, будучи «сраслены» с Ним, то есть, соучаствуя в Его жизни, крестных страданиях и Воскресении. В этом основа христианской веры. Из римско-католического учения о непорочном зачатии Девы Марии вытекает, что спасение можно было получить иным путем, еще до Христа. Идея первенства Христова в новом человечестве этим затемняется.

Дева Мария принадлежала к человечеству, ради которого Христос сошел на землю. Об этом говорит и естественность Ее зачатия праведной Анной (рождение «от плоти»). Разделяя судьбу человечества, Она разделяла с ним и вину первородного греха.

Правомерно ли отделять, как это делают католики. Деву Марию от остальной части потомства Адамова, не подрывается ли этим весь смысл предуготовленной домостроительной истории Ветхого Завета, которая принципиально заключалась в том, что человеческий род из поколения в поколение взрастил избранную от всех родов для воплощения Сына? По сути, католиками отрицается также единство природы человеческого рода: если Дева Мария — особенна, то можно ли говорить о ее полновесной тождественности человеческому роду, и тем самым подвергается сомнению само воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества.

По римско-католическому учению, изъятие Девы Марии от последствий первородного греха произошло в силу будущих крестных заслуг Спасителя. Но такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

В подтверждение учения о непорочном зачатии римо-католики ссылаются на то, что в Вульгате содержится пророчество о том, что семя жены сотрет главу змия (ср. Быт. 3, 15). Но в этих словах нет ни прямого, ни косвенного указания на непорочное зачатие.

Ссылаются католики и на слова ангельского приветствия: «Радуйся, благодатная!..» В латинском переводе — gratia plena, то есть «полная благодати». Но значение оригинального греческого слова KEXAPITOMEVN дословно переводится как «облагодатствованная». Этот смысл поясняют и последующие слова архангела: «Обрела бо беси благодать у Бога», то есть благодать эта была не чем-то изначально данным Ей, а заслуженно «обретенным» Ею, связанным с Ее образом жизни (то же говорится и о других праведниках — Ное (Быт. 6, 8); Давиде (Деян. 7, 46)). Здесь нет указания на непорочное зачатие.

Нельзя также ссылаться в подтверждение католического учения на то, что Православная Церковь тоже отмечает зачатие Девы Марии праведной Анной особой службой (9 декабря). Православные отмечают такой же службой и зачатие Иоанна Предтечи праведной Елизаветой (23 сентября), но отнюдь никто не делает выводы, что и это зачатие было «непорочным» в смысле непричастности Иоанна Предтечи первородному греху.

Как видно из молитв Божественной литургии. Церковь приносит Богу словесную сию службу о всех, искупленных крестной смертью Христовой – «о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, изрядно о пресвятой. Пречистой, Преблагословенней, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Церковь не включала бы в это поминовение Деву Марию, если бы считала Ее непричастной первородному греху.

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный догмат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богородицы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее.

Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные — праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

«Непорочная Богоматерь, Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в Небесную Славу». В канонах праздника Успения есть утверждение о телесном восхождении Пресвятой Девы, о том же свидетельствует иконография, факт отсутствия Ее мощей. Но лишь на внешний взгляд православное учение совпадает с католическим. По сути — нет, так как римский догмат происходит от догмата о непорочном зачатии. Если быть последовательным и в опоре на догмат о непорочном зачатии, католическим богословам остается два выхода.

Первый — это отрицать саму возможность смерти Божией Матери, как это делают так называемые имморталисты (immortalis — бессмертный). Однако это учение явно противоречит древнему Преданию, и прежде всего Преданию Иерусалимской Церкви о факте естественной смерти Пресвятой Богородицы. Начиная с IV столетия о том есть много святоотеческих свидетельств (св. Модест Иерусалимский, св. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин). В католичестве это течение не очень влиятельно. Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пресвятой Девы, то остается только провозгласить смерть Богородицы искупительной, а саму Святую Деву — искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Преданием.

Укажите выдающегося политического деятеля Древней Греции, с которым связывают расцвет Афинской демократии.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

А. Солон.

Б. Леонид.

В. Аристотель.

Г. Перикл.

1.2. Традиционно, начало эпохи Средних веков принято считать от:

А. Вторжения варваров в пределы Римской империи.

Б. Падения Западной Римской империи.

В. Событий гражданских войн Цезаря и Помпея.

Г. Разделения Римской империи на Западную и Восточную.

1.3. Отделение ремесла от сельского хозяйства в Западной Европе стало одной из причин:

А. Возникновения городов.

Б. Появления рыцарства.

В. Основания замков.

Г. Распространения христианства.

1.4. Религиозные взгляды, которые противоречат церковному вероучению, называются:

А. Схизма.

Б. Инквизиция.

В. Ересь.

Г. Булла.

Какая страна считается родиной Возрождения?

А. Италия.

Б. Голландия.

В. Франция.

Г. Германия.

1.6. Приведённую ниже карикатуру можно использовать для характеристики общественно-политических процессов накануне и в начале:

А. Нидерландской революции (XVI в.).

Б. Английской революции (сер. XVII в.)

В. Американской революции (XVIII в.)

Г. Великой Французской революции

(кон. XVIII в.)

Страна, переживавшая в начале ХХ в. небывалый экономический подъем?

А. Великобритания.

Б. Франция.

В. США.

Г. Германия.

1.8. Дата начала Второй мировой войны:

А. 23 августа 1939 г.

Б. 1 сентября 1939 г.

В. 17 сентября 1917 г.

Г. 22 июня 1941 г.

1.9. Главная причина Берлинского кризиса 1961 г. состояла в:

А. Идеологическом противостоянии между КПСС и СЕПГ.

Б. Конфликте между жителями Западного и Восточного Берлина.

В. Низком уровне жизни жителей Берлина.

Г. Противостоянии СССР и США в Европе.

О каком историческом событии в истории Чехословакии идет речь в документе?

«Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики… выражает категорический протест правительствам и парламентам пяти государств Варшавского договора… и перед лицом всей мировой общественности заявляет решительный протест правительствам и парламентам тех стран, которые принимают участие в оккупации…»

А. Подавление «Пражской весны» 1968 г.

Б. «Бархатная революция» 1989 г.

В. Вступление в НАТО 1989 г.

Г. Распад страны в 1993 г.

1.11. Объединение Германии произошло в:

А. 1949 г.

Б. 1961 г.

В. 1990 г.

Г. 1995 г.

Какой конфликт 1940 – 1970-х гг. максимально приблизил мир к новой войне?

А. Война во Вьетнаме.

Б. Карибский кризис.

В. Берлинский кризис.

Г. Тайваньский вопрос.

1.13. Борьба между двумя мощными политическими группировками – Гоминьданом и Коммунистической партией – происходила в:

A. Японии.

Б. Китае.

В. Турции.

Г. Корее.

1.14. Определите событие, которое свидетельствовало об окончательном оформлении антигитлеровской коалиции.

А. Подписание правительствами Великобритании и СССР Московского соглашения 1941 г. об общих действиях в войне против Германии.

Б. Продление советско-американского торгового соглашения.

В. Подписание в 1942 г. Декларации объединенных наций представителями СССР, США, Великобритании и Китая.

Г. Принятие Конгрессом США закона о ленд-лизе.

1.15. Определите перечень понятий, которые относятся к периоду нацистской оккупации европейских стран:

А. «Новый порядок», коллаборационизм, Армия Крайова, Движение Сопротивления, холокост.

Б. Армия Людова, Движение Сопротивления, «Верденская мясорубка», «новый порядок», холокост.

В. «Фабрики смерти», «Свободная Франция», Компьенское перемирие, коллаборационизм, «новый порядок».

Г. Движение Сопротивления, Армия Крайова, план Шлиффена, «Верденская мясорубка», холокост.

1.16. План вторжения в СССР в ходе Второй мировой войны и военная операция, осуществляемая в соответствии с этим планом, называлась:

А. Операция «Динамо»

Б. Операция «Багратион»

В. Операция «Катапульта»

Г. Операция «Барбаросса»

1.17. Где проходила конференция, завершившая работу по созданию ООН:

А. Женева.

Б. Потсдам;

В. Сан-Франциско;

Г. Нью-Йорк;

1.18. Последней европейской столицей, освобожденной Советской Армией была:

А. Варшава

Б. Вена

В. Прага

Г. София

1.19. Укажите автора приведенной картины

А. Рубенс

Б. Веласкес

В. Дюрер

Г. Рембрандт

1.20. Какое утверждение связано с именем Томаса Мюнцера?

А. Выступил за реформу церкви («95 тезисов»).

Б. Был активным участником Крестьянской войны.

В. Создал «Орден иезуитов».

Г. Был инициатором создания англиканской церкви.

1.21. Укажите причину подписания Верденского договора 843 г.

А. Создание империи Карла Великого.

Б. Раздел государства Хлодвига между наследниками.

В. Падение Западной Римской империи.

Г. Раздел империи Карла Великого между его внуками.

1.22. Религиозно-политическое движение в Западной Европе в ХVІ-ХVП ст., возглавляемое Папой Римским, — это:

А. Реформация.

Б. Революция.

В. Контрреформация.

Г. Конфедерация.

1.23. Укажите год подписания Маахстрихтских соглашений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *