Римлянам 1 глава

Римлянам 1 глава

К РИМЛЯНАМ

Апостол Павел (1:1).

Время написания: Приблизительно 60 г. по Р.Х., когда Павел совершал своё третье путешествие служения.

Место написания: Коринф (Рим. 15:25-32; Деян. 19:21; 20:1-3).

Адресаты: Святые в Риме (1:7).

Тема:
Благовестие Божье — сделать грешников Божьими сыновьями, составляющими Тело Христово, выраженное в виде поместных церквей

ГЛАВА 1

I. Введение — благовестие Божье — 1:1-17

А.

Обещано в святых Писаниях — ст. 1-2

11Павел, 2раб 3Христа 4Иисуса, 5призванный 6апостол, 7отделённый 8к 9благовестию Божьему,

21Которое Он 2заранее обещал через Своих пророков в 3святых Писаниях,

Б. О Христе — ст. 3-4

3 О 1Его Сыне, который 2вышел 3из 4асемени Давида согласно 5плоти,

4 Который был 1определён 2аСыном Божьим в 3силе согласно 4Духу 5святости 6из воскресения мёртвых, — об Иисусе Христе, нашем Господе,

В. Принимается призванными — ст. 5-7

5 Через которого мы получили 1благодать и 2апостольство к 3апослушанию 4бверы среди всех язычников 5ради Его имени,

6 Среди которых вы также 1призванные Иисуса Христа, —

7 Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, апризванным 1святым: 2Благодать вам и бмир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа.

Г. Его возвещают с готовностью, и его причащаются верой — ст. 8-15

8 Прежде всего, благодарю моего Бога через Иисуса Христа за всех вас, потому что ваша авера возвещается во всём мире.

9 Ибо свидетель мне Бог, которому я 1служу в моём 2духе в благовестии Его Сына, как непрестанно я упоминаю вас всегда в моих молитвах,

10 Моля, не удастся ли мне как-нибудь теперь наконец в воле Божьей прийти к вам.

11 Ибо я жажду увидеть вас, чтобы передать вам некоторый духовный дар для вашего аутверждения,

12 То есть чтобы вместе с вами1воодушевиться среди вас через веру, которая друг в друге, — и вашу, и мою.

13 И не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что я много раз анамеревался прийти к вам (однако до сих пор встречал препятствия), чтобы среди вас также иметь некоторый плод, как и среди остальных язычников.

14 Должник я и грекам, и 1варварам; и мудрым, и неразумным;

15 Итак, что касается меня, то я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

Д. Сила Божьего спасения — ст. 16-17

16 Ибо я не стыжусь благовестия, ибо оно есть 1сила Божья к 2спасению всякому, кто верит, — и иудею, во-первых, и греку.

17 Ибо в нём открывается 1из веры в веру 2аправедность Божья, как написано: «бА праведный 3получит жизнь и будет жить 4верой».

II. Осуждение — 1:18—3:20

А. Человечества вообще — 1:18-32

181Ибо открывается с неба 2агнев Божий 3на всякое нечестие и неправедность людей, 4подавляющих 5истину в неправедности,

19 Так как то, что известно о Боге, явлено 1внутри них, ибо Бог явил им это.

20 Ибо невидимое Его — и Его вечная сила, и 1божественные свойства — ясно видно от сотворения мира, 2абудучи постигаемо посредством созданий, чтобы не было им извинения;

21 Так как 1они, зная Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, а сделались 2суетными в своих рассуждениях, и помрачилось их непонятливое сердце.

22 Утверждая, что они мудрые, они сделались неразумными

23 И 1аизменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, птиц, четвероногих и пресмыкающихся.

24 Поэтому Бог 1предал их в вожделениях их сердец нечистоте, так что они бесчестят свои тела между собой;

25 Они заменили Божью 1истину ложью и поклонялись и служили творению вместо Творца, который аблагословен вовеки. Аминь.

26 Поэтому Бог предал их позорным страстям; ибо их женщины заменили естественное сношение противоестественным,

27 А подобно им и мужчины, оставив естественное сношение с женщиной, загорались в своей похоти друг на друга, мужчины с мужчинами совершая непристойность и сполна получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.

28 И как 1им не было угодно содержать Бога в своём познании, так и Бог предал их 2негодному разуму — делать неподобающее:

29 Они исполнены всякой неправедности, порочности, стяжательства, злобы; полны зависти, убийства, соперничества, обмана, злонравия;

30 Шептуны, клеветники, ненавистные Богу, обидчики, высокомерные, хвастливые, изобретательные на зло, непокорные родителям,

31 Безрассудные, вероломные, чуждые приязни, немилостивые;

32 Они, познав 1праведный суд Божий — что делающие такое достойны смерти, — не только делают это, но и радуются за тех, кто делает то же.

вверх

То и предал их Бог в похотях сердец их не­чистоте, так-что они сквернили сами свои тела;

Они заменили истину Божию ложью и по­клонялись и служили твари вместо Творца, Ко­торый благословен во веки, аминь.

Римлянам 1:21—25

То, что находится в сердце человека, определяет цен­ность и ход его жизни. Самая ценная та жизнь, которая будет сохранена в вечности. Эта жизнь у человека, в серд­це которого живет Иисус. У такого человека все в жизни на своем месте, живущий в нем Дух Святой восстанавли­вает его целостность, и он ходит в Божьем мире.

Если этого нет, то есть место Бога в сердце человека пусто или занято чем-то другим — идолами, то он не успокоится, не будет “находить себе места” и удовлетворения, пока Бог не придет в его жизнь и пока человек осознанно не поставит Его на предназначенное только для Него первое место. Без выполнения этого условия человек никогда не будет счастливым, удовлетворенным.

То, что находится в сердце человека, определяет ценность и ход его жизни

Если вы, дорогой читатель, хотите выяснить, есть ли идол в вашей жизни, то подумайте и определите, что в вашей жизни занимает первое место: если на первом месте у вас работа — это, значит, и есть ваш идол, и он вас разрушит. Даже дети могут занять место, которое по праву принадлежит Богу. Последствия этого также могут быть плачевными. В глазах любимых детей родители могут потерять авторитет; к тому же дети могут стать источником огромных проблем и неприятностей.

Первая заповедь

Все, что вы ставите на место Бога, станет для вас проклятием

Все, что вы ставите на место Бога, станет для вас про­клятием, независимо от того, что это: учеба, работа, алко­голь, жена (муж), деньги или же вы сами. Все, что вы любите больше Бога, вы потеряете, или же этот идол вас погубит, потому что вы нарушаете первую заповедь. В Писании Иисус говорит об этом тоже:

…“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”:

Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”;

На сих двух заповедях утверждается весь за­кон и пророки.

Матфея 22:37—40

Господь объясняет, что, нарушая эти две заповеди, автоматически мы нарушаем все остальные, потому что невозможно выполнить даже части заповедей без любви к Богу. Все, что касается Господа, нашего спасения, нашей христианской жизни, основано на вере, а вера действует любовью. Так что без любви вы можете быть только теоретиком: согласиться, что Бог — велик и заповеди Его весьма хороши, но выполнить их вы не сможете, потому что без любви ваша вера и верой быть не может.


Именно поэтому любовь к Господу является наиболь­шей заповедью. И если Писание повелевает нам иссле­довать себя — в вере ли мы, то это значит, что мы должны проверить, на первом ли месте у нас Бог: не появилось ли что-то или кто-то, к чему нас влечет больше, чем к Богу, о чем мы думаем больше, чем о Боге, что для нас важнее и авторитетнее, чем Бог, кому мы стараемся угодить больше, чем Богу. Как только мы что-то ставим выше Бога, мы теряем право быть детьми Бога, поэтому Гос­подь предупреждает: “Дети! храните себя от идолов”.

Нам нужно смотреть за собой, чтобы, например, един­ственный ребенок — долгожданный Исаак — не занял в сердце больше места, чем Бог. Может, вам трудно, дорогой читатель, согласиться с этим, но вспомните Авраама: если бы он любил сына больше, чем Бога, он потерял бы и Иса­ака, и дружбу с Богом, то есть остался бы ни с чем. Любите своих детей, своих родных, но Бога любите все-таки больше.

Если бы Авраам любил сына больше, чем Бога, он потерял бы и Исаака, и дружбу с Богом, то есть остался бы ни с чем

Для этого есть еще одна причина: если вы не выполни­те первой заповеди — не возлюбите Бога всем сердцем, то вы не сможете выполнить и второй — вы не сможете возлюбить ближнего.

В Писании говорится, что “Бог есть любовь”(1-е Иоанна 4:8), то есть наш Господь — источник любви, так что только возлюбив Его, поставив Его на первое место, мы получаем силу по-настоящему любить своих ближ­них, своих Исааков. Без Бога мы способны только на выражение каких-то эмоций, на душевные или плотские чувства, которые будут лишь раздражать наших ближ­них, то есть ответом на выражение нашей человеческой любви будет обратное ожидаемому. Поэтому родители (жены, мужья) часто жалуются: “Я ради него (нее) все делаю: работаю, забочусь, молюсь, а взамен получаю толь­ко раздражение и ненависть…” Возлюбите Бога всем сердцем, и ваша пустыня наполнится живой водой — Божьей любовью, тогда вам будет что дать своим супру­гам, своим детям, и они начнут уважать и любить вас.


Нам нужно больше всего ценить свои отношения с Господом, потому что Он — источник жизни, источник любви, и если Его любовь будет течь через нас, то она оживит и наполнит дорогих нам людей, будет притяги­вать их к нам, как магнит. Даже убежав из дому, они будут возвращаться обратно, как блудные сыновья, — не потому что мы будем искать их, а потому что мы любим Бога и служим Ему.

Итак, дорожа отношениями с Богом, любя Его всем сердцем, всею душою и всем разумением своим, вы ста­нете каналом Божьей любви, которая будет созидать вас, ваших родных, ваш дом, вашу жизнь в целом.

Вторая заповедь

Бывает, что внешне человек вроде бы живет правиль­но: ходит в церковь, молится, читает Писание и живет по Слову, но в его сердце иной порядок — Бог не на первом месте. Людям такой человек может казаться процветаю­щим, перспективным, но Господь ведь все видит. Именно о таких людях написано в Евангелии от Матфея (это то место Писания, которое почему-то смутило очень мно­гих христиан):

Комментарии из Женевской Библии: Римлянам 1 глава

1:1 Павел. В древности письма начинались общепринятой формулой: «А приветствует Б» (см. Деян. 23,26). Употребив свое римское имя, Павел далее наполняет эту формулу христианским смыслом, заключенном в том, как он характеризует себя самого (ст. 1-6), и в стиле его приветствий (ст. 7,8).

Апостол. Посланник, обладающий авторитетом пославшего его. Это звание применяется к двенадцати первым ученикам Христа и к Павлу – свидетелям воскресшего Христа (Деян. 1,22; 1 Кор. 9,1; 15,7.8; Гал. 1,15.16), а также к посланникам, которые направлялись от лица церковных общин (16,7).

к благовестию Божию. Бог – источник и содержание проповеди. Здесь, как и в других местах послания, прослеживается учение о триединстве Божием (1,3.4; 5,1-5; 8,3.4.9-11,16.17; 14,17.18; 15,16.30).

1:2 которое Бог прежде обещал. Благовестие было провозглашено в виде обетований через ветхозаветных пророков.

Апостолы изложили благовестие в соответствии с этой пророческой проповедью (14,24-26).

1:3-4 Здесь дано, скорее, описание двух этапов служения Спасителя, а не двух Его природ. Будучи Сыном Божиим, Он, тем не менее, произошел от семени Давидова, чтобы с нами разделить нашу немощь, но по духу святыни был преображен при воскресении и вступил в новый период Своего личного бытия (1 Кор. 15,45; 2 Кор. 13,4).

1:5-6 Павел считает Христа источником своего спасения и призвания благовествовать язычникам (11,13.14; Деян. 9,15; Еф. 3,8).

1:5 покорять вере все народы. Букв.: «чтобы призывать народы… к послушанию, приходящему от веры». Здесь, возможно, указывается как на послушание, проистекающее из веры, так и на тот факт, что вера подразумевает покорное послушание призыву Божию (14,25).

1:7 в Риме. Рим – столица империи. Не имеется точных данных об основании церковной общины (или общин) в Риме, хотя среди тех, кто слышал проповедь Евангелия в день Пятидесятницы, были и прибывшие из Рима (Деян. 2,10).

возлюбленным Божиим, призванным святым. Выражения, использованные в приветствии, задают тональность всему посланию, исполненному любви, благодати и мира Божиего (1 Пет. 2,9.10).

1:8 благодарю Бога моего. Благодарение Господа за действие Его благодати – характерная черта Павла (1 Кор. 1,4; Флп. 1,3; Кол. 1,3; 1 Фес. 1,2; 2 Фес. 1,3; 1 Тим. 1,12; Флм. 1,4).

во всем мире. Скорее, речь идет о Римской империи.

1:9 воспоминаю о вас. Постоянное молитвенное настроение Павла выражает его полную отдачу служению. Свою молитву он приносит в абсолютной покорности воле Божией (ст. 9-12; ср. Еф. 1,16; Флп. 1,9; Кол. 1,9; 1 Фес. 1,3; 2 Фес. 1,11; 2 Тим. 1,3).

1:11 дарование духовное. Здесь это выражение не имеет функционального значения, как в 1 Кор. 12,1; скорее всего, Павел подразумевает благо, проистекающее от служения полученными дарованиями на пользу другим людям.

1:12 утешиться с вами верою общею. Цель служения – взаимное укрепление всего Тела Христова (Еф. 4,15.16).

1:13 я многократно намеревался. Свидетельства об этих намерениях не сохранились; однако Павел знал, что Бог побуждает его идти в Рим (см. Деян. 19,21; 23,11).

встречал препятствия. Вероятно, то были прочие постоянные обязанности Павла (см. Деян. 16,6.7).

как и у прочих народов. Павел считал церковную общину в Риме преимущественно языческой по составу.

1:14 Я должен. Намерения (ст. 13) и надежды Павла мотивированы его чувством долга. Ему было поручено благовествование язычникам (11,13.14; ср. Еф. 3,1-8).

Еллинам. Т.е. миру эллинистической культуры («мудрецам»).

варварам. Т.е. нецивилизованным народам древнего мира («невеждам»).

1:16 я не стыжусь благовествования Христова. Хотя «мудрецам» Евангелие представляется безумием, Павел видит в своей проповеди Божественную мудрость (1 Кор. 1,22-25.30) и не стыдится Божиего призвания.

сила. Возрождающее, изменяющее жизнь влияние евангельского слова обусловлено действием Духа Святого – силы Божией.

верующему. Спасение даруется не по заслугам, но получают его отнюдь не все: для спасения необходима вера.

во-первых, Иудею. Это утверждение верно с точки зрения истории искупления (2,9.10; Ин. 4,22; ср. Мк. 7,24-30); оно соответствует и образцу миссионерского служения Павла. Поэтому, проходя по городам римского мира, он, где возможно, начинал с того, что разъяснял Священное Писание в синагогах и проповедовал Христа как исполнение ветхозаветных обетований (Деян. 9,20; 13,5.14; 14,1; 17,1.17; 18,4.19.26; 19,8). И в Послании к Римлянам Павел старается не умалить преимуществ, дарованных его родному народу Самим Богом (3,11.12; 9,4.5).

1:17 правда Божия. Точнее: «праведность Божия». Это выражение – ключ ко всему посланию (3,21; 5,19; 10,3), его смысл поясняется как «праведность через веру» (3,22), «праведность от веры» (9,30; 10,6). Это – праведность Христа, вменяемая (приписываемая Богом, как бы принадлежащая) тому, кто верует в Него. Эта вмененная праведность проистекает из личной праведности Бога и является ее выражением. В качестве справедливого и праведного Судии (2,5-16) Бог оправдывает (объявляет праведными) тех грешников, которые приходят к истинной вере во Христа (3,21-26; 5,10). Толкование Лютером этого стиха легло в основу его учения об оправдании.

от веры в веру. Павел подчеркивает, что каждым своим словом Евангелие опирается на веру, а не дела.

как написано. Библейское обоснование сказанного далее и вывод из него содержатся в Книге пророка Аввакума (2,4); это свидетельствует, что путь жизни по вере не является чуждым Ветхому Завету.

жив будет. Эти слова означают постоянную близость с Богом.

1:18 открываете. Суд Божий относится не только к будущему, поскольку Бог наказует зло.

гнев. Т.е. отвращение Бога к нравственным порокам.

нечестие и неправду. Букв.: «безбожие и неправедные дела». Порядок слов не случаен: нравственное падение следует за дерзостью в богомыслии. Возможно, однако, что это просто литературный прием (соединение двух слов для усиления одного понятия – злостного безбожия).

подавляющих истину. Здесь имеется в виду, что, оказавшись лицом к лицу с истиной (которая «видима», ст. 20), люди стремятся скрыть ее, пресечь ее влияние и потому «безответны» (ст. 20), т.е. не имеют извинения. Извинить их могло бы лишь неведение.

1:19 что можно знать о Боге. Павел подчеркивает реальность и всеобъемлющий характер Божественного откровения, которое постоянно («от создания мира», ст. 20) и явно («видимы», ст. 20). Бог невидим, вечен и всесилен – все это выражается в мироздании, миропорядке. Невидимый Бог открывается зримо в творении. Это откровение явно, оно совершенно ясно видимо (см. статью «Осознание человечеством своей вины перед Богом»).

1:21 познав Бога. Здесь Павел указывает, что человечеству не только дана возможность познать Бога посредством естественного откровения, но что это откровение ведет к истинному знанию. Грех человека в том, что он не соглашается признать истинным то, что сознает таковым. Зная Бога, человек отказывается поклониться Ему как Господу и возблагодарить Его. Отвергнув Бога, люди «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Любые умственные искания в конечном итоге окажутся несостоятельными, если их предваряет отказ от почитания Бога.

1:22-23 называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили. Самонадеянность перед лицом Божиим свидетельствует о превратной системе ценностей: поклонение Богу подменено почитанием идолов, созданных людьми по собственному образу. Изначально присущий человеку инстинкт богопочитания извращен, так как обращен на недостойный его предмет (ст. 25).

1:24 предал их Бог. Суд заключается в том, что Бог снял ограничения, сдерживавшие греховные поступки и их последствия (ст. 26,28).

1:26-27 Вследствие извращения инстинкта богопочитания извращаются и прочие инстинкты, изменяя своему истинному назначению. Писание рассматривает любые формы гомосексуализма именно в таком свете (Лев. 18,22; 20,13). Их следствие – осквернение тела (ст. 24), господство похоти, извращение естественных отношений (ст. 26) и порабощение необузданными страстями (ст. 27).

1:27 получая в самих себе должное возмездие. Даже в мире, который нравственно пал и вследствие этого стал непредсказуем, мы пожинаем плоды, которые сеем (Гал. 6,7.8).

1:28 как они не озаботились. Грех влечет за собой презрение к истинным ценностям и грозит привести человека в состояние оставленности Богом и подчинения духу похоти (ст. 29-31).

1:32 Они знают праведный суд Божий. Люди знают о Божием суде, но это знание не сдерживает их, а только возбуждает еще большую непокорность, что, считает Павел, усугубляет виновность людей и их греховность. Непокорность проявляется в побуждении к греху других людей, одобрении их греховных поступков. Этот текст подтверждает, что откровение Божие через творение отчасти раскрывает Его нравственную природу и сообщает нам чувство нравственного долга.

← Иуды 1 • Римлянам 2 →

Кому адресовано.

Вопрос, к кому обращается апостол в этом послании, заслуживает внимания. Павел пишет: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7). Заметим, что он не обращается к римской церкви. Тот факт, что церковь в Риме тогда уже существовала, не вызывает сомнений — ведь Павел шлет приветы «домашней церкви», собиравшейся у Акилы и Прискиллы (Рим 16:3-4). Вероятно, в Риме было тогда уже несколько церквей, и, может быть, поэтому Павел обращается ко «всем святым», а не к «церкви».

Но кто были эти «святые», жившие в Риме, по своему происхождению — язычники или евреи? Очевидно, и те и другие. Акила, к примеру, был евреем (Деян. 18:2), евреями же были родственники Павла: Иродион, Андроник и Юний (Рим. 16:7,11). Согласно Иосифу Флавию и другим авторам, в Риме жило тогда много евреев (сравните Деян. 28:17-28).

Тем не менее, Рим был, конечно, языческим городом, столицей языческой империи, где евреи, будь они верующие или неверующие, составляли лишь незначительное меньшинство. Далее. Хотя Павел никогда не упускал случая свидетельствовать и служить евреям, Бог призвал его быть «апостолом язычников» (Рим. 11:13 сравните 15:16). Так что скорей всего послание его было адресовано главным образом недавним язычникам.

Этот вывод подтверждается и свидетельством, содержащимся в самом письме. С одной стороны, Павел прямо обращается к евреям (2:17), и когда говорит евреям — христианам об «Аврааме, отце нашем» (4:1,12), то говорит от первого лица. Но с другой стороны, он не менее прямо заявляет: «Вам говорю, язычникам» (11:13). Несколько других мест в послании также указывают на то, что христиане из язычников составляли часть его аудитории (11:17-31; 15:14-16). Косвенно следует и из 1:5,13, что в христианской общине Рима преобладали язычники.

Но если к тому времени, как Павел писал это послание, лично в Риме он еще не был, то как появились там христиане? В свете того, что апостол пишет в 15:20, а именно, что его целью было благовествовать там, где имя Христа еще не было проповедано, представляется, что и никто другой из апостолов не достиг еще к тому времени Рима. В частности, и Петра не было в ту пору в Риме — иначе как объяснить, что его имени нет среди тех, кому Павел передает приветы (16 гл.)?

Вот возможный ответ на вопрос об основании церкви в Риме: в толпе, на глазах которой совершилось чудо в день Пятидесятницы в Иерусалиме, и которая слышала проповедь Петра, были, как известно, «пришедшие из Рима» (Деян. 2:10); некоторые из них, вероятно, оказались среди 3000 обращенных в тот знаменательный день. Они-то и вернулись в Рим верующими в Иисуса Христа и стали распространять евангельскую весть.

Затем и другие верующие могли переселиться в этот город, поскольку столица влекла к себе людей со всей империи, которые и съезжались в Рим по деловым и другим соображениям. Хорошим примером тому могут служить Акила и Прискилла. Как уже говорилось, они жили в Италии прежде (Деян. 18:2), вынуждены были оставить ее и затем снова возвратились, как только позволили обстоятельства. Фива (Рим. 16:1-2), которая, по-видимому, и доставила это послание в столицу — второй пример.

В Рим она отправилась не затем, чтобы доставить послание, она захватила его с собой, потому что ехала в этот город по каким-то делам. Возможно, что намерение Фивы посетить Рим стало для апостола Павла поводом к написанию этого послания. По человечески рассуждая, апостол воспользовался предоставившейся возможностью, чтобы вступить в контакт с группой верующих, глубоко интересовавшей его, с которой он при первой возможности намеревался встретиться лично.

Как отсутствие имени Петра среди приветствуемых Павлом в главе 16 свидетельствует о том, что этого апостола в Риме тогда не было, так многочисленные приветствия Павла отдельным лицам (он называет 28 имен) и нескольким группам верующих, — говорит о большом его влиянии на римскую церковь — в ее основании и становлении. Среди тамошних верующих многие обратились ко Христу под его воздействием или были его помощниками в миссионерской работе в разных частях империи. Именно поэтому Павел считал «своей» христианскую общину в Риме, о чем и свидетельствует его письмо.

Цель написания.

Тогда как поводом написания послания несомненно явилась намечавшаяся поездка Фивы в Рим (Рим. 16:2), причин или целей написания его было у Павла несколько. И главная, по-видимому, состояла в том, чтобы сообщить тамошним верующим о своем намерении посетить Рим после того, как он побывает в Иерусалиме (15:24,28-29 сравните с Деян. 19:21), и тем самым подготовить римскую общину к своему прибытию.

Верующие в Риме всегда были дороги Павлу, и он постоянно о них молился (Рим. 1:9-10); теперь, наконец, его желание посетить их и послужить им должно было осуществиться (1:11-15; 15:22-23,29,32). Потому-то и хотел апостол заранее известить их о своих планах — чтобы и они молились об их исполнении (15:30-32).

Вторая цель заключалась в том, чтобы более полно и подробно объяснить римским верующим сущность Евангельской вести, которую он проповедовал. Павел пишет: «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15), а что именно — это-то он и хотел довести до их сведения. Так что в этом послании апостол Павел осуществил то, что хотел бы сделать Иуда: «писать вам об общем спасении» (Иуд. 1:3). Вполне возможно, что Иуда не стал писать на эту тему как раз потому, что Павел уже сделал это.

Послание к Римлянам, несомненно, содержит достаточно полное и логическое изложение плана Триединого Бога по спасению человечества — начиная от осуждения человека за грехопадение и до завершения этого плана, которым предусмотрено вечное пребывание в присутствии Божием тех людей, что уподобятся Сыну Божиему, Господу Иисусу Христу.

Третья цель или причина не является столь очевидной, как первые две. Она, очевидно, связана была с напряженными отношениями, возникшими в римской христианской общине между евреями и язычниками, и даже с возможным конфликтом между ними. Апостола Павла буквально преследовали иудаисты, которые, идя за ним из города в город, старались посеять в его новообращенных сомнение в свободе, данной им Евангелием (Гал. 5:1). Классическим, хотя и не единственным ответом Павла иудаистам, является его послание к Галатам.

Примерно в то время, когда было написано послание к Римлянам, нападки иудаистов на апостола приняли характер физического насилия (Деян. 20:3). Успели или нет иудаисты прийти в Рим прежде Павла, судя по его Посланию к Римлянам, разногласия между евреями и язычниками носили в имперской столице достаточно серьезный характер.

Апостол не становится на какую-то одну сторону, но тщательно анализирует возникшую проблему с обеих, так сказать, точек зрения. С одной стороны, он подчеркивает исторический и хронологический приоритет иудеев: «во-первых, иудею, потом и еллину» (Рим. 1:16 сравните с 2:9-10). Он говорит и о преимуществе «быть иудеем» объясняя причины этого преимущества (Рим. 3:1-2; 9:4-5).

Но с другой стороны, он указывает, что, поскольку существует только «один Бог» (3:30), то Он, конечно же, Бог не только иудеев, но и язычников (Рим. 3:29). Да, евреи имеют «преимущества», но и как бы и не имеют их, потому что «как иудеи, так и еллины — все под грехом» (Рим. 3:9), а потому и те и другие могут спастись только верою в Господа Иисуса Христа и в Его искупительную жертву.

Далее, простирая милость Свою на все человеческие существа, Бог временно приостановил действие Своего особого плана для Израиля как Своего избранного народа, потому что вожди евреев, да и весь народ в целом, в неверии своем отвергли Божиего Сына как Мессию. Но и в это время Бог сохраняет богобоязненный «остаток» (Рим. 11:5), «пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). После этого Бог снова восстановит положение Израиля как избранного народа.

Подоплекой темы напряженности между иудеями и язычниками, которая проходит через все это послание, является глухо звучащее сомнение в великодушии, мудрости и справедливости Бога, как проявляются они в Его плане спасения человечества. Вслух на Бога не роптали, но ропот этот подразумевался. Вот почему послание к Римлянам явилось более чем изложением Павлом его «Евангелия благодати Божией» (Деян. 20:24) и более чем провозглашением Божественного плана спасения человечества по благодати через веру.

Это — богословско-апологетическое послание, направленное на объяснение как характера Бога, так и Его плана спасения рода человеческого. Павел пишет о Боге: «да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). «О, бездна богатства, премудрости и ведения Божия» (11:33), восклицает апостол и утверждает, обращаясь к своим читателям: «Бог верен, а всякий человек лжив» (3:4).

Тема послания.

Из упомянутых выше трех целей послания, в особенности из 2-й и 3-ей, вытекает и его тема. Если сформулировать ее упрощенно и в общих словах, то это — благовествование о Христе (1:16). Говоря же более конкретно, Павел пишет на тему о «правде Божией», которая открывается в этом благовествовании и принимается верою (1:17).

Эта «правда» или праведность, во-первых, присуща Самому Богу и проявляется во всех Его действиях, а во-вторых, эту праведность Бог дает человеку по благодати, через веру. Сюда входит получение человеком как оправдания перед Богом, так и способности ко все более праведной жизни; последнее дается ему благодаря возрождению Святым Духом Божиим и тому, что Дух поселяется в верующем (обновление и освящение).

Праведность его в повседневном существовании делается все более совершенной и все более отвечает полученному человеком оправданию (прославление), потому что верующий в Иисуса Христа, получив через смерть Его и воскресение «усыновление, искупление тела» (8:23), находится в присутствии Божием, сделавшись «подобным образу Сына» Его (8:29).

Божий план спасения людей не может не осуществиться, поскольку эту работу производит Он Сам, и Он «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

План книги:

I. Вступительная часть (1:1-17)

А. Приветствия (1:1-7)

Б. Обоснование отношений, связующих апостола с читателями (1:8-15)

В. Тема излагается подчеркнуто горячо (1:14-17)

II. Божия праведность, открывающаяся в гневе Его (1:18 — 3:20)

А. Гнев Божий на «нечестие… человеков» (1:18-32)

1. Причины гнева Божия (1:18-23)

2. Последствия гнева Божиего (1:24-32)

Б. Осуждение согласно Божиим законам (2:1-16)

1. О «судах» человеческих и суде Божием (2:1-4)

2. О «нераскаянности» людей и «нелицеприятии» Бога (2:5-11)

3. Иисус Христос (2:12-16)

В. Осуждение неверующих евреев (2:17 — 3:8)

1. Осуждение их лицемерия (2:17-24)

2. Осуждение за то, что ритуалом подменяют исполнение закона (2:25-29)

3. Осуждение их за неверие (3:1-8)

Г. Осуждение всех людей (3:9-20)

1. Все под грехом (3:9-18)

2. Каждый сознает свою греховность (3:19-20)

III. Божия праведность открывается через оправдание (3:21 — 5:21)

А. Объяснения относительно предлагаемой Богом праведности (3:21-31)

Б. Примеры этой праведности (глава 4)

1. По вере, а не по делам (4:1-8)

2. По вере, а не за исполнение ритуалов (4:9-12)

3. По вере, а не по закону (4:13-17)

4. По вере в Божие обетование (4:18-25)

В. В оправдании — радость (5:1-11)

Г. Противопоставление «преступления» (греховности) и праведности (5:12-21)

IV. Божия праведность открывается в освящении (главы 6-8)

А. Основание освящения (6:1-4)

Б. О состоянии и поведении освященных (6:5-23)

1. «Почитайте себя мертвыми для греха» (6:5-11)

2. «Представьте себя Богу» (6:12-14)

3. Служите праведности (6:15-23)

В. Противоречия, переживаемые освященным (глава 7)

1. Верующий и закон (7:1-6)

2. Закон и грех (7:7-13)

3. Верующий и грех (7:14-25)

Г. Сила освященных (8:1-17)

Д. Цель освящения (8:18-27)

Е. Уверенность освященных (8:28-39)

V. Божия праведность проявляется в избрании (главы 9-11)

А. О праве Бога совершать избрание (9:1-29)

1. Преимущества израильтян (9:1-5)

2. Бог избирает (примеры; 9:6-18)

3. Объяснение принципа избрания (9:19-29)

Б. Практические результаты избрания (9:30 — 10:21)

1. Преткновение израильтян (9:30 — 10:4)

Бог предлагает Свою милость (10:5-15)

3. Израиль отвергает милость Божию (10:16-21)

В. Неизменность Божьего избрания (глава 11)

1. «По избранию благодати» (11:1-10)

2. Ради язычников (11:11-24)

3. О спасении Израиля (11:25-32)

4. Все ко славе Божией (11:33-36)

VI. Божия праведность проявляется в обновленной жизни (12:1 — 15:13)

А. О посвящении себя Богу (12:1-2)

Б. О христианском служении (12:3-8)

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9-21)

Г. Об отношении к властям (13:1-7)

Д. О жизни и свете приближающегося спасения (13:8-14)

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 — 15:13)

1. Не судите (14:1-12)

2. «Не подавайте случая к преткновению или соблазну» (14:13-23)

3. Подражайте Христу (15:1-13)

VII. Заключительные замечании (15:14 — 16:27)

А. Личные планы (15:14-33)

Б. Личные приветствия (16:1-16)

В. Заключительные слова (16:17-27)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *