Репин и его картины

Репин и его картины

Одной из ключевых фигур русского реализма стал Илья Ефимович Репин. Вы можете быть далеки от мира изобразительного искусства, но о таких картинах, как «Бурлаки на Волге» или же «Не ждали» не могли не слышать.

Этот всемирно известный художник смог при помощи живописи затронуть темы, которые тогда волновали общественность. Он был мастером, который, как никто другой хорошо изображал бытовые сцены, смог создать целую галерею своих современников. В последние годы предпочитал рисовать библейские сюжеты.

Представляем 10 самых знаменитых картин Репина, с оригинальными названиями и фотографиями работ.

10. Отказ от исповеди перед казнью


В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

9. Николай-Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных


Картина рассказывает о святом Николае Чудотворце. Когда-то он был епископом в Мире Ликийской. Святой был в отъезде. В это время градоначальник Евстафий велел казнить 3 невинных людей. Его подкупили недоброжелатели пострадавших.

Святой Николай не мог допустить подобной несправедливости. Он сразу же вернулся в Миры, успев как раз в тот момент, когда палач был готов исполнить приговор. Но Николай Чудотворец без резких слов, не высказав никакой робости, подбежал к палачу, выхватил у него из рук меч и бросил его на землю. Именно этот момент и запечатлел художник.

Идея написать эту картину появилась после того, как один женский монастырь заказал ему картину Николая Чудотворца. Сначала он хотел сделать что-то вроде иконы, но потом увлекся, и получилось это уникальное полотно.

8. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны


Эта картина была написана в 1894 году. На ней изображена последняя свадьба монархов нашей страны.

Она состоялась 26 ноября 1894 года, и прошла довольно скромно: не было традиционных балов и свадебного путешествия. Венчание состоялось в Соборе Спаса Нерукотворного, расположенного в Зимнем дворце.

7. Вечорници


Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

6. Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

5. Не ждали


Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Репин несколько раз переписывал его лицо, не зная, какие именно чувства необходимо передать. И остановился на вопросительно-неуверенном выражении. Можно провести ассоциации с библейским сюжетом «возвращение блудного сына».

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

4. Крестный ход в Курской губернии


Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

3. Бурлаки на Волге


Репина всегда возмущал тот факт, что бурлаки соглашаются на такую сложную работу. Он считал, что нельзя людей использовать, как скот, вместо этого перевозить барки при помощи буксирных пароходов.

Но сам как-то признавался, что его не особо занимал вопрос быта этих несчастных людей, его больше волновало то, какими колоритными фигурами были эти люди.

Идея написать эту картину появилась в 1969 году, когда он поехал на этюды на Неву и впервые увидел бурлаков. Тогда же он нарисовал первый эскиз, но потом переделал его.

Картина появилась в период с 1870 по 1873 год. Критики полотно приняли восторженно, а Федор Достоевский говорил о том, что это произведение искусства стало подлинным торжеством правды.

2. Иван Грозный и сын его Иван

Второе название этой картины – «Иван Грозный убивает своего сына».

На создание этого полотна художника вдохновила музыка Н.А. Римского-Корсакова. После того, как он прослушал новое его произведение «Месть», Репин захотел воплотить то настроение, которое появилось у него под влиянием этой музыки.

Художник пишет, что его чувства были перегружены ужасами современности, ему хотелось найти выход наболевшего в истории.

Чуть позже он вспоминал, что в Европе стали выставлять кровавые картины, и, заразившись этим настроением, он начал работать над своим уникальным произведением.

На ней изображен тот момент, когда Иван Грозный, нанеся смертельный удар своему сыну, переживает трагический момент. На его лице мы можем видеть раскаяние. Особенно поражает кротость царевича, который со слезами на глазах готов простить обезумевшего от горя отца.

1. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

На картине изображены запорожские казаки, которые все вместе составляют письмо османскому султану. Это оскорбительный ответ на его ультиматум о том, что стоит сдаться и прекратить нападать на Блистательную Порту.

Согласно легенде, во время русско-турецкой войны султан потребовал покориться ему, на что получил письмо, в котором запорожцы жестоко над ним насмехались. Это настроение, атмосферу решил передать Репин.

Идея создать это произведение искусства появилась у него на одном светском приеме. Один из приглашенных, Дмитрий Яворницкий, принес копию письма, написанного казаками султану Махмуду IV. Оно развеселило гостей, а Репин загорелся идеей создать картину.

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью. Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию». Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Самые знаменитые картины Брюллова.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости. Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником. Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Самые красивые русалки в мире.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии. Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего. Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника. По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно. Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора. Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи. Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству. Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив. Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *