Религия спасения

Религия спасения

Огромную роль в духовной жизни цивилизаций Востока играла религия. В глубокой древности люди воплощали свои представления об окружающем мире в мифах. Дошедшие до нас мифы говорят, в частности, о том, что человек древности осознавал себя частью природы. В то же время древние люди, будучи бессильны перед природной стихией, обожествляли ее. Силы природы воплощались в древних богах, весьма распространен был и тотемизм — культ животных-богов. Боги Древнего Египта изображались с головами собаки, коровы и даже крокодила. В системе мифов сложилось и своеобразное представление о загробной жизни, в которой, как правило, видели продолжение жизни земной, но в ином качестве. Например, древние египтяне считали, что к западу от Египта находится Страна мертвых, где все обстоит примерно так же, как у живых.
Наряду с мифами древнее человечество постепенно создавало основы научных знаний: астрономии, математики, медицины и пр.

Правда, поначалу робкие попытки научного осмысления мира не противопоставлялись мифологии, а причудливым образом переплетались с ней. До нас дошли, например, рецепты древних врачей, в которых рациональные медицинские предписания соседствуют с магическими обрядами. Но примерно в VIII-II вв. до н. э. новая система представлений о мире, во многом основанная на естественнонаучных знаниях, стала постепенно разрушать мифологическое мировосприятие. К прежнему осознанию человеком своей беспомощности перед силами природы прибавляется осознание своего «я», своей неповторимой индивидуальности, и вместе с тем — своей смертности. Людям уже недостаточно было просто знать, что вслед за их физической кончиной наступит «какая-то» жизнь. Человек хотел точно представлять, каким будет потусторонний мир, от чего будет зависеть место каждого в нем, что это будет за место и т. д. Появились понятия греха и добродетели, которые, как считали древние, станут критерием «распределения мест» в загробном мире.
Так возникла нравственная система координат, в которой греховности мира земного противопоставлялась чистота мира небесного (загробного). Появились религии спасения, основанные на детально разработанной этике, следование которой позволяло очиститься от грехов, сделать свою земную жизнь добродетельной и этим обеспечить спасение души в загробном мире. В Индии возникли религии спасения — буддизм и индуизм, в Китае — конфуцианство, в Персии (Иране) — зороастризм, в Палестине — иудаизм.

Религии спасения способствовали дальнейшему развитию цивилизации: лежавшая в их основе религиозная этика формировала — наряду с прочим — устойчивые пивилизационные традиции, без которых немыслим прогресс. И весьма характерно, даже символично, что религии спасения возникли ближе к концу истории древнего мира, накануне наступления новой эпохи — средневековья.

12.10.2012 г.

Есть ли «спасение» в буддизме?

«Индия – одна из стран старинной культуры, и в то время, когда греческая и римская культуры еще не существовали, в Индии была сложная и глубокомысленная религия Вед, перешедшая затем в брахманизма, родивший из себя в свою очередь, буддизм». Позаимствовав многое из индуизма, «буддизм тесно связан с индусским характером мышления. Главные идеи, которые буддизм вобрал в себя из общеиндусского фонда идей, это: прозрачность видимого мира; страдание, как главный закон; палингенезис – идея круговорота жизни; интеллектуализм, заключающийся в идее, что познание освобождает; аскетизм и отречение; наконец, идея нирваны, которая так близка к учению санкхья.

Таким образом, основные идеи буддизма были уже до Будды и глубоко присущи общеиндусскому мировоззрению».

Учение Будды состоит из 4 истин:

  1. Истина в страдании,
  2. Истина о происхождении страдания,
  3. Истина об уничтожении страдания,
  4. Истина о пути, ведущему к уничтожению страдания.

Страданием проникнуто всё существующие, которое наполнено морем слез, никто не может изменить порядок в существах: «Святая истина о страдании, монахи, такова: рождение есть страдание, старость – страдание, смерть – страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, привязанность к земному есть страдание».

В чём же причина страдания? В наших желаниях, которые происходят от восприятия мира, от соприкосновения с ним наших органов чувств в нашем естестве, теле однако, оно – призрачно видимо является порождением неправильного восприятия, результатов неведения.

Поэтому, уничтожить страдания можно, лишь с помощью истинного знания: отсечения, умирания всех желаний. Телесность – это лишь одна видимость: «Считай тело мыльным пузырем, — говорил Будда. – Считай его подобным призраку, разломай увитые цветами стрелы искусителя и тогда иди туда, где тебя не увидит царь смерти».

«Святая истина о происхождении страдания такова: жажда бытия, наслаждения, жажда созидания, жажда власти.Святая истина об уничтожении такова: уничтожение этой жажды через полное уничтожение желания, через устранение от него, через отчуждение от него, через лишение его всякой опоры».

Распространяется ли это отрицание на человеческие души Будда не сказал, равно и как и не сказано четко и определение о мире, богах, человеке. В буддийских памятниках есть упоминание о богах, однако они не играют никакой роли в учении Будды, не смотря на то, что он не отрицает их, но и не ставит людей в связь с ними. Человек – портрет психических состояний, и ничего более.

Личность призрачна и уничтожаема. Такую ценность, какую имеет человек в христианстве, «как венец творения», «образ и подобие Божие», «наследник Жизни Вечной», буддизм и близко не знает. Будда – одно божество в буддизме, которое проповедует людям избавление от страданий. Однако, если в христианстве Бог даёт людям благодать вспомоществующую и укрепляющую во всем, ведущую к спасенью, то Будда не имеет её, а людей спасает то познание, открывающиеся в его учении.

Посылающиеся страдания от Бога нам, христианам, принимаются нами, как благо, ибо ведут к укрощению нрава – смирению и грез, то к многим добродетелям однако следует первоначально смиренно принять их, как должное от Творца, и попросить сил у Всевышнего перенести его с честью. Какой же путь спасения предлагает нам буддизм? Как говорит Будда: «Это есть святой, восьмеричный путь, именующийся так: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведное самоуглубление».

Буддист не обязан благодарить Бога, так как он не призывал его во время борьбы. Боги преклоняются перед ним, а не он перед богами.

Как и в индуизме, буддизм не сможет спасти человека и ввести его в Чертог Царства Небесного. Отрицая мир, человечество, личность, благодаря чему теряется всякий смысл, буддизм исчерпал свое историческое значение, заключавшиеся в бессмысленности и тленность мира. В таком положении от находится и поныне, находясь в пустоте.

Тема 4. Религии Древнего мира.

  1. Причины возникновения религии: атеистический и религиозный подходы.

  2. Языческие религии Древнего Востока и античности.

  3. Религии «спасения».

Обязательные понятия темы: религия, жречество

  1. Причины возникновения религии: атеистический и религиозный подходы.

Сегодня я буду вести очень пристрастную лекцию, так как я являюсь верующим человеком.

Перед тем, как говорить о причинах возникновения религии, поговорим о том, что такое религия.

Что такое религия?

С точки зрения науки – религия – это вера в сверхъестественное.

С точки зрения атеизма (направления, которое отрицает существование Бога или его возможность вмешиваться в людские дела)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

С точки зрения атеизма религия возникла у людей вследствие того, что люди были бессильны перед природными явлениями, чтобы хоть как-то уметь ими управлять, человек придумал себе различных богов, которые заведовали разными природными силами и потом начали поклоняться им, чтобы хоть как-то воздействовать на природу.

Однако если мы примем эту причину за истину, то можно задать себе вопрос: А почему религия существует до сих пор? Ведь сегодня многие природные тайны раскрыты, а мы всё равно продолжаем верить в Бога.

Одновременно у человека есть две проблемы, которые его гнетут:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

1-ая проблема: смертность человека – все мы знаем, что когда-нибудь умрём, одновременно надеясь, что будем жить вечно.

2-ая проблемы: отчуждённость человека от своих ближних. С одной стороны, мы живём среди людей, подобных нам, благодаря этому мы можем общаться, говорить, вступать в брак, рожать детей, но, с другой стороны даже в семье человек может чувствовать себя одиноким – наши войны, конфликты, многомиллионные жертвы тому подтверждение.

Соответственно, перед человеком всегда стояли две этих важных задачи – преодолеть эти две проблемы, т.е. проблему отчуждения и проблему смертности человека. Преодоление этих двух проблем и есть религия.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Религия (лат.) – «воссоединение, связывание, повторное обращение к чему-либо»

Вдумайтесь, в чём значение данного дословного перевода?

Согласно Библии, после создания человека Богом он был поселен в рай, там первый человек мог непосредственно общаться с Богом, воспринимал его как данность

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

После грехопадения первые люди были изгнаны из рая, непосредственная связь между Богом прервалась и теперь люди могут общаться со сверхъстественными силами только посредством молитв, то есть непосредственного общения не было.

С точки зрения верующего человека религия – это взаимоотношение человека и Бога.

  1. Языческие религии Древнего Востока и античности.

Во что верили люди первобытного общества, мы точно не знаем

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА.

Достоверные сведения о религии мы можем брать только из письменных источников, которых во времена первобытности не было, так как не было письменности.

Однако мы знаем знаменитые мегалитические памятники – так называемый Стоунхендж

Глядя на эти великолепные памятники первобытного общества (3 – 2 тыс. до н.э.) ими нельзя не восхититься и одновременно признать, что религия безписьменного общества была сложна и совсем не примитивна.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Религии Древнего Востока и Античности мы называем религиями языческими

Язычество – это религии, поклоняющиеся силам природы

Более подробное представление мы имеем о религиях Древнего Востока и античности, несмотря на их разноплановость и пестроту их пантеона, можно выделить существенные черты этих религий

1. Политеизм – многобожие:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – ПОКАЗАТЬ БОГОВ.

Мардук – покровитель города Вавилона, верховный бог вавилонского панетона

Осирис – бог мёртвых, одновременно бог урожая

Исида – богиня плодородия

Боги Древних греков:

Зевс – верховный бог

Афродита – богиня любви

Аполлон – бог – покровитель скотоводства и искусства

Боги Древних Римлян

Юпитер – походил на Зевса

Марс – бог войны

Во времена империи римляне также поклонялись духу императора и обязаны были приносить ему жертвы

2. Для привлечения богов на свою сторону люди обязаны были совершать жертвы.

По-другому религии называют религиями жертвоприношения – так как для благосклонности к человеку нужно приносить жертвы регулярно

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

3. Боги очень походят на людей в своём поведении – воюют друг с другом, влюбляются – Зевс, допустим, ведёт себя как настоящий Дон Жуан

4. Большую роль играет жречество.

Жречество – группа людей, занимающихся отправлением культа в древних цивилизациях

5. Слабое или мрачное представление о мире мёртвых – загробном мире.

Так, Древние Греки верили, что все души людей вне зависимости от того, как они жили до этого, перейдут после смерти в мрачное царство Аида, где вечно царит уныние и скорбь.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ТАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ? – надо здесь оторваться по полной

Однако уже в Древнее Время появляются и новые религии, которые называются сейчас религиями спасения

  1. Религии «спасения».

Религии спасения – такие религии, в которых смысл человеческого существования сводится к переустройству жизни таким образом, чтобы она соответствовала требованиям божественной справедливости.

Особенности Религий спасения:

  1. Бог олицетворяет не силы природы, а справедливость, высший идеал добра

  2. Человек должен соотносить свои поступки с Божественным предписаниями

  3. Жизнь человека вечна и после смерти он либо спасётся – попадёт в рай за свои хорошие поступки, либо попадёт в ад – на вечные муки (за плохие)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В сер. I тыс. до н.э. возникает первая религия спасения – буддизм

Примерно в 546 г. до н.э. в одном из индийских княжеств в семье кшатриев (воинов) рождается мальчик. Мать его умерла, когда Будда был ещё маленьким и отец поселили его во дворце, где он прожил беззаботно до 29 лет.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Будда был отшельником, потом просто странствовал по дорогом Индии, но никак не мог найти выхода из тупика, тогда он поклялся себе не сойти в места до тех пор, пока не постигнет, в чём смысл человеческих страданий.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.

После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Четыре Благородные истины заключаются в следующем:

  1. Жизнь есть страдание (болезнь, старость и смерть – удел всех существ)

  2. Источник страдания – жизнь человека (постоянное стремление удовлетворять свои потребности вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому

  3. Прекратить страдания может только полное успокоение (нирвана)

  4. Путь к нирвана – правильная жизнь человека

Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд (пали диттхи), правильный настрой (пали санкаппа), правильная речь (пали вача), правильные действия (пали камманта), правильная жизнь (пали аджива), правильные усилия (ваяма), правильное сосредоточение внимания (пали сати), правильное самадхи (пали самадхи)».

Конфуцианство – религия Китая (сер. I тыс. до н.э.) —

Основатель – Китайский мыслитель Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.)

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и 17-летней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н.

э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.

СУТЬ РЕЛИГИИ:

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Религия Древних Евреев – была предтечей, основой возникшего позднее христианства.

Религия Древних Евреев очень отличается от любой другой религии.

Отличие этой религии начинаетсяс самого начала – с книги Бытия.

Выдержки из Библии:

1.В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Носился – это значит высиживать, обогревать своим теплом

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

Дело в том, что Библия (первые пять книг) создавалась в ту эпоху, когда все народы поклонялись Солнцу и Луне (Бог Ра – у Древних Египтян), нужно было показать, что луна и солнце – это никакие не боги, а просто лампочки для освещения.

Основа религии Древних евреев – это Монотеизм, т.е. вера в одного Бога – творца всего сущего

Бог – источник благости и совершенства.

Около I в. н.э. в городе Вифлеем родился мальчик по имени Иисус, это было особое время для евреев – все ожидали появления мессии – избранный человек, который должен был спасти еврейский народ от рабства (в то время они находились под властью Римской империи)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – рассказать про рождество

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА — воскрешение Лазаря

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – вход Господень в Иерусалим

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – распятие Христа (рассказать, в чём заключалась казнь)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – воскресение Христово

История развития Христианства делится на несколько этапов:

I – IV вв.

н.э. – «раннее христианство» — в этот период благодаря апостолам (ученикам Христовым, а также апостольским мужам христинаство распространяется на большую территорию), этот период знаменит гонениями на первых христиан

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – гонения на христиан (рассказать о причинах гонений)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В 313 г. Константин издал эдикт о веротерпимости – преследования христиан прекратились

Религия — спасение

Cтраница 1

Религии спасения, такие, как буддизм и христианство, должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с их индифферентным отношением к общественной жизни в миру как проявлением основной религиозной установки неприятия мира.  

Возникнуть религия спасения, безусловно, может и в социально-привилегированных слоях.

Интеллектуализация религии спасения и этики приводит, когда религиозность становится массовой, как правило, с одной стороны, к эзотеричности религиозных верований в определенных кругах, с другой стороны, к созданию аристократической сословной этики образованных интеллектуалов в рамках официальной религии, популяризованной и магически-сотериологически преобразованной применительно к потребностям интеллектуальных слоев. Такова совершенно чуждая идее спасения конфуцианская сословная этика бюрократии, наряду с которой продолжает существовать даосская магия и буддийская сакраментальная и ритуальная благодать в качестве застывших народных религий, презираемых теми, кто получил классическое образование.  

Обетования религий спасения были, правда, прежде всего связаны не с этическими, а с ритуальными условиями; так, например, земные и потусторонние преимущества, даруемые элевсинскими мистериями, — с ритуальной чистотой и слушанием элевсинской мессы.  

Поэтому в религии спасения иудеев большое значение обретает элемент обиды и гнева, полностью отсутствующий в анимистической кастовой религиозности. Как впервые заметил Ницше, он присущ религиозной этике непривилегированных слоев, представители которых в полном противоречии с учением древних утешаются тем, что неравное распределение земных благ вызвано греховностью и несправедливостью благоденствующих, а это рано или поздно должно навлечь на них божью кару. Там, где существует представление о религиозном воздаянии, именно страдание как таковое, поскольку оно порождает надежду на воздаяние, способно принять оттенок чего-то самого по себе ценного в религиозном отношении. Эту настроенность могут усиливать определенные аскетические учения, с одной стороны, специфически невротическая предрасположенность — с другой.  

Особое значение религии спасения для не имеющих политических и социальных привилегий слоев в отличие от слоев привилегированных можно определить и рядом более общих положений. При рассмотрении сословий и классов нам еще предстоит говорить о том, что чувство собственного достоинства высших привилегированных слоев ( не священства), в первую очередь знати, их аристократичность покоится, и по самой своей природе только и может покоиться, на сознании совершенства их образа жизни как выражения качества их бытия, внутренне завершенного и не выходящего за свои пределы. Жажда достоинства, не данного им в этом мире, создает концепцию, из которой выводится рационалистическая идея провидения, значимости перед божественной властью с ее иным, чем в мире людей, установлением рангов.  

Лишь в немногих религиях спасения разработан в чистом виде какой-либо из обрисованных нами типов решения проблем отношения Бога к миру и людям, но даже если он появлялся, то существовал недолго.  

В Вавилоне обращение к религии спасения под влиянием компонентов религий, существовавших вне Вавилона, произошло только в мандеизме, в переднеазиатской религии интеллектуалов, — сначала как результат участия в культе Митры и других сотериологических культов, затем в гностицизме и манихействе, причем и здесь после того, как представители образованных слоев утратили всякий интерес к политике. В кругах греческих интеллектуалов религия спасения, безусловно, существовала всегда, еще до возникновения секты пифагорейцев.  

Вебер характеризует христианство как религию спасения, подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Крайне важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект.  

Социально привилегированные слои создают длительно действующую религию спасения обычно в тех случаях, когда они не связаны с милитаристскими или политическими интересами. Поэтому такая религия, как правило, возникает там, где господствующие слои — аристократические или бюргерские — лишились политического влияния внутри военно-бюрократического государства или по каким-либо причинам сами отошли от политики, вследствие чего процесс интеллектуального формирования — вплоть до его предельных мыслительных и психологических последствий — стал для них важнее, нежели внешняя посюсторонняя деятельность.  

Это не означает, что религия спасения возникает только при таких обстоятельствах. Напротив, соответствующие концепции появляются в ряде случаев именно в политически и социально бурные периоды как следствие не обусловленного такими предпосылками размышления. Но преобладающими подобные настроения, существующие сначала подспудно, становятся обычно только с деполитизацией интеллектуалов. Конфуцианство, этическая доктрина могущественного чиновничества, отвергает всякое учение о спасении. Джайнизм и буддизм, полностью противоположные конфуцианской адаптации реальному миру, были явным выражением антиполитической, пацифистской, отражающей мирскую жизнь установки интеллектуалов. Однако мы не знаем, объясняется ли значительный рост сторонников этих религий в Индии в определенный период событиями, действовавшими в сторону деполитизации. Самый факт существования до Александра Македонского карликовых индийских князьков, лишенных какого бы то ни было политического значения, на фоне импонирующего единства постепенно расширяющего свое влияние брахманизма уже должен был направить интересы образованных представителей знати в область, не связанную с политикой. Поэтому предписанное брахманами отрешение от мира в качестве ванапрастха, их доля в старости и отношение к ним в народе как к святым нашли свое продолжение в поведении небрахманских аскетов ( шраманов); хотя не исключено, что развитие шло в противоположном направлении, и совет брахманам, которые увидели сына своего сына отрешиться от мира является более поздним явлением, воспринявшим черты более раннего.  

Если военное сословие в виде рыцарства почти всегда занимает отрицательную позицию по отношению к религии спасения и общинной религиозности, то в постоянной армии, т.е. бюрократически организованном профессиональном войске, с офицерским составом дело обстоит несколько иначе. В Китае военные, как и представители любой другой профессии имеют своего бога, героя, канонизированного государством. Решительная поддержка иконоборцев византийской армией объясняется не пуританскими принципами, а сложившейся под влиянием ислама позицией солдат, рекрутируемых из провинций.  

С такой же глубокой непримиримостью, как в эстетической сфере, этика религиозного братства религий спасения относится к величайшей иррациональной жизненной силе, к половой любви. И здесь также эта непримиримость тем глубже, чем сублимированнее отношение между полами, с одной стороны, чем последовательнее проводится братская этика спасения — с другой. И здесь первоначальное отношение очень близко.  

С учетом сказанного обратимся теперь к вопросу об отношении религии к семье, имея в виду свойственное религиям спасения понимание семьи и поучения, касающиеся семейной жизни, т.е. нормативный аспект отношения религии к семье.  

Наряду с нерелигиозными факторами такого рода росту политических амбиций духовенства способствует в определенной степени внутренняя структура универсальной религиозной системы: именно религии спасения, выдвигающие вне мира лежащие цели и рисующие картину совершенного человеческого состояния, привносят на политическую арену надежды на наступление золотого века и могут, как свидетельствует исторический опыт, стимулировать социальные и политические движения, в основе которых лежат религиозные ценности.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *