Религиозный фанатик

Религиозный фанатик

Религиозный фанатик семейная жизнь с ним

Posted on Сен 2nd, 2019 by Оля Categories:

  • Зависимости

Фанатизм в широком смысле слова — это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным правилам, лишает каждого человека индивидуальности и внутренней свободы, таким образом превращая людей в средство для утверждения тех или иных постулатов веры.

Причины религиозного фанатизма

Фанатизм в религии можно рассмотреть как форму тяжёлой психологической зависимости. Ведь человек, ввязавшись в это, же не принадлежит сам себе, а мыслит и действует, согласно навязанным «сверху» (духовным лидером секты, например) догмам. Другой жизни при этом зависимый просто не представляет.

Что же заставляет отдельно взятого человека становится умалишённым религиозным фанатиком? Конечно, тут очень многое зависит от типа личности. Психологи считают, что подвержены фанатизму, в том числе религиозному, люди, которые:

  • не обладают критическими мышлением, действуют обычно под влиянием эмоций;
  • легко внушаемы и ведомы;
  • подвержены чужому влиянию;
  • не сформировали собственное мировоззрение и систему ценностей;
  • ведут «пустую» жизнь и ничем не увлекаются.

Как раз таких людей легко затянуть в сети религиозного фанатизма. Готовые идеи и воззрения легко «вкладываются» в незаполненное собственными представлениями о мире сознание, позволяя человеку почувствовать собственную значимость, быть частью важной команды.

Кстати, практически все фанатики от религии не отличаются истинной религиозностью и тем более, набожностью. Но свои идеи они готовы защищать любой ценой. Таким людям важнее всего чувствовать тесную связь со своей группой и идти против тех, кто не поддерживает их убеждения (вплоть до войн и убийств).

Признаки религиозного фанатизма

Один религиозный фанатик вряд ли нанесёт вред обществу или конкретному человеку. Опасность представляет группа зависимых от религиозных догм людей. Итак, какие же черты свойственны оголтелому фанату от религии?

  • Нетерпимость к иным вероисповеданиям. Сюда же добавляется явная ненависть и агрессия к адептам другой веры. Массовый фанатизм оказывает также разрушительное воздействие на атеистов и малорелигиозных граждан;
  • Религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик обладает крайне ограниченным мышлением, и суждения, не имеющие отношения к его религиозным доктринам, он воспринимает негативно. При этом фанатик может даже не понимать смысл «враждебных» идей.
  • Неприятие критики. Даже если убеждения зависимого легко можно опровергнуть научными и логическими доводами, ортодоксальный фанат всё равно будет настаивать о своём. Дискуссия с ним невозможна. Фанатик нередко лезет в драку в состоянии аффекта, доказывая свою правоту до последнего.
  • Навешивание на окружающих ярлыков. Помешанный на религии человек любит давать «врагам» определения, например, «язычник», «богохульник», «еретик». Таким образом он ставит оппонента в неловкое положение и заставляет отступиться. Основной задачей фанатика в споре является победа в словесном поединке (иногда и рукопашном), а вовсе не установление истины «чей бог правильнее».

В настоящее время религиозный фанатизм в больших масштабах присущ, в основном, исламу, о чём свидетельствуют акты терроризма, суды Шариата, джихад. Складывается мнение, что таким образом оголтелые фанатики-мусульмане борются с «неверными». На деле же, по маской религиозного фанатизма нередко прячутся конкретные политические и экономические мотивы, далёкие от ислама и от религий в целом.

Можно ли вылечить религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм — не только психологическая зависимость, но и мания, и поэтому требует интенсивной длительной психотерапии. Конечно, в совсем безнадёжных случаях лечение не только безнадёжно, но и невозможно — например, когда человек скрывается от семьи в религиозной общине. Но иногда помощь всё-таки имеет смысл.

Так, человеку, зависимому от секты и её религиозных постулатов, подходит психологический приём под названием депрограммирование. Этот метод развивает у пациента творческое, критическое и гибкое мышление, постепенно избавляет от ложных убеждений касательно религии и культовой жизни. С помощью вопросов психотерапевт наводит на установление причин фанатичного поведения, в результате чего к больному приходит осознание ошибочности своей деятельности и поведения.

В процессе лечения зависимого преследует желание понять, что именно с ним не так, и когда этот момент наступает, становится очень непросто. Фанатик осознаёт полностью, что жил глупо и неправильно, однако мысль о том, как вернуть прежний образ, остаётся с ним. Происходит психологическая «ломка».

Успех терапии во многом определяется поведением и поддержкой близких зависимого человека. Рекомендуется создать крепкую и дружную команду, в которую также включить бывших членов религиозных общин и помогать друг другу преодолевать последствия былого существования, настраивать друг друга на свободное и независимое существование.

Вообще, терапия религиозного фанатизма представляет собой крайне сложную задачу, которую далеко не всегда удаётся благополучно разрешить. Так, многие пациенты впадают в депрессию и совершают попытки суицида, поскольку ещё во времена расцвета своего фанатизма были запрограммированы на саморазрушение. Больным крайне важно понимать, что они не несут ответственности за то, что с ними произошло и что им просто «запудрили мозги», а сейчас происходит возвращение к нормальной полноценной жизни.

Религиозный фанатизм (лат. fanaticus «исступлённый, неистовый») — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим . Религиозный фанатизм особо явно проявляется в религиозном сектантстве. Это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников . Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя религиозных принципов. Его психологическая основа — вера . Характерно преобладание эмоционального над рациональным.

Среди основных типов религиозных фанатиков выделяют пассивно-созерцательных и активно-экстремистских.

Религиозно-фанатичные настроения используются для разжигания ненависти к представителям других вероисповеданий и расправы над еретиками. Религиозный фанатизм является, по мнению специалистов, одним из важнейших побуждений террористов-смертников .

Подходы к определению понятия

Жак-Бенинь Боссюэ

Понятие «фанатизм» ввел французский проповедник и богослов Жак-Бенинь Боссюэ (1627—1704), один из главных идеологов французского абсолютизма, который видел в католичестве официальную систему взглядов для монархической Франции. Фанатиками он называл протестантов, которые считали, что их вера зависит исключительно от Бога, а не от церковных установок и правил. Основой религии Боссюэ видел мораль и дисциплину. Христианство было для него образцом нравственности, но при этом всякое проявление чувства Бога и мистическое начало он воспринимал как «духовную чуму» (la peste spirituelle). Каждый носитель такой религиозности был для него фанатиком, сектантом и еретиком.

Боссюэ был пропагандистом религиозной нетерпимости: он вдохновил Людовика XIV разорвать в 1685 году Нантский эдикт, которым Генрих IV ввел в 1598 году равноправие для протестантов и католиков.

Пьер Бейль

Французский мыслитель и богословский критик Пьер Бейль (1647—1706) характеризует религиозный фанатизм как «введенное в действие суеверие», или плод незнания, примитивной души. «Фанатизм родился в лесах среди ночной темноты и панических страхов и воздвиг первые языческие храмы «. Бейль предлагает понимать под фанатизмом то, что касается ранних форм религии и религиозного чувства вообще. Как и Боссюэ, он связывает фанатизм с теми не регулируемыми никакими структурами чувствами, которые испытывает верующий.

Вольтер

В 1764 году в Женеве вышел «Философский словарь», где своё определение слова «фанатизм» дает французский философ-просветитель, историк, публицист и поэт Вольтер (1694—1778). Вольтер называет человека, которому «свойственны экстазы и видения», который «принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества», энтузиастом; фанатик же — это человек, «поддерживает своё безумие, убивая». Отстаивая свою ортодоксию, фанатик готов убивать и казнить. Он всегда опирается на силу. В качестве примера Вольтер приводит Варфоломеевскую ночь. «Фанатики — это судьи, которые выносят смертные приговоры тем, кто думает иначе, чем они», — говорит Вольтер.

При этом Вольтер не говорит, что фанатики всегда убеждены в том, что «всех их идеи внушены им свыше». Говоря о психологии религиозного фанатизма, Вольтер говорит, что это не просто «плод незнания» и «примитивной души», как считал Бейль, но что он тесно связан с психологией толпы. «Книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления», — считает философ. Фанатизм всегда «мрачен и жесток», это одновременно «суеверие, лихорадка, бешенство и злоба».

Психология религиозного фанатизма

Акцентуация характера

Говоря о психологии религиозного фанатизма, следует обратить внимание на такое понятие, как акцентуация характера .

Акцентуация характера — явление, при котором одна черта характера выражена ярче других и выступает особенностью конкретного человека . Акцентуация рассматривается как промежуточная стадия между нормой и патологией. В последнем случае она перерастает в психопатию.

Существует несколько типов акцентуаций, которые выступают благоприятной основой для развития фанатизма.

1) Демонстративный (истерический)

Носитель данной акцентуации всегда стремится быть в центре внимания, всячески обратить его на себя, вся его деятельность подчинена этой цели. На основе данной аномалии характера развивается такой тип фанатика, который выставляет напоказ свою религию, всячески о ней заявляет, но внутренне не следует основным её требованиям.

2) Дистимичный (шизоидный)

Это замкнутые люди со слабо выраженными эмоциями и большей частью пребывающие в хмуром настроении. На основе данного характера может развиться человек, погружённый в религию, но заботящийся лишь о самом себе, не замечая, как его поступки отражаются на окружающих его людях.

3) Возбудимый (эпилептоидный)

Эти люди отличаются жестокостью во взглядах, резкими агрессивными выпадами и быстрой реактивностью. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-нибудь им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются.

Здесь особо выражена тяга к справедливости и вынашиванию плана мести, злопамятность. Развитие фанатичного человека на основе данного типа является наиболее опасным, поскольку от такого человека может исходить угроза для окружающих.

Особенность всех фанатиков — концентрация на самом себе.

Приемы спора

  1. Доказательство догмата через догмат
  2. Отсылка к «богодухновенному Писанию» и авторитету Бога
  3. Переход на обсуждение личности собеседника
  4. Самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности
  5. Очернение других религий и мировоззрения
  6. Словесные запугивания
  7. Применение силы

Сектантство

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, секта — это «организованное общество людей, разномыслящих с …церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении». Не существует однозначной трактовки понятия секта, поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер.

Характерные особенности воздействия тоталитарных сект: 1) Жёсткий контроль над волей, сознанием и чувствами членов секты (жёсткая дисциплина, внушение чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой) 2) Психологическая зависимость от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению, требование разрыва с критически настроенными людьми, ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины)

В рамках религиозной секты лидер и сама община с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируют готовность не сомневаться в правильности или неправильности собственного поведения. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Роберт Джей Лифтон (род. 1926) выделяет восемь элементов , приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе: 1) Контроль окружающей обстановки (среды) — жёсткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется 2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа» 3) Требование чистоты — чёткое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», всё остальное — «плохое» и «грязное» 4) Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины 5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной 6) Нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления 7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт 8) Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства»

Личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный «опыт», она переживает групповой «опыт», отсюда — сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности, сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и склонны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Исследования Лифтона привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающим фактором к этому может становиться низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырёх формальных признаков сознания по Карлу Ясперсу (1883—1969). У него нарушается: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства; 3) осознание собственной идентичности; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

В результате пребывания человека под культовым контролем возникают следующие блоки психических феноменов, кардинально изменяющие его поведение в сторону аномалий и девиаций:

  1. Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности)
  2. Блок аффективных феноменов-расстройств (психопатологические эмоциональные состояния (переживания) в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т. д.)
  3. Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности)
  4. Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений)
  5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма)
  6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени)
  7. Блок мыслительных аномалий (использование т. н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей)
  8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчуждённость, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения)

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу, подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными:

1) Психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность

2) Стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами

Критика религиозного фанатизма

Н. А. Бердяев

В своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине», опубликованной в 1937 году в журнале «Русские записки», русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948) даёт критику религиозного фанатизма. Он синонимом слова «фанатизм» он приводит понятие «нетерпимость», которое сравнивает с ревностью, лишающей человека чувства реальности. Как и ревнивец, фанатик повсюду видит лишь измену и предательство; он очень подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против предмета своей веры.

Бердяев указывает на противоречивый характер религиозного фанатизма:

Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни диавола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, — очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он-то и преследует, а не его преследуют

По словам Бердяева, в дьявола фанатик верит больше, чем в Бога. Фанатик совершает насилие от страха, а потому он не сильный, а слабый. Его вера отрицательна — ведь фанатическая вера есть слабость веры, безверие.

Маниакальная идея, внушенная страхом, и есть самая большая опасность

Бердяев говорит, что фанатизм делит мир на два враждебных лагеря и не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. При этом философ утверждает, что в средневековом фанатизме по сравнению с современным действительно была глубокая вера: современный человек имеет только инстинкты и аффекты, но не идеи, и нетерпимость его вызвана жаждой порядка и условиями войны, а современная эпоха знает лишь обличения и отлучения, но не имеет критики и идейного спора.

Пафос ортодоксальной доктрины, которая оказывается полезной для борьбы и для организации, ведет к полной потери интереса к мысли и к идеям, к познанию, к интеллектуальной культуре, и сравнение с средневековьем очень неблагоприятно для нашего времени. Никакого идейного творчества при этом не обнаруживается

У фанатика нет многообразия мира — он привержен к чему-то одному, и всегда нуждается во враге, чтобы противопоставлять что-то своей вере. Более того, по Бердяеву, фанатик — эгоцентричен. Даже будучи аскетом, он не избавляется от своего эгоцентризма: он так и остаётся поглощённым собой и продолжает отождествлять идею своей ортодоксии с самим собой.

simply miu

Здравствуйте, Яна!
Часто читаю Ваш журнал, пользуясь случайем ОГРОМНОЕ ВАМ ЗА ЭТО СПАСИБО!

На данный момент я нахожусь можно сказать в безвыходном положение. Возможно Вы лично или кто-то из читателей смогут дать мне совет.

Попытаюсь более подробно описать Вам свою ситуацию.

Нам с женой по 28.
С ней мы познакомились 12 лет назад, стали встречаться не сразу, так как не обменялись контактами при знакомстве. Позже мы стали встречаться. Всё было идеально. Ее семья была для меня тоже идеальной. Мне нравилось как они живут и как относятся к друг-другу. Я так надеялся что это так же скажется и на нашей будушей семье. Но со временем я понял, что это только поверхность и в их семье были частые скандалы, так как отец часто выпивал. Её родители тогда ещё 40+ перестали (как я узнал позже) заниматься сексом, т.к. отец читал библию и отказывался употреблять презервативы (и другие припараты), а матери нельзя было больше иметь детей из-за проблем «по женски». Позже я так же выяснил причину из-за которой (по мимо прочего) пил отец. Он хотел третьего ребенка и т.к. жена немогла, он принимал это как наказанее свыше — она была до этого замужем и он как бы взял в жены «не свою» женщину. Я видел на глазах как они стали разживаться. Даже в будни он мог выпивать по 3-4 литра пива, после чего у него начались проблемы с почками итд. У нее на этой основе тоже возникли дополнительные проблемы со здоровьем, так как она человек который очень быстро начинает волноваться и паниковать — попала с сердечными проблемами в больницу. Их отношения достигли придела, мы с женой уже незнали что делать. «Выход» нашли они сами, стали ходить в адвентисткую «церковь». Отец перестал моментально пить (я по сей день уверен, что ему больше просто не позволяет здоровье), её это тоже успокоило. И всё вроде бы хорошо. НО! Они погрузились в религию как говорится с головой. И пытаются постояно «заразить» нас этим фанатизмом! ((

С моей женой мы поженились до того как ее семья стала фанатично религиозной. Когда мы (будучи ещё не замужними) уже говорили о совестных детях, мы договаривались, что мы никогда не будем навязывать им религиозные взгляды, а оставим это право за ними. Теперь спустя два года после свадьбы им всётаки удалось развить фанатичное влечение к религии и у моей жены. На даный момент у нас очень редкая близость и если бы не мои инициативы их бы вообще не было. Я много раз пытался поговорить с ней, что меня такие отношения не устраивают, но она запирается в себе и может просто слущать как я виду монологи. Иногда я давожу её до слёз и потом спрашиваю себя стоит ли вообще заводить эти разговоры. Что мне удалось выяснить, так это то что она подалась по их инициативе в религию, но только для того что бы лучше понять их (до этого я говорил ей, что они фанатично уходят в религию и их надо «спасать», т.к. от них на тот момент имено из-за этого отвернулись все бывшие друзья и родственики), а позже в совместных разговорах с ними они «вселили в неё как НАДО понимать писание». Все мои разговоры с ними заканчиваются ответами «Ты не принял Хреста» или «Ты не веришь в бога». ((
Мне бы не хотелось прерывать её отношения с родителями, т.к. они воспитали её закрытым человеком и у нее практически нет друзей с которыми она бы могла выговориться. Я так же не хочу принимать фанатичные на мой взгляд мерки в свою семью. Т.е. я боюсь что если у нас появятся дети, то её родители и возможно даже она сама сделают из детей религиозных монстров.
Жену бросать не собераюсь, хотя понимаю что если она не пойдёт мне на встречу, то долгих гармоничных отношений нам не построить, тем более если будут дети.
Поставил ей ультиматум, дал время подумать, делали даже раздельный отпуск. Результат равен нулю, она делает вид что всё хорошо, а я немогу так больше жить, тем более это отражается на моей учёбе (я студент). Не могу мериться что мы живём вместе и всётаки каждый по себе, немогу мериться с тем что мы не можем как раньше принимать совместных решений. Боюсь что так будет теперь всегда и что у меня не хватит сил «бороться».
Как быть?

Религиозный фанатизм — штука страшная, я сталкивалась с этим несколько раз, и у меня было ощущение полного бессилия.
Мне кажется, что это не имеет ничего общего ни с верой, ни с Богом, это результат психических проблем и психическое расстройство. Да и вся предыстория говорит о том, что все это — результат больших проблем. Там уже давно так многое накипело и наболело, и вся эта ситуация — просто попытка как-то справиться с проблемами и найти выход. Просто некоторые ситуации настолько тяжелые, что человек из них сам выбраться не может. И даже если он хватается за какие-то «спасательные круги», все равно все оборачивается тем же бредом, потому что он просто не может иначе.
Соответственно, я думаю, что доводить кого-то до слез и какими угодно способами давить на него — совершенно бесполезно, и результатов никаких не будет.

Я не психолог и не психиатр, но что-то мне подсказывает, что если это вообще чем-то лечится, то хорошей психотерапией. Ею же лечатся разные нездоровые отношения с родителями. Я знаю, что действительно бывают такие случаи, когда ничего не помогает, кроме как расторжение отношений даже с близкими родственниками, но это вообще-то очень крайняя мера. В очень многих случаях очень тяжелые отношения можно уладить с помощью специалиста, правда иногда на это нужно много лет.

Согласится ли ваша жена принять такую помощь, и хватит ли у вас сил и мужества пройти этот путь вместе с ней — это уже другой вопрос. Желаю вам, чтобы хватило.

Оля

Вкусно жить -целая наука!

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

Читать также:

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Признаки музыкального фанатизма личности

В истории развития культуры феномен фанатизма всегда вызывал повышенный интерес как у философов, так и у религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, поскольку данное явление в различных своих формах находит отражение во всех сфе­рах общественной жизни.

В современных условиях проблема музыкального фанатизма приобрела особую актуальность. В информационном обществе в процессе нравственной социализации на подростков начинают оказывать влияние новые факторы, в частности печатные СМИ, в то время как значимость традиционных социальных институтов, таких как семья, школа в жизни подростков заметно снижается.

Основной целью нашего исследования являлся анализ социально-психологического феномена музыкального фанатизма как сверхценного психологического увлечения личности.

Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа и создания идолов, с подчинением человека и растворением индивидуальности, носит название фанатизм. Фанатичное отношение формируется в том числе в сфере музыки – музыкальный фанатизм. Общей характеристикой фанатизма являются выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам музыкального коллектива, группы, сосредоточение внимания и сил на поддержке кумира.

При сверхценном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность.

Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются: глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения; пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения; утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение; игнорирование любой иной деятельности или увлечения; нежелание принять реальность; инфантильность по отношению ко всему остальному, что не входит в сферу интересов, что не касается увлечения; ощущение эмоциональной незащищенности в отсутствии информации обо всем, что касается увлечения.

Классическим примером «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Как правило, фанаты испытывают именно влюбленность по отношению к своим кумирам. Несмотря на то, что предмет их увлечения не является непосредственно доступным, они верят в искренность своих чувств. Такая иррациональная вера представляет собой фанатичную убежденность, коренящуюся на подчинении чьему-то личному или безличному авторитету. Таким образом, при сверхценном психологическом увлечении происходит «бегство от реальности», или «бегство от свободы», о котором говорил Э.Фромм.

На основании приведенного нами теоретического обзора, нами выделены следующие свойства личности подростков, способствующие формированию музыкального фанатизма:

  1. Наличие одного сверхценного увлечения, которое не оставляет в личности мест ни для каких других интересов. Важный элемент жизни человека – ведущая идея, направляющая сознание человека определенным образом, увлечение чем-либо, несущее важную ценностную нагрузку. Даже если система ориентации человека совершенно иллюзорна, она удовлетворяет его потребность в некоей осмысленной картине мира.
  2. Зацикленность на предмете своего поклонения (кумире). Вера в идеал является главной целью желаний и стремлений человека, имеющего сверхценное увлечение. Он просто не подвергает анализу свои чувства, сила его фанатизма именно в том, что он не видит ничего и никого, кроме кумира.
  3. Выработка стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам музыкального коллектива/кумира. Сверхценное увлечение может заполнить все «пространство» сознания и человек с легкостью подчиниться ему. Кумир становится центром личностных ориентаций субъекта. И если нужно что-то сделать ради своей идеи/идеала/кумира, то эти интересы становятся важнее любых принципов.
  4. Повышенная личностная тревожность. Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли индивида, что приводит к возникновению сверхценных идей.
  5. Действия по психологическим законам групп фанатов. Поскольку человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе и быть признанным ею, социальное влияние в большинстве случаев развивает в нём податливость и уступчивость, которые являются предпосылками некоторой психологической зависимости от определенной группы. Группа может существовать лишь в таких обстоятельствах, когда ее компоненты подчинены определённым ограничениям, общим идеям и соглашаются ограничить свою личную свободу.
  6. Неспособность критично отнестись к высказываниям и поведению кумира. Если человек уверен в абсолютности и исключительности своего кумира, то доводы разума его не интересуют.
  7. Суженный круг общения. В подростковый период складываются избирательные отношения со сверстниками, формируется потребность в интимном общении. Г.Салливен называет эту стадию развития потребности в общении изофилической, подчеркивая тем самым свойственную этой стадии особенность общения с максимально похожими индивидами. Под потребностью в интимном общении понимается способность становиться чувствительным ко всему, что касается друга. Подростки через общение с группой фанатов помогают друг другу на время избавиться от чувства потери идентичности, «стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих общих врагов».
  8. Арефлексивность. Некоторая «наивность», «первозданность» мышления по сравнению с рефлексивностью сознания. Арефлексивность предполагает замкнутость сознания для осознанного понимания чего-либо. Человек поступает так, как ему велит его внутреннее Я и судит людей с позиции «безгрешного человека», чьи интересы и стремления единственно верные и правильные.
  9. Нетерпимость к окружающим, вплоть до агрессии. Следствием идентификации фанатичной личности (группы) со своим кумиром является нетерпимость, поскольку в этом случае личность (группа) приобретает чувство избранности или даже превосходства над другими. Такое поведение может быть необходимой защитой от чувства потери идентичности». Агрессия в данном случае может быть протестом. Рок-музыка, например, созвучна такому состоянию. И тогда любой повод может вызвать агрессию.

10. Экзальтация – состояние повышенного возбуждения при всем, что связано с кумиром. Примером может служить феномен теряющих самообладание фанатов, когда, подростки рыдают при виде своих кумиров: поп- и рок-звезд. Современная жизнь не часто дает подростку возможность почувствовать себя причастным к какому-либо важному действу. Концерт позволяет выплеснуть свою энергию.

Описанные свойства личности позволяют уточнить перспективы дальней­шего исследования социально-психологического феномена музыкального фанатизма различными отрас­лями гуманитарного и социального знания. Материал может быть использован для выработки конкретных форм воспитательной работы в подростковой среде.

Литература:

  1. Вихляева Л. Одержимые// Л.Вихляева. «Психология на каждый день». – 2007. – №3.
  2. Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен: Дис…канд.филос.наук: 09.00.11// В.В.Ким.– Москва, 2003.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности// Я.Л. Коломинский.– Минск, 1976.
  4. Круглова Ю. По ту сторону рампы// Ю.Круглова. «Психология на каждый день».– 2007. – №4.
  5. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления.: дис…канд.филос.наук: 09.00.11// М.Н. Кузнецова.– Омск, 2003.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности// К.Леонгард: Пер. с нем. В.М. Лещинской; под ред. В.М. Блейхера.– 2-е изд.– Киев, 1989.
  7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие// В.Д. Менделевич.– 5-е изд.– М., 2005.
  8. Паульсен С. Дождь длиною в жизнь// С.Паульсен. Geo. – 2003. – №2.
  9. Психологические проблемы социальной регуляции поведения// Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой.– М., 1976.
  10. Фромм Э. Бегство от свободы// Э.Фромм: Пер. с англ. Г.Ф. Швейника: общ.ред. П.С. Гуревича.– М., 1990.
  11. Фромм Э. Искусство любить// Э.Фромм: Пер. с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд.– СПб., 2004.
  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Э.Эриксон: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых.– М., 1996.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *