Религиозное ОКР

Религиозное ОКР

Навязчивые мысли о морали, религии и личной ответственности

В основном, эта форма обсессивно-компульсивного расстройства, развивается у подростков, воспитанных в религиозных семьях. Это наиболее тяжелая форма ОКР, из за серьезных религиозных убеждений пациентов.

Зачастую, для успешного лечения этого расстройства, требуется сопровождение процесса духовным наставником, являющимся авторитетом для пациента (пастор, батюшка, раввин, муфтий и т.п. ) . Эта форма навязчивых состояний может поражать так же людей не религиозных, в этом случае основные навязчивости связаны с моралью, а не с религией.

Вот несколько примеров, свойственных для этой формы OCD:

А, 24 года, была серьезно озадачена своей моралью. Каждый поступок анализировался через вопросы: «нормально ли я поступила по отношению к подруге? К маме? Не обидела ли я кого-то? Может ли быть такое, что я сглазила сестру?». В дальнейшем, гипертрофированное чувство личной ответственности привело к отказу от пользования косметикой с мотивом «как можно краситься, когда дети в Судане умирают с голода», отказу от ношения ярких вещей, избеганию мест, где кто-то когда-то умирал, отказу от сексуальных отношений и прочим поведенческим аномалиям.

В другом случае, Т, 19 лет, «поймала» себя на мысли, что ей нравится молодой человек ее сестры. Будучи воспитанной в религиозной семье с высокими нравственными требованиями, Т. Начала попытки избавиться от этой мысли, естественно – безуспешно. Чем большие усилия прилагались Т. Не думать о молодом человеке сестры, тем более навязчивой становилась мысль. Т. взяла за привычку спрашивать свою сестру «нормально ли» она смотрела на ее молодого человека, и «не обидела ли» она сестру, пытаясь распознать возможный, «запрещенный» ее моралью флирт. Со временем, Т. Начала избегать общения с сестрой, в компании ее молодого человека, но её навязчивое расстройство рисовало ей образы молодого человека сестры в метро, в толпе и т.д.

М, 22 года, крайне религиозная девушка, во время туалетных процедур подумала о Боге. Мысль о том, что она думает о святом во время контакта со своими интимными органами, привела ее в ужас. В результате, М. стала избегать любых ситуаций, предполагающих ее контакт с собственным телом. М спала в одежде, не ела и не пила, дабы не посещать туалет и создала для себя много других подобных ограничений.

М, 9 лет, узнав от мамы про то, что есть ГРЕХИ, за котрые попадают в ад, развила навязчивый страх взять что-то чужое. В результате, М. спрашивала у родных несколько раз в час, не взяла ли она что-то чужое. В дальнейшем, М. стала избегать посещения мест, где была теоретическая возможность взять что-либо чужое. Навязчивость создавала для М. ощущения, что она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО взяла чужое, и теперь попадет в ад. В результате, М. не смогла более посещать школу.

Мы рекомендуем начать борьбу с ОКР с просмотра видео-курса в режиме он-лайн. Курс содержит всю необходимую информацию об ОКР и методах борьбы с ним. Подробнее о курсе вы можете узнать здесь…

Случай из практики.

Религиозное ОКР. Молитва как средство защиты от ‘плохих’ мыслей

Среди тех, кто страдает ОКР ( обсессивно-компульсивным расстройством ) нередко можно встретить религиозных людей. Поэтому такой вид ОКР называют «религиозным ОКР».

Спасаясь от «плохих» мыслей, часто имеющих навязчивый характер, испытывая чувство вины в случае нарушения религиозных запретов, они прибегают к молитвам как средству снятия эмоционального напряжения.

И когда такие искупающие грехи молитвы начинают применяться в массовом порядке, они превращаются в компульсивные ритуалы, которые постепенно заполняя жизнь человека, становятся самостоятельной проблемой, с которой очень и очень человеку тяжело справиться.

Здесь — https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=96334#topic_top — представлен пример подобной работы.

Следует обратить внимание, что эта работа проводилась письменно, даже не по Скайпу, а тем более не очно на сессииях, что для случаев с ОКР крайне и крайне нежелательно.

И даже в таких условиях, благодаря желанию и стараниям девушки, она смогла добиться очень и очень хороших результатов, что лишний раз доказывает эффективность Краткосрочной Стратегической терапии в решении проблем, связанных с ОКР.

Религиозное ОКР во многом обусловлено строгими нормами, предписываемыми религией. Соблюдение этих норм зачастую может привести не только к утомительным и навязчивым ритуалам, связанным с молитвами, но и к проблематичным, с точки зрения их выполнения, действиям, которые носят запрещающий характер. Мозг как-будто создает «ловушку», в которую «запирает» человека, заставляя его неукоснительно следовать установленным правилам.

В качестве примера можно привести случай, когда женщина в наказание за совершенное греховное деяние запретила себе мыться, иначе она подвергнется божественной каре и попадет в ад. Выбраться из этой «ловушки» она не могла несколько лет.

Также к числу наиболее распространенных проявлений религиозного ОКР можно отнести:

— постоянно возникающие навязчивые «плохие» «грязные» мысли, возникающие в процессе молитвы, религиозных служб и обрядов, связанные с сексуальной тематикой, ругательствами в адрес Бога, святых, религиозных деятелей, других людей;

— совершение ритуалов ( например, перемаливание, перекрещивание, поклоны, перечитывание религиозных книг и текстов ) в качестве искупления за нарушение правил выполнения молитв, религиозных обрядов, соблюдения постов, посещения богослужений и других предписываемых религией. Крайней степенью такого проявления является перфекционизм в 100-% соблюдении всех необходимых религиозных правил и обрядов;

— использование различных способов очистки «грязных», греховных мыслей, выстраивание различных «блокад» от их проникновения;

— перепроверки мыслей на «грязные» / «негрязные», богохульные / не богохульные;

— отдельно можно выделить религиозное патологическое сомнение, когда человек пытается разрешить сложную религиозную диллему путем многочисленных рассуждений, определяя, греховный или нет он совершил поступок.

Религиозное ОКР ( Обсессивно-компульсивное расстройство ) относится к спектру достаточно сложных психологических проблем, которые также усугубляются особой «тонкостью» и деликатностью данной темы, так как затрагивает очень противоречивые с этической точки зрения вопросы.

Для работы с религиозным ОКР от психолога требуется большая гибкость ума и нестандартные стратегии для решения проблем подобного типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *