Речь министра образования

Речь министра образования

30 августа в полдень по московскому времени в преддверии начала учебного года прошло Общероссийское родительское собрание. На вопросы родителей отвечала министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

В течение двух часов новый министр образования вела диалог с родителями из разных уголков страны. У мам и пап школьников накопилось много вопросов, связанных не только с образовательным процессом, но и с воспитательным в школе.

Вопросы из Москвы

Вопрос: На сегодняшний день для школ принято несколько учебных программ, утвержденных государственным стандартом. Собирается ли министерство как-то унифицировать эти программы, чтобы ученики не испытывали сложностей, например, при смене одного учебного заведения на другое?

Ответ: Безусловно, программ обучения по стандарту принято несколько. Но хочу подчеркнуть, что оценкой всего хорошего может быть только время. С этого года в школах будут проходить замеры в классах в конце учебного года. На основе этих замеров будут приниматься решения об актуальности той или иной программы, ее реализации и ее качества. Будем смотреть, какие программы работают, а какие стоит и исключить. Для начала мы запускаем пилотные проекты в 4 и 9 классах, а потом замерами охватим каждый год обучения.

Вопрос: Сегодня современную школу сложно представить без использования дополнительных тетрадей для практических работ. Родителям каждый год приходится покупать эти тетради, а стоят они недешево. Есть ли возможность, чтобы школа обеспечивала дополнительным обучающим материалом учеников?

Ответ: Вопрос с рабочими тетрадями решает каждое конкретное учебное заведение. Если сама школа включила работу с тетрадями в обязательный образовательный перечень, то она должна и обеспечить учеников этими тетрадями. Родители в таком случае не должны приобретать дополнительные учебные пособия за свой счет.

Вопрос: Решает ли министерство образования вопрос о переходе всех учеников на 5-тидневную учебную неделю в одну смену?

Ответ: Проблема смен постепенно решается за счет введения новых школ, постройки или расширения учебных заведений. Так, в новом учебном году 1 сентября откроются 92 совершенно новые школы по всей стране.

Что касается нагрузки. Стандартом определено, что недельная нагрузка для 2-4 классов составляет 26 часов, для 5 класса – 32 часа, для 6 – 33, для 7 – 35, для 8-9 – 36, и для 10-11 классов – 37 часов. На сегодняшний день 5-дневная учебная неделя есть во многих школах, и процесс перевода всех школ на этот режим уже запущен, постепенно мы отойдем от 6-тидневной учебной недели. Шестидневка останется только в 10-11 классах.

Вопрос из Якутска: Предполагается ли вводить в школах трудовое воспитание, когда учащиеся будут в обязательном порядке заниматься трудовой деятельностью? На сегодняшний день ребята могут трудиться только при согласии от них или родителей.

Ответ: Мы прорабатываем этот вопрос. В этом году будут разработаны методические рекомендации по трудовому воспитанию учащихся, а со следующего учебного года будем постепенно вводить уроки труда в школах (не путать с предметом «Технология» — прим. ред.). Но я советую уже сегодня и родителям, и школам привлекать детей к труду, а не ждать готовых методичек.

Вопрос из Екатеринбурга: Планируется ли разработка закона о защите профессиональной чести и достоинства педагога?

Ответ: Для защиты у нас есть конституция РФ, правовая основа закона «Об образовании». И я считаю, что этого достаточно. Мое мнение, что настоящий учитель не нуждается в дополнительной защите. Но нам нужно изменить отношение общества к учителю, к его роли в нашей жизни. Учитель – это призвание, а не оказание услуг, ведь учитель воспитывает и обучает будущее поколение страны.

Вопрос из Астрахани: Астраханские родители озабочены программой инклюзивного образования и возможном закрытии коррекционных школ. В частности, маму двоих детей интересовал вопрос, каким образом будет компенсироваться разница в скоростном усвоении материала учеников.

Ольга Васильева заверила собравшихся, что коррекционные школы закрывать не будут. По поводу выравнивания приобретенных навыков и полученных знаний учениками с ОВЗ министр ответила, что стандарт разрешает продлевать сроки обучения ребенка с ОВЗ в случае неусвоения материала в отведенное время. Дети с ОВЗ могут проходить учебную программу более длительное время, нежели здоровые дети, заявила министр образования.

Вопрос из Казани: Многие учебники по содержанию не соответствуют принципу преемственности образовательного процесса. Какая работа ведется в этом направлении?

Ответ: Существует федеральный перечень учебников, утвержденный министерством образования. На сегодняшний день идет работа по унификации учебников, с тем, чтобы образование было везде одинаковое и качественное. 5 лет назад начали разработку историко-культурного стандарта, в ходе которого разрабатывался единый учебник по истории. В результате кропотливой и объемной работы были созданы 3 линии учебников, в которых даются основные артефакты нашей истории, где исторические события не требуют личностной трактовки или разночтения. Эти события однозначны. Кроме того, специалистами было выделено 20 сложных неоднозначных вопросов в отечественной истории, которые собраны в специальном пособии.

Далее, на сегодняшний день нами уже принята концепция филологического образования, идет разработка концепции математического образования.

Вопрос из Владикавказа: Во многих образовательных заведениях прошло сокращение ставки логопеда. Планирует ли министерство образования решить проблему с нехваткой логопеда в школах?

Ответ: Школа сама принимает решение по штатному укомплектованию. В стране на сегодняшний день работают 9,5 тыс. центров, где можно заниматься с логопедом, корректировать речь. До 2020 года мы выделим 320 млн рублей на поддержание этих центров и их расширение.

Вопрос из Рязани: Технические кружки требуют немалых материальных затрат, особенно при приобретении наглядного и учебного пособия. Будут ли материально поддерживаться такие кружки на федеральном уровне?

Ответ: Министерство образования объявило конкурс для регионов на субсидирование строительства детских технопарков.

Вопрос из Санкт-Петербурга: Каков механизм просвещения родителей в сфере взаимодействия школ и родителей?

Ответ: В 35 регионах страны приняты специальные программы по созданию семейных клубов, в которых решается проблема тесного взаимодействия родителей и школы. Кроме того, в 2016 году была создана социально-педагогическая программа «Родительский университет». Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Программа рассчитана на 4 года.

Вопросы с сайта.

Во время общероссийского собрания немало вопросов поступило из сети Интернет. Организаторами было обработано в общей сложности около 1000 вопросов от родителей. Два самых распространенных были заданы во время трансляции министру образования:

Вопрос: Планируются ли существенные изменения в проведении ЕГЭ в ближайшие 3 года?

Ответ: В этом году в заданиях по физике, химии и биологии будут сняты тестовые задания с готовыми ответами. Кроме того, изменения будут и в ГИА в 9 классе. В экзамене по русскому языку вводятся 2 части – устная и письменная.

Вопрос: Зачем нужен 3-й час урока физкультуры, если дети их либо прогуливают, либо занимаются своими делами?

Ответ: Не обязательно, на мой взгляд, проводить в школах 3-й час физкультуры именно в качестве урока физкультуры. У школы есть возможность сделать 3-м уроком ритмику или организовать спортивные упражнения под музыку, спортивные танцы. Это должно быть волевое решение каждой конкретной школы. Но, в любом случае, дополнительные физические занятия для современных детей просто необходимы для их здоровья.

Кроме того, родителей интересовали вопросы о стандартизации предмета «Технология», об уроке черчения, введение электронных учебников и второго иностранного языка в школе.

Так, Ольга Васильева отметила, что стандарт по предмету «Технология» уже определен на 2016-17 учебные годы. Но в этом году перейдут на новый стандарт только ученики 6-7-х классов.

По поводу урока черчения министр образования заверила, что он присутствует почти с начальных классов: «В 1-6 классе есть эскизы, рисунки, в 7-м классе вводится черчение», — сказала она.

Электронные учебники будут введены в школах, но они будут только параллельно с бумажными носителями, а не заменят их.

Впрочем, не все так однозначно и со вторым иностранным языком. Как заверила собравшихся родителей Ольга Васильева, решение о преподавании второго иностранного принимает только школа.

Мы получили от них порядка 50 вопросов и отобрали половину — самые запоминающиеся. Актуальные и оригинальные, неожиданные и ожидаемые, личные и профессиональные. Главным образом педагогическую молодежь интересовал потенциал развития столичного образования. Что именно спрашивали учителя и воспитатели, вы можете увидеть ниже.
Молодые педагоги надеются, что у них будет шанс лично пообщаться с главой ДОгМ, обсудить волнующие их проблемы, получить ответы на свои вопросы из первых уст. И сказать министру спасибо.
Система образования
— Где, по вашему мнению, больше будущего — в школе или в городе?
— Доволен ли московский министр уровнем образования в России?
— Какой вы видите систему образования в 2025 году?
— На что будет направлена стратегия развития после 2025 года?
— Не кажется ли вам, что, перенимая зарубежный опыт в области образования, не адаптируя его под особенности регионов, традиции и менталитет россиян, мы теряем лучшее, что было в российском и советском образовании, которое по праву считалось лучшим в мире?
— Как вы думаете, образование — это услуга или ценность?
Карьерный рост
— Достаточно ли только желания, мотивации и способностей для продвижения по карьерной лестнице?
— В своих выступлениях вы довольно часто приводите цитаты из различных книг, говорите какие-то крылатые фразы. Просим вас назвать Топ-5 книг, которые должен прочесть каждый будущий руководитель.
Рейтинг московских школ
— Если достойное образование можно получить в любой организации, то в чем смысл школам зарабатывать баллы, стремиться быть в Топе?
О педагогах
— Каким должен быть современный учитель, по вашему мнению?
— Скажите, пожалуйста, как разграничить профессиональную деятельность и личную жизнь?
— Почему у медиков практика с 1‑го курса, а у педагогов — с 4‑го или 5‑го? Что им после выпуска делать с детьми, если они их видели только по телевизору?
— Будучи молодым педагогом, я бы хотела представлять себя в образовании будущего. Я ознакомлена со Стратегией-2025, но хотела бы уточнить, какие иностранные языки должны знать учителя-предметники, даже те, кто не преподает иностранные языки?
— Если продлевают пенсионный возраст, то срок выхода на пенсию для учителей по выслуге лет сохранится или будет увеличен?
Классное руководство и воспитательная работа
— Вы единственный министр, который заговорил о важной роли классного руководителя в жизни ребенка в школе, именно благодаря вам быть классным руководителем стало престижно. Скажите, какими качествами должен обладать классный руководитель? И возможно ли оценивать его работу только по жестким и объективным критериям?
О детях
— Каким вы видите современного среднестатистического школьника через 10 лет?
— Развивая в учащихся необходимость в использовании компьютеров, телефонов и другой техники, не разучим ли мы их общаться друг с другом?
Молодежное педагогическое движение
— Школе дают возможность стимулировать учителей посредством премий. Правильно ли будет выплачивать эти премии на следующий год за достижения этого года? Предположим, учитель поменял работу и его достижения остались без оплаты. Тогда как правильно?
ГИА
— Почему обучающиеся при сдаче ГИА должны ходить (ехать) в другой образовательный комплекс, несмотря на то что ППЭ, как правило, имеется в своем комплексе и работают на этом ППЭ организаторы из других образовательных учреждений?
— Оставят ЕГЭ или будет уже другой формат экзамена?
Благодарность
— Я бы министру сказал спасибо!

15 обещаний Ольги Васильевой: что министр сделала, а что — нет

Во вторник Владимир Путин подписал указ о разделении Минобрнауки на два министерства. Министром науки и высшего образования стал Михаил Котюков, а министром просвещения — Ольга Васильева. Мы выяснили, что удалось сделать Ольге Васильевой, пока она возглавляла Минобрнауки, а что так и осталось в планах.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что Ольга Васильева сделала за это время

1. Вернула астрономию в школы

В сентябре 2016-го Ольга Васильева заявила о намерении вернуть астрономию в школьную программу в качестве отдельного предмета. Однако было неясно, откуда взять часы и по каким учебникам её учить. Сначала министр образования говорила, что часы на астрономию возьмут из второго иностранного языка: «У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м».

Затем схема введения предмета поменялась: теперь на него решили не выделять дополнительные часы, и читать курс в рамках школьной физики. Рекомендованный учебник — Борис Воронцов-Вельяминов и Евгений Страут «Астрономия. 11 класс. Базовый уровень».

Что в итоге. В 2017/18 учебном году астрономию действительно ввели в российских школах. Её преподают учителя-физики в 10-11 классах.

2. Ввела (почти) шахматы в начальную школу

Летом 2017-го Ольга Васильева предложила ввести в школах занятия по шахматам. Тогда предполагалось, что они должны проходить во внеурочное время и быть бесплатными. Через несколько месяцев, выступая в Совете Федерации, министр образования сказала, что в ближайшие два года шахматы введут как обязательный предмет в начальной школе: «Мы планируем ввести в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с 1 по 4 класс один час в неделю».

Что в итоге. В марте 2018-го Департамент образования Москвы и фонд «Шахматы в школе» разработали программу преподавания шахмат в школе. Она рассчитана на четыре года и может быть в двух вариантах: вместо третьего урока физкультуры или как внеурочная деятельность.

Сейчас учителя из Москвы и регионов проходят переподготовку, чтобы преподавать шахматы. По словам Васильевой, «программа очень простая, она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методические рекомендации, научить ребёнка играть в шахматы».

3. Приняла новые образовательные стандарты для начальной школы (и почти для средней)

О небходимости обновить федеральные образовательные стандарты и «наполнить их содержанием» Ольга Васильева говорила ещё в 2016 году. Кроме того, после введения новых ФГОСов должны были сократить количество учебников: «Нам нужно создать стандарт по каждому предмету. Не больше трёх линеек: основная, базовая и углубленные предметы».

Что в итоге. В марте 2018 года на закрытом заседании Совета Минобрнауки России приняли новые образовательные стандарты для начальной школы. ФГОСы для средней школы вызвали много вопросов, поэтому их решили отправить на доработку.

4. Начала передачу школ от муниципальных властей региональным

На одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева анонсировала реформу, цель которой — передача школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, такая реформа поможет привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.

«Я позволю себе такой термин произнести — „государственные школы“. То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».

Что в итоге. Масштабную реформу решили начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.

5. Сделала обязательной защиту диссертаций в аспирантуре

В сентябре 2016 года на встрече с ректорами Волгоградской области Ольга Васильева заявила, что защита диссертаций должна стать обязательным условием выпуска из аспирантуры: «Без этого веер аспирантов никому не нужен».

Что в итоге. Ровно через год министр образования сказала, что положение об обязательной защите диссертации принято. Теперь «любая аспирантура заканчивается защитой диссертации».

6. Изменила приём поступления на целевое обучение

В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. По мнению Ольги Васильевой, в этой модели были недостаточно чётко прописаны условия взаимодействия между участниками программы.

Чтобы повысить эффективность целевого приёма, она предложила ввести модель обучения с трёхсторонним договором между вузом, заказчиком (работодателем) и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учёбу.

Что в итоге. В марте 2018 года Минобрнауки представило законопроект с новыми правилами целевого приёма в вузы, и Госдума приняла его в первом чтении.

7. Увеличила количество бюджетных мест по специальности «теология»

Теологию признали научной дисциплиной не так давно — в 2015 году. Год назад протоиерей Павел Хондзинский даже защитил первую в России диссертацию по теологии. Тогда же подписали приказ, согласно которому в России появятся кандидаты и доктора теологии, а Васильева пообещала увеличить количество бюджетных мест.

Что в итоге. На первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» Ольга Васильева подтвердила, что 2018–2019 годах количество бюджетных мест по специальности «теология» увеличится почти вдвое.

«В этом году мы выделили на бакалавриат 279 мест, на магистратуру — 180, 16 — на аспирантуру. В 2018–2019 годах — уже 632 места. Этот процесс будет развиваться и дальше».

8. Приостановила процесс объединения вузов

Бывший министр образования Дмитрий Ливанов в 2015 году начал масштабную реформу по реорганизации вузов. Почти сразу после вступления в должность Ольга Васильева объявила о прекращении объединения вузов до тех пор, пока министерство не разберётся в каждой конкретной ситуации.

Что в итоге. Через год после этого заявления министр образования отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА). При этом через некоторое время подписала приказ об объединении Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) и Кемеровского государственного университета (КемГУ).

Что обещала сделать, но не сделала

9. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку

Глава министерства ещё в сентябре 2016 года заявила о своём желании ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, если её апробация в 9 классе пройдёт успешно. «Если всё пойдёт так, как мы предполагаем по 9 классу, то в следующий год будет устная часть ЕГЭ по русскому языку».

Через несколько месяцев сроки введения устной части сдвинулись на два года. Теперь Васильева утверждала, что ЕГЭ по русскому языку изменится в 2019 году. «В этом учебном году появляется устная часть в 9 классе, через два года устная часть появится в русском в 11 классе, соответственно. Тестовой части практически нигде не осталось», — сказала она.

Что в итоге. До сих пор официальных распоряжений и документов, которые бы подверждали введение устной части в ЕГЭ по русскому языку, нет.

10. Наказывать за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ

Министру образования не нравилось, что в погоне за хорошими баллами многие школы натаскивают детей на тесты ЕГЭ. Поэтому в 2016 году она пообещала наказывать руководство школ и региональное начальство, если узнает, что в их школах есть такая практика.

«Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена, если ребёнок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят… Это неправильно, когда директор школы говорит, что я буду наказывать, если у вас будет плохой ЕГЭ. Наказывать его буду я», — заявила Васильева.

Что в итоге. Прошло два года, но этого обещания она так и не выполнила. По словам московских директоров, случаев наказания школ за натаскивание на ЕГЭ не было. Это неудивительно — с самого начала учителя выражали сомнение в целесообразности этого решения.

«Что такое „натаскивать“ и кто будет определять: учит учитель программе или „натаскивает“? Наверное, нужно специальных уполномоченных подготовить, чтобы начать кошмарить уже не школы, а напрямую учителей? И где в такие уполномоченные с хорошей, надеюсь, зарплатой записаться?» — комментировал инициативу один из московских учителей.

11. Увеличить количество часов преподавания религии в школах

Ольга Васильева с 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, работала в Центре истории религии и церкви РАН. Возможно, с этим связано то, что одной из первых её инициатив стало увеличение часов на предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который преподают в 4 и 5 классах.

«Этот предмет, так же, как и многие другие, проходит очень длинную жизнь. Я думаю, что это будет обсуждаться, будет наверняка увеличиваться, продвигаться дальше. Уверена, что и учебники будут улучшаться. Важно развивать культурологическую направленность этого предмета. Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование».

Что в итоге. Как ни странно, количество часов на этот предмет до сих пор не увеличили.

12. Ввести трудовое воспитание в школах

Министр образования планировала с 2017 года вводить программы трудового воспитания: «Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Более того, Ольга Васильева даже призывала директоров школ вводить часы трудового воспитания самостоятельно, не дожидаясь специальных распоряжений.

Что в итоге. 30 марта 2017 года законопроект о трудовом воспитании в школе был внесён на рассмотрение Госдумы, но летом Владимир Путин выступил против введения трудового воспитания в школы. «Полы мыть должны люди, которые за это деньги получают», — сказал президент. После этого законопроект ещё несколько раз обсуждался, но окончательного решения до сих пор нет.

13. Ввести обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку

Министр образования неоднократно заявляла, что хочет расширить список обязательных экзаменов, которые должны сдавать выпускники российских школ. Так, с 2020 года планировалось ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории: «В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше».

В 2022 году хотели ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку: «Страна готовится медленно, но верно к сдаче иностранных языков, в 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку будет обязательной».

Что в итоге. Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения по поводу расширения списка обязательных ЕГЭ до сих пор нет.

14. Сократить в 10 раз места в аспирантуре

В 2017 году руководитель Минобра предлагала сильно сократить количество мест в аспирантуре. «Аспирантура должна стать приоритетна, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должен быть не поток 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре».

В итоге. Позднее в министерстве эту идею решили отложить, так что количество бюджетных мест в аспирантуре пока сокращать не планируют.

15. Установить предельный уровень нагрузки учителей

В интервью «Комсомольской правде» Ольга Васильева сказала, что министерство образования вместе с профсоюзами разрабатывает проект примерных положений по оплате труда работникам образования. «Будет введён верхний предельный уровень нагрузки», — сказала министр.

В итоге. Планировалось, что после введения этого ограничения на учителей уже не смогут «сваливать» по 40 часов в неделю. Хотя Васильева подчеркнула, что некоторые преподаватели могут сами захотеть взять на себя дополнительную нагрузку. Тем не менее, изменения в закон об образовании до сих пор не внесли — предельный уровень нагрузки учителей не установлен.

Видео   /   всего 97937

«Утро России» – информационное шоу о главном!

«Утро России» – это пятичасовое шоу в стиле «инфотейнмент». Каждый день – с понедельника по субботу – мы говорим о главных событиях, о том, что интересует каждого жителя большой страны, что тревожит, заставляет задуматься и вызывает гордость.

В нашей студии мы встречаем тех, кто принимает решения на государственном уровне, а также самых авторитетных экспертов в разных областях.

Формат программы позволяет говорить с гостями студии обстоятельно и подробно. Используя новейшие технические возможности нашей студии, мы можем подключить к разговору собеседника из любой точки земного шара. В нашем распоряжении – практически любое видео и сложная компьютерная графика.

Наши корреспонденты во всех подробностях расскажут о самых интересных событиях во всех областях жизни.

Экономика, общественная жизнь, права детей и взрослых, медицина и спорт – ни одна сторона жизни наших зрителей не останется вне зоны внимания программы.

Любителям мира скорости и адреналина Иван Зенкевич расскажет самые свежие новости с российских автодорог. В его материалах – изменения ПДД, отношения между водителями и пешеходами и, конечно, новинки авторынка.

А тем, кто любит кино и мультфильмы, – подробные рецензии на все новинки проката и репортажи со съемочных площадок.

Специальные репортажи мы посвящаем историям жизненного успеха – как суперзвёзд, так и обычных людей. Возможно, это поможет и нам, и вам не упустить удачу.

Наши корреспонденты и приглашенные нами лучшие эксперты страны помогут вам сориентироваться в любой жизненной ситуации. Как выбрать качественный товар? Как защитить свои права? Где можно сэкономить? Ответы на эти и другие вопросы каждый день в утреннем эфире.

Мы найдём и покажем вам самые популярные и захватывающие видео из всемирной сети. А наши эксперты-биологи интересно и подробно расскажут об особенностях пород домашних питомцев.

А ведут его три прекрасных пары: Анастасия Чернобровина / Андрей Петров, Елена Ландер / Владислав Завьялов и Елена Николаева / Денис Стойков.

Электронная почта: Utro@vgtrk.com

«Меня упрекают в консерватизме»

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей — обо всем этом министр образования России Ольга Васильева рассказала на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате. «Лента.ру» записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа — ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове — так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» — это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни — толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» — значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача — вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего — об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» — «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, — отвечаю я. — Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ — это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. «Ленты.ру»). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед Минобрнауки и которая сейчас осуществляется, — наполнить стандарты.

Есть и другая проблема — учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА — прим. «Ленты.ру») единственное новшество, которое мы вводим, — устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны — сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение — это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств — правда, это скорее можно назвать возвращением к старому — проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному — получим достаточно урезанный результат. Президент Владимир Путин поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, — будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

О школьных зданиях

Сегодня у нас в стране 42 тысячи школ, из них 26 тысяч — сельские. Большая часть школьных зданий построена 40-50 лет назад. И есть большая проблема по наполнению школ. Больше 23 тысяч детей обучаются у нас в третью смену. Больше всего — в Чеченской Республике и Дагестане. И очень мало — 700 человек — в Сибири. С одной стороны, это хорошо — говорит о том, что детей становится больше. Но в XXI веке третья смена выглядит странно. Эту проблему решаем. В 2017 году на строительство школ из федерального бюджета выделено 25 миллиардов рублей.

О доступности высшего образования

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности — в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов — в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения — это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Привлечь молодежь

Ольга Васильева рассказала о кадровой проблеме в учительской среде. «На сегодняшний день у нас очень мало людей, которые идут в профессию после вузов», — отметила она, уточнив, что 39% учителей в настоящее время старше 50 лет.

«Только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Это большие цифры. Молодые учителя просто боятся идти в школу», — отметила она.

Также Ольга Васильева поблагодарила депутатов Государственной Думы за активное обсуждение федеральных образовательных стандартов.

Малокомплектные школы

«Важно обеспечить баланс между городскими, сельскими и малокомплектными школами», — подчеркнула она, уточнив, что «главное для нас – это выровнять качество образования при составлении малокомплектных школ, потому что я убеждена, что если закрывается школа – прекращается жизнь на селе».

«Школа – это социокультурный центр», — заметила Ольга Васильева.

Говоря о малокомплектных школах, Вячеслав Володин отметил, что «эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная».

Он напомнил, что 13 регионов РФ — доноры, и они могут сами решить проблему малокомплектных школ, защитить их. Остальные регионы – реципиенты, и «получится, что расходы на малокомплектные школы Минфин будет относить к нецелевым», указал Председатель ГД.

«Было бы правильно, исходя из поручения Президента, подготовить нормативную базу, и эта нормативная база должна быть на уровне Правительства принята. Тогда будут единые подходы, и, что самое главное, дети и малокомплектные школы, в которых эти дети учатся, не пострадают», — заявил он и подчеркнул, что проблема малокомплектных школ требует решения, так как сейчас зарплаты в них минимальные. Такие школы закрываются, однако «есть регионы, где малокомплектных школ до 50%», и этот вопрос надо решать.

«Важно, чтобы Министерство просвещения как ведущее, профильное Министерство определило концепцию, а дальше будем обсуждать при принятии бюджета на следующий год», — сказал Председатель ГД.

Заявление Вячеслава Володина в рамках парламентских слушаний

Обеспечение горячим питанием

В ходе парламентских слушаний представители учительского сообщества подняли тему обеспечения в школах детей, в том числе детей из малообеспеченных семей, горячим питанием.

Вячеслав Володин сообщил, что соответствующий законопроект подготовлен руководителями фракций Государственной Думы. «Все мы считаем, что этот вопрос необходимо решать. Сейчас в Правительстве он изучается. Мы считаем, что полноценное горячее питание должно быть обеспечено, как минимум, в начальной школе. Должны быть и соки, и молоко. Это должно быть сбалансированное питание, чтобы дети росли здоровыми и сильными», — сказал он.

В свою очередь Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин заявил:»Ключевое предложение Комитета по образованию – это разработка специального федерального проекта по укреплению здоровья школьников».

«Мы активно поддерживаем активно предложение по законопроекту о горячем питании для наших школьников. Здесь решающую роль должен сыграть федеральный бюджет», — заявил парламентарий.

Завершая мероприятие, Вячеслав Володин сообщил, что слушания продлились почти четыре часа. «Вопросы звучали содержательные, ответы помогут нам выйти на решение этих вопросов и проблем», — сказал Председатель Государственной Думы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *