Развитие фантазии и воображения

Развитие фантазии и воображения

Как развить фантазию?

Облака в виде причудливых зверей, камни на пляже в форме сердечка, оригинальные подарки ко дню рождения и необычный костюм для маскарада. Все это было бы нам недоступно, если бы не фантазия. Этот способ мышления во многом определяет, как сложится наша жизнь. Без воображения человечество не получило бы столь огромный ассортимент различных электронных устройств, помогающих в жизни, не было бы Нобелевских премий, а большинство предпринимателей так и не смогли бы открыть свое дело. Однако с момента рождения, нам дается лишь скудный запас этого уникального свойства и во взрослой жизни не все могут им похвастать. Но как научиться фантазировать и сделать жизнь ярче? Поиском ответа на этот вопрос мы и займемся.

Как развить фантазию у ребенка?

Нестандартное мышление позволяет решать огромное количество жизненных задач. И чем раньше человек находит общий язык с собственным воображением, тем легче ему будет преодолевать свои трудности. Кроме того, с развитием фантазии развиваются и творческие способности человека. Именно поэтому обычные дети в старшем возрасте становятся музыкантами, архитекторами, художниками или актерами. Ребенок с развитым воображением активнее прочих учится мыслить самостоятельно. Развитие фантазии детей позволяет им стать открытыми, коммуникабельными, а также правильно психологически и физиологически развиваться.

Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими достоинствами, то не дайте зачаткам неординарности и исчезнуть. Для их поддержания существует множество игр на развитие фантазии:

  1. Длительное время игра и воображения являются постоянными спутниками развития ребенка.

    Дайте им волю с помощью красок, пластилина, альбомов и карандашей. Чем больше малыш творит собственными руками, тем лучше будут развиваться его творческие способности. Но помогать ему лучше словами. Предложите ребенку нарисовать несуществующее животное, приклеить бабочку на рисунок, сделать аппликацию чудесного дерева и т.п. Гуляя по лесу вы можете собирать вместе с ребенком листочки, палочки, шишки и другой природный материал. Спрашивайте у ребенка, кто же может получиться из этих даров природы. Он сразу же откликнется на такую игру, и вместе вы сможете создать целую историю.

  2. Еще один прекрасный способ научить ребенка фантазировать – кукольный театр. Малыши очень любят спектакли. Но еще лучше, если они будут не только зрителями, но и участниками действа, а также его режиссерами. Дайте малышу возможность наделить героев теми качествами, которыми он сам пожелает и придумать им историю и судьбу. Это не только способствует развитию фантазии, но и поможет малышу проиграть в спектакле реальные случаи из жизни и даже собственные страхи. Например, если малыша пугает «чудище под кроватью», пусть он в своем спектакле победит его, и тем самым избавится от собственного страха. Ваша же главная задача показать ребенку, что вы верите в существование его вымышленных героев.
  3. Вопросы. Давно доказано, что самой эффективной, среди игр развивающих фантазию является игра «вопрос-ответ». Стимулируйте воображение ребенка, задавая ему самые неожиданные вопросы: что было бы, если бы ты жил на луне, что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка, каких зверей мы можем встретить в лесу и т.д. Помимо того, что вы дадите волю, фантазии ребенка, с помощью такой игры вы легко преодолеете любой путь, например от дома до садика и интересно проведете время в любой очереди.

Помните, что с рождения в ребенке заложен огромный творческий потенциал, который необходимо развивать. Главное здесь – ваше желание сделать ребенка успешным и уверенным в себе человеком.

Развитие фантазии и воображения у взрослых

Если вы сами страдаете от скромности вашего воображения, не расстраивайтесь. Упражнения на развитие фантазии существуют не только для детей. Ведь помимо врожденных способностей и творческого потенциала, существуют и приобретенные. Поэтому примите к сведению несколько советов как развить фантазию:

  1. Как можно больше читайте, смотрите фильмы и ходите на спектакли. Анализируйте поведение героев, пытайтесь ставить себя на их место и рассуждать, как бы вы повели себя в их ситуации.
  2. Будьте внимательны и наблюдательны. Старайтесь заметить каждую мелочь реальности, будь то необычные сочетания цветов на рекламном баннере или звуки флейты у стоящего в переходе музыканта. Прислушивайтесь к различным запахам и развивайте обоняние.
  3. Сочиняйте сказки и небылицы. Можно придумывать к ним иллюстрации. Старайтесь придать реальным объектам нереальные характеристика цвета, формы, объем и т.д.
  4. Меняйте ведущую руку. Как известно каждая рука отвечает за одно из полушарий мозга. Попробуйте писать или рисовать другой рукой. Это прекрасно активизирует ваш мозг, и вы увидите мир в других красках.
  5. Придумайте себе задания, подразумевающие работу с воображением. Например, попробуйте представить, что будет, если человека не сможет спать, чувствовать боли, потеряет обоняние. Или что было бы, если бы вновь ожили динозавры, животные или некоторые растения. Суть такой игры научиться представлять то, чему не суждено сбыться. Это отлично поможет развить ваше воображение.

Если вы жалуетесь окружающим на отсутствие творческой жилки, помните, что развитие фантазии — это уже творческий процесс. Научитесь мыслить неординарно. Придумывайте свойства, не характерные для предметов и явлений окружающего мира. И очень скоро сможете находить оригинальные и необычные способы выхода из любой жизненной ситуации.

Написав предыдущую статью, я поняла, что для многих «простая» техника может оказаться весьма сложной. Жалобы на отсутствие воображения у начинающих — очень частое явления. Так что — в этой статье — несколько простых «фишек» для развития воображения, фантазии и креативности (творческости).

Но для начала — важная мысль. Если вы считаете, что у вас нет чувства юмора, образного мышления, креативности или воображения, забудьте эту мысль. Все, что нужно у вас есть! Скорее всего — вы просто забыли где они живут, сложили воображение в холщовый мешок и засунули в самый дальний угол шкафа. Ну или в тумбочке посмотрите — наверняка оно там — ваше воображение — свернулось калачиком и спит, улыбаясь во сне. И невдомек ему, что вам без него трудно.

Если серьезно, то у любого человека воображение есть. Вы ведь можете вспомнить, как выглядит ваша подруга или друг? Как выглядит станция метро, которой вы часто пользуетесь? Если да — у вас все в порядке. Просто ваше образное мышление несколько законсервировано, и в нем живут только образы привычной вам реальности. И стоит немного потрудиться, чтобы расширить пространство воображения. Ибо в воображении человека — огромная созидательная сила и неисчерпаемый творческий ресурс.

Расконсервировать воображение можно очень простыми техниками.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

УПРАВЛЯЕМОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Цель — демонстрация возможности управления своим воображением.

Задачи —

ü развитие возможности управление своим воображением

ü повышение самооценки

ü управление чувством страха.

Управление процессом воображения — очень сильный психологический инструмент, который может быть использован для достижения разнообразных целей: повышение уверенности в себе, расширение кругозора, развитие чувства сострадания, развитие творческих способностей, памяти и т. д. Возможность управлять своим воображением многим кажется нереальной. Тем не менее, научиться пользоваться воображением так же важно, как уметь читать или писать.

Для успешного выполнения упражнений на управляемое воображение важно соблюдать несколько условий:

1 Безопасная атмосфера. В этих упражнениях задействован уровень подсознания. Участники расслабляются, поэтому необходимо избежать возможных помех (звонки, заглядывание в кабинет и т. д.)

2 Освещение. Образы возникают гораздо проще в комнате с приглушенным светом, но не в полной темноте.

3 Звуковой фон. Там, где много шума, можно использовать «белый фон» — какой-то постоянный звук. Это может быть музыка или записи звуков природы.

4 Время. Поздно вечером или сразу после еды участники могут уснуть. Это нормально. Если нельзя иначе, перед началом стоит сделать какой-нибудь взбодрячок.

5 Положение. Наиболее подходящими считаются три положения. Первое — лежа в наиболее удобном положении, обычно в том, в котором человек просыпается. Второе — «шофер такси»: сесть, положить расслабленные руки на колени, голову наклонить немного вперед, как будто шофер уснул за рулем. Третье — сесть за парту, положить голову на руки, лежащие на столе.

Простые упражнения на воображение

Ø Попробуйте закрыть глаза и открыть их так быстро, чтобы никто не заметил, как вы их закрывали. Как называется это действие?

Ø Закройте глаза настолько, чтобы вы почувствовали, что они у вас закрыты. Теперь откройте их опять.

Ø Закройте глаза и попробуйте увидеть красную точку или шарик. Как только это у вас получится, снова откройте глаза. Используйте столько времени, сколько для этого нужно.

Ø Закройте глаза и попробуйте увидеть большой синий круг. Попробуйте столько раз, сколько это необходимо, и как только вы увидите его, снова откройте глаза.

Ø Снова закройте глаза, попытайтесь представить желтый треугольник. Как только вы увидите его, откройте глаза.

Многим участникам эти упражнения покажутся простыми, но для кого-то будут трудными: они смогут увидеть только форму без цвета, или вообще ничего. Для ведущего важно попросить их не волноваться и сказать, что у них также все получится, это вопрос времени и практики. Также важно спрашивать у участников после каждого из упражнений, есть ли те, кто ничего не увидел. Количество ответов «да» будет уменьшаться с каждым последующим упражнением. Далее:

Ø Закройте глаза и попытайтесь представить какое-то животное. Как будто вы смотрите какой-то фильм и наблюдаете за этим животным в действии.

Затем ведущий с группой обсуждают, каких животных они видели, и какие это были «фильмы».

Информационный блок

В группе могут быть и те, у кого не получится выполнить последнее упражнение. Важно, чтобы они это сказали. Следующий небольшой информационный блок поможет им разобраться, почему у них не получается то, что могут другие.

Человек воспринимает информацию тремя разными способами: на слух, визуально и кинестически (чувства и ощущения). У каждого человека какой-то из этих способов преобладает. У людей с преобладанием визуального способа процесс управления воображением идет проще, так как образы сами по себе визуальны. Люди с преобладанием восприятия на слух и кинестически также могут видеть образы, когда закрывают глаза, но для многих эти образы будут представлены мыслью или ощущением. Если им предложат представить машину, они могут сказать: «На самом деле я ее не видел, но я просто знаю, что это был микроавтобус марки Форд». Таких людей гораздо больше. Из тех, кто видит образы со всеми подробностями, получаются художники, архитекторы, дизайнеры, сценаристы, изобретатели. Но способность к воображению можно развивать. Люди, воспринимающие на слух или кинестически, также могут управлять воображением.

Представление яблока

Это более сложное упражнение на воображение.

Ø Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как вы все больше расслабляетесь. Вытяните перед собой руку, которой обычно едите. Представьте, что держите в этой руке яблоко. Какое оно, это яблоко? Красное, желтое, зеленое или разноцветное? Холодное, как будто его только что взяли из холодильника? Или теплое, как будто оно долго лежало на солнце? Тяжелое или легкое? Поднесите яблоко к носу и попробуйте определить его запах.

Теперь, не теряя образ своего яблока, откройте глаза и, ничего не говоря, поменяйтесь яблоком с соседом. Делайте это осторожно, обеими руками, словно это настоящие яблоки. Снова закройте глаза и посмотрите на яблоко, которое вы получили от соседа. Как оно выглядит? Какого оно цвета? Формы? Сорта? Что думаете об этом яблоке? Оно лучше или хуже того, что вы отдали? Посмотрите на него со всех сторон. Есть ли у него веточка?

Теперь откройте глаза и снова, не говоря ни слова, поменяйтесь яблоками так, чтобы у вас опять оказалось ваше. Когда вы получите свое яблоко, закройте глаза. Убедитесь в том, что это то самое яблоко, что ваш сосед не поменял его, не помял и не откусил ни одного кусочка. Что вы чувствуете, вновь получив свое яблоко?

Не открывая глаза, перестаньте представлять яблоко. Когда будете готовы, откройте глаза.

Вопросы для обсуждения:

ü Были ли те, кому не удалось представить яблоко?

ü Что происходило во время работы? Какие были ощущения?

ü Кому больше понравилось свое яблоко?

ü Кому больше понравилось яблоко, которое он получил от соседа?

В процессе обсуждения ведущий подводит участников к следующему выводу. Человек очень привязывается к образам других людей и окружающего мире, которые живут в его голове. Мы представляли яблоко всего несколько минут, но кому-то уже было жаль с ним расставаться. То же самое происходит, когда мы пытаемся изменить что-то в себе. Мы привыкаем к образу самого себя. Например, человек привык воспринимать себя неуклюжим, и остается привязан к этому образу, даже когда меняется. Подобные образы остаются с нами, пока мы не научимся руководить ими.

Уникальный дар

Цель — помочь понять, что каждый человек уникален, у каждого есть присущие ему способности и таланты.

Процесс:

1 Ведущий объясняет участникам, что их задача — мысленно представлять некоторые образы под его руководством.

2 Во время упражнения участники «получают предмет», символизирующий их качества. Чтобы облегчить представление этих предметов, до начала упражнения ведущий обсуждает с группой, какие предметы могут выступать символами различных качеств, например: сердце — любовь, меч — обязательство, алмаз — непорочность, шут — юмор, музыкальный инструмент — творчество и т. д. Можно нарисовать несколько символов на доске и попросить участников мозговым штурмом написать, что они могут означать.

3 Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза. Представляя образы, они должны следовать словам ведущего:

Ø Вы открываете дверь, которая ведет на улицу, и оказываетесь на лугу.

Ø Оглядываетесь вокруг, замечаете яркость света и красок, видите траву, небо, солнце.

Ø Вы чувствуете легкий ветерок, нежно обдувающий лицо. Чувствуете запах травы и цветов.

Ø Вы собираетесь отправиться в увлекательное путешествие.

Ø Чтобы добраться туда, куда вы хотите, вам нужен особый транспорт.

Ø Вы поднимаете глаза и видите волшебный летающий ковер, который появился ниоткуда, он устремляется к вам.

Ø Он приземляется рядом с вами, паря над землей так, что можно легко сесть на него.

Ø Вы подходите к ковру и садитесь на него. Ковер снова взлетает.

Ø Вы чувствуете, как воздух становится прохладнее по мере того, как вы поднимаетесь.

Ø Вы ощущаете себя в безопасности, вы знаете, что не можете упасть.

Ø Вы осматриваетесь вокруг и видите, каким маленьким выглядит все на земле.

Ø Вы поднимаетесь, все выше и выше и приближаетесь к очень высоким горам, к одному из самых высоких пиков.

Ø Вы замечаете, что волшебный ковер переносит вас на гору, где он может приземлиться.

Ø Вы видите, что это необычное место, похожее на большую пещеру.

Стены покрыты кристаллами, они выглядят как драгоценные камни и переливаются на свету.

Ø Вы понимаете, что это дом вашего проводника, который вы искали.

Ø Вы чувствуете чье-то присутствие. Вы оборачиваетесь и видите проводника.

Ø У него в руках сундучок с подарком для вас.

Ø Проводник вручает вам этот сундучок.

Он очень красивый.

Ø Проводник говорит вам, что в сундучке находится то, чем вы являетесь для мира.

Ø Вы немного медлите, но потом открываете сундучок и вынимаете ваш подарок.

Ø Вы рассматриваете его со всех сторон.

Ø Как только вы поймете, что это такое, вам становится понятна связь между этим предметом и вашим даром.

Ø Проводник говорит вам, что сейчас вы можете задать вопросы об этом подарке или сказать то, что хотите сказать в этот момент. (Длинная пауза)

Ø Вы понимаете, что пришло время уходить.

Ø Вы благодарите проводника за ваш особый дар. Не прощайтесь, вы знаете, что можете встретиться с этим человеком в любое время.

Ø Вы кладете подарок обратно в сундучок и берете его с собой.

Ø Вы идете к выходу из пещеры и возвращаетесь на волшебный ковер.

Ø Пока вы летите к месту, где вы сели на ковер, вы можете еще раз посмотреть на подарок.

Ø Вы мягко приземляетесь. Вы сходите с ковра и берете сундучок с собой.

Ø Вы смотрите, как волшебный ковер улетает.

Ø А сейчас вы возвращаетесь в эту комнату.

4 Участники открывают глаза, делают несколько глубоких вдохов, потягиваются. Они получают листы бумаги и рисуют тот подарок, который дал им проводник. Если участники не смогли представить свой подарок отчетливо, они могут нарисовать то, что хотели бы получить в подарок от проводника. Рисунки представляются в малых группах. Участники должны прокомментировать, какие качества символизируют эти подарки.

Небоскреб

Цель — продемонстрировать, как можно управлять своими страхами.

Образы, существующие в голове человека, обладают большой силой. Образы или мысленные картинки могут вызвать физические ощущения, то есть влиять на опыт и поведение.

1 Участники садятся в удобной позе, расслабляются и закрывают глаза. Они должны мысленно следовать за словами ведущего:

Ø Представьте себе, что стоите на середине крыши очень высокого небоскреба. На крыше нет ограждений. Вы смотрите себе под ноги. Из чего сделана эта крыша? Из мрамора, черепицы, бетона, асфальта, дерева, камня? Обратите внимание на погоду. Чувствуете ли вы лучи солнца на лице или чувствуете прохладный ветерок? Что вы слышите? Может быть, воркование голубей или других птиц? Может быть, вы слышите шум пролетающего вертолета или шум улицы внизу? Теперь вы медленно подходите к самому краю крыши. Осторожно, помните, что там нет ограждений. Сейчас посмотрите вниз. Что вы там видите? Что вы чувствуете, глядя вниз? Постарайтесь запомнить эти чувства. Теперь вы можете вернуться на середину крыши. Вы можете идти или ползти. Не торопитесь, у вас есть время. Когда вы достигли середины, откройте глаза и вернитесь в комнату.

2 При обсуждении ведущий просит в первую очередь говорить о своих ощущениях на краю крыши. В большинстве случаев речь будет идти о физической реакции, головокружение, учащение дыхания и т. д. Ведущему важно контролировать обсуждение и прерывать уходы на описание действий, а также конкретизировать ощущения на уровне физических ощущений, например, как именно выразился страх. После обмена впечатлениями обсуждение строится по вопросам ведущего:

ü Где было ваше тело? (в комнате)

ü На что реагировало ваше тело? (на образ, созданный в голове)

ü Кто создал этот образ? (сами участники, ведущий только произносил слова)

ü Кто ответственен за то, что вы испытали? (сами участники)

ü Какие еще физические реакции могут быть вызваны образами? Какими? (сосет под ложечкой перед экзаменом; чувство опустошенности, когда представляешь, что тебя отвергли; и т. п.)

3 Цель — продемонстрировать, что в одной и той же ситуации можно испытывать и положительные и отрицательные эмоции.

Участники закрывают глаза, садятся удобно. Задание то же — мысленно следовать словам ведущего.

Ø Вы снова на вершине небоскреба. Но теперь вы знаете, что можете летать. Может быть, у вас за спиной крылья, как у птиц. Может быть, у вас есть какое-то приспособление вроде реактивного ранца. Глубоко вдохните и расслабьтесь. Вы чувствуете себя в полной безопасности … Подойдите к краю крыши, согните ноги в коленях, оттолкнитесь и летите … Что вы чувствуете во время полета? Постарайтесь запомнить эти ощущения. Вы можете полететь в любое место на планете, туда, где вы хотели бы сейчас оказаться. Когда вы доберетесь, мягко приземлитесь. Вы можете побыть там немного, чтобы выполнить то, для чего вы туда прилетели. Сейчас нужно возвращаться. Вы взлетаете и летите в обратный путь. А вот и крыша небоскреба. Вы приземляетесь. Вы можете еще немного постоять на ней. А теперь откройте глаза и вернитесь в комнату.

4 Во время обсуждения ведущий также обращает внимание на ощущения участников во время полета, и на различия этих ощущений с теми, которые были на крыше небоскреба в прошлый раз. Вопросы для анализа:

ü Отличались ли ваши чувства в этот раз?

ü В чем это различие?

ü Что повлияло на ваши ощущения?

ü Как самовнушение может повлиять на вашу жизнь?

ü В каких сферах вашей жизни вы пугаете себя заранее негативными представлениями?

ü Как вы можете использовать позитивные образы, чтобы вдохновить себя на действие, прежде чем дать страху «сбить себя с ног»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *