Раскол в православии 2018

Раскол в православии 2018

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Религия

Священный синод РПЦ, который был собран 15 октября в Минске, принял решение о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, формально высшим авторитетом среди православных церквей. Причиной такого решения послужило признание автокефалии Украинской православной церкви, о котором сообщил патриарх Константинопольский Варфоломей I. Поскольку на РПЦ приходится около 50% всех православных верующих, подобный шаг, как кажется, — серьезный удар для Константинопольского патриархата. Однако на самом деле речь идет об еще одном событии, которое только подтверждает растущую изоляцию Российской Федерации.

Помимо экономических санкций, которые, вопреки ожиданиям Кремля, со временем только ужесточаются, после аннексии Крыма в 2014 году против России были предприняты и другие меры. Ее исключили из элитного клуба «Большой восьмерки», прекратил работу Совет Россия — НАТО, и было приостановлено право Российской Федерации на принятие решений в рамках Совета Европы. Поскольку Россия ответила ограничением своих финансовых обязательств в отношении Совета Европы и бойкотом работы Парламентской ассамблеи, все реальнее кажется выход РФ из Совета Европы или ее исключение из этой организации. Решение Священного синода о прекращении отношений с Константинопольским патриархатом на самом деле — это решение о выходе из сообщества православных церквей, в котором воле и мнению РПЦ больше нет места.

Патриарх Варфоломей снял анафему

Константинопольский патриархат принял решение о признании автокефалии будущей Украинской православной церкви после того, как патриарх Варфоломей принял глав двух существующих украинских православных церквей, которых РПЦ считает отступниками. Патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, а также его коллегу Макария, патриарха Автокефальной украинской православной церкви, РПЦ предала анафеме как раскольников. Патриарх Варфоломей принял решение о восстановлении их в священном сане.

Следующим последствием признания автокефалии Украинской православной церкви, как ожидается, будет объединение всех трех православных церквей, существующих на Украине. Помимо уже упомянутых непризнанных церквей, есть еще и Украинская православная церковь Московского патриархата. С 1658 года московский патриархат назначал митрополита Украинской православной церкви. В связи со своим недавним решением Константинопольский патриарх Варфоломей назвал подчинение Украинской православной церкви Москве, которое берет начало в 17 веке, незаконной аннексией. Из-за этого вне закона теперь оказалась Украинская православная церковь Московского патриархата, то есть та, которая верна РПЦ и митрополита которой назначает патриарх РПЦ.

Может ли действительно начаться кровопролитие?

РПЦ ожидает, что ее священнослужители и верующие, проживающие на Украине, останутся лояльны к РПЦ. Поэтому не удивительно, что председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ Иларион заявил о том, что на Украине может начаться кровопролитие. «Если Украинскую православную церковь Московского патриархата признают церковью страны-агрессора, как они сейчас говорят, если ее лишат законных прав, то мы можем ожидать всего чего угодно — что раскольники возьмут контроль над большими монастырями, такими как Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра. Тогда, конечно, православные верующие будут защищать эти святые места, и может начаться кровопролитие», — сказал он.

Высказывание опасений в связи с тем, что может начаться, одновременно является и призывом к верующим, которые лояльны в отношении РПЦ, именно так и поступить, то есть не признать решения патриарха Варфоломея и воспротивиться ему. Таким образом, с новой силой могут начаться столкновения, происходившие в 2014 году, когда РПЦ воспользовалась своими священнослужителями и верующими на Украине в политических целях Кремля.

Заявления митрополита Илариона уже подтвердились. Митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Онуфрий уже отказался слушаться Константинопольского патриарха Варфоломея. Он заявил, что «у Константинополя нет ни морального, ни канонического права вмешиваться в украинские дела».

Чтобы белорусам такое и в голову не пришло

Иерархи РПЦ и ее верующие тяжело переживают прекращение ее юрисдикции на Украине. Особую роль тут играет тот факт, что русские приняли христианство в 988 году, во времена князя Владимира, правителя Киевской Руси, первого русского государства, в названии которого запечатлена его тогдашняя столица — город Киев. Кроме того, в вопросе о признании Украинской православной церкви международно признанный факт существования самостоятельного украинского государства используется для пересмотра традиционных церковных отношений.

Не так воинственно настроенный, как его митрополит Иларион, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что не верит, что светские силы могут разрушить каноническую православную церковь на Украине. Подтверждение превосходства церковных традиций над светскими должен был предоставить Синод РПЦ, который провел заседание в Минске, столице Белоруссии. Решение провести в Минске столь важное церковное собрание, вероятно, должно было также стать напоминанием, адресованным президенту Белоруссии Лукашенко, о том, чтобы он и не думал реализовывать украинский церковный сценарий у себя дома.

Лукашенко сигнал понял. На встрече с московским патриархом Кириллом он сказал, что непоколебимая государственная позиция Белоруссии заключается в том, что раскол — это всегда плохо, и подтверждение тому нынешние опасные последствия. «Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии», — подчеркнул Лукашенко.

Россия заявляет, что будет защищать интересы русских православных

Принципиальные изменения в отношениях между православными церквями не происходят независимо от светского влияния, то есть влияния правительств заинтересованных стран. Это подтверждает и тот факт, что заявление о скорейшем объединении трех православных церквей, существующих на Украине, в одну Украинскую православную церковь сделал отнюдь не какой-нибудь церковный авторитет. Первым об этом заявил президент Украины Петр Порошенко.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Стамбул. 31 августа 2018Представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что Россия будет защищать интересы православных русскоязычных верующих. Он заявил, что для этого Россия будет использовать исключительно политические и дипломатические средства и только в случае, если украинским властям «не удастся удержать ситуацию в правовом поле, если это примет какие-то уродливые проявления, насильственные». Российский министр иностранных дел Сергей Лавров обвинил США в том, что они оказали политическое давление на Варфоломея, чтобы он признал две украинские раскольнические церкви. Как сказал Лавров, те, кто постоянно обвиняет других во вмешательстве в их дела, сами уже в который раз вмешиваются в украинские церковные и политические вопросы.

Решение 1658 года отменяется

В качестве доказательства, подтверждающего вмешательство светских сил в решение внутренних церковных вопросов, РПЦ приводит тот факт, что исследование, благодаря которому Варфоломей оспорил право Московского патриархата назначать украинского митрополита, финансировал Национальный банк Греции. В этом документе говорится, что по решению 1658 года Московскому патриархату юрисдикция над Украиной предоставлялась лишь временно. Теперь это решение отменяется для окончательного вердикта, а он заключается в предоставлении Украинской православной церкви автокефалии.

Территориальная экспансия русского царства в 17 веке позволила расширить юрисдикцию РПЦ за счет Украины. Это произошло через десять лет после того, как европейские страны, заключив Вестфальский мир в 1648 году, договорились о разделе сфер влияния католичества и протестантизма по принципу «чья земля, того и религия». Похоже, что сегодня на востоке Европы происходит нечто похожее на то, что определило судьбу европейского запада в 1648 году. Правда, не стоит забывать, что Вестфальский мир был заключен после Тридцатилетней религиозной войны. Учитывая, что сегодня между Россией и Украиной уже ведется необъявленная война, лучше было бы, если бы церковные и светские лидеры двух стран как можно скорее договорились о разделе сфер влияния и имущества. Так они подтвердят, что извлекли хоть какие-то уроки из давнего и кровавого европейского опыта.

Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию

В апреле 2018 года Константинопольским Патриархатом принято решение принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины». Епископат канонической Украинской Православной Церкви единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса. Однако вопреки его воле Константинополь приступил к практической реализации проекта украинской автокефалии. В опубликованном 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольской Православной Церкви говорится о назначении двух ее иерархов — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. О сложившейся ситуации и реакции Московского Патриархата на озвученные решения рассказал в эфире телеканала «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

— Для начала давайте проясним для зрителей еще раз, кто такие экзархи, и почему эти епископы назначены на Украину из США и Канады. Зачем они нужны?

— Греческое слово «экзарх» означает «начальник». Экзархами назывались руководители крупных церковных областей. Кроме того, слово «экзарх» используется в значении «специальный посланник». Думаю, в данном случае речь идет о двух спецпредставителях Константинопольского Патриархата, которые должны поехать в Киев для того, чтобы готовить предоставление автокефалии Украинской Церкви.

— Сразу хочется прояснить. Украинская Православная Церковь (а ведь за автокефалией для «православных верующих Украины» направлены эти экзархи) входит в сферу ответственности Московского Патриархата. Украинская Православная Церковь просила автокефалию, или все-таки речь идет о «Киевском патриархате», который пытается отделиться?

— Украинская Православная Церковь не просила автокефалию. Более того, на Архиерейском совещании, которое недавно состоялось в Украинской Православной Церкви, весь епископат единодушно высказался за сохранение ее нынешнего статуса.

Украинская Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Это единство Русской Православной Церкви существует уже 1030 лет, оно восходит к 988 году, когда князь Владимир крестил Киевскую Русь. И вот сейчас эти экзархи (то есть спецпредставители) Константинопольского Патриархата назначены для того, чтобы провести решение об автокефалии, которой каноническая Украинская Церковь не просила. Об автокефалии говорили раскольники, причем не столько даже просили ее, сколько заявили, мол, эта автокефалия у нас есть, и вы просто должны ее признать.

Дабы наши телезрители понимали, что такое автокефалия, я поясню, что это тоже греческое слово, которое переводится как «самовозглавление»; оно означает полную церковную самостоятельность.

— Как Вы считаете, почему Константинопольский Патриархат пошел на такой шаг — практически раскольничество или поддержку его?

— В Константинопольском Патриархате за последние неполные сто лет сложилась своеобразная папистская доктрина, папистское самопонимание. Напомню, что исторически первой кафедрой христианского мира была Римская кафедра, по крайней мере, с IV века, когда Римская империя занимала центральное место в мире. Но в том же IV веке император Константин перенес столицу в основанный им город Константинополь. На II Вселенском Соборе было принято решение о том, что кафедра Константинополя должна иметь равные привилегии с кафедрой Рима. Когда в XI веке произошел раскол между Римом и Константинополем, в семье Православных Церквей Константинопольский Патриархат, который ранее всегда был вторым, занял первое место. Это первенство никогда не воспринималось в Православной Церкви как первенство власти или юрисдикции. То есть в отличие от католичества, где имеется представление, что всю Вселенскую Церковь возглавляет Римский Папа, который воспринимается как источник властных полномочий для других епископов, в Православной Церкви всегда существовала другая система. Это система Поместных Православных Церквей, каждая из которых имеет самостоятельность, и никто друг другу не подчиняется. Так вот, Константинопольский Патриархат, который оказался первым в силу стечения обстоятельств, в XX веке (а именно в 1920-е годы) начал развивать такое понимание собственного первенства, которое предполагает некие особые права или привилегии.

Когда в начале 60-х годов встал вопрос о том, что хорошо было бы провести Всеправославный Собор, Православные Церкви согласились с тем, что модератором этого процесса будет Константинопольский Патриархат, но не потому что Константинополь имеет какие-то особые привилегии, как сейчас он заявляет, а потому что таково было согласие всех Православных Церквей. Думаю, что, если бы Константинопольский Патриархат реально был силой, которая сплачивала бы Церкви, помогала бы решать те или иные разногласия, то такая институция действительно была бы востребована в Православной Церкви. К сожалению, Константинопольский Патриархат действует совсем иначе. Конфликты, возникающие между Церквами (например, между Антиохийской и Иерусалимской), он не в состоянии разрешить. А вместо того, чтобы помогать Поместным Православным Церквам преодолевать возникающие расколы, он сам становится на путь поддержки расколов.

— Что касается прав Константинопольского Патриархата… Вот, например, Патриарх Варфоломей утверждает, что Константинопольский Патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира. Исходя из того, что Вы только что рассказали, получается, что в Русской Православной Церкви с такой позицией не согласны?

— Мы с такой позицией категорически не согласны. Вот у меня в руках перевод речи Патриарха Варфоломея, которую он произнес перед полным составом епископата Константинопольской Церкви несколько дней назад. В этом выступлении он говорит, что «Константинопольский Патриарх — это глава тела Православия», что «начало Православной Церкви — Вселенский Патриархат», что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата». А как, простите, Церковь существовала до IV века, когда не было никакого Вселенского Патриархата? А как существовала Церковь, когда Вселенские Патриархи впадали в ересь?

Вот нам иногда ставят в вину, что Русская Церковь как бы самостоятельно провозгласила свою автокефалию, потому что когда в середине XV века был избран митрополит Московский Иона, это было сделано без согласия Константинопольского Патриарха. А как Русь могла получить его согласие, когда Константинопольский Патриарх был в унии, в ереси? Он прислал к нам митрополита, который поминал Папу Римского и после изгнания стал кардиналом в Римско-Католической Церкви.

Таким образом, претензии Константинопольского Патриархата на не просто первенство чести, а на какие-то особые права и привилегии являются совершенно не оправданными.

— А в принципе Константинопольский Патриархат может выдать томос об автокефалии?

— Исторически Константинопольский Патриарх иногда выдавал томосы об автокефалии…

— …Прецеденты есть?

— Да. Есть несколько Поместных Церквей, которые получили томосы от Константинополя, но есть и Церкви, которые не получали его. Вот, например, Русская Православная Церковь. Она не получала томос об автокефалии, но когда в Москве был избран Патриарх, это деяние было утверждено не Константинопольским Патриархом единолично, а четырьмя восточными Патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. То есть в лице четырех Патриархов это было соборное решение всей полноты Церкви, существовавшей на тот момент, — они приняли пятого Патриарха в свою семью, и им стал Патриарх Московский.

— Сегодня было принято официальное заявление Синода Русской Православной Церкви. О решении послать двух экзархов в Киев в заявлении говорится: «Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия». Как Русская Православная Церковь будет общаться с Константинопольским Патриархатом в дальнейшем? Будет ли требовать как-то изменить позицию, и есть ли вообще такая практика?

— Судя по всему, средства церковной дипломатии на сегодня исчерпаны. Вы, конечно, знаете, что несколько дней назад Патриарх Кирилл предпринял поездку в Стамбул для встречи с Константинопольским Патриархом. Должен сказать, что внешне это была вполне цивилизованная, вежливая и даже братская беседа. Но, к сожалению, константинопольская сторона, как это видно из последовавших далее действий, не только не услышала наши аргументы, но и поступила, с нашей точки зрения, подло и вероломно. Потому что они направляют в Киев своих экзархов без согласования не только с Московским Патриархом, но даже с Киевским митрополитом, о котором Патриарх Варфоломей неоднократно говорил, что Константинопольский Патриархат признает его единственным каноническим главой Православия на Украине.

Мы сегодня сделали это заявление в надежде на то, что они пересмотрят свое решение, что никакие экзархи в Киев не поедут. Однако если решение не будет пересмотрено, мы будем вынуждены искать ответные меры. И сейчас в составе нашего Священного Синода такие меры уже обсуждаются.

— Какие вообще ответные меры могут быть в такой ситуации?

— Меры могут быть самые разные. Я не стану их озвучивать до того, как эти меры будут приняты, потому что на каждом этапе мы будем оставлять нашим пока еще все-таки партнерам возможность одуматься и пересмотреть свои решения.

Почему мы говорим, что эти решения заводят в тупик диалог между нашими Церквами и грозят всему Православию? Потому что, во-первых, никакого диалога, по сути сейчас нет — есть монолог Константинополя, который утверждает свои исключительные права, говорит о том, что кафедра Киевской митрополии была перенесена в Москву без разрешения Константинополя. Заявляется, что, когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией. А почему же вы тогда триста с лишним лет молчали? Почему же тогда об этом не заявляли? Почему вы не говорили, что это ваша территория, и вдруг сейчас «вспомнили» об этом? Во-первых, мы категорически не согласны с этой ложной трактовкой истории: в грамоте Патриарха Константинопольского Дионисия, которая была послана Патриарху Московскому Иоакиму в 1686 году, ничего не говорится ни о временном характере перехода Киевской митрополии в состав Московского Патриархата, ни о каких-либо претензиях Константинополя на эту территорию.

Во-вторых, сама нынешняя ситуация, когда Константинополь вот таким совершенно наглым и циничным образом вмешивается в дела иной Поместной Церкви, не только заводит диалог в тупик, но и грозит расколом Вселенскому Православию. Если Константинополь доведет до конца свой коварный план предоставления автокефалии, это будет означать, что автокефалию получит какая-то группа раскольников. Каноническая Церковь эту автокефалию не примет. Мы в Русской Церкви, конечно, эту автокефалию не призна́ем. И у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать общение с Константинополем. А это значит, что Константинопольский Патриарх не будет иметь уже никакого права именовать себя, как он сейчас это делает, «главой 300-миллионного православного населения планеты» — по крайней мере, половина православных его не будет вообще признавать. То есть, по сути дела, своими действиями он расколет все мировое Православие.

— Будем надеяться, что до этого не дойдет. Еще один вопрос. То, как выглядят события, о которых Вы рассказываете, несколько напоминает международные события последних лет. Похоже на майдан, только внутрицерковный: экзархи из США и Канады едут в Украину договариваться о церковной независимости, раскол внутри Церкви… Как в Церкви относятся к внешнеполитическим вызовам и к тому, что большинство подобных действий — все-таки не про веру, не про заботу о пастве, а, скорее, про политику? Согласны ли Вы с этим?

— Конечно, все это происходит на фоне острого политического противостояния. Более того, Константинопольский Патриарх не случайно так спешит. Он понимает, что дни нынешней украинской власти сочтены: весной следующего года будут выборы, и вполне вероятно, что придет к власти какая-то новая сила, которая уже не будет поддерживать эти папистские притязания Константинополя. Поэтому они стараются сделать свое черное дело как можно скорее.

Интересно, что эти решения в отношении автокефалии на Украине совпадают с решениями по предоставлению автокефалии так называемой Македонской Церкви, а это уже прямой конфликт между Константинополем и Сербской Церковью. Причем Сербская Церковь участвовала в Критском Соборе, в котором мы не приняли участие, тем не менее отношение к нам совершенно одинаковое.

Кстати, если говорить о том, что Критский Собор до сих пор позиционируется Константинополем как своего рода всеправославный, как Святой и Великий Собор, решениям которого все должны следовать, то почему тогда сам Константинопольский Патриархат им не следует? На днях они приняли сенсационное решение о том, что священнослужителю — священнику либо диакону — в случае, если его оставила жена, может быть разрешено вступление во второй брак. Это не только нарушает каноны Вселенских Соборов, но и вступает в прямое противоречие с постановлением Критского Собора, в котором прямо говорится о том, что священство является препятствием для вступления в новый брак.

Мне даже трудно представить, как они собираются венчать этих священнослужителей. Например, священник будет в рясе с крестом стоять на венчании, или же станет переодеваться в пиджак? Каким образом эти священники станут подбирать себе жен — будут высматривать среди своих прихожанок? Такого рода каноны не случайно принимались, это было сделано, чтобы оградить Церковь от соблазна.

Единолично, без согласования с Поместными Церквами разрушая тот канонический строй Церкви, который сложился в течение веков, Константинопольский Патриархат, по сути, ставит себя вне того, что мы называем каноническим полем, то есть вне правового поля Вселенского Православия.

— Владыка, завершая нашу беседу, хотелось бы еще раз уточнить: Константинополь заявил о том, что посылает экзархов, Московский Патриархат ответил сегодня своим заявлением, дальше мы ждем следующих шагов. Не понятно в принципе, когда эти экзархи должны поехать. Или от момента заявления до самой поездки может пройти большое количество времени? Не будут ли тянуть в этом вопросе?

— Не думаю, что они будут тянуть, но мы тоже со своей стороны должны подождать, поедут ли эти экзархи или нет, пересмотрит ли свое решение Константинополь или не пересмотрит. Поэтому мы в своем заявлении отметили, что, конечно же, сделаем ответные шаги. Думаю, что время, когда будут предприняты эти шаги, напрямую зависит от динамики развития проекта по «предоставлению автокефалии», иначе говоря, по легитимизации украинского раскола, над которым сейчас работает Вселенский Патриархат, тем самым создавая прямую угрозу единству Православия в мире.

— Спасибо Вам за это интервью.

Архиерейский собор РПЦ определит отношение к поддерживающим раскол в православии

МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Позиция Русской православной церкви (РПЦ) в отношении православных христиан, поддерживающих раскол в православии по вопросу признания Православной церкви Украины (ПЦУ), будет определена на ближайшем Архиерейском соборе. Об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил в понедельник после литургии в храме Христа Спасителя в Москве.

«Нам предстоит тщательно рассмотреть и осмыслить процессы, происходящие сегодня во всемирном православии, и я надеюсь, что на ближайшем Архиерейском соборе будет четко определена наша позиция по отношению к расколам и к тем нашим братьям, которые, к сожалению, эти расколы поддерживают», — приводятся слова патриарха на сайте РПЦ.

Сообщается, что патриарх говорил о ситуации, сложившейся после признания канонического статуса ПЦУ рядом поместных православных церквей. «Удивительно, как под влиянием внешних политических факторов наши православные собратья становятся на путь признания раскольников — людей, не имеющих законной хиротонии, то есть фактически мирян, которые называют себя священнослужителями! И особенно опасно и печально, что поддержка раскольникам оказывается не на уровне маргинальных групп, как бывало и раньше, но среди канонических поместных церквей», — отметил он.

ПЦУ была создана после объединительного собора в Киеве на основе двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) — и получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Русская и Украинская православные церкви не признают ее канонической церковью. Признание ПЦУ ранее стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады и поддержавшими автокефалию ПЦУ архиереями Элладской православной церкви.

Ранее заместитель председателя синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил ТАСС, что ближайшее заседание Священного синода РПЦ примет необходимые постановления о взаимодействии с Александрийской церковью после того, как патриарх Александрийский Феодор II принял решение о признании ПЦУ.

Архиерейский собор — это орган управления, которому согласно уставу РПЦ принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах церковной жизни. Последний на данный момент Архиерейский собор РПЦ состоялся с 29 ноября по 2 декабря 2017 года.

Разрыв евхаристического общения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом (2018)

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской православной церковью в ответ на действия её Синода, который заявил о намерении создать единую автокефальную поместную церковь на Украине, восстановил в церковном общении лидеров двух неканонических православных церквей Украины (УПЦ КП и УАПЦ) и отменил действие соборной грамоты 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Со своей стороны, Константинопольский патриархат заявил, что он не разрывает евхаристического общения с Русской православной церковью.

Предыстория

Патриарх Варфоломей (второй справа) совершает отпевание патриарха Московского Алексия II в сослужении Патриаршего местоблюстителя митрополита Кирилла (третий справа) в храме Христа Спасителя, Москва, 9 декабря 2008 года

Первые пять столетий Русская православная церковь была частью Константинопольского патриархата и представляла собой единую митрополию с центром в Киеве. В 1448 году часть митрополии с центром в Москве обрела фактическую независимость вследствие избрания митрополитом Киевским и всея Руси на соборе в Москве епископа Рязанского Ионы без поставления в Константинополе. В 1589—1593 годы московская митрополичья кафедра получила патриаршее достоинство и таким образом формальное признание автокефалии Московской церкви — от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных восточных патриархов. Русская же церковь с центром в Киеве продолжала оставаться в юрисдикции Константинопольского патриархата; возобновленная в 1620 году после Брестской унии (1596) православная Киевская митрополия была переведена в Московский патриархат грамотой, данной Вселенским патриархом Дионисием IV и его синодом в июне 1686 года.

Напряжённые, в целом, отношения между Вселенской патриархией и Православной церковью в России в Новой истории восходят к длительной распре в связи с осуждением Константинопольской церковью в сентябре 1872 года как схизматического созданного оттоманской Портой Болгарского экзархата. Правительство Российской империи и российский Святейший синод ранее ответили отказом на предложения патриархата о созыве Вселенского собора для решения болгарского вопроса, а после осуждения собором в Константинополе схизмы лишь формально приняли решение последнего, де-факто поддерживая болгар (см. Греко-болгарская схизма).

В 1920-х годах отношения ещё более обострились и оставались напряжёнными в последующие десятилетия XX века — вследствие разногласий по ряду принципиальных канонических (о даровании автокефалии и праве апелляции) и частных юрисдикционных вопросов. В частности, Вселенский патриархат деянием от 13 ноября 1924 года без согласования с Московским патриархатом предоставил автокефалию Польской православной церкви (до того части Церкви Российской), территория которой исторически относилась к Киевской митрополии. В документе было впервые заявлено, что передача киевской митрополии к Москве произошла не «в согласии с узаконенными каноническими постановлениями, и не были соблюдены соглашения о полной церковной самостоятельности Киевского митрополита».

В 1970 году Константинопольский патриархат не признал предоставление Московским патриархатом автокефалии русской Североамериканской митрополии, которая после этого акта была преобразована в «Православную церковь в Америке».

В феврале 1996 года возник острый конфликт между Московским и Вселенским патриархатами вследствие решения последнего восстановить Эстонскую апостольскую православную церковь (в своей юрисдикции), что было воспринято руководством МП как посягательство на юрисдикцию Русской церкви. С 23 февраля по 16 мая 1996 года имя Вселенского патриарха Варфоломея было исключено из диптихов Московской патриархии.

Митрополит Иларион (Алфеев) 27 февраля 2019 года так отразил мнение руководства Московского Патриархата: «Наша Церковь долгие годы предпочитала молчать об этих печальных явлениях прошлого, старалась покрывать любовью ошибки, совершённые нашими братьями, при этом помня о своём долге не изменять исторической правде и хранить верность святым канонам. Так вела себя Русская Церковь и в 90-е годы, когда Константинополь принял в общение украинских раскольников в США и Канаде и учредил параллельную юрисдикцию в Эстонии. Ради мира в Церкви, во избежание великого раскола всемирной православной семьи мы и тогда нашли возможным сохранить каноническое и литургическое общение с Константинопольской Церковью, пошли на предельные уступки и крайнюю икономию. Однако уже тогда было ясно, что речь идёт не об отдельных актах недружественного поведения, а о подспудной выработке новой экклезиологии, чуждой православному Преданию»

Патриарх Варфоломей посещал Украину в 1997 и 2008 годах. Во время второго визита, приуроченного к празднованию 1020-летия Крещения Руси, тема автокефалии впервые была поставлена на политическом уровне тогдашним президентом Украины Ющенко, но не была поддержана конкретными шагами со стороны патриарха Варфоломея.

Московский патриархат принял решение не участвовать во Всеправославном соборе в июне 2016 года на Крите (Греция), в подготовке которого он совместно с другими церквями участвовал с 1961 года. Решения собора, рассматривавшего под председательством Вселенского патриарха Варфоломея ограниченный круг вопросов дисциплинарно-канонического характера, не были приняты как обязательные Московским патриархатом.

Развитие событий

См. также: Предоставление автокефалии православной церкви на Украине

20 апреля 2018 года Синод Вселенского патриархата — в ответ на обращения властей Украины и всех епископов УПЦ КП и УАПЦ — принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины».

1 сентября 2018 года патриарх Варфоломей заявил, что «Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева». Вскоре Вселенский патриархат направил в Киев двух епископов-экзархов, украинцев по рождению.

8 сентября было обнародовано заявление Священного синода Русской православной церкви, в котором он выразил «решительный протест и глубокое возмущение» в связи с назначением Вселенским патриархатом архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудника) экзархами Константинопольского патриархата в Киеве.

14 сентября Священный синод РПЦ, обсудив на внеочередном заседании «ответные действия в связи с назначением Константинопольским патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил:

1. Приостановить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением.
2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.
3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата.
4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского патриархата в Украине.

11 октября Константинопольский патриархат подтвердил решение приступить к предоставлению автокефалии Церкви Украины, восстановил в церковном общении бывших в схизме предстоятелей УПЦ КП и УАПЦ — Филарета Денисенко и Макария Малетича соответственно, отменил грамоту 1686 года, по которой в юрисдикцию Московского патриархата была передана Киевская митрополия, а также принял решение восстановить свою ставропигию в Киеве.

15 октября Синод РПЦ, обсудив на своём заседании «антиканонические действия Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви», постановил: «1.Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении. <…> 3.Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла информировать Собратьев-Предстоятелей Поместных Православных Церквей о позиции Русской Православной Церкви в связи с угрозой разрушения единства мирового Православия и призвать их к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжелой ситуации.».

В опубликованном заявлении Священного Синода сообщалось: «отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах». При этом пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков сообщил, что разрыв отношений для «верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и, соответственно, пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах». Он также отдельно пояснил: «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Комментарии сторон и последствия

19 октября 2018 года было опубликовано сообщение канцелярии главы Архиепископии русских приходов в Западной Европе (экзархат Вселенского патриархата Константинополя), которое извещало, что экзархат по-прежнему поддерживает евхаристическое общение со всеми православными церквями, включая РПЦ:

…извещаем вас о том, что Вселенский патриархат не прерывал общения с Московским патриархатом и продолжает его поминать в порядке, установленном в диптихе. Все православные верующие могут принимать полное участие в литургической жизни и церковных таинствах в наших приходах. <…>

В тот же день, 19 октября, на итоговом пленарном заседании VIII Общецерковного съезда по социальному служению патриарх Кирилл заявил: » вторгся в нашу юрисдикцию, простил раскольников, которые были анафематствованы, а значит, отождествив себя с раскольниками, сам стал раскольником»; он сказал также, что, по его ощущению, «абсолютное большинство православных» поддерживают решение Русской церкви о разрыве общения с Константинопольским патриархатом.

22 октября патриарх Варфоломей в ходе заседания городского правления греческой диаспоры в Стамбуле заявил: «Нравится это нашим русским братьям или нет, довольно скоро они последуют решению Вселенского патриархата, поскольку у них нет другого выбора».

2 ноября были опубликованы разъяснения представителя Константинопольского патриархата архиепископа Телмисского Иова (Гечи), что «отменой акта 1686 года отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине. С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует», вследствие чего с 11 октября 2018 года все православные архиереи на Украине находятся в ведении Вселенского престола, независимо от того, к какой юрисдикции они относились ранее, и должны ждать директивы Константинополя относительно своих дальнейших действий. Он заявил также, что в отношении самого Московского патриархата, «если такая ситуация будет сохраняться в течение долгого времени, то, конечно, Вселенский престол как первый престол вселенского православия будет вынужден принимать определённые меры». Он пояснил: «Патриарший статус ей был дан в XVI веке Вселенским патриархом Иеремией ІІ, и в этом документе ясно сказано, что московскому архиерею даётся право называть себя патриархом при том, что он должен признавать Константинопольского патриарха как своего главу». По мнению Иова, «некоторые канонисты считают, что, поскольку эти новые патриархаты, новые автокефалии были созданы Вселенским патриархатом, то в определённый момент, если Вселенский патриархат посчитает это нужным, он может и отменить этот статус». Заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ (МП) протоиерей Николай Данилевич прокомментировал слова архиепископа Иова: «В УПЦ точно уверены, что Константинополя 565 лет как не существует. Это исторический факт. Но, как кажется, на Фанаре этого до сих пор не заметили. А Украинская православная церковь существует. И это тоже исторический факт. И он очевиден. Поэтому такие заявления отдельных представителей Константинопольского патриархата похожи на какой-то канонический сюрреализм».

12 ноября председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) в интервью заявил: «Русской Православной Церкви придётся заняться пастырским окормлением наших верующих в Турции. Раньше мы им говорили: ходите в храмы Константинопольской Церкви. Мы пытались наладить вместе с Константинопольским Патриархатом пастырское окормление русскоязычных верующих. От нас поступали предложения: давайте будем присылать священников из Русской Церкви, которые, поступив в вашу юрисдикцию, станут помогать вам окормлять наших верующих. Но Константинополь всегда от этого отказывался. Сейчас, в ситуации разрыва, у нас не будет иного выхода, кроме как направлять священников Русской Православной Церкви для пастырского окормления наших верующих. И это будет продолжаться до тех пор, пока Константинопольский Патриарх будет находиться в расколе».

23 ноября пастырское послание архиепископа Хариупольского Иоанна, экзарха патриарха Константинопольского (Западноевропейский экзархат русских приходов), гласило: «<…> Московский Патриархат принял одностороннее решение прервать евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, сделав это решение обязательным для всех верующих, клириков и мирян. <…> В силу своего одностороннего (и, на наш взгляд, чрезмерного) характера решение, принятое Священным Синодом Московского Патрархата, очевидно, неприменимо в церквях Архиепископии. В нынешней ситуации наши священники и дьяконы не допускаются к сослужению в церквях, принадлежащих к Московскому Патриархату <…> Но согласно православной экклезиологии, этот запрет не может относиться к мирянам, то есть, к крещёным православным верующим, которые не являются рукоположёнными дьяконами, священниками или епископами. В отношении таинств мирянин в Западной Европе принадлежит к единому соборному Телу Христову, то есть, ко всем юрисдикциям одновременно, а не к одной иерархической структуре, будь то константинопольской, московской или иной».

В феврале 2019 года года митрополит Иларион (Алфеев) пояснил, что евхаристическое общение не было разорвано с епархиями Новых земель в Греции (северные территории Греции и некоторые острова), которые формально входят в юрисдикцию Константинопольской церкви, но находятся под административным управлением Элладской: «Иерархи Новых Земель входят в состав Священного Синода Элладской Православной Церкви, а не Константинопольского Патриархата. Поэтому они не несут ответственности за антиканонические решения Синода на Фанаре, и мы сохраняем с ними евхаристическое общение».

Отзывы прочих автокефальных православных церквей

Письмо предстоятеля Церкви Албании архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 7 ноября 2018 года так оценивало решение синода РПЦ от 15 октября: «<…> последнее решение Церкви России также вызывает серьёзную озабоченность. Немыслимо, чтобы святая Евхаристия — наивысшее таинство безграничной любви и глубочайшего уничижения Христа — использовалась в качестве оружия одной Церковью против другой. Возможно ли, чтобы решение и указ священноначалия Церкви России отменяли действие Святого Духа в православных храмах, что служат в юрисдикции Вселенского Патриархата? Возможно ли, чтобы Божественная Евхаристия, совершаемая в храмах Малой Азии, Крита, Святой Горы и повсюду на земле, теперь была недействительна для русских православных верующих? И если они подходят „со страхом Божиим, верою и любовью“ к принятию Святых Даров, — неужели то будет „грехом“, который требует исповеди? Свидетельствуем, что невозможно согласиться с таковыми решениями. <…> Насколько бы ни были серьезны накопившиеся вопросы юрисдикций, они никоим образом не должны становиться причной схизмы где бы то ни было в православном мире.»

> См. также

  • Третий Рим
  • Россия и Афон
  • Российско-греческие отношения

Примечания

  1. Meyendorff J. Eastern Orthodoxy (англ.). Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения 23 мая 2019.
  2. «Где нам теперь молиться?» Православные за рубежом обсуждают решение РПЦ (англ.). BBC News Русская служба (23 October 2018). Дата обращения 26 октября 2018.
  3. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Иона // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 392—404. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  4. Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата // РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. Ед. хр. 5.
  5. Ченцова В. Г. Синодальное решение 1686 г. о Киевской митрополии.
  6. Константин Ветошников. «Передача» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году: канонический анализ
  7. Христианское чтение. — 1871. — I. — С. 415—445: послание патриарха Григория VI от 12 декабря 1868 года.
  8. Санкт-Петербургские ведомости. — 1871, 21 марта (2 апреля). — № 80. — С. 1.
  9. Сафонов Д. Святейший патриарх Тихон и Константинопольский патриархат. Православие.ru, 24.6.2003.
  10. Митрополит Кирилл прокомментировал вопрос о новом толковании канонических правил Константинопольским патриархатом. Доклад митрополита Кирилла на Архиерейском соборе РПЦ в июне 2008 года (в извлечении). Московская патриархия, 24.6.2008.
  11. Хаустов Д. Родосский казус. Константинопольский патриархат в очередной раз спровоцировал Москву. // НГ Религии. — 2.7.2008.
  12. Грамота Дионисия: документальное свидетельство аннексии Украинской православной церкви 21.04.2018.
  13. COMMUNIQUE OF THE ECUMENICAL PATRIARCHATE ON THE AUTONOMY OF THE CHURCH OF ESTONIA. (англ.)
  14. Телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996 // ЖМП. — 1996. — № 3 (официальная часть).
  15. В ОВЦС ПРОШЛА ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ М. В. ШКАРОВСКОГО
  16. Кандидат богословия Василий Чернов. Не собрались: Почему делегация РПЦ решила не ехать на Всеправославный собор. Lenta.ru, 15.06.2018.
  17. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года) // §§ 38, 39.
  18. Протоиерей Владислав Цыпин. О статусе Собора на Крите.
  19. Regarding the granting of Autocephaly to the Church of Ukraine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018. (англ.)
  20. Константинопольский патриархат взял на себя ответственность за судьбу православия. Интерфакс, 06.09.2018.
  21. Commencement of the Synaxis of the Hierarchs of the Ecumenical Throne’s Meetings. patriarchate.org, 5.9.2018. (англ.)
  22. Заявление Священного синода Русской православной церкви от 8 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 08.09.2018.
  23. Журналы заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 14.09.2018.
  24. Константинополь вернул Украинскую Церковь в свое лоно, — коммуникат Синода. risu.org.ua, 11.10.2018.
  25. Ἀνακοινωθέν (11/10/2018). (греч.)
  26. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года // ЖУРНАЛ № 71
  27. Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом
  28. РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом ТАСС, 15.10.2018.
  29. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви. 15.10.2018
  30. В РПЦ заявили, что ее прихожане не смогут молиться в храмах Константинополя на Афоне: Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси также отметил, что Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата «со всеми вытекающими отсюда последствиями». ТАСС (15 октября 2018). Дата обращения 17 октября 2018.
  31. РПЦ после разрыва отношений с Константинополем перечислила запретные для православных храмы. NEWSru, 16.10.2018.
  32. Communiqué du bureau de l’Archevêque. — «Chers Frères et Soeurs, nous vous informons que notre Archevêché-Exarchat relevant de la juridiction du Patriarcat Œcuménique, est en pleine communion avec toute l’Église orthodoxe. En effet le Patriarcat Œcuménique, n’a pas rompu la communion avec le Patriarcat de Moscou et continue de le mentionner selon l’ordre des diptyques. Tous les fidèles orthodoxes, peuvent donc participer pleinement à la vie liturgique et sacramentelle dans nos paroisses.». Дата обращения 31 августа 2019.
  33. В Западноевропейском экзархате Константинополя заявили, что не разрывали общение с РПЦ: Как подчеркнули в церковной организации, в соответствии с данным решением приходы экзархата открыты всем православным христианам. ТАСС (19 октября 2018). Дата обращения 19 октября 2018.
  34. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VIII Общецерковного съезда по социальному служению patriarchia.ru, 20.10.2018.
  35. В РПЦ заявили о поддержке разрыва общения с Константинополем верующими // Известия. — 19.10.2018.
  36. Вселенский патриарх не увидел у РПЦ выбора насчет автокефалии на Украине: Патриарх Варфоломей считает, что принимаемые им решения являются обязательными для всего православного мира. РПЦ, по его мнению, рано или поздно должна будет принять автокефалию УПЦ КП и УАПЦ. РБК, 22.10.2018.
  37. 1 2 Константинополь: Московского патриархата на Украине больше нет. Би-би-си, 02.11.2018.
  38. Эмиссар Константинополя заявил о конце Московского патриархата на Украине. РБК, 02.11.2018.
  39. Константинополь пригрозил отозвать автокефалию у РПЦ. Интерфакс, 2.11.2018.
  40. В УПЦ напомнили о том, что Константинополя не существует более 500 лет. Интерфакс, 2.11.2018.
  41. Митрополит Волоколамский Иларион: Проект «автокефалии» на Украине превратился в шоу для поддержания внимания избирателей. patriarchia.ru, 12 ноября 2018.
  42. Пастырское послание высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Хариупольского, экзарха Патриарха Константинопольского. cathedrale-orthodoxe.com.
  43. Message pastoral de Monseigneur JEAN de Charioupolis, Exarque de S.S. le Patriarche œcuménique de Constantinople. exarchat.eu.
  44. Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея». 7.2.2019.
  45. Eπιστολή του Αρχιεπισκόπου Τιράνων Αναστασίου προς τον Πατριάρχη Μόσχας Κύριλλο 7ης Νοεμβρίου 2018
  46. Οι επιστολές του αρχιεπισκόπου Αναστάσιου προς τον Πατριάρχη Μόσχας. // Афинско-Македонское агентство новостей, 24 ноября 2018.
  47. Views of the Orthodox Autocephalous Church of Albania regarding the Ukrainian ecclesiastical question. Официальный сайт Церкви Албании, 23.11.2018.

Литература

  • Карташёв А. В. Практика апелляционного права Константинопольских Патриархов. — Варшава, 1936.
  • Цыпин В. А. Автокефалия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 199-202. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Чибисова А. А. «Украинский вопрос» в отношениях Константинополя и Москвы в начале XXI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета I: «Богословие. Философия». 2014. — Вып. 5 (55). — С. 9—25.

Ссылки

  • Иларион (Алфеев) Первенство во Вселенской Церкви. Позиция Московского Патриархата., Patriarchia.Ru, 2014.
  • Orthodox Church split: Five reasons why it matters. — обзорная статья BBC World Service. (англ.)
  • «Падение Третьего Рима: конфликт православных церквей в вопросах и ответах» — обзорная статья Русская служба Би-би-си — (рус.).

Великий раскол православия: технические детали

То есть каждый, кому не нравится абсолютная автономия УПЦ МП, которая самостоятельна в кадровых, финансовых, имущественных вопросах, полностью самоуправляема, да ещё и имеет существенный вес в Священном синоде РПЦ (то есть не РПЦ управляет УПЦ, а УПЦ управляет РПЦ), добро пожаловать в прямое подчинение Константинополю. Варфоломей будет лично решать, кто какого сана достоин, кого на какую епархию назначить, да и финансами самостоятельно будет заведовать.

Но Варфоломей и во всём поддержавший его Синод Константинопольского патриархата пошли значительно дальше. Была снята наложенная РПЦ анафема с так называемого патриарха УПЦ КП Филарета и де-факто признана каноничность как УПЦ КП, так и УАПЦ — раскольничьих украинских псевдоцерквей.

Это главный, самый опасный и вовсе не обязательный шаг, совершённый Константинополем. Работать над созданием на Украине подчинённой Константинопольскиому патриархату структуры, которой можно было бы дать автокефалию, Варфоломей мог и без снятия с Филарета анафемы, без признания раскольников. Этот аргумент было разумно придержать — как для переговоров с Московским патриархатом, так и для воздействия на внутреннюю ситуацию в самозваных церквях. Тем не менее Варфоломей выложил его на стол, отрезая себе пути к возможности урегулирования отношений с Москвой.Три вопроса к решению Константинопольского патриархата об автокефалии

Константинополь торопится разжечь войну. С одной стороны, это свидетельствует о неуверенности в том, что окно возможностей, открывшееся для него на Украине, будет открыто долго. Напомню, что Порошенко первые три с половиной года своего правления не проявлял интереса к автокефалии. Она заинтересовала его лишь как предвыборная технология. Нет гарантии, что после завершения избирательного цикла украинские политики оказались бы столь же благоприятно настроены по отношению к притязаниям Константинополя. Напомню, что вместо просимой автокефалии Варфоломей вознамерился установить над украинским православием свой жёсткий контроль.

С другой стороны, и это куда важнее, Варфоломей воспользовался ситуацией, чтобы выйти далеко за пределы собственно украинского кризиса. Он заявил (и был в этом поддержан Константинопольским Синодом) своё право на единоличную власть во всём православном мире, своего рода православное папство. Инициируя жёсткий конфликт с РПЦ (а снятие анафемы, на которое Варфоломей не имел канонического права, и принятие в общение анафематствованного Филарета распространяет анафему на самого Варфоломея), Константинополь уводит мировое православие от обсуждения амбиций Варфоломея, заставляя поместные церкви определяться, с кем они — с Константинополем или с Москвой. При этом существует угроза раскола не только мирового православия, когда часть поместных церквей поддержат Константинополь, а часть — Москву, но и расколов в каждой отдельно взятой церкви, где часть иерархов и священства могут поддержать Варфоломея, а часть — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Эти множественные расколы опасны ещё и тем, что будут дестабилизировать обстановку в тех государствах, где действуют данные церкви. То есть речь идёт о дестабилизации обстановки и провокации религиозных конфликтов уже не только на Украине, но в Восточной Европе, в частности на Балканах, в Северной Африке, в Малой Азии и Леванте. Если этот регион охватят гражданские религиозные вооружённые конфликты, то большая война практически сразу постучится в двери человечества. Ведь одни будут обвинять в дестабилизации Варфоломея и США, а другие — РПЦ и Москву.Алчность больше не грех? Константинополь получит не только души православных

Главное же преступление Варфоломея перед человечеством заключается в том, что, спровоцировав чреватый гражданскими и межгосударственными военными конфликтами (в том числе длительными, высокой интенсивности) кризис, Константинопольский патриархат лишил политические структуры России, США, ЕС контроля над разворачивающимися событиями. Но и сам такой контроль не приобрёл.

Эскалация должна нарастать автоматически, причём взрывным образом. При этом механизм деэскалации напрочь отсутствует. Даже если представить себе невозможное — полную и безоговорочную капитуляцию РПЦ перед Варфоломеем, то даже этот ход не может привести к деэскалации конфликта, поскольку против Варфоломея и его «патриархата» выступят отдельные иерархи, священники, монастыри, миряне.

Возможности избежать конфликта, который, начавшись как чисто религиозный, быстро перерастёт в военно-политические столкновения соответствующих государств (а также внутри них), не осталось. Вопрос только в том, какие масштабы он примет и сколько стран охватит, удастся ли локализовать его в пределах Украины.

Надо понимать, что действия Варфоломея умышленны — возможные ответы просчитать было нетрудно, они лежали на поверхности. То есть он сознательно пошёл на инициирование кровопролития и выход ситуации из-под контроля. Он рискнул человечеством ради своих амбиций, а Синод Константинопольского патриархата поддержал его в этом. Это значит, что такая политика надолго. Патриарх когда-нибудь, скорее всего достаточно скоро, сменится, но заложенные 9-11 октября 2018 года Варфоломеем и Синодом Константинопольского патриархата политические принципы — это на десятилетия, если не на века.Кандидат в антихристы

Мировое православие уже никогда не будет таким, как до последних константинопольских решений. Новый Великий раскол состоялся, и не факт, что через тысячелетие он не будет всё так же отравлять религиозную и политическую жизнь. В ближайшем же будущем волна дестабилизации ожидает обширный регион, от Карпат и Дуная до верховьев Нила и берегов Евфрата.

Но первый удар, конечно, придётся выдержать Украине, УПЦ, её предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, который является главным защитником канонического православия в Киеве и на котором держится хрупкое единство УПЦ МП. Всё, что происходило на Украине до сих пор, — детский лепет по сравнению с тем, что готовится сейчас. А Порошенко, который всё это инициировал, лучше не будет, будет только хуже. Только крайне ограниченный, совершенно неадекватный человек мог сам бросить свою страну в чреватый гражданской религиозной войной кризис, развитие которого невозможно контролировать.

Впрочем, как было сказано, кризис этот столь значителен и опасен, охватывает такое количество стран, что всем скоро будет не до Порошенко и его проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *