Рай у мусульман

Рай у мусульман

Гу́рии (араб. حورية‎‎ — «черноокие») — в Коране райские жены праведников. В Раю Аллах одарит верующих наслаждениями тела и души. Гурии — это красавицы с белоснежной кожей и чёрными глазами. Они очищены от телесной грязи и душевных недостатков. Лёжа на прекрасных ложах, люди будут наслаждаться райскими плодами и общением с гуриями. Значения глагола, от которого образовано данное существительное — «возвращать(-ся)», «видоизменять». Значение глагольной основы حر — «энергия», «свобода».

Гурии в Коране

«У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (Коран, 2: 25).
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги. Мы введем их в густую тень» (Коран, 4:57).
«Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты тем, что будут наслаждаться» (Коран, 36:55).
«Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые, подобные оберегаемому яйцу. Они будут обращаться друг к другу с вопросами» (Коран, 37: 48-49).
«Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питье. Рядом с ними будут сверстницы с потупленными взорами.» (Коран, 38: 51-52).
«Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (Коран, 44:54).
«Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями» (Коран, 52:20).
«Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они подобны рубинам и кораллам.» (Коран, 55:56-58).
«Там есть девы хорошие, прекрасные… Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах… С ними прежде не имели близости ни человек, ни джинн… Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и расшитых коврах» (Коран, 55:70-76).
«Их женами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам». (Коран, 56: 22-23).
«Они будут лежать на приподнятых подстилках. Мы сотворим их в новом облике (совершенными) и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту» (Коран, 56: 35-38).
«Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, Райские сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и полные чаши» (Коран, 78:32-34).

Гурии в хадисах

Мухаммад сказал:
«Те женщины, которые войдут в Рай, за те благодеяния, которые они совершали на земле, будут превосходнее и красивее гурий». (Рассказал Хиббан ибн Хибля, передал ибн адь-Мубарак)
«Женщины этого мира превосходят гурий в семьдесят тысяч раз». (Рассказал Хаббан бин Хабля, передал ибн аль-Мубарак)
«Если бы одна из райских женщин явилась обитателям земли, то она осветила бы весь мир и всё, что в нём, и наполнила бы его ароматом. Одно её покрывало лучше, чем весь этот мир и то, что в нём». (аль-Бухари, Муслим)
«Каждый раз, когда в этом мире женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий говорит: ‘Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится к нам!)».(Рассказал Муаз бин Джабаль, передал ат-Тирмизи)

«Ве­рую­ще­го в Раю на­де­лят та­кой си­лой, что он смо­жет всту­пать в бли­зость столь­ко-то раз». Его спро­си­ли: «По­слан­ник Ал­ла­ха, не­у­же­ли он вы­дер­жит это?» Он от­ве­тил: «Ему бу­дет да­ро­ва­на си­ла ста «. (Ат-Тирмизи)
«Аллах отмечает павшего мученика шестью почестями: … А ещё он женится на семидесяти двух гуриях, и ему будет позволено заступиться за семьдесят родственников». (Мишкат аль-Масабих — 3834)
«Райские гурии, словно рубины и кораллы. Человек взглянет на лицо их и увидит собственное отражение в её щеке яснее, чем отражение в зеркале. Даже самая маленькая жемчужина на них озаряет своим сиянием восток и запад.» (Рамуз аль-Ахадис, том 2, стр. 337/7)
У Пророка спросили: «Мы будем в раю вступать в половую связь?» Пророк ответил: «Да, клянусь Аллахом, у которого в руках моя душа. Это будет близость с влечением и желанием. Причем после этой связи, возлюбленные снова вернутся к вам девственницами» (Хадис приводится у Ибн Хиббана).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды пророка спросили: „О посланник Аллаха, будем ли мы в Раю сближаться с нашими женами?“ Он ответил: „Поистине, человек в Раю будет сближаться с сотней девственниц в день!“» (аль-Баззар в «аль-Кашф аль-астар» 3525, Абу Нуайм в «Сыфатуль-джанна» 1/169, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 2/12. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См.

«ас-Сильсиля ас-сахиха» № 367)
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне слова Аллаха: „Черноокие, большеглазые гурии“»
Посланник Аллаха сказал: «Они белокожие, большеглазые, с подведенными глазами, словно черные крылья птицы»
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Объясни мне аят Аллаха: «Они (гурии) словно рубины и кораллы»
Посланник Аллаха сказал: «Они прекрасны словно перламутровые жемчужины в раковине, которых не касалась ещё рука человека»
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «В тех садах Рая есть девы добродетельные, прекрасные»
Посланник Аллаха сказал: «Они прекрасного нрава и красивы лицом»
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «Они подобны совершенному яйцу, которых не коснулась пыль».
Посланник Аллаха сказал: «Они белокожи, словно яичная скорлупа, и утонченны»
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «Они ласковы, любящи к мужьям и ровесники друг другу»
Посланник Аллаха сказал: «Они на земле умирали старыми, с помутневшими глазами, седые и немощные, но в Раю Аллах сотворит их девственницами, любящими женами, влюбленными и преданными, ровесниками друг другу»
Я спросил: «О Посланник Аллаха! Мирские женщины возвышенней гурий или же Райские большеокие гурии возвышенней мирских женщин?»
Посланник Аллаха сказал: «Мирские женщины возвышенней и превосходней Райских гурии, как внешняя сторона одежды красивей и дороже внутренней её подкладки»
Я спросил: «Но почему, Посланник Аллаха?»
Он объяснил это так: «Аллах осветит их лица лучезарным светом как воздаяние за совершенные намазы, посты и поклонение Аллаху и оденет их в шелковые платья. Их кожа белая, платья зелёного цвета, украшения жёлтого цвета, сосуды для их благовоний из жемчуга, расчески из золота они скажут так: „Мы пребудем здесь навечно. Мы любящие и счастливые. Никогда не познаем огорчений и печали. Мы останемся здесь навечно, не переселимся в другой мир. Мы довольны своим положением и рады всему. Ни на кого не рассердимся и не разгневаемся. Как счастливы мы, что мы их жены, и как счастливы наши мужья, что мы жены для них“». (Молодость и смерть, стр. 422-423)
1. См. Х. К. Баранов «Арабско-русский словарь», издание 7-е, М., «Русский язык», 2001, ISBN 5-200-00699-6, с.с. 163, 200.
2. Хадисы про милых женщин
3. Сура „Аль-Вакиа“, 56:22
4. Сура «Ар-Рахман», 55:58
5. Сура «Ар-Рахман», 55:70
6. Сура «Ас-Сафат», 37:49
7. Сура «Аль-Вакиа», 56:37
8. Красота людей Рая

Отношение к смерти в исламе

Статьи Исламское понимание Рая и Ада

Рассматривая религии мира, в любой из них мы можем найти два полюса человеческого состояния: доброе и злое, блаженство и мучение, ад и рай. Сталкиваясь с религией мусульман, мы в первую очередь вспоминаем наиболее распространенный стереотип: «попадая в рай, праведный мусульманин-мужчина получит в свое полное распоряжение 72 гурии-девственницы…», иногда встречаются и другие высказывания, подобного рода, лейтмотив которых говорит об антропоморфности Аллаха и всех Его действий. Но давайте разберемся, неужели действительно исламская религия столь проста и примитивна? Отнюдь нет. Широко распространенные мифы берут свое начало из работ исследователей, критиков ислама, неудосужившихся более глубоко вникнуть в смыслы этой религии и узнать, как понимают Коран сами мусульмане. Любой отрывок текста можно изъять из контекста и по-своему интерпретировать. В данной статье мы постараемся рассмотреть, как понимаются коранические описания Ада и Рая самими мусульманами.
В первую очередь нужно отметить, что для мусульман описания Рая и Ада, данные в Коране являются образами состояния, а не буквальным описанием материальных благ или страданий, которые они получат после смерти. В одном из мусульманских хадисов говорится: «Я уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет». В понимании мусульман, образы Рая и ада даются в Коране на языке земных понятий, на примерах известных читателю из его жизни и окружающего мира. Земные образы это ориентиры, но они не могут описать полноту качеств райской жизни. Сподвижник Пророка Мухаммеда Ибн ‘Аббас отмечал, что «если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской обители, то это лишь названия».
Сам текст Корана говорит о различии земного и райского: «Каждый раз, когда там (в Раю) подают обитателям плоды для пропитания, они говорят: «Это то же самое, что было нам даровано раньше (в земной жизни)». На самом деле им дают такое, чему лишь подобием «. (Коран 2:25)
Несмотря на то, что Коран дает только примерные очертания Рая, представляемый образ уже являет собой весьма красочную картину: Рай, или по-арабски ал-Джанна (букв. пер. – «сад») – это награда, изобилие всего желаемого, при этом описания Рая часто заканчиваются контрастирующими предупреждениями угрозы Джаханнам (в пер. с араб. — Ад): «Рай, обещанный благочестивым, — , в которых текут ручьи, где не иссякают яства и сень. Все это — награда богобоязненным, а воздаяние неверным — адский огонь». (Коран 3:15)
Этот Райский сад напоминает нам Рай Эдемский, из которого были изгнаны Адам и Ева, но в то же время в Коране он описывается намного подробнее, чем в книге Бытия: » картина рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого меда. В нем — всякого рода плоды и прощение от их Господа. , равен тому, кто вечно находится в огне и кого поят кипящей водой, раздирающей внутренности?» Ручьи воды трактуются в данном отрывке как удовлетворение жажды, потоки молока – питание тела, ручьи вина – образ наслаждения, а мед – исцеление и здоровье. Райское вино «не пьянит» и от него «не болит голова» — Рай идеален. Там нет «ни зноя, ни мороза» — климатические условия идеальны. О тех, кто удостоится рая сказано «не услышат они суетных слов» (Коран 88:11) — не будет в Раю бесполезных и пустых разговоров, лживых сплетен и сварливых склок. Наоборот, отношения между людьми поменяются: «Мы исторгли из сердец ненависть , и они, как братья, восседают на ложах, обратившись друг к другу. Ничто не будет там их огорчать, и их не изгонят оттуда». (Коран 15:47,48)
Согласно вере мусульман, жизнь и наслаждения в Раю будут принципиально отличаться от нашей нынешней жизни.
Во-первых, удовольствия не будут иметь негативных последствий. Они будут вечными и гораздо более яркими, а потому могут именоваться блаженством.
Во-вторых, в Рою человек будет получать все, чего только пожелает, будь то дворцы, богатства или еда: «Им будут преподносить золотые блюда к чаши, в которых будет то, что пожелают души и что усладит взоры» (Коран 43:71). Люди будут иметь все самое лучшее и драгоценное: «Украшениями им будут золотые браслеты, они облачатся в зеленые атласные и парчовые одеяния и будут возлежать на ложах. Прекрасное вознаграждение и желанный приют!» (Коран 18:31).
В-третьих, отношения между людьми, населяющими Рай, будут совершенно иными: «Кто повинуется Аллаху и Пророку (будут) в сообществе тех, над кем простёрта Его милость из пророков, праведников, шахидов и добродетельных (людей). Какие славные соратники!» (Коран 4:69). Не будет вражды между теми, кто в Раю: «Мы их сердца освободим от всякой неприязни» (Коран 7:43).
В-четвертых, Рай будет абсолютно свободен от любой нечистоты. В одном из хадисов говорится, что пророка Мухаммеда спросили о том, каким образом в Раю будет осуществляться выделительная функция человеческого организма. В ответ им было сказано: «Они облегчаются посредством пота, выходящего из пор, и имеющего аромат мускуса, а животы становятся впалыми» (Ибн Хиббан). Другими словами, тело человека будет жить по совершенно иным законам и механизмам, отличным от земных принципов.
В-пятых Райское наслаждение будет вечным: «Чем вы владеете иссякнет, что у Аллаха – вечно…» (Коран 16:96). Во множестве аятов посвященных раю говорится, что попав в Рай, человек останется в нем навечно, и никогда не будет изгнан.
Сколь красочно представлен в Коране Рай, столь же ярким мы видим в нем и описание Ада.
Часто, Ад описывается в аятах как огонь. Но это не земной огонь, а совершенно иной природы — он жжет, но не сжигает.

«Воистину, Мы поджарим на огне тех, которые не уверовали в Наши аяты. И когда их кожа превратится в пепел, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкушали мучения . Воистину, Аллах велик, мудр». (Коран 4:56) Таким образом, согласно Корану, в Аду огненное жжение будет ощущаться постоянно и вечно.
В Аду есть деревья, вода которые не сжигаются огнем и не служат человеку, но являются орудиями мучений. В Аду люди так же едят, общаются, пьют воду… Но какова их пища и вода! «Воистину, дерево заккум пища для грешника, подобная жидкому металлу, бурлящему во чреве, так, как кипит кипяток» (Коран 44:43-46). Питье же ничуть не лучше, грешника «будут поить напитком из крови и гноя» (Коран 14:16).
Если в Раю будет вечная прохлада дня, а жители его облекутся шелком, то тем «которые не уверовали, выкроят одеяния из огня, а на головы им прольется кипяток, так что расплавятся они и внутри и снаружи. Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выскочить из огня от страданий, их ввергнут туда снова «Вкусите наказание огнем!».
Кроме того, грешники будут так же испытывать ненависть друг к другу: «Когда они соберутся в аду все вместе, то последователи скажут о своих предводителях: «Господи наш! Вот они и сбили нас с пути веры: воздай же им в аду наказанием вдвойне». скажет: «Каждому воздается вдвойне, но вы не ведаете об этом». И скажут предводители своим последователям: «Вы ничем не лучше нас. Вкусите же наказание за то, что вы творили» (Коран 7:38-39)
В Коране есть четкие указания, что муки Ада являются вечными, что грешники будут взывать о прощении, просить о помощи стерегущих их ангелов, но во всем они получат отказ. Как же праведники могут радоваться в раю, когда их знакомые претерпевают многоразличные мучения? В аятах Корана приводится описание диалога между жителями Рая и Ада: «Обитатели ада воззовут к обитателям рая: «Поделитесь с нами водой или дайте нам из того, что даровал вам Аллах». Они ответят: «Аллах запретил и то и другое неверным, которые приняли веру за потеху и забаву и прельстились земною жизнью». : «Мы же сегодня предали их забвению, подобно тому как они забыли, что предстанут в Судный день и что они отрицали Наши знамения» (Коран 7:49-51) У праведников нет сострадания к грешникам. Этическая норма ислама – милость к праведникам и справедливый скорый суд к грешникам. Даже если попавший в Ад был другом мусульманина при жизни, взор на его страдания из Рая будет поводом к благодарности Аллаха, за то, что праведник был спасен от этих мук: «Они подходят друг к другу с расспросами, один из них скажет: «Был у меня приятель, который спрашивал: «Неужели ты из числа тех, кто признает ? Неужели нас призовут к ответу и после того, как мы умрем, превратимся во прах и кости? поглядим на него, » — предложит он. Он посмотрит , увидит приятеля посередь адского пламени воскликнет: «Клянусь Аллахом! Ты ведь чуть не погубил меня. И если бы не благоволение Господа моего, то я оказался бы в числе ввергнутых «. (Коран 37:50-57)
Конечно, существует градация наказаний и поощрений, в хадисах можно найти слова Мухаммеда, о том, что Рай разделен на сто ступеней блаженства. Не каждый грешник удостаивается всех видов мучений. И не каждый праведник получает все блага в равной степени с другими. Более того, есть даже люди, которые не удостаиваются ни Рая, ни Ада, но пребывают на границе этих миров. По делам своим, они избавлены от мук, но дел их было недостаточно, чтобы войти в Рай. Такие люди со своего места могут видеть тот и другой миры: «Между раем и адом завеса, а на оградах — люди, которые распознают и обитателей рая, и обитателей ада по их чертам. И эти люди воззовут к обитателям рая: «Да будет вам мир!» Сами они не войдут в рай, хотя и жаждут того. Когда же их взоры обратятся к обитателям ада, они воскликнут: «Господи наш не помещай нас с грешными людьми!» (Коран 7:46-47).
Таков образ Рая и Ада представленный в Коране. Конечно, в рамках одной статьи невозможно полностью и подробно перечислить ни обещанные праведникам блаженства, ни бесчисленные муки уготованные неверным. Тем не менее, предложенных цитат достаточно, для того чтобы представить в общем виде картину Рая и Ада в Коране. Учитывая то, что сами мусульмане понимают данные описания не в материальном земном, но в более глубоком, духовном смысле, было бы неразумно для исследователя буквально толковать эти тексты и обвинять через это толкование мусульман в примитивизме и наивности.
В завершение статьи, разберем еще один немаловажный вопрос: какова посмертная участь женщины в исламской религии? Коран неоднократно дает на этот вопрос однозначный ответ: «те, кто совершает добро, будь то мужчина или женщина, если они к тому же верующие, войдут в рай, и не будут они обижены ни на бороздку финиковой косточки». (Коран 4:124) Блаженство в равной степени могут заслужить и мужчины, и женщины. В то же время, девственницы-гурии – не обязательный пункт райского наслаждения. Исследователи, обвиняющие ислам в излишнем стремлении к сексуальным удовольствиям забывают, что человек, главная цель которого удовлетворение своих похотей просто не сможет жить согласно исламским заповедям. Трудно представить себе человека, который будучи одержимым жаждой плотских удовольствий сможет прожить свою жизнь в чистоте и праведности. Коран не отрицает взаимное стремление мужчин и женщин друг ко другу, но и не ставит его в центр исламской религии. Тем, кто праведно жил в добром браке сказано: «войдите в рай счастливыми — вы и ваши супруги» (Коран 43:70). О тех же праведниках, кто не имел счастливого брака на земле, Коран говорит, что в Раю «им будут предоставлены пречистые супруги». (Коран 2:25)

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Рай (евр. «закрытый сад»).

Различаются два рая:

Рай земной

«Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия , «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины ), в стране Эдемской .

Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата.

На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем ; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею . Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе.

Рай небесный Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.

Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам : «в доме Отца Моего обителей много… иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).

Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (т.е. умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».

Иларий , Григорий Нисский и др. говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде.

Ипполит и Тертуллиан отличают рай, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников.

По словам Киприана , «смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в рай или царствии небесном».

По Ефрему Сирину , все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.

Афанасий Великий говорит: «Вопрос, где находятся отшедшие души – вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».

Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о рае земном тем, что «обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногопытно».

Все отцы Церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые ( Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.

Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 2-м Никейском возведено в догмат Церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения рая и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы.

Ряд этих сказаний о рае открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. 203 ), где рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе.

Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как вообще в живописи. Православное церковное учение о рае резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях.

В древнейшем тексте (александрийском) Литургии Василия Великого Церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных «в место злачно, на воды упокоения, в рай веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых». В молитвах поминовения усопшего Церковь просит, чтобы Бог вселил умершего «в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Литература

Епископ Сильвестр, Опыты православного догматического богословия, т. 5;

Монах Митрофан, Как живут наши умершие по смерти, 1887;

Г.К. Властов, Библейская летопись, СПб., 1875;

Н.Н. Глубоковский, Обращение Савла, ХЧ, 1896;

Н.И.

Глориантов, Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям, там же, 1861;

Новорусский, О шестидневном творении, ПО, 1886-87;

Б.И. Ловягин, Библейское учение о творении, «Странник», 1863;

Н.А. Сергиевский, О творении, ПО, 1873;

Рай и ад, ХЧ, 1840;

Ловягин, Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле, там же, 1867;

О воздаянии после частного суда, там же, 1852.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Смерть потом рай, или вечная жизнь в Царствие небесном ( Иерусалиме ) после Второго Пришествия Христа?

Учение о рае в популярных церквях так же неоднозначно, как и концепция об аде. Сложно себе представить ситуацию, когда умерший праведник нежится в блаженной неге, но его постоянно будят и тревожат крики любимых родственников из преисподней. Ведь идея близкого расположения наказанных и поощренных вытекает из буквального толкования притчи о богаче и Лазаре. Представьте, мать (дочь, жена) кричит сыну (отцу, мужу): «Родной, освободи меня от этих мук!». А родственник не может. И так продолжается днями и годами… А затем и веками, и тысячелетиями… И не будет им конца и края…

Но даже если представить, что рай отделен от преисподней на большое расстояние, то и тогда одни мысли о том, что твои любимые мать, отец, сын, дочь, муж, жена… страдают в вечном пламени и будут в нем вечно, испортят радость от пребывания в блаженной неге любому человеку. Также не согласуется со счастливым пребыванием в раю возможность созерцать с небес дела земные. Ни одной матери не будет радости от наблюдения за сыном, если он спивается, смертельно болен, у него неприятности в семье, на работе… А внуки наркоманы, тунеядцы, хулиганы… Разве это рай? Таких примеров можно привести массу, и вывод из них возможен только один: нельзя чувствовать себя истинно счастливым, если ты знаешь, что твой любимый человек в это время находится на пути к погибели, или ждет помощи, или страдает.

Небесный посмертный рай вообще не описан в Библии. Как мы не раз говорили, Христос и апостолы несли весть людям о даре вечной жизни в Царствии небесном после воскрешения, а не о рае после смерти. Об открытии рая Библия даже не упоминает. А ведь если бы такое знаковое событие действительно состоялось (Иисус открыл ворота в рай), то Творец обязательно поместил бы соответствующую весть на страницы Священного Писания, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Но Библия об этом молчит. Зато в Ней множество раз, как мы видели выше, описывается предстоящее воскрешение мертвых.

Посмотрите еще на один Евангельский текст, описывающий предстоящее вознаграждение праведникам. Иисус обещает взять Своих учеников к Себе не после их смерти, а лишь в момент Его Второго Пришествия:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3, см. также 1 Пет. 1:3-7, 2 Фес. 1:7,10).

После Второго Пришествия Христа достойных ожидает рай с деревом жизни посередине:

«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).

Здесь, как и во многих других текстах Библии (см. Лук. 23:43, 2 Кор. 12:4, Иоил. 2:3), употребляется то же слово рай, обозначающее в переводе «сад, парк», евр. — , греч. — παραδεισος, что и в книге Бытие в рассказе о посаженном Богом на сотворенной Земле Едемском саде (рае).

«И насадил Господь Бог рай (сад. — Прим. авт.) в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая (сада — Прим. авт.)» (Быт. 2:8,9, см. также Быт. 3:1,3,8,10).

Анализируя эти факты, можно сделать только один вывод: рай — это не блаженная гавань для душ умерших праведников на небесах, а реальное место как на допотопной, так и на будущей земле, в котором посажено древо вечной жизни. Сейчас этот рай (сад) находится в Небесном Иерусалиме. После Великого Суда Небесный Иерусалим с древом жизни спустится на землю:

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2, см. также Откр. 21:10, Евр. 11:10,16, Евр. 12:22, Евр. 13:14).

«Среди улицы его (Небесного Иерусалима, спустившегося на Землю, см. выше Откр. 21:2 – Прим. авт.) и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, … приносящее плоды … для исцеления народов» (Откр. 22:2, см. также Откр. 22:14).

То есть как ранее рай с исцеляющими плодами был на земле для поддержания в человеке вечной жизни (см. Быт. 3:22-24), так будет и после Второго Пришествия Христа (см. выше Откр. 2:7, Откр. 22:2).

Ожидание небесного рая сразу после смерти у многих людей связано с обращением Иисуса к разбойнику, висящему рядом на кресте:

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43).

Однако эта фраза изначально не имела того значения, которое ей придали спустя время. В данном случае Христос обещал раскаявшемуся грешнику вечную жизнь в рае с деревом жизни — в Небесном Иерусалиме (см. выше Откр. 2:7, Откр. 22:2,14), после воскрешения, а не немедленное отправление его души на небо. Посмотрите внимательно на слова Иисуса: «Ныне же будешь со Мною в раю». Но Сам Иисус после смерти на небе не был, ведь после Своего воскресения Он сказал Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Получается, Христос обманул разбойника или Марию? Конечно, нет.

Если вспомнить об отсутствии знаков препинания в оригинале текста, все встанет на свои места при перестановке запятой на другое место — после слова «ныне же». Тогда получится, что слово «ныне» относится не ко времени «восшествия» в рай, а к периоду произнесения этого обещания. Другими словами, смысл фразы Иисуса выглядел примерно так: «Ты раскаялся и поверил в Меня. Обещаю тебе ныне же, несмотря на то, что Я здесь на кресте мучаюсь и умираю, как простой человек, будешь со Мною в раю».

Стоит отметить, что такое толкование указанного текста применяли и знаменитые богословы, почитаемые современными популярными конфессиями. Так, Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 гг.) в труде «Восемь слов на книгу Бытия. Слово 7» определял место рая на земле и утверждал, что Иисус обещал разбойнику предстоящее воскрешение в конце мира для Царствия небесного:

«Вот манихеи (манихейство — одно из направлений христианства того времени – Прим. авт.) … имеют наружный вид кротости, а … под кожею овцы скрывают волка… Они, ухватившись за это место, утверждают: Христос сказал: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи»; значит, воздаяние благ уже было, и воскресение излишне. Следовательно, говорят, вошел разбойник в рай без тела … И нигде не сказано, что Христос воскресил его. А если Он ввел разбойника, и он стал наслаждаться блаженством без тела, — то ясно, что нет воскресения тела. Если бы было воскресение тела, то сказал бы: «Со Мною будеши в раи не днесь, а при конце (мира), когда будет воскресение тел» … Так как Он говорил разбойнику, человеку … не знавшему пророчеств, но все время проведшему в пустынях … не слышавшему божественнаго поучения и не знавшему, что такое — царство небесное, то, произнося слова: «Днесь со Мною будеши в раи», под именем рая, как более известным и обычным, Христос разумеет царство небесное, и о нем говорит разбойнику. А — рай и око Адамово видело, и ухо слышало, и сердце человеческое ощущало … Не царство райское Он возвестил, а царство небесное (Мф. 4:17).

Если это решение натянуто, приведем более ясное … Христос сказал: «Не веруя в Сына уже осужден есть» (Ин. 3:18). Что же?

Уже осужден? Между тем еще нет воскресения, нет наказания и мучений: как же осужден? … Опять Господь говорит: «Веруя в Сына перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Не сказал: «перейдет», но: «уже перешел» … Как один осужден, не быв еще судим, а другой перешел в жизнь, еще не перешедши, и как этому за подвиг, а тому за грех (Христос) говорит, как о деле совершимся, о том, что не совершилось. В таком же смысле сказал Он и разбойнику. И врачи, когда увидят кого в безнадежном положении, говорят, что он уже умер и мертв, хотя знают, что он еще дышит; как он с точки зрения врачей умер, потому что не имеет надежды на поправление, так и разбойник вошел на небо, потому что миновал опасность подвергнуться гибели».

Из приведенных текстов видно, что Иоанн Златоуст был уверен в наказании грешных людей и поощрении праведных лишь в конце мира после воскрешения. Рассуждая далее, Иоанн Златоуст ссылается на апостола Павла, по заверению которого «никто еще не получил воздаяния блага». Оно ждет всех верующих лишь после Второго Пришествия Христа и Великого Суда. Вот как об этом сказано в Библии:

«Авель.., Ной.., Авраам.., Сарра.. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные… Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:4,5,7,8,11,13,32,39,40).

Воскрешение в момент Второго Пришествия Христа, соединение души и нового тела, возможность увидеть Бога и дальнейшую жизнь с Ним в раю ожидали многие христиане первых веков. Так, раннехристианский апологет епископ Антиохийский Феофил (конец II в.) в «Послании к Автолику» (кн. 2, п. 26, кн. 1, п. 7) писал:

«Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен. Посему … написано …, что как бы дважды он (человек. – Прим. авт.) был поставлен в раю: в первый раз исполнилось это, когда он был там поставлен, другой раз имеет совершиться после воскресения и суда. И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой-либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т.е. чистым, праведным и бессмертным … Когда отложишь смертное и облечешься в безсмертие, тогда узришь Бога, как следует. Ибо воздвигнет Бог плоть твою безсмертную вместе с душою; и тогда, сделавшись безсмертным, узришь Безсмертного».

Таким образом, все умершие праведники (кроме тех, кого Бог воскресил, примеры чего есть в Библии) сейчас спят смертным сном. В раю – в Небесном Иерусалиме — они поселятся лишь после Второго Пришествия Христа вместе со всеми людьми, которые записаны в книге жизни.

ОБРАЗ РАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ

Город и сад: образы ветхого и нового рая Рай, как место наслаждения и покоя или, как место общения с Богом Наслаждение или любовь: в чем смысл жизни человека? Усыновление человека Богом в христианстве Важное дополнение к полемике

Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением… среди лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми… (Коран 78.31-35; 56.12-19; 28-37).

И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).

Город и сад: образы ветхого и нового рая

Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов — в противовес коранической вечноцветущей идиллии — апокалиптический образ града. Причём этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету — в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, «знавшему человека, восхищенного в Рай» (2 Кор. 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр.

11:16). И этот новозаветный образ «града Божия» в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс. 45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна Богослова имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём ни ночью… И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. Не зайдёт уже солнце твоё, и луна твоя не сокроется; ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис. 60:11;14;19).

Основная причина различия двух этих образов, заключается в том, что для мусульманина Рай — возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема: «первозданный Рай тождественен будущему Раю»; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем, Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высшую ступень близости к Богу, чем была у прародителей — «одесную Отца»: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:45;47-49), потому христианин не стремиться вернуться в состояние Адама, но чает соединиться со Христом, преображённый во Христе человек входит в преображённый Рай. И единственный «предмет» Рая ветхого, Эдема, перешедший в Рай новый, Небесный Иерусалим, — древо жизни (Быт. 2:9; Апок. 22:2), только подчёркивает превосходство Нового Рая: Адам был изгнан, чтобы не есть плоды его, жителям же Небесного Иерусалима они вполне доступны, впрочем не для наслаждения или утоления голода, а для исцеления. По христианской традиции «древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам» (прп. Исаак Сирин), а «листья древа жизни означают тончайшие, превысшие и пресветлые разумения божественных судеб. Эти листья будут во исцеление или во очищение неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей (св. Андрей Кесарийский)».

Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета, и скорее в этом пункте имеет своим источником не христианство, а зороастризм, сходным образом описывающий участь праведных: «У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *