Псковско печерский монастырь

Псковско печерский монастырь

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

>Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря

Общая информация

Первое упоминание Богом Зданных пещер относится к 1392 году. По легенде, во время рубки местным крестьянином-земледельцем Иваном Дементьевым деревьев на Святой горе произошло непредвиденное: одно из срубленных деревьев покатилось под гору, увлекая за собой большой пласт земли. В результате людям открылось устье пещеры, над входом в которую руками человека была сделана надпись «Богом зданная пещера». Происхождение надписи не известно до сих пор. По одной из версий, в этой пещере скрывались от крымских татар беглые монахи Киево-Печерского монастыря, по другой – они специально удалились в пещеры для спасения своих душ в молитвах и уединении.

С надписью также связана интересная история. Как свидетельствуют летописи, примерно в конце XVI века один из монахов – юродивый Варлаам – неоднократно стирал надпись, но она появлялась вновь «как нечто незыблемое».

С течением времени и храм, и пещеры стараниями местной братии привели в надлежащее состояние, в частности, укрепили кирпичом наружную стену. Это было сделано в 1824 году во время визита Александра I к о. Лазарю из соображений царской безопасности. К сожалению, пострадала надпись – в ходе ремонтных работ ее скрыли от людских глаз.

В настоящее время пещеры выполняют функцию монастырского кладбища. Точное число захороненных не установлено, возможно, речь идет о более чем 10 000 человек. Ранее здесь, в основном, хоронили монахов, паломников, меценатов, благочестивых людей и защитников монастыря. Так, в пещере захоронены мощи преподобных Печерских Лазаря Прозорливого, Марка, Ионы и преподобной матери Вассы.

Интересно, что монахов хоронили в отдельных нишах, а послушников и монахов, не облаченных саном, на специальном братском кладбище в конце одной из галерей пещеры.

Сейчас в пещерах хоронят только монахов – их гробы не засыпают землей, а только устанавливают в стены пещер. Запаха тления в пещерах нет, возможно, благодаря температурному режиму — в течение года в пещерах поддерживается постоянная температура в пределах +5° С. Свойства местного песчаника настолько уникальны, что срезанные цветы сохраняются в пещере без воды в течение 40 дней.

Богом зданные пещеры

Внутреннюю структуру пещеры можно представить следующим образом:
• возле входа расположены ближние пещеры, где захоронены первые жители монастыря;
• от входа в глубь идут 7 подземных галерей («улиц»). Они в большей степени являются творением рук человеческих, поскольку неоднократно расширялись и удлинялись;
• стены пещер оборудованы керамидами – надгробными памятниками, сделанными из известняковых и керамических плит (всего их около 350);
• в конце центральной (церковной) галереи установлен специальный столик для отправления панихид («канун»);
• за кануном находится большой крест, возле которого захоронены выдающиеся церковные деятели: митрополит Вениамин (Федченков), новомученик Георгий (Садковский), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг);
• одна из галерей заканчивается храмом Воскресения Христова, который был построен в знак всеобщего воскресения незадолго до начала ВОВ. Богослужения здесь совершаются всего лишь несколько раз в год: в день поминания усопших и в Воскресение словущее.

Свободный доступ в пещеры закрыт. Эта мера связана с необходимостью соблюдения температурного режима.

Прихожане имеют право посетить пещеры только с благословения и во время проведения служб. Для передвижения по галереям не требуется каких-либо особых навыков – в отличие от пещер Киево-Печерской лавры, псковские галереи достаточно высоки и просторны для передвижения людей любой комплекции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *