Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие ребенка

Этапы моторного развития детей от 0 до 1 года

Непременным условием успешного моторного развития являются процессы морфофункциональной дифференцировки основных элементов центральной нервной системы (ЦНС).

По данным О.С.Кульбах (2006) двигательные системы мозгаимеют сложную многоуровневую организацию.

Первый уровень — это исполнительный аппарат моторных систем,который представлен мотонейронами. Их тела образуют двигательные ядра передних рогов серого вещества спинного мозга и мозгового ствола. Аксоны мо-гонейронов иннервируют мышцы. Для этого уровня двигательных систем характерна сегментарная организация.

Второй уровень представлен стволовыми центрамирегуляции мотор­ных функций: красное ядро, двигательная область ретикулярной формации, ядро Дейтерса, ядро крыши среднего мозга и др.

Третий уровень — стрионаллидарная система(СПС). Паллидум — фило­генетически древняя часть СПС, представленная бледным шаром. Активирует мотонейроны через стволовые центры управления моторикой. Стриатум — филогенетически новая часть СПС, представленная скорлупой чечевицеобразного ядра и хвостатым ядром. Стриатум подавляет нейроны паллидум, препятствуя гиперкинезии, и имеет связи со всеми полями коры полушарий.

Четвертый кортикальный уровень регуляции.Представлен:

1) моторной корой − вызывает сокращения отдельных мышц, имея прямой выход на эффекторные мотонейроны по системе пирамидных трактов; 2) премоторная корауправление сериями движений, основа автоматизации; 3) ассоциативная кора − задняя ассоциативная (теменно-височно-затылочная) кора и передняя ассоциативная (префронтальная) кора.

Задняя ассоциативная кора, где хранится информация о двигательных навыках, приобретенных в процессе опыта, связана с премоторной корой, запускающей автоматизированные стереотипные движения. Она также связана с префронтальной корой, управляющей сложными формами двигательного поведения (замысел, планирование, программирование, прогнозирование, контроль).


Онтогенез моторных систем основан на последовательной смене уровней управления моторикой,обусловливающей совершенствование двигательных функций.

Уровни управления моторикой:

1. Руброспинальный(Н.А. Бернштейн, 1947) или ретикулярный(P.M. Бергстрем) − высший центр управления моторикой до 6-го месяца внутриутробного развития.

2. Паллидорубральный- высший уровень управления моторики с 6-го месяца внутриутробного развития до 3-5 месяцев после рождения. Ребенка первых месяцев жизни можно назвать паллидарным существом. Особенности моторики этого возраста могут быть охарактеризованы как непроизвольная, генерализованная, недифференцированная и не координированная двигательная активность. В движениях рук и ног активное участие принимают пальцы. К 5-мумесяцу заканчивается миелинизация стриарных путей и параллельно в первые месяцы активно протекает миелинизация пирамидных трактов. Это вызывает смену уровня управления моторикой.

3. Пирамидно-стриарныйуровень − высший уровень управления моторикой с 6-го месяца до конца 2-го года жизни. Особенности моторики − становление произвольности, появление дифференцированных, изолированных, координированных движений (стриатум подавляет массивные импульсы из бледного шара). Но еще долго (до 3-5 лет) произвольная моторика носит отпечаток паллидарности, т.е. сопровождается многообразными, избыточными, выразительными сопутствующими движениями. И процесс освоения какого-либо движения, направленный на автоматизацию, имеет две фазы − паллидарную и стриарную.

4. Теменно-премоторныйуровень — высший уровень управления мотори­кой до 10 лет, обеспечивающий высокую степень автоматизации.

5. Теменно-префронтальныйуровень высший центр управления моторикой с 10 лет, позволяющий управлять сложными формами целенаправленного двигательного поведения.

Таким образом, можно говорить об этапности развития моторики и нервных механизмов, обеспечивающих формирование конкретных двигательных актов. Каждый этап становления моторики ребенка обусловлен развитием определенного отдела ЦНС. Это дает возможность оценки биологической зрелости ребенка раннего возраста по его моторной деятельности.

Развитие произвольных движений в онтогенезе идет по пути преодоления врожденных рефлекторных реакций и формирования механизмов кортикального контроля, позволяющих осваивать и осуществлять необходимые сенсомоторные координации, являющиеся основой новых сложнокоординированных действий и навыков. При этом периферическое звено двигательной системы созревает значительно раньше, чем ее центральные механизмы (Н.М.Яковлев, 1981).

3.1. МОТОРНЫЙ ВОЗРАСТ

С целью определения моторного (двигательного) возраста сравнивают результат в каком-нибудь тесте (например, в подтягивании на перекладине) со стационарными нормативами (стандартами, заранее установленными для каждого календарного возраста). Например, если результат в данном тесте у ребенка 10 лет соответствует стандартам детей 12 лет, можно говорить, что ребенок опережает календарные требования. На этом основании в данном моторном задании его можно считать двигательным акселератом (опережающим в созревании двигательных качеств). Иными словами, двигательный возраст в конкретном задании у данного ребенка опережает календарный. Если ребенок отстает в том же задании, о нем говорят, как о двигательном ретарданте (запаздывающем в созревании двигательных качеств).

Характеристика сенситивных периодов в двигательной сфере

Анализ полученных результатов развития и совершенствования физических качеств является одним из базовых моментов в формировании рациональных двигательных действий, выделяют четыре основных физических качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и несколько производных (скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость и скоростно-силовые способности). Поскольку физические качества взаимосвязаны, исследуемый возраст необходимо оценивать во взаимосвязи с особенностями и динамикой сенситивных (чувствительных к опережающему развитию качеств) периодов (рис.2).

Уровень развития физических качеств

Возраст

Рис. 2 Сенситивные периоды развития физических качеств у детей

(по В.П.Губа, 1998)

Из-за различного момента начала и конца сенситивного периода возникает вопрос о наиболее благоприятном времени развития конкретного физического качества. Ответить на него можно, только опираясь на показатели морфобиологической зрелости ребенка. Полученные данные указывают на неравномерное развитие и воспитание физических качеств у детей, что подтверждает наличие «своих» сенситивных периодов развития не только в процессе жизни, но и в каждом конкретном возрасте. Причем период до полового созревания характерен более точной оценкой физических возможностей, позже в результаты тестов вклинивается множество медико-биологических факторов (Мартиросов Э.Г., Тяпин А.Н., Крикун Е.Н., 2004).

Данные науки свидетельствуют о том, что дети разного биологического возраста отличаются друг от друга по уровню зрелости отдельных систем организма, по физическому и интеллектуальному развитию, показателям моторики. Лица одного и того же хронологического возраста иногда значительно отличаются друг от друга по биологическому возрасту, причем различия могут достигать 3−4 лет. В связи с этим педагогу, очень важно знать биологический возраст ребенка, в противном случае он вынужден рассматривать своих подопечных как равных по возрасту, «мерить» их одной и той же «меркой», предъявлять равные требования.

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей и осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом, если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. Термин «акселерация» был предложен немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в. Явление акселерации включает в себя увеличение длины тела и веса тела новорожденных, более ранние сроки прорезывания и смены зубов, более раннее наступление половой зрелости. За последние 100 лет вес детей при рождении стал больше на 100-300 г, а удваивается он не к шести месяцам, а к 4 месяцам. Годовалые дети имеют длину тела на 5 см, а вес на 1,5 кг больше, чем 30-40 лет назад. У школьников длина тела увеличилась на 10-12 см. Сроки полового созревания сместились примерно на 2 года.

Причины акселерации объясняются несколькими гипотезами:

Ø Первая гипотеза связывает акселерацию с улучшением рациона питания (возросло потребление мяса, жиров, сахара, рационально использовались витамины). Но в Японии, где рацион менее богат мясом и жирами животного происхождения, тоже наблюдается акселерация.

Ø Вторая гипотеза связывает акселерацию с улучшением общих условий жизни.

Ø Третья гипотеза связывает акселерацию с возросшей двигательной активностью.

Ø Четвертая гипотеза – гипотеза урбанизации – связывает акселерацию с комплексом причин: ускоренным темпом городской жизни, увеличением в городе светового дня, увеличением объема дополнительной информации, умственной нагрузкой, ранним сексуальным просвещением.

Генетики высказали мнение, что акселерация походит на гетерозис, вызванный отдаленностью мест, в которых проживали брачующие люди, активно мигрирующие в наше время , что сказывается в биологии детей.

Акселерация привела к ряду негативных явлений: увеличению числа нервных болезней, вегетативным неврозам, широкому распространению кариеса, близорукости.

Выделяется также явление секулярного тренда (вековой традиции) – увеличение длины тела, более позднее наступление менопаузы, увеличение репродуктивного периода у женщин, увеличение продолжительности жизни.

Ретардацияразвития (от лат. retardatio — замедление, задержка) — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Расхождение паспортного и биологического возраста в наибольшей степени бывает выражено в пубертатном периоде, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигать четырех и более лет. Поэтому в практике физического воспитания и спорта необходимо учитывать:

Ø возможность снижения у многих детей возрастных сроков для начала занятий спортом;

Ø необходимость учета индивидуальных морфофункциональных особенностей при регламентировании физических нагрузок; определении нормативов физической подготовки, оценке функциональных возможностей.

Спортивные перегрузки опасны для детей с негармоничной акселерацией, у которых развитие какой-то системы может отставать от роста соматометрических показателей. Например, у детей акселератов с гипоэволютивным сердцем, спортивные тренировки могут вызвать перенапряжение сердца (Т.И.Вихрук с соавт., 1999).

Таким образом, определение биологического возраста имеет большое значение для практики спорта.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем разница между биологическим и паспортным возрастом?

2. Какие существуют требования к показателям биологического возраста?

3. Перечислите основные критерии биологического возраста.

4. Как определяется биологический возраст по зубной зрелости?

5. Как определяется биологический возраст по скелетной зрелости?

6. Как определяется биологический возраст по степени развития вторичных половых признаков?

7. Что такое акселерация и ретардация развития?

На головну / Календар розвитку / Як самому оцінити психомоторне розвиток дитини віком до 1 року

Практично всі батьки знають, що існують певні норми розвитку дітей до року, але оцінити розвиток свого малюка емпіричним шляхом можуть тільки багатодітні батьки, які мають можливість порівняти розвиток молодшого дитини з розвитком старших дітей.

Оскільки досвід спілкування з маленькими дітьми у людей неоднаковий, а спостереження за іншими дітьми на дитячому майданчику явно недостатньо, зрозуміло занепокоєння багатьох батьків з приводу правильного розвитку свого малюка.

Справитися з даними занепокоєнням можна за допомогою знань про те, що повинен вміти малюк в ті чи інші вікові періоди.

Психомоторне розвиток дитини

Хоча нервова система людини починає формуватися на перших етапах розвитку ембріона, на світ дитина з’являється з незрілим у функціональному і структурному відношенні мозком. Подальший розвиток головного мозку залежить від генетичних особливостей і впливу навколишнього середовища, тому лікар на першому році життя проводить щомісячну оцінку нервово-психічного розвитку дітей з метою своєчасного виявлення відхилень і їх коригування.

Оскільки у немовляти спостерігається тісний взаємозв’язок між нервово-психічним і моторним розвитком, оцінка розвитку дитини проводиться з урахуванням моторних навичок.

Психомоторне розвиток є розвитком рухових та інтелектуальних навичок, що залежать від віку дитини, а також певних спадкових якостей. Для гармонійного і повноцінного розвитку дитини важливо, щоб:

Розвиток моторики у всіх людей слід загальним шаблоном — від великої моторики до дрібної, і зверху вниз (перше, що вчиться контролювати дитина — це рухи очей).

Велика моторика включає такі навички, як:

Дрібна моторика вимагає скоординованої роботи рук і очей, а також розвитку дрібних м’язів. До дрібної моторики відносяться такі здібності, як:

  • маніпуляція з дрібними предметами;
  • вміння передавати предмет з рук в руки;
  • малювання;
  • застібання гудзиків і т.п.

При затримці моторного розвитку часто спостерігається затримка психічного розвитку, оскільки у дитини в такому випадку обмежується можливість сприйняття навколишнього світу.

Щоб адекватно оцінити розвиток малюка, необхідно знати основні етапи психомоторного розвитку дитини.

Етапи психомоторного розвитку дитини

Період новонародженості характеризується підвищеним тонусом м’язів і збереження внутрішньоутробної пози. Дитина керується рефлексами (пошук соска, хапальний рефлекс і т.д.), руху безладні. Надалі місце рефлексів займуть певні навички, які повинні відповідати віковій нормі.

Перше півріччя

Протягом першого місяця дитина:

  • здатний в положенні лежачи на животі підняти і недовго утримувати голову;
  • може смоктати кулачок;
  • шукає ротом груди;
  • фіксує погляд і стежить за об’єктом, не повертаючи голови;
  • реагує на звуки руховою активністю;
  • здатний виражати емоції за допомогою крику і міміки;
  • вистачає рефлекторно кільце;
  • повертає голову до джерела світла.



Протягом другого місяця малюк вчиться:

  • лежачи на животі утримувати голову;
  • лежачи на животі виводити перед собою руки і розгойдуватися на них;
  • посміхатися;
  • гуліть при зверненні до нього;
  • дізнаватися маму.

До третього місяця зникає фізіологічний гіпертонус м’язів і багато рефлекси новонароджених. Дитина вже може:

  • тримати голову, спираючись на передпліччя;
  • утримувати в руці вкладену іграшку;
  • тягнути іграшку в рот;
  • тягнути руку до іграшки і самостійно грати з висячими брязкальцями;
  • реагувати на звук поворотом голови;
  • гуліть і сміятися сам по собі.

При зверненні до дитини у малюка спостерігається комплекс пожвавлення.

Зверніть увагу. Комплекс пожвавлення починає формуватися вже на 3-му тижні життя. Включає зосередження і завмирання при фіксації на об’єкті, посмішку, вокализацию і рухову активність. Спостерігається прискорене дихання і т.д. У повному складі комплекс спостерігається на другому місяці життя.

Інтенсивність прояву наростає до 3-4 місяців, а потім цей комплекс змінюється більш складними формами поведінки.

Четвертий місяць характеризується:

  • умінням брати і розглядати іграшку, перекладаючи її;
  • тривалим розглядом статичних предметів;
  • умінням довгий час самостійно грати;
  • здатністю перевертатися на бік;
  • викиданням ручок перед собою при наближенні до опори;
  • умінням знаходити маму очима і стежити за нею;
  • здатністю сміятися.

До п’ятого місяця малюк добре розрізняє своїх і чужих, чинить опір спробі відібрати у нього іграшку і проявляє масу різноманітних емоцій.

  • перевертатися на живіт;
  • підповзати на животі до об’єкта;
  • шукати предмет, що впав, перекладати його і тягнути в рот;
  • відрізняти інтонації голосу;
  • стояти з підтримкою;
  • стрибати в стрибуни;
  • співучо гуліть;
  • тривалий час розглядати предмети і свої ручки.

Пробує встати на карачки.

До шостого місяця малюк набуває такі навички, як:

  • здатність самостійно сідати;
  • перевертатися в будь-яку сторону;
  • вміння стояти на четвереньках;
  • ходіння з підтримкою;
  • короткочасне стояння біля опори.

Піврічна дитина вже реагує на своє ім’я, лепече ( «ба-ба» і т.д.), прислухається до музики і до слів, і емоційно реагує на звук. Малюк вже може пити з чашки і самостійно їсти печиво, а також брати в руки крихітний предмет. Любить кидати іграшки, намагається дістати віддалений предмет і активно вимагає груди. У цьому віці у дітей з’являється харчової інтерес, тому дитина із задоволенням пробує різноманітні продукти.

друге півріччя

Протягом сьомого місяця дитина вчиться:

  • вставати з опорою, довго стояти біля неї і переступати;
  • повзати на четвереньках;
  • ходити за руки;
  • відгукуватися на ім’я і простягає до близьких ручки;
  • вимовляти склади, які повторюються. Лепет набуває складний емоційний характер — малюк намагається копіювати мову дорослих.

У цьому віці дитина добре розрізняє людей і боїться незнайомих, їсть з ложки і вміє засовувати соску в рот. Дізнається деякі предмети, любить грати в хованки і шукає іграшку, яку заховали. Обожнює стукати предметом про предмет і розмахувати іграшкою, може взяти невеликий предмет двома пальчиками, а також покласти в коробку кубик. Вміє плескати в долоні, цікавиться новими предметами.

У вісім місяців малюк активно повзає, ходить з підтримкою. Предмети може брати за допомогою великого і вказівного пальця.

О дев’ятій — десять місяців дитина вміє:

  • самостійно стояти;
  • ходити вздовж опори і за одну ручку;
  • швидко повзати;
  • сидіти на горщику і тримати чашку;
  • вільно змінювати положення тіла;
  • виконувати різноманітні маніпуляції з іграшкою і прості команди;
  • показувати знайомі предмети і частини тіла;
  • робити ладушки і махати ручкою ( «до побачення»).

Спостерігається звуконаслідування. Дитина не тільки вимовляє багато складів, а й усвідомлено говорить «мама» і «тато».

О десятій — дванадцять місяців більшість дітей самостійно встають і ходять, можуть
підніматися і спускатися з підтримкою по сходах, злазять з невисокого стільчика або дивана.

У цей період малюк вже може:

  • є густу їжу ложкою;
  • збирати пірамідку;
  • кидати м’ячик;
  • висіти на кільцях;
  • час від часу проситися на горщик;
  • без зусиль знаходити і показувати знайомі предмети;
  • висловлювати свою згоду і незгоду;
  • виконувати прості команди і грати в прості образні гри;
  • вимовляти прості слова;
  • двома пальцями підібрати крихти.

Дитина вже знає слово «не можна» і проявляє інтерес до інших дітей.

Рекомендація.

якщо ви помітили невідповідність розвитку вашої дитини прийнятим стандартам, не варто передчасно хвилюватися, оскільки кожна дитина індивідуальна. Малюк може сісти не в 6, а в 7,5 місяців, і це теж буде вважатися нормою. Тривожним симптомом є серйозне відставання від норми, і в такому випадку треба звернутися до педіатра, який при необхідності призначить консультацію невролога.

Психомоторное развитие — это обширное понятие, включающее в себя следующие критерии:

  1. Развитие моторики. Она делится на два вида — крупная и мелкая. Развитие крупной моторики — это двигательные функции; развитие мелкой моторики — это развитие моторики рук и координация движений
  2. Развитие статики. Включает в себя умение держать голову и туловище в определенном положении.
  3. Развитие сенсорных реакций, то есть адекватная реакция ребенка на внешние факторы
  4. Развитие языка и его понимание.
  5. Социальное развитие. Умение общаться с людьми, развитие коммуникативных функций.

Психомоторное развитие ребенка с 0 до 3 месяцев

  • Умение хорошо держать голову в вертикальном положении и в положении лежа на животе
  • Может поворачиваться на бок и тянуть руки к игрушкам
  • Умеет фиксировать взгляд на определенном и следить за его передвижениями
  • Реагирует на присутствие других людей
  • Многократно «агукает», повторяет слоги
  • Реагирует на внешние раздражители

Психомоторное развитие ребенка с 4 до 6 месяцев

  • Умеет переворачиваться на живот и обратно, тянется к своим ногам, играется с ними, может сидеть сам или с поддержкой
  • Тянется к игрушке, играет с ней держа в своих руках, перекладывает ее из руки в руку
  • Уверенно находит источник звука в комнате поворачивая голову в его сторону
  • Начинает реагировать на свое имя, узнает мать и сам к ней тянется
  • Долго лепечет, повторяет разные звуки
  • Громко реагирует на эмоциональное обращение

Психомоторное развитие с 7 до 9 месяцев

  • Самостоятельно сидит, встает на четвереньки и пробует ползти вперед
  • Сам может вставать, держась за что то, может переступать при поддержке за две руки
  • Пытается доставать разные предметы, при этом изменяя положение тела
  • Старается брать мелкие предметы двумя пальцами
  • Уверенно играет с игрушкой, размахивает ею, следит за ней, если та упала вниз
  • Начинает есть с ложечки и пить с чашки
  • Узнает взрослых, различает знакомых и незнакомцев
  • Может произнести несколько простых слов (мама, папа, баба)
  • Реагирует на свое имя, поворачивается на голос, выражает симпатию

Психомоторное развитие с 10 до 12 месяцев

  • Может сделать несколько шагов без поддержки
  • Может быстро и уверенно ползать
  • Умеет собирать пирамиду из игрушек, закрывает ящики, сам может спрятать игрушку в коробку
  • Умеет использовать расчёску, хорошо держит ложку и чашку
  • Легко идет на контакт, любит взаимодействовать и играть с другими детьми
  • Реагирует на музыку, пытается делать танцевальные движения, самостоятельно или когда просят
  • Выполняет просьбы и понимает запреты
  • Понимает, когда говорят можно, а когда нельзя
  • Может выражать свои желания, голосом или жестами

Психомоторное развитие с 1 года до 1,5 лет

  • Долго и уверенно ходит, умеет приседать, переступает препятствия
  • Самостоятельно может кушать густую пищу, более уверенно орудует ложкой
  • Различает форму (шарик, кубик, квадрат) и величину предметов
  • Начинает рисовать, сперва линии, потом штрихи и округлые линии, любит рассматривать рисунки
  • Знает больше слов, постоянно учит новые
  • В общении может использовать более сложные слова и предложения
  • Любит играть со своими сверстниками, учится быть опрятным, легко выполняет указания взрослых

Психомоторное развитие с 1,5 до 2 лет

  • Начинает бегать, уверенно ходит и перешагивает препятствия
  • Начинает одеваться при помощи взрослого
  • Может понимать рассказ по картинке, любит слушать сказки
  • Может давать ответы на простые вопросы
  • Делает несложные постройки из кубиков
  • Начинает комментировать и обозначать свои действия короткими фразами

Психомоторное развитие с 2 до 3 лет

  • Хорошо ходит без посторонний помощи, бегает, уверенно поднимается по ступеньках
  • Перешагивает невысокие препятствия (до 30 см)
  • Может одеться сам или с минимальной помощью взрослого
  • Знает и называет цвета, задает много вопросов взрослым, легко учит простые стихи и запоминает мелодии
  • Рисует простые рисунки, начинает лепить из пластилина
  • Начинает проявлять жалость, обиду, любовь, страх
  • Строит многословные предложения
  • Во всем подражает взрослым

Психомоторное развитие ребенка 4-6 лет

  • Хорошо играет в разные игры
  • Начинает писать, учится читать, легко усваивает новую информацию, легко изучает иностранные языки
  • Потребность общения со сверстниками и взрослыми возрастает
  • Через игры ребенок изучает много нового
  • За уровнем развития ребенок готов к школе
  • Замедляется процесс роста, но совершенствуются функции других органов и систем
  • Ребенок обучается езде на велосипеде, коньках, учится танцевать, вышивать
  • Очень хорошо работает память

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние психомоторного развития ребенка

дошкольного возраста на уровень познавательных функций

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………

Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского…………

Сущность развития детей в младенчестве……………………………

Особенность эмоционального развития дошкольников………………

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СВЯЗЬ С МОТОРИКОЙ.

Развитие социального поведения………………………………………

Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста………

Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях…………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Впервые понятие и термин «психомоторика» ввел и обосновал великий русский физиолог И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» в 1863 г. Он обосновал рефлекторную природу произвольных движений человека и раскрыл роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, её связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий современной общей и специальной детской психологии педагогики. Именно оно в наиболее полной мере отражает главную особенность развития ребенка в дошкольные годы жизни — его целостность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве. .

Н.И. Озерецкий (1930) впервые в своих работах отобразил взаимосвязь психики и моторики, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Н.И. Озерецким были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения такие как: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д.. Он сформулировал положение о том, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер активизирующее воздействие на одну сферу может оказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития современных подходов к решению вопросов изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.

Изучение становления и развития многоуровневой структуры психомоторной организации человека является одним из важнейших направлений современной психологии. Исследуются взаимосвязи развития двигательных качеств и психических процессов, интеллекта и физической подготовленности, влияние повышенного двигательного режима на умственную работоспособность. Результаты свидетельствуют о тесной связи психомоторного и психического развития, о том, что высокому уровню психомоторного развития соответствует более высокий уровень психического. Однако пути такого влияния не всегда понятны и требуют дальнейшей разработки. Многие авторы отмечают, что, несмотря на длительный период изучения психомоторики, многие вопросы остаются открытыми. Нет общепринятого понимание, что такое психомоторные способности, и представление о психологических основах их формирования, дальнейшего совершенствования психомоторных функций. Не смотря на это, роль психомоторики недостаточно оценивается как специалистами дошкольных учреждений, так и практическими психологами, что ведет к поздней диагностике психомоторных нарушений, недооценке их роли в общей структуре нервно-психических нарушений у детей в период их адаптации к школе. Поэтому необходимо более тщательное изучение проблемы развития психомоторики у детей дошкольного возраста, как важного фактора нейропсихологической готовности ребенка к школе.

Цель исследования: изучить характер и содержание связей между развитием психомоторных функций у детей дошкольного возраста и уровнем его успешности в дальнейшем обучении.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

– на уровень развития успешности в обучении детей дошкольного возраста влияет уровень развития их психомоторных функций.

Объект исследования: развитие психомоторных функций ребенка в контексте успешности его обучения.

Предмет: совершенствование психомоторных функций у ребенка дошкольного возраста, как предпосылка его успешности в обучении.

I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Влияние моторики на развитие психики в онтогенезе отмечают многие исследователи. Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, что, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий.

При осуществлении простых операций с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенку необходимо учитывать особенности используемых предметов (местоположение, форму, размеры), ориентируя на эти особенности свои действия и регулируя в соответствии с ними свои мышечные усилия. Первичное различение предметов происходит на основе комплекса ощущений, получаемых от предмета, приводится в связь с безусловным рефлексом. .

В развитии двигательной сферы большую роль играют сенсорные системы, прежде всего, зрение. Сосредоточение на предмете, рассматривание его, слежение за предметами, движущимися в разных направлениях и на разном расстоянии, развиваются раньше, чем возникают первые движения по направлению к предмету. Дальнейшее развитие двигательной сферы осуществляется с учетом и под контролем сенсорных систем. .

Вообще роль движений в повседневной жизни человека и, особенно, в развитии ребенка трудно переоценить. Посредством движений ребенок с раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним.

Как отмечает М.Д. Маханева, от состояния двигательной сферы и, соответственно, возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте. .

О значении развитой моторики в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.

Физиологи Н.А. Бернштейн, И.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. .

Врачи Б.В. Петровский, А.А. Баранов, и др. утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство. .

По мнению психологов А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Соответствие показателей развития основных движений возрастным нормам — одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте. .

Многие известные педагоги Э.С. Вильчковский, М.Д. Маханева, отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения. .

Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом.

Процесс формирования произвольных движений у ребенка происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности.

Психо-физиологическая система, обеспечивающая развитие психомоторики, способствует адекватному реагированию ребенка на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности. Психомоторика включает взаимосвязанные процессы, определяющие деятельное состояние реализации способностей для удовлетворения своих потребностей, она является инструментом для реализации практической деятельности, обеспечивает восприятие и реагирование на внешнюю информацию, гармоническому развитию мышления, чувств и воображения.

1.1 Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского

В центре внимания Выготского находились, прежде всего, онтогенетические исследования становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка.
Термин «культурная» означал, что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается Л.С. Выготским как их переход от низших (натуральных) к высшим психическим формам; при этом различие между этими формами проводится по четырем основным критериям: происхождению, структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим функциям. По происхождению большинство низших психических функций генетически врожденны, по структуре они не опосредствованы, по способу функционирования они непроизвольны, и в отношении к другим функциям они существуют как отдельные изолированные психические образования. В отличие от низших психических функций высшие являются социально приобретенными: они опосредствованы социальными значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как звенья в целостной системе психических функций, а не как изолированные единицы. Второй и третий критерии составляют особое качество высших психических функций, которое Л.С. Выготский обозначает как осознанность.

Сущность осторожного отношения Л.С. Выготского к проведению границы между низшими и высшими психическими функциями на основании критерия сложности заключается в том, что первые могут развиваться как бы внутри себя, не перерастая в высшие психические функции. В самом деле, рассмотренные выше стадии развития младенцев показывают, что их познавательные возможности, как бы рано они ни развились, все же появляются лишь в определенном возрасте; по мере роста ребенка они становятся более сложными и развитыми, и это происходит задолго до того, как они перерастут в действительно высшие психические функции.

  • 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
  • 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
  • 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
  • 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
  • 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

    1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация

    Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

    Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

    Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

    В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

    Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

    Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

    Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

    В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

    Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

    Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

    В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

    2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

    Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

    Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

    Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

    1) масса тела может быть определена как сумма:

    Масса тела при рождении + 800 г х n,

    где n – число месяцев в течение I полугодия;

    800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

    Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

    Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

    При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

    Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

    Психомоторное развитие детей в I полугодии

    В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

    В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

    В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

    В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

    В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

    Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

    3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

    Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

    (800 х 6) + 400 х (n – 6),

    где n – возраст в месяцах;

    400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

    Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

    Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

    Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

    Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

    В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

    Психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

    Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

    В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют.

    Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

    Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

    В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

    В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

    В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

    Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

    В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

    Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

    4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

    На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

    Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела ребенка в возрасте 2—11 лет равна:

    10,5 кг + 2 n,

    где n – возраст ребенка до 11 лет;

    10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

    2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

    После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

    У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

    Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

    Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

    Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

    У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

    В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

    Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

    Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

    1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

    100 см – 8 (4 – n),

    где n – число лет.

    Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

    100 + 6 (n – 4),

    где n – число лет;

    2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

    На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

    Долженствующую окружность головы для детей 2—15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

    Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

    1) для детей до 10 лет:

    63 см – 1,5 см (10 – n),

    где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

    2) для детей старше 10 лет:

    63 см + 3 см (n – 10),

    где n – возраст детей старше 10 лет;

    3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

    Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

    К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

    Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

    Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

    5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

    Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

    Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

    Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3—15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

    Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

    В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

    Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

    Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

    При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

    Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

    Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *