Психиатр Дмитрий авдеев

Психиатр Дмитрий авдеев

Авдеев Дмитрий Александрович

Православный психолог, врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук. Родился в России в 1964г. Проживаю и работаю в Москве. C 1991 ведется активная работа в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям и разработки модели Православной психотерапии. Принято более 25000 больных с разнообразной психической патологией.

  • Один из авторов Русского Православного медицинского проекта
  • Разработчик православно-ориентированной программы реабилитации страждущих наркоманией и алкоголизмом.
  • Автор и ведущий цикла передач на радио «Радонеж», «Благо», «Благовещение», «Голос русского прихода» (Кипр), румынском радио, а также на телевидении под общим названием «В помощь страждущей душе».
  • Член Российских и международных профессиональных обществ и ассоциаций.
  • Участник отечественных, европейских и всемирных съездов по психиатрии и психотерапии.
  • Автор более 300 духовно-просветительских, научных и научно-популярных публикаций, в том числе более 50 книг и брошюр, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, грузинском, английском, испанском, немецком языках общим тиражом более миллиона экземпляров.

2005—настоящее время

Директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Утвержден в должности профессора.

2005—2006

Заочное последипломное обучение на богословском факультете университета «Лукиан Благо» (Румыния) по специализации «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям» с успешной сдачей экзаменов по темам: «Пастырская психология и психиатрия», «Психотерапия: православный подход», «Церковная помощь психически больным людям».

2003—2004
Участие в организации реабилитационного центра Русского прихода св.

Стиллиана на Кипре (Лимассол).
1998—1999
Благотворительный врачебный прием при храме св. мученика Вонифатия (Областная психиатрическая больница, Москва).
1997—2003

Врач-психотерапевт Душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и центра Православной психотерапии (Москва).

1992—1997
Работа в лечебных учреждениях.
1992
Защита кандидатской диссертации.
1991—1993
Обучение в академии позитивной психотерапии (Россия, Германия).
1990—1992
Учеба в очной аспирантуре.
1988—1990
Учеба в клинической ординатуре.
1988
Окончание ВУЗа с отличием.

Тел.: 8 (926) 533-09-09.

Почта: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Сайт

Психологическое консультирование

Беседы

Публикациии:

  1. Sveti Oci i savremena psihijatrija o neurozama — bolesti naseg vremena. Belgrad, 2007, 240p.
  2. «Probleme actuale ale psihoterapiei ortodoxe». Romania, Bucuresti, 2007, 200p.
  3. «Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка». Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Москва, 2007, 252с.; Изд. 3-е, Москва, 2008, 256с
  4. «Очерки православной психотерапии». Изд. 3-е, исправленное, дополненное и переработанное. Москва, 2007, 544с.
  5. «Размышления православного врача». Москва, 2007, 208с.
  6. «Православие и медицина. О душевном здоровье». Аудиокнига в формате MP 3, Москва, 2006.
  7. «Orthodox psychotherapy: foundation and practice». New-York, 2006, 128p.
  8. «Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание». Москва, 2006, 208с.
  9. «De vorba cu un psihiatru ortodox». Bucuresti, 2006, 136p.
  10. «Депрессия: как болезнь, как страсть». Москва, 2001, 64с., 2002, 126с., 2006, 126с.
  11. «Нервность: ее духовные причины и проявления». (соавтор В.К. Невярович). Москва, 1999, 128с.; 2-е изд., 2000, 174с.
  12. «Нервность: ее духовные причины и проявления». Москва, 3-е изд., 2004, 256с.; 4-е изд., 2006, 272с.; 5-е изд., 2008, 272с.
  13. «Nervozitatea». Bucuresti, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 256p.
  14. «Forming of a Christian attitude towards mental disorders and methods of their treatment». Moscow, 2005, 88p.
  15. «Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии». Москва, 2001, 2005, 512 с. (соавт. В. К. Невярович).
  16. «Как сохранить душевное здоровье ребенка». Москва, 2005, 224с.; 3-е изд., 2008, 256с.
  17. «Душевные болезни: православный взгляд». Москва, 2005, 280с.; 2-е изд., 2008, 288с.
  18. «Православие и медицина. О Болезнях и пороках души». Москва, 2005, 352с.
  19. «Depresia: ca patima si ca boala». Bucuresti, 2005, 126p.
  20. «Nevrozitatea: la copii si adolescenti». Bucuresti, 2005, 120p.
  21. «Cand sufletul este bolnav». Bucuresti, 2005, 264p.
  22. «Orthodoxe Psychotherapie. Der schmale pfad», № 8, 2004, (Germany), 43-112p.
  23. «La Sicoterapia Cristiana Ortodoxa». Buenos Aires, 2004, 128p.
  24. «В плену греха» (со-т. Игум. Валерий (Ларичев), В.К.Невярович). Москва, 2003, 320с.
  25. «Православная психотерапия». Миссионерский Листок № 142, Свято-Троицкая Православная Миссия, США, 2003.
  26. «Врачевание души: истинное и ложное». Москва, 2001, 2002, 128с.
  27. «Греховные недуги. Психология страсти». Москва, 2001, 128с., 2002, 320с.
  28. «В кабинете у врача. Москва», 2001, 160с., 2002, 252с.
  29. «Причины психических заболеваний: православный взгляд». Москва, 2002, 256с.
  30. «Истерия. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  31. «Страхи. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  32. «Нервный ребенок. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  33. «Православная энциклопедия «домашний доктор»». Москва, 2002, 320с.
  34. «В помощь страждущей душе». Москва, 2000, 368с.; 2-е изд., 2001, 447с.
  35. «Pravoslavije I Neuroza. (Duhovni Uzroci Neuroze I Pravoslavni Nacin Lecenja)». Monte Negro., 2001, 136p.
  36. «Бессонница. Беседа с православным врачом». Москва, 2001, 64с.
  37. «Беседы с православным психиатром». Москва, 1998, 96 с., 2-е изд., 2000, 160с.
  38. «Греховные недуги: пьянство, наркомания, курение». Москва, 1999, 64с.
  39. «Из дневника православного психиатра». Москва, 1999, 235с.
  40. «Духовная сущность психических расстройств». Москва, Киев,1998, 64с.
  41. «Православная психиатрия». Москва, 1997, 125с.
  42. «О духовной сущности невроза». Москва, 1996, 20с.
  43. «Из дневника православного психиатра». Москва, 1995, 64с.
  44. «Через страдания к свету Православия». Москва, 1994, 15с.
  45. «Этюды о культуре здоровья». 1995, 44с.(соавт.).
  46. «Программа «Гармония»». Чебоксары, 1994, 28с.(соавт.).
  47. «На нервной почве…». Чебоксары, 1994, 53с. (соавт. Г.С. Петрушов).
  48. «Позитивная психотерапия в психосоматике». Чебоксары, 1993, 116с. (соавт. Х.

    Пезешкиан).

  49. «Психотерапия «здравым смыслом»». Чебоксары, 1992, 76с. (соавт. В.Д. Менделевич, С.В. Киселев).
  50. «Барий и психика». Чебоксары, 1992, 94с. (соавт. Д.М. Менделевич).
  51. «Мы и стресс: психотерапевт советует». Чебоксары, 1991, 82с.
  52. «Невротический конфликт: причины и последствия». Чебоксары, 1989, 43с. ( соавт. В.Д. Менделевич).
  53. «Неврозы: открыв глаза на причины, увидим врача».

Сегодня православие пытаются приписать к чему угодно. И понятно, что связано это в первую очередь с распространением и пропагандой культа. Однако по факту, что может дать православие знанию? Вероятно, единственный вариант – деформация.

Итак, возьмем психиатрию. Есть область научная, а есть крайние формы вроде «христианской науки», которые, однако, все равно причисляют себя к психиатрии, хотя справедливости ради могли бы назваться как-нибудь иначе.

В данном случае речь идет о некоей Ирине Медведевой, которая является директором общественного института демографической безопасности. Примечательно, что известный сексолог Игорь Кон так отозвался об одном из докладов этой женщины:

«редкая смесь невежества, фальсификации и переворачивания причинно-следственных связей»

Сегодня, понятно, можно говорить о новой порции невежества. Стоит особо подчеркнуть, что Медведева – православная христианка, противница абортов, ювенальной юстиции и т.д., т.е. типичный поклонник православного культа, которому мало носить крестик и целовать руки толстым мужчинам в платье.

Понятно, что Медведева изначально считает, что обладает некими «особыми знаниями», которые можно применять для всех в целом. Она не готова признать, что ее взгляды – личное дело. Она бы хотела, чтобы все это было прописано на уровне закона, дабы люди, которые не соответствуют ее взглядам, были наказаны.

Естественно, главное в концепции — конспирология. Т.е. в России есть заговор против простых людей, детей и православия. Вероятно, заговор плохих людей, т.к. не всегда корректно называть представителей определенного народа (думаю, все догадались).

Некоторые названия статей:

  • «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы
  • Задержка развития души
  • Страна победившего СПИДа
  • Христианские ценности или «гуманизм» Содома?

И т.д. и т.п. В общем, все понятно, но, увы, в последнее время российское правительство все чаще обращается к подобным деятелям за «экспертной оценкой». Чего стоит тот же «сектовед» Дворкин, которого назначили в правительстве экспертом.

Эталон православной психиатрии:

«Отсутствие интимного стыда — признак шизофрении»

А теперь обратимся к обычной трактовке:

«Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции и нарушения работоспособности»

Собственно, о чем вообще говорит Медведева? Возможно, она говорит «шизофрения», подразумевая ругательство в отношении тех, кто ей просто неприятен? Это в большей мере подходит, если мы говорим о «православном подходе» к любому явлению.

Вот еще православная мудрость:

«Мы живем в обществе, в котором грубые психиатрические симптомы — именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения»

Т.е. есть «настоящая» психиатрия, когда людей здоровых называют шизофрениками, а есть ложная, которая в действительности применяется на практике. Видимо, институт сей госпожи имеет не большую ценность, чем институт каких-нибудь мормонов.

Но вот самое забавное:

«Другое качество человека — излишний рационализм, который сегодня навязывается как прагматизм. Это тоже признак шизофрении. Обыватель часто думает, что шизофреник иррационален. Это не так. Шизофреник излишне рационален, но при этом бесчувственен. Собственно к этому — “меньше эмоций, больше прагматизма” — и призывают сегодня молодых людей идеологи новой моды, но это очень тяжелый симптом»

Вероятно, это прямо-таки открытие, учитывая тот факт, что все-таки чаще всего шизофрения — преждевременное слабоумие. Сложно быть рациональным в бреду. Впрочем, не для людей, которые верят буквально в говорящую змею, ангелов и всемирный потоп.

По большому счету православный «психиатр» (самопровозглашенный, видимо) предлагает считать шизофрениками всех тех, кто ей по какой-то причине попросту неприятен. Так можно дойти до того, что если человек не православный, то он шизофреник. У нас весь мир шизофреников, которые устроили заговор против православия. Разве не логично? Это ключ к пониманию всего. Все делают для того, лишь бы поколебать в России православие и «нравственность». Других проблем у мировых заговорщиков нет.

Вот, собственно, и весь феномен православной психиатрии. Радует, что пока подобный трэш не имеет никакого официального признания. Однако, увы, с дальнейшей деградацией образования подобное все-таки может когда-нибудь появиться в официальных учебных заведениях. Ведь тут важным (прямо-таки государственным) делом заняты – возрождением духовности!

Авдеев Дмитрий Александрович. Биография

Дмитрий Александрович Авдеев — московский врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, член Союза писателей России.

Родился в России в 1964 году. В 1988 году с отличием окончил медицинский факультет Чувашского государственного университета (Чебоксары). Обучался в клинической ординатуре, аспирантуре в Казанском медицинском институте. Первичную специализацию по психотерапии получил в 1989 году в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева (Санкт-Петербург). В 1992 году в Институте общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (Москва) защитил кандидатскую диссертацию. В том же году прошел стажировку по психотерапии в Германии.

С 1992 по 2002 годы работал в лечебных учреждениях, доцентом кафедры психологии, внештатным консультантом медицинского центра при Президенте Российской Федерации, врачом-психотерапевтом Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В 2003—2004 годах принимал участие в организации Реабилитационного центра Русского прихода святого Стиллиана на Кипре (г. Лимасол). В 2005—2006 годах заочно прошел полный курс последипломного обучения на богословском факультете Университета им. Лучиана Благи (г.Сибиу, Румыния) по специализации «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям».

С 2005 года и по настоящее время – директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, утвержден в должности профессора. Президиумом Российской Академии Естествознания (РАЕ) в 2012 году Д.А. Авдееву присуждено ученое звание профессора, а в 2013 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник науки и образования». Решением ученого совета Международного Славянского университета им. Г.Р.Державина (республика Македония, г.Свети Николе) в 2013 году Дмитрию Авдееву было присвоено ученое звание профессора.

C 1991 года Д. А. Авдеев работает в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, разработки модели православной психотерапии. Читает лекции в России и за рубежом. Дмитрий Авдеев неоднократно выступал с докладами на церковных конференциях. С публикациями и докладами принимал участие в отечественных, европейских и всемирных съездах по психиатрии и психотерапии, был участником всемирного форума «Диалог Цивилизаций» (Бахрейн, 2008) с докладом о христианском взгляде на психические заболевания.

Доктор Авдеев – автор множества публикаций, мультимедийных проектов, а также 60 книг, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, македонском, английском, испанском и немецком языках. Общий тираж изданных книг превысил 1,5 миллиона экземпляров. Награждался неправительственными наградами, почетными дипломами, имя было занесено в энциклопедию «Who is Who» в России. Является почетным доктором наук Международной Академии Естествознания.

В 2010 году Правлением Союза писателей России награжден медалью им. А.П.Чехова «за вклад в духовное совершенствование нации», а в 2013 году — медалью им. М.Ю.

Лермонтова. Решением президиума РАЕ в 2012 году награжден «Золотой медалью «За новаторскую работу в области высшего образования»». Международным Царским фондом награжден медалью «Тако да просветится свет ваш пред человеки…» II степени (2013г.).

В 2015 году – лауреат VIII Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» им. Академика РАМН Т.Б.Дмитриевой в номинации «Психопросвещение»; лауреат международной книжной выставки (г.Москва); награжден медалью М.В.Ломоносова.

Книги Д.А. Авдеева

  • «Болезнь — посещение Божие. Страницы из дневника». Москва, 2018, 152с.
  • «Небо близко. Рассказы и воспоминания». Москва, 2017, 272с.
  • «Венец святости. Рассказы детям о святых». Москва, 2016, 80с.
  • «Духовные встречи». Москва, 2016, 120с.
  • «Строчки из сердца. Афонские рассказы». Москва, 2016, 112с. Издана аудиокнига.
  • «Греховные недуги. Зависимые состояния». Москва, 2015, 2017, 176с.
  • «Если душа плачет…Советы православного врача». г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015, 206с.
  • «Врачевание душевных ран. Лекции по православной психотерапии». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015, 251с.
  • «Душевное здоровье ребенка. Советы православного врача». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015, 174с.
  • «Память сердца. Рассказы». Москва, «Триумф», 2014, 160с.
  • «Психиатрия, психотерапия: православный взгляд. Избранные лекции». Москва, 2014, 2017, 200с.
  • «Неврозы и психотерапия: православный взгляд». г.Ростов на Дону, «Феникс», 2014, 108с.
  • «О психических расстройствах и патологии духа». Москва, 2013, 2017, 138с.
  • «У святынь Греции и Кипра» (соавтор Я.А.Беседина). Москва, 2011, 128с.; 2012, 2017, 192с.
  • «Как сохранить душевный мир». Москва, 2011, 144с., 2015, 2017, 160с.
  • «Когда болит душа». Москва, 2010, 2011, 228с.
  • «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям. Конспект лекций». Москва, 2009, 272с.
  • «Мысли о женской душе или очерки житейской психологии». (соавт.) Москва, 2009, 144с.; 2-е изд., 2010, 176с; 3-е изд., 2011; Симферополь, 2012, 224с., 2015, 2017, 208с.
  • «Нервность: ее духовные причины и проявления». Москва, 3-е изд., 2004, 256с.; 4-е изд., 2006, 272с.; 5-е изд., 2008, 272с.; 6-е изд., 2010, 320с. Скачать бесплатно.
  • «Православие и медицина. 205 вопросов православному врачу». Москва, 2009, 368с.
  • «100 вопросов православному психотерапевту». Москва, 2008, 128с.; 2-е изд., 176с., 2010; 3-е изд., дополненное, переработанное, 2012, 214с; 2015, 2017, 237с.
  • «Сердечный врач». (соавт.) Москва, 2009, 44с.
  • «Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка». Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Москва, 2007, 252с.; Изд. 3-е, Москва, 2008, 256с.; 4-е изд., 2010, 176с; 5-е изд. дополненное и переработанное, 2012, 216с.
  • «Очерки православной психотерапии». Изд. 3-е, исправленное, дополненное и переработанное. Москва, 2007, 544с.; Изд. 4-е, Москва, 2011, 544с.; Изд. 5-е, 2012, 2017, 464с.
  • «Размышления православного врача». Москва, 2007, 208с.; Изд. 2-е, 2008, 272 с.
  • «Православие и медицина. О душевном здоровье». Аудиокнига в формате MP 3, Москва, 2006.
  • «Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание». Москва, 2006, 208с.; Изд. 2-е, 2008, 256 с; 3-е изд. 2011, 240с., 2015, 144с.
  • «Депрессия: как болезнь, как страсть». Москва, 2001, 64с., 2002, 126с., 2006, 126с.
  • «Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии». Москва, 2001, 2005, 512 с. (соавт. В. К. Невярович).
  • «Как сохранить душевное здоровье ребенка». Москва, 2005, 224с.; 3-е изд., 2008, 256с.; 2012, 216с.
  • «Душевные болезни: православный взгляд». Москва, 2005, 280с.; 2-е изд., 2008, 288с.; 3-е изд., 2010, 200с.
  • «Православие и медицина. О Болезнях и пороках души». Москва, 2005, 352с.
  • «В плену греха» (со-т. Игум. Валерий (Ларичев), В.К.Невярович). Москва, 2003, 320с.
  • «Православная психотерапия». Миссионерский Листок № 142, Свято-Троицкая Православная Миссия, США, 2003. Скачать бесплатно.
  • «Врачевание души: истинное и ложное». Москва, 2001, 2002, 128с.
  • «Греховные недуги. Психология страсти». Москва, 2001, 128с., 2002, 320с.; 2-е изд., 2011, 144с.;3-е изд., Симферополь, 2013, 208с., 2015, 176с.
  • «В кабинете у врача. Москва», 2001, 160с., 2002, 252с.
  • «Причины психических заболеваний: православный взгляд». Москва, 2002, 256с.
  • «Истерия. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  • «Страхи. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  • «Нервный ребенок. Беседа с православным врачом». Москва, 2002, 64с.
  • «Православная энциклопедия «Домашний доктор». Москва, 2002, 320с. Скачать бесплатно.
  • «В помощь страждущей душе». Москва, 2000, 368с.; 2-е изд., 2001, 447с.
  • «Бессонница. Беседа с православным врачом». Москва, 2001, 64с.
  • «Нервность: ее духовные причины и проявления». (соавтор В.К. Невярович). Москва, 1999, 128с.; 2-е изд., 2000, 174с.
  • «Беседы с православным психиатром». Москва, 1998, 96 с., 2-е изд., 2000, 160с.
  • «Греховные недуги: пьянство, наркомания, курение». Москва, 1999, 64с.
  • «Из дневника православного психиатра». Москва, 1999, 235с.
  • «Духовная сущность психических расстройств». Москва, Киев,1998, 64с.
  • «Православная психиатрия». Москва, 1997, 125с.
  • «О духовной сущности невроза». Москва, 1996, 20с.
  • «Из дневника православного психиатра». Москва, 1995, 64с.
  • «Через страдания к свету Православия». Москва, 1994, 15с.
  • «Этюды о культуре здоровья». 1995, 44с.(соавт.).
  • «Программа «Гармония»». Чебоксары, 1994, 28с.(соавт.).
  • «На нервной почве…». Чебоксары, 1994, 53с. (соавт. Г.С. Петрушов).
  • «Позитивная психотерапия в психосоматике». Чебоксары, 1993, 116с. (соавт. Х. Пезешкиан).
  • «Психотерапия «здравым смыслом»». Чебоксары, 1992, 76с. (соавт. В.Д. Менделевич, С.В. Киселев).
  • «Барий и психика». Чебоксары, 1992, 94с. (соавт. Д.М. Менделевич).
  • «Мы и стресс: психотерапевт советует». Чебоксары, 1991, 82с.
  • «Невротический конфликт: причины и последствия». Чебоксары, 1989, 43с. (соавт. В.Д. Менделевич)

Немецкий язык

Православный психотерапевт Дмитрий Александрович Авдеев отвечает на вопросы

«В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещёных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти…
Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться».

Вопрос: Расскажите о происхождении страхов.

– Пожалуй, нет человека на земле, который бы не знал, что такое страх. Страх присущ природе падшего человека, которая инстинктивно боится угрозы извне. Теме страха посвящены многочисленные научные исследования. Есть и богословское суждение по этому поводу. Мы же коснемся лишь некоторых аспектов этой сложной темы.

Что же такое страх? Психологическая литература именует страх эмоцией, возникающей в ситуациях угрозы индивида. Если, скажем, боль представляет собой следствие реального воздействия каких-то опасных факторов, то страх возникает при их предвосхищении. Страх имеет много оттенков или степеней: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным, то в этом случае говорят о тревоге. Неадекватные реакции страха именуются фобиями.

Вопрос: Расскажите о фобиях.

– Фобический синдром (по-гречески phobos – страх) – явление очень распространенное. Различают множество фобических состояний. К примеру, нозофобия (боязнь болезни); агорафобия (боязнь открытых пространств); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств); эрейтрофобия (боязнь покраснения); мизофобия (боязнь загрязнения) и др. Все это примеры патологических, то есть не связанных с реальной угрозой, страхов.

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи» и т. п.

Психологи выделяют так называемые родительские страхи, которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многого другого. Эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей.

Различают страх ситуативный, который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный, возникновение которого связывают с особенностями характера.

Фобический синдром может встречаться при многих психических и соматических (связанных с телом. – Ред.) заболеваниях. Говоря о последних, следует понимать, что это скорее реакция личности на тот или иной недуг. К примеру, мне приходилось наблюдать, как некоторые больные реагировали на термин «инфаркт». Это слово, как бомба, поражало психику многих пациентов кардиологической клиники, устойчиво лишало душевного мира. К сожалению, по-христиански болеть умеют далеко не все. Адекватная, мужественная реакция на недуги встречается редко, гораздо чаще у людей в таких ситуациях возникают невротические реакции.

Так, профессор В.П. Зай-цев выделяет пять типов подобных реакций на инфаркт миокарда. Среди них выделяется и так называемая кардиофобическая реакция: больные боятся «за сердце», испытывают страх перед повторным инфарктом миокарда и внезапной смертью; они чрезмерно осторожны, особенно при попытках расширения режима физической активности; усиление страха сопровождается дрожью в теле, слабостью, побледнением кожи, сердцебиением.

* * *

Мне вспоминается пациент, который испытывал выраженный страх смерти после перенесённого инфаркта миокарда. Усилия врачей увенчались успехом. С Божией помощью наш больной поправился, сердце окрепло, но его не отпускал этот мучительный страх. Особенно он усиливался в общественном транспорте, в любом замкнутом пространстве. Мой пациент был верующим человеком и поэтому мне легко было откровенно беседовать с ним. Я, припоминаю, спросил его: может ли с ним что-либо случиться без соизволения или попущения Божия. На что он с уверенностью ответил: «Нет». «А в таком случае, – продолжал я, – неужели вы полагаете, что ваша смерть может стать нелепой случайностью?» И на этот вопрос мой пациент произнёс утвердительное: «Нет». «Ну, так и снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться!» – примерно так я ему посоветовал.

В конечном итоге наши размышления свелись к тому, что он «позволяет себе умереть», если так будет Богу угодно. Через какое-то время вот что он мне поведал. Когда страх возник вновь, он внутренне сказал себе: «Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Буди воля Твоя!» И страх исчез, растворился, как сахар в стакане горячего чая, и больше не появлялся.

Невротические страхи тем и характерны, что не обусловлены никакой реальной угрозой или угроза эта надумана и маловероятна. Православный врач В. К. Невярович справедливо утверждает: «Навязчивые мысли часто начинаются с вопроса: «А вдруг?» Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и, неоднократно повторяясь, создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая от них избавиться, тем более они овладевают им. Кроме того, в подобных состояниях имеет место слабость психической защиты (цензуры) из-за природных особенностей человека или в результате греховного разрушения его души. Хорошо известен, скажем, факт повышенной внушаемости у алкоголиков».

Нередко мне приходится встречаться с разного рода страхами, происхождение которых я связываю с религиозным невежеством, непониманием сути святого Православия. К примеру, в состоянии страха и растерянности приходят на приём люди и говорят примерно следующее: «Я сильно согрешал тем, что передавал на службе свечи левой рукой» или «Я потерял крестильный крестик! Теперь всё пропало!» или «Я нашел на земле крестик и поднял его. Наверное, я взвалил на себя чей-то жизненный крест!» Горько вздыхаешь, выслушивая такие «жалобы».

Другое распространенное явление – различные суеверия (типа «чёрной кошки» или «пустых вёдер» и т.п.) и произрастающие на этой почве страхи. Собственно говоря, подобные суеверия – это ни что иное, как грех, в котором следует покаяться на исповеди.

Вопрос: Что означает слово «страхование»?

Страхование – это неясный, непонятный, страшный, тяжёлый ужас, который наводит демон, когда у человека цепенеет тело, когда трудно ему произнести само имя Христа Спасителя.

Вопрос: Что известно о духовной природе страхов?

Страх может быть следствием душевного расстройства, но может иметь и духовное происхождение. К примеру, в 90-м псалме сказано: «Не убоишися от страха нощнаго». На практике мне нередко приходится встречаться с состояниями немотивированного страха, тревоги. В духовной природе многих указанных состояний я убедился по опыту. Убедился я также и в том, что врачуются эти страхи благодатию Божией. Примеров тому в святоотеческой литературе немало.

Св. Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» указывает: «Страх также бывает шести видов: нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство. Нерешительность есть страх пред будущим действием. Стыд – страх пред ожидаемым порицанием; это – прекраснейшее чувство. Стыдливость – страх пред совершенным уже постыдным деянием, и это чувство не безнадёжно в смысле спасения человека. Ужас – страх пред каким-либо великим явлением. Изумление – страх пред каким-либо необычайным явлением. Беспокойство – страх пред неуспехом или неудачею, ибо, опасаясь потерпеть неудачу в каком-либо деле, мы испытываем беспокойство» И далее: «Есть ещё боязнь, происходящая от помрачения помыслов, неверия и неведения часа смертного, когда, например, мы устрашаемся ночью, если произойдёт какой-нибудь шум. Таковая боязнь – вопреки природе, и, определяя её, мы говорим: неестественная боязнь есть содрогание от неожиданности. Таковой робости Господь к Себе не допускал. Потому Он никогда и не устрашался, как только в час страданий, хотя неоднократно, по планам домостроительства, скрывался (от опасности) – ибо Он знал час Cвой.

Устойчивые навязчивые страхи могут быть также следствием дьявольского ополчения. При этом люди ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как «одержимость».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поучает нас так: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Епископ Варнава (Беляев) поясняет: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с тёмными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается и идёт борьба, которой не предвидится конца.

Человек ясно сознаёт, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи. И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестаёт верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно… Это значит – пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср. Мк. 4, 37–40)».

В другом месте владыка Варнава пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только «от мыслей», а на самом деле ещё и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли – не просто мысли, но мысли «навязчивые», то есть с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды, посторонни и ненавистны… Но если человек не признает Церкви, благодати, святых Таинств и драгоценности добродетелей, то есть ли ему чем защищаться? Конечно, нет. И тогда, раз сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43–45)».

Вопрос: Слышал, что страх и тщеславие как-то связаны между собой.

Так ли это?

Святые отцы указывают на то, что за страхом часто кроется тщеславие. В этом плане показателен страх перед публичным выступлением или страх общения, продиктованный тем, что в глубине души человек боится показаться менее умным или талантливым, чем он, по его представлению, есть на самом деле. И вот что примечательно: когда человек осознаёт это обстоятельство, смиряется, позволяет себе ошибку или промах, больше думает не о том, как сказать, а что сказать, чтобы прежде всего угодить Богу, – ситуация решительно исправляется, в душе обретаются мир и покой.

Вопрос: Как преодолеть страхи?

«Страх Господень есть истинная премудрость», – говорится в Священном Писании (Иов. 28, 28). Если в душе нет Страха Божия, то в ней, как правило, обретаются разные невротические страхи. Истина подменяется суррогатом. И еще. В Священном Писании мы читаем: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4, 18). Оказывается, наличие страха в душе и сердце человека означает отсутствие или недостаток любви.

Вопрос: Читал о фобиях оккультного происхождения. Встречались ли вы с подобными случаями?

Особенно следует сказать о разного рода страхах (фобиях), которые возникают в связи с увлечением оккультной практикой. Думается, что эти страхи сообщают человеку о том бедственном, греховном положении его души, в котором она пребывает. К великому сожалению, в настоящее время очень многие стали жертвами оккультизма.

В качестве примера приведём следующий случай. На приём обратилась Н., 38-ми лет. В юности она встречалась с молодым человеком и хотела выйти за него замуж, однако неожиданно он женился на другой. Н. очень переживала, много плакала и, по совету подруг, решила «приворожить» жениха. Ей предложили подробную «инструкцию», в которой значились даже заупокойные молитвы. Вскоре после выполнения колдовских действий Н. ощутила жуткий страх и давящее чувство тревоги, но, несмотря на это, она неоднократно прибегала к тем же оккультным ритуалам. В течение всех этих почти двадцати лет Н. лечилась по поводу фобического невроза у психиатров и психотерапевтов; лечение приносило лишь незначительное облегчение. Размышления о содеянном привели её к мысли о необходимости покаяния и обращения к Богу. После первой в жизни исповеди она почувствовала уже забытые покой и радость на душе.

Вопрос: Расскажите о детских страхах.

Если говорить о детских страхах, то в этом случае можно выделить даже некоторую закономерность или этапность.

От года до трех лет ребёнок может испытывать страх, выраженное беспокойство во время разлуки с близкими людьми, прежде всего с матерью. Страх может появиться и при резком изменении стереотипа, режима дня.

От трёх до пяти лет у детей, имеющих уже некоторый жизненный опыт, к вышеназванным страхам прибавляются и страхи воображаемые (сказочные персонажи, всплывающие в сознании ребёнка впечатления, страшные для него истории и т. п.). Вот ещё почему следует ограждать детские души и глазки от всякой нечести, пошлости. Как важно питать душу ребёнка благодатию Божией.

Отличительной особенностью страхов детей пяти – семи лет является нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребёнка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. И вот что важно. Верующие детки из воцерковленных семей практически не испытывают подобного рода страхов. Они знают, что смерть – это начало вечности для человека.

Ни в коем случае нельзя запирать детей в тёмной комнате или чулане. А также пугать детей «злым дядей» или ещё кем-то, пугать ребёнка тем, что «передадим тебя другим родителям» или «будешь жить на улице» и т. п. Кроме страха, ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут.

Я всегда рекомендую, особенно молодым людям, совершенствовать себя физически (конечно не в ущерб духовности), активно двигаться, закаляться. Ненатруженная плоть смущает юношу негожими помыслами. К тому же разумная физкультура тренирует не только мышцы, но, что, может быть, более важно, волю, и приучает к труду. Все святые отцы избегали даже малейшей праздности, проводя жизнь в молитве и трудах.

В случае стойких, постоянно терзающих душу страхов следует прийти на приём к врачу. В этом случае надо исключить болезнь. Если же болезненные расстройства подтвердятся, то необходимо провести и соответствующее лечение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *