Псалом 44 толкование

Псалом 44 толкование

44:1 Начальнику хора. На Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
Снова учение Бога чрез сынов Коревых. О любви Христа к своей будущей царице (невесте) Песнь духовная и пророческая.
44:2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.

Любящее сердце побуждает петь песнь любви к царю, она слагается из благих слов, из слов, выражающих чувства любящего, они так обильно изливаются из недр сердца, что языку приходится успевать произносить их так же скоро, как пишет скорописец речи царей.
44:3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
Певец сообщает о том, что Христос будет самым прекрасным из всех сынов человеческих, Бог благословит его навеки, ибо слово благодати (надежды на счастливый вечный мир, на «лето благоприятное») для человечества выйдет именно из уст Христа.
44:4,5 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
Певец знает, что Христос воссядет на небесную колесницу ради того, чтобы утвердить слово истины Божьей на земле, кротость и послушание Богу, препоясав чресла свои мечём духовным и творя на земле дивные дела с момента своего первого пришествия на Землю, духовно возрождая её через христианское собрание.
44:6,7 Остры стрелы Твои; — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
Все враги Бога на земле падут пред величием Христа в царственной славе, когда он выпустит «стрелы» в Армагеддоне; и престол его вовеки устоит потому, что правда Божья — единственный жезл для царствования у него (тот, кто пытается править иными способами – не устоит). Здесь Христос назван Богом, ну и, собственно, ничего удивительного в этом нет: для человечества этот могущественный правитель станет Богом в значении покровителем на целую 1000 лет, после чего и сам покорится Богу-Вседержителю -1Кор.15:28.
По ходу: почему свидетелям Иеговы не следует бояться произносить слово «бог» по отношению ко Христу — можно узнать здесь
44:8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (см. также Евр.1:9)
Певец поясняет, что Бог- Вседержитель Иегова — является Богом Христа. Он именно потому и помазал Христа елеем радости более всех соучастников в исполнении намерения Иеговы, что Христос возлюбил правду Его и возненавидел беззаконие.
Что означает «елей радости?» Здесь речь идёт не о помазании Иисуса Христа святым духом, а о благословении особой радостью, превышающей радость остальных соучастников Христа в отношении престола Давидова: Бог предпочёл именно его — всем предыдущим царям (соучастникам) престола Давидова, царствующим над народом Бога ; именно ИисусХристос будет тем потомком Давида, которому надлежит сидеть на престоле царя Божьего народа — вовеки.
44:9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
Все одеяния небесного жениха, царя над Землёй — будут высшего качества и умащены лучшими ароматами, как и подобает царю.
44:10 Дочери царей между почетными у Тебя; по примеру песни Песней о любви Соломона здесь показано, что царя Христа окружает образно множество достойных «девушек». На небесах их может представлять общество святых небожителей, ангелов. Однако Иисус уже выбрал себе невесту, поэтому пусть другие (образно) не тешат себя надеждой об этом завидном женихе. Невестой его стала не дочь небес, а «дочь» земли, как выясняется из Писания: соправителями Христа станут искупленные с Земли (Откр.14:1,3)

стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
Образно описана жена Царя всего мироздания — Иеговы (невесту Христа подведут к нему позже, см. 15) . «Жену» Иеговы (Вышний Иерусалим) представляют на небесах все духовные помощники Вседержителя , Его небесная организация (Откр.4, Гал.4:26). Они одеты в самые дорогие одеяния, как и подобает Царице -«матери» Жениха. «Царица» по правую руку Христа, она представит Жениха невесте.
44:11,12 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего.
Здесь обращаются к невесте Христа и просят, чтобы она забыла, откуда пришла: жене полагается жить в доме мужа своего, так и невесте Христа, искупленной с Земли, после бракосочетания полагается жить на небесах (Откр.14:1,3)
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
Царь Иисус Христос возжелает быть вместе со своею красавицей-помощницей и будет гордиться красотой её. Здесь образно показана пара вступающих в брак, невеста Христа — это будущие небесные соправители Христа, Откр.20:6)
44:13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.
Тир в древности был процветающим городом , блудодействуя через торговлю с языческими царями ( Ис.23:17,18); о нём упомянул Иисус в связи с его участью в тысячелетии Христа (Мтф. 11:22). Участь воскресших жителей этого города будет в руках соправителей Христа, потому и сказано о них, что они будут умолять «лицо царицы Христа»
44:14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;
Хотя одежда невесты шита золотом, однако, основная красота жены Христа — не внешняя, а внутренняя: царь Христос не может довольствоваться внешними красотами, ибо его интересует дух своей царицы – помощницы, не тот иудей, кто на плоти таков, но тот, кто по духу — Божий, внутренностью, а не внешностью царица красива для Христа.
44:15,16 в испещренной одежде ведется она к Царю;
Однажды настанет момент в истории человечества, когда царь-Христос дождётся свою царицу в чертогах своих царских на небесах , заключит с ней «брачный союз» и в результате — начнётся новая жизнь для всех жителей Земли . (см. притчу о брачном пире)
за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
Когда будут приведены подруги невесты — в чертог Царя Иисуса Христа? Чтобы стать подругами невесты — всем девам, воскресшим на земле после проведения Армагеддона, необходимо будет целую тысячу лет трудиться над собою и возрастать в духовный возраст Христа и его «Царицы». Только после последнего испытания дьяволом, когда все жители, оставшиеся в живых для вечности — достигнут святости и станут духовным внутренним двором — настоящие подруги небесной Царицы — дочери Иеговы — смогут войти в чертог Царя Иисуса, или во внутренний двор храма Иеговы.
(слово «чертог»  l/ky[h переводится также и «внутренняя комната в храме»)
44:17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
Пророческий стих о том, что сначала царя Христа представляли на земле его праотцы — патриархи, Давид и Соломон. Но после женитьбы на небесах на своей «царице» (Откр.19:7,8) — на Земле князьями от Христа будут поставлены сыновья, родившиеся от этого брачного союза Христа и его небесной царицы. Кто они?
Здесь о том, что в Миллениуме князьями по всей земле будут поставлены те, кто родится от деятельности этого небесного правительственного союза царя Христа и его помощников, правящего над землёй в Миллениуме. То есть — некоторые жители земли периода 1000-летия сподобятся стать князьями по представлению Христа. И совсем не обязательно, что это — непременно нынешние духовные лидеры, которые, может, и планируют княжить в новом мире, ибо первые у Бога бывают последними. И наоборот.
В результате умелого небесного правления над землёй во время тысячелетнего правления все народы будут прославлять праведным образом жизни — духовный (небесный) Иерусалим, город царя Христа.
44:18 Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Имя Христа будет во всей вечности памятным для всех народов земли.

Другие языки

Изображение воспроизводится по изданию: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: . М.: Радуница, 2000.

Предста Царица

Вторая половина XV в.

  • Лазарев 1947: XV в.
  • Лазарев 1954/2: XV в.
  • Onasch 1961: XV в.
  • Антонова, Мнева 1963: XV в.
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982: Вторая половина — конец XV в.
  • Лазарев 2000/1: Вторая половина XV в.
  • София Премудрость Божия 2000: Вторая половина XV в.

29 × 24 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 2

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
  • София Премудрость Божия 2000 = София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: .
Антонова, Мнева 1963

Царь .

XV век. Новгородская школа (?).

Изображен Христос как царь царей и великий архиерей, восседающий на престоле с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей. Вохрение по коричневому санкирю светлой охрой с подрумянкой. У Христа розовато-желтый царский далматик с крестами в синих кругах, золотой царский лор с драгоценными камнями, белый с зелеными крестами омофор и красная с золотом митра. Правая рука с двуперстным сложением, в левой — Евангелие с текстом: «Не судите на лица…». Богоматерь в киноварной одежде царицы с золотым орнаментом и золотыми каймами. На ее голове золотая корона и жемчужная сетка. Иоанн Предтеча в темно-синей власянице, в зеленом с темно-красным притенением гиматии.

Фон и поля золотые. Надписи на фоне красные. Правая рука Иоанна с двуперстным сложением. В левой он держит развернутый свиток с надписью: «Покайтеся приближибося царство небесное».

Доска ясеневая, без шпонок. Паволока, левкас, яичная темпера. 29×24.

Собр. П. М. Третьякова.

Лазарев 2000/1

53. Предста Царица

Вторая половина XV века. 29×24. Третьяковская галерея, Москва .

Из собрания П. М. Третьякова. Сохранность хорошая.

Самое раннее изображение сюжета «Предста Царица» (или «Царь Царем») в станковой живописи. Этот сюжет впервые возникает на русской почве в росписи церкви Спаса Преображения на Ковалеве под Новгородом (1380 год), куда он был занесен из Сербии. На голове Христа — митра, которая уже с XI века рассматривалась как подобие императорской короны и получила символическое толкование: напоминая о терновом венце распятого, эта архиерейская митра воспринималась в виде символа Царя Царей, то есть Христа. Богоматерь представлена в царской одежде, с короною на голове (псалом 44: «… предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна»). По-видимому, в Сербии царское облачение Христа впервые заменили архиерейским и таким образом произошло слияние двух типов — Царя Царей и Великого Архиерея. См.: Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, с. 249–262 (в статье «Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века»). Не исключена возможность, что автор иконы видал большую сербскую икону конца XIV века в Успенском соборе Московского Кремля, на которой представлена та же композиция.

София Премудрость Божия 2000

123. Царь Царем (Предста Царица)

Вторая половина XV века. Русский мастер, работавший на Афоне (?)
Дерево, темпера. 28,5 × 24
Происходит из собрания П. М. Третьякова
ГТГ, инв. 2

Композиция подобна «Деисусу», где Спасу Вседержителю на престоле предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, но Спас изображен в одеждах архиерея, а Богоматерь в царском облачении.

Содержание этой иконографии многогранно. Обычно его связывают со словами Псалтири «Предста Царица одесную Тебя в ризах позлащенных одеяна» (Пс. 44 : 10), относя эти слова к изображению Богоматери. Фигуре Иисуса Христа, одетого в царские и святительские одежды, созвучен текст псалма 109 (ст. 4): «Ты иерей по чину Мелхиседекову». Но по сути иконе более соответствуют слова: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена в церкви Всевышнего. Она откроет уста свои и перед воинством Его будет прославлять себя…» (Сир. 24 : 1–2). Христос прославляется как ипостасная Премудрость Божия. Богоматерь олицетворяет Церковь, через которую передаются людям блага Премудрости, осуществляется связь их с Богом.

Эта иконография предваряет «новгородский» извод изображения «Софии Премудрости Божией» (кат. № 1), где Христос изображен дважды: в своем обычном обличии и в виде Софии-ангела в царском облачении сидящим на троне, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Литература

  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XV в.: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. С. 294.

Н. Розанова

Литература:

  • Лихачев 1906. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания: Атлас . — СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1906. — Табл. LXXXVI.
  • Лазарев 1947. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. — М.–Л.: Искусство, 1947. — Стр. 120, табл. 115.
  • Лазарев 1954/2. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. В 13 т. Т. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — Стр. 252, илл. с. 253.
  • Onasch 1961. Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 359-360, Taf. 29.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 80, стр. 135-136, илл. 74.
  • Осташенко 1977. Осташенко Е. Я. Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции . — М.: Наука, 1977. — Илл. на стр. 186.
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Стр. 126; кат. № 58, стр. 293-294; илл. с. 500.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 63, 243, № 53.
  • София Премудрость Божия 2000. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: . — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 123, стр. 334-335.

В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о возлюбленнем

К исполнению. О тех, кто переменится. Сынов Кореевых, в научение. Песнь о Возлюбленном.

1 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.

1 Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю; язык мой – трость книжника-скорописца.

2 Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век.

2 Цветущий красотою среди сынов человеческих! Излилась благодать из уст Твоих, поэтому благословил Тебя Бог навек.

3 Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне.

3 Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный,

4 Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя.

4 в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя!

5 Стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых.

5 Стрелы Твои заострены, Сильный, – народы пред Тобою падут, – они – в сердце врагов Царя.

6 Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего.

6 Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего.

7 Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих.

7 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.

8 Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя.

8 Смирна, и бальзам, и кассия – от одежд Твоих, от чертогов слоновой кости, из которых веселят Тебя.

9 Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена.

9 Дочери царей в почёте у Тебя, предстала Царица справа от Тебя, в одежду златотканную облачённая, изукрашенная.

10 Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего.

10 Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё, и забудь народ Твой и дом отца Твоего,

11 И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему.

11 ибо возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он – Господь Твой. И Ты поклонишься Ему,

12 И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии.

12 и дочь Тира с дарами; лицо Твоё будут умолять богатые из народа.

13 Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.

13 Вся слава Дочери Царя внутри; золотою бахромой Она облачена и изукрашена.

14 Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе.

14 Приведутся к Царю девы вслед за Ней, подруг Её приведут к Тебе,

15 Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.

15 приведут в веселии и радости, введут во храм Царя.

16 Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли.

16 Вместо отцов Твоих стали сыновья Твои, Ты поставишь их князьями по всей земле.

17 Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.

17 Памятным сделаю имя Твоё во всяком роде и роде, потому народы прославят Тебя вовек и во век века.

Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови тя Бог во век. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе.

Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *