Протопоп аввакум в житии

Протопоп аввакум в житии

Житие протопопа Аввакума

Павел Малов-Бойчевский

Житие протопопа Аввакума — это первая в истории русской литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни соединяется с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с проповедью «истинной веры».
Созданное в 1672-1673 годах «Житие» по языку и стилю представляет собой настоящий шедевр древнерусской литературы. По мысли автора, оно должно было служить чисто практической цели — борьбе с церковным реформаторством патриарха Никона, против которого восстал мятежный протопоп.
Избирая для своего произведения столь необычную форму, Аввакум, конечно, знал на что шел. Эму хорошо были известны распространенные на Руси жития различных святых, написанные по определенным правилам, основной целью которых было возвеличивание подвижников христианской веры, посмертно канонизированных церковью. Берясь за написание своего «Жития» протопоп Аввакум должен был неизбежно столкнуться с определенной литературной зависимостью от традиционной церковной агиографии.

По традиции, составитель жития канонизированного святого в авторских отступлениях всё время униженно заигрывал с читателем, уверяя, что он недостоин описывать деяния столь выдающейся личности. Аввакум же приступил к составлению собственного жития сам, что в читательской среде могло быть воспринято негативно. Ему нужно было как-то морально оправдать свой поступок, найти серьезные доказательства необходимости создания собственного «Жития». Для этого Аввакум привлекает старца Епифания, своего друга и духовного отца, который написал предисловие к его агиографу. В предисловии Епифаний оправдывает поступок Аввакума тем, что он сам потребовал от него этой литературной исповеди. «Многострадальный юзник темничий, горемыка, нужетерпец, исповедник Христов священнопротопоп Аввакум понужен бысть житие свое написати отцем его духовным иноком Епифанием, да не забьвению предано будет дело Божие. Аминь», — пишет Епифаний. Он называет Аввакума святым и объясняет написание «Жития» тем, что оно служит «делу Божию», то есть борьбе за утверждение старой веры.
Несмотря на то, что «Житие» является талантливым, высокохудожественным произведением, сам протопоп Аввакум писателем себя не считал. Взяться за перо его побудила необходимость — борьба с церковным противником патриархом Никоном и его реформаторской деятельностью. Отдавая дань традициям агиографической литературы, Аввакум упоминает о своем ничтожестве: «…Аз же есть человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам, и всякому человеку лицемерец окаянный».
Вместе с тем, Аввакум считает себя «пророком» и даже евангелистом, что неоднократно подчеркивается в «Житии». Подобно первым христианским апостолам, он называет себя рабом и посланником Иисуса Xриста.
Новаторство «Жития» Аввакума особенно ярко отразилось в его языке и стиле. «Житие», по признанию самого автора, написано «природным русским языком», то есть просторечием, которое противопоставляется красноречию «вирш философских», или иными словами, риторическим стилям церковно-богословского характера. Вот как об этом пишет сам Аввакум в одном из вариантов «Жития»: «Вы, господа ради, чтущие и слышащии не позазрите, просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет… того ради я и не брегу о красноречии, и не уничижаю своего языка русскаго…»
Аввакум невысоко оценивает стиль «плетения словес», характерный для книжной речи своего времени. Он отдает предпочтение живому разговорному языку простого народа.
Элементы просторечия встречаются в «Житии» на каждом шагу. Особенно выразительны они в лексике, фразеологии, в различных синтаксических построениях и в образной ткани произведения. Вот эпизод, в котором рассказывается, как Аввакума привезли в Братский острог:
«Посем привезли в Брацкой острог, и в тюрму кинули, соломки дали… Что собачка в селомке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было, я их скуфьею бил, — и батошка не дадут дурачки! Всё на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много… А жена з детми верст з дватцеть былга сослана от меня. Баба ея Ксенья мучила зиму ту всю, — лаяла да укоряла».
Образность и характерная особенность языка протопопа Аввакума создаются здесь выразительными сравнениями типа: «что собачка в соломке лежу», а также непринужденностью и естественностью изложения, преобладанием общеупотребительной лексики.
Аввакум использует не только просторечные слова и выражения, такие, например, как: «на брюхе лежал», «дурачки», «блох да вшей много», но и просторечные значения общепринятых слов. «Лаять» употреблено здесь в значении ругать, а это способствует созданию образности и эмоциональной выразительности языка.
Наряду с этим, Аввакум использует ряд образно-изобразительных средств традиционной агиографической литературы. Олицетворением судьбы здесь является корабль, а человеческая жизнь сравнивается с плаванием.
Когда пришел Аввакум домой после исповеди девицы «многими грехами» обремененной, приснился ему сон, будто плывут по Волге два корабля, принадлежавших Лукину и Лаврентиеву — его духовным детям. И видит Аввакум третий корабль. Корабль этот «…не златом украшен, но разными красотами испещрен — красно, и бело, и сине, и черно, и пепелесо, — его же ум человеч не вместит красоты его и доброты. Юноша светел, на корме сидя, правит… И я вскричал: «Чей корабль?» И сидяи на нем отвещал: «Твой корабль. На, плавай на нем, коли докучаешь, и з женою, и з детми». И я вострепетах и седше разсуждаю: «Что се видимое? И что будет плавание?»
В тех случаях, когда Аввакум посылает угрозы в адрес последователей патриарха Никона, он использует только разговорно-бытовую речь, подкрепленную грубыми словами и выражениями.
«Дайте только срок, собаки, не уйдете от меня. Надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках. Выдавлю я из вас сок-от».
Не гнушается автор и бранной лексики. Он использует такие выражения, как: «****ин сын», «вы****ки», «з говенною рожею» и тому подобное.
Просторечная фразеология представлена в «Житии» пословицами, поговорками, каламбурами: «Из моря напился, а крошкою подавился», «отольются медведю коровьи слезы», «любил протопоп со славными знатца, люби же и терпеть, горемыка, до конца», «бес-от веть не мужик: батога не боится».
Очень умело Аввакум воспроизводит разговорный язык, что наиболее характерно показано в эпизоде возвращения из сибирской ссылки.
«Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кольско гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батко, меня задавил?» Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петрович, ино ещё побредем».
Аввакум употребляет просторечие в оригинальных сочетаниях с церковнославянизмами, которые поясняются бытовыми выражениями: «бысть же я в третий день приалчен, сиречь есть захотел», «зело древо уханно, еже есть вони исполнено благои».
Являясь по сути дела традиционалистом по своим политическим убеждениям, протопоп Аввакум подобно Ивану Грозному стремился к демократизации русского литературного языка. Он не видел разницы между книжным церковнославянским и живым русским разговорным языками и владел ими свободно. Для него это был один язык.
В «Житии» автор широко пользуется церковнославянизмами, умело вплетая их в разговорный, просторечный стиль своего произведения. Аввакум часто приводит выдержки из богословской литературы. Например, — когда излагает пророчества Ивана Неронова об эпидемии чумы, о войне с Польшей и о церковном расколе, Аввакум пишет: «Таково-то попущено действовать антихристову духу, по Господню речению: «Аще возмогло ему прельстити и избранныея, и всяк мняися стояти да блюдется, да ся не падет»… Писанное внимай: «Се полагаю в Сионе камень претыканию и камень соблазну; вси бо не сходящиися с нами о нем претыкаются ели соблажняются». Это, по-видимому, не дословные цитаты, а вольное их переложение языком самого Аввакума.
Когда Аввакум ссылается на ветхозаветный рассказ о том, как Иов возроптал на Бога из-за своих страданий, то больше придерживается языка оригинала: «Изведыи мя ис чрева матери моея, кто даст судию между мною и Тобою, яко тако наказуеши мя; ни аз презрех сироты и вдовицы, от острога овец моих плещи нищих одевахуся».
Церковно-книжная фразеология выступает у Аввакума в новом значении. Например, черт превращён в щёголя-соблазнителя: «И бес блудной в души на нее седит, кудри… расчесывает, и ус расправляет посреди народа. Силно хорош, и плюнуть не на ково…»
Книжная фразеология часто сочетается с просторечными словами и словосочетаниями: «Логин же разжёгся ревностью божественного огня, Никона порицая, и чрез порог в алтарь в глаза Никону плевал».
Аввакум не гнушался в своей речи и диалектизмов, смело вводя их в текст «Жития». Он широко использует характерную для северорусских говоров эмоционально-усилительную частицу «от» и многое другое.
В стиле «Жития» протопопа Аввакума неторопливая сказовая форма переплетается с яркой проповедью, что и способствует тесному соединению церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными и даже диалектными. Свой стиль Аввакум называл «вяканьем», в значении «беседа, разговор».
«Житие» состоит из ряда искусно нарисованных драматических сцен, построенных на острых конфликтах социального, религиозного или этического порядка. Драматические сцены соединены лирическими или публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками; либо горячо сочувствует единоверцам и печалится об их судьбе.
Аввакум безжалостен к своим политическим противникам — патриарху Никону и его приверженцам. Используя иронию и гротеск, он создает их яркие сатирические образы. Во главу угла ставится лицемерие и коварство Никона, который перед избранием в патриархи ведет себя «яко лис, челом да здорово», а после того «друзей не стал и в крестовую пускать». По меткой характеристике Аввакума, Никон — это «плутишко», «носатый, брюхатый борзый кобель», «шиш антихристов», «волк», «пестрообразный зверь» и «адов пес».
Нелестно изображает Аввакум и представителей светской власти. Один из них избил протопопа в церкви. А дома «у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань его крови, тогда руку мою испустил из зубов своих», — пишет Аввакум.
Сатирическое изображение своих врагов протопоп практикует и в других произведениях. В одном из сочинений он дает гротескный образ соратника Никона, рязанского архиепископа Иллариона: «В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожy на площаде, чтобы черницы-ворухиниянки любили».
Не останавливается Аввакум и перед обличением царя. Сосланный в Пустозерск, в своих посланиях он пренебрежительно называет монарха бедным и xудым царишкой.
«Житие» Аввакума — это мастерский рассказ, не связанный никакими условностями, записанный по законам устной речи. Рассказчик часто забегает вперед, возвращается к ранее рассказанным эпизодам. Точная хронологическая последовательность ему не важна.
Некоторые исследователи стиля произведения Аввакума усматривают в наиболее драматических ситуациях появление ритма, звуковых повторов, аллитераций и ассонансов, свойственных поэтической речи.
«У церкви за волосы дерут, и под бока толкают и за чепь торгают и в глаза плюют».
Или в таком, например, отрывке:
«Среди улицы били батожьем и топтали и бабы были с рычагами».
В заключении хочется добавить, что особенности стиля «Жития» и других произведений Аввакума наглядно свидетельствуют о неповторимой творческой индивидуальности этого талантливого писателя второй половины XVII века, ярко отразившего характерные черты переходной эпохи.
Совершив настоящий подвиг, почти всю жизнь боровшийся против несправедливости, клеймивший царских чиновников и своих религиозных оппонентов, протопоп Аввакум, несомненно, имел моральное право на создание собственного жития. Произведение Аввакума – первый шаг от литературы средневековья к русской литературе нового времени.
1992 г.

© Copyright: Павел Малов-Бойчевский, 2010
Свидетельство о публикации №210012800612

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Павел Малов-Бойчевский

Рецензии

Написать рецензию

А Вам нравится, как Пикуль переработал это произведение?
Наталия Скакунова 19.10.2016 13:45 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

К сожалению, не читал Пикуля. Ничего сказать не могу. Вернее, скажу только одно: если произведение написано Аввакумом, то перерабатывать его нет никакого смысла. Написано оно на русском языке и переводить с русского на русский — зачем?
Павел Малов-Бойчевский 19.10.2016 21:57 Заявить о нарушении

Чтобы заработать! Книги Пикуля были нарасхват, и на книжных развавлах дороговато перепродавались)))
Наталия Скакунова 19.10.2016 22:02 Заявить о нарушении

Вот онлайн нашла: http://e-libra.ru/read/319394-avvakum-v-peshi-ognennoj.html
Наталия Скакунова 19.10.2016 22:25 Заявить о нарушении

Вот ещё: http://loveread.ec/read_book.php?id=15141&p=23
Наталия Скакунова 19.10.2016 22:30 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Павел Малов-Бойчевский

Краткое содержание Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Аввакум родился в семье нижегородского священника Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое животное, и это зрелище сильно напугало его, и мальчик долго думал о смерти и спасении души. Именно с этого момента он каждую ночь читал молитву.

После смерти Петра, Мария устроила замужество сына на бедной, но набожной девушке Анастасии.

Аввакум стал священником и в 31 год был уже протопопом. Заступаясь за беззащитных и обездоленных, он попал в немилость одному большому начальнику и за свою дерзость был выгнан из дома с женой и только что родившимся сыном. Вскоре он вернулся в разграбленный дом, но неприятности продолжали преследовать молодую семью. В конце концов протопоп был изгнан со своей земли и отправился в Москву.

Протопоп много исцелял людей, в которых «вселился бес», новорождённых детей избавлял от грыжи. В первые годы служения он часто пугался бесов, но благодаря молитвам и вере сумел побороть свои страхи. Как-то, рассердившись на жену, Аввакум побил её и тут же был наказан за это: он не мог справиться со своей бесноватостью, пока не извинился перед супругой.

В это время Никон стал патриархом и ввёл изменения: креститься полагалось теперь тремя пальцами, а количество земных поклонов уменьшилось. Аввакум с единомышленниками написали царю письмо, где назвали всё это ересью и отступлением от истинной веры. После этого Аввакум был сослан в Сибирь. Тут его невзлюбил местный дьяк Иван, часто доносящий на него. Аввакума было решено переводить в Даурии. В пути судно, на котором плыл протопоп с семьей, чуть не утонул. Вскоре Аввакума заточили в Братский острог, а супруга с детьми жили неподалёку от тюрьмы. Видеться им не позволяли.

Зимой случился страшный голод, многие погибли. Аввакум выжил благодаря помощи своей семьи. Вскоре священнослужитель отправился к московским землям, где начал проповедовать о вере, обличая патриарха Никона. В Москве царь и бояре доброжелательно встретили протопопа и даже предложили ему место в церкви, но при условии, что он примет нововведения Никона. Аввакум отказался. Тогда государь попросил его молчать о своём несогласии. Прошло полгода, и протопоп, не сдержавшись, всё же выступил перед царём против Никона, за что был сострижен и проклят. По всем землям начались преследования священнослужителей, несогласных с Патриархом: несчастным отрезали языки, пальцы, многих сожгли.

В произведении раскрыта личность несгибаемого борца, всем сердцем и душой верящего в праведность своих идей, мученика и защитника истинной веры.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Житие протопопа Аввакума. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Зощенко Бедный Федя

    В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги.

  • Краткое содержание Айтматов Буранный полустанок

    В книге рассказывается о памяти человека к истории, уважении к своим корням, к традициям и семье. Главным персонажем книги является Едигей Жангельдин. Он работал железнодорожником и обладал прозвищем «Буранный»

  • Краткое содержание Крыжовник Чехова

    Двое приятелей — Буркин с Иваном Иванычем Чимша-Гималайским попали под дождь, поэтому решили остановиться у их давнего знакомого – Павла Алехина. Его имение находится неподалеку

  • Краткое содержание Чехов Спать хочется

    Тринадцатилетняя девочка Варька служить няней маленького ребёнка. Отец Вари умер, мама тоже пошла служить в господский дом. Девочке очень хочется спать, качая колыбельку, но ребёнок постоянно плачет и плачет.

  • Краткое содержание Алексин В тылу как в тылу

    Автором повести «В тылу как в тылу» является Анатолий Алексин. Написана повесть в 1976 году. Повествование условно разделено на главы без названий

Аввакум «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» — краткое содержание

Аввакум — все произведения

Аввакум — сочинения по произведению

Страница: 2 3 4 5

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.
Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума.

Потом мать умерла в иночестве.
В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.
Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажег три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.
Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после еще раз избил протопопа в церкви.
И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьей из дому.
Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не-благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.
Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.
Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место.

Стр. 245. А Ондрей Самойлов у меня на Колмогорах недели с четыре жил … – Андрей Самойлов – сторож московского Благовещенского собора, один из учеников и последователей Аввакума. При отъезде Аввакума из Москвы в ссылку на Мезень 29 августа 1664 г. А. Самойлов проводил его до Холмогор.

… Афонасья заставь . – Афанасий – известный расколоучитель инок Авраамий. См. прим. к стр. 72.

… про старцово житье мне не пиши … – Речь идет о бывшем протопопе собора Казанской Божьей Матери – Иване Неронове, в монашестве – старце Григории. См. прим. к стр. 24.

… в рогах ходят … – «Рогами» Аввакум называет новую форму клобука, введенную Никоном. См. прим. к стр. 113.

Фетинья, Григорей – домочадцы Аввакума.

Письмо к Алексею Копытовскому

А. Копытовский, как об этом можно судить по письму, один из любимых учеников Аввакума, скрывавшийся долгое время от преследований властей. Дату написания письма точно определить невозможно; очевидно, оно было написано спустя несколько лет после собора 1667 г., поставившего старообрядцев вне закона.

До последнего времени письмо было известно в единственном списке. В настоящем издании оно печатается по вновь найденному списку конца XVIII – нач. XIX в. (ф. 17 (Собр. Е. В. Барсова), № 200, лл. 273 об. – 275. – Российская государственная библиотека им. В. И. Ленина).

Стр. 246… расселинах каменных … – Ср. Книгу пророка Исайи, II, 19.

Лукиян – личность его не установлена.

… несть сообщения свету со тьмою … – из 2-го Послания ап. Павла к коринфянам, VI, 14.

Стр. 237. Растлил он… самого бог – из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, III, 17.

… по непокаянному… сердцу – из Послания ап. Павла к римлянам, II, 5.

Стр. 246-247… изволися духу… и мне … – Ср. Деяния апостолов, XV, 28.

Стр. 247… предати тя… спасется – из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, V, 5.

… месть Каинова, и Исавова, и Саулова… яко содомлян … – С целью усилить мысль о неизбежности наказания богом нераскаявшегося в каком-то грехе Лукияна, Аввакум объединил в одной фразе несколько библейских сюжетов; месть Каинова … – Аввакум имеет в виду возмездие, постигшее братоубийцу Каина (см. 1-ю Книгу Моисееву, Бытие, IV); месть Исавова … – то есть месть Исава, преследовавшего своего брата Иакова, похитившего у него права первородства (см. 1-ю Книгу Моисееву, Бытие, XXV); месть Саулова – наказание, которое понес царь Саул, ослушавшийся бога; содомляне – жители города Содома, сожженного ангелами за нечестие его жителей (см. 1-ю Книгу Моисееву, Бытие, XVIII-XX).

… не наемник я… за овцы – ср. Евангелие от Иоанна, X, 11-12.

Максим – см. прим. к стр. 249.

Письмо к Афанасию

Афанасий – мирское имя инока Авраамия (см. прим. к стр. 72).

Написано письмо в пустозерский период жизни Аввакума – очевидно, до весны 1670 г., так как Аввакум мог посылать благословение от имени всех пустозерских узников до 14 апреля 1670 г. (вскоре после «казни» 14 апреля начались разногласия и ссоры Аввакума с дьяконом Федором).

Письмо печатается по единственному списку XVII в. (Гос. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 0. XVII, 37, лл. 33-35 об.).

Стр. 248. А Борис Афонасьевич еще ли троицу ту страха ради не принял? – Личность боярина Бориса Афанасьевича не установлена. Троица – здесь означает троеперстие.

А Хованской князь Иван Большой … – князь Иван Иванович Хованский. См. прим. к стр. 65.

Антиох Египетский – Антиох IV Епифан (176-164 до н. э.), «нечестивый» царь Сирии, во время правления Иудеей ввел поклонение идолам и вакханалии. См. 1-ю Книгу Маккавейскую, I, 10; XVI, 20; 2-ю Книгу Маккавейскую, 1, V, IX.

… Илия и Енох не вкусили смерти плотски… постраждют … – Библейский патриарх Енох и пророк Илья были взяты на небо живыми (1-я Книга Моисеева, Бытие, V, 18-24; 4-я Книга Царств, II, 11). По предсказанию Апокалипсиса, перед концом света они вернутся на землю свидетельствовать против антихриста и будут им убиты (Апокалипсис,

XI, 3–12).

Письмо к Маремьяне Феодоровне

Маремьяна Феодоровна, часто упоминаемая в письмах Аввакума, одна из его любимых «духовных дочерей». По-видимому, она была женой московского священника Дмитрия, который служил «у крестов» у кн. Анны Милославской. Дмитрий уклонился на некоторое время от старообрядчества, стал служить по новым книгам, и Маремьяна отказалась жить с ним (см. стр. 225). Очевидно, Дмитрий и прислал Аввакуму просфору, о которой идет речь в письме.

Письмо написано после марта 1670 г., так как «протопопица» была «посажена… в землю… с Иваном и Прокопием» в марте 1670 г.

Печатается по списку нач. XIX в. (Собр. Хлудова, № 257, лл. 135-139 об.), публикуемому впервые.

Стр. 249. Козьма Стефан – московские священники; Максим – очевидно, сын дьякона Федора, одного из пустозерских узников.

Стр. 250. Без веры… угодити богу … – из Послания ап. Павла к евреям, XI, 6.

«Лучше бы не родился человек той» – из Евангелия от Марка, XIV, 21.

Стр. 251. «и печаль мою… господи!» – Ср. Псалтырь, CXLI, 3.

… что Исакия Печерскаго затомили .

– Рассказ о борьбе Исакия Печерского с бесами находится в Киево-Печерском патерике (древний сборник житий монахов Киево-Печерского монастыря).

Стр. 252. Анна Амосовна – одна из «ближних» женщин боярыни Морозовой.

Послание «верным»

Послание сохранилось в двух редакциях – сокращенной (1673) и распространенной (1678). Печатаем первую редакцию (датировка устанавливается на основании фразы послания: «…ныне и Соловки в осаде морят, пять лет не етчи»; Соловецкий монастырь был осажден в 1668 г.).

Печатается по списку XVIII в. (Собр. Дружинина, № 166 (202), лл. 207-210 об.).

Стр. 252… их же аз люблю воистинну … – из 2-го Соборного послания Иоанна Богослова, I, 1.

… влающихся и скитающихся… в коварстве льщения – из Послания ап. Павла к ефесянам, IV, 14.

«не бойся… царство небесное» – из Евангелия от Луки, XII, 32.

Стр. 253. Зде есть… святых … – из Апокалипсиса, XIII, 10.

Лествичник Иоанн (умер ок. 606 г.) – игумен Синайской обители, автор «Лествицы райской» – руководства к иноческой жизни.

Не убоимся… убити – из Евангелия от Матфея, X, 28.

… убоимся вторыя смерти … – Ср. Апокалипсис, XX, 6.

Братия моя… руки секли … – Первая «казнь» Лазаря и Епифания с урезанием языков состоялась 27 августа 1667 г. в Москве, вторая – 14 апреля 1670 г.; Лазарю, Епифанию и дьякону Федору «языки резали и руки секли».

Горе им… предашася! – Ср. Соборное послание Иуды, 1, 11.

Стр. 254… видя виждь озлобление людей сих … – Ср. 2-ю Книгу Моисееву, Исход, III, 7.

Спаситеся… строптивого сего … – из Деяний апостолов, II, 40.

Стр. 255. И в моем дому двоих повесили … – В марте 1670 г. были повешены юродивый Федор и Лука Лаврентьевич, жившие с семьей протопопа на Мезени.

… не имам зде града… взыскуем – из Послания ап. Павла к евреям, XIII, 14.

Послание «горемыкам миленьким»

Послание было отправлено в московскую старообрядческую общину, содержит ответы на многочисленные вопросы старообрядцев о «недоведомых вещех»: как исповедаться и причаститься без священника, как «почитати» сожженных за принадлежность к расколу и ряд других. Послание датируется 1675-1678 гг. Оно известно в четырех редакциях; в настоящем издании печатается редакция «А» (по обозначению их в Памятниках) по вновь найденному списку конца XVIII в. (ф. 98, № 1898, лл. 115-122).

Стр. 256. «житие наше… есть» – из Послания ап. Павла к филиппийцам, III, 20.

… Исаии сожженного … – См. прим. к стр. 65.

Стр. 257… оболкшеся… приемше … – из Послания ап. Павла к ефесянам, VI, 14 и 17.

… взирающе на начальника… Исуса – из Послания ап. Павла к евреям, XII, 2.

… да уклонится от зла… земля – из 1-го Соборного послания ап. Петра, III, 11-12.

Стр. 259… истинным запасом – то есть святыми дарами, освященными старопоставленными священниками.

«Исповедайте… да исцелеете» – из Соборного послания ап. Иакова, V, 16.

Стр. 260. Лев… в огонь посадил же такова вора . – Лев (ум. ок. 780 г.), епископ Катанский. В Житии его (память 20 февраля) рассказывается о сожжении им неуловимого для светских властей волхва Илиодора.

Стр. 261. отец Авраамий – инок Авраамий. См. прим. к стр. 72.

…83, июля в 7 день, в среду – то есть 7 июля 1675 г.

Стр. 262. Посылайте деньги мои к жене моей и детям… – Семья Аввакума в это время находилась на Ме-зени.

Стр. 263. Инок Епифаний – один из пустозерских «соузников» протопопа. См. прим. к стр. 59.

«Совет святым отцем преподобным»

Это послание, возможно, не имеет в виду определенных адресатов, а обращено ко всем старообрядцам, живущим замкнутыми общинами, в скитах, и содержит указания и советы Аввакума своей пастве относительно внутриобщинного уклада жизни (подобно письму «отцам святым и преподобным маткам»). Послание написано, очевидно, вскоре после смерти царя Алексея Михайловича (29 января 1676 г.) – в нем рассказывается о страшной кончине царя, по старообрядческой легенде, постигшей его за разрушение Соловецкого монастыря.

житие протопопа аввакума, житие аввакума
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века.

У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала. В отличие от канонических житий, здесь много бытовых подробностей, например, о жене, о хорошем отношении к ней. Композиция тоже имеет отличительную особенность — житие заканчивается не смертью (так как это автобиография).

Автобиография

Аввакум описывает свою биографию. Родился в нижегородских пределах, за Кудмою в селе Григорове в семье священника Петра. По благословению матери женился на дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 22 год стал диаконом, в 22 священником, в 28 лет стал протопопом. На момент написания автобиографии Аввакуму было 50 лет. Будучи священником, обличал скоморохов, блудодеев и бреющих бороды. Затем Аввакум сообщает о реформах Никона, когда «от дьявола житья не стало». После чего он был отправлен в Сибирь (Тобольск, Енисейск, Братск). Описывает Аввакум свое плавание в сопровождении Афанасия Пашкова по Большой Тунгуске, озеро Байкал и путешествие в Даурскую землю на Нерчу рядом с Мунгальским царством. Затем, после опалы патриарха Никона, три года возвращался в Москву. Однако в Москве Аввакум не задержался и вновь был сослан в Пустозёрье. Здесь он написал своё житие. Его держали 15 лет в земляной тюрьме, но «остался упорен» и 14 апреля 1682 года был сожжён в срубе дерева вместе с иноком Епифанием и другими старообрядцами.

Отрывок из «жития»:

Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».

Богословие

В богословии Аввакум опирается на Дионисия Ареопагита, различая у Бога имена истинные и похвальные. Истинных имен только 4: сый, свет, истина, живот. Аввакум сетует, что реформаторы (новолюбцы) убрали из Символа Веры упоминание об истинном характере Святого Духа. Основываясь на Дионисии, которого он продолжал считать учеником Павла, Аввакум защищает сугубую аллилуйю, которую утвердил Василий Великий: аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже! Поскольку «слава Богу» это и есть перевод аллилуйи, то включать ещё одну аллилуйю в это песнопение — значит славить не Троицу, а Четверицу. Вера кафолическая, писал Аввакум, есть вера в единаго Бога в Троице. Рим отпал от Церкви, а с ним отпали и ляхи. Православие «пёстро», поскольку греческая церковь сильно пострадала от турецкого завоевания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *