Просветители Кирилл и мефодий

Просветители Кирилл и мефодий

Просветители славян – святые Кирилл и Мефодий

За сто с лишком лет до крещения Руси, почти в одно время с основанием Русского государства, совершилось великое дело в истории христианской церкви – впервые раздалось в храмах слово Божие на славянском языке.

В городе Солуни (ныне – Салоники), в Македонии, населенной по большей части славянами, жил знатный сановник-грек по имени Лев. Из семерых сыновей его двоим, Мефодию и Константину (в монашестве Кирилл), на долю выпало совершить великий подвиг на пользу славян. Младший из братьев, Константин, уже с детства поражал всех блестящими способностями и страстью к учению. Он получил хорошее домашнее воспитание, а затем в Византии закончил свое образование под руководством лучших учителей. Тут страсть к наукам развилась в нем с полной силой, и он усвоил всю доступную ему книжную мудрость… Слава, почести, богатства – всякие мирские блага ждали даровитого юношу, но он не поддался никаким искушениям – всем соблазнам мира предпочел скромное звание священника и должность библиотекаря при церкви Святой Софии, где мог продолжать свои любимые занятия – изучать священные книги, вникать в дух их. Его глубокие знания и способности доставили ему высокое ученое звание философа.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Древняя фреска в соборе св. Софии, г. Охрид (Болгария). Ок. 1045 г.

Старший брат его, Мефодий, пошел сначала другой дорогой – поступил в военную службу и несколько лет был правителем области, населенной славянами; но мирская жизнь не удовлетворила его, и он постригся в монахи в обители на горе Олимп. Братьям не пришлось, однако, успокоиться, одному – в мирных книжных занятиях, а другому – в тихой монашеской келье. Константину не раз приходилось принимать участие в спорах по вопросам веры, защищать ее силою своего ума и знаний; затем он должен был с братом по желанию царя отправиться в землю хазар, проповедовать Христову веру и отстаивать ее против евреев и мусульман. По возвращении оттуда Мефодий крестил болгарского князя Бориса и болгар.

Вероятно, еще раньше этого задумали братья перевести для македонских славян священные и богослужебные книги на их язык, с которым могли вполне освоиться еще с детства, в родном своем городе.

Для этого Константин составил славянскую азбуку (алфавит) – взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. Всех букв в первой славянской азбуке набралось 38.

Важнее изобретения азбуки был перевод главнейших священных и богослужебных книг: переводить с такого богатого словами и оборотами языка, как греческий, на язык совсем необразованных македонских славян было делом весьма трудным. Приходилось придумывать подходящие обороты, создавать новые слова, чтобы передать новые для славян понятия… Все это требовало не только основательного знания языка, но и большого таланта.

Труд перевода не был еще кончен, когда по просьбе моравского князя Ростислава Константин и Мефодий должны были отправиться в Моравию. Там и в соседней Паннонии уже раньше начали распространять христианское учение латинские (католические) проповедники из Южной Германии, но дело шло очень туго, так как богослужение совершалось на латинском языке, вовсе непонятном народу. Западное духовенство, подчиненное римскому папе, держалось странного предрассудка: будто совершать богослужение можно только на еврейском языке, греческом и латинском, потому что надпись на Кресте Господнем была на этих трех языках; восточное же духовенство допускало слово Божие на всех языках. Вот почему моравский князь, заботясь об истинном просвещении своего народа Христовым учением, и обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию сведущих людей, которые учили бы народ вере на понятном языке.

Повесть временных лет. Выпуск 6. Просвещение славян. Кирилл и Мефодий. Видеофильм

Император поручил это важное дело Константину и Мефодию. Они прибыли в Моравию и ревностно принялись за труд: строили церкви, начали совершать богослужение на славянском языке, заводил и учил ища. Христианство не по виду только, а по духу стало быстро распространяться среди народа. Сильную вражду возбудило это в латинском духовенстве: клеветы, доносы, жалобы – все пошло в ход, лишь бы погубить дело славянских апостолов. Они принуждены были даже ехать в Рим – оправдываться перед самим папою. Папа внимательно исследовал дело, вполне оправдал их и благословил их труды. Константин, изнуренный работой и борьбой, не поехал уже в Моравию, постригся в монахи под именем Кирилла; он скоро скончался (14 февраля 868 г.) и погребен был в Риме.

Все думы, все заботы святого Кирилла пред смертью были о его великом деле.

– Мы, брат, – говорил он Мефодию, – тянули с тобой одну борозду, и вот я падаю, кончаю дни мои. Ты слишком любишь наш родной Олимп (монастырь), но ради него, смотри, не покидай нашего служения – им ты скорей можешь спастись.

Папа возвел Мефодия в сан епископа Моравии; но там в эту пору начались тяжелые смуты и усобицы. Князь Ростислав был изгнан своим племянником Святополком.

Латинское духовенство напрягло все силы против Мефодия; но несмотря на все – на клеветы, обиды и гонения, – он продолжал свое святое дело, просвещал Христовой верой славян на понятном им языке и азбуке, книжным учением.

Около 871 г. он крестил Боривоя, князя Чехии, утвердил и здесь славянское богослужение.

Скончался святой Мефодий 6 апреля 885 г.

По смерти его латинскому духовенству удалось-таки вытеснить славянское богослужение из Чехии и Моравии. Ученики святых Кирилла и Мефодия были изгнаны отсюда, бежали в Болгарию и тут продолжали святой подвиг первоучителей славян – переводили с греческого языка церковные и поучительные книги, творения «отцов церкви»… Книжное богатство все росло и росло и как великое наследие досталось нашим предкам.

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Болгарская икона 1848 г.

Церковнославянская письменность особенно процветала в Болгарии при царе Симеоне, в начале X в.: было переведено множество книг, не только необходимых для богослужения, но и сочинений разных церковных писателей и проповедников.

Сначала готовые церковные книги шли к нам из Болгарии, а потом, когда и между русскими появились грамотные люди, книги стали переписываться и у нас, а затем и переводиться. Таким образом, с христианством вместе явилась на Руси и грамотность.

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.
Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев
Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой. Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни. Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей. Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.
В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы. На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним. Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям. Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.
Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси
После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных. День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму.

Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве. Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.
В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.
Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.
Тропарь, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.
Кондак, глас 2:
Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.
Величание:
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.
Молитва:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святые Кирилл и Мефодий сыграли немаловажную роль в развитии и просветительстве православных христиан. Их достижения сделали весомый вклад в будущее человечества и его совершенствование. Память их чтят 24 мая церковным богослужением.

Жизненный путь братьев. Славянские просветители, апостолы Кирилл и Мефодий были родными братьями, которым посчастливилось родиться в знатной и одновременно благочестивой семье.

Жили они в купеческом греческом городке под названием Солуни. Первоучитель Мефодий был старшим братом, а апостол Константин – самым младшим в семье. Интересно то, что Константин в более зрелом возрасте решил переименовать себя, приняв монашеское имя Кирилл. Что касается старшего брата, то его поначалу привлекала воинская служба. Он являлся руководителем в одном из славянских княжеств — это дало ему уникальную возможность изучить богатый славянский язык. Проработав там около десяти лет, он понял, что призвание святителя заключается в службе Богу, а потому принял монашество и ушел жить в монастырь, пребывающий на склоне горы Олимп. А Кирилл до своего совершеннолетия находился около родительского крыла, обучаясь вместе со знатными детьми. Он отличался от них своим добрым сердцем и ясным умом, а потому ему присвоили звание Философа. Данный титул в то время был невероятно весомым в обществе, по этой причине апостола вскоре призвали на должность хранителя библиотеки Православной Церкви. Но юноше там не нравилось, и через несколько месяцев работы он принял решение сбежать из города и уйти в монастырь. Но Константину не дали уйти – разыскав его в окрестностях, власти определили молодому человеку должность учителя философии в школе Константинополя.

Вскоре, после длительных путешествий по славянским государствам, Константин попросил помощи у своего старшего брата и нескольких учеников, с намерением создать славянскую азбуку для просветительства христиан. За несколько месяцев они осуществили задуманное и начали переводить на славянский язык те книги, которые были основными во время проведения богослужения. В 863 году они завершили благое дело и поехали в Моравию, чтобы учить православный народ и священников богослужениям на славянском языке. Не всегда их начинания приносили плоды, ведь у братьев образовалось много завистников среди прочих епископов, которые не хотели признавать новый язык.

Когда они отправились в Рим, то просветитель Кирилл тяжело заболел. Когда он спал, к нему во сне предстал Иисус Христос, известившись мужчину о скорой смерти. 14 февраля 869, в возрасте 42-х лет апостол Кирилл умер в мире и спокойствии. Мощи апостола хранятся в соборе святого Климента, куда ежегодно съезжается большое количество прихожан, чтобы исцелить физические недуги или помолиться за родных и близких. Стоит отметить, что перед отходом в мир иной, Константин заповедовал своему брату продолжать святую миссию – заниматься просвещением славянских народов, обучая их азбуке и Божьему Слову.

Очень трагично сложилась судьба Мефодия после кончины младшего брата. Его решили посадить в тюрьму за то, что он распространял священные книги на латинском языке. Апостола упрекали в том, что новый язык в религии недопустим, а потому иск его врагов был удовлетворен. После освобождения он продолжил учить славянскому языку православных христиан, но немецкие епископы снова решили вмешаться в его работу, подав очередной запрос в Рим. К счастью, теперь Мефодий уже сумел оправдать себя и свое учение, а потому его отправили жить в столицу Моравии – Валеград. Скончался известный просветитель 6 апреля в 885 году.

I
Почти за сто лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось на земле слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата, Кирилл и Мефодий, которые получили наименование первоучителей славянских.

Кирилл (в мире Константин) и Мефодий родились в греческом государстве, в городе Солуни. Отец их был очень знатный вельможа. Мефодий сначала служил в войске, а потом долгое время управлял областью, населенною славянами. Но мирская жизнь была Мефодию не по душе, он желал посвятить себя на служение Богу. Мефодий оставил свою должность, удалился в обитель и постригся там в иноки. Кирилл с детства отличался блестящими способностями и успехами в учении. Сначала он воспитывался дома, а потом был взят во дворец и учился вместе с малолетним императором. По окончании учения Кирилл принял сан священника и заведывал богатою библиотекою. Тут он еще более просветил свой ум и обогатился познаниями. Но подобно своему брату Мефодию, Кирилл любил уединение; он скоро оставил свои занятия и удалился к брату в обитель.

Когда Кирилл и Мефодий проживали в обители, к греческому императору прибыли послы от князей славянских из Моравии и Паннонии. Послы эти сказали императору:
«Народ наш отрекся от язычества и держится веры христианской; но у нас нет учителя, который мог бы объяснить нам эту веру на нашем родном языке. Просим тебя, государь, позаботься о нашем спасении и пришли к нам такого наставника!» Император посоветовался с патриархом. Решили, что дело это можно поручить только Кириллу и Мефодию, так как оба брата хорошо знали славянский язык и уже ходили на проповедь.

До того времени у славян не было азбуки, не было и книг на славянском языке. Но это не смутило братьев-проповедников. Кирилл решился составить азбуку и перевести Евангелие на славянский язык. Приступая к такому святому делу, Кирилл постился сорок дней и усердно молил Бога о помощи. В трудах ему помогал Мефодий. В 862 году перевод Евангелия был окончен и братья отправились в Моравию. Греческий император писал моравскому князю: «Бог увидел твою веру и ревность. Он открыл для вашего языка письмена, которых вы еще не знаете. Мы посылаем к тебе того самого мужа, чрез которого Господь явил эти письмена, мужа достойного и ученого».

III

По прибытии в Моравию Кирилл и Мефодий ревностно занялись святым делом: они просвещали народ, учили славянской грамоте, вводили богослужение на славянском языке. Сам князь моравский помогал братьям-проповедникам и строил церкви, в которых богослужение совершалось на родном народу славянском языке.
Это очень не нравилось немцам, и они стали нападать на Кирилла и Мефодия. Немецкие священники утверждали, что Евангелие можно проповедовать только на трех языках: еврейском, греческом и латинском, ибо на этих трех языках была начертана надпись на кресте Господнем. Кирилл на это говорил: «Не на всех ли одинаково падает дождь небесный? Не всем ли людям Господь желает спасения, не для спасения ли всех Он пришел на землю? А потому не все ли люди должны славить и благодарить Его? Как же вам не стыдно признавать только три языка, а остальные народы заставлять быть немыми и глухими?..» Наконец Кирилл и Мефодий были потребованы в Рим к папе. Папа, однако, оправдал проповедников и благословил их дело.

Но Кириллу не пришлось уже вернуться в Моравию. Тяжелые труды так расстроили его здоровье, что он в Риме сильно занемог и скончался сорока двух лет от роду (в 869 году). Пред своею кончиною Кирилл принял монашество. Он убедительно просил брата своего Мефодия не бросать начатого дела.

«Брат мой!

— говорил Кирилл. — До сих пор мы были с тобою, как бы два вола, запряженные в один плуг; вот я умираю и падаю на борозде. Но молю тебя, не оставляй нашего дела, ибо этим подвигом ты скорее спасешься, чем в своей обители».

По смерти Кирилла Мефодий быль возведен в сан епископа.
Такое возвышение Мефодия привело в ярость его противников. Начались на него новые клеветы и гонения. На этот раз враги Мефодия восторжествовали. Между моравским князем и немецким императором возникла война; моравский князь был побежден и в столице Моравии поселились немецкие наместники. Этим и воспользовались враги Мефодия; они схватили его и отправили на заточение в немецкую землю. Здесь Мефодий подвергался разным мучениям, но Бог хранил его. Ученики Мефодия и сам Мефодий не раз жаловались папе, но немцы были сильны, и папа на эти жалобы не обращал никакого внимания. Так продолжалось почти три года. Наконец, когда немцы были изгнаны из Моравии, Мефодий был освобожден и вернулся к своей пастве. Гонения на Мефодия и после того не прекращались; ему приходилось даже ездить в Рим на суд к папе; но Мефодий с твердостью переносил все гонения и притеснения. Он усердно продолжал святое дело просвещения и проповеди между славянами. Мефодий дожил до глубокой старости и скончался 6 апреля 885 года. Почувствовав приближение кончины, Мефодий собрал своих учеников-священников и заповедал им жить по слову Божию.

По смерти Мефодия латинское духовенство вытеснило все-таки славянское богослужение в Моравии. Ученики Кирилла и Мефодия ушли к болгарам (дунайским) и продолжали здесь подвиги первоучителей, переводя священные и богослужебные книги на славянский язык. Язык этот ничем не отличается от того языка, на котором говорили наши предки славяне. Поэтому, когда была принята христианская вера на Руси, из Болгарии были привезены священные и богослужебные книги, написанные на родном для русского народа языке. С того времени началась на Руси грамотность.

В 1885 году, 6 апреля, исполнилось тысяча лет со дня кончины святого Мефодия. Во всей православной России этот день праздновался очень торжественно; в церквах происходили крестные ходы и совершались молебны; с этого дня при богослужении положено поминать: «Иже во святых отец наших Кирилла и Мефодия, учителей словенских».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *