Пророк исайя ветхозаветный евангелист

Пророк исайя ветхозаветный евангелист

Биография

Началось его пророческое служение в возрасте 20 лет с видения Бога на высоком и превознесенном престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».

Пророк Исайя начал пророчествовать в 747 году до н. э., во времена царя Озии. Начало пророчествований Исаии пришлось на период правления царей Азарии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков.

Согласно канону, Исаия — автор библейской книги Исаии. У православных христиан память Исаии отмечается 9 (22) мая, у католиков — 6 июля.

Библейское предание гласит, что евреи отошли от Бога, когда по царству Иудее распространилось идолопоклонство. Древним евреям приходилось противостоять постоянным набегам и нападениям со стороны соседнего Царства Израиля и Сирии. С целью обезопасить царство Иудею от вторжения сирийцев, цари Иудеи заключили союз с ассирийским царём, налагая на евреев бремя тяжёлой дани.

Пророчества

  • Известная фраза Исайи о Царствии Небесном: «перекуют мечи свои на орала, и ко­пья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (Ис. 29:13).
  • Исайя говорит о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества (Ис. 40:12-31):

«кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча ; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. (Ис. 40:18-22)

  • Отрицает возможность постижения разума Божия: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28).
  • Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа (Ис. 45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (Ис. 25:1), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19).
  • Дамаск будет разрушен (Ис. 17:1).
  • В книге пророка Исаии содержится одно из первых описаний Небесного Иерусалима — символа грядущего Царства Божия — показанного Исаие в видении.

Мессианские пророчества

В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии. Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:

  • о рождении Мессии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис. 7:14), «ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
  • о служении: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1).

Пророчество о Египте

«Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. «И предам Египтян в руки властителя жестокого», и свирепый царь будет господствовать над ними. Говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис. 19:1-4).

Пророчество об Израиле (еврейском народе)

Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, и место их займут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии (ныне Ирак). «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (Ис. 19:23).

Часть пророчества рассматривается как пророчества о восстановлении государства Израиль:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай“; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис. 43:5-7).
  • «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис. 66:8)

Кто такой Исаия и чем он заслужил дар пророчества

За 700 лет до новой эры, рождения Иисуса Христа в царском роду, в семье Амоса появился мальчик Исайя, которого воспитывали по законам Творца и в страхе перед Богом. В книге самого пророка сказано, что по достижению зрелости Исайя женился на девице, которая обладала даром пророчества, и у них родился сын Иасув.

По Божьему призванию пророк служил при дворах нескольких царей:

  • Озии;
  • Иафама;
  • Ахаза;
  • Езекия;
  • Манассии.

Еврейский народ был создан по милости Божьей, и Творец, как любящий Отец, всегда оберегал его, но и наказывал. Чтобы остановить нечестивые действия иудеев, Бог посылал к ним пророков со Своими посланиями, центральным местом которых было обетование прихода Мессии.

В дни, когда евреи встали на путь нечестия, Исаия увидел Всевышнего, который сидел на царском великолепном престоле в тронном зале величественного небесного храма в окружении шестикрылых Серафимов.

Серафимы, летая на двух крыльях, двумя прикрывали очи, двумя закрывали ноги, постоянно сотрясали столпы храма восклицаниям о том, как свят Господь Саваоф.

Богобоязненный пророк знал, что у всех земных людей нечистые уста и окружение их нечисто, чувство страха парализовало его. После признания греховности к Исаии был послан Серафим, держащий клещами горящий уголь из алтаря Бога. Он приложил уголь к устам грешника и тем самым очистил его по воле Господней от всех грехов.

Внезапно раздался Господний голос, спрашивающий, кого Богу послать к иудеям, чтобы обратить их на путь истинный, отказавшись от поклонения идолам. Вызвался Исайя. Сам Творец пообещал простить и помиловать тех, кто придет к Нему с покаянием. Твердолобых и упрямых ожидает кара Господня и Божья казнь.

Творец сообщил пророку, что это поколение иудейского народа будет уничтожено, но от него родится новое племя, которое будет жить в святости.

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.

Окончание земного пути

Поручив от Всевышнего послание вернуть иудеев на путь служения единому Богу, Исайя непрерывно обличал народ в идолопоклонстве, лицемерии, фальшивом поклонении Истинному Творцу. Особенно доставалось в его обличениях царю Манассии и богачам, которые для видимости соблюдали религиозные обряды, давно потерявшие свою духовную силу, угнетали нищих, сирот и вдов.

Призывы к покаянию не достигали ушей ослепшего от грехов народа.

Разъяренный царь Манассия приказал казнить непокорного пророка, распилив его пополам деревянной пилой. Тело святого Исайя было похоронено недалеко от чудом сотворенного родника Силоам. В дальнейшем царь Феодосий Младший перенес мощи пророка в Константинополь и положил в церкви св. Лаврентия.

Частицу головы пророка ныне хранит и Хилендарский монастырь Афона.

Исаия пророк (спасение Иеговы) (4Цар. XX, 1) – один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат ц. Ама- сии, как гласит иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророче­ствовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис. VII:3, VIII:3, 18). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, имен­но: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали сера­фимы и взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: Горе мне! погиб я!..

Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горя­щим углем, взятым клещами с жертвенни­ка, уст Исаии и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищены. И сказал ему Гос­подь: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия отвечал: Вот я, полти меня! (Ис. VI). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царство­вания Озии (VI, 1) , за 759 лет до Р. X., и продолжалось более 60 лет. Из II кн. Пар. (II Пар.XXXII, 32) можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению ц. Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: «были перепиливаемы» (Евр. XI, 37) относятся именно к пр. Исаии. Пророчества пр. Исаии отмечаются удивительной ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать, напр., на его пророчества о рождении Спасителя от Девы (Ис.VII, 14) и страданиях Спасителя (Ис. LIII). По удивительной ясности пророчеств Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *