Проповедь о единстве

Проповедь о единстве

Святые отцы древности о единстве и соборности Церкви

Часть 1

Мысль о единстве Церкви утверждает в своих письмах священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Ефесянам он пишет: «…ваше знаменитое, достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом». . Как условие единства Церкви, Игнатий Богоносец представляет общую молитву, а наипаче Евхаристию: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя Хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви! Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится». . «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (1)

Но вожделенное единение должно быть основано на истине, а не на равнодушии к ней, о чем святой Игнатий пишет в Послании к Траллийцам: «…прошу вас не я, но любовь Иисуса Христа, — питайтесь одной христианской пищею, а от чуждаго растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть». (2). Итак, отлучающий себя от единства с Церковью находится в опасности вечной погибели. Эта мысль продолжена в Послании к Филадельфийцам: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия, пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места». (3).

В «Послании к Диогнету» одной фразой прекрасно выражен идеал единства Церкви: «что в теле душа, то в мiре христиане».(4). Церковь — это одна душа. Указанную мысль, можно сказать, подхватывает священномученик Ириней Лионский в трактате «Против ересей»: «Приняв это /изложенное выше — св.-к Сергий Карамышев/ учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему мiру… тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мiре языки различны, но сила Предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют Предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мiра. Но как солнце — это творение Божие — во всем мiре одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с этим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое — не умаляет» (5).

Святой Ириней наставляет, что чуждые Церкви не способны приносить Богу жертвы, Ему приятные, и не способны участвовать в небесных Таинствах: «…чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, ибо они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу… мы приносим Ему то, что Его; последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей — из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (6).

Далее священномученик Ириней наставляет, как подобает распознавать истинных служителей Божиих от волков: «…надлежит следовать тем пресвитерам Церкви, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Рассекающие же и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам». (7).

Священномученик Киприан Карфагенский в «письме к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима» образно представляет грех раскола: «Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получив ваше письмо, потому что у меня всегдашняя цель и желание — содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо. Вы же извещаете о безчинных и коварных замыслах Фелициссима, о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Церкви Христовой» (8). Логика здесь такова: разрывающий Церковь расторгает члены Христовы, т.е. становится богоубийцей — потому что убивает Бога в душах людей, отпадающих по его злобе от Церкви.

Отстаивая свое мнение о том, что подобает крестить еретиков, не приявших ранее Таинства от Церкви, святой Киприан говорит, что Святой Дух чужд еретическим сборищам, поэтому там не могут совершаться Таинства: «Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: «Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: «От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей» (Притч. 9, 8). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого… Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к которому относятся следующие слова Господа: «и всё, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис. 19, 22)… Эту истину утверждает и сам вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в жизнь вечную и в оставление грехов через святую Церковь?» — то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви… кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершить духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему через святых… чтобы ему, впавшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу. Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их крещение… Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т.к. и Крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь… одна» (9).

Святой Киприан именует еретиков антихристами и духовными мертвецами. В письме к Римскому епископу Стефану он опровергает мнение последнего, будто не следует крестить никого из обращающихся к Церкви от ереси. То же он делает и в письме к Помпею: «Если же рождение христиан совершается в Крещении, а рождение и освящение Крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу, то где же, от кого и для кого родился тот, кто не есть сын Церкви, чтобы он мог иметь отцом своим Бога, не имевший прежде матерью своею Церковь? Но если таким образом не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не могут иметь у себя освящения спасительного Крещения, то к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу…? Воздает ли славу Богу тот, кто утверждает, что и от прелюбодейцы и блудницы, вне Церкви, рождаются чада Божии?» (10).

Мы видим, что святым отцам древности, когда Церковь была менее терпима со стороны внешних сил и более гонима, чем сейчас, даже в ум не приходило составлять какие бы то ни было политические союзы с еретиками или раскольниками. Не то сейчас. А.С.Хомяков, бывший непосредственным свидетелем начавшихся процессов объединения религиозных обществ Европы в политические союзы, писал по этому поводу: «Перед ними быстро растет неверие, не то, которым отличался восемнадцатый век, не неверие властей, богачей и ученых, а неверие масс, скептицизм невежества — это законное исчадие рационализма, явного или переодетого, в продолжение стольких веков слывшего в Европейском мiре за веру. Страх, овладевший западными религиозными партиями, наталкивает их не на примирение (оно невозможно), а на переговоры о временных союзах; но этим только обличается слабость, рас​ширяется область сомнения и увеличивается грозящая опасность… Самое стремле​ние к такой сделке уже вредит делу, как верный признак страха, бессилия и отсутствия истинной веры. Хри​стиане первых веков не испрашивали содействия Маркионитов или Савеллиан. Лет сто тому назад, ни папи​сты, ни протестанты, даже не подумали бы приглашать друг друга действовать сообща. Ныне нравственная их энергия надломлена, и отчаяние наталкивает их на путь очевидно ложный; ибо не могут же они не понимать, что если (в чем я не сомневаюсь) одно Христианство всесильно против неверия и заблуждения, то наоборот, в десятке различных Христианств, действующих со​вокупно, человечество, с полным основанием, опознало бы сознанное безсилие и замаскированный скептицизм» (11).

Это было писано всего за полвека до печальных событий, о которых повествует еп. Фотий. Столь мало потребовалось времени, чтобы совратить некоторых представителей православной иерархии к исповеданию идеи единства, чуждого истины, стремящегося лишь к временным, земным «миру и безопасности».

Строительство горнего Иерусалима близко к завершению. Живые души, составляющие торжествующую Церковь первенцев, спаянные между собой любовью в Боге, готовы явиться в нетленной славе. Спешит и устроитель антицеркви, всемiрного Вавилона, во главе которой будет поставлен антихрист. Падший херувим уловляет души, не утвержденные в истине, в тщетной попытке сравнять свое строение с горним Иерусалимом. Ему помогают вольные каменщики, ограждая стенами из человеческих душ сатанинское капище. Но над ним уже произнесен приговор: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу…» (Откр. 18, 2). Однако здесь же сказано и другое: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18, 4). Если «Вавилон» переводится как смешение, ясно, что смешение религий будет иметь в нем первенствующее значение; за ним уже без всякого надрыва последуют смешение национальное и культурное, что принято теперь называть мультикультурализмом. Однообразие серой массы, стада кастрированных, лишенных личностного начала людей, торжество разложения — вот что уготовано Вавилону прежде его окончательного поражения.

Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на учении древних отцов, пишет по этому поводу: «Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество — ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с мiром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу… Члены этой неверной Христу церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мiра сего… будут проповедовать исключительно мечом и золотом». (12).

Нынешний Запад весьма основательно приблизился к «идеалу» всемiрного Вавилона, поэтому общение в особенности с его религиозными обществами не может принести ничего, кроме зла и растления. Единство, основанное на чисто политических интересах, не может распространиться на Небо — оно умрет на земле. Демократическое смешение ересей будет в разы дальше от истины, чем любая, отдельно взятая, ересь.

Поэтому А.С.Хомяков так продолжает свою мысль: «Как члены Церкви, мы — носители ее величия и достоинства, мы — единственные, в целом мiре заблуждений, хранители Христовой истины. От​малчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству; но мы были бы хуже чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали при​зывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины, и, потеряв веру в божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы вы​соко не стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви: то, в области веры, он может быть толь​ко учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу — обра​титься». .

Учение древних отцов Церкви и даже последние слова, направленные на ограждение истины от ее смешения с ложью, обычно воспринимаются людьми, не принадлежащими к Церкви, как гордость и превозношение. Но именно в этом обвиняли в свое время Христа. Так что не стоит удивляться, когда верным Христу достается подобная участь. Вспомним слова царя и пророка Соломона, обличающие помышления врагов Божиих: «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных, и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его; ибо если этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих…» (Прем. 2, 16-22). Так поступят устроители всемiрного Вавилона, когда их власть достаточно укрепится. Непокорных объявят гордецами и человеконенавистниками, губителями всеобщих прав и свобод. Будут требовать, как древние язычники от первых христиан воскурять фимиам перед идолами современности, а несогласных — гнать и убивать.

(Продолжение следует)

Примечания

1. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание е Ефесянам. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. — С. 72.

2. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Траллийцам. // Там же. — С. 84.

3. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Филадельфийцам. // Там же. — С. 94.

4. Послание к Диогнету. // Там же. — С. 247.

5. Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. С.-Пб: Издательство Олега Бабышко, 2010. 639 с. — С. 54.

6. Там же. — С. 371.

7. Там же. — С. 395.

8. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. // Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви. М: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 365 с. — С. 128.

9. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков. // Там же. — С. 270-272.

10. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. // Там же. — С. 306-307.

11. Хомяков А.С. Несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры господина Лоранси. 1853. // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886. В двух томах. — Т. 2. — С. 86-87.

12. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. 842 с. — С. 805.

13. Хомяков А.С. Ук. соч. — С. 88.

О духовном единстве Церкви

Сегодняшний Апостол посвящен теме церковного единства. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях», – пишет апостол Павел (1 Кор. 1:10). Поговорим об этом единстве – о единстве в духе и мыслях.

Единство в духе – это невидимая молитвенная связь всех членов Единой Церкви, связь любви. Такое единство даруется Духом Святым. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом», – пишет Павел в том же послании (1 Кор. 12:13). Духовное единство Церкви – это непрекращающаяся Пятидесятница, жизнь Духа Святого в людях. Под воздействием Духа Божьего дух человеческий получает новую жизнь в Боге, и человек обретает возможность единения с другими людьми, имеющими в себе Того же Духа.

Единство в мыслях (или в учении) – это целостное принятие библейского откровения, причем правильно понятого, неповрежденного. Имеются в виду выкристаллизированные соборным разумом Церкви догматические истины о творении мира и спасении человека. Их обязаны знать все христиане, потому что это та теория, от которой рождается практика спасения – духовная жизнь каждого из нас.

О соблюдении двух сторон церковного единства (в духе и учении) Писание говорит часто, причем строго и категорично. «Умоляю вас… сохранять единство духа в союзе мира», – призывает Павел (Еф. 4:1-3). «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога», – пишет Иоанн Богослов (2 Ин. 1:9). Очевидно, что для апостолов эти вопросы носили принципиальный характер. За их словами стоят определенные духовные законы.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя отрывок, о котором мы говорим, замечает: «Бывает и то, что при согласии в мыслях еще нет согласия в духе, например, когда мы, имея одну и ту же веру, не соединены между собою любовию». Правду этих слов мы постоянно наблюдаем в жизни. Множество людей, формально исповедующих единую христианскую веру, конфликтуют и даже воюют друг с другом. Вера одна, а единства нет. Даже на бытовом уровне нельзя не замечать, что вот человек, который верует как и ты, из одной Чаши с тобой причащается – но, общаясь с ним, понимаешь, что вы не одного духа. Точно так другие могут думать и о нас. Это происходит оттого, что все мы не позволяем таинству веры действовать глубоко в нашем сердце. Мы часто ставим выше нашей веры те или иные наши убеждения (точнее, заблуждения) – политические, например, или же нашей верой руководят самые обычные человеческие страсти.

Вспомним эпизод из Евангелия, когда апостолы хотели сжечь самарянский город огнем из-за того, что его жители не пропускали Иисуса на пути в Иерусалим. Спаситель тогда сказал им: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55). Почему апостолы услышали такие слова? В то время еще не вера руководила их жизнью, но их страсти руководили их верой. Они действовали согласно своим земным представлениям о предназначении духовных даров. На тот момент они еще жили не Духом Божиим, но духом мира сего. Нужно было чудо Пятидесятницы, чтобы в мировоззрении, а лучше сказать – в духе апостолов произошел коренной перелом. Именно поэтому день Пятидесятницы и считается днем рождения Церкви. Если бы христианская церковь строилась на мирском духе, она бы давно разрушилась.

Итак, мы должны быть очень внимательны к тому, какого духа наша вера. Мы можем назубок знать православное вероучение, любить службу, читать Писание, приступать к таинствам – но духом сгнить. Гнилых христиан очень много. Время от времени эта гниль выходит через раны гонений, когда Господь в хирургических целях пускает нам кровь – точнее, мы сами пускаем ее друг другу по попущению Божьему. А потом эта зараженная кровь вновь копится, и христиане вместо духовного благоухания начинают издавать зловоние.

Как же можно оградить себя от этого загнивания духа? Трудно найти правила, гарантирующие безопасность. Духовная поврежденность человека есть великая тайна: «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18:3). Тайна беззакония ведет в глубину человеческого сердца и там теряется от нашего поверхностного взора. Где-то на самом дне души совершается отречение от Христа. Это страшное дело происходит настолько тайно, что сам человек может этого не заметить и обманывать себя всю жизнь, думая, что он примерный христианин и очень любит Бога. При этом он может быть кем угодно – мирянином, монахом, священником, епископом. Вместо евангельской заповеди «отвергнись себя и возлюби Бога и ближнего» человек возлюбляет себя, а Бога и ближнего отвергается, превращаясь в гроб окрашенный, полный костей и всякой нечистоты. От каждого такого единичного случая страдает и церковное единство.

Будем внимательны к себе, братья и сестры! Давайте правильно понимать единство церковное. Это не мирское единство множества – «нас много и мы всех шапками закидаем». Церковное единство есть соединение душ в покаянии, богопознании, новой жизни во Христе. Наедине с Богом, внутри своего сердца каждый из нас решает эту задачу. Все остальное – лишь плоды главного решения в нашей жизни. Дай Бог, чтобы оно было правильным.

Христос, знающий все тайны нашего сердца, да подаст нам чуткость души в самом важном и трудном выборе – выборе духа жизни, духа веры. И пусть наш выбор подарит нам и самое главное в жизни единство – единство в духе и мыслях, единство с Богом и ближними.

Христианство.

ЕДИНСТВО ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Воссоединение христианских церквей

Пока воссоединения христианства не произошло, пока Восьмой вселенский собор (или несколько последовательных соборов) не рассмотрят весь объём старой догматики и не внесут в него ряд тезисов, основанных на духовном опыте последней тысячи лет, пока они не санкционируют наивысшим авторитетом воссоединенного христианства тезисы учения Единства, до тех пор эти тезисы могут, конечно, исповедоваться, утверждаться, проповедоваться, но не должны быть отлиты в замкнутые, завершенные, безусловные формы, рекомендуемые к исповеданию всем христианам.
Осуществление союза между христианством и другими религиями и культами «правой руки».
«…пока преграды между мировыми религиями не будут устранены или, по крайней мере, понижены; пока не будет обретён такой религиозный угол зрения, под которым догматика христианская и догматики других религий правой руки окажутся не исключающими друг друга, а взаимно дополняющими; чтобы могли объединиться все христианские церкви на новых началах, а другие религии приблизить тесно к себе на основе свободной унии (союза)».
© Даниил Андреев

***

Почти с самых первых своих дней Церковь Христова страдает от разделений и внутренней борьбы. Существующее состояние раздробленности многие воспринимают как нечто нормальное и пытаются строить Царство Божье только в «своем лагере». Зачем думать о единстве, когда именно другие создают проблему? Зачем терять силы и время в погоне за недостижимой целью? Ведь Господь наделил нас дарами и благословил помазанием! Неужели, имея все это, мы не справимся со строительством Его Царства? Единство в глазах Господа ценится исключительно высоко. Единство верующих Господь вознаграждает богатейшими обетованиями из Своего Слова.

Враг побеждается единством

Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча.
Левит 26:8
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, И не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения.
Филиппийцам 1:27-28
Наше единство является для врага сигналом о его поражении и погибели! Поэтому силам тьмы отнюдь не безразлично, как мы относимся к другим христианам. Они предпринимают все возможное, чтобы не допустить возникновения истинного единства.

Единство высвобождает Божье благословение

Следующее событие из книги Деяний — это не просто описание прошлого, но образец Божьего действия. И я убежден, что он должен и будет повторяться.
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
Деяния 4:32-33
Великая сила демонстрации воскресения Господа, т. е. исцеления, чудеса, сила обличения и другие мощные проявления Духа Святого, была дана апостолам, так как у верующих было одно сердце и одна душа. Данное единство высвобождало многие другие действия благодати Божьей. Единство является главным ключом к сверхъестественному Божьему движению. Известный, могущественно употребляемый Богом, евангелист Карлос Анакондия заметил однажды, что уровень силы Божьей в его евангелизациях целых городов Южной Америки прямо зависел от единства верующих различных церквей данного региона.
Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного.
Матфея 18:1
Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Псалом 132:1-3
Такого рода единство — это не недосягаемый идеал. Оно обетовано нам Господом и поэтому вполне достижимо. Иисус молился о единстве Своих последователей, подчеркивая, что без него неверующие не могут познать Господа. Без единства демонстрация живого Бога будет неубедительна в глазах мира, которому надлежало бы уверовать.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино; как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
Иоанна 17:20-21
Павел, будучи мудрым домостроителем, так открывал Божий план для Его народа:
… доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Ефесянам 6:13

Господь может полностью проявить Свою сущность и силу в Церкви только при условии истинного единства веры

Сбудутся ли эти слова когда-либо? Верим ли мы в незыблемость этих слов? Наш единственный образец — святое и неизменное Слово Божье, а не мученическое подвижничество исторической Церкви. Единство наступит в любом случае. Вопрос только в том, согласны ли мы платить за него цену, чтобы стать его участниками.
Кто имеется в виду под словом «все» в Послании к Ефесянам 4:13? Все ли верующие? Нижеприведенные стихи раскрывают Божий путь достижения будущей перспективы, которую видит Павел, а через него к нам обращается Сам Господь.
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения …
Ефесянам 4:11-14
Для того чтобы привести верующих к совершенству и зрелости, и таким образом к истинному единству, Господь использует пятигранное служение. Тому, кто не откроется для этого пятигранного служения в своей жизни и церкви, Божье движение, ведущее к единству, станет недоступно. Господь по-Своему совершает Свое дело. Скоро Он снарядит и воздвигнет Своих апостолов и пророков, через которых произведет великие перемены среди верующих. Слово «все» (Еф. 4:13) означает всех тех, кто примет эти служения. Река жизни проистекает от Главы во все Тело с помощью данных Богом служений. Противящийся путям Господним сам себя отрежет от жизни и засохнет. Грядущее служение принесет необходимые перемены как лично, так и коллективно.
Но что мешает единству? Как увидеть эти препятствия? Ведь здесь нужны обостренные духовные чувства, чтобы это понять не из теории богословской мысли, а на практике церковной жизни. В противном случае мы станем жертвами и виновниками, подрывающими подлинное единство.

Сущность единства

Единство новозаветных верующих — это единство в Духе (Еф.4:3). Это результат не человеческих усилий, но исключительно дело Божьей благодати. Оно доступно всем верующим, живущим по духу, для которых Христос действительно является центром и целью их жизни.
Любая попытка достигнуть единства на другом основании неизбежно обречена на провал. Согласие на уровне разума, т. е. принадлежность к опредеённой структуре и организации (конфессии, деноминации или сети), либо равнение на именитость, принесет не единство, а дальнейшее разделение Тела Христова.
Сходство форм служений и прославления, которые выражают наш стиль жизни веры, — тоже неприемлемое основание для единства. Точно так же совместные проекты и крупные мероприятия не создают и не гарантируют истинного единства.
Единство — это единство сердец, при котором ценят и уважают друг друга во взаимном доверии. А оно может развиваться лишь в любви и истине. Только Святой Дух способен создать его внутри нас. Без Его глубокого прикосновения мы останемся на уровне человеческих усилий: попытаемся создать единство своими силами. Таким образом, мы станем отрицать важность Его внутреннего прикосновения, и поэтому останемся надменными, слепыми и независимыми от Господа. Наша задача — не создавать единство, а жить в нем и хранить его.Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Верующие, достигающие единства под водительством Духа Святого, испытают присутствие славы Божьей.

Большое препятствие

Павел обращается к верующим в Ефесе: «Не давайте места дьяволу!» Если дать ему место, тогда он вторгнется в нашу жизнь, будет мучить, гнать и угнетать нас. Но что всего прискорбнее: насколько мы ему дадим место, настолько он станет использовать нас в его грязном деле разделения и ослабления Тела Христова. Дьявол — противник и раскольник. Иисус сказал перед Своими страданиями: «Вот идет князь мира и во Мне не имеет ничего».
В наше время Господь особым образом посещает церкви, вскрывая при этом состояние наших сердец. Найдет ли враг зацепку в нашей жизни?
В Послании к Галатам Павел указывает на опасности, заложенные в нашей ветхой природе:
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, (соблазны), ереси, Ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют. Галатам 5:19-21
Павел говорит коринфянам то же самое: причиной разделений среди них является их плотская жизнь.
Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? 1 Коринфянам 3:3-4
Подобное встречаем в Послании Иуды: о наглых насмешниках, которые поступают по собственным похотям, руководствуясь своей ветхой натурой: Это — люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие Духа. Иуды 19
Влечения и похоти плоти находятся в абсолютной вражде с Божьим планом. Плоть хочет жить для себя, быть на виду, в почете и превозноситься над другими. Плоть стремится к власти и наслаждается ею. Для своей безопасности она попытается размежевать верующих, отделяя их. Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Галатам 4:17

У верующих в таких духовных резервациях развивается элитарный дух. Затем «наша» часть Тела Христова с течением времени молча и незаметно начинает считаться как истинное Тело Христово. На других начинают высокомерно смотреть сверху вниз, так как они недуховные. Поэтому контакты с другими для верующих «нашей» группы становятся нежелательными и не поощряются. В то же время от подобных «блюстителей» могут исходить громкие публичные призывы к единству. Встречи с лидерами других кругов для них, плотских руководителей, — лишь пустая трата времени.
Плоть не радуется чужим благословениям, не принимает исправлений, потому что ее природа — гордость и превозношение. Для достижения своей цели плоть не брезгует ничем. Она лжива и несправедлива, лицемерна и подла. Она обвиняет, притесняет и угнетает других, осуждает всех и каждого, но никогда не принимает обличений и никому не хочет давать отчет.
Если при этом описании зла мы вспоминаем о других христианах, то давайте быстрее подумаем о том, что все мы без исключения носим в себе этот опасный потенциал. Никто не может сказать, что его сила, духовный опыт и зрелость являются гарантией тому, что мы не впадем в плотское состояние и не стать помехой для единства.
Даже Павел признавал для себя опасность превозношения. Он говорит, что ему дано жало в плоть, чтобы он не гордился из-за великих откровений (2 Кор. 12:7). Конечно, он мог бы думать, что сам избавится от этой опасности превозношения, но Господь не счел возможным полагаться на одну только скромность Своего служителя.
Если мы, верующие, ходим на поводу у плоти, тогда мы выступаем против Господа и поэтому не можем угодить Ему.
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Римлянам 8:5-8
Итак, из Писания мы видим, что плоть представляет собой величайшее препятствие для духовного единства.

Дух истины и дух лжи

Только обличительная работа Духа Святого в нашем сердце способна разрушить твердыни предубеждений и предрассудков, несущих разделения. Предрассудки — это такие суждения о других, которые мы принимаем без проверки или предварительного знакомства с людьми. Посредством предрассудков мы прячем от себя и других свои превратные намерения. Предрассудки, с одной стороны, усиливают и закрепляют наш привычный образ поведения (греховную позицию) и, с другой стороны, защищают нас от нового и «хранят» от мучительного сознания своей неправоты. Таким образом они мгновенно фиксируют наши поступки. Мы можем дойти до такой степени слепоты о своем состоянии сердца, что, даже уча других правильно и согласно Библии, в то же время сами будем поражены духовной слепотой, самообманом и гордостью, не подозревая об этом.
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. Иеремия 17:9-10
Святой Дух испытывает сердца. Только в Его свете мы видим свет. Если мы осознали свою беспомощность, то в искренней молитве посвящения мы начнем просить Его открыть нам глаза, позволяя Ему это сделать. У нас появится нужда снова и снова молиться по примеру библейских молитвенников: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. Псалом 138:23
Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой. Псалом 18:15
Тот, кто понимает, что он не застрахован от самоправедности, постарается найти выход, чтобы избавиться от иллюзий о самом себе: я ищу настоящее общение в свете с верующими для получения исправления и наставления от других. Но пока мы считаемся только с самими собой и остаемся закрытыми к мнениям, отзывам и оценкам других, мы еще независимы от Тела Христова, а значит от Самого Господа. Тогда мы ведем себя так, как будто мы — единственные на земле, кто слышат Его, и чей взгляд непогрешим. Без практического смирения, которое выражается в открытости к другим, наши слова о единстве окажутся всего лишь религиозной затушевкой, могущей обмануть нас и верующих, не способных к духовному различению. Так истинного единства не достичь.
Подлинное единство строится на любви к истине! Дух истины не терпит религиозного притворства и актерства, которые мешают настоящему единству. Божья любовь покрывает много грехов, но она не постесняется в нужный момент назвать по имени то, что разделяет. Если мы подчеркиваем только покрывающую сторону любви, то получим такое единство, которое вовсе не единство, так как оно родилось не из любви к истине, но из страха перед конфликтами, и культивируется им. Павел знал точно, когда и какой гранью применить Божью любовь на практике. Он не боялся называть лжебратьями тех верующих, которые притесняли других. Тот, кто учил по церквам покоряться друг другу и жить в мире, встречаясь с лжебратьями, вел себя отнюдь не покорно и не миролюбиво:
А вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Галатам 2:4-5
Настоящее единство невозможно без всеобщего признания основных правил общения. Эти правила касаются не столько теории, сколько повседневной практики. Честность, взаимоуважение и отказ от доминирования — это предпосылки для доверительных отношений. По этой причине Павел побуждает своего ученика Тимофея искать мира с теми, кто призывает Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22). Жить в настоящем единстве можно не с каждым верующим.
Если эти фундаментальные ценности — честность, взаимоуважение и отказ от доминирования — отсутствуют, тогда во всех случаях, если еще нет единства, надлежит руководствоваться следующим местом Писания:
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Римлянам 12:18
Дух Единства не заставит нас ждать, если мы стремимся к духовному единству. Церковь Христова должна приготовиться к нему. Поэтому Дух истины восстанет скоро против духа лжи и очистит народ Божий от высокомерия и тщеславия. Только подлинно ставший светом Божий народ способен выступить против тьмы этого мира, победить ее и отнять добычу.
Доминирующие люди обладают опасной чертой быстро вмешиваться в вопросы единства, чтобы достичь его с помощью конформизма (приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям) и послушания за счет клеветы, угроз и отлучения. Это может наблюдаться в дружбе, браке, христианских церквах и среди самих лидеров с духом доминирования. Если налицо принуждение или давление — это явное свидетельство бездуховных шагов к единству. Если человек не поддерживает определенный стиль служения или практикуемую форму единства, то его станут подозревать в несогласии, посоле чего его отстранят. Инакомыслие в таком случае становится нетерпимо, и его расценивают скорее как вражду.
Подлинное же единство возникает на почве взаимного доверия. Доверия нельзя требовать как условия для единства. Доверие возникает в моем ближнем само по себе, когда он видит, что я честен и не собираюсь злоупотреблять им.
Настоящую любовь, насажденную в нас Духом Святым, не спутаешь с дешевой подделкой, которая возникла без страданий и умирания просто как «дежурная взаимность». Подлинное рождается только через посвящение истине. Это истинность, живущая в наших личных отношениях. Часто ее надо выстрадать. Это не тусклая неисследимая истина христианских догм. Петр говорит, что любовь без истины лицемерна и корыстна. До тех пор пока истина не совершит в нас свое дело, наша любовь все еще будет содержать в себе примесь нечистоты.
Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. 1 Петра 1:22
Библия учит о том, чтобы пребывать в истине. Ее наставления просты и ясны. Они многократно повторяются в посланиях к новозаветным верующим.
… но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос… Поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Ефесянам 4:15, 25
Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его … Колоссянам 3:9
Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим Слово истины. 2 Тимофею 2:15
Рабу же Господа не должно ссориться, а быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяние к познанию истины,
Чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю. 2 Тимофею 2:24-26
Братья! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Иакова 5:19-20
Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Галатам 4:16
Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1Иоанна 3:18

Вместе пред Господом

Если у всех будет только одно желание: смиряться перед Ним, тогда открывается возможность вместе течь в Духе Святом, что повлечет за собой проявление Славы Божьей. Это Его сегодняшний план для нас. Так Сам Господь может прокладывать путь для очередных прорывов Его Царства. Божий образец никогда не меняется, и если мы хотим видеть Его дела, как в древние дни, то должны вернуться к нему.

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, И не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий. 2 Паралипоменон 5:13-14
Слава Божья придет, если мы единодушно, с искренним расположением друг к другу, в обоюдном согласии, полной свободе, без страха и недоверия будем вместе служить Богу.
Бог же терпения и утешения, да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божью. Римлянам 15:5-7
Здесь очень наглядно описан путь к славе Божьей. Качественные взаимоотношения между верующими и их совместное служение Господу — это ключ к славе. Дух Святой пойдет вместе с нами в этом направлении. Он будет проливать свет на наши взаимоотношения в Теле Христовом и призывать нас к совместному служению. Единство в Духе должно прийти. И оно придет! Настало ответственное время — время подготовки!
© http://hand-in-hand.narod.ru/journals/j-12/j-12b.htm

***

Перечислим только некоторые, наиболее яркие явления в культурной жизни стран христианского Запада 50-х гг. XX века, имеющие удивительное созвучие с идеями, изложенными в книге Даниила Андреева.
Романо-Католическая метакультура:
1. Деятельность пап Иоанна XXIII и Павла VI, созыв Второго Ватиканского собора. Католическая церковь выходит из самоизоляции и поворачивается лицом к миру, начало диалога с представителями других конфессий и неверующими. Католицизм заявляет, что «не отвергает ничего из того, что истинно и свято» в иных религиях.
2. Заметное оживление католической философии. Неотомизм Ж. Маритена вбирает в себя многочисленные постулаты чисто светской философии: фрейдизма, экзистенциализма, неопозитивизма, давая им религиозную интерпретацию. Реабилитируется творчество П. Тейяра де Шардена, в котором весь мир (а не только человек) рассматривается как эволюционирующий по направлению «к Богу». Северо-Западная метакультура. 1.Деятельность Инклингов (Дж. Р. Р. Толкина, К. С. Льюиса и др.) в Англии. О сходстве идейной базы Инклингов с Розой Мира написано уже немало, отметим лишь, что мир Инклингов гармонично соединяет в себе монотеизм и красочный мир языческих богов, в нем очень важную роль играет женственное начало, основан он на принципах всехристианской этики, и весьма остро противостоит природе Зла во всех его проявлениях. Выход «Властелина Колец» Дж. Р. Р. Толкина ознаменован также зарождением толкинизма как массового движения.
2. Начало творчества Р. Брэдбери в США, причем именно 50-е гг. оказываются в его творчестве едва ли не самыми плодотворными. «Вино из одуванчиков» выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всего дальнейшего творческого поиска писателя, в его основе – жизнелюбие, восхищение красотой и яркостью мира, и противостояние смерти во всех ее проявлениях… «Он любил и наслаждался этой любовью, учил любить все…». Сказано Д. Андреевым не о Р. Брэдбери, но вполне могло бы быть к нему отнесено. Параллельно, словно научная иллюстрация к романам Р. Брэдбери, разворачивается творчество Э. Фромма, в котором четко противопоставляются «биофилия» и «некрофилия» как базовые основания человеческого существования: стремление к гармонии с окружающим миром противостоит стремление этот мир подчинить и умертвить. Добро и Зло получают психологическую интерпретацию и вводятся как инструментальные понятия в психоанализ.
3. Зарождение массовых движений с очень ярко выраженной надконфессиональной этикой, увлечение восточными религиями (дзен-буддизмом) и социальной этикой. Хиппи, «Сан-францисская группа возрождения», и т. д.
© Д. А. Аутсайдер

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) — международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, в которую входит 348 христианских церквей, из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Римско-католической церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ) и Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария). Международное содружество христианских церквей, построенное на основе диалога и сотрудничества.
Главы церквей и христианских конфессий впервые договорились об учреждении Всемирного Совета Церквей еще в 1937 году, но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 23 августа 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ. После первой ассамблеи последовали другие в 1954 (Эванстон, США), 1961 (Дели, Индия), 1968 (Упсала, Швеция), 1975 (Найроби, Кения), 1983 (Ванкувер, Канада), 1991 (Канберра, Австралия), 1998-99 (Хараре, Зимбабве), 2006 (Порту-Алегри, Бразилия). Главный руководящий орган Совета — ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает 8 президентов и центральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями.
27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.
Экуменическая организация «Всемирный Совет Церквей» собирает на своих форумах представителей 348 христианских общин и Церквей, представляющих в общей сложности около 400 миллионов последователей Иисуса Христа. Подавляющее большинство конфессий-членов ВСЦ – протестантского толка (из крупных протестантских объединений, отвергающих членство в ВСЦ, следует упомянуть Южную баптистскую конфедерацию в США, лютеранский Миссурийский Синод в США, Церковь Адвентистов Седьмого Дня, Объединение союзов евангельских христиан-баптистов стран СНГ). Членами ВСЦ являются также большинство Поместных Православных Церквей (однако Грузинская и Болгарская Православные Церкви приостановили свое членство в ВСЦ, а Русская Православная Церковь стремится пересмотреть принципы своего участия в нём), а также Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей.
В 1997 году из состава Совета вышла Грузинская Православная, а в 1998 году — Болгарская Православная Церкви.
На прошедшем с 17 по 22 февраля 2011 года заседании Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей рассматривалась роль международных организаций и их перспективы с точки зрения содействия единству христиан и установлению гармонии в отношениях между религиями. Также дается оценка программам международного сотрудничества, дабы можно было надлежащим образом откликнуться на вызовы будущего. Кроме того, в ходе заседаний обсуждались ситуация христиан в Индонезии и недавние события в арабском мире.
Центральный Комитет Всемирного Совета Церквей с удовлетворением отметил улучшение отношений с католиками. «После полувека подозрений и враждебности между Всемирным Советом Церквей и Католической Церковью наконец-то создалась атмосфера дружбы и доверия», – сказал священник Госберт Бьямунгу, со-координатор Рабочей группы по делам диалога между Католической Церковью и Всемирным Советом Церквей. Ближайшим вызовом будущего, на который необходимо ответить, он назвал переход от тщетных попыток достижения соглашений в доктринальной сфере к общему служению и свидетельству.

Slavic Baptists

Любовь ко Христу — залог единства Церкви

Иоан. 21, 15 — 17

Единство Церкви Христовой в истории христианства всегда был редким явлением. Как в царстве камней бриллиант является редко] драгоценностью, так и в Церкви Христа среди многих отрадных явлений «полное единство» является большой редкостью. Поэтому к числу многих задач Церкви относится задача — бережно хранить драгоценный «бриллиант» единства.

Но почему единство в Церкви Христа является такой редкостью? Н потому ли, что большинство христиан не поняли и не понимают сущности христианства. Многие верующие считают, что сущностью христианства является догматика, то есть вероучение. Но так как церкви существующие на земле, разнятся друг от друга своими вероучениями то догматика, как мы ее ни ценим, может являться и, к сожалению, часто является поводом, разделяющим верующих, поскольку одна церковь учит так, а другая иначе.

Мы все должны знать, что различные вероучения останутся до второго пришествия Христа на землю, то есть до того дня, когда Сам Христос даст Своей Церкви Свое единственно правильное вероучение, Мы должны помнить великую истину, о которой читаем в I Кор. 13, 9, а именно: что здесь, на земле, мы знаем только «отчасти». Поэтому абсолютно совершенных вероучений на земле не существует, и из-за различного понимания духовных вопросов христиане не должны ломать копья в борьбе друг с другом.

В чем же сущность христианства и что может объединять Церковь Иисуса Христа в одно единое целое? Сущность христианства — в драгоценной личности Иисуса Христа! А Он так прост для нашего понимания! Его Евангелие так просто! Многих может смущать простота Христа и Его учения; но ведь Он предназначен для всего человечества, а человечество состоит из малограмотных и интеллигентов, из галилейских рыбаков и профессоров. И для всех их предназначен Христос. Им всем должен сделаться понятен Христос и Его учение.

А что должно роднить всех истинных христиан? И что должно объединять всех детей Господних? Это — любовь к Иисусу Христу. Я чувствую полное единство с Августином, Бернардом Клервосским, Савонаролой, Франциском Ассизским, Мартином Лютером, Кальвином, Веслеем, Спердженом, потому что сердца всех их бились горячей любовью ко Христу.

Мы можем исповедовать разные вероучения, мы можем дискуссировать о разных духовных вопросах, но все это никогда не разъединит нас, если мы поймем, что наш Господь Иисус Христос имеет к каждому христианину и к каждой христианке только один вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Он не спрашивает нас, как мы понимаем вопрос о Духе Святом или как мы смотрим на субботу, а Он спрашивает каждого из нас: «Любишь ли ты Меня?»

Пусть любовь ко Христу — самая искренняя, самая горячая и преданная — объединит всех христиан мира, независимо от того, к какой церкви они принадлежат или какое наименование носят! А тем более церковь евангельских христиан-баптистов должна быть крепко спаяна именно огненной любовью к Иисусу Христу. И все воспитание детей Господних должно быть направлено к достижению этой любви. Будет эта любовь — будет и единство Церкви!

Единство детей Божиих

Иоан. 17, 21; Ефес. 4, 5 — 6

Еще до рождения Церкви Христос молился о ее единстве. В день Пятидесятницы в Иерусалиме родилась первая апостольская церковь. И что же мы видим в этой самой первой из всех церквей? Разъединение. Прежде всего это разъединение проявилось в вопросе общности имения, которое внесли члены церкви — Анания и Сапфира.

Затем начались разногласия по вопросу помощи вдовам. Об этом мы читаем в Деян. 6, 1: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». Но это разъединение было пока поверхностным, незначительным. Более глубоким оно стало в Коринфской церкви, где члены разделились на группы, о чем мы читаем в I Кор. 1, 11 — 12. Это разъединение еще более углубилось в вопросе о законе и благодати, когда по всем апостольским церквам начали свою работу учителя закона, производя всюду разделение. Наибольшего успеха они достигли в церквах Галатийских — это было уже догматическим расколом Церкви.

Прошло почти две тысячи лет. Но что мы видим сегодня в Церкви Христа на земле? Разномыслия достигли еще больших размеров, чем в дни апостолов. Разномыслия и разногласия небывалые.

Достаточно сказать, что в наши дни существует около 500 вероучений. Такое разномыслие может смущать верующих. Чтобы нас не смущали пятьсот вероучений, существующих в христианском мире, совершим своего рода экскурсию в природу. И в природе мы увидим удивительное разнообразие и вместе с тем удивительное единство.

Обратим наш взор прежде всего на реку, волны, затем на облака на небе, на дождь, снег. Вода в реке, облака на небе, дождевые капли, снежинки в воздухе и снег на земле — как все это разнообразно! Но каждый школьник знает, что все это одно, а именно: соединение кислорода с водородом — Н2О!

В Церкви Христа мы также видим удивительное разнообразие. Пятьсот вероучений! И при этом только три основных свойства всех миллионов детей Божиих, а именно: покаяние, вера во Христа и любовь к Нему. Слово Божие говорит о трех элементах истинного христианства: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5). Причем под крещением я лично понимаю то крещение, о котором говорил Христос перед Своим вознесением в Деян. 1, 5: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».

Крещение Духом Святым — это возрождение от Духа Святого. Все разнообразие в христианстве сводится к великому христианскому единству — в Господе Иисусе Христе, в вере в Него и в возрождении (крещении Духом Святым). Таким образом, молитва Христа о единстве исполняется.

И если мы всегда будем видеть единую Кровь Голгофы, омывшую нас от грехов наших; единую белую одежду, в которую облек нас Христос; единое знамя Божией любви, которое реет над всеми нами, и будем петь единую песнь Агнца, закланного за нас, — то мы будем всегда сознавать себя членами единой семьи Христовой и все снова и снова повторять слова псалмопевца Давида: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Пс. 132, 1).

Единство Церкви

Ефес. 1, 22 — 23; Петр. 5, 2 — 3

Учение Евангелия о Церкви прекрасно. К сожалению, большинство верующих очень мало знакомы с этим учением Евангелия. Но все мы должны хорошо знать, что представляет из себя Церковь Христа. Возьмем, к примеру, одно только свойство Церкви — ее единство. Единство Церкви в Евангелии подчеркивается всюду, где только о ней упоминается. Но особенно ясно говорится о единстве Церкви Христовой в двух ее образах — в образе Церкви как тела Христа и в ее образе как стада Христа.

Посмотрим на Церковь как на тело Христа. Каждое тело состоит из многих членов, не похожих друг на друга. Возьмем, для примера, три члена тела: глаз, руку и ухо. Что общего между ними как по внешнему виду, так и по функциям, которые они выполняют? Ничего, Но они тесно связаны между собой главой тела. Так едины и связаны тесно друг с другом Иисусом Христом отдельные члены тела Христова, отдельные верующие, которые в целом составляют Его Церковь.

Мы, члены Церкви, можем быть совершенно не похожими друг на друга и выполнять совершенно различные виды служения, но все мы едины во Христе, так как являемся членами единого тела Христа. И Глава тела (Церкви) Христос управляет всеми членами Своего тела.

Будем почаще обращать внимание на удивительное единство между членами нашего физического тела благодаря управлению всеми ими нашей головой. И тогда нам станет очень понятной великая и драгоценная истина, что и все верующие во Христа, будучи членами Его тела (Церкви), едины, независимо от того, сознают они эту истину или !нет.

Теперь посмотрим на образ Церкви как стада Божьего. Стадо едино, если у него один пастырь. У всех верующих в Иисуса Христа один Пастырь — Христос, и поэтому они являются единым стадом. Каждый верующий является овцою Христа, в какой бы церкви он ни находился.

Как овца Христова каждый верующий принадлежит к стаду Христа, которым является Церковь Его. Стадо может быть очень разбросанным, но оно объединено единым пастырем. Какая чудная картина единства Церкви, пасомой единым Пастырем-Христом! О, если бы всегда стояли перед нами эти две чудные картины, так ясно показывающие нам единство всех верующих в Господа Иисуса Христа: Церковь как тело Христа и Церковь как стадо овец Христа.

Спаситель предвидел, что люди внесут в Его единую Церковь много своего, человеческого, и этим раздробят ее на части, которые, а свою очередь, будут враждовать даже между собой.

Христос предвидел все эти перегородки, которые люди понастроят в Его единой Церкви. И Он еще до создания Церкви молился об устранении всех этих перегородок среди Его детей, среди верующих в Него.

Что же это за перегородки в Церкви Христа? Это прежде всего догматические разногласия, то есть разные человеческие обряды, формы и богослужебные порядки, внесенные в Церковь Христа без указания Слова Божьего. Далее, это разделения, порожденные конфликтами. И, наконец, организационные перегородки, то есть создание бесчисленных союзов, объединений и обществ верующих. Вот об удалении этих разногласий в Церкви и молился Христос в Своей Первосвященнической молитве словами: «Да будут все едино!»

Первосвященническая молитва Христа о единстве стала путеводной звездой для христианской Церкви и наших дней. Тяга к единству — это характерная черта всех истинных детей Господних нашего времени.

А почему именно теперь, в наши дни, наблюдается эта тяга к единению? Потому что именно в наши дни дробление христианства достигло величайших размеров. Во всех церквах и христианских объединениях идет большая работа в области объединения, сближения и слияния верующих. Сердце радуется, когда присматриваешься к деятельности Церкви Христа в этом направлении.

Стремление к единству в Церкви Христовой наших дней выражается в двух направлениях: в направлении разрушения всех перегородок путем создания единого вероучения и единого порядка богослужений в Церкви, и в направлении воспитания церквей в духе единства, и сближения их таким образом между собой. Второй путь является более легким. Но многие друзья единства идут и первым путем.

Эти два направления в деле единства верующих можно назвать коротко и ясно: один путь — это путь слияния всех церквей в одну; второй путь — путь сближения церквей при сохранении их структур, их вероучений и их богослужебных порядков.

Сторонники сближения церквей считают, что особенности каждой церкви могут быть благословением для других. И как разнообразие растений не мешает единству растительного мира, так и особенности церквей не являются препятствием для единения верующих.

В нашей стране три евангельские течения пошли по пути слияния в одну церковь. В 1945 году, с помощью Господней, совершилось это радостное событие — слияние всех верующих этих трех течений в один союз. Это событие настолько дорого нам, что мы решили ежегодно вспоминать его в «День единства» и горячо благодарить за него Господа. Теперь мы имеем единое вероучение, единый порядок в церквах и единую организацию. Это очень большое достижение. И задача наша — бережно хранить достигнутое единство и всемерно укреплять его.

В заключение я хочу сказать об одном удивительном явлении в природе — силе притяжения, которой обладают все мировые тела: солнце и планеты. Земля обладает силой притяжения, достаточной, чтобы заставить луну быть около себя и вращаться вокруг себя. Солнце обладает еще большей силой притяжения, заставляющей землю и другие планеты вращаться вокруг себя.

Христос также обладает величайшей силой притяжения и влечет всех Своих детей к Себе. Но, приближаясь все больше ко Христу, мы, верующие, сливаемся во все более тесную семью. Стремясь к самому полному единству, мы должны помнить великую истину: чем теснее наше единение со Христом, тем теснее единение детей Божиих между собою. И это естественно: чем ближе мы ко Христу, тем горячее наша любовь, а любовь обладает способностью объединять.

Голгофа — путь к единству верующих

Иоан. 10, 16

«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». О каких других овцах «не сего двора» говорит Христос? Он говорит об овцах из языческого мира, которых Он приведет в Свое стадо через проповедь Евангелия, и они составят «единое стадо» с овцами из Его избранного народа, единую Церковь, и единым Пастырем этого стада будет Иисус Христос. Христос видел великий раскол в человечестве — разделение на два враждующих лагеря, на иудеев и язычников. И Голгофа положила конец этому великому разделению. В Послании к Ефесянам 2, 11 — 22 мы читаем радостное повествование о ликвидации страшного раскола в человечестве: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в, одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу… имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Многие христиане ожидают в будущем исполнения слов Христа о едином стаде и едином Пастыре, а на самом деле эти слова Христа уже исполнились в день смерти Его на Голгофском кресте. Теперь надо говорить об одном стаде и одном Пастыре этого стада в лице Господа нашего Иисуса Христа, ибо «другие овцы» Кровию креста Голгофы объединены теперь с овцами из обетованного Богом народа. В дни, посвященные единству Церкви, очень важно вспоминать о создании единой Церкви из иудеев и язычников.

Христос сказал: «Я создам Церковь Мою» (Матф. 16, 18). Христос не говорит: «Я создам церкви Мои», нет, он говорит о церкви в единственном числе. Церковь как совокупность всех возрожденных душ — одна, и она именуется в Слове Божием телом Христа.

Но Слово Божие говорит и о церквах, имея в виду церкви поместные, рассеянные по разным местам земного шара. В этих церквах могут оказаться и невозрожденные души, и даже совершенно чуждые Христу люди. Церковь Иисуса Христа как Его тело, состоит из возрожденных душ, то есть чад Божиих — сынов и дочерей Небесного Отца.

Кто же является чадом Божиим? Евангелие дает нам на этот вопрос очень ясный ответ. Оно говорит: «Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его. дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1, 12). И когда нам становится ясной великая истина, что Церковь Христова есть не что иное, как совокупность чад Божиих, то нам делается понятной и другая великая истина, а именно: Церковь Христа — это великая семья Небесного Отца.

И в какой семье дети похожи друг на друга, как две капли воды? В некоторых семьях имеются близнецы, но родители и в них замечают различия. В отношении каждой человеческой семьи мы знаем, что братьями и сестрами в ней являются те, которые родились от одних и тех же родителей. И нет такой силы в мире, которая аннулировала бы родство, основанное на рождении от одних и тех же родителей.

Но, к сожалению, то, чего не бывает в обыкновенной человеческой семье, так часто можно встретить в Божией семье, то есть в Церкви Иисуса Христа. Рожденные от единого Духа Святого начинают отрицать свое духовное родство в Нем. Как же смотрит на такое отрицание родства детьми Божиими Дух Святой, давший им всем новую жизнь? Мы знаем слова в Послании к Ефесянам 4, 30: «И не оскорбляйте Святого духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Не является ли одним из видов оскорбления Святого Духа Божия отрицание верующими своего родства в Нем, родившем нас к новой жизни? И если это так, то какая великая вина перед Господом лежит на многих детях Божиих, не желающих признавать друг в друге братьев и сестер во Христе Иисусе.

Мы, верующие, призываемся взирать на Иисуса как на Начальника и Совершителя веры (Евр. 12,2). Христос положил начало нашей вере, Он является и Совершителем нашей веры, то есть Он доведет ее до совершенства. Если бы все дети Божий именно так смотрели на Христа, то есть как на Начальника и Совершителя веры всех верующих, то разве могли бы они доходить до такого неразумия, чтобы переставать видеть друг в друге одного Отца, а, следовательно, и членов одной единой семьи?

Почему в небесных обителях будет абсолютное единство всех искупленных? Потому что взоры всех искупленных будут направлены на Агнца Божия, закланного на Голгофе. В Откр. 7, 10 мы читаем об этом абсолютном единстве всех искупленных, перечесть которых будет невозможно: «Спасение Богу нашему, Сидящему на престоле, и Агнцу». Где же тут место для каких бы то ни было разделений между искупленными одной и той же Кровью Агнца? Если бы и мы все ходили перед этим лучезарным престолом Бога и Агнца, то никогда мы не доходили бы до отрицания родства нашего в Крови, пролитой за всех нас на Голгофе.

В заключение взглянем еще раз на чудную картину единого стада и единого Пастыря Иисуса Христа. Если мы когда-то блуждали, как овцы, и совратились каждый на свою дорогу, то не нашел ли нас, блуждающих, добрый Пастырь-Христос и не принес ли Он нас на Своих божественных плечах в Свое стадо?

Так какое же мы имеем теперь право оспаривать принадлежность к стаду Христову той или другой спасенной на Голгофе овцы? Да сохранит нас Господь от такого греха!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *