Проповедь дмитриевская родительская суббота

Проповедь дмитриевская родительская суббота

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, многие из нас пришли в храм для того, чтобы помолиться об упокоении наших усопших сродников – тех, кто когда-то находился перед нашими глазами, кто имел общение с нами, кого мы любили, кто нас любил. Но они уже перешагнули порог Вечности: кто-то – несколько десятилетий, кто-то – несколько дней назад. Но сердце любящего человека может засвидетельствовать: неважно, как давно или недавно это было, потому что ушедшие живут в наших сердцах. И мы часто вспоминаем до мельчайших подробностей их жизни в общении с нами, те подробности, которые доставляли нам радость и счастье. Иными словами, как говорят в народе, все минется, а правда останется.

И вот что удивительно: часто человек не дает покоя, находится все время перед глазами, попросту мучает нас, и мы очень агрессивно и раздраженно на него реагируем. И нам кажется: не любим мы этого человека, он не нужен нам в жизни, пусть он исчезнет. Но как только умирает человек, тотчас приходит раскаяние в сердце, пелена спадает с глаз. И мы начинаем сами перед собой свидетельствовать, как же дорог был нам этот человек.

Мы спрашиваем себя: почему мы так поступали с ним в дни его земной жизни? Неужели нам было сложно сказать ему доброе слово? Неужели, по крайней мере, было сложно не смотреть на него с осуждением или надмением? А еще бывает, что внезапно уходит человек, и тут нас осеняет, что каждый наш взгляд и каждое слово могут быть последними для этого человека в нашем с ним общении. И то, каким это будет слово, каким будет этот взгляд, определяет те отношения и чувства, с которыми человек уйдет в Вечность. А если это будет гнев? А если это будет зло? Что тогда?

Но милостью Божьей у нас есть храм, милостью Божьей у нас есть Господь, Который открывается в благодатных таинствах церковных и дает нам возможность через молитву, обращаясь к Нему, испрашивать прощения у этих людей.

Более того, не только испрашивать прощения, но и возможность совершать, приносить за них бескровную жертву, приходя в храм, исповедуясь и причащаясь, творя дела милосердия как бы их руками. И Господь принимает наши молитвы и очищает грехи тех, кто порог Вечности уже переступил.

Конечно, нам неизвестна дальнейшая участь наших усопших: одно дело – суды человеческие, а другое дело – суды Божественные. Безусловно, нам хочется верить, что все те, кто находится в наших сердцах и за кого мы молимся, получают от Господа прощение и облегчение, в их душу входит Божественный свет, благодать, любовь. Но кто знает, может быть, это нам только кажется? А какие они, суды Божии? Каждый из нас ходит перед Богом, и кто что заработал у Него, знает только тот, кто работал Господу, и сам Господь.

И в сегодняшний день, молясь об упокоении наших усопших сродников, мы не можем не задуматься и о себе. Что и говорить: в родительские субботы в храмы приходят люди в определенном возрасте, которые прошли уже «точку невозврата». Ту точку, хронологическую координату, после которой человек в день раз-два, а то и больше задумается о своей смерти, вспомнит, что и ему умирать, и его уже не надо в этом убеждать – он знает, что это рано или поздно случится. Но то-то и оно, что только знает, – в этом часто заключается наша проблема. Потому что мало знать, нужно чувствовать. А как сделать так, чтобы восчувствовать своим сердцем, что смерть, может быть, не за горами, а за плечами?

Уже в древности великие подвижники благочестия, подвизающиеся в вертепах и в пустынях, оставили христианскому миру одну непреложную аксиому, которая должна быть нами принята на веру: сердце человеческое устроено таким образом, что оно располагается или к Небесному и Божественному, или к земному и суетному. Одновременно сердце расположиться и к Богу, и к земле не может. Можно чередовать эти устремления, как мы часто и делаем: то в жар, то в холод, но одновременно вместить в себя все не можем.

В чем же заключается наша беда? В том, что мы Богу работаем лишь изредка, а миру и суете – постоянно. И вот эта работа миру и суете изгоняет, вытравливает из наших душ и сердец чувство Божественного, веру в то, что своею душою можно полюбить Бога. Нам это представляется невозможным, но вместо того, чтобы признать это, многие просто говорят: Бога нет.

Что же нужно сделать человеку, чтобы почувствовать, что близ Господь, что Он тебя любит, и если ты Его полюбишь, то это будет так хорошо? Святая Церковь привлекает, призывает нас в святые храмы. Она приглашает нас не только молитвенно участвовать в богослужении. Святая Церковь преподает нам великие церковные таинства – это таинство исповеди, покаяния и таинство Причащения Святых Христовых Тайн. И для верующего человека нужно обязательно приступать к этим таинствам, чтобы сдвинуть этот мертвый, лежачий камень бесчувствия, под него вода благодати никогда не потечет.

И вот, когда это дело нами начинает совершаться, тогда и молитва начинает по-другому идти, появляются движения души и сердца, касающиеся не только нашей земной жизни, но и того, что с нами будет дальше, в Вечности. И мысли о том, где наши сродники, за которых мы пришли молиться, тоже начинают нас будоражить, потихоньку будить, а многих даже воодушевлять на более праведную, чистую жизнь.

Возможность молиться об упокоении наших усопших сродников в родительские субботы – это великая милость Божия, которая нужна, вероятно, даже и не столько им, сколько нам. Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вознесем наши горячие сердечные молитвы, молитвы любви о тех, кого мы знали, а может быть, и не знали, но кто является нашими сродниками, чтобы Господь помиловал их и нас.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери<
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Димитриевскую родительскую субботу
<

ПРОПОВЕДИ

Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Димитровскую родительскую субботу мы молимся о упокоении всех воинов православных, живот на поле брани за веру и Отечество положивших, о всех от века невинно убиенных и о всех прежде почивших отцах и братиях наших. О всех, кто одежды свои убелили в Крови Агнца.

Мир знает, что среди воинов православных и среди невинно убиенных есть немало непрославленных нами, но прославленных Богом святых, и наша молитва: «Со святыми упокой» звучит в этом случае на самом деле уже как свидетельство их прославления. Но тою же молитвой мы молимся и о тех многих, может быть, о большинстве из них, о крещеных, которые хотя кровью своею омыли многие свои отступления от верности крещенским обетам, но не достигли еще той веры, когда все заполняет в нас в последний миг Своею смертью и воскресением Христос. Ибо единственный смысл нашей жизни и смерти — в том, чтобы наша кровь соединилась с Кровью Христовой, и мы сделались способными всегда жить рядом с Богом.

Однако сегодня Церковь дает всем нам, уже завершившим земной путь и еще пребывающим на земле, самую великую надежду. Слово Писания недвусмысленно. Оно утверждает основополагающую истину веры, к которой мы должны постоянно возвращаться: «Бог Спаситель всех человеков хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Чтобы все спаслись! Все! В этом — суть Христова благовестия. Нет воли Божией, чтобы привести людей к смерти, она — в том, чтобы все были живыми. Он пришел не судить мир, но спасти мир. У Бога нет инстинкта мщения, у Него — естественная устремленность к прощению. «Бог есть любовь», — возвещает нам Писание. Он — любовь и милосердие. Он — Спаситель. Он — Податель жизни. Он не хочет смерти. Он не хочет, чтобы кто-то из нас навеки погиб. Он желает спасения всех.

Чтобы ясно показать Свою волю ко спасению всех, Бог послал Своего Сына в мир. Сын Божий ясно являет в мире волю Отца. Он дает нам увидеть, до каких пределов простирается милосердие Отчее. Он отдает Свою жизнь — всю, до последней капли крови — на Кресте, за спасение всех. Крест не есть орудие осуждения, он — источник жизни и блаженства. Он исцеляет человек от его ран, от его греха. Он — путь, ведущий к Богу. Даром Креста, даром смерти Сына Божия на Кресте, жизнь вечная стала доступной для всех. «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе», — говорит Христос. «Вознесен от земли» означает то, когда Господь будет возведен на Крест и отдаст Свою жизнь на древе. «Я всех привлеку к Себе», — говорит Он. Всех! Не некоторых только. Все будут привлечены.

Бог хочет спасения всех. После Крестной смерти и Воскресения Христос влечет всех к Себе и приводит к Отцу. В этом содержание христианской веры. В это мы веруем. Это нам открыто Самим Богом.

Эти слова Писания обращены не только к святым, но ко всем. Праведные и грешные спасаются Христом. Никто не спасает себя сам. И мы знаем, что Христос пришел прежде всего ко грешникам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Он (Мф.

9, 12—13). Христос воплотился среди нас и отдает Свою жизнь за всех живущих — за праведников и грешников. Никто не исключен из этого Божественного желания спасти всех. Потому Церковь, верная Своему Господу, молится о всех крещеных, не отрекшихся публично от своей веры, и тем более о тех, кто кровь свою пролил ради защиты других.

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков», — пишет апостол Павел своему ученику (1 Тим. 2, 1). Снова это слово «за всех». Никто не должен быть навеки отвергнут. Потому мы должны молиться за всех усопших. За Божественной литургией мы вынимаем частицы только за крещеных, за тех, чьи имена запечатлены именем Пресвятой Троицы. Но святые отцы говорят, что утешение от этого получают даже души некрещеных.

Все доброе, что совершает человек, даже не знающий Бога, есть не что иное как искание им смысла жизни, того подлинного добра, которое есть у Бога. Церковь говорит нам, что искание смысла жизни, которая не завершается здесь, продолжается после смерти. И Божия Матерь «Всех скорбящих Радосте» — всех скорбящих усопших, не сподобившихся рая, там и всех скорбящих о них здесь — не оставляет сегодня никого без утешения. Потому и молимся мы вместе с Церковью небесной, чтобы путь их в вечности был к полноте бытия и всецелому присутствию с ними Бога.

Бог не забывает ничего доброго, что было в нашей жизни на земле, что проявлялось по отношению к другим каждый день, самое неприметное внимание к ним в постоянстве и терпении, нежаление себя в тех случаях, которые проходят у нас незамеченными. Бог не пропускает ничего, и за все воздает сторицей. Таков наш Бог. А здесь речь идет о убиенных воинах, об отдаче жизни за других!

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», — говорит Христос. Веруем, что молитвами Церкви откроется этим душам благодать Крестной смерти Христа за всех и слава Его Воскресения. Аминь.

Дни поминовения усопших – это время, посвященное умершим родственникам человека. Традиционно оно включает три компонента – заупокойная служба в церкви, посещение кладбища и ритуальная трапеза возле могилы усопшего.

Фото родительской субботы

Родительская суббота

Конкретные дни поминовения усопших зависят от глубины знаний церковных догм и местности, в которой проживают конкретные люди. К примеру, день поминовения усопших 2015, отмечаемый выходцем с Полесья, будет отличаться от родительской субботы, привечаемым жителем Средней полосы.

Фото поминальной свечи

Если следовать исконным русским традициям, то родительская суббота в европейской части РФ фиксируется, как день поминовения усопших в 2015 году перед крупными церковными праздниками. Поэтому большинство людей, потерявших близких людей, пытаются выполнить хотя бы один компонент мемориального ритуала. Они могут поставить поминальную свечу, помянуть добрым словом или проведать могилу усопшего в следующие дни:

  • На Рождество, на Крещение.
  • Перед Великим постом – за день до Масленицы, и накануне других постов и храмовых праздников, отмечаемых прихожанами конкретной церкви.
  • Перед Троицой и Покровами.
  • В отдельных регионах поминальными субботами 2015 года считались Михайловы дни, дни Кузьмы и Демьяна, Никольские дни, Дмитриевская родительская суббота.
  • Отдельное внимание уделялось покойным во вторую, третью, четвертую субботу Великого поста – на Страстной неделе, Пасхальной или в Радуницу.
  • Вторник, четверг Семицкой недели посвящен поминовению людей, умерших не своей смертью.
  • Для самоубийц поминальные дни — одна единственная суббота перед Троицей.

Родительская суббота 2015

Родительская суббота 2015 — это особые дни недели, в которых совершается поминовение православных усопших. Они связаны с тем, что в Канонах православной церкви каждый день посвящен определенному событию или действию. Исторически так сложилось, что суббота была «отдана» молитве-поминовению сначала святых, затем – обычных усопших – близких людей истинного христианина. Поэтому каждый шестой день недели, в соответствии с Богослужебным уставом, может стать родительской субботой 2015.

Фото поминальные дни

Вселенские родительские субботы в 2015 году, согласно тому же уставу, будут отмечаться всего две.

  • Первая — Мясопустная суббота. Она посвящена Второму пришествию Иисуса и является напоминанием верующим про Страшный суд. Отмечают ее перед Мясопустной неделей – третьей из четырех седмиц перед Великим постом.
  • Вторая поминальная суббота 2015, соответствующая Богослужебному уставу, — это Троицкая. Ее отмечают перед Пятидесятницей или началом Апостольского поста. Считается, что в этот день открываются врата Царства христова, поэтому православная церковь рекомендует именно это время использовать, как поминальные дни.

Прочие поминальные дни

Кроме вышеперечисленных, во многих местностях отмечается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день посвящен Дмитрию Солунскому, отсюда и название. Но, в этом случае христианский праздник накладывается на языческое отмечания замирания и упокоения природы. Дмитровская родительская суббота 2015 припадает на 26 октября.

Фото поминовение усопших

В поминальные дни 2015 родственникам рекомендуется сходить в церковь – зажечь свечу, заказать заупокойную службу. После этого им стоит навестить могилы усопших родственников, прочитать над ними молитву. Если места упокоения находятся далеко, то человек, желающий помянуть родственников, может сделать какое-нибудь доброе дело, посвятив его памяти покойного.

Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 3 ноября 2018 года

Дмитриевская суббота, которая в 2018 году отмечается 3 ноября — православная традиция поминать почивших родителей, родственников и всех пострадавших за православную веру. В день поминовения отдается особая дань памяти ушедшим в мир иной родителям.

В своей пятой заповеди Господь сказал, что все мы обязаны почитать своих родителей, живых и мертвых, чтобы продлились дни наших детей и внуков на земле.

В православии существуют особые дни, когда вспоминают об усопших


История возникновения Дмитриевской родительской субботы

День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.

В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.

Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях.

Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.

Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.

Кто такой Димитрий Солунский
Среди фессалоникийских христиан в четвертом веке был римский проконсул, имевший сына Димитрия. Семья проконсула относилась к тайным христианам. После смерти отца юноша был призван к императору Галерию Максимилиану для назначения его на пост умершего родителя.

Император ясно изложил перед молодым проконсулом требования:

оберегать город от нашествия варваров;
соблюдать порядок;
истребить христианство.
Если первые две задачи удачно выполнялись, то с третьей возникли проблемы. Некогда тайный христианин Димитрий Солунский стал открыто проповедовать идеи Иисуса Христа, искореняя язычество и поклонение чужим богам-идолам. Трудно описать гнев императора Максимилиана, узнавшего о христианской деятельности молодого проконсула во время возвращения из причерноморского похода.

Разгневанный Галерий направляет армию на Фессалоники, чтобы уничтожить солунян, принявших христианство. Святой Димитрий предвидел жестокое наказание, он раздал все свое богатство и проводил время перед встречей с императором в посте и молитве.

Верный сын Бога Живого смело встретил своего палача, высказав ему все о суетности грешного римского мира, за что был брошен в темницу.

В честь своей победы император устроил в городе бои. Против сильного и опытного бойца Лия, любимца властелина принуждали бороться простых христиан, которые падали мертвыми один за другим. Святой Солунский благословил на бой своего друга Нестора, который победил Лия, сбросив его на копья. Сам Нестор за смерть императорского любимца был немедленно казнен.

Страшная казнь самого святого Димитрия состоялась 8 ноября 306 года. Тело юноши было пронзено множеством копьями и выброшено за стены города бродячим зверям. Верные ученики святого тайно похоронили его.

Спустя 100 лет равноапостольный Константин велел построить церковь над могилой святого. Во время раскопок строители обнаружили нетленное тело. Первоначально над местом захоронения святого построили базилику имени Димитрия Солунского, в которой постоянно происходили чудеса исцеления.

Нетленные мощи хранились в серебряном кивории, специальном ложе из серебра с ликом святого. Все желающие могли зайти внутрь и помолиться перед мощами. Впоследствии в XVI веке святые мощи были вывезены в итальянский город Сан-Лоренцо-ин-Кампо. Только в 1978 году часть мощей была возвращена в Салоники. Почитание святого Димитрия Солунского на Руси начали отмечать со дня крещения.

Православные традиции Дмитриевской субботы

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную иТроицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *