Пролог в поучениях

Пролог в поучениях

Гурьев прот.Виктор

Жанр: Православие

Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях.

При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов. Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Гурьев Виктор ПетровичУважаемый читатель!

Читать книгу онлайн бесплатно

Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru

> ПРОЛОГ В ПОУЧЕНИЯХ

Составил Протоиерей Виктор Гурьев

Издание четвертое, с дополнениями.

Афонского Русского Пантелеймонова монастыря.

Москва, 1912 г.

К Благочестивым читателям

Предлагая вниманию вашему, благочестивые читатели, поучения, составленные нами по руководству Пролога, мы считаем долгом сказать вам, что побудило нас написать оныя.

Однажды, знаменитый церковный вития, Иннокентий, Архиепископ Херсонский, говоря слово при мощах преподобного Дмитрия Прилуцкого, сказал о мощах Святых так: «Для чего они возлежат пред нами столько веков, как опочившие вчера токмо сном? Неужели для того, чтоб принимать от нас поклонение? Но что нужды в наших поклонениях тем, коих мзда у Всевышнего, кои наслаждаются царствием небесным? Если они остаются среди нас видимо, не возносятся самою нетленною плотью на небо, то именно потому, чтоб наставлять и учить нас, чтоб показывать нам путь живота вечного.»

Если так выразился церковный вития о мощах Святых, то что сказать о самой жизни их, жизни, которая, к счастью нашему, сохранилась для нас хотя в письмени?

Не указывает ли она нам не только путь живота вечного, но, вместе с этим, не открывает ли пред нами и самые врата, ведущие в царство небесное? О, поистине, так! Какою добродетелью не украсили себя Святые? Какого подвига не совершили? Какого урока ко спасению не подали нам? Желаем ли учиться у них любви к Богу? Их любовь была такова, что «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч… не могли отлучить их от любви Божьей во Христе Иисусе» (Римл. 8, 35–39). Хотим ли примерами их укрепить свою веру? Их вера настолько была крепка, что они ею «побуждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на Бойни, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34). Найдем ли нужным учиться у Святых надежде на Бога? Мы найдем, что они держали «исповедание упования (т. е. надежды) неуклонное» (Евр. 10, 23). Терпению ли вознамеримся учиться у них? Увидим, что одни из Святых «замучены были, не приняв освобождения…, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;… скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 35–38).

Так, подлинно, смело можно утверждать, что нет добродетели, которою бы Святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после Слова Божия мы нигде не найдем лучших уроков ко спасению, кроме жизни их.

И вот все это и побудило нас воспользоваться таковыми уроками из Пролога, и сие уроки предложить вниманию вашему, читатели благочестивые, с целью утвердить вас в вере, укрепить в надежде и сделать совершенными и в любви.

Молим святых Божьих, да покроют, присущею им, всеобъемлющею и всепрощающею любовью, недостатки наших поучений; да даруют пользу душам чтящих оныя, и да сделают и написавшего, и чтящих эти поучения достойными милостей Божьих.

1888 года, декабря 6 дня.

Московского уезда, села Филей

Протоиерей Виктор Гурьев.

1.09. Одна из причин, по которой Бог попускает злым духам неистовствовать и в телах человеческих и подвергать человека болезням

(Чудо св. Симеона о пресвитере Пролог Сент. 1)

Известно, что злые духи не только стараются губить души людей, возбуждая, поддерживая и умножая между ними заблуждения, суеверия и всякое нечестие, но, как видим на бесноватых и других страдальцах, неистовствуют иногда и в телах человеческих и подвергают людей и болезням телесным. Для чего же Господь попускает злым духам это последнее? И для чего им дается власть не только над духом, но даже и над плотью? Знайте, братья, что, в этом последнем случае злые духи бывают орудиями гнева Божия, и Бог попускает им наносить болезни людям за грехи их, чтобы они, хотя через скорби и страдания тела, пришли в сознание себя, раскаялись в грехах своих и исправились.

Однажды некоторый пресвитер сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения, вдруг он почувствовал, что как будто бы какое то темное и мрачное облако окружило его, и, с этим вместе, свет померк в очах его и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление, и стал нем.

Название: Пролог в поучениях на каждый день года
Авторы: протоиерей Гурьев Виктор Петрович
Страницы: 690
Форматы: html, djvu
Год издания: 2007
«Пролог» — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого «Пролог» пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг, «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало «Пролог» своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние «Пролога»: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на их основе сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из «Пролог» часто использовали русские писатели.
Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского «Пролога» протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века. Ему принадлежат также следующие труды: «Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года», «Поучения по руководству житий святых подвижниц восточной церкви», «Поучения по руководству афонского Патерика» (изд. 2, M., 1896). Пролог в поучениях был первоначально издан в России в 1889 году.
+ Содержание:
К Благочестивым читателям
Сентябрь
1.09. Одна из причин, по которой Бог попускает злым духам неистовствовать и в телах человеческих и подвергать человека болезням
2.09. Должно помнить, что дьявол с особым ожесточением нападать на людей, обращающихся от греха к добродетели
3.09. Против гнева и злопамятства
3.09. Не в одних монастырях, но и везде можно спастись
5.09. Что отдаем мы Богу, то возвращается нам сторицею не только в будущей жизни, но и в настоящей
5.09. В назидание скрывающим свои грехи на исповеди
6.09. Нет греха, побеждающего милосердие Божие
7.09. Что нужно для достижения вечного блаженства
8.09. И неученые, и не в монастырях живущие могут спастись
9.09. Наставление ревнующим об обращении грешников
9.09. О том, как лучше поступать тому, кто желает обратить грешника от заблуждения пути его
10.09. Неправда, будто Святые, жившие в пустынях, не причащались Св. Таин
11.09. Оружия против козней бесовских
11.09. Против двух ложных мнений грешников, падших во глубину зол
12.09. Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца
13.09. О6новление храмов рукотворенных должно напоминать нам об обновлении храма души нашей
13.09. Найденное нами мы должны возвращать потерявшим
14.09. Слово Спасителя имеет благодатное могущественное действие на сердце человеческое
14.09. Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова
15.09. Мир, плоть и дьявол
16.09. Житейские дела и нужды не препятствуют нашему спасению
16.09. Как должно приступать к чтению или слушанию слова Божия или житий Святых и как читать оные
16.09. Против лености
17.09. Неискусные не должны принимать на себя звания учителей и толковать слово Божие
18.09. Милостыню, которую подаем мы нищему, приемлет Сам Христос
19.09.

Против гнева
20.09. В несчастиях не должно унывать и отчаиваться, а должно все упование возлагать на Бога
22.09. В особенных путях Промысла Божия в нашей жизни мы должны видеть призывание нас к покаянию и исправлению
24.09. Что нужно для того, чтобы родные и друзья были неразлучны с нами и по смерти?
25.09. Искажающие слова церковных молитв приемлют на себя осуждение
26.09. О том, как мы должны относиться к грешникам погибающим
27.09. Покаяние не спасет нас, если после оного мы начнем опять прилагать грехи ко грехам
28.09. Грех осуждать ближних
30.09. Скрывающим на исповеди свои грехи
Октябрь
1.10. Не следует иметь в домах соблазнительных книг и картин
2.10. За борьбу с дьяволом христианина ждут венцы
3.10. Польза от размышления о смерти
3.10. Святые угодники Божии помогают нам в борьбе с демонами
4.10. В чем почерпать терпение в скорбях
5.10. О загробной жизни
5.10. Позднее раскаяние
6.10. Нерукотворенный дом
7.10. Последствия пьянства
8.10. Дающая рука не оскудеет
9.10. Какова должна быть жизнь христианских супругов
10.10. И великие праведники не безопасны от грехов, и великие грешники не должны отчаиваться в спасении
11.10. Должно читать слово Божие, хотя бы многого в нем мы не понимали
16.10. Против лицемерия
17.10. Плач о грехах
18.10. Грешно предаваться безнадежной скорби о умерших детях
20.10. Против кощунства
20.10. Привязанность к земным благам удаляет человека от Бога
26.10. Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо
2.11. С кающимися грешниками должно обращаться кротко
2.11. Неправда, что срок запрещений сокращать невозможно
2.11. Против лжи
3.11. Необходимо слушаться пастырей и учителей духовных
3.11. Должно ли сокрушаться о грехах, в которых мы уже исповедались пред священником
4.11. Пример терпения и послушания
5.11. К молодым любителям монашеского жития
6.11. Как должно поступать во времена общественных бедствий
7.11. О страхе Божием
7.11. Грехи и маловерие причины болезней; а раскаяние во грехах и крепкая вера в Бога причины к исцелению болезней
8.11. Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
8.11. Суетность земных стяжаний
8.11. Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых а также терпеть и другие беды?
8.11. Не должно осуждать ближних
9.11. Не должно налагать на себя бремена тяжкие и неудобоносимые
9.11. К молодым инокам о послушании
9.11. О благотворности молитв родителей о детях
9.11. К молодым инокам о том, что дьявол ни против кого так не вооружается и ни против кого так не воюет, как против монахов
10.11. Как нужно поступать христианину во время болезни
Ноябрь
11.11. О милостыне
12.11. Святые испрашивают нам у Бога прощение грехов
13.11. Простота проповеди
13.11. Что нужно делать женам во время болезни, чтобы избавиться от них
13.11. К православным, живущим между раскольниками
13.11. Знамение крестное есть страх для злых духов
13.11. Чем более кого клеветники поносят, тем более того Господь прославляет
13.11. О скорбных размышлениях
15.11. И скорби полезны
16.11. Любителям церковного пения
17.11. Во всяком звании можно спастись
17.11. Размышление об огне геенском и добродетели целомудрия и милосердия приносить человеку великую пользу
17.11. У Господа все, не исключая бед и скорбей, все премудро устроено и все служит к нашему спасению и блаженству
18.11. Смирением мы посрамляем дьявола и гоним от себя и от других прочь
19.11. Истинное счастье не на земле, а на небе
19.11. На пути в царство небесное Господь поддерживает верных рабов Своих
19.11. Неразумно привязываться к земному
21.11. Пути Промысла Божия неисповедимы
22.11. Притча св. Варлаама о житии и о смерти человека
23.11. Двоякое отношение к свыше посылаемым от Бога вразумлениям
23.11. Святые и в загробном мире сохраняют любовь к своей родине
23.11. Урок касательно того, как должно проводить последние дни и часы жизни
23.11. Как нужно поступать тогда, когда по необходимости должны мы идти к худым людям на одно горе и неприятности
24.11. Урок грамотным
25.11. Против страха смерти
25.11. Кротость есть лучшее средство для обращения грешника от заблуждения пути его
26.11. К богатым
27.11. Против злословия
27.11. Праздник Знамения Пресвятой Богородицы
Декабрь
1.12. Из жизни Филарета Милостивого
2.12. Против ложного свидетельствования на суде
2.12. К прихожанам, живущим среди раскольников
3.12. Искупление из темниц должников имеет великую цену в очах Божьих
3.12. Дела человеческие
4.12. Как поступать с людьми посторонними, живущими в семьях наших и ведущими себя неодобрительно
4.12. Против сребролю6ия
5.12. Любовь выше поста
6.12. Должно делать добро ближним, по возможности, тайно
6.12. Тем, которые ропщут, что их труды не ценятся
6.12. Св. угодники Божии своими молитвами помогают преимущественно тем, которые с особенною любовью чтут память их
7.12. Против отвергающих Промысл Божий
7.12. Скрывающим на исповеди свои грехи
8.12. Страждущим по милости клеветников
9.12. Бездетным супругам
9.12. Грешникам, нерадящим о своем спасении
10.12. Ничего нет хуже, когда монах заразится духовною гордостью и вздумает жить по своей воле
11.12. Судя других, на суде должно быть нелицеприятным
11.12. Благотворность молитв родителей о заблудших детях
12.12. К юношам
12.12. Наказанная алчность к наживе
13.12. При неудачах не должно малодушествовать
14.12. Собираясь в храм Божий на служение или просто на молитву, мы должны быть особенно внимательными к себе, к своим мыслям, чувствованиям, намерениям и делам
15.12. К молодым инокам о том, как нужно вести себя, чтобы спастись
16.12. Не должно осуждать ближних и хвалиться собою
17.12. Нарушителям постов
18.12. Не всякий может быть учителем христианским
19.12. Милостыня и милосердие грешников делают праведниками и в лике святых вчиняют
19.12. Милостыни к дающим возвращаются
20.12. Не откладывай покаяния со дня на день
20.12. О приготовлении пищи с молитвою о благословении Божием
20.12. Узкий и пространный путь
21.12. Монах должен всецело отречься от мира
21.12. К детям учащимся
23.12. Христиане суть воины, поставленные на сражение
24.12. Для чего св. Церковь установила чтить дни памяти святых
25.12. Поступающим в воинскую службу
26.12. К грешникам искренно кающимся и заглаждающим добрыми делами грехи свои, Господь особенно милостив
26.12. Господь и за малое добро, которое мы делаем ближним, вознаградит нас
27.12. Почему мы должны любить врагов наших и молиться за них
27.12. Борьба с плотью
28.12. К инокам о послушании
28.12. О необходимости и пользе поста
29.12. К людям беспокойным, любящим ссоры
29.12. Сокрушение сердца и плачь о грехах
30.12. К женам, не имеющим детей
30.12. Против празднословия
30.12. О воздушных мытарствах
31.12. Несправедливо судить о загробной участи человека по тому состоянию, в котором находится его тело по смерти
Январь
1.01. Доказательством того, что Церковь наша есть православная, а раскольническая неправославная, может служить то, что у нас совершаются чудеса, а у раскольников нет
2.01. Истинное покаяние и молитва праведного о грешнике чудеса творят
3.01. О приготовлении к смерти
3.01. Без причащения Тела и Крови Христовых спастись нельзя
4.01. Против кощунства
5.01. Не должно на исповеди скрывать грехов
5.01. Не должно на исповеди скрывать своих грехов
6.01. Великопостное поучение о приготовлении к причащению Св. Таин
6.01. Что нужно для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин
7.01. Против самомнения и самохвальства
8.01. К инокам, любящим переходить с места на место
8.01. Не скорби, когда оклеветан будешь
8.01. О вреде пьянства
9.01. Любителям монашеского жития
9.01. Диавол легко побеждает людей, преданных самомнению
10.01. В пользу приюта для нищенствующих девочек
11.01. К людям милостивым и Господь бывает особенно милостив
11.01. Против гордости
12.01. Против гордости
13.01. На слова Спасителя: Царствие Божие силою берется
14.01. Против празднословия
15.01. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки для нас спасительные
16.01. Должно быть внимательным к внушениям своей совести
17.01. Состояние души по разлучении ее с телом
17.01. Необычайное чудо милости Божьей к милостивому
18.01. Урок инокам
18.01. Неискусн

Стр. 1 из 24

Повесть

Глава 1
Август

Я помню, словно это было вчера, как, тяжело ступая, он дотащился до старой дурной сосны, оперся на нее плечом, вздохнул и сел устало на землю. У него дрожали руки, он достал из ранца удивительную мягкую бутылку и стал пить и, выпив до половины, замер, словно прислушиваясь к себе, проверяя — правильно ли расходится по внутренностям вода? Потом втянул голову в плечи и остался сидеть, совсем как замерзшая чайка.

Я шепнул Хвосту, что путник, наверное, просто уснул, и предложил не терять времени и идти на Зыбкий Берег искать черемшу — за ней мы, собственно, тогда и отправились. Но Хвост возразил, Хвост сказал, что сейчас незнакомец, может, и уснул, но скоро он наверняка уснет вкрутую, то есть с концами.

— Вид-то у него мертвецкий, — Хвост здраво указал пальцем. — Совсем мертвецкий, не видишь разве?

После чего предложил подождать. Черемша все равно от нас никуда не убежит, а оставлять бесхозного мертвяка глупо и расточительно. Во-первых, его может найти Кошкин с братьями. Во-вторых, его может найти староста Николай, он тут часто ходит на свою смолокурку. В-третьих, волки. Уж кто-кто, а волки на мертвечинку падки, им только дай учуять — сразу прибегут. В любом случае мертвец достанется им, а не нам. А этого допускать категорически нельзя, потому что мертвец — ресурс ценнейший. Взять хотя бы ботинки…

— Ты посмотри, какие это чудесные ботинки? Ты посмотри, какая подошва? В таких ботинках можно ходить всю жизнь! А когда ты тоже умрешь, твои наследники будут биться за них…

Не на жизнь, а на смерть. Над твоим бездыханным телом. Ботинки действительно были хороши, в Высольках таких ни у кого нет, разве что у старосты Николая, да и то он в них выходил только по праздникам, на день Огня, на Стожары, а так как все, в лаптях. Он хоть и староста, а тоже лапотник.

— А перевязь? Где ты встретишь такую перевязь? У самого заседателя нет такой перевязи! Когда он приходил в прошлом году пересчитывать людишек — он приходил в обычном ремне, как всякий, а тут…

И перевязь была хороша, что тут спорить? Но больше всего Хвосту нравился, конечно, топор. Небольшой топорик на длинной, дольше локтя, тонкой рукояти. Думаю, метательный топор, из старых, и металл тусклый и видно, что непростой, булат, или даже табан. Правда, про топор Хвост мне ничего не сказал, собирался его забрать потихоньку, чтобы делить не пришлось.

— Мне топор нравится, — сказал я. — Хороший топор.

— Топор? А, какой же это топор, это клевец, — тут же презрительно сказал Хвост, и я понял, что топор и ему тоже показался. — Бесполезный предмет, таким волка не убить. Ты лучше на ранец его погляди. Я такого и не видал никогда…

Ранец отличный. И в ранце, наверное, тоже много полезного.

Хвост тут же напомнил, что в прошлом году старик Шишкин вот так же пошел в лес, нашел мертвеца — показывать никому не стал, он же не дурак — а в сумке у мертвеца раз — и дюжина серебряных ложек. И теперь все Шишкины едят настоящими ложками, более того, две ложки обменяли на козу, и теперь теми ложками, которые на козу не обменяли, хлебают молочный суп из молока обменянной козы.

— У них сейчас сыр, да шаньги, а ты как недорезанный черемшу солишь. Так всю жизнь мимо и простоишь…

Хвост тут же рассказал про своего троюродного брата, который живет в Забоево и уже не просто так человек. Там, в Забоеве есть такая дорога, по которой на ярмарку обозы идут, а перед мостом через Синий овраг выросла как раз прокудливая осина. И вот на той осине каждую неделю кто-то, да удавится. То коробейник, то костомол, а то и торговец какой случается. Так вот брат Хвоста невдалеке там всегда сидит на лабазе и этих удавленников караулит. И уже имеет с этого свой задел, невзирая на возраст.

Убедил меня Хвост, уселись мы в кустах и подождали некоторое время.

Сначала Хвост смирно держался, потом у меня соль стал выпрашивать. Соль ему давать опасно, он от нее как лось — дуреет. В прошлый раз вот тоже у меня соли выклянчил, я ему дал мешочек, так он щепотями начал есть, оторваться не мог. Я его, конечно, остановил, но поздно и не сразу. Неделю потом Хвост ходил опухший, без глаз совсем. Так что соли я ему не дал. Но Хвост не унимался, сломал веточку с ивы, размочалил ее и размочил во фляге, после чего уговорил меня эту веточку сунуть в соляной кисет. Соль налипла на палочку, и Хвост стал ее жевать. Свою соль всегда бережет, никогда не достает, хотя у самого всегда на шее кисет. Жадный, как все Хвостовы. Старший брат Хвоста такой жадный, что ходит по дворам, выпрашивает рыбью чешую, варит из нее моментальный клей, а потом снова ходит по дворам и этот самый клей продает обратно.

Семейное это у них, от Высолек до Кологрива Хвостовы самые жадные люди на свете. Вот если сказать какому-нибудь Хвостову, что в Кологриве кто-то выкинул старые прелые лапти, то он сразу побежит за этими лаптями выпучив глаза, и про волков не вспомнит.

Путник сидел под деревом недвижим, и на самом деле походил на покойника. Лицо у него, опять же, покойницкого цвета, синее и попятнело даже сбоку, да и челюсть отвалилась.

Подождали мы некоторое время, а потом Хвостов и говорит:

— Чего ждать, пойдем, уже все, остывает. Оттащим его в овраг. Куртку разденем и разыграем, остальное поделим, а самого закопаем по — человечески, он нам еще спасибо скажет.

— Как это?

— Просто. Так его скоро волки начнут глодать, растащат по костям, и непонятно где что валяться станет, а так хорошо ему будет лежать, культурно, в одном месте. Я как раз свежий выворотень знаю. Давай, полезли.

— Полезли…

Но лезть никуда мы не спешили, потому что не могли разобрать, кому лезть первым. Некоторое время мы выясняли это обстоятельство, однако совсем не выяснили и полезли вместе.

Незнакомец все сидел у сосны, приложившись к ней затылком, и совсем не двигаясь, так что по его телу и даже по лицу уже успели проложить дорогу черные муравьи.

— Говорю же, усоп давно, — сказал Хвостов. — Ты бери за правую ногу, я за левую — и потащим, верное дело…

Я сомневался, что получится утащить. Покойники все тяжелеют, особенно такие вот старые. Пока живой, все скачет, а как помрет, так и не сдвинуть. Да и мы с Хвостом не силачи.

Приближались мы к мертвецу медленно, это и понятно. Про мертвецов слухи разные ходили нехорошие, и давно уже ходили. Поговаривали, что пошаливать стали мертвецы, безобразничать. Вон, в Ворожеве завелся такой, у них овса два клина посеяли, так этот мертвец все и выкатал. Как стемнеет, так он и идет в поле, на бок ляжет — и туда сюда катается, то кругами, то восьмеркой, овес не ест, только портит.

А то еще привязываются в окна смотреть. Приходят ночью, или чаще под утро, и смотрят, смотрят. А от этого сны совсем печальные снятся. Ладно бы к своим приходили, а то к кому попало лезут. Этот тоже будет бродить, если не закопать его хорошенько. А лучше и правда его под корень заделать, так надежнее.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях на каждый день.
Месяц Июль. 22-й день
Кто из иноков самонадеян и без позволения игумена оставляет свой монастырь, тот впадает в смертные грехи
(Слово от Патерика о черноризце, впадшем в любодеяние. Прол.

Июля 22)
Некоторые из иноков, будучи самонадеянными, думают, что они всегда сами собою могут быть свободными от того или иного греха, без позволения игумена оставляют свой монастырь и идут из него, куда глаза глядят. Это, братие, очень нехорошо. Знайте, что таких людей, за их самонадеянность и непослушание, дьявол особенно преследует и ввергает даже иногда и в смертные грехи.
Однажды некоторый старец, живший в скиту, сильно заболел. Братия стали ухаживать за ним. Видя, что он беспокоит монахов, старец сказал себе: «Чтобы не беспокоить братию, уйду в Египет». Авва Моисей стал отклонять его от ухода и говорил: «Не уходи, в смертный грех впадешь!» Старец опечалился этими словами Моисея и отвечал: «Что ты, авва? тебе ли говорить это? Ведь у меня все тело омертвело, и я умер миру!» И с этими словами ушел в Египет. Там, между прочим, была одна дева-христианка, которая ему служила. Однажды она заболела, и старец исцелил ее. Но враг не дремал. Старец соблазнился девицей и пал с нею. Она стала непраздна. Народ, заметив это, говорил ей: «От кого у тебя это?» «От старца», — отвечала она, но ей не поверили. Старец же сам сознался в грехе и прибавил: «Имеющего родиться ребенка вы сохраните и его не трогайте». Родившееся дитя, по его слову, было вскормлено и сохранено.
Чрез некоторое же время, когда в скиту был праздник, старец, с ребенком на руках, пришел туда и воскликнул: «Вот, смотрите: плод моего преслушания; вот до чего, в преклонном возрасте, оно довело меня! Дитя, которое вы видите, — это чадо моего непослушания! Но молитесь за меня Господу!» Возвратясь же в келью, он стал горячо молиться Богу о прощении ему греха его.
Итак, иноки, не будьте самонадеянны, никогда не выходите из послушания игумену и никогда не говорите: «Я умер миру и свободен от греха!» Видите, до чего доводят самонадеянность и непослушание? Много лет прожил старец в монастыре, жил так, что получил дар исцеления, а чем кончилось? Позором перед людьми, смертными грехами перед Богом. В один миг, можно сказать, все потеряно: и пост, и бдения, и поклоны, и, может быть, и слезы молитвенные! Каково это? А между тем удивительного тут ничего нет. Ибо трудно взбираться на гору, а пасть с нее ничего не значит. Трудно приобрести сокровище, а потерять оное опять ничего не стоит; трудно, наконец, подвигом добрым подвизаться, а потонуть в грехах можно весьма легко и скоро. Помните это и от самонадеянности и непослушания бегите,как от змия в пустыне или как от губительной заразы. Аминь.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества ПРАВОСЛАВИЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *