Прокимны на утрени

Прокимны на утрени

Димитриевская родительская суббота

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа совершается вседневная Вечерня, на которой стихословится рядовая 18-я кафизма.

Поется прокимен дня, глас 7: Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя. Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и пророцы, на Славу — тропарь Помяни, Господи, яко Благ, на И ныне — Богородичен Мати Святая

На утрене:

Вместо Бог Господь поется Аллилуиа на 2-й глас с заупокойными стихами и тропарями: Апостоли, мученицы и пророцы (дважды), Слава — Помяни, Господи, яко Благ, И ныне — Богородичен Мати Святая,

Поются Непорочны (17-я кафизма-118 псалом), разделяемая на 2 статии. Припев к стихам 1-й статии: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (на практике обычно поют первую половину этого стиха: Благословен еси, Господи). После первой статии произносится ектения об усопших (малая заупокойная ектения).

2-я статия начинается с 94 стиха — Твой есмь аз… с припевом к стихам Спасе, спаси мя.

Затем на 5-й глас поются тропари по НепорочныхСвятых лик обрете источник жизни с припевом: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. И бывает полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения, и поется седален: Покой, Спасе наш.

На каноне, после 6-й песни — малая заупокойная ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный. Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и пророцы, на Славу — тропарь Помяни, Господи, яко Благ, на И ныне — Богородичен Мати Святая

На Литургии:

По входе c Евангелием — тропари: Апостоли, мученицы и пророцы, Помяни, Господи, яко Благ, Слава — кондак: Со святыми упокой, И ныне — Богородичен Тебе и стену и пристанище.

Прокимен дня, глас 8: Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии. Стих: Блажени ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси, и заупокойный, глас 6: Души их во благих водворятся.

Аллилуарий: дня — Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь, и заупокойный -Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род

Причастен дня: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала, и заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Версия для печати

Глас 1-й:

Буди, Господи, милость Твоя на нас, / якоже уповахом на Тя.

Стих:

Радуйтеся, праведнии, о Господе , правым подобает похвала.

Аллилуиа:

Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя.

Стих:

Величай спасения царева и творяй милость Христу Своему Давиду и семени его до века.

Глас 2-й:

Крепость моя и пение мое Господь, / и бысть мне во спасение.

Стих:

Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

Аллилуиа:

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.

Стих:

Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя.

Глас 3-й:

Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Цареви нашему, пойте.

Стих:

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.

Аллилуиа:

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.

Стих:

Буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.

Глас 4-й:

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, / вся премудростию сотвори еси.

Стих:

Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Аллилуиа:

Наляцы и успевай и царствуй, истины ради и кротости и правды.

Стих:

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие.

Глас 5-й:

Ты, Господи, сохраниши ны / и соблюдеши ны от рода сего и во век.

Стих:

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный.

Аллилуиа:

Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.

Стих:

зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесах уготовится истина Твоя.

Глас 6-й:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое.

Стих:

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Аллилуиа:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Стих:

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Глас 7-й:

Господь крепость людем Своим даст, / Господь благословит люди Своя миром.

Стих:

Принесите сынове Божии, принесите Господеви сыны овни.

Аллилуиа:

Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний.

Стих:

Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.

Глас 8-й:

Помолитеся и воздадите/ Господеви Богу нашему.

Стих:

Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его.

Аллилуиа:

Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.

Стих:

Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Воскресные прокимны утрени

И прокимен воскресной вечерни посвящен событию воскресения Христова, но он так прямо не относится к этому событию и не говорит о нем с такою ясностью, как утренний прокимен, в котором большей частью есть и самое понятие «воскресение». Это потому, что он готовит к Евангелию о воскресении. Кроме того, от вечернего прокимна утренний отличается тем, что он не один и тот же для каждого воскресенья, а изменяется по гласам. Таким образом, воскресных утренних прокимнов 8. Для них выбраны из псалмов преимущественно те стихи, где говорится о том особом, непосредственном действии Промысла, которое древний еврей образно называл поднятием, «возстанием», евр. cum, Господа как бы от ложа обычного покоя Его, — слово, передаваемое у LXX чрез άνίστημι, которое означает, кроме поднятия с ложа, и воскресение. Именно, воскресные утренние прокимны и их стихи взяты из следующих псалмов:

1. гл. «Ныне воскресну, глаголет Господь» — из Пс. 11:6, 7.

2. гл. «Возстани, Господи Боже мой, повелением» — Пс. 7:8, 2.

3. гл. «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися» — Пс. 95:10, 1.

4. гл. «Воскресни, Господи, помози нам» — Пс. 43:27, 2.

5. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… яко Ты царствуеши» — Пс. 9:33, 2.

6. гл. «Господи, воздвигни силу Твою (т. е. Христа)» — Пс. 79:3, 2.

7. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… не забуди» — Пс. 9:33, 2.

8. гл. «Воцарится Господь во век» — Пс. 145:10, 1.

Тема прокимнов 3 и 8 гл. совпадает с вечерним прокимном. В 8 гл., как заключительном, наиболее уместно «во век», как и вообще ряд прокимнов дает некоторое развитие мысли (1 гл. — только обещание {с. 654} воскресения и вообще спасения, о котором Господь говорит открыто, «не обинюся», παρρησιάσομαι). Стихами к прокимнам, как и вообще делается, берутся начальные стихи тех псалмов, из которых прокимны (остаток практики, когда с подпеванием прокимна пелся целый псалом); исключение — прокимен 1 гл., где стих выбран более подходящий к прокимну: «Словеса Господня — словеса чиста» — в соответствии с «глаголет Господь».

История их

В Святогробском «Последовании» IX–XII вв. даются из настоящих прокимнов под названием έπακουστόν (а вечерний и литургийный прокимны под названием «прокимен») 3 и 5 (или 7) гл. на пасхальной утрене, 8 гл. на утрене Светлого вторника, 4 гл. — среды, 7 гл. — четверга ].

В древнейшем списке Студийско-Алексиевского устава XI–XII века есть отдел: «прокимны на утрени воскресны пред Всякое дыхание», где приведены нынешние прокимны, оканчивая 5 гл. (отдел не кончен, как и другие в этом списке ]).

ЕВАНГЕЛИЕ

Яко Свят

К слушанию Евангелия наш устав готовит не только песнями, но и молитвами.

Второй способ подготовления существеннее первого, а потому следует за ним. Молитвенное подготовление, как и песненное (прокимен и Всякое дыхание), имеет две ступени, и на этой, первой, оно ограничивается приглашением «Господу помолимся», ответом «Господи помилуй» (неопределенная пока молитва) и возгласом, косвенно указывающим на нужду нашу в освящении и с этою целью прославляющим Святого во святых Своих Бога: «Яко Свят еси Боже наш и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…».

Возникновение

Без сомнения, здесь остаток прежней молитвы о достойном услышании Евангелия; в одном груз. Евхологии эта молитва положена именно пред «Всякое дыхание»; она начинается, как нынешняя наша («Возсияй в сердцах наших»), но возглас имеет: «Яко Ты еси просвещение и освящение…» ]. Есть такая молитва и в др. ркп. Служебников на этом месте.

{с. 655}

Всякое дыхание

Теперь следует вторая и окончательная ступень песненно-молитвенного подготовления к Евангелию. Песненная часть этого подготовления состоит в пении, по чину прокимна (с канонархом), стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа», последнего (6) стиха последнего (150) псалма, с 1-м его стихом: «Хвалите Бога во святых Его…». Служа столь же непосредственным приготовлением к Евангелию, как литургийный аллилуиарий (прокимен на литургии служит приготовлением к Апостолу, посему и на утрене не может быть непосредственным приготовлением к Евангелию), этот стих приглашает все живое к прославлению Господа, прославлению, которое стало возможным и осуществилось лишь после проповеди Евангелия «всей твари» (ср. 1-ое утреннее Евангелие; ср. стих к прокимну апостолам: «Небеса поведают славу Божию» и настоящий стих: «во утверждении — тверди — силы Его»). Будучи последним стихом Псалтири, стих этот достойно заключает настоящий «псалтирный» отдел утрени.

История

Исторически предшествие этого стиха Евангелию объясняется тем, что некогда Евангелие на утрене (песненной) читалось после хвалитных псалмов и славословия великого.

По Студийскому уст. Всякое дыхание пелось на глас предшествующего прокимна ].

Иер. уст. греч. — глухо, слав. ркп. XIV–XV в.:

«по амине начинает певец Всякое дыхание в настоящ. глас, тожь поем и мы в тойже глас. Диакон кадит олтарь токмо. Тажь певец стих Хвалите Бога во святых Его. И мы: Вс. дых. Тажь певец: Всякое дыхание, и мы: да хвалит Господа»; поздн. «Вс. дых. в той же глас».

Старообр.: «канонарх: Всякое дыхание на гл. 6» ].

И о сподобитися

Молитвенная часть настоящего приготовления к Евангелию состоит в приглашении от диакона: «И о сподобитися нам к слышанию (-я) св. Евангелия, Господу помолимся» (ср. неопределенное приглашение на предыдущей ступени) и троекратного (ср. однократное на предыдущей ступени) «Господи помилуй». На литургии нет такого специального моления, потому что Евангелие читается с меньшею торжественностью, часто менее относится к празднуемому событию и подготовляется чтением Апостола.

Возникновение

Уже начальное «и» в этом возгласе диакона показывает, что это отрывок прежнего более пространного моления. Действительно, груз. и древн. греч. ркп.: «диакон (греч.: иерей) творит малую ектению, затем возглашает: И о сподобитися», что поздн. греч. опускают; но слав. XIV–XV в.: + «Паки {с. 656} и паки, иерей возглас: Яко подобает, диак.: И о сподобитися нам послушати достойно св. Еванг. Миром Господу Богу (по) молимся». Такой же редакции возглас и в старообр., но + «достойно» пред «послушати», и «Господа Бога» (ектении нет) ].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *