Проблемы в учебе

Проблемы в учебе

Что значит учиться?

Нередко случаи, когда у ребенка, который прекрасно справлялся с заданиями в детском саду, возникают проблемы с их выполнением в школе. Причина заключается в изменении метода обучения и привычной окружающей среды. Маленькие дети учатся, подражая взрослым или старшим детям. И уже в детском саду эту стадию пытаются преобразовать в сознательное стремление к выработке определенных навыков, помогающих умению приспосабливаться, а также сформировать собственную систему поведения в конкретной ситуации. В общеобразовательной школе важным становится приобретение конкретных знаний и выполнение определенных заданий. Различие между этими двумя этапами заключается в том, что ребенок обычно не видит их взаимосвязи. Нередко случается , что даже ребенок , который прекрасно справлялся с заданиями, рассчитанные на его возраст, испытывает трудности в учебе. В процессе приобретения новых знаний необходимо умение сосредоточиться. Это и является основной трудностью. Психологи различают две группы трудностей- обусловленные и трудности исполнения. Обусловленные трудности.

Для того, чтобы дети могли учиться , дома необходимо создавать оптимальные условия (соблюдать тишину, когда ребенок делает уроки, купить необходимые принадлежности и т.д.) . Внутренне обусловленные нарушения – это временные либо постоянные нарушения , связанные с личностью ребенка, например .пробелы в знаниях, замедленное усвоение материала, неумение логически мыслить и сосредоточиться, а также страх перед учителем или родителями. Часто плохая успеваемость наблюдается у детей, страдающих каким -либо заболеванием.

Трудности исполнения. Причина возникновения трудностей исполнения обычно является слишком большая нагрузка. Если от человека требуют больше, чем он может , то в определенный момент это приводит к появлению напряжения и постоянного чувства страха. Вызванного невозможностью выполнить задуманное . Со временем учеба для такого ребенка становится мукой. У детей с высоким уровнем интеллекта это может быть следствием недостаточного поощрения.

Кто может помочь?

Различаются не только причины по которым детям трудно учиться. но и возможности их преодоления. Главный принцип – это тесное сотрудничество с учителем ребенка. Если не удается найти контакт с ним, то следует обратиться к учителю, которому ребенок доверяет. Во многих школах работают психологи , задача которых- оказать ребенку помощь в преодолении трудностей , связанных с учебой. Если вы не представляете , что делать . то обратитесь в государственные службы по оказанию социально- педагогической помощи (в Москве это » Живые потоки»),можно записаться на прием к психологу.

НА ЗАМЕТКУ,

Трудности в учебе могут возникнуть из- за большой нагрузки. Не стоит требовать от ребенка слишком многого и загружать его дополнительными занятиями, (например музыкой, особенно если у ребенка нет соответствующих способностей). Это может стать серьезным испытанием для его психики.

Трудности в учебе.

Что значит учиться?

Нередко случаи, когда у ребенка, который прекрасно справлялся с заданиями в детском саду, возникают проблемы с их выполнением в школе. Причина заключается в изменении метода обучения и привычной окружающей среды. Маленькие дети учатся, подражая взрослым или старшим детям. И уже в детском саду эту стадию пытаются преобразовать в сознательное стремление к выработке определенных навыков, помогающих умению приспосабливаться, а также сформировать собственную систему поведения в конкретной ситуации. В общеобразовательной школе важным становится приобретение конкретных знаний и выполнение определенных заданий.

Различие между этими двумя этапами заключается в том, что ребенок обычно не видит их взаимосвязи. Нередко случается , что даже ребенок , который прекрасно справлялся с заданиями, рассчитанные на его возраст, испытывает трудности в учебе. В процессе приобретения новых знаний необходимо умение сосредоточиться. Это и является основной трудностью. Психологи различают две группы трудностей- обусловленные и трудности исполнения. Обусловленные трудности.

Для того, чтобы дети могли учиться , дома необходимо создавать оптимальные условия (соблюдать тишину, когда ребенок делает уроки, купить необходимые принадлежности и т.д.) . Внутренне обусловленные нарушения – это временные либо постоянные нарушения , связанные с личностью ребенка, например .пробелы в знаниях, замедленное усвоение материала, неумение логически мыслить и сосредоточиться, а также страх перед учителем или родителями. Часто плохая успеваемость наблюдается у детей, страдающих каким -либо заболеванием.

Трудности исполнения. Причина возникновения трудностей исполнения обычно является слишком большая нагрузка. Если от человека требуют больше, чем он может , то в определенный момент это приводит к появлению напряжения и постоянного чувства страха. Вызванного невозможностью выполнить задуманное . Со временем учеба для такого ребенка становится мукой. У детей с высоким уровнем интеллекта это может быть следствием недостаточного поощрения.

Кто может помочь?

Различаются не только причины по которым детям трудно учиться. но и возможности их преодоления. Главный принцип – это тесное сотрудничество с учителем ребенка. Если не удается найти контакт с ним, то следует обратиться к учителю, которому ребенок доверяет. Во многих школах работают психологи , задача которых- оказать ребенку помощь в преодолении трудностей , связанных с учебой. Если вы не представляете , что делать . то обратитесь в государственные службы по оказанию социально- педагогической помощи (в Москве это » Живые потоки»),можно записаться на прием к психологу.

НА ЗАМЕТКУ,

Трудности в учебе могут возникнуть из- за большой нагрузки. Не стоит требовать от ребенка слишком многого и загружать его дополнительными занятиями, (например музыкой, особенно если у ребенка нет соответствующих способностей). Это может стать серьезным испытанием для его психики.

Хроническая неуспеваемость школьника. Причины развития и методы устранения.

Хроническая неуспеваемость школьника. Причины развития и методы устранения.

В том случае, когда ожидания родителей не совпадают с достижениями ребёнка, у младшего школьника может развиться синдром хронической неуспеваемости.

Происходит это не потому, что малыш ленится или учитель непонятно объясняет. Проблема кроется гораздо глубже, на психологическом уровне. И если вовремя её не распознать и не принять соответствующие меры, то синдром только усугубится, и избавиться от него будет уже сложнее.

Причины развития синдрома

Пока ребёнок находился в детском дошкольном учреждении, родителей не особо волновали его успехи в области обучения. Для них самое главное было, чтобы малыш послушно себя вёл дома и в детском саду, хорошо ел и спал. Когда сын или дочь идут в первый класс, то отношение папы и мамы к неудачам или успехам ребёнка меняется кардинально. Если у малыша не всё получается, он не может по каким-то причинам справиться со школьной программой, то родители реагируют на это резко отрицательно.

Ребёнок воспринимает такое отношение, как сигнал к тому, что папа и мама будут любить его только в том случае, если он будет хорошо учиться. Боясь ошибиться или сделать что-то неправильно, малыш совсем перестаёт что-нибудь делать, и становится хроническим неуспевающим.

Подобный эффект возникает и в том случае, если папа и мама предъявляют к своему крохе слишком высокие требования. Например, у соседей сыну всего три годика, а он все буквы знает! Значит, наш ребёнок в свои четыре года должен уже книги читать. Конечно, ситуация немного утрирована, но что-то похожее на соперничество детьми среди родителей можно встретить. Здесь взрослые забывают об одном, что каждый малыш имеет свои способности и что одному под силу в три года, у другого может получиться только в пять лет.

Способы устранения синдрома хронической неуспеваемости

Если возникает подобная проблема, то желательно всей семьёй походить на консультации к психологу. Опытный специалист научит не только самого ребёнка иначе реагировать на свои неудачи, но и родителям подскажет, как правильно себя вести в различных ситуациях.

Самое главное – нужно любить своего ребёнка таким, какой он есть. Хвалить, даже за небольшие достижения, подбадривать в случае неудач. Если у малыша что-то не получается, то родители должны помочь ему, а не кричать и оскорблять. В тёплой доверительной обстановке у ребёнка никогда не появится синдром хронической неуспеваемости.

Проблема неподготовленности первокурсников к вузовскому формату обучения очень актуальна в настоящее время. Условия обучения в университете отличаются от школьных. В высших учебных заведениях отдается предпочтение активным формам и методам работы, которые позволяют обеспечить высокий уровень усвоения знаний и создают условия для развития личности обучающегося. Здесь практически отсутствует постоянный контроль со стороны преподавателей. Основное значение приобретают самоконтроль и самооценка.

Личностно-ориентированный характер современного образования определяет все возрастающие требования к уровню и качеству подготовки будущего врача. Они направлены на развитие целостного человека: его природных способностей, социальных свойств и свойств субъекта культуры.

Многие студенты в начале обучения испытывают трудности в усвоении нового материала, в организации своего времени. Это объясняется отсутствием у них навыков и умений самоорганизации при овладении программой.

Характерная особенность процесса адаптации – отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для его жизнедеятельности

Большинство первокурсников понимают, что имели неправильные представления об учебе в высшей школе. Она виделась им простым и совершенно неутомительным занятием. Очень важно, чтобы молодые люди преодолевали проблемы, связанные с приспособлением к новой системе обучения и активно включались в учебный процесс уже с начальных этапов, так как именно в этот период закладываются основы профессиональной деятельности.

Целью исследования является анализ подготовленности первокурсников к обучению в университете и оценка их активности участия в жизни университета.

Для этого было проведено анкетирование, в котором приняли участие 82 первокурсника очной формы обучения саратовского государственного медицинского университета.

По результатам проведенного опроса, 84% студентов испытывают трудности в обучении. Из них 39% считают основной причиной затруднений большой объем получаемой информации, 21% респондентов указывают на сложность изучаемого материала, 18% опрошенных отмечают недостаточное количество времени на подготовку, и всего лишь 6% студентов признают нерациональную организацию труда и отдыха.

При этом за помощью в учебе 38% опрошенных предпочитают обращаться к одногруппникам, 29% респондентов ответили, что просят советы у знакомых старшекурсников, а 17% студентов предпочитают справляться со своими проблемами самостоятельно.

42 % опрошенных утверждают, что тяжело привыкали к распорядку дня студентов университета, 33% студентов легко приспособились к учебному графику, а 25% респондентов до сих пор не могут привыкнуть к новому распорядку дня.

Около 90% первокурсников говорят, что испытывают огромный интерес к учебе, но не всегда охотно идут на занятия. При этом школьные успехи далеко не всегда могут помочь при адаптации в новой учебной среде.

Более половины респондентов не участвуют в университетских мероприятиях. В качестве основной причины они указывают отсутствие свободного времени. Только 12% первокурсников принимают активное участие в жизни университета.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная проблема студентов-первркурсников состоит в неподготовленности к вузовскому формату обучения.

Именно на начальном этапе обучения у студентов формируется отношения к учебе, продолжается процесс «активного поиска себя», складывается представление о своей будущей профессиональной деятельности.

Поступающие в вуз уже имеют стереотипы, установки, которые способствуют их учебной мотивации. Эти взгляды, как правило, при начале обучения начинают трансформироваться, а нередко заменяться на противоположные. Бытовые трудности и трудности, возникающие в процессе общения, при этом отходят на второй план.

Рубрика: приглашаем к разговору

Школьная неуспеваемость и школьная неуспешность

Ольга Ивановна Волосач, учитель-логопед высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической помощи, Новосибирской области

«Областной центр диагностики и консультирования.

Специалистов ОЦДК, работающих с группами детей младшего школьного возраста, волнуют проблемы неуспешности самого «обычного» ребенка, который в силу различных жизненных обстоятельств становится «неуспешным». Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Школьная неуспеваемость является, как правило, «браком» в работе педагога, школьная неуспешность – проблема всего образовательного учреждения, а также семьи и социума.

В последние годы в специальной литературе все чаще встречаются публикации, освящающие вопросы школьной неуспешности детей. В частности обсуждаются вопросы сопровождения, социально-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Проблемы же «обычного» ребенка, по каким-либо причинам перешедшего в разряд «неуспешного» не так, на первый взгляд, и очевидны. Обращать на них внимание начинают только при стойкой школьной неуспеваемости и возникновении различных негативных или неудобных для взрослых ситуаций.

Ребенок и «неуспешность» — понятия-антиподы. Ребенок в этот мир приходит светлым и невинным, чтобы видеть и чувствовать, размышлять и жить с радостью.

Жить – значит непрерывно двигаться вперед, развиваясь и совершенствуясь. Так что же происходит при этом движении, какие деформации претерпевает душа и организм ребенка, если он становится неуспешным? Причем состояние неуспешности очень часто наступает «вдруг», в начальной школе, застает врасплох и ребенка, и его родителей. Родители очень часто отмечают, что дошкольное детство ребенка изначально протекало нормально, просто малыш был или плаксив, или сторонился детей, или часто болел, или жил с бабушкой, так как родители были заняты. Подобных «или» можно перечислить множество и каждое из них в отдельности не является источником и первопричиной школьной неуспешности. Однако наличие их различных вариаций способствуют развитию у ребенка неуверенности, что, как следствие, затрудняет процесс его воспитания и адаптации в детском коллективе, осложняет личностное развитие. На всех этапах развития ребенку требуется помощь в преодолении разного рода трудностей (тех самых «или»), с которыми он постоянно сталкивается. Кто и когда должен оказывать эту помощь?

Конечно же, это семья. Родительский дом, мама и папа должны быть гарантами стабильности и надежности, защищенности для любого ребенка. К сожалению, эта азбучная истина далека от реалий современности. Анализ нравственно-психологического климата в семейной сфере детей, поступающих в наше учреждение, нередко выявляет проблемы взаимоотношений родителей и детей, факты жестокого обращения с детьми. Эти дети, в силу социальных, как правило, не зависящих от них обстоятельств, находятся в трудных условиях развития. Из 271 ребенка, проходивших диагностическое обследование в Центре в 2009 году, проживает в малообеспеченных семьях – 49 детей, в многодетных семьях – 74 ребенка, социальных сирот (в семье осужденные, воспитывают бабушки) — 6 детей; алкоголизм в семье – 42; жестокое обращение с детьми – 13 детей. Таким образом, семья не для каждого ребенка в настоящее время является фундаментом надежности и защищенности.

Школа выполняет многообразные функции: обучает, воспитывает, социализирует. И это действительно так. Однако господствующий долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний постепенно уступает место мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. Общеизвестно, что любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. В данном контексте: и ученика, и учителя. Не может деятельность учителя быть успешной, если у него в классе есть неуспешные ученики. Однако освещение данной проблемы в современных литературных источниках практически отсутствует.

Специалисты Центра нередко сталкиваются с ситуацией, когда при поступлении ребенка в учреждение озвучивается проблема школьной неуспешности как в первом, так и иногда впервые! – в 4 классе; высказывается необходимость определения, т.е. изменения образовательного маршрута обучения ребенка. Многие дети неуспешны по традиционно «основным предметам»: русскому языку, чтению и математике. Но данными предметами не ограничивается базисный план школьного обучения! Почему же ребенок успешно участвующий в соревнованиях по физической культуре или в выставках по художественному творчеству все равно будет считаться неуспешным, так как при чтении и письме допускает дислексические и дисграфические ошибки? Притом, что школьных логопедов в образовательном пространстве Новосибирской области явно недостаточно: почти 60% детей, обследованных в школьных группах Центра, никогда не занимались с логопедом по причине отсутствия специалистов, и, следовательно, проблема преодоления фактора школьной неуспешности данной группы детей остается открытой.

Однако понятие «школьная неуспеваемость» намного уже, чем «школьная неуспешность», и касается в первую очередь эффективности усвоения знаний, не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию «состояния неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является залогом успеха ребенка в школе. Школьная неуспешность – это многофакторное явление и касается оно не только табельной успеваемости, но и затрагивает личность ребенка. На фоне трудностей в обучении, испытываемых младшими школьниками, возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения. Таким образом, образуется как бы замкнутая цепь неуспешности, с которой ребенку не справится в одиночку.

Закономерно возникает ряд вопросов:

1. В чем заключается причина школьной неуспешности и каковы пути ее преодоления? Какие шаги предпринимает школа для предупреждения (преодоления) неуспешности ребенка?

Отношения ребенка с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе. Если ребенок боится или не принимает учителя, то это непременно скажется на первом опыте учебы. Несомненно, что учителями движут самые добрые намерения. Они хотят научить, но при этом не всегда учитывают, что у ребенка есть предел восприятия новых знаний. И ни один учитель не признается, что это из-за него ученик стал неуспевающим, неуспешным в школе, а порой и в жизни.

2. Насколько действующая в настоящее время форма – деньги следуют за учеником – оправдывает себя? С одной стороны – это реальная помощь школе, а с другой – фактор неоправданного зачисления в первый класс детей «группы риска», недостигших семи лет и неготовых к школьному обучению.

Эти группы детей общеизвестны (дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с соматическими проблемами здоровья и многие другие).

С одной стороны, стремясь отдать ребенка пораньше в школу или лицей, родители, несомненно, заботятся о качестве его образования, но при этом не всегда соотносят возможности здоровья с учебной нагрузкой. Причем не следует забывать, что разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика.

С другой стороны, учитывая реальную наполняемость классов малокомплектных сельских школ в Новосибирской области, администрация ОУ идет на зачисление детей «группы риска» в начальную школу. При этом очевидно, что данная категория детей требует особого отношения всего педагогического персонала учреждения, а не только внимания учителя начальных классов. Очень часто вышеозначенного ресурса специалистов (психолога, логопеда) сельская школа не имеет. И как следствие – «школьная неуспешность». Так, в Центре диагностики и консультирования ежезаездно выявляются дети, имеющие трудности формирования процессов чтения и письма в возрасте 8-10 лет, изменение образовательного маршрута рекомендуется около 77% обследованных детей.

Очевидно, что образование не должно подстраиваться под самого неуспешного ученика, но и оставлять «неуспешных» без внимания невозможно. Нужна систематическая помощь ребенку в преодолении трудностей обучения и для этого необходимо объединить усилия всех взрослых: учителей, психологов, врачей, родителей, которые, взаимодействуя друг с другом, постоянно будут держать учащегося в поле своего зрения, оказывая ему необходимую помощь.

Обеспечить подобную помощь, выбрать педагогическую стратегию, оптимально позволяющую ребенку реализовать свои способности, поможет организация в каждом образовательном учреждении педагогического консилиума. Не только констатировать факт «неуспешности» ребенка, но и помочь педагогам проанализировать и активизировать свой педагогический ресурс по отношению к конкретному школьнику, стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения ребенка – вот неполный перечень возможностей данной формы работы.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Поэтому работу надо выстраивать очень грамотно, с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося. Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, мотивационные факторы и т.д. Именно над формированием и развитием данных составляющих «успешности» каждого ребенка, выявлением резервных возможностей и коррекцией выявленных проблем работают специалисты ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *