Привить любовь к чтению

Привить любовь к чтению

Надо ли вообще прививать любовь к чтению? Что дает ребенку чтение книги?

Во-первых, чтение развивает воображение. Когда ребенок читает, он представляет, что он читает. Во-вторых, ребенок учится останавливаться и анализировать прочитанное. С помощью этого он формирует какие-то нужные для себя понятия: «хорошо», «плохо», «добро», «зло».

Кроме того, можно сказать, что чтобы понять жизнь, надо много читать. Многие вещи познаются через классические художественные произведения, которые ты читаешь. Ты начинаешь думать и переносить прочитанное на свою жизнь.

Со временем ребенок начинает получать удовольствие, когда он умственно, душевно потрудился. Он что-то увидел, открыл для себя, понял, осознал. И это возможно только благодаря чтению книги, даже интернет не заменит такую возможность. Базовая основа каких-либо знаний, открытий – это, прежде всего, чтение.

Что еще важно – ребенок начинает чувствовать. Когда ребенок смотрит определенную телевизионную передачу, он не успевает все прочувствовать – там все происходит очень быстро, на скорости. Читая книжку, ты можешь замедлиться. Это очень полезно для общего развития.

Как же привить интерес и любовь к чтению?

1. Во-первых, для ребенка нужно создать определенную среду. Чтобы ребенок любил читать, мама с папой должны показывать свой пример. Если он будет видеть это с самого раннего детства, чтение книги станет для него нормальным процессом.

Можно завести дома некую привычку-ритуал – семейное чтение, когда вы собираетесь всей семьей, кто-то один читает, а остальные слушают.

Запишите ребенка в детскую библиотеку. Библиотека – это совершенно особый мир, особая атмосфера. Ребенок видит очень много книг, у него появляется возможность выбирать, а выбор усиливает интерес. То, что он сам выбрал, он старается прочитать.

3. Используйте поисковые чтения: задайте вопрос по какому-то произведению – а ребенок, читая книгу, будет искать ответ на него. Это тоже очень мотивирует.

4. Увяжите мультфильм, который он посмотрел, или спектакль, на который вы сходили, с книгой. Скажите ребенку: «Знаешь, а ведь есть такая книга, и в ней гораздо больше всего, поэтому она гораздо интересней!»

5. Ошибка родителей – навязывать какие-то произведения или круг чтения, совершенно не считаясь с желаниями ребенка. Прислушивайтесь к желаниям и интересам ребенка: что он хочет прочитать, что ему интересно? Используйте интересы ребенка, чтобы найти ему соответствующую литературу.

Кроме того, важно понимать, что определенные книги должны быть прочитаны в определенном возрасте. Бывают книги, до которых ребенок еще не дорос, и он просто не поймет их. Вы можете предложить ему определенный список литературы, а дальше пусть он выбирает сам.

6. Еще один мотивирующий прием – отмечать количество прочитанных книг. Когда ребенок видит результат, его это мотивирует: вот сколько книг он прочитал!

Надеемся, что все эти приемы помогут вам быстро и эффективно приучить ребенка читать!

Как развить у ребёнка любовь к чтению

Мы живём в эпоху гаджетов и интернета — это эпоха, где мы не испытываем дефицита в информации, она вся лежит на поверхности.

Интернет стал частью нашей жизни: «Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм» уже так или иначе влияют на наши ценности, которые, впрочем, формируются обществом и той культурой, в которой мы существуем. Мы всё меньше решаем что-то сами: зачем озадачиваться, если вся информация есть в интернете?
Без телевизора, интернета и гаджетов не обходится и развитие современного ребёнка. С одной стороны, есть много полезных программ для развития, с другой — постоянное потребление информации и решение задач — процессы, при которых работают разные отделы мозга.
Сегодня мы поговорим о развитии ребёнка через чтение: что при этом происходит с малышом и как сделать процесс увлекательным.

Что развивает чтение

  • Мышление. Ребёнок учится обрабатывать информацию, выстраивать в голове сложные сюжетные конструкции, понимать контекст и отношения персонажей.
  • Память. Ребёнок запоминает множество элементов истории, характеристики и описания персонажей — только так можно понять, что происходит в истории.
  • Воображение. Ребёнок учится додумывать описанные в книге образы и начинает придумывать истории уже без книги.

Как превратить чтение в удовольствие

  1. Не заставляйте, а покажите на личном примере. Все дети хотят быть похожими на родителей и часто копируют их поведение. Создать читающую среду дома важнее разговоров о пользе чтения.
  2. Начинайте с с простого. Сначала учите звуки и читайте по слогам — для этого есть специальные детские пособия, и постепенно увеличивайте дозировку.
  3. Учите простые слова: мама, папа, баба и т. д. Затем к простым слогам добавляйте букву: ма-л, до-м, со-м и т. д.
  4. Читайте небольшими порциями, но регулярно. Это поможет освоить чтение быстрее и без перегрузки.
  5. Играйте в слова — игра отличный способ научить ребёнка. Например, загадайте слово и попросить ребёнка отгадать его по буквам.

    При этом называйте слова, в которых есть одна и та же буква, так ребёнок постепенно отгадает слово. Кроме этого, читайте вместе вывески и буклеты, находите новые и интересные слова.

  6. Пишите вместе с ребёнком письма бабушке или поздравительные открытки, покажите важность этого мероприятия. Проявите интерес к тому, что написал вам другой человек, — увидев это, ребёнок заинтересуется письмом.

Как это работает на практике

  • Если ребёнок уже хорошо читает, но ленится, начните читать вслух интересную книгу, на самом интересном месте вспомните, что надо доделать важные дела, и оставьте книгу ребёнку. Если он самостоятельно дочитает, обязательно похвалите.
  • Пишите ребёнку письма от имени его любимого персонажа с просьбой о помощи, при этом каждое письмо делайте длиннее предыдущего. Главное — придумайте интересный сюжет и в конце поблагодарите ребёнка за помощь.
  • Превратите чтение в праздник или поощрение. Создавайте атмосферу радости при походе в книжный магазин или не читайте ребёнку, если он плохо себя ведёт, — ребёнок должен чувствовать увлеченность процессом чтения и испытывать нехватку, если не услышит продолжение истории о любимом персонаже. И наоборот, если ребёнок послушный, то в награду за поведение читайте ему продолжение любимой истории. Важно запомнить, что ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильное чтение, лучше похвалите его за старание.
  • Награждайте ребёнка за чтение на время — дарите маленький подарок за каждые 30, 50, 70 слов в минуту. Это послужит стимулом и мотивацией к достижению новой цели.

Как вызвать у ребёнка интерес к чтению?

Наталья Устинова, фото: https://.com

Развивайка

Книги издревле считались источником знания. Уважение и интерес к ним не ослабевал никогда. Многие современные дети совсем не любят читать. Частично в этом виноваты и телевидение, и интернет. Отказ детей от чтения книг приводит мам и пап в замешательство. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подскажет, как сделать так, чтобы ребёнок полюбил читать.

Безвыходных ситуаций не бывает, своему малышу можно и нужно прививать интерес и любовь к чтению. Существует немало советов, которые могут помочь вашему ребёнку преодолеть отсутствие интереса к чтению. Но мгновенных успехов никто не гарантирует. Только ежедневный кропотливый родительский труд может с самого раннего возраста помочь привить ребёнку любовь к книгам.

Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. Читайте детям вслух, выразительно подчёркивая характеры, настроения, взаимоотношения героев. Постепенно малыш заинтересуется, начнёт узнавать книги, сам будет приносить вам наиболее полюбившиеся.

Обратитесь к классической детской литературе: знаменитым сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», произведениям К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова и других авторов.

По мнению педагогов, психологов и самих же родителей, малышей дошкольного возраста следует приучать к чтению книг постепенно. Вначале ― с простого держания книг в руках и просмотра рисунков. Потому и книжки для малышей должны быть яркими, с небольшим текстом, написанным просто и ясно, крупным шрифтом, и с множеством интересных рисунков. Именно через эти рисунки на первых порах и вникают в содержание своих первых детских книжек–малышек наши дорогие малыши. Большой популярностью пользуются у них и так называемые книжки–раскраски самой разной тематики: алфавит, счёт, животные, растения или полюбившиеся герои мультсериалов. Очень часто чтение детских книжек напоминает или заменяет ребёнку интересную, увлекательную игру.

— Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

— Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

— Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

— Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов. Не забывайте брать ребёнка с собой, отправляясь в книжные магазины. Вместе выбирайте книги и предоставьте ему полную свободу, не давя на него, не заставляя его остановиться на тех книгах, которые нравятся вам, но не приглянулись ему.

— Оформляйте его личную библиотеку. Обязательно запишите ребёнка в библиотеку и время от времени ходите туда вместе с ним.

— Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

— В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью, очень полезны игры.

— Создайте свой домашний «книжный» театр. Вникнув в содержание книги, дети читают и быстрее, и с большим увлечением. Распределив роли, позвольте детям выразительно и артистично читать каждому свои части диалога и слова автора. Это поможет сделать сложный, требующий усилий процесс чтения более лёгким и приятным.

— Неотступно следуйте за вашим ребёнком с новыми интересными историями и журналами. Где бы ни был ваш ребёнок, не забывайте предлагать ему читать новые и новые увлекательные книги, рассказы, истории. Интригуйте его интересными фразами из книги или мини-сюжетами, разжигайте в нём здоровое любопытство. Кладите эти книги на самых видных местах ― перед телевизором, в детской комнате, на стуле возле кровати, на диване.

Но ни в коем случае не принуждайте его читать их.

— Учитывайте читательские запросы и потребности вашего ребёнка. Это, пожалуй, то, что особенно необходимо и наиболее важно в привитии вашему чаду любви к книгам. Скажем, на каком-то определённом возрастном этапе ребёнку нравятся сказки и истории про животных, затем фантастика и приключения, чуть позже ― рассказы, повести, романы и т. д.

— Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений. Пусть ребёнок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из подписного каталога. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

— Рассказывайте ребёнку. Пересказывайте ребёнку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии ― всё это можно без труда найти в энциклопедиях, и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.

— Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если вы будете опираться на эти секреты в общении с ребёнком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек — это всегда интересный и успешный человек.

Не многие родители могут похвастаться тем, что их ребенок много и с удовольствием читает. Скорее наоборот, большинство родителей часто жалуются на то, что дети не интересуются книгами, не любят чтение, ограничиваются только учебниками или литературой школьной программы. Да, тенденция снижения интереса детей и подростков к книгам существует.

Любовь к чтению не является отличительной чертой современных детей, а тем более подростков. И этому есть вполне объяснимые причины. В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению.

Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать?

Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей и подростков она таковым не является.

И, к сожалению, сегодня жаловаться на то, что ребенок не хочет читать, то же самое, что жаловаться на то, что он не хочет смотреть черно-белый телевизор.

Любовь к чтению необходимо прививать.

Чтение — важный показатель интеллектуального развития.

Оно расширяет кругозор, способствует развитию внимания, памяти, словесно- логического мышления, речи.

Детей , которые читают отличает эрудиция, богатый словарный запас.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. И здесь есть риск попасть в замкнутый круг: нет навыка чтения, ребенку не интересно читать, не интересно — он и не читает, а не читает значит и навыку неоткуда взяться. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.

Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения: логопеды. педагоги, психологи утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?

Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей. Об этом необходимо помнить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *