Притчи иисуса христа

Притчи иисуса христа

Толкование притчи Иисуса Христа о винограднике

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает для нашего вразумления притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом незадолго до Своих крестных страданий. Эта притча прямо была обращена к первосвященникам, книжникам, законникам иудейским. Господь говорит так: Был некий домовитый человек, который основал виноградник, оградил оградою, ископал точило и поставил башню. Случилось ему отойти на долгое время, и он отдал виноградник делателям, трудникам. И вот они трудились в винограднике, работали, и по временам хозяин из своей далекой страны посылал к ним своих слуг для сбора необходимой дани. Но эти трудники одних побивали камнями, других выгоняли и убивали. И вот, наконец-таки, хозяин виноградника решил послать к ним сына своего единственного, возлюбленного, думая «Устыдятся сына моего и отдадут все, что необходимо». Но приходит сын, и эти трудники собираются на совет: «Что делать? Это наследник! Убьем его, и тогда виноградник будет наш!». И они убили сына его единородного. И вот Господь спрашивает фарисеев, книжников: «Что вы думаете, сделает хозяин виноградника, когда вернется с войском?» И они совершенно правильно ответили: «Злых делателей тех погубит, а виноградник отдаст другим, более праведным, честным, которые будут отдавать ему плоды вовремя». Книжники тем самым ответили на вопрос о себе – ведь очень скоро Господу Богу надлежало быть распятому, именно по вине книжников и фарисеев. И Господь говорит: тот камень, который отвергли зиждущие, встал во главу угла, и дивно это есть во очах ваших! Господь процитировал псалмопевца Давида, который говорит, что тот самый камень, который отвергли строители, стал во главу угла. Этот камень – Иисус Христос. И Господь говорит иудеям такие слова: «Отнимется у вас Царство Божие, и дастся другим народам». Евреи были богоизбранным народом, а первосвященники, книжники, законники были теми самыми делателями, которые должны были «приносить плоды вовремя», готовить богоизбранный еврейский народ к принятию Мессии. Но они не делали этого. Они заботились только о себе, своем благополучии, своем влиянии на народ. И когда приходили к ним пророки, они, действительно, одних заключали в темницу, иных побивали камнями, иных убивали. Например, вспомним пророка Михея, пророка Азарию, которых заключили в темницу и жестоко мучили. Вспомним пророка Ананию, которого побили камнями. И вот, наконец, пришел к ним Сам Господь Иисус Христос, и они совершили то же, что Господь сказал в притче. Господь как бы уже пророчествовал о Себе. Ведь всего через несколько дней первосвященники и книжники соберут совет, на котором будут решать, что делать с Иисусом Христом: власть Его над народом велика, Он творит чудеса. И скоро, если мы ничего не предпримем, дескать, римляне придут и завоюют наш народ. И они решили: «Лучше пусть один человек умрет за народ, чем весь народ погибнет». И в слепоте своей, они отвергли тот камень, который был «во главе угла», отвергли Господа Иисуса Христа, и отнялось у них Царство Божие, перестали они быть богоизбранным народом. А на этом камушке, отвергнутом ими, Господь основал другой виноградник, другое Царство, другой богоизбранный народ – это христиане! А делатели – это апостолы. И вот мы, сейчас находящиеся в церкви Христовой, по сути, находимся в этом самом винограднике Христовом.

Ограда виноградника Христова – это законы, заповеди Божии, которые необходимо соблюдать, исполнять. Слуги Божии – это священники, учителя церковные, которые всю свою жизнь посвятили для того, чтобы вести вас, рабов Божиих, в Царство Божие. И необходимо постоянно отдавать отчет Господу Богу о своих словах, делах, и даже мыслях. Господь всегда спрашивает отчет, в нашей жизни всегда наступает такой момент, когда Господь требует от нас ответа. И если мы поступаем неправедно, попирая заповеди Божии – мы заболеваем, терпим лишения, потому что неправедно мы даем ответ Господу Богу. Значит, нужно исправиться. Исправление – это покаяние, которое Святая Церковь рекомендует каждому из нас приносить регулярно. Ежемесячно необходимо исповедоваться и причащаться. И, конечно же, в храм Божий ходить, жить в этом винограднике, не ходить по нему, как бы не замечая его, погружаясь в какие-то свои иллюзии. Необходимо постоянно напоминать себе о Боге, о том, что мы живем в винограднике Божием. А как мы это делаем? Когда встаем на ежедневную молитву, когда берем в руки духовную книгу, читаем Библию, жития святых… Ведь каждый день необходимо это делать! Каждому крещеному человеку положено как минимум раз в неделю бывать в храме Божием для молитвы. Обычно это воскресенье, мы приходим в храм, молимся Господу Богу, а заодно и напоминаем себе, что мы являемся рабами Божиими и живем в винограднике Христовом. Господь дал нам этот виноградник «в аренду». Да, братья и сестры, наша жизнь – это аренда. Это не наша собственность, на самом деле: мы не хозяева своего тела, например – Господь дал нам его. И чем праведнее, честнее, совестливее мы будем относиться к этой аренде, которую дал нам Господь – тем лучше будем жить, и Господь будет давать нам свои блага. Да, часто мы забываем о Господе Бога, зачастую больше доверяем и следуем своим иллюзиям. Мы знаем, что аборт – это убийство, и по статистике, в нашем государстве абортов делается чуть ли не больше, чем в любой другой стране мира. Так потому в России так плохо и живут, наверное. А если этих самых убиенных младенцев поставят перед нами и дадут в руки автомат: стреляй!

Да как же можно, в детей мы никогда не выстрелим! А аборты делаем, ведь делаем же!.. Итак, в этой притче Господь говорит о первосвященниках, он спрашивает их: что сделает хозяин виноградника, когда придет? И они отвечают, что, конечно, злодеев этих он погубит, убьет, а виноградник отдаст другим! И мы, когда мы реально спрашиваем себя, все становится на свои места, и мы не сделаем греха. Но когда мы забываемся, когда мы живем каждый в своей скорлупке, в своем иллюзорном мире, свои какие-то иллюзорные ценности преследуем – мы не видим реальности. Мы не видим то, что является грехом, а оттого и страдаем, оттого и плохо в нашей жизни. И сегодняшней притчей Святая Церковь хочет сказать нам: не будьте вы, как эти отвергнутые трудники виноградника, не будьте вы теми законниками, книжниками, от которых отнял Господь Царство Божие. Ведь и нам посылаются пророки. Ведь посылаются! Но в виде кого? А вот книги: у всех нас есть духовные книги, но каждый ли день мы их читаем? Вот прошел день, а мы не взяли в руки Библию, не почитали что-то из житий святых – что мы сделали? А то же самое, что книжники и фарисеи – отвергли пророков! Вот священник говорит проповедь, а мы не слушаем – что мы делаем? Отвергаем пророков! А когда мы знаем, что то или иное – грех, что это против заповеди Божией, но умышленно идем на сговор со своей совестью, да – что мы делаем? Мы буквально побиваем камнями пророков. Мы убиваем пророков, Слово Божие мы убиваем! Мы переступаем через заповеди Божии и уподобляемся тем самым книжникам и фарисеям, над которыми тоже должно прозвучать грозное слово Господне: «отнимется от вас Царство Божие!». Сегодня Церковь нас как бы встряхивает. Да, закончился Успенский пост, можно погрузиться в мирские заботы, но… внимательно! Книжники и фарисеи ведь совершенно искренне не видели в Христе Бога, потому они и решили убить Его, чтобы «погиб один человек за народ», потому что только о мирском, о материальном благополучии они помышляли! Вот что нас отуманивает, ограждает, отводит от Господа Бога, от реальности. Но мы не должны забываться в своих житейских заботах, должны обязательно помышлять о духовном. Кто-то из святых очень хорошо сказал: рассчитайте свое время, и старайтесь уравновешивать каждый день в своей жизни. Если вы замечаете, что сегодня прожили день более скверно, более в заботах о материальном – старайтесь вечером больше почитать духовной литературы. Например, не как положено, одну главу Евангелия на сон грядущий, а две-три главы, почитайте толкования (а ведь Евангелие нужно читать в толковании святых отцов!) Почитайте жития святых, другие духовные книги, уравновесьте духовной пищей сегодняшний день! Часто некоторые говорят: вот, сегодня мне снилось блудное, греховное, вожделенное, или еще что-то такое тяжелое, за ночь ничуть не отдохнул, как будто мешки ворочал. Это о чем говорит? День был проведен с явным перевесом материального! Недовесили, недогрузили вы духовного! Тогда нужно восполнить пробел и следующий день провести более духовно. Обязательно, братья и сестры, следите за этим, чтобы у вас было достаточно духовности каждый день. Еще раз поздравляю вас с сегодняшним воскресным днем, и дай Бог, чтобы сегодняшнее назидание было «во уши наши» и в приложение к нашей жизни.

протоиерей Святослав Зулин,
07.09.2009

Другие публикации

Мальчику Алёшке подарили книжку с притчами на все случаи жизни. Теперь друзья боятся жаловаться ему на проблемы. Притчи реально работают.

Как говорят, притча — это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральную, духовную или религиозную премудрость. Все народы мира имеют свои притчи. Самые интересные притчи собраны на этих страницах, на самые востребованные темы: о любви, смысле жизни, дружбе, счастье, человеческой сущности, философские притчи. Многие народы мира передают через них свою мудрость и знания. Для читателей, любителей философии и просто людей, которые умеют извлекать из жизненных ситуаций уроки для себя, совершенствовать свой внутренний мир, не только путём своих проб и ошибок, но и перенимая опыт других, здесь собраны самые лучшие и интересные притчи.

Учение Господа Иисуса Христа в притчах

О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.

Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы, для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи. Притчи, изложенные в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского озера («моря»)

Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам». Притчи Господа — это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Притча о сеятеле
(Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)

В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем — проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает — сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником — тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье — прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет», — неоднократно повторяет Господь в разных частях Евангелия (для прим. Матф. 13:12, 25:29; Луки 19:26 и т. д.). Смысл этого присловья в том, что богатый при усердии богатеет более и более, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с уже дарованным вам знанием тайн Царствия Божья можете все глубже и глубже проникать в эти тайны, понимать их все совершеннее. Народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, какое еще сохранилось в нем, если бы при откровении подобных тайн не дать в помощь ему приточную речь, много более пригодную для народа. Св. Златоуст объясняет это так: «Тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет».

У того, чей ум омрачен, а сердце огрубело в грехе так, что он не понимает Слово Божье, это Слово, ложится на поверхность ума и сердца, не пустив корней, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый — сатана или демон — легко его похищает, делает бесплодным услышанное. Каменистую почву представляют собой те, кто увлекается проповедью Евангелия, как приятной новостью, порой даже искренне и чистосердечно, находя удовольствие в проповеди, но сердцем — холодные, твердые и неподвижные, как камень. Такие не в силах ради требований евангельского учения изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов и вести борьбу с искушениями, претерпевая скорби и лишения за истину евангельского учения. В борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию. Под тернистой почвой подразумеваются сердца людей, опутанных страстями: к богатству, к наслаждению, к благам мира сего вообще.

Под доброй же и плодоносной землей подразумеваются люди с добрым и чистым сердцем, которые, услышав Слово Божье, твердо решили сделать его руководством своей жизни и творить плоды добродетели. «Виды добродетели различны, как различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж. Феофилакт).

Притча о плевелах
(Матф. 13:24-30)

«Царство Небесное» — это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» — то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от всех, — здесь указано на коварность врага, — «пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел». Плевелами называют сорные травы, которые, пока малы, похожи всходами своими на пшеницу, а когда уже вырастут и начинают отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христа сеется по всему миру, но и дьявол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут все вместе: и достойные сыны Отца Небесного (пшеница), и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит последних, оставляя до «жатвы», то есть до Страшного суда, когда жители — Ангелы Божьи — соберут «плевелы» и ввергнут их в печь огненную на вечные адские муки. «Пшеницу» же Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Свое Царствие Небесное, где праведники воссияют, как солнце.

Притча о зерне горчичном
(Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19)

На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божья, по-видимому, мало и не славно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в царство великое и всемирное. Златоуст говорит: «Сей притчей, Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были бессильнее всех, всех более уничиженные, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то она (проповедь), распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая вначале, неприметная для мира, распространилась так на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под ее сенью. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Притча о неводе, закинутом в море
(Матф. 13:47-50)

У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море — это мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.

Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божье, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и»старое» пророчество и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого — Богооткровенны.

  • ИИСУС ХРИСТОС – НАШ ТВОРЕЦ

    Это очень важная доктрина Нового Завета и поэтому удивительно, что современное Христианство уделяет ей так мало внимания.

  • Можем ли мы видеть Иисуса Христа в Бытие?

    Когда неверующие люди думают о Христе, они представляют себе просто человека. Так думают и многие христиане, лишая истинной ценности личности Иисуса Христа.

  • Пасха. Смерть и воскресение Иисуса Христа

    Очень красивый ролик с песком о смерти и воскресении Иисуса Христа. Трогает и заставляет задуматься.

  • Иисус Христос сфотографирован в Базилике Святого Петра

    Удивительное рядом. Иисус Христос сфотографирован в Базилике Святого Петразнамения

  • Иисус Христос — наш Великий Первосвященник, — Кэтрин Кульман

    Это продолжение серии проповедей Кэтрин Кульман «Почему мы должны знать Бога лично». Часть 2 Иисус Христос — наш Великий Первосвященник

  • Второе пришествие Иисуса Христа и восхищение церкви — Дмитрий Лео

    Это очень спорная тема. Многие люди уже проповедовали на эту тему и высказали свою точку зрения относительно второго пришествия.

  • Монеты во времена Иисуса Христа

    Интересные факты о монетах, описанных в Библии, которые ходили во времена Иисуса Христа. Как они выглядели и насколько ценились.

  • Свидетельство Виктории Нехэйл о ее нескольких посещений Иисусом Христом

    Известия с Небес и преисподней.

    Викторию Нехэйл посещал Иисус Христос

  • Эксперты уверяют, что на Туринской Плащанице кровь Иисуса Христа

    Итальянские исследователи (Elvio Carlino, Liberato De Caro, Cinzia Giannini) из Института кристаллографии в Бари (Institute of Crystallography in Bari

  • Ти Би Джошуа — Взгляните на Иисуса Христа

    Читайте и преображайтесь. Ти Би Джошуа (TB Joshua) основатель и главный смотритель Синагоги Церкви Всех Наций (SCOAN) и телеканала Эммануил ТВ (Emmanuel TV) в Лагосе, Нигерия. Ти Би Джошуа является пророком и общественным деятелем, его служение сопровождают мощные чудеса …

  • Иисус Христос. Факт или вымысел ?

    Избранные видео. Насколько правдиво описана жизнь Иисуса Христа в четырех Евангелиях? Кто были авторы этих текстов? Есть ли какие-либо научные подтверждения этим сведениям? Узнай всю правду в этом видео.

  • Сила в имени Иисуса Христа — Ти Би Джошуа

    Смотрите и преображайтесь. Есть сила в имени Иисуса Христа, но только среди тех, кто предан славе Бога Отца. Слава — в силе, сила — в слове. Когда мы выражаем необходимое доверие в Иисуса Христа, то Его обязанностью или Его работой является поднять нас от смерти к …

  • Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;(послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы);чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

    Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

    Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

    Сын мой!

    если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —

    Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,а делают засаду для их крови и подстерегают их души.Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

    Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

    «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота,тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,не приняли совета моего, презрели все обличения мои;за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

    Притчи появились на Востоке, в древности. Именно там любили говорить загадками, иносказательно. В обычных притчах был скрыт урок для всех людей, житейская мудрость, советы. Притчи передавались от одного человека к другому, некоторые из них были зашифрованы, другие были понятны многим. Немало притч дошли до наших дней. Притчи стимулируют воображение, отталкиваются от известных вещей и ведут к постижению неизвестного. Притчи помогают принятию нравственных законов и внедряют в сознание человека истину.

    Иисус Христос тоже иногда учил притчами.

    Притча о сеятеле

    (Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-8; Мк. 4:14-20; Лк. 8:5-8; Лк. 8:11-15)

    В годы Иисуса Христа Галилея была римской провинцией,в ней было очень много сельских жителей. Иисус в основном проповедовал среди простых людей — земледельцев, скотоводов, рыбаков. Он говорил на их «языке» и их образами, чтобы донести истину до их сознания. Однажды Христос рассказал притчу о сеятеле.

    «Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! … Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

    А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

    А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

    Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:3-23).

    Иисус Христос выбрал образ сеятеля и семян, так как большинство людей, слушающих эту притчу, были земледельцами. В Галилее семя часто бросали в не распаханную почву, сеятель разбрасывал зерно либо рукой, либо струйкой через отверстие в мешке, который висел на идущем рядом животном. В большей части Галилеи плодородный слой был тонок, поэтому сеятель не вспахивал почву и до появления первых всходов не мог ничего узнать о судьбе урожая.

    Причем сорняки (терние) на такой почве не были видны. Вместо того, чтобы вытащить их с корнем, их просто срезали или поджигали, но корни при этом оставались, и впоследствии сорняки могли заглушать появившиеся всходы.

    В этой притче Сеятель — сам Господь, семя — Слово Божье, поле — все человечество, весь мир, воспринимающий Слово. Ее суть в том, что участь Божьего Слова зависит от того, на какую почву оно упало.

    Люди, согласно образам притчи, могут быть дорогой, которую всякий топчет — и мир, и другие учения, и воображение, и собственные интерпретации Слова Бога. Это может быть и грубая натура человека, способная только сладко спать, вкусно есть, хорошо одеваться и не желать слышать о чем-либо.

    Люди бывают и каменистой почвой, когда они услышанное слово не воспринимают всем своим существом.

    Эти люди могут стремиться к добру, и иногда Слово Божье находит в них отклик, но оно не захватывает человека настолько, чтобы тот ради Бога менял свою жизнь, трудился над собой, боролся с препятствиями.

    Если семя, которое попало на каменистую почву, быстро взошло, но корня не смогло пустить, оно засохнет. Да, бывает так: человек с радостью воспринимает Слово Бога, кается, принимает крещение, говорит, что хочет следовать за Богом, служить Ему. Но потом ленится, не читает Библию, не исполняется Духом Святым. То есть не укореняется в Боге. А, когда нет корня, любое испытание, тревога, страх способствуют тому, что человек духовно падает, забывая о Боге.

    Легко взошедшее семя бывает задушено бурьяном, дикими травами – так и вера может быть захвачена суетой, если мысли и чувства с утра до вечера заняты мелочами: мы спешим, нам некогда остановиться, подумать, почитать Слово Бога.

    Люди бывают тернистой землей в отношении к семени Слова. Может, они и желают жить по законам Бога, но не хотят отказаться от мирских удовольствий,которые поглощают их полностью.

    Истина Божья не войдет в человека просто так — нужны вера, труд, борьба с заблуждениями, кротость, смирение, а также добрые дела по вере.

    Семена, которые приносят плод, символизируют людей, сохраняющих это семя и возрастающих духовно, что проявляется в повседневной жизни. Такие люди становятся все больше похожи на Христа.

    Итак, Бог отдал Своего Сына Иисуса Христа на крест, чтобы спасти человечество. Но спасение происходит не без участия самого человека, не автоматически. Человек должен сам открыть свое сердце Господу. От Бога идет сила благодати, от человека — стремление к Богу, вера и усердие.Необходимо каждому исследовать свое сердце и свое отношение к Слову Бога, которое он слышит то ли во время проповеди, чтения Библии,то ли во время свидетельства о Христе, о славе Божьей.

    Будем молиться о том, чтобы наши сердца были подобны доброй, плодородной, вспаханной земле, в которой даже малое зерно Слово Божьего даст обильный урожай.

    «Царство небесное силой берется»

    Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга

    (Лк. 11:5-8)

    «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!»

    (Лк. 11:9, 10)

    Эту притчу Иисус Христос рассказал Своим ученикам после того, как научил их молитве «Отче наш». Христос на примере этой притчи показал Своим ученикам и всем, кто сейчас читает эти строки, что молитвы людей будут услышаны.

    «И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк. 11:5-8).

    Гостеприимство было и остается одним из важных элементов человеческих взаимоотношений у восточных народов.

    В Иудее во время жизни Иисуса Христа хозяин дома был обязан накормить странника, который оказал честь его дому, прося ночлега. И гостеприимство не зависело от того — богатый дом или бедный, есть ли хлеб в доме или нет.

    В этой притче человек попросил хлеба, причем не для себя, а для гостя. Хозяин дома, в дверь которого стучался просящий хлеба, собрался отказать, мотивируя отказ тем, что “и двери закрыты, и дети спят”. Казалось бы, дети спят — это очень сильный аргумент. В те годы дети спали на полу вместе со всеми, так как в большинстве домов была только одна комната. Двери запирались на массивный засов, и шум при их открывании мог разбудить всех в доме. Не переставаемый стук в дверь тоже разбудил бы всех в доме. Стучавший проявил упорство — был неотступен. И по «неотступности его», в переводе с греческого «из-за назойливости его», и еще по смущению хозяина дома, в который стучался человек (ведь на следующее утро пошли бы по селению слухи о нарушении закона гостеприимства), он получил хлеб.

    Эта «назойливость», упорство в достижении цели, настойчивость — хорошие качества, особенно если проситель настаивает не ради себя, а ради другого человека, поступая, как Авраам, который неотступно просил не о себе, а о Содоме (Быт. 18:23-33).

    Человек может также молиться и о себе и получать от Бога просимое.

    Эта притча свидетельствует о необходимости постоянства в молитве. Ведь Бог может не сразу дать то, о чем человек просит.

    Однако Бог хочет, чтобы просимое было согласовано с Его волей, а молитва являлась молитвой веры и надежды. Бог знает, что лучше для нас. Но всегда человек должен знать и верить, что его прошение Бог исполнит в свое время и в наиболее полезной форме, если просимое согласуется с Его волей. Никогда Небесный Отец не даст вредного для человека.

    «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него» (Лк. 11:13)

    Подготовила Елена Петибская

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *