Притчи 3 глава

Притчи 3 глава

Комментарии из Женевской Библии: Притчи 3 глава

3:1-12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения «Сын мой», повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1,3,5-7,9,11) и причинно-следственных (ст. 2,4,8,10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.

3:1 наставления. Соответствующее древнееврейское слово употребляется также в значении «закон». См.

ком. к 2,20-22; статью «Введение в поэтические книги».

заповеди. Это слово часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о законе, здесь же оно относится к мудрости и означает «настоятельный (см. 1,25) совет».

3:2 долготы дней, лет жизни. Мудрость является залогом долгой и благополучной жизни, которой Господь благословляет послушных Ему (Исх. 20,12).

мира. Евр.: «шалом» – гармония полноты жизни, здравия и процветания (ст. 8). В Ветхом Завете о благословении Божием говорится преимущественно в связи с земной жизнью человека, ибо еще не совершилось окончательное откровение о полноте будущей жизни по воскресении.

3:3 Милость и истина. Значение соответствующего древнееврейского выражения связано с понятием завета. Учительное наставление (ст. 1) становится подлинным руководством в жизни, лишь основываясь на знании о Боге, открывающем Себя в милости и истине завета.

обвяжи ими шею твою. Метафорический образ, осмысливающий мудрость как украшение жизни.

напиши… сердца твоего. Милость и истина должны навсегда остаться в памяти, сделаться как бы частью разума человека и подчинить себе его чувства.

3:4 милость. Или благодать (Быт. 6,8). В Ветхом Завете этим словом называется дар Божий, полученный человеком независимо от каких-либо личных заслуг. В данном случае речь идет о любви Божией, на которой зиждется завет (ст. 3).

3:5 Надейся на Господа. Т.е. верь слову Господнему и Его обетованиям, открывающимся мудрым (2,6; 16,20). См. ком. к 1,7.

не полагайся на разум твой. Эти слова противопоставляют два типа мироощущения: убежденность в том, что слово Господне есть мерило всякой истины, и самонадеянная уверенность во всесилии человеческого интеллекта.

3:6 познавай Его. Так на деле проявляется тот образ мыслей человека, для которого Бог – основа всего и который знает Бога.

Он направит стези твои. Господь будет вести человека к главной цели его жизни. Природа водительства по стезям мудрости имеет два аспекта: дар мудрости от Господа и соотнесение человеком своих поступков с повелениями Божиими.

3:7 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума.

бойся Господа. См. ком. к 1,7.

3:9 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11.

от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу (Лев. 23,10; Чис. 18,12.13).

3:11 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр. 12,4-7, где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына.

3:12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие.

3:13-20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление.

3:13 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости.

3:16 См. ком. к ст. 2.

3:18 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11,30; 13,12; 15,14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя – Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти (Быт. 2,17). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2,20-22).

3:19-20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8,22-31).

3:21-26 В этих стихах, отличающихся единообразием построения, осмысливается тема промысла Божия в отношении каждой человеческой жизни.

3:23 Умение человека руководствоваться в своих поступках верными умозаключениями рассматривается как результат водительства Божиего.

3:24 Мудрость помогает избежать опасностей, которые подстерегают нечестивых, поскольку мудрый следует путями Божиими и подчиняется Его водительству.

3:27-35 Данная часть главы состоит из запретов, регулирующих отношения между людьми. После ст. 31 следует обоснование нравственного смысла этих запретов как соблюдение воли Божией.

3:33 Здесь имеет место типичное в пословицах-притчах противопоставление добродетели пороку (10,2; 3,6.7.11.16), Божиих благословений и проклятий. Прослеживается сходство с богословием завета во Второзаконии, где верность Богу вознаграждается благословением (см. Втор. 11,26-29; 28,1-19).

3:34-35 В этих стихах углубляется противопоставление безрассудства мудрости, которая, прежде всего, означает праведный образ жизни, заповеданный Богом Своему народу.

← Притчи 2 • Притчи 4 →

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, —потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Надейся на Господа слушайте полное учение на эту темуFR0003

Притчи 3:5-10 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Здесь идет речь об условии успеха. Вообще, успех – это библейское слово. Мы видим, что здесь говорится уже и о физиологических моментах. К сожалению, наши неправильные психологические установки дают ужасающие результаты. Болезни проявляются из-за деятельности того вещества, которое отвечает за наши действия. Поэтому написано, что это будет здравием для тела нашего. Не гордись, не язви, не будь циничным, не надмевайся – иначе результатом всего этого станут болезни.

Притчи 3:5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Означает ли это, что мы должны быть неразумными? Как раз наоборот, разум должен быть. Разумный человек хочет положиться на свои знания, опыт, разумения. Разумный человек полагается на свой разум. Глупый человек – на разум другого. А самый глупый полагается на глупость другого.

Но Бог говорит, что когда ты стал разумным, все понимаешь и читаешь, настолько разумным, как Христос, то в этом случае ты захочешь положиться на разум, потому что он действительно разум, мудрость, опыт. Что же значит не полагаться на свой разум, а надеяться на Господа?

Вспомним библейскую историю о том, как Давид взял пращу и бросил камень в великана. Но сначала он провозгласил слово, а затем бросил камень и попал Голиафу прямо в лоб! Как это возможно? Разве Давид занимался тем, что каждый день оттачивал четкость броска? Разве он тренировался убивать великанов? Он боролся со львом, медведем. Когда нападали на его овец дикие звери, он защищал их. Он победил не благодаря своему профессионализму. Однако брошенный им камень, полетел точно в цель.

У каждого из нас есть ожидания по жизни. Даже в физическом мире, когда мы, например, бросаем камень в плывущий предмет, мы надеемся и уповаем, что попадем в цель. Когда пришел Давид, он заявил, что это не его война, ведь Голиаф шел против Господа Саваофа, против Его народа, против Его земли и святости, покушался на десницу Божью.

Поэтому Бог и попал в око великану.

Вы видели когда-нибудь российского боксера Валуева? Так вот, Голиаф был в два раза выше его. Его рост составлял почти четыре метра. И в ширину, конечно, он был не маленький. Длина его копья только составляла шесть метров! У него был оруженосец, тоже крупный. Все они были исполинского рода, сыны Енаковы, их оставалось четыре брата.

И вот маленький белокурый юный Давид, вышедший против великана, попал в цель! Я хочу сказать вам, что мы сегодня ведем войну, и нам надо попасть на небо, а это задача посложнее, чем пройти сквозь игольное ушко. Мы иногда думаем, что раз мы родились в церкви, то мы уже на небе. Иисус, рассказывая о небесах, говорил, что путь туда очень узок, как игольное ушко. А путь, который за пределами этого ушка – очень широкий.

Китайская поговорка говорит, что в цель попадают одним путем, а промахиваются тысячами. Приблизительно это говорят о Царстве Божьем. Как сделать так, чтобы к тебе пришло благословение, исцеление, Божья защита и то, что называется благословением от Господа?

Возможно, ты страдаешь за Христа сегодня. И это страдание не выражается в виде пыток или тюрем. Но это выбранный тобой путь, отказ от чего-либо. Например, это может выражаться в твоих финансах. Ты не торгуешь наркотиками или оружием, не делаешь на этом деньги, и не потому, что тебе этого никто еще не предложил, а потому что это твоя позиция. Ты выбрал путь с Богом, путь без греха. Поэтому святой – это отделенный. Мы отделены для святого брака, для святой до брачной жизни, для святой семьи, для святой работы…

Все, что бы мы ни делали, имеет определенную инструкцию о том, как жить свято. Самое главное – надейся на Господа всем сердцем своим. Один пастор сказал – уже важно не видение, а вибрация. Видение – это твой ум, разум, а вибрация – это то, чем ты горишь. Это не умственные вещи. Видение – это то, о чем ты можешь рассказать. А вибрация – это то, что тебя ведет.

Есф 5:6И сказал царь Есфири при питье вина: какое желание твое? оно будет удовлетворено; и какая просьба твоя? до полуцарства, она будет исполнена.

Представьте себе, Есфирь получила благословение царя, который был, по сути, сатрапом, и стала из него «вить веревки». Это немыслимо! Во-первых, она вошла к царю, не будучи позванной. Это нонсенс для того времени! Во-вторых, стала еще предъявлять какие-то требования. В этот момент постились и молились все евреи. Царь — это не просто твой муж, который пришел уставшим с Путиловского завода! Это говорит сам фараон!!! Он имеет столько жен, и каждая, из них только раз или два в жизни, приходит в его покои. Надо ловить шанс! И после вопроса царя – каково желание твое, Есфирь начинает «гнуть свою линию». Она спасает тех, кто уже ходил под приговором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *