Притча про самарянина

Притча про самарянина

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
Новый Завет

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали «ближними своими» только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: «а кто мой ближний?»

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

«Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий — римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».

После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»

Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».

Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

***

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему, — имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания.

Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Матф. 16, 27).

← Обратно Далее →

Притча о милосердном самарянине

Игорь Плохатнюк

(По Евангелию от Луки 10,30-37)
*****
Однажды мирный человек
По Иерихонской шёл дороге
И мыслил так: «Жесток наш век!
Никто не думает о Боге!
У всех дела всегда, спешат;
В умах — корысть: торгуют, строят;
Священники и те грешат —
Их только деньги беспокоят!
Что ждёт народ наш впереди?»
Вдруг мысли голос прерывает:
«Постой, приятель, подожди!»
Его тут кто-то с ног сбивает
И зверски начинает бить —
Терзают, рвут без сожаленья…
Он слёзно молит пощадить!
Напрасно — тщетны все моленья…
И вот ограбленный лежит,
Себя не помня, у дороги…
Всё тело в ранах — страшный вид:
Лицо в крови и грудь, и ноги…
Священник шёл той стороной
И на несчастного наткнулся.
Брезгливо сморщась, муж «святой»
От раненного отшатнулся…
А вскоре проходил левит.
Встал рядом…

Глядя в лик ужасный,
Подумал: «Бог Своих хранит!
Да, видно, грешник был несчастный!»
И вот уж прочь левит идёт,
Над тем, что видел размышляя:
«Таких всегда несчастье ждёт —
Всех грешников судьба такая!
Чудесно, что Господь со мной!
С Ним так легко и безопасно!» —
Ушёл… Идёт дорогой той
Самарянин… — «Как жизнь прекрасна!» —
Он думает, — «Хвала Творцу!
Да, счастливы мы только в Боге!
Вот близится мой путь к концу…»
И вдруг он видит: у дороги
Недвижно человек лежит.
Самарянин над ним склонился:
«О, Господи, как он избит!
Кто ж на него так разозлился?
Возможно ли помочь ему?» —
Главу страдальца поднимает,
Глядит — по бледному челу
Кровь тонкой струйкою стекает!
— «Не мёртв ли? Нет! Вот слышен вдох!» —
Нащупал пульс, — «Да, сердце бьётся!
О, Господи, наш Добрый Бог!
Как действовать? Его придётся
В село скорее отвести!
Идти с ним будет очень сложно
И это мне не по пути…,
Но нужно сделать, что возможно!»
Открыл бурдюк и стал лить сок,
Омыл им раны, не жалея,
Везде перевязал, где смог,
Повязкой с мазью из елея.
На спину своего осла
Страдальца бережно сажает
И до ближайшего села
Пешком его сопровождает…
В гостинице нашли ночлег.
Всю ночь больной в бреду метался,
Стонал, а добрый человек
Облегчить боль его старался…
Когда же утром покидал
Самарянин то поселенье,
Хозяину он деньги дал
На содержанье и леченье!
—-
Сегодня можем мы бежать
И силы есть, и крепки ноги,
А завтра, может быть, лежать
Мы тоже будем у дороги!
Кто позаботится о нас?
В чьём сердце жалость шевельнётся?
Нам повезёт, коль в трудный час
Самарянин для нас найдётся!
Тогда не спросим: «Кто твой Бог?»
Не важно будет — кто наставил,
Лишь будет важно, что помог
И что в беде нас не оставил!
Поэтому, спеши, друг мой,
Освоить доброты науку!
Не дознавайся: «Кто Бог твой?»
А протяни страдальцу руку!
*****
Кто из вас, друзья, ещё не смотрел ПОТРЯСАЮЩЕЕ видео о великой борьбе между Богом и дьяволом, о которой рассказывает человек по имени Роджер Морнье в ролике под названием «Путешествие в мир сверхъестественного» — ТОРОПИТЕСЬ это сделать, потому что с БОЛЬШИНСТВА каналов этот ролик УЖЕ УДАЛЁН! — https://www.youtube.com/watch?time_continue=1491&v=kvae0isITrE

© Copyright: Игорь Плохатнюк, 2008
Свидетельство о публикации №108091801080

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Игорь Плохатнюк

Рецензии

Написать рецензию

Здравствуй, Игорь!
Давно не была у тебя (да и ты у меня тоже :))
С удовольствием прочла твой стих! И написано здорово, и вывод хороший! Да поможет нам Бог быть такими добрыми «самарянами», не взирающими на личность нуждающегося! Да прославится Бог через это!
Созвучно http://www.stihi.ru/2013/08/16/7712
С наилучшими пожеланиями,
Виктория Борисова 2 11.11.2013 00:20 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Вика! Приветствую тебя! Очень рад, что ты ко мне заглянула! Как твои дела? Как твой любимый муж? Как твои дети?
А у меня в августе этого года доченька вышла замуж! Можешь посмотреть фото и прочитать небольшой рассказ об этом событии — http://www.stihi.ru/2013/09/08/626
Обильных тебе Божьих благословений, Вика!
С искренней братской любовью к тебе, Игорь.
Игорь Плохатнюк 11.11.2013 04:37 Заявить о нарушении

Приветствую, Игорь!
Мы все живы, по Божьей милости. С мужем в этом году у нас юбилей (10 лет совместной жизни http://www.stihi.ru/2013/09/14/9205).
Дети разошлись. Сын живет в городе, но отдельно от нас, а дочь уехала жить в другой город. Младший учится, шкодит, как и все дети.
Спасибо, что делишься радостью! Я обязательно загляну, прочту, порадуюсь вместе с тобой, дорогой брат!
С сестринской любовью, наилучшими пожеланиями и теплом души,
Виктория Борисова 2 11.11.2013 12:15 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Игорь Плохатнюк

Дети, мы должны любить всех людей, даже тех, которые нам не нравятся; должны делать добро всем, даже тем, кто нас не любит и творит нам зло. Один иудейский законник, желая испытать Иисуса Христа, придраться к какому-нибудь Его слову, спросил у Него: «Учитель, что мне делать, чтобы получить царство небесное?»

Иисус Христос ответил ему: «А что написано в законе? Что ты там читаешь?»

Законник ответил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем и всей душой, и всеми силами твоими, всеми мыслями, полюби ближнего твоего, как самого себя». Сильно, от всего сердца мы должны любить Бога, думать только о том, чтобы угодить Ему.

Иисус Христос сказал законнику: «Ты правду сказал. Вот так и поступай (то есть люби Бога и ближнего) и спасешься».

Законник опять спрашивает: «А кто мой ближний?» На это Иисус Христос рассказал вот какую историю. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон (Иерихон – это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники). И попался этот человек в руки разбойников, которые сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив на дороге еле живого. По этой же дороге довелось идти священнику. Он, увидев ограбленного и избитого человека, прошел мимо. То же самое сделал и другой прохожий, левит (служитель храма). По этой же дороге ехал один самарянин (а вы помните, что евреи и самаряне терпеть друг друга не могли). Увидел он несчастного человека и сжалился над ним. Он подошел, перевязал ему раны, обтер его маслом и вином, потом посадил на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним.

На другой день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария (две монеты) и попросил позаботиться о бедном человеке, а если хозяин истратит больше денег, то самарянин обещал вернуть долг на обратном пути.

«Как ты думаешь, – спросил Иисус Христос законника, – кто из этих троих попавшему в беду оказался близким человеком?»

«Тот, кто оказал ему помощь», – ответил законник.

«Иди и делай так же», – сказал Господь ему.

Кто вам, дети, больше нравится: этот добрый самарянин или тот злой человек, который схватил за горло своего товарища, душил его и посадил в тюрьму за то, что тому нечем было заплатить долг? Я думаю, вы полюбили этого доброго самарянина. Не делайте различия между людьми по тому, родной или чужой, друг вам или враг, русский или нерусский, – всякого человека считайте своим ближним, своим братом. Кого бы вы ни увидели в несчастье или беде, кто бы у вас ни попросил помощи, пусть этот человек даже ссорился с вами, обижал и даже бил вас, – помогайте ему, как родному брату.

Георгиевна

Евангелие от Луки, глава 10
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился
34 И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём;
35 А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
13 ноября отмечается Всемирный день доброты. Часто о человеке говорят: «Да он в душе добрый, только вот…». И дальше идёт целый перечень неприглядных поступков. Что же такое доброта? Можно ли оставаться добрым только в душе? Этого ли желает от нас Бог? Давайте поразмышляем об известной притче Христа о милосердном самарянине. Ведь притча эта о подлинной доброте — о такой доброте, которая проявляется на деле.
Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через Иудейскую пустыню. Дорога пролегала по каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека: у него отобрали всё ценное и, израненного, избитого, бросили у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи — это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.
На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.
Оба прохожих были священнослужителями и толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом.
Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Всё Небо наблюдало за ними — не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.
Милосердные предписания Божьего закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания: «Если найдёшь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4, 5).

Но сейчас Иисус говорил не о животном, а о страдающем брате! Насколько сильнее сердца должны быть тронуты жалостью к человеку, чем к животному! Всё это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялюбивыми, ограниченными и нетерпимыми.

Принадлежал ли раненый к их народу, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.
Далее Иисус предлагает другой сюжет.
Один самарянин, путешествуя, пришёл на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом: кто этот незнакомец — еврей или язычник. Допустим, это был еврей — самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушёл бы прочь. Но самарянин не стал долго раздумывать над этим. Он снял с себя одежду и укрыл раненого. Елей и вино, припасённые на дорогу, он использовал для исцеления и подкрепления сил страдальца. Самарянин посадил избитого на своего осла и медленно, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперёд.
Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, а утром, прежде чем отправиться в дорогу, передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатив за ночлег и ещё за несколько дней вперёд; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Так на вопрос «Кто мой ближний?» был дан ответ на все времена. Христос показал, что наш ближний — не тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи.
В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришёл к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он пришёл спасти нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности и обеспечил всем необходимым.
Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример, Он говорит своим последователям: «Сие заповедую вам, да любите друг друга», «как я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (Иоанна 15:17; 13:34).
Эллен Уайт, «Желание веков»
Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, оправдываясь тем, что может сделать лишь немногое.
Эдмунд Бёрк
* * *
Самое несложное — порвать,
Самое простое — погубить,
Самое нелёгкое — понять,
Самое тяжёлое — любить.
Самое ужасное — пройти,
Cамое преступное — не внять,
Самое отрадное — найти,
Самое великое — поднять.
Наталья Щеглова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (259) ноябрь 2018 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *