Притча об управителе

Притча об управителе

Трудности толкования притчи о неверном домоправителе

Из наследия русской богословской мысли

В благовестии Иисуса Христа, Спасителя нашего, притчи занимают немалое место. Господь проповедовал о Своем Небесном Царстве. Чтобы народ мог лучше понять Его, Он изъяснялся притчами. Притча — это краткое повествовательное произведение с нравственным поучительным содержанием. Как правило, притчи имели аллегорическую форму. Христос заимствовал Свои приточные образы из окружающей среды, из повседневной жизни иудейского народа, чтобы более понятно, но в то же время и более загадочно донести до людей евангельские истины. Такой метод в проповеди Спасителя раскрывал или, наоборот, прикрывал Христову истину о Царстве Божием.
Одной из наиболее сложных для толкования является притча о неверном домоправителе, переданная нам Евангелистом Лукой (Лк. 16,1—13). Она относится к разряду поучений Христа, сказанных Им о богатстве и о том, как следует Его последователям относится к материальным благам.

Текст притчи и проблема его понимания

Рассмотрим два варианта текста. Церковнославянский текст притчи приводится здесь только потому, что многие толкователи XIX в. пользовались именно этим текстом, а не русским, для более глубокого выяснения смысла некоторых слов и выражений Христа.
«Глаголаше же ко учеником Своим: человек некий бе богат, иже имяше приставника: и той оклеветан бысть к нему, яко расточает имения его. И пригласив его рече ему: что се слышу о тебе: воздаждь ответ о приставлении домовнем: не возможеши бо ктому дому строити. Рече же в себе приставник дому: что сотворю, яко господь мой отъемлет строение дому от мене копати не могу, просити стыжуся. Разумех, что сотворю, да егда отставлен буду от строения дому, приимут мя в домы своя. И призвав единаго когождо от должник господина своего, глаголаше первому: колицем должен еси господину моему он же рече: сто мер масла. И рече ему: приими писание твое, и сед скоро напиши пятьдесят. Потом же рече другому: ты же колицем должен еси он же рече: сто мер пшеницы. И глагола ему: приими писание твое, и напиши осмьдесят. И похвали господь дому строителя неправеднаго, яко мудре сотвори: яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть. И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы. Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть. Аще убо в неправедней имении верни не бысте, во истинней кто вам веру имет и аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст. Никий же раб может двема господинома работати: ибо или единаго возненавидит, а другаго возлюбит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет: не можете Богу работати и мамоне». (Лк. 16, 1-13) .
«Сказал же и к ученикам Своим: некоторый человек был богат, и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении своем: ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку, и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне » (Лк. 16,1-13).

Трудности в понимании данного текста притчи связаны с тем, что Спаситель здесь довольно сокровенно передал свое истинное учение. За некоторыми фразами, непривычными для нашего слуха, скрывается более глубокий смысл, чем может показаться первоначально. Понимать притчу, конечно, следует в соотнесении со всем учением Христовым, не вырывая ее из контекста всей Евангельской проповеди, четко определив основную мысль Спасителя о возможности спастись человеку, прилепившемуся к своему богатству. Такие трудности понимания притчи привели в западной науке к предположению об искажении переписчиками и переводчиками краеугольной фразы: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Русские богословы высказывались наоборот в защиту подлинности текста. Например, прот. Л. Липеровский филологически показал, что нельзя допустить в этом месте возможность описки. Он же говорил, что символический смысл притчи был многим недоступен, несмотря на ясность образов в ее содержании. Б. И. Гладков по этому поводу высказался довольно определенно: «Если мы все трудности, с которыми встречаемся при чтении Евангелия, будем объяснять искажением текста при переписке, то дойдем до отрицания подлинности Евангелия, то есть верности имеющихся у нас списков с рукописей самих евангелистов». Многие авторы пытались соединить при толковании этой притчи и буквальный, и иносказательный методы с духовно-нравственным поучением.

Два направления: одобрение или порицание домоправителя

Мнения относительно личности домоправителя в русской богословской литературе расходятся: от однозначного осуждения до восхваления. Прот. И. Бухарев и Д. П. Боголепов высказывались отрицательно о поступках домоправителя. Управитель недобросовестно распоряжался вверенными ему делами, и, будучи изобличен, он решается на новый обман своего господина. Бухарев писал, что похвала господина в данном случае относилась к находчивости и изобретательности управителя, что он сумел так выкрутиться из затруднительной ситуации и обеспечить себя на будущее. Но это никак нельзя отнести к нравственному свойству его поступка, который не может быть одобрен. Отсюда и сам управитель назван «неверным».
Более лояльное отношение к домоправителю, даже близкое к оправданию его, было у прот. Т. Буткевича. Он считал, что управитель не обманул господина в ущерб его доходам. Управитель простил должникам в итоге только то, что сам в свое время набрал в свою пользу, не нарушая доходов хозяина, т. е. хозяин от этих долгов не пострадал. Домоправитель просто брал с должников больше договоренной нормы, а излишек от долженствующего дохода брал себе. Доносом он был оклеветан. Когда же хозяин узнал всю правду, то похвалил управителя за его догадливость (греч. благоразумно). Гладков развил эту мысль и высказал свою версию: уладив дела с должниками, управитель тем самым привел все бумаги в порядок доносчик доложил о его изворотливости тогда-то господин и похвалил управителя за его мудрость, тем более что он не причинил ему убытка, и, вероятно, после этого господин не уволил домоправителя окончательно, т. к. признал его действия заслуживающими похвалы.

Н. Розанов приводил слова блаж. Августина, который писал, что господин похвалил приставника, обращая внимание не на вред, который он ему причинил, а на его ум (ingenium). Так и мы, когда слышим о ловком, хотя и плохом поступке, невольно все же хвалим его совершителя за находчивость, сожалея однако о том, что такое действие было направлено не на хорошее дело. Далее Розанов писал: «Так Сам Спаситель, говоря своим последователям: „будите мудри, яко змия» (Мф. 10,16), — не злобу и ядовитость змеи, конечно, представляет в пример верующим, от которых требует, чтобы они были просты, как голуби, но указывает на ту мудрость, догадливость и изобретательность, какую змеи, „мудрейшие из всех зверей земных» (Быт. 3,1), обнаруживают в своих действиях».
Совершенно особое понимание личности домоправителя у прот. Л. Липеровского. Неверный управитель расточал имение хозяина, действовал не в одном духе с принципами своего господина, т. к. «кто не собирает со Мною — тот расточает», — говорит Христос. Простив долги господским должникам, управитель заслужил не порицание, а похвалу, т. к. впервые совершил поступок в духе своего господина. Он, простив долги (грехи) другим, тем самым получил и надежду на прощение своих грехов и принятие в вечные обители, где простивший и прощенный встретятся как друзья. Таким образом, нужно в управлении имением прощать скорее людям их долги, нежели сурово взыскивать их.

Общие моменты толкования

Эта притча учит тому, как следует пользоваться земными благами, чтобы приобрести этим вечное блаженство. Богатый человек является символическим изображением Бога, а под домоправителем разумеется в таком случае всякий человек, который ничего своего не имеет, но все получает от Бога. Расточение имущества — это злоупотребление дарами Божьими, трата богатства на одни чувственные наслаждения. Отчет домоправителя господину — образ того, как от каждого после его смерти Господь потребует отчета в делах. Скорбь домоправителя о предстоявшей ему участи — это скорбь человека, не обогатившегося в земной жизни добрыми делами, о том, что ему после смерти уже невозможно будет что-либо предпринять для своего спасения. Похвала господина — это благоволение к человеку за его догадливость и заботливость о своей будущей судьбе. «Сыны века сего» — люди, пребывающие в заботах только о земном благополучии «сыны света» — люди, просвещенные светом христианства и желающие получить вечное блаженство. Сыны века сего о своих житейских выгодах заботятся гораздо лучше, чем сыны света о своем спасении. «Богатство неправедное» — это земные блага, неправедное, т. к. часто приобретается неправедно, и, будучи тленным, это богатство воспринимается людьми за великое сокровище. Такое богатство часто служит поводом к неправде. Друзья — это те, которых Сам Господь назвал Своими «меньшими братьями» (Мф. 25,40), это бедные, нуждающиеся люди. Их дружбу можно приобрести, уделяя им от избытка своего имущества. Такие люди могут доставить нам вход в Царство Небесное своими молитвами за нас перед Богом. Вот так учит притча употреблять излишки своих богатств, но эта притча не одобряет приобретения имущества неправдой — Господь никак не одобряет неправду, не принимает жертв, которые приобретены неправдой и приносятся без покаяния и исправления жизни.
Далее обозначим частные особенности в толковании различных частей текста притчи некоторыми писателями.
«сказал же и ученикам Своим…» Толкователи уделяли большое внимание тому, кому именно, при каких обстоятельствах и с какой целью произнес Спаситель данную притчу. После того, как Христос в предыдущих притчах дал ответ фарисеям, которые роптали на Него за общение с мытарями и грешниками, Он говорит теперь со словом наставления к «ученикам», ко всем Своим последователям. Учениками в данном случае названы не только апостолы, но и все слушавшие тогда Господа, особенно же мытари (сборщики податей), которые не очень порядочно относились к своему делу. Также притча адресована индивидуально Иуде Искариоту, который был неверным хранителем порученных ему жертвенных денег. На этот момент особое внимание обратил М. Барсов.

Он писал о том, что Иуда носил ящик с деньгами апостолов, которым пользовался бесконтрольно. Отзыв о нем в Евангелии от Иоанна (12,6) заставляет думать, что склонность к утайке чужих денег довольно рано обнаружилась в нем. Христос искал удобного момента, чтобы сделать ему внушение, но так, чтобы оглашением тайны не унизить и не ожесточить его. Теперь был случай подходящий, когда Спаситель мог сказать по отношению к собирательной личности мытарей, слушающих его, прикрывая тем личность Иуды.
«дай отчет в управлении своем» Отчет домоправителя перед своим господином в русской богословской литературе всегда понимался иносказательно, как суд Божий над человеком после его смерти, отчет человека обо всем содеянном им в земной жизни. Д. П. Боголепов отмечал, что люди беспорядочной жизни, расточающие имение Божие, также будут позваны через смерть на суд Бога к отчету и тем будут отставлены от своей должности, т. к. человек ничего из земных сокровищ не возьмет с собой в загробную жизнь. Подобно тому, как хозяин в притче не сразу уволил домоправителя, так и Господь через различные обстоятельства воздействует на совесть человека, побуждая предпринять какие-то действия, что не беззащитным предстать на суд Божий. Прот. И. Бухарев приводит рассуждение епископа Михаила о том, что прежде смерти, еще при жизни, Бог в различных обстоятельствах как бы судится с человеком, требует отчета в образе его жизни и поведении и, попуская то или иное в течение жизни — счастье или скорбь, — тем самым выражает ему Свое благоволение или гнев.
«…богатство неправедное» «Мамона неправды» (Лк. 16,9) — богатство неправедное. Мамона — сирийское божество, покровитель богатства. Свт. Филарет Московский отмечал, что Господь не без причины вместо простого названия богатства употребил слово «мамона», в котором с понятием самого богатства соединяется понятие идолослужения. Т. е. это богатство, с пристрастием собираемое, пристрастно обладаемое и делающееся идолом сердца. Богатство названо неправедным, т. к. приобретается не всегда безукоризненным путем, бывает соблазном для нас и поводом к неправде, удаляет от правильного пути Божьего, оно суетно, непрочно и обманчиво, удовлетворяет только чувственным потребностям. Розанов настаивал на том, что в притче имеется в виду богатство именно в земном смысле, но не в духовном. Неправда — это все земное и чувственное, что составляет принадлежность «ветхого человека «. Св. Феофан Затворник мыслил иначе. Он считал, что это не только употребляемое нами земное богатство, но и все наши духовные силы. Приставник в притче распоряжался не своим, так и мы делаем, т. к. у нас все не свое, но от Бога. Мы и сами не свои во Христе Иисусе.
Спаситель призывает людей приобретать себе друзей таким неправедным богатством (Лк. 16,9). Многие спекулировали этой фразой. Любостяжатели оправдывали себя, говоря, что достаточно отдавать часть из награбленного бедным. Толкуя в этом смысле изречение Иисуса Христа, Юлиан Отступник издевался над всем учением Господа. Святые отцы сразу же давали отпор такому неверному толкованию. Блаж. Августин писал, что такое мнение оскорбительно для святости и правосудия Божия. Основываясь на святоотеческом понимании притчи, Н. Розанов писал, что дела благотворительности только тогда будут спасительны, когда соединятся с верой, любовью и покаянием. Невозможно ждать спасительных плодов от милостыни, которая приносится от имущества, приобретенного неправдой. Следует, прежде всего, при этом думать о покаянии и исправлении. Необходимо подражать неправедному приставнику только в употреблении имущества, но никак не в способе его приобретения. Н. Виноградов писал, что если человек станет неверно пользоваться земными благами, злоупотреблять ими, то он рискует потерять свое нравственное достояние, свою нравственную личность, и никто тогда не даст, не возвратит нам ее.
Земное богатство, писал прот. Лев Липеровский, таково, что лучше его не иметь, т. к. оно все равно содержит в себе элемент греховности. Уже само то, что рядом с богачами есть нищие, которых те не замечают, делает всякое земное богатство неправедным. Именно поэтому Христос сказал не собирать себе сокровищ на земле, но на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21). Вспомним евангельскую историю с богатым юношей. Он не смог по слову Христа преодолеть привязанность к имению и отказался от идеала совершенства. По Л. Липеровскому, в притче имеется в виду не богатство само по себе, а способ его употребления и отношение к нему. Если человек свое имение считает не личным, а Божьим, и распоряжается им по заповеди Христовой, то он, пользуясь видимыми предметами, будет собирать себе сокровище на небесах — будет «стяживать благодать Всесвятого Духа Божия», как учил прп. Серафим Саровский. Это и есть истинное богатство, не чужое, а свое для его обладателя.

Между этими двумя богатствами нет компромисса: «не можете служить Богу и мамоне » (Лк. 16, 13 Мф. 6, 24).
«…сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» О том, что под «сынами века сего» подразумеваются люди грешные или более склонные к земному имению, а «сыны света» — люди, стремящиеся к Богу и просветленные Его светом, об этом было уже упомянуто в общем толковании притчи. Остановимся здесь на оригинальных толкованиях. Согласно прот. Т. Буткевичу, сынами света себя называли фарисеи, а остальных (особенно мытарей) они считали «сынами века сего». Поэтому Христос иронически назвал фарисеев «сынами света» и упрекнул в том, что мытари разумнее их, т. к. чаще следуют за Ним. Гладков, дополняя высказывание Буткевича, пояснял, что сыны века сего — это грешники, заботящиеся только о своем земном благополучии, а сыны света — фарисеи и книжники, которые сами себя так называли. Мысль Спасителя здесь такова: неверный управитель, грешник, покаялся и примирился с теми, кого обижал, за что и удостоился похвалы своего господина фарисеи же и книжники, эти слепые вожди народа, считают себя праведниками и не хотят покаяться. Поэтому сыны века сего (управитель, мытари и грешники) мудрее сынов света (фарисеев и книжников) в своем роде. Так в другом месте Христос сказал: «…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).
Интересно также высказывание митр. Филарета (Дроздова). «Жаль, — пишет он, — что чада мирской мудрости имеют довольно искусства темными средствами устроить свое временное благосостояние, а чада света, ученики мудрости Божественной, часто не употребляют довольно тщания, чтобы при ее свете, с ее силой, уравнять и управить свой путь в вечные кровы».
«…друзья » По общему мнению толкователей друзьями в притче названы те, кого Сам Господь удостоил названия Своих «меньших братьев» (Мф. 25, 40), т. е. бедные земными благами и богатые верой (Иак. 2, 5). Им Господь дал как бы в собственность Свое Царство (Мф. 5, 2-10), в награду за их лишения и скорби. Помогая им, мы можем через это сделаться их друзьями, а они умолят Отца Небесного и введут нас в Царство Божие, т. к. Господь по Своей благости усваивает Себе все те благодеяния, которые мы оказываем меньшим Его братьям. Даже если сами бедные не попадут в Небесное Царство и не смогут там молиться за нас, все равно благодеяния наши не потеряют своего достоинства, и мы не лишимся заслуженной награды, потому что все принимается Самим Богом.
Называя домоправителя сыном века сего, а всех, кто хочет спасти свою душу, сынами света, Д. П. Боголепов замечает, что у тех и других сходные цели, но не тождественные. Они должны приобрести себе друзей посредством облагодетельствования ближних, но неверному домоправителю нужны земные друзья, а сыну света — небесные, т. е. Ангелы и святые. Сыны света должны без обмана идти путем милосердия и благотворительности. Это будет угодно Ангелам, которые и примут их в вечные обители после смерти.
Согласно учению Христову, к тому же призывает и ап. Павел в своем послании к Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим. 6,17-19).

О понимании заключительных слов Спасителя и нравственный вывод из данной притчи

Заключением притчевой истории и нравоучения является 13 стих (Лк. 16, 13). Н. Виноградов не соглашался с мнением западных толковников, которые считали этот стих лишним при заключении притчи. Также автор оспаривал то, что стих взят из Евангелия от Матфея (6, 24): там он начинается совершенно иначе, хотя заключение одно и то же. Весь же основной смысл притчи содержится в словах: «…приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Итак, основной смысл притчи видится в следующем. Христос учит нас, что если мы не употребим благ мира сего как должно, т. е. по заповедям Божиим, но будем употреблять их на собственные удовольствия, зачастую порочные, не на пользу нам самим и ближним, и не ведущие к славе Божией, то мы не имеем истинного благочестия, а поэтому и недостойны Божественных духовных даров и не войдем в вечные обители. Если же мы верны в малом, т. е. правильно употребляем блага мира сего, то тем свидетельствуем, что мы истинные чада Божии, имеем блага духовные и получим после смерти богатство нетленное и славу небесную. Следовательно, нам необходимо стараться быть верными в малом и правильно пользоваться благами мира.
Фарисеи смеялись над заключительными словами Христа. В психологическом понимании они тем самым обнаружили свое внутреннее сердечное убеждение и умственное заблуждение по вопросу о значимости и употребительности богатства в деле спасения души. Поэтому для большего их вразумления Христос сразу же за этой притчей предложил им другую — о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31).
Но слова Спасителя в этой притче не остались просто словами. Они были восприняты многими. Следствием такого призыва Христа в данной притче является действие мытаря Закхея, который не только награбленное вернул, но и вознаградил обиженных им и половину имения своего вознамерился употребить на благотворительность. Так должны поступать все любящие свои земные богатства.
Завершить объяснение притчи о неверном домоправителе в русской богословской литературе можно следующей цитатой: «Смысл всего нравоучения такой: и Я вам говорю: снискивайте себе благосклонность бедных посредством тленных сокровищ, дабы они приняли вас в вечные обители Отца Небесного, когда вам нужно будет оставить все, что теперь льстит вашей чувственности».

Отрывки ежедневных чтений: 1Пар. 5; Иез. 18; Лука 15.

Призывая своих слушателей к покаянию, Иисус рассказал им три притчи. Он старался научить людей тому, что Бог не желает чьей-либо гибели. Бог хочет, чтобы все мы обратились к Нему и жили (см. Иез. 18:32). В сегодняшней пятнадцатой главе Евангелия от Луки Иисус рассказывает нам о двух персонажах, каждый из которых что-то потерял.

Первый был пастырем. Никто не может обвинить овец в том, что они, порой отбиваясь от стада, могут заблудиться. У овцы нет разума подобного человеческому, а потому её нельзя винить за то как она себя ведет. Овцы блуждают. Оттого так и случилось, что пастырь потерял одну из своих овец. В рассказанной после этого истории о женщине, потерявшей драхму, мы тоже не находим возможным порицать пропавшую монету и сетовать на нее. Давайте рассмотрим эти две истории более подробно, а затем кратко остановимся на третьей притче, повествующей о сыне, который был пропавшим для своего родителя.

Потерянная овца

Пастырь привычно пас своих овец, когда одна из них вдруг стала удаляться от стада. Скорее всего для овцы поводом к тому, чтобы оставить свое стадо, служит замеченная ей вдалеке более сочная зеленая трава. Представить себе такую ситуацию совершенно нетрудно: наклонив голову, она с аппетитом поедала траву и с каждым шагом уходила всё дальше. Она не намеревалась покинуть свое стадо, и у нее не было цели отправиться в самостоятельный поход. Просто всё произошло так, как произошло. И когда, наконец, овца подняла глаза и увидела, что вокруг никого нет, она почувствовала, что потерялась. «Ну что ж», – сказала она сама себе – «Тут повсюду много вкусной травы.

Я еще немного пожую, а уж потом пойду назад. От такой травы просто нельзя уходить сразу. Она превосходна!» В итоге, неразумная овца ушла еще дальше.

Дорогой брат или сестра, пожалуйста, попробуйте поставить себя на место этой несчастной овцы. Никто из нас тоже не имеет специального намерения уйти от Иисуса. Мы твердо верим во все данные нам чудесные обетования, но если мы не будем осознанно оценивать каждый свой шаг, каждую передачу, которую можем смотреть, всех людей, с которыми можем вступать в тесное общение, то мы тоже, в результате, можем обнаружить, что удалились от Иисуса настолько, насколько этого не должно было случиться. Вот почему важно, чтобы мы со всей настойчивостью и постоянством читали Библию каждый день. Как было сказано одним мудрым человеком, «Не ложись спать голодным», и под этими словами имелось в виду вкушение Божьего Слова.

Я знаю, что если вы получаете эти проповеди по почте, то это скорее всего означает, что вам трудно или даже невозможно регулярно встречаться со многими другими своими братьями и сестрами по вере. Но Господь Иисус всегда пребывает рядом с вами. Не наша вынужденная уединенность способна увести нас прочь от Господа, но образ жизни, которого мы придерживаемся. Когда люди избирают в качестве своей духовной пищи жестокость и насилие, то они непременно и сами станут агрессивными и злобными. Когда люди начинают водить дружбу с разбойниками и ворами, то они и сами рано или поздно перестают быть честными. Однако для всем тех из нас, кто направляет свои помыслы на духовные пути, Господь дарует истинную духовную пищу, в которой мы нуждаемся. Бог послал нам Свою замечательную Книгу, дабы мы получили наилучшим образом приготовленное духовное питание, состоящее из ободрения, из различных учений и из многочисленных примеров.

Но вернемся к нашей притче о потерянной овце. Уже стемнело и пастырь решил, что пора собрать овец и пересчитать их, прежде чем уводить в загон на ночь. «96, 97, 98, 99… Надо же! А куда подевалась сотая овца?» Иисус говорит нам, что хороший и добрый пастырь знает своих овец по именам (Иоан. 10:4), а потому пастырь из нашей притчи наверняка быстро узнал, какая именно овца отсутствует. «Я никак не могу оставить ее одну на всю ночь! Она нуждается в моей помощи. Я должен пойти и найти ее».

И вот, оставив девяносто девять овец в безопасном месте, сам пастырь отправился в ночь и искал потерявшуюся овцу до тех пор, пока не нашел ее. «А-а, вот ты где!» — воскликнул он, наконец. «Не зря мне показалось, что кто-то блеял в этом месте. Да она вся замерзла и напугана! Давай сюда, малыш! Скорее поспешим к остальным». Пастырь даже и не думал о том, чтобы ругаться или наказать бедную овцу. Он нагнулся настолько низко, насколько мог, и, обхватив руками весь этот живой сноп дрожащей шерсти, взвалил овцу себе на плечи и так отправился в обратный путь, напевая один из псалмов.

Разве во всем этом не виден сам Господь Иисус? В Исайе 53:4-6 говорится: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Иисус склонился для того, чтобы позволить жестоким образом пригвоздить себя ко кресту. Он унес наши грехи с собой в могилу. Для того чтобы привести нас в свой загон и сделать своей церковью, Иисус вынужден был заплатить собственной жизнью. Однако Исайя продолжает в десятом стихе:

«Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его». Истинный Добрый Пастырь умер за нас всех, но Бог вновь воскресил его к жизни. И теперь он восседает вместе с Отцом на Небесном престоле, готовясь установить на земле замечательное Царство Божье.

Притча завершается чудесным описанием того как пастырь позвал своих друзей и соседей для того, чтобы отметить благополучное спасение потерявшейся было овцы. Точно так же и ангелы радуются о нас, когда мы возвращаемся к Господу (Лук. 15:7). Давайте будем изо всех сил стараться быть ближе к Иисусу в будущем.

Потерянная драхма

У этой женщины не было сотни овец, а было всего лишь десять монет по одной драхме каждая. Трудно винить монеты за то, что они время от времени могут затеряться тут или там. Некоторые исследователи Библии высказывали предположение о том, что эти монеты могли быть частью её ожерелья. В этом случае, возможно, удерживавшая их нить порвалась и одна из них, упав на пол, закатилась куда-то в темный угол.

Эта серебряная монета не выкатилась из дома за дверь, но по-прежнему находилась внутри. Возможно Иисус хотел этим сказать, что мы в каком-то смысле еще можем находиться «в Истине», но при этом уже быть «потерянными». Иными словами, мы всё еще можем принадлежать к церкви Христовой, но при этом не иметь единого со Христом сердца. Отнюдь не дела наши обеспечат нам место в Божьем Царстве. Что бы мы ни делали и чего бы не предпринимали, мы не можем заработать себе своё спасение. Оно дается человеку лишь как дар Божий, как о том и говорится в Послании Римлянам 6:23. Великий Судия знает наши сердца и Он легко видит и замечает всё то, что сокрыто от глаз остальных людей. Посему, в каждый день своей жизни мы должны вести себя в окружающем нас мире по-христиански.

Я хорошо понимаю, что мы, люди, неспособны всё время, непрерывно молиться или размышлять об Иисусе. Однако при этом я уверен, что Писания учат нас смотреть на мир глазами Иисуса. Мы должны мыслить так, как мыслил он. Мы должны делать всё от нас зависящее в каждой из возникающих ситуаций. И мы должны делиться своей надеждой с людьми, с которыми нам доводится встречаться, ибо тогда у нас появится возможность привести ко Христу и других. И сколько же усилий приложила эта женщина с тем, чтобы найти свою пропавшую монету! Она зажгла свечу, вымела весь дом и выскребла каждый его угол. Наконец, она нашла свою пропажу. Монета так и оставалась внутри стен дома, однако лежала она отнюдь не в должном месте! Женщина настолько обрадовалась благополучному исходу своих поисков, что позвала соседей и устроила празднование. Потерянная, было, серебряная монета нашлась и вернулась в надлежащее ей место!

Божий Замысел всегда состоял в том, чтобы люди имели возможность спастись. Он даровал нам право выбора и свободную волю, и дал определенные указания с тем, чтобы помочь нам сделать правильный выбор. В отличие от овцы или от бездушной монеты, мы, люди, имеем хорошо развитый мозг, способный обрабатывать получаемую им информацию и на ее основе делать осознанный выбор. Вокруг себя в мире мы видим множество людей, которые предпочитают не обращаться к Богу, но избирают для себя путь, ведущий в смерть и погибель. Иисус сказал в Мат. 7:13,14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Каждый день нам приходится делать выбор о том как поступить. Давайте же будем стараться о том, чтобы выбирать путь, который ведет к Царству Божьему.

В заключение

Господь завершает эти две назидательные притчи третьей, которая превосходит их по объему и которая известна под названием «Притча о блудном сыне» или «Притча о потерянном сыне». По идее, ее правильнее было бы назвать «Притча о двух потерянных сыновьях», потому что ни один из этих двух сыновей в притче не исполнял Божью волю. Младший просто ушел от своего родителя. По наступлении же в его жизни тяжкого времени он принял решение возвратиться к отцу и попросить у него прощение. Старший же всё это время оставался дома. Нет, он не занимался тем, что тратил имущество и деньги отца направо и налево. Тем не менее, он был сварлив и недоволен, и отказался присоединиться к радости, вызванной раскаянием и возвращением своего младшего брата.

Нет никакого сомнения в том, что мы можем видеть значительное сходство между людьми во дни служения Иисуса Христа и людьми нашего времени. Все эти преподнесенные Господом уроки не зависят от того, какой на дворе год, но они сохраняют свою актуальность и злободневность во все времена. Бог желает, чтобы мы оставались внутри Его Дома, а если случается так, что кто-то из нас вдруг уходит прочь, то Он ожидает и надеется на наше возвращение к Нему.

Вот и настало для нас время совершить очередное хлебопреломление и испить вина в память о Господе Иисусе Христе. Давайте попросим в своей молитве о том, чтобы Бог укрепил нас сегодня, дабы завтра и в последующие дни мы могли продолжать свой жизненный путь. И чтобы никто из нас не отбился от стада. Чтобы не закатился в какой-нибудь далекий и темный угол, и чтобы не доставлял печали и тревоги нашему Небесному Отцу. Ибо для нас нашим верным Пастырем выступает сам Иисус, о котором сказано, что он есть «Путь, и Истина, и Жизнь» (Иоан. 14:6).

Дэвид Симпсон (22.09.2013г.)

«Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся»
(Лк. 15:10).

Притчи Иисуса Христа, рассказанные в Евангелиях, – это крупицы мудрости и истины, предназначенные для всех. Они актуальны и в современном мире. Из притч можно извлечь уроки, которые помогут жить здесь и сейчас.

Многие притчи в Евангелиях рассказывают о Царстве Небесном, о характере Бога, о том, что является истиной, и не связаны с какой-то конкретной ситуацией.

Но притча о заблудшей овце была ответом на упреки фарисеев в том, что Иисус общается с падшими людьми, мытарями и грешниками: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1-2).

А в Евангелии от Матфея притча о заблудшей овце звучит призывом к последователям Иисуса стать пастырями для многих людей, заботиться о них, помогать им и привести их в Царство Небесное (Мф. 18:12-14).

«Но Он сказал им следующую притчу:

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:3-7).

В этой притче виден характер Бога, его любовь ко всем людям. Господь принимает грешников, их раскаяние, спасает от гибели, не наказывает «заблудшую овцу» за то, что та отстала от стада, даже не гонит ее, а берет на плечи с радостью, несет обратно.

Людей, живущих во грехе, делающих беззакония, не знающих Бога или сбившихся с пути очень много. Бог готов принять каждого, кто искренне раскается. Он готов и дальше помогать таким людям, понимая, что человек не может исправиться самостоятельно, без Бога.

Бог не хочет, чтобы люди гибли и страдали: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). И Бог радуется каждому, кто отворачивается от греха, раскаивается, принимает Иисуса Христа в свое сердце и следует за Ним. Спасенную от греха душу можно приравнять к спасению целой Вселенной. И велика от этого радость Господа!

Притча о заблудшей овце так же актуальна для христиан и пастырей. И она является напоминанием о том, что не надо уклоняться от общения с падшими людьми из-за страха унизить свое достоинство или показаться глупцами в обществе. Как бы низко человек ни пал, что бы нам ни говорили окружающие люди, нельзя относиться к нему с пренебрежением, укорять его и осуждать. Нужно просто согреть его любовью, вниманием, позаботиться о нем, вывести его на путь спасения.

Одной из форм любви Бога является исправление людей. И если мы тоже станем с любовью помогать людям, то испытаем такую же радость, которую испытывал Христос.

Целью жизни христианина является не только личное спасение, но и служение людям. Христианин обязан совершать добрые дела и нести свет Евангелия. Делать это нужно с любовью, мудро. Бог снабдил нас всем необходимым, чтобы мы распространяли Благую весть. И Он помогает тем, кто помогает другим.

Дорогой друг! Иисус приходил на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшее», Он пошел на крест за людей, Он открыл им путь в Царство Небесное, взяв грехи на Себя, дал заповеди блаженств для того, чтобы люди шли прямой дорогой.

Бог сделал все для твоего спасения, но принял ли ты Его жертву? Оценил ли ты по достоинству то, что совершил для тебя Христос? Пришло твое время поразмышлять о своей жизни: зачем живешь и куда идешь? Если твой путь не ведет к Богу, остановись, покайся. Призови Христа и следуй за Ним. И тогда Небо будет радоваться еще об одном кающемся грешнике.

Подготовил
Александр Ланской

Мошенник в пример для христиан. Притча о неверном управителе.

Сколько бы лет человек не читал Священное Писание, оно открывается вновь и вновь более глубоко и нередко вызывает удивление доселе скрытыми смыслами привычных текстов и слов. Не секрет, что Библия может приводить в недоумение содержанием своих историй и наставлений. Даже иногда хочется, чтобы некоторых историй и слов там не было, настолько они смущают наш разум и приводят к замешательству и спорам.
Но она является правдивой книгой и не скрывает фактов падения и беззакония «святых», не смягчает формулировок, она во многом предельно откровенна. Если что-то в ней кажется нам немыслимым или даже невозможным, то это говорит лишь о том, что слова и мысли Бога не вписываются в наше привычное мышление. Только лишь об этом. Мы имеем свое мировоззрение, личное или коллективное, которое под определенным углом воспринимает всю информацию. Эти привычки и «традиции» нашего ума порой не позволяют нам понять то, что Бог говорит нам. Мы отвергаем, спорим или недоумеваем.
Бог остается Богом и Он и Его слово не может быть объято и понято до конца нашим разумом. Оно живо, мудро и никогда не теряет своей актуальности и не перестает удивлять нас.
Сегодня мне хотелось бы коснуться лишь одного места Священного Писания, которое приводит в смущение разум читателя. Причем не только того, что недавно начал изучать Библию, но тех, кто уже много лет пребывает в стенах Церкви.
Это Притча о неверном управителе, рассказанная Христом и записанная евангелистом Лукой в 16-ой главе (1-9 стихи). Приведем текст полностью:
«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Прежде чем коснуться данного отрывка, хотелось бы отметить некоторую особенность литературного жанра, в котором он написан. Это жанр притчи. А что есть притча? Это аллегорический рассказ, вымышленный или правдивый (это значения не имеет), который рассказывается с целью донесения определенной мысли, морали. Этот жанр мы на русском языке чаще называем по-другому – «басня». Детали притчи являются лишь фантастической декорацией (или декорацией из обыденной жизни), которая служит лучшему пониманию морали рассказанной истории, ее цели. В ее толковании ключевым словом является «цель». То, для чего она говорилась. Повествование и элементы притчи играют зависящую от цели роль, и только ее. В связи с этим толковать ее элементы, как отдельные символы или автономные смыслы, в большинстве случаев, является ошибочным. И именно эта ошибка широко распространена. Люди спорят о декорациях смысла, а сама мораль и цель притчи от них ускользает. В таком случае оказывается, что притча Господа для них не исполнила своей цели, прошла мимо их разума и сердца, осталась бесплодной. Например, мы можем фантазировать на тему того, что значат светильники и масло в притчи о девах, что значит осел в притче о добром самарянине или капля воды в притче о богаче и нищем Лазаре. Все эти попытки являются лишь человеческими домыслами, полетом христианской фантазии, поскольку притча говорится для морали, в этом ее цель, а не в придумывании символических значений ее деталям. Есть литературный жанр в Библии, который насквозь пропитан символизмом – апокалиптика. Это книги Даниила, Откровение и ряд других пророчеств. Но притча это иной жанр, у которого свои особенности и цели.
Мы специально уделили внимание методологии толковании притчи, поскольку именно в этом кроется ключ к ее пониманию, к пониманию любой притчи.
В данной притче об управителе, как и в любой другой, Христос пытается донести важную мысль до слушателей, используя вымышленную историю. Некий человек выполнял свои обязанности плохо, и имение пришло в упадок.

Владелец имения решил уволить его. Нерадивый управитель стал искать выход, поскольку он не допускал для себя возможность промышлять воровством («копать») или просить подаяние. И он нашел его. Он решил уменьшить суммы долгов людей, которые были должны его хозяину, для того чтобы расположить их к себе и с помощью этой дружбы обеспечить себе жизнь и работу у этих должников. («знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». Стих 4)
То есть история говорит о том, как человек предпринял ряд хитрых действий ради построения отношения с другими людьми. Невероятным является то, что хозяин имения похвалил его за этот обман. А нам кажется невозможным, что Христос ставит нам его в пример. Сразу возникают возмущенные вопросы типа: «Неужели мошенничать можно?» и «Как Христос может ставить нам в пример этого обманщика?» Мы увязаем в деталях притчи, пренебрегая ее моралью. Не будем забывать о том, что такое жанр притчи и как его верно истолковать.
Вся история, изложенная Христом, является лишь иллюстрацией и декорацией для донесения до учеников и до нас важной истины. Именно ради этого он рассказал эту притчу. Эта истина заключается в морали, которой Христос подвел итог истории. «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». (9 ст). А теперь давайте прочтем эту мораль, выделив особо одно слово. «Приобретайте себе ДРУЗЕЙ богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Смысл притчи в том, что человек раздавал материальное богатство ради построения отношений с людьми, надеясь с помощью этой дружбы не остаться бездомным. Именно это Иисус вывел в мораль, цель притчи. Если прочитать этот стих в новом переводе библейского общества, то это становиться еще более ясным. «И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома».
Даже материальные богатства могут помочь нам оказаться в Царстве Бога, но лишь в том случае, если мы тратим их на людей, вкладываем их в отношения с ними. В этом истина и цель притчи, рассказанной Христом. Но, к сожалению, мы начинаем смущаться деталями декораций истины и теряем саму истину. Неверный управитель был прав, мошенничая? Христос его похвалил за обман? Нет! И нечего смущаться этим, поскольку притча совсем не об этом. Господь привет его в пример и похвалил за то, что он ценил отношения с людьми выше денег и думал этими отношениями обеспечить себе дом.
Христос этой притчей подчеркивает бренность всякого богатства и то, что единственный мудрый способ его вложения – это тратить его на людей. И именно эти вложения материальных благ помогают нам попасть «в вечные обители». Эта притча ставит перед нами вопрос: «А во что вкладываем средства мы? В себя? В накопления? В вещи ли, банковские счета или в людей?» Давайте зададим себе этот вопрос.
Константин Чумаков

Лк. 15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк. 16:1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Глава 32

Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедном. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работнике в винограднике.

Лк. 9:51 Когда же приближались дни взятия Его , Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Лк. 17:11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев , Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Лк. 18:1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Мк. 10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Мф. 19:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим?

Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь , соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Исх. 20, 13-16. Лев. 19, 18. Втор. 5, 16-20).

20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Мк. 10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает:

Мф. 19:21 если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Мк. 10:22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Мф. 19:25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Мк. 10:29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Мф. 19:28 … истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Мф. 20:1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему , что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Глава 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *