Притча о работниках

Притча о работниках

Притча о работниках в винограднике

Чтобы нагляднее выразить эту мысль, Иисус сказал притчу о работниках в винограднике. Владелец виноградника вышел рано поутру на торговую площадь нанять работников в свои виноградники, договорившись с ними по динарию в день, послал их в виноградник свой работать. Часа через три он опять пошел на торжище и увидел там рабочих, стоящих праздно и ожидающих найма, и им сказал: «Идите в виноградник мой, и что следовать будет вам, дам вам». Они пошли. Выходил он в полдень и часа три спустя после полудня, и каждый раз посылал в свой виноградник рабочих, ждавших нанимателей. Наконец, вышел он перед заходом солнца, когда рабочий день приближался к концу и все-таки нашел на торжище многих, стоявших праздно, так как никто не нанял их. И их он послал в виноградник, обещая заплатить, что будет следовать по расчету. Когда наступил вечер, работавшие в винограднике ожидали, что получат плату сообразно количеству проработанных ими часов, но были удивлены, когда хозяин велел своему управителю выдать всем поровну, по динарию, начав выдачу с последних. Увидя, что пришедшие в последний час получили по динарию, работавшие целый день думали, что получат более; но когда и им дано было тоже по динарию, то стали роптать на хозяина, говоря: «Мы перенесли тягость целого дня и полуденный зной, а ты сравнял нас с работавшими один только час, да и то во время вечерней прохлады». Обращаясь к одному из роптавших, хозяин кротко сказал: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми Свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что добр? (Мф. 20, 13-15).

Главная мысль этой притчи такова: как работники виноградника получили все по динарию, независимо от количества часов, проведенных каждым из них за работой, так и в Царстве Небесном блаженство Вечной Жизни получат все удостоившиеся того, несмотря на время, употребленное ими, чтобы заслужить это блаженство. Прожившие всю жизнь свою добродетельно, исполняя всегда и во всем волю Божию, войдут в Царство Небесное наравне с теми, которые лишь в старости обратились к Богу. Примером тому служит разбойник, только перед смертью своей на кресте покаявшийся в грехах и признавший в распятом с ним Иисусе Сына Божия (Лк. 23, 39-43).

Призывая к покаянию, Христос много раз говорил, что покаяться никогда не поздно. Притчей о блудном сыне Он разъяснил, что даже на краю гибели от множества тяжких грехов не поздно бывает сознать всю гнусность их и в раскаянии пойти к Милосердному Богу. Притчей о работниках в винограднике Он успокоил даже таких грешников, которые, по преклонному возрасту своему, одной ногой стоят уже в могиле, подав и им надежду спастись и войти в Жизнь Вечную. Не надо только злоупотреблять этой притчей; не надо откладывать свое обращение к Богу, говоря — еще успею, так как никто из нас не знает, долго ли еще проживет и действительно ли успеет покаяться, если будет беспечно откладывать покаяние до более удобного, по своим понятиям, времени.

Такова главная мысль этой притчи. Выше уже было сказано, что бесполезно добиваться истолкования каждой мельчайшей подробности притчи, каждого отдельного слова ее; поэтому и мы не будем останавливаться на подробностях притчи о работниках в винограднике, приводящих в недоумение многих толкователей. Скажем лишь о ропоте работавших целый день да о заключительных словах притчи.

Работавшие в винограднике с утра, то есть люди, всю свою жизнь исполнявшие волю Божию и считавшие себя лишь Божиими работниками, получили наравне с другими по динарию, то есть удостоены Вечной Жизни; но так как ропот на Бога и зависть потрудившимся менее их несовместимы с праведностью вступающих в Царство Небесное, то следует признать, что они не роптали, — что ропот и зависть приписаны им лишь для того, чтобы нагляднее представить слушателям величие Божиего милосердия. Если мы разделим эту притчу на две части и к первой отнесем рассказ о найме работников и повелении выдать всем одинаковую плату, а ко второй — ответ хозяина роптавшим, и если этот ответ сочтем за вывод Самого Иисуса Христа из притчи, то кажущееся противоречие устранится: рассказав, как хозяин заплатил последнему рабочему, проработавшему всего один час, столько же, сколько и работавшим целый день, Иисус Христос как бы обратился к Своим слушателям с вопросом: «Вам покажется это несправедливым, обидным для трудившихся целый день? Но ведь они наняты были по динарию и получили свою плату сполна; хозяин виноградника никого не обидел, а если по доброте своей расплатился со всеми поровну, то кто вправе из-за этого роптать? Разве хозяин виноградника не властен поступать в своем деле, как хочет?»

Последние же слова Иисуса — так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16), — не составляют (по мнению Иоанна Златоуста) заключения, выведенного из притчи. Здесь первые не сделались последними, но все получили одну награду, сверх всякой надежды и ожидания. Ho как здесь, сверх чаяния и ожидания, сбылось то, что последние сравнялись с первыми, так сбудется и еще большее и удивительнейшее, то есть, что последние окажутся впереди первых, а первые останутся за ними (Беседы на Евангелие от Матфея. 64, 4).

Но, конечно, живя такой жизнью, мы будем испытывать душевную нужду частой и продолжительной молитве.

57. Иисус Христос, как Сын Божий, равный Отцу, обладая божественным всеведением, не мог, конечно, высказывать никаких сомнений относительно будущего: будущее было Ему известно. Поэтому и в словах Его — Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

(Лк. 18, 8) — нельзя усматривать ни неведения, ни сомнения с Его стороны относительно силы веры и распространения ее на земле ко времени второго пришествия Его. Христос говорил, что избранным, неотступно молящим Бога, Бог непременно даст просимое ими, и в этом никто не должен сомневаться. Скорее можно усомниться в верности Богу этих избранных, чем в верности Богу Своему обещанию подавать помощь избранным, неотступно молящим о ней.
Думаю, никакого иного значения это изречение Господа не имеет и не может иметь.

При этом должно помнить, что обет нищеты предложен был Господом уже после того, как юноша ему ответил, что он не преступил заповедей десятословия. Следовательно, вовсе не правы Толстой и другие нравоучители, требующие начинать подвиги жизни с отказа от имущества. Применение такого правила умножило бы только тунеядцев и воров.

59. Выслушав сказанное Господом о любостяжании и о том, как трудно спастись надеющимся не на Бога, а на свое богатство, Апостолы спросили: Так кто же может спастись? И Господь ответил им: Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 25-26).
В этом вопросе Апостолов и в ответе на него Господа содержится весьма важное указание на спасение. Мы уже знаем, что Господь требовал от людей, чтобы они сознали свое ничтожество в сравнении с доступным им совершенством; чтобы они оплакивали свои грехи и осудили бы себя за них; чтобы, осуждая себя за свои грехи, они твердо решились больше не грешить; и чтобы в борьбе с соблазнами и искушениями напрягали все дарованные им силы; словом, Господь требовал, чтобы мы, при помощи Божией, собственной силой брали Царство Небесное, чтобы стали достойными этого Царства. Но войти в это Царство человекам… невозможно (Мф. 19, 26; Мк. 10, 27): они должны быть введены в него.
Но как ввести в это Царство человека покаявшегося и после того жившего праведной жизнью? Ведь он все-таки грешник, хотя бы и прощенный. Грешник (а кто из людей не грешил?) может быть прощен Милостивым и Любящим Богом; прощен, то есть не наказан за грехи. Но прощение не есть оправдание: совершенные прощенным грешником грехи все же остаются на нем. Как же такой грешник может быть введен в Царство Небесное, приготовленное для праведников? Снять с себя прежние грехи, сделать так, чтобы их не было в его прошлом, он не может; а с этим грузом нельзя быть принятым в Царство Небесное. Да, человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Сказанной (вскоре после этого) притчей о брачном пире Христос разъяснил, что для вступления в Царство Небесное прощенный грешник должен как бы переодеться в одежду праведности, предложенную от Царя; и только Сам Царь Небесный может сделать это. Только Он может снять греховную одежду, то есть прежние грехи прощенного грешника, и облечь его в одежду праведника, то есть сделать так,, как бы этих грехов не было. И делает это Христос, Царь Небесный, Своей искупительной жертвой на кресте принявший на Себя все грехи прощенных грешников, то есть совершает то, что невозможно человекам, но возможно Богу (Лк. 18, 27).

Моя проповедь сегодня будет построена на 18-ой главе Евангелия от Луки сегодняшнего чтения. В самом начале главы мы знакомимся с притчей о неправедном судье. Нам не нужно задаваться вопросом о цели этой притчи, ибо с первых же строк нам говорится: “Сказал также им притчу, что должно всегда молиться и не унывать”.

Это объяснение, стоящее пред притчей, уникально в своем роде, ибо встречается только здесь и нигде больше среди всех притч. И судя по предыдущей главе, сделано это в связи с тем, что разговор Иисуса направлен напрямую к Его ученикам (17:22), Его близким друзьям и последователям.

В ней Учитель предупреждает их о грядущих бедствиях, которые должны придти на землю. Уже недалек был 70 год, трагический год в истории еврейской нации. Это было время испытаний для тех, кто был призван и принял надежду, принесенную Евангелием. Это было время жестоких испытаний, когда зашатались устои государства, и многие семьи были разбросаны по всему миру.

Иисус предвидел это время и предупреждал Свое стадо о грозящей ему опасности. Он знал, что к этому времени Он уже будет на небе и не будет лично присутствовать среди Своих последователей, поэтому старался сделать все возможное, чтобы подготовить их к грядущим суровым испытаниям. Именно в этом контексте и появляется притча о неправедном судье. В некоем городе был судья, который Бога не боялся и с людьми не считался, и хотя это гипотетично, такие люди довольно не редки. Можно представить себе, что для такой высокой должности, подразумевающей высокую ответственность и осуществление правосудия, данный судья имел низкую квалификацию. А что такие судьи в действительности существовали, мы можем увидеть, прочитав 11 главу, в которой Иисус обличает людей такого сорта, которые наплевательски относятся к закону, и используют свою должность только для целей личного обогащения.

Именно таковым и был судья из нашей притчи, у которого искала защиты бедная вдова от своего соперника, который хотел воспользоваться ее беззащитным положением в каких-то своих личных целях. Слушатели Христа прекрасно представляли положение этой женщины, ибо хорошо знали о тех, кто отбирал у бедных вдов дома и все их имущество. Но наша вдова обратилась за помощью к судье: “Защити меня от соперника моего”. Стих 4 показывает отношение к этому делу судьи: “он долгое время не хотел” помочь бедной женщине. И слова “не хотел” подразумевают, что и не желал. Он имел власть действовать в рамках закона в пользу вдовы, но не видел в этом никакой личной выгоды для себя. Но далее мы читаем: “А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”. Выражение “докучать” подразумевает постоянно выслушивать чьи-то жалобы. В этом вся суть притчи: судья все-таки решился действовать в интересах вдовы, но не из чувства долга, а просто из-за того, что устал выслушивать ее жалобы.

Почему, братья и сестры, ключевое слово для этой притчи есть “настойчивость”. Бедная женщина не думала сдаваться и своим постоянством вынудила неправедного судью действовать по защите ее интересов. Здесь Иисус вставляет: “Слышите, что говорит судья неправедный?” Этот неправедный судья наконец сдается и действует в интересах вдовы. Таким образом, через эту притчу Иисус подводит Своих учеников к важному выводу: уж если неправедный судья смог услышать жалобу бедной женщины, что тогда о Праведном Судье всей земли? О Котором псалмопевец говорит: “Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои” (Псалом 114:1,2). Автор псалма признает постоянную действенную помощь Божию в тяжелое время, и таким образом контраст между человеческим судьей и Судьей-Богом ярко выступает перед нами. Если жестокосердный, безбожный судья все-таки действует на стороне надоевшей ему бедной женщины, настолько эффективней будет помощь верующим в ответ на их молитвы со стороны нашего Небесного Отца, Праведного Судьи всей земли.

Насколько живо выступает перед нами этот контраст через слова Давида, когда он говорит в одном из своих псалмов, что Бог есть “Отец сирот и судия вдов” (66:6). Здесь Давид признает, что Бог, Которому он служит, есть слушающий и слышащий Бог, Который всегда готов ответить на молитвы всех обращающихся к Нему за помощью. Об этом же говорит и пророк Исаия: о милосердии и справедливости Бога, готового действовать на стороне тех, кто только ни попросит Его об этом в тяжелые для них время. И здесь, у Исаии (25:4), мы встречаем изумительные слова, в которых черпали поддержку тысячи и тысячи мужчин и женщин на протяжении всех веков. Здесь Бог предстает перед нами как праведный судья всей земли, Который слышит всех, кто обращается с верой к Нему за помощью; “ибо ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тению от зноя”.

Все жизненные проблемы подходят под это описание, и Бог слышит и действует. Он не всегда отвечает тем образом, как бы этого хотели мы, но дает ответ в соответствии со своей мудростью и всеведением. Но как прекрасно для нас, Его детей иметь возможность подходить к престолу благодати Его и черпать в этом утешение и поддержку. Всемогущий Бог наш небесный любит нас и доказал это тем величайшим образом, что отдал Своего возлюбленного Сына в жертву ради нашего спасения и оправдания. Бог стоял рядом и взирал на мучения Своего Сына, которым Его подвергли жестокие и неблагодарные люди. Он видел несправедливый суд, подготовленный иудейскими вождями с целью вынесения желаемого ими приговора.

Это были те неправедные судья, которые не останавливались ни перед чем, только бы уничтожить Иисуса. Но был и еще один неправедный судья, Пилат, который имел власть освободить Его; ведь после допроса он сам заявил: “Я никакой вины не нахожу в Нем”. Для него не было никакой надобности или необходимости утверждать смертный приговор, но даже не взирая на просьбы своей жены, только из соображений своей личной безопасности, он осудил Иисуса на смерть. Неправедные люди объединились вместе, чтобы предать величайшего человека на земле жестокой смерти. Да, и Бог стоял в стороне и наблюдал за Его смертью; за нас и ради нас Христос висел и страдал на кресте.

Бог слышал и слышит голос человечества, выраженный словами одного праведника: “Доколе, Господи?” К этим словам присоединяемся и мы, с нетерпением ожидающие искупительного дня избавления, когда земля будет избавлена от несправедливости и страданий и наступит вечный и справедливый мир.

Лаури Бад (26.03.2000г.)

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой…» (Матфей 20:1). Этими словами наш Господь начал притчу о работниках в винограднике, которая будет являться основой для нашей сегодняшней проповеди.

Как это часто происходит, искусственное деление повествования на главы переводчиками может нарушить течение рассказа. Господь рассказал эту притчу как продолжение Своего ответа на вопрос, заданный в предыдущей главе. Первый вопрос был задан богатым молодым правителем, который подошел к Иисусу и спросил: «Учитель благий!

что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?» (19:16). Последующий ответ Господа и комментарий о том, насколько сложно богатым попасть в Царствие (стих 23), побудили Петра задать вопрос, вытекающий из этого: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (стих 27). Петр заострил внимание на том факте, что ученики были бедными людьми, и что их следование за Господом привело к еще большей нищете.

В конце 19 главы, после обещания ученикам разделить с Ним силу и славу в Царстве и вознаградить их за жертвы, принесенные ради Него и для наследования вечной жизни, Господь говорит о непременном условии, которое включает в себя эта притча. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (19:30 и 20:16).

История, рассказанная в притче, хорошо известна и проста; существует множество ее интерпретаций. Вкратце этот рассказ о том, как хозяин дома рано утром нанимает работников и договаривается с ними о плате за работу по динарию. В девять часов, в полдень и в три часа он нанимает еще работников с обещанием заплатить «то, что причитается». В пять часов, почти в конце рабочего дня, нанимает последнюю группу с тем же обещанием. По прошествии рабочего дня хозяин приказал первым и пришедшим последними заплатить одну и ту же плату, по динарию. Нанятые первыми ожидали, что им заплатят больше за их работу, так как они начали работать первыми и работали дольше, чем все остальные. Услышав их жалобы, хозяин виноградника резонно заявил: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему , что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Матфей 20:13-16).

Наша цель – извлечь урок из прочитанного: мы должны внимательно исследовать притчу, чтобы понять, чему она учит, а чему – нет. Речь идет о службе, соответственно и об оплате – она одинакова, независимо от отработанного времени. Однако некоторые из тех, кто получил оплату, не только жалуются, что зарплата недостаточна, но и «злословят из зависти» своего господина. «Много званых, но мало избранных» (стих 16), следовательно, несмотря на то, что все работники призваны, они не все «избраны», хотя «избранные» входят в их число. Притча учит, что не все, приглашенные на работу в виноградник, выбраны хозяином для временной службы; «возьми свое и пойди» (стих 14). Не все работники в притче приняты, следовательно, «награда» не является пропуском в Царство. А динарий не является жизнью вечной.

В чем же заключается урок притчи? Не все те, кто находится на службе Господа, получат благоволение в конце. Даже если «кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей» (Матфей 19:29) «ради Его имени» или, выражаясь словами притчи, будут выполнять свои обязанности: Бог не заповедал нам роптать, завидовать или возвеличиваться в своих собственных глазах. Мы должны признавать абсолютное превосходство Господа в винограднике, Его право поступать по Своей воле. Для нас является привилегией служить Ему.

Иисус однажды сказал, что если человек не станет похожим на дитя (не смирит себя), то не наследует Божьего Царства. Если мы проследим аналогию притчи в отношении динария, мы легко убедимся в том, что Бог справедлив по отношению к тем, кто служит Ему, даже если они не упомянуты в списке тех, кто получит воскресение. Наше пребывание с Христом при последующем осуждении будет расценено в соответствии с духом нашего служения. Если мы вернемся к вопросу Петра в предыдущей главе: «Мы оставили всё и последовали за тобой? Что дальше?» Если бы мы даже и поступили так, у нас не может быть уверенности в том, что мы будем приняты Богом, если наши действия не будут проникнуты духом покорности.

Иногда притчи кажутся оторванными от реальной жизни, но при ближайшем рассмотрении это оказывается не так. Эта притча не исключение. Наниматель, который платит заработную плату по велению сердца, как в этой простой истории, станет причиной хаоса на рынке труда и вызовет соперничество среди работников. Но эта история не является руководством по ведению бизнеса; она рассказывает о милосердии Бога. Как молодой правитель («что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?»), так и апостол Петр («мы оставили всё, что дальше?») показали дух гордости и самодовольства и придали выразительность действиям. Они не видели того, что единственной возможностью восстановления отношений с Богом для человека является жертва Его сына. Человек не может сделать ничего – мы все имеем смертельный приговор и находимся у престола милости Бога. «Не делами должен хвалиться человек». Если бы спасение зависело от человека, никто не был бы спасен. «Мы все согрешили и лишены славы Бога».

Это не значит, что нет места делам. Просто дела не являются основой для получения наследия Божия, вечной жизни. Они – следствие наших отношений с Небесным Отцом и Его Сыном. Эта притча изменяет мнение о том, что вечную жизнь можно заслужить, лишь исполняя Закон – будь то Закон Моисея (вспомните молодого правителя) или то, о чем спрашивал Петр. Как впоследствии было написано в письмах, человек не может быть оправдан делами Закона, но послушанием веры; послушанием веры, которое продемонстрировал Господь Иисус. Об этом мы будем читать в других притчах на протяжении этой недели, да будет на то воля Бога.

Последние три притчи, которые содержатся в главе 25 Евангелия от Матфея – притча о десяти девах, о талантах, об овцах и козлах. Эти притчи возвещены в предыдущей главе вопросом Господа: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими?» (Матфей 24:45). Возможно ли точно разделить людей на овец и козлов, этот вопрос поднимает притча. Козлы и овцы не являются буквальными, а вот суд состоится в буквальном смысле, хотя слова Иисуса не являются единственным критерием для принятия в тот день.

Брат Джон Картер установил интересный факт, что овцы и козлы в стаде на Среднем Востоке находятся все вместе: различие в том, что козлы всегда черные, а овцы – всегда белые. Еще овцы безвредны, а козлы – озорники. Принимая во внимание это, мы начинаем понимать, почему Господь выбрал именно этих созданий, чтобы проиллюстрировать Свою точку зрения. Собранные вместе для осуждения при Его возвращении люди будут собраны Ангелами из всех народов, как евреи, так и язычники, которые ответственны; принявшие или отвергнувшие открытую Богом истину; послушавшие или ослушавшиеся его заповедей. Достойные и недостойные одинаково знают и исповедуют истину. Настоящий результат – практическое отношение к истине, которое родилось в них. Приглашение «наследовать Царствие» живо противоречит убеждениям молодого книжника, который надеялся наследовать «вечную жизнь», исполняя заповеди. Наш Господь может отождествлять Себя с каждым из нас, и в день наступления Царства Он будет рад узнать в нас – Своих братьев.

Мы преломляем хлеб и пьем вино, чтобы вспомнить о Его смерти, доколе Он придет. Давайте же постараемся стать старательными работниками в Его винограднике, чтобы в день возвращения Он мог с удовольствием сказать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матфей 25:34).

Дерек Хортон (18.01.2004г.)

Иисус и десять прокаженных

Ольга Чехович

Иисуса десять прокаженных,
Недугом страшным пораженных,
Вдали от глаз людских встречали
И громким голосом кричали:
— Наставник! Как нам жить?

О, Боже!
От язв гноится наша кожа,
Боль терпим каждое мгновенье…
Помилуй нас, дай исцеленье!
Хотим здоровы быть, как прежде.
Иисус в сердца вселил надежду,
Велел к священникам явиться,
Чтоб всякий смог бы убедиться,
Что Бог очистил от проказы,
Он помогает безотказно,
Ведь для Него лечить — не ново.
Сдержал Иисус пред ними слово.
Никто в Святом не обманулся,
Но лишь один к Нему вернулся,
Пал ниц к ногам и Бога славил
За то, что в муках не оставил.
А где же братья по несчастью?
Возможно, пьяны жизни сластью,
Как будто собственной рукою
Распоряжаются судьбою.
О горьких днях своих забыли,
Что безотрадно проводили,
Забыли быстро о страданьях
И Бога всех благодеяньях.
Когда ж опять им тяжко станет,
Вновь имя Бога упомянут,
Да обвинят Его в напастях
Такие братья по несчастью.

© Copyright: Ольга Чехович, 2012
Свидетельство о публикации №112060903672

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ольга Чехович

Рецензии

Написать рецензию

Сдержал Иисус пред ними слово.
Никто в Святом не обманулся,
Но лишь один к Нему вернулся,
Пал ниц к ногам и Бога славил
За то, что в муках не оставил.
Спасибо, Оленька, за мудрые и поучительные стихи!
Благодарить нам надо Бога, дарует милостей нам много, а если просим, не дает — добра лишь хочет нам Господь!
С любовью и нежностью обнимаю Солнышко! Благословений и радости!
Раиса Дор 11.08.2017 11:03 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо, Солнышко, за добрые слова поддержки и пожелания!
Благодарить Бога — это значит признать Его волю, силу, необходимость
для нашей жизни. Нам есть за что благодарить!
Всего тебе самого радостного! Обнимаю тебя с любовью и нежностью.
Ольга Чехович 11.08.2017 13:15 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Ольга Чехович

ПРИТЧА О СУДЬЕ НЕПРАВЕДНОМ

(Луки 18:1-8)

Тяжкое время будет при втором пришествии Христовом, но не нужно по этому поводу унывать, а нужно «всегда молиться». А как молиться, Господь образно представил это в притче о судье неправедном, который не хотел исполнить просьбы обижаемой вдовы защитить ее, но наконец все же исполнил только потому, что она не давала ему покоя, докучая ему. Господь не хочет сравнивать Бога с судьей неправедным (лишнее доказательство того, что в притчах не все подробности подлежат истолкованию в духовном смысле), но только как вывод от худшего к совершеннейшему, делает заключение, что тем более Бог всеблагий и всеправедный защитит Своих избранников, если они будут вопиять к Нему день и нощь, хотя бы Он вначале и медлил выступать на защиту их. «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» — несмотря на ту несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он таких верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Иными словами: нечего опасаться, что Бог не защитит верных Своих от грядущих бед и напастей, а скорее можно опасаться, что верных таких на земле ко времени второго пришествия Христова не будет.

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

(Луки 18:9-14)

Какова должна быть эта молитва верных последователей Господа, дабы она могла привлечь Его помощь и защиту, Господь показывает в рассказанной Им после сего притче, о том, как молились в храме два человека, фарисей и мытарь. Фарисей молился с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, и уничижая других людей. Мытарь молился с сознанием своей греховности, своего недостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным «паче онаго», т.е. фарисея, ибо, как выражает Господь идею этой притчи в заключительных словах ее: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится». Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже милостив буди мне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление.


БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ

(Матф. 19:13-15; Марк. 10:13-16 и Луки 18:15-17)

Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь «вознегодовал» на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Сколь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих. Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря, что «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него», т.е. Царствие Божие надо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, каково оно бывает у малых, еще нравственно не испорченных детей. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» — отсюда вывод, что великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, научая их вере христианской, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.

О БОГАТОМ ЮНОШЕ

(Матф.

19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27)

Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшие, происходили по пути в Иерусалим, куда уже шел Господь на предстоящие Ему страдания. Обращаясь к Господу, юноша назвал Его: «Учитель благий». Господь на это сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», т.е., если ты обращаешься ко Мне только, как к «учителю», следовательно, как к обыкновенному человеку, то не следует Меня называть благим, ибо это название приличествует только Богу. На его вопрос Господь предложил ему: «Соблюди заповеди». Юноша очевидно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных, неизвестных ему заповедях, а потому спросил: «Какия?» Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятословия, поименовав только некоторые из них — б, 7, 8, 9 и 5, а затем общую заповедь о любви к ближнему.

На это юноша ответил, что все эти заповеди он «Сохранил от юности своей». Надо полагать, что исполнение заповедей он понимал по фарисейски: иначе бы не решился так сказать. Но все же важно, что он считал себя еще не докончившим все, что нужно для спасения: совесть, очевидно, подсказывала ему, что одного такого внешнего исполнения заповедей недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене». В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, «скорбя», ибо у него было большое имение. Следовательно, богатство, которым он обладал, стало таким его кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренно стремился. Имея ввиду эту страсть, порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Евангелист Марк говорит, что «ученики ужаснулись от слов Его». И это понятно, ибо богатство такая вещь, которой все так желают, и по закону, есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствием на пути к Царствию Божию. Чтобы успокоить учеников и объяснить, в каком смысле Им это сказано, Господь говорит: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Как поясняет св. Златоуст, «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему», ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» — это народное присловие, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. Некоторые под «верблюдом» понимают тут корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под «игольными ушами» здесь надо понимать очень низкие и узкие калитки, через которые с трудом пролезает верблюд. Не само по себе богатство опасно, но то, если человек на него надеется и все счастье жизни своей в нем полагает, так что богатство становится как бы его кумиром. Но Апостолы все же в волнении недоумевали: «кто убо может спасен быти?» На это Господь, «воззрев на них», т.е. самым взглядом Своим успокаивая их волнение, сказал: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу», т.е., милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами: Бог может исцелить богача от препятствующей его спасению язвы любостяжания.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ

>Евангельская история в проповедях

Протоиерей Михаил Браверман

О десяти прокаженных, исцелении и благодарении

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лук.17.12-19)

Синодальный перевод

Мы видим в Евангелии, что Господь постоянно помогает человеку, Он исцеляет человека, а как реагирует на это человек, среди прочего показывает исцеление десяти прокаженных. Господь часто учил притчами, а история с десятью прокаженными настолько образна и символична, что сама воспринимается нами как притча о благодарности и неблагодарности.

Этот евангельский эпизод Церковь обычно возвещает на благодарственном молебне. Без всякого сомнения, благодарность Богу и благодарность людям – одно из лучших человеческих качеств и наоборот, неумение благодарить часто является показателем эгоизма и незрелости души.

Еще до того как исцелить десять больных проказою, Господь уже исцелил человека страдающего этой болезнью. Тогда прокаженный преступил к Нему и просил: «Господи! если хочешь, можешь меня отчистить» (Лук. 5.11). Конечно же, Господь хочет исцеления человека, Он прикоснулся к страдающему этой страшной инфекционной болезнью и проказа оставила его. А теперь издалека, потому что больные проказой были изгнаны из общества, им было запрещено приближаться к людям и входить в селения, десять несчастных взывают: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» Весть об этом Человеке, Который творит невозможное, дошла и до отверженных.

«Идите – отвечает Господь – покажитесь священнику». Именно на священнике лежала тогда задача свидетельства о выздоровлении. Но еще на пути эти люди поняли что исцелились. Иноплеменик – самаритянин был единственным из десяти, кто вернулся воздать хвалу Богу и он, единственный из десяти, услышал от Спасителя: «Вера твоя спасла тебя».

Можно понимать эту историю как символ – девять остались с ветхозаветным священником, остались вне новой благодати, но один, самаритянин, пришел ко Христу. И это созвучно словам Христа, обращенным к соплеменникам: «Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом во Царстве Божьем, сыны же Царства будут выгнаны вон».

Конечно, у исцеленных наверняка были родные, родители, жены, дети, им не терпелось вновь их увидеть, им хотелось побыстрее вернуться к нормальной жизни. Но ведь эту возможность им даровал Этот Человек, Которого они назвали Наставником! Как можно было не благодарить Его?!?

Все что мы имеем, дар жизни, дар веры, друзья и материальные блага, верующий Богу человек воспринимает как дары Божии. И тогда, разве мы можем Его не благодарить? Преподобный Амвросий Оптинский сказал однажды: «Только благодари Бога и Он не оставит тебя». Не потому, конечно, что Бог нуждается в нашей признательности, а потому что мы, когда умеем Бога благодарить, помним о Нем и тем самым, это не Он, а мы не оставляем Его. А Он печется о нас. Апостол Павел написал, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим.8,2), то есть все, что с нами происходит, и не только то, что для нас радостно и приятно, но и то, что для нас даже тяжело и скорбно, – все может служить к нашему благу, может быть для нас добром. Но только в том случае, любим, а вернее сказать, учимся любить Бога. Потому что тогда мы знаем, что Господь Бог приводит нас именно к тем жизненным обстоятельствам, которые наиболее благоприятны для нас – благоприятны для нашего спасения. И если мы знаем об этом, тогда за каждой жизненной ситуацией и за каждым встреченным нами человеком мы будем видеть божественный о нас Промысл – заботу Бога о нас. И тогда мы будем благодарить Его: «Слава Богу за все!»

И быть может особая полнота благодарения, это наше участие в Божественной Литургии, одно из названий которой – Евхаристия, то есть по-гречески «Благодарение». Эта служба являет нам все что сделал для нас Христос Бог, сделал для каждого и для всего человечества: Он пришел в мир, Он взошел на Крест, Он умер и Воскрес, для того что бы никто не погиб, но все могли войти в Его вечное Царство. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *