Притча о десяти девах

Притча о десяти девах

Толкование притчи о 10 девах

Вступление
В 25-й главе Евангелия от Матфея имеется три сюжета — две притчи и образный рассказ о конце времен. В первой притче речь идет о десяти девах, пять из которых были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. Но жених медлил, и все девы заснули. Неожиданно — в полночь — появился жених, и раздался громкий крик: «Жених идет!» Подошел час брачного пира.
Мудрые девы взяли светильники и приготовились присоединиться к процессии. Неразумные стали просить их поделиться маслом, потому что у неразумных его не было. Мудрые сказали, что не могут поделиться, так как тогда не хватит и у них, и посоветовали неразумным пойти купить масла у торговцев. Неразумные девы поспешили за маслом, но, когда они вернулись, то обнаружили, что двери заперты. Радостный брачный пир был в разгаре, но они были лишены его.
Текстуальный Контекст
Изложение этой притчи следует сразу за утверждениями Иисуса о верности, которая должна быть свойственна христианину (Матфея 24 глава). Значит ли это, что Иисус продолжает свою мысль, начатую им ранее в притче о верном и благоразумном рабе? Несомненно. Учитывая контекст, я считаю, что здесь Иисус предупреждает о личной духовности и чистоте. Внимательно прочтем 24 главу: она заканчивается рассказом Иисуса о двух категориях работников. Одни из них — трудолюбивые, верные, благоразумные рабы, раздающие духовную пищу слугам своего господина вовремя. Другие — недобросовестные, небрежные рабы; они заблуждаются сами и других уводят в заблуждение относительно Пришествия Господа, бьют своих товарищей и в затрапезной дружбе с пьяницами (людьми этого мира). Если первых Иисус высоко оценил, назвав их «блаженными», потому что они угождают Ему и созидают Его Царство, то вторых Он сурово осудил. Тех, кто небрежно относится к служению, кто легкомыслен в серьёзных вопросах и творит неправые дела, Он квалифицирует как негодного раба, как человека со злым сердцем и приравнивает их участь к участи лицемеров: в день посещения Он «рассечёт» их там, где «будет плач и скрежет зубов». Мы знаем, что это будет тяжелейшее время испытаний при антихристе.
Как видим, концовка 24 главы подготавливает читателя к мысли о скором и внезапном Пришествии Христа, о двух категориях верующих и о том, как Он поступит с ними. Ожидающих Его прихода, готовящихся ко встрече Он весьма обрадует; а не ожидающих, поступающих своевольно и своенравно — подвергнет наказанию. В 25 главе Господь эту мысль углубляет, расширяет и оттеняет ярче прекрасной иллюстрацией из быта древней восточной деревни. Иисус нарисовал картину, которая была понятна слушавшим Его ученикам, и только мы, верующие ХХ века, нуждаемся в её пояснении.
Историко-культурный контекст
По обычаям того времени, отец невесты приготавливал пир для невесты и своих друзей в своем доме, сколько времени продолжался это пир – было неизвестно. Поэтому гости, ожидавшие в доме невесты и жениха, могли ждать неопределенное количество времени, пока жених вернется в этот дом уже со своей невестой.

Почему же светильники у девиц могли погаснуть? Нужно упомянуть, что лампы могли содержать только очень маленькое количество масла, так как сами были невелики, поэтому в обычае было носить дополнительный запас масла в специальных контейнерах, чтобы огонь мог постоянно гореть.
Когда наступила ночь, то гости решили, что жених будет дожидаться утра, чтобы прийти в свой дом из дома невесты. Но, в противоположность обычаю, жених отправился в свой дом уже с наступлением темноты. Когда он приближался к дому, он выслал вперед себя вестников, которые должны были известить гостей о его скором прибытии, чтобы они могли встретить его и после проводить его на место пира. Было уже темно, поэтому встречающие не могли это сделать без ламп.
Итак, в чем состояла «глупость» пяти из дев? Они решили, что жених не придет ночью, а по обычаю, явится днем, и поэтому не взяли дополнительного масла, и, как следствие, не смогли выйти навстречу. Жених пришел против их ожидания, ночью. Ложные ожидания привели к полной неготовности.

Соображения различных толкователей
Что все это означает? Некоторые полагают, что это связано с крещением Духом Святым, другая версия — что со спасением.
Есть мнения относительно того, как толковать символы, изложенные в притче. Ни у кого не возникает сомнения, что жених – это Христос, а свадьба – брачный пир Агнца, то есть встреча Христа и Церкви. За кого же принимать 10 дев – за всех людей, слышащих проповедь, или только верующих? Здесь появляются различия в пониманиях, некоторые толкователи считают даже, что имеются ввиду только крещенные духом верующие, хотя такая позиция никак не обоснована текстом. Наиболее же разительные отличия возникают при истолковании, что есть светильник и масло в светильнике. Здесь можно услышать совершенно противоположные мнения. Можно услышать, к примеру, что «светильники — это заповеди Божьи, а масло — соблюдение этих заповедей или вера, явленная в делах». Другое распространенное мнение, что светильник – это дух человека, это поддерживается Писанием «Светильник Божий – дух человека, испытывающий глубины сердца». Тогда масло – это Дух Святой, живущий в человеческом духе. Третье мнение: «Светильники символизируют Слово Божье, так как сказано: «Слово Твое — светильник ноге моей»». Четвертое: «Масло есть вера, а светильники — истина». Итак, что мы видим? Практически все сходятся в толковании кто есть жених, но расходятся во всех остальных деталях. Причина этого в том, что Христос не изъяснил символики этой притчи.
Толкование
Итак, подведем итог тому, что мы уже узнали до этого времени. Мы узнали, что главная идея притчи – наша готовность к встрече с Иисусом Христом. Греческое слово «грегорео» редко когда означает «бодрствуй», но практически всегда употребляется как «будь готов». Об этом говорит и Иисус как вывод в конце притчи. Проблема, которая была высвечена в притче, та, что ложные ожидания немудрых привели к их полной неготовности. Что же такое масло в светильниках и что означает этот символ? Может ли оно означать, к примеру, веру или Дух Святой? Притча говорит о нашей готовности, может ли человек, имеющий веру, быть полностью готов к встрече со Христом? Или достаточно ли человеку только получить крещение, и этим самым полностью приготовиться к приходу Господа? Очевидно, что нет. Можно иметь веру, но не иметь любви, и быть подобным звучащему кимвалу. Становится ясно, что масло в лампадке не может означать какую-то одну определенную христианскую добродетель, потому что готовность Христианина к встрече с Господом подразумевает, что ученик имеет совокупность добродетелей, а не какую-то одну. Мало кто обращает внимание, что немудрые девы имели масло в светильнике, но не имели запаса масла в отдельном контейнере. Здесь те люди, которые желают предать «маслу в лампадке» определенный смысл, попадают в очень трудное положение, получается, что можно иметь веру, но её может быть недостаточно, или можно иметь недостаточно Духа Святого. Становится видно, что это есть неправильные толкования.
Что же на самом деле означает этот символ? Вся притча говорит о нашем бодрствовании нашей готовности. Масло в лампе не означает ничего конкретного, в притче оно просто иллюстрировало готовность мудрых дев к встрече с женихом. Поэтому и для нас оно просто иллюстрирует нашу готовность к встрече Господа.
Вывод
В предыдущей, 24-й главе Иисус заповедал Своим служителям бодрствовать, наблюдать за домом Его, пока Он не придет, сколько бы ни пришлось ждать. В поучении о бодрствовании на первое место поставлена наша личная жизнь. Мы должны хранить личную чистоту, верность, честь и праведность перед Богом. Мы должны проявлять любовь к другим и к Иисусу. Мы должны молиться, изучать Писание, мы должны родиться заново и преисполниться Святого Духа. Все это часть того, что нам надлежит делать, ожидая Его пришествия.
Иисус говорит, что невозможно в ответственный момент позаимствовать откуда-то личную нравственность. Если вы бесчестны, вы не можете прийти к кому-то и сказать: дай мне взаймы немного благочестия. У вас оно либо есть, либо его нет. Никто не может разделить с кем-то честь или бесчестие; никто не может разделить свое спасение или крещение Духом Святым. Действительно, Господь говорит нам: бодрствуйте!
Конечно, могут быть моменты расслабленности.

Мы не в состоянии бодрствовать двадцать четыре часа в сутки ни в физическом, ни в духовном смысле. Но благочестие, праведность и честь никогда не должны оставлять нас. Это не те вещи, которые можно надевать на себя и снимать, можно использовать, а можно отложить в сторону. Они накапливаются благодаря личной инициативе, усилиям, усердию и должны сохраняться постоянно. Они должны стать частью вас самих.
Вы должны хранить чистоту. Вы должны быть нравственны на этой неделе. Должны быть правдивы на этой неделе. Должны быть верны и честны, должны любить в этот день. Сегодня должны вы исполниться молитвенного духа и правды Божьей. Сегодня вы должны быть спасенными. Вы должны исполниться Духа Святого на этой неделе. Тогда, когда наступят тяжкие испытания — или придет Господь, — ваша индивидуальная жизнь предстанет незапятнанной. Будь готов к встрече со своим грядущим Господом! Таков смысл притчи о десяти девах.
Библиография:
1. “Interpreting the Parables” Craig L. Glomberg, Inter Varsity Press IL, 1990
2. “The parables of Jesus” George A. Buttrick, Baker Book House Michigan, 1973
3. “The parables of Jesus” J. Dwight Pentecost, Zondervan Corporation, 1982
4. «ПРИТЧИ ИИСУСА ХРИСТА» © В.Я.Канатуш, 1996

В начало страницы

Завжди можна купити тюль в Гардинії

В наши дни ракшасы представляют собой одно из племён Шри-Ланки. Они выглядят в точности, как и все остальные люди. Точно так же выглядят якки (якшы) и веддхи. У них нет ни клыков, ни множества голов, ни магических способностей. Легендарного главу ракшасов Равану Вальмики описывает как Дашанану или Дашагриву, что буквально означает «десятиголовый» или «десятигорлый». Существуют интерпретации, согласно которым эти эпитеты подразумевают, что Равана был знатоком четырёх Вед и шести шастр, или что у него было десять корон, по одной на каждую управляемую им область. Слово «ракша» буквально означает «защищать». В Уттаракханде Рамаяны Вальмики говорится, что племена, согласившиеся по просьбе Брахмы защищать воды, были ракшасами, а те, кто хотел есть («якша»), стали якшами.

Приведённую ниже историю Агастья и другие риши рассказали Раме после его коронации.

Хети и Прахети были двумя ракшасами, столь же сильными, как Мадху и Кайтабха. Прахети совершал тапас и следовал дхарме. Хети хотел обрести хорошую жену. Яма был царём Юга. У него была сестра по имени Бхайя (буквально «страх»). Хети женился на Бхайе и у них родился сын по имени Видьюткеша («тот, чьи волосы подобны молнии»).

Хети женил Видьюткешу на Шалакантакате, дочери Сандхьи («сумерки», жена Сурьи). У них родился сын Сукеша («прекрасноволосый»), от которого они отказались. Ребёнка увидели Шива и Парвати, и благословили его быстрым ростом, долгой жизнью, богатством и городом, летающим по воздуху. Гандхарва по имени Грамани выдал за Сукешу дочь по имени Девавати. Трое сыновей Сукеши были сильными и могущественными. Их звали Мали, Сумали и Мальяван. Сам Видьюткеша был наполовину ракшасой, а наполовину девой (учитывая, чо Бхайя была сестрой Ямы Девы). Сукеша, таким образом, был на четверть ракшасой, а на 3/4 девой (поскольку его мать была дочерью Сандхьи).

Мали, Сумали и Мальяван были на 1/8 ракшасами, на 3/8 девами и наполовину гандхарвами. В связи с этим можно заметить, что современные индийские представления о джати (роде и его чистоте) довольно сомнительны, учитывая, насколько смешанными были источники. Братья были учёными, привлекательными, верными друг другу и благочестивыми. Они совершали тапас с целью удовлеворить Брахму. Накопив достаточное могущество, они атаковали девов и асуров. Одержав победу, они попросили Вишвакарму построить для них город. Он попросил их занять город Ланку, который он уже построил к тому времени по указанию Индры. То был город из золота, построенный на центральной вершине холма Трикута. Город был 30 йоджан в ширину и 100 йоджан в длину. 3000 кв. йоджан может составлять 192000 кв. миль или 18750 кв. миль, в зависимости от того, как понимать йоджану – как 8 миль или 2,5 мили. Площадь современной Шри-Ланки составляет 25000 кв. миль.

Женщина из рода гандхарвов по имени Нармада была матерью трёх прекрасных дочерей, и выдала их замуж за этих трёх братьев. У них родились многочисленные дети, которые были на 1/6 ракшасами, на 3/16 девами и на 12/16 гандхарвами. Каикасаи, дочь Сумати и его жены Кетумати, стала матерью Раваны.

В конце концов, произошла война между братьями и Вишну. Потерпев поражение в войне, Сумали и другие ракшасы оставили Ланку и отправились в Расаталу. Существу разные представления о природе Расаталы: это мог быть некий «магический» мир или некое место в Африке (Сомали), или в Таиланде, или в Ассаме, или в Малайзии.

Согласно «Рамаяне» Вальмики, у них были воздушные корабли, виманы, на которых они и достигли Расаталы.

После поражения ракшасов, Ланка была отдана Ваишраване, Кубере, главе якшей. Сам Кубера часто описывается как якша, но его отец Вишрава был брахманом, а его дед по матери Бхарадваджа был брахманом-риши.

Таким образом, в жилах Куберы ни было ни капли крови якшей, он просто правил ими. Вишрава был сыном Риши Пуластьи, который был сыном Брахмы. На Шри-Ланке сохранилось место, именуемое Полоннарува, где находится статуя Риши Пуластьи.

Сумали думал о том, как восстановить достоинство своей расы. Он увидел Ваишравану, сына Вишравы, Куберу, владыку Севера и богатства. Кубера летел в пушпака-вимане, собираясь навестить отца. Сумали подумал, что если его прекрасная дочь выйдет замуж за Вишраву, то у него будут замечательные внуки. Говорится, что Каикаши была прекрасна как Лакшми и предана своему отцу.

У Вишравы и Каикаши родились три сына – Равана, Кумбхакарна и Вибхишана – и дочь Шурпанакха. Вишрава был брахманом, сыном Пуластьи и внуком Брахмы. Таким образом, Равана и другие были наполовину брахманами, на 1/32 ракшасами, на 3/32 девами и на 3/8 гандхарвами. Генетически они были более брахманами, нежели ракшасами.

Говорится, что Равана был очень амбициозен, Кумбхакарна был каннибалом, а Вибхишана был благочестив. Однако все братья изучали ведические ритуалы, совершали яджны и тому подобное – впоследствии, когда они правили Ланкой. Равана и его братья совершали тапас, с целью удовлетворить Брахму, своего великого прадеда, в Гокарне, близ современного Мангалора. Брахма наделил Равану частичной неуязвимостью – его не мог убить никто, за исклчением манавов и ванаров. Обретя могущество, Равана попросил Куберу покинуть Ланку и забрал его пушпака-виману. Кубера был вынужден повиноваться и осел в Алакапури, в современном Непале. Равана одолел всех девов, включая Яму, который был ограничен обещанием Брахмы.

Суждения о характере Раваны и его роли в событиях, описанных в «Рамаяне», противоречивы. Звучат голоса как «за», так и «против». Поскольку автор «Рамаяны» (речь идее о версии Вальмики) не проявил к Раване особой симпатии, тысячи поколений индийцев считают Равану злодеем. Даже в наши дни в Индии можно услышать, как человека, поступающего дурно, называют «ракшасой» или «ракшаси». Чучело Раваны сжигают каждый год. При этом мало кто вспоминает, что когда-то ракшасы летали на первых в истории самолётах, были первыми мореплавателями, а также непревзойдёнными писателями и поэтами.

Многие жители современной Шри-Ланки почитают Равану в качестве хорошего правителя и царя и даже называют его именем детей. Многие шри-ланкийцы считают, что Равана был учеником Капилы, воплощением Будды и никогда не похищал Ситу. Они говорят, что доказанное целомудрие Ситы также подтверждает невиновность Раваны. Вибхишану же они считают предателем, пригласившим в страну захватчиков. Десять голов Раваны, по их мнению, суть десять корон. Детей на Ланке называют Раванами, но никогда не Вибхишинами. Многие тамилы знают «Рамаяну» благодаря её тамильской версии, «Камба Рамаянам». В ней Равана превозносится как ведический учёный, ценитель музыки, воин, человек высокой морали, герой с трагической судьбой, но отнюдь не злодей.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
Новый Завет

Для того, чтобы люди всегда были готовы к встрече Господа, то есть к суду Божию, а значит и к смерти, так как смерть есть начало суда Божия над человеком, Иисус Христос сказал притчу о десяти девах. В этой притче Господь уподобил нас девам, которые были собраны на брак. По восточным свадебным обычаям жених шел за невестой, которая ожидала его в доме отца своего. Подруги ее, девицы, с зажженными светильниками, в поздний вечер, должны были встретить жениха и привести к невесте.

«Тогда подобно будет царство небесное десяти девам», — сказал Спаситель, — «которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли и масла в сосудах своих. Так как жених замедлил, то все девицы задремали и уснули. Вдруг, в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите на встречу ему». Тогда все эти девы встали, и поправили светильники свои. Но у неразумных светильники без масла стали гаснуть и они сказали мудрым: «дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».

Когда же пошли они покупать, в это время, пришел жених, и готовые к встрече жениха, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.

После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».

Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас» (т. е. вы Мне — чужие).

И закончив эту притчу, Спаситель сказал: «итак, бодрствуйте (т. е. будьте готовы всегда), потому что не знаете вы ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (так называл Себя Спаситель).

«Неразумным девам» подобны те нерадивые люди, которые знают, что им нужно явиться на суд Божий, но не, готовятся к нему, пока еще живут на земле и пока не застигла их смерть; не каются в грехах своих и не совершают добрых дел.

«Масло в светильниках» означает добрые дела, в особенности дела милосердия (помощь бедным).

«Сон девиц» изображает смерть людей.

Придет на землю («Жених») Судия наш, Иисус Христос и всех мертвых разбудит от смертного сна, т. е. воскресит. Каким кого застала смерть, — готовым или неготовым к суду Божию, — таким он и явится пред судом Божиим.

Тогда нерадивым людям неоткуда будет ждать себе помощи, и они услышат от Христа горькие слова: «Я не знаю вас; отойдите от Меня».

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

Притча о десяти девах

Матфея 25:1-13:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

В комментариях Барнса дается определение светильникам, о которых говорится в притче:

«Упоминаемые «светильники», которые использовались во время брачных церемоний, скорее всего, были факелами. Они были сделаны из скрученных вокруг железной или глиняной посуды тряпок, которая была наполнена маслом и крепилась к деревянной рукоятке. Эти факела, чтобы давать свет, периодически окунались в масло». (Выделение добавлено.)

Таким образом, все десять дев имели масло в своих светильниках. Это видно из библейского текста, где говорится, что десять дев, ожидая жениха, вышли навстречу ему. Однако пять неразумных дев не взяли с собой запаса масла. Возможно, они ожидали незамедлительного появления Господа, следовательно, посчитали, что дополнительное масло им не пригодится или же они просто не заботились об этом. Пять разумных дев, наоборот, понимая, что не знают «ни дня, ни часа» в который явится Господь, решили запастись маслом на случай, если их светильники потухнут. Поэтому, они сделали необходимые приготовления. Господь же пришел в полночь, когда Его никто не ожидал. Светильники неразумных дев погасли, а запаса масла у них не было. Они оказались неготовыми в момент пришествия Господа и не смогли попасть на брачный пир. Двери были запертыми, когда неразумные девы подошли к ним, а Господь, вместо того, чтобы отворить им двери, сказал: «Истинно говорю вам: не знаю вас».

Иисус Христос рассказал эту притчу, чтобы предостеречь нас, что видно из последнего стиха этой притчи:

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа».

Иисус говорил не для широкой аудитории или некоторых фарисеев, а для Своих апостолов и учеников (см. Мф. 24:4). Иными словами, Господь, обращаясь к нам, Его ученикам, говорит: «Будьте бдительными, видя, что произошло с неразумными девами!» Если бы это не относилось к нам или было неважно, храним ли мы свою веру, находясь на лозе, или нет, тогда у Господа не было бы никаких оснований говорить нам: «Итак, бодрствуйте!» Эта притча была бы бесполезной. Однако Господь за два дня до Своего распятия обратился не к широкой аудитории людей, а к Своим ученикам, предостерегая их. Опасно быть найденным «без масла» или не пребывающим в Нем. Это неизбежно повлечет за собой серьезные последствия. Люди, оказавшиеся «без масла», не услышат приветливый голос Господа, наоборот, им будут сказаны те же слова, что и пяти неразумным девам: «Истинно говорю вам: не знаю вас».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *