Притча богач и лазарь

Притча богач и лазарь

Беден, как Лазарь

Смотреть что такое «Беден, как Лазарь» в других словарях:

  • беден как лазарь — прил., кол во синонимов: 6 • беден как иов (6) • беден как ир (6) • бедный (88) • … Словарь синонимов

  • Беден как Лазарь — Бѣденъ какъ Лазарь. Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Лук. 16, 20 21. Ср. Лазаретъ маленькая больница. Пер. Лазарони (Lazzaroni) нищіе въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • беден как Лазарь — Очень беден … Словарь многих выражений

  • беден как Лазарь — Ср. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Ср. Лазарет маленькая больница. Лазарони (Lazzaroni, лаццарони) нищие в Неаполе. См. лазарем петь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Беден, как Лазарь. Петь Лазаря — Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели духовные стихи и… … Словарь крылатых слов и выражений

  • Беден, как Лазарь. Петь Лазаря — крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • беден как иов — прил., кол во синонимов: 6 • беден как ир (6) • беден как лазарь (6) • бедный (88) … Словарь синонимов

  • беден как ир — прил., кол во синонимов: 6 • беден как иов (6) • беден как лазарь (6) • бедный (88) … Словарь синонимов

  • Лазарь — я; м. (от др. евр. elazar бог помог) Каноническое мужское имя. беден как Лазарь воскрешение Лазаря наобум Лазаря петь Лазаря … Словарь многих выражений

  • Лазарь — я; м. Каноническое мужское имя. ◊ Беден как Лазарь. Очень беден. Воскрешение Лазаря. Шутл. и ирон. О выздоровлении кого л. после тяжёлой болезни ● От евангельского рассказа об одном из чудес… … Энциклопедический словарь

Беден, как лазарь — что это значит. Бѣденъ какъ Лазарь

Выражение «Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданном на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив.

Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

«Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» цитата:

Арина Федотовна: Он братцу Лазаря поет, да штуки разные подводит, а тот ему и верит (А. Н. Островский, Не в свои сани не садись, 2, 3).

А деньжищев у него много, я знаю. Со мной Лазаря петь нечего, меня не проведешь (И. С. Тургенев, Несчастная, 11).

Нечего Лазаря-то петь!.. Насквозь вижу бесстыжую твою душу! (П. И. Мельников-Печерский, В лесах, 4, 6).

Антип Антипыч: Экий вор мужик-то! Тонкая бестия. Ведь каким Лазарем прикинется! (А. Н. Островский, Семейная картина).

Ахов: …Лазарем ты мне не прикидывайся! (А. Н. Островский, Не все коту масленица, 3, 3).

Крылатые слова и выражения на

(ориг. орф.)

Беден как Лазарь

Бѣденъ какъ Лазарь.

Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Лук. 16, 20-21.

Ср. Лазаретъ — маленькая больница.

Пер. Лазарони (Lazzaroni) — нищіе въ Неаполѣ.

  • — крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая…

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • — см. Иов многострадальный…
  • — …

    Словарь крылатых слов и выражений

  • — Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая…

    Словарь крылатых слов и выражений

  • — Ср. С своей цивилизацией мы бедны как Иов. А.С. Суворин. Ср. Arm wie Hiob. Plus pauvre que Job. Ñð. Иов. 17, 1-16. См. цивилизация…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • — Ср. На деле дворянин: богат как церковная мышь, есть нечего, а в мучной амбар салом не сманишь: перервешь, а не выворотишь. Лесков. Захудалый род. 20…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • — Бѣденъ какъ Іовъ. Ср. Съ своей цивилизаціей мы бѣдны какъ Іовъ. А. С. Суворинъ. Ср. Arm wie Hiob. Plus pauvre que Job. Ср. Іов. 17, 1-16. См. Цивилизация…
  • — Бѣденъ какъ Лазарь. Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Лук. 16, 20-21. Ср. Лазаретъ — маленькая больница…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • — Беден КАК ИР. Устар. Книжн. О сильной степени бедности, нищеты. Поэт был беден, как Ир… поколебался он, поколебался и принял предложение. Нечего и говорить, что Коршунов был беден, как Ир…
  • — Беден КАК ЦЕРКОВНАЯ КРЫСА кто. Разг. Экспрес. Очень, до крайней степени. — Ну, скажем, на обнищавшей княгине жениться. Пусть она бедна, как церковная крыса, а всё же титулованная и родня у неё знатная…

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • — См. ВЕРА -…
  • — Гол, да не вор; беден, да честен…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — прил., кол-во синонимов: 6 беден как ир беден как лазарь бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего…

    Словарь синонимов

  • — прил., кол-во синонимов: 6 беден как иов беден как лазарь бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего…

    Словарь синонимов

  • — прил., кол-во синонимов: 6 беден как иов беден как ир бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего…

    Словарь синонимов

«Беден как Лазарь» в книгах

Я беден, одинок и наг,

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я беден, одинок и наг, Я беден, одинок и наг, Лишен огня. Сиреневый полярный мрак Вокруг меня. Я доверяю бледной тьме Мои стихи. У ней едва ли на уме Мои грехи. И бронхи рвет мои мороз И сводит рот. И, точно камни, капли слез И мерзлый пот. Я говорю мои стихи, Я их

Ах, как я был тогда беден…

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

ФЕДИН БЕДЕН

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

ФЕДИН БЕДЕН Сегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще — они и в советские времена были достоянием специалистов по истории советской

Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

Ах, как я был тогда беден… Из окон студий часто доносилось пение. Пели итальянцы, пели украинцы. У скульптора Архипенко был бас, и в книге Жанин Варно можно найти рассказ художника Фернана Леже о том, как он, будущий коммунист Леже, решил петь по дворам, чтоб заработать

Беден нефтью

Из книги автора

Беден нефтью Поздним воскресным вечером на верхнем этаже роскошного пекинского отеля China World стоял человек и смотрел вниз на бесконечные потоки фар, скользящие в разных направлениях с восьмиполосной Чан’ань авеню, главной магистрали Пекина, на расположенную на эстакаде

Лазарь

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Лазарь Значение и происхождение имени: Лазарь — русская форма имени Елизар (Илизар), что означает «Бог помог» (евр.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Лазарь очень выразительно, оно предполагает глубину чувств, внутреннюю прочность и уравновешенную

Разве бедняк беден не по воле Божьей?

Из книги Еврейская мудрость автора Телушкин Джозеф

Разве бедняк беден не по воле Божьей? Талмудические Раввины очень часто вступали в спор, о котором сейчас редко упоминают, – являются ли страдания бедных следствием воли Господа? Этот вопрос был задан влиятельным римским сановником одному из величайших мудрецов

Богат или беден?

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Богат или беден? Василий Васильевич Капнист родился в деревне Обуховка, недалеко от одноименного села на северо-восточной границе Миргородского полка{910}. Родительский дом располагался на поляне в окружении леса на правом — «горном», высотой почти 90 м — берегу реки Псёл,

Беден, как Иов

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Беден, как Иов см. Иов многострадальный.

Федин беден

Из книги Статьи из журнала «Русская жизнь» автора Быков Дмитрий Львович

Федин беден один из нихСегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще — они и в советские времена были достоянием специалистов по истории

Из книги Спросите у психолога автора Степанов Сергей Сергеевич

Беден ли муж при богатой жене? Мы с женой прожили много лет душа в душу. В молодости начинали свою карьеру наравне: она – простым бухгалтером, я – рядовым инженером. Но в последнее время все изменилось. Ее судьба сложилась удачнее, чем моя, она теперь зам. главного

Беден ли муж при богатой жене?

Из книги Человек при деньгах автора Степанов Сергей Сергеевич

Беден ли муж при богатой жене? Что может быть неприятнее положения мужа, у которого жена ежедневно просит деньги? Только положение мужа, который ежедневно просит деньги у своей жены. Неизвестный В течение нескольких лет мне довелось вести психологические рубрики в

Дмитрий Быков Федин беден

Из книги Корпорации (февраль 2009) автора Русская жизнь журнал

Дмитрий Быков Федин беден Один из них

25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги

Из книги Дзэн — самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги «Я хочу попробовать дзадзэн, чтобы стать настоящим мужиком».Таким людям я говорю: «Из тебя никогда не выйдет настоящий мужик!».Дзадзэн — это самое скучное дело, существующее для человека — только тот, кто устал от своей

Глава 1 Итак, кто не беден?

Из книги Как жить роскошно и при этом не разориться автора Хиллис Марджори

Глава 1 Итак, кто не беден?

Автор этой книги уверен: чтобы исполнить все свои замыслы и желания, Вы прежде всего должны добиться успеха в денежных вопросах, используя принципы управления личными финансами, изложенные на ее страницах.

Для широкого круга читателей.

249 руб

Театр отчаяния. Отчаянный театр

«Роман называется «Театр отчаяния. Отчаянный театр». Эта объёмная книга написана как биографическая история, но главным героем романа является не человек, или не столько человек, как призвание, движущее и ведущее человека к непонятой человеку цели». Евгений Гришковец

859 руб


Аэропорт

АЭРОПОРТ — роман-бестселлер Артура Хейли, вышедший в 1968 году. Вымышленный город, где находится крупнейший аэропорт, неожиданно накрывает снежный буран, поэтому все службы работают в экстренном режиме.
На сотрудников аэропорта обрушивается одна проблема за другой, начиная от сгинувшей непонятно где машины с продуктами до страшной аварии на борту одного из самолетов. А ко всему прочему добавляются обострившиеся личные проблемы героев, их сложные душевные драмы — вот в такой запутанный клубок сюжетных линий завяжется действие романа, уместившееся в один пятничный вечер.
По роману АЭРОПОРТ в 1970 году был снят фильм с ведущими голливудскими актерами — десять номинаций на премию «Оскар»! После этой экранизации вышли еще три сиквела.

210 руб


Алхимик

АЛХИМИК — самый известный роман бразильского писателя Пауло Коэльо, любимая книга миллионов людей во всем мире. В юности люди не боятся мечтать, все кажется им возможным. Но проходит время, и таинственная сила принимается им внушать, что их желания неосуществимы. «Добиться воплощения Своей Судьбы — вот единственная подлинная обязанность человека…» — утверждает Пауло Коэльо. Этот, ставший культовым, роман-притча способен изменить жизнь своих читателей.

159 руб


Метро 2035

Третья мировая стерла человечество с лица Земли. Планета опустела. Мегаполисы обращены в прах и пепел. Железные дороги ржавеют. Спутники одиноко болтаются на орбите. Радио молчит на всех частотах. Выжили только те, кто, услышав сирены тревоги, успел добежать до дверей московского метро. Там, на глубине в десятки метров, на станциях и в туннелях, люди пытаются переждать конец света. Там они создали себе новый мирок вместо потерянного огромного мира. Они цепляются за жизнь изо всех сил и отказываются сдаваться. Они мечтают вернуться наверх — однажды, когда радиационный фон от ядерных бомбардировок спадет. И не оставляют надежды найти других выживших…
«Метро 2035» продолжает — и завершает историю Артема из первой книги культовой трилогии. Эту книгу миллионы читателей ждали долгие десять лет, и права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до того, как роман был окончен. При этом «2035» — книга независимая, и именно с нее можно начать посвящение в сагу, которая покорила Россию и весь мир.

«Я собираюсь поставить привычный и знакомый многим мир «Метро» с ног на голову, так что тех, кто читал «Метро 2033», ждёт масса открытий. А тех, кто начинает с «Метро 2035″, — остросюжетный роман, который не даст им соскучиться…»

509 руб


Понедельник начинается в субботу

«Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста» — под таким заголовком в 1965 году вышла книга, которой зачитывались и продолжают зачитываться все новые и новые поколения. Герои ее, сотрудники НИИЧАВО — Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства, — маги и магистры, молодые энтузиасты, горящие желанием познать мир и преобразовать его наилучшим образом. На этом пути их ждет множество удивительных приключений и поразительных открытий. Машина времени и изба на курьих ножках, выращивание искусственного человека и усмирение выпущенного из бутылки джинна — читатель не заскучает!

169 руб


Death Note. Black Edition. Книга 1

У студента колледжа Лайта Ягами есть блестящие перспективы на будущее и ни малейшей идеи, чем заполнить настоящее. Парень сходит с ума от скуки. Но все меняется, когда он находит записную книжку синигами – бога смерти. Любой человек, чье имя окажется на ее странице, умрет. Лайт решает использовать Тетрадь смерти, чтобы избавить мир от зла. Куда приведут эти благие намерения?

В первый том манги Death Note включены 1 и 2 тома оригинальной истории.

727 руб


Головоломка

В триллере Франка Тилье «Головоломка» герои Илан и Зоэ, профессиональные охотники за сокровищами, внедряются в таинственную игру, где главный приз составляет триста тысяч евро, а цена ее — человеческая жизнь. Правила игры им неизвестны, они знают лишь ее название: «Паранойя». В горах на территории заброшенной психиатрической лечебницы восемь участников должны бросить вызов своим самым потаенным страхам. Чтобы обрести ключ от заветного сейфа с деньгами, нужно собрать десять черных хрустальных лебедей. Но осторожно: цена такой находки — жизнь. Ваша жизнь.

Собаку, кличку которой не знаешь, почему-то обычно принято называть барбосом . Чем это объяснить?

Слово барбос по отношению к собаке сегодня стало просто нарицательным. Но когда-то такая собачья кличка была широко распространена. Считается, что слово было заимствовано из латинских языков и буквально переводилось как «бородатый». Надо заметить, что некоторые породы собак действительно отличаются густой шерстью на морде.

В связи с этим вспоминаются и кубинские коммунисты barbados , поклявшиеся не брить бороды до победы социалистической революции на Кубе. Оба слова – и барбос и barbados – одного латинского корня.

Слово бардак известно всем, но очень часто им называют совершенно разные вещи. Что оно значит буквально?

Еще недавно в русском языке словом бардак называли всего лишь безобидный глиняный кувшин с широким горлом. И никакого другого значения это слово не имело. Потом, наверное, от широкого использования керамики человечество отказалось – и на слово бардак наложился смысл слова бурда (которое, впрочем, часто произносилось и как барда ). Бурда – это некая дьявольская хмельная смесь, приготовленная из того, что в обычных условиях люди не употребляют. В ней могла оказаться и гуща, осевшая на дне винной бочки, и остатки пивного сусла, и толченые зерна из браги, и даже табак – для крепости. Возможно, в бардаках этих самую бурду (или барду) обычно и держали.

Не исключено также, что позже, с развитием винокуренного дела в России и удешевлением водки, в опустевших бардаках стали держать всякий мелкий хлам, который жалко выбросить. Здесь нелишне вспомнить, что сегодня бардачками мы называем и небольшие ящики, которые заводим в домашнем хозяйстве для той же цели, и даже отделение для перчаток в автомобиле. Кстати, словом бардак иногда называют и публичный дом. Если учесть, что в русском языке очень многие слова имеют переносное значение, то это вполне объяснимо.

Всегда считал, что баронами называли только немецких дворян. И вдруг узнал, что были и русские бароны. Откуда они взялись в России? Может быть, это немцы-иммигранты?

Слово барон , действительно, немецкое – от древне-верхненемецкого baro , что когда-то значило «воинственный человек». Но были бароны и чисто русского происхождения. Титул барона был введен в России при Петре I. Кстати, первым из россиян, кто получил этот титул в 1710 году, был некто Шафиров – еврей по национальности.

Мне приходилось слышать, как обувь называют бахилами . Но всякий раз имелись в виду то калоши, то разбитые ботинки, то еще бог знает что. Что все-таки называли бахилами ?

Когда-то словом бахилы русские крестьяне называли рабочие сапоги, да и вообще всякую обувь, пригодную только для работы, а не для прогулок. Этимология же этого слова пока трудно поддается исследованию. Некоторые лингвисты полагают, что источником послужило латинское слово bacle – «женская обувь».

Баш на баш

Как объяснить выражение баш на баш ?

С турецкого языка слово bač переводится как «голова». От него, кстати, произошло и наше башка. А выражение баш на баш буквально значит «голова за голову», то есть «равноценно». Вероятно, когда-то им пользовались при обмене пленными. Впрочем, учитывая нравы тех времен, можно предположить, что баш на баш по смыслу было эквивалентно другому выражению – око за око .

Баю-баюшки-баю

Что имели в виду наши бабушки, напевая у колыбели ребенка баю-баюшки-баю ? Что значат эти бессмысленные слова?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к другим, родственным русскому, языкам. В старославянском языке баяти обозначало «рассказывать, заговаривать, лечить». Польское bajać значит «болтать», сербохорватское баjaти – «колдовать», словенское bájati – «говорить, заклинать». Слово «баять» сохранилось и в некоторых русских диалектах, оно значит попросту «рассказывать».

Вот и получается, что баю-баюшки-баю – это своего рода заговор, ворожба, сеанс легкого гипноза с целью усыпить, «убаюкать» ребенка. На современный русский язык это выражение буквально можно перевести как «я говорю, я заговариваю тебя, я колдую над тобой».

Беден, как Лазарь

Недавно услышал выражение беден, как Лазарь . Откуда взялась эта поговорка? Я помню библейскую историю о том, как Христос воскресил из мертвых какого-то Лазаря. Это он был бедным?

Нет, не он.

В Евангелии от Луки есть такая притча: у ворот одного очень богатого человека долго лежал нищий по имени Лазарь, который питался выброшенными на улицу объедками со стола богача и был так болен и немощен, что не мог даже храм посетить. Прожил нищий недолго, и богач тут же забыл о нем. Когда же сам богач после смерти попал в ад, выяснилось, что Лазарь пребывает в раю. Богач возмутился: «Почему же ты так поступаешь со мной, Господи, ведь я жил праведно и не пропускал ни одной службы в церкви?» На что Господь ответил: «Ты, братец, всю свою жизнь сытно ел, вкусно пил и спал под шелковыми одеялами, чего же тебе еще надо? А Лазарь, бедняга, жил нищим и умер больным, пусть хоть теперь поживет по-человечески».

Мораль, я полагаю, очевидна. А вот в поговорку этот Лазарь вошел потому, что очень уж любили русские нищие, попрошайничая на паперти, напоминать богатым прихожанам эту историю. У них даже были специальные жалостливые песенки о Лазаре. Кстати, с той поры появилось и выражение петь Лазаря , то есть «прикидываться нищим, жаловаться на судьбу».

Белая ворона

Когда мы сталкиваемся с человеком, очень непохожим на окружающих, мы называем его белой вороной . Откуда в наш язык пришло такое странное словосочетание? Где его корни?

Возможно, образ белой вороны, как чего-то из ряда вон выходящего, применяли к неординарным людям очень давно – аллегория слишком очевидна. Но впервые «официально» обнародовал ее древнеримский поэт Ювенал. Он писал о судьбе и случае: «Рок дает царства рабам и доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает».

Биндюжник

В известной песенке про Костю из Одессы есть строка про то, как «биндюжники вставали, когда в пивную он входил». Кто такие биндюжники ?

Попросту «водители кобыл», как называл их Утесов. Биндюга – это большая телега, которую использовали при разгрузке кораблей в южных портах.

О богаче и Лазаре

Притча о богаче и нищем Лазаре

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».

Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.

Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.

А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.

Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом. Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».

И вот оба эти человека умирают. Любопытно, что в притче по-разному описывается смерть этих двух людей. Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово, а богач «просто умер, и похоронили его». Как сегодня говорят: об усопших принято вспоминать или хорошо, или ничего. «Многие вещи человек помнит, а одну никак запомнить не может, сколько ему ни повторяй, – говорит святитель Николай Сербский, – что он без собственности приходит в этот мир и без собственности уходит из него».

Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно. Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.

Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера

Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».

Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря

А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».

Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.

Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!

Проповеди в Феодоровском соборе

Евангелие от Луки., 83 зач., XVI, 19-31

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал:

отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал:

чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он:

так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему:

у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал:

нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему:

если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Притча о богаче и Лазаре. 6 ноября 2016 г.

Сюжет, рассказанный Спасителем, был довольно распространенным и в разных видах и вариантах присутствует в различных культурах, фольклорах и религиях древности. О том, какая участь ждет богатых, если они пренебрегают бедными, и о том, какое сладостное воздаяние уготовано нищим, если они с терпением переносят скорби и лишения в нынешнем веке, чтобы получить блаженство в будущем. И все же евангельскую притчу можно рассматривать как шедевр, в котором этот избитый сюжет представлен в такой филигранной форме, что значение имеют не только каждое слово, но даже количество слов, которые произносят герои (подсчитано, что во второй части притчи, где Авраам и богач вступают в диалог, каждый из них произносит по 69 слов; правда, не совсем понятно, случайно ли это совпадение, а если неслучайно, то что это означает).

Гораздо многозначительнее другие детали.

Например, полное, абсолютное отсутствие каких бы то ни было характеристик двух главных героев. Каков был этот богач? Быть может, он был добрым, веселым, остроумным, жизнерадостным человек. И мы совсем не знаем о происхождении его богатства. Совсем не обязательно думать, что его происхождение было преступно. И даже не исключено, что он был щедрый. Ведь не сказано же, что он пиршествовал в одиночестве! Другое дело, что его щедрость простиралась только на определенный круг людей, за пределами которого был этот самый нищий. В этом-то, судя по всему, и заключался его грех, за который он приговорен, так сказать, к высшей мере божественного наказания. И возможно, в этом и состоит главный урок притчи. Суровый приговор, который к тому же не подлежит пересмотру, ему выносится не за убийство и не за какое-то явное, деятельное зло, а за отсутствие действия, «всего лишь» за невнимание. Так комментируют притчу многие толкователи.

Сурово, ничего не скажешь!

Другое наблюдение. Во второй части притчи, где говорится о посмертной участи двух персонажей, мы читаем о пропасти, разделяющий пространства их существования. Пропасть – это то, что невозможно преодолеть, перейти. Эту пропасть можно сопоставить с воротами, у которых лежит нищий и через которые еще можно пройти, проникнуть в пространство жизни друг друга. Их еще можно открыть и впустить чужака, оказав ему внимание. И чужак перестанет быть чужаком. Ситуация еще не так безнадежна, как в случае с пропастью.

Третье наблюдение. Именно в этой, 16 главе, откуда мы прочли эту историю, содержится еще одна притча о деньгах и богатстве – о неверном управителе, том самом, который смог «приобрести себе друзей богатством неправедным» и был поставлен в пример как человек, который сумел воспользоваться чужим богатством на благо (и другим, и, как следствие, себе). Пример богача из сегодняшней притчи в этом смысле – противоположен. Он до крайности бестолково распорядился своим богатством, может быть даже, вполне «праведным».

Притча содержала и определенный вызов тогдашнему иудейскому обществу. Не исключено, что Христос взял в качестве примера реальную историю и реально существовавших людей. И вполне может быть, что этот богач был вполне уважаемым человеком. Благонамеренное общество видело в нем, в его богатстве и успехе знаки благословения Божия. На это указывает одна многозначительная деталь. Когда он скончался, его «похоронили». То есть совершили погребение, как подобает погребать уважаемого, порядочного человека. А вот про Лазаря совсем не сказано, что его похоронили (этого слова нет в тексте). В общественном сознании он был нечист, хотя бы потому что его сотрапезниками были псы, нечистые животные. И он не был погребен, как подобает благословенному праведнику. И в то же время, именно о нем, а не о богаче сказано, что ангелы вознесли его на лоно Авраамово.

Замечателен диалог Авраама и богача. Обратим внимание, как они называют друг друга. «Отче» – обращается богач к Аврааму. «Чадо (дитя мое)» – отвечает ему Авраам. Как давние, старые, не просто знакомые, а близкие друзья, родственники, отцы и дети, одна семья, один народ (Божий), одна традиция. И при этом их, столь близких по духу и вере, разделяет та самая пропасть, которая разделяет свет и тьму, радость и скорбь, блаженство и муки. Это ли не страшный парадокс (даже оксюморон), который вскрывает Евангелие вообще и эта притча в частности? Так, то, что казалось очевидным, гарантированным и неопровержимым навеки оказывается разрушенным и непоправимо утерянным.

Можно сказать, что главный урок притчи – в том, что люди часто бывают невнимательными и нечуткими к нуждам и страданиям других. Особенно легко эта слепота наступает на имущественной почве, между богатыми и бедными.

И все же мы можем спросить, а в чем же новизна этой истории, прозвучавшей из уст Христа 2000 лет назад?

Да, можно было бы сказать, что она хорошо ложится в контекст первоначального христианства, поставившего цель построить своего рода коммунизм с общим имуществом, с хорошо организованной взаимопомощью, так чтобы не было нищих, а богатые целиком служили своим богатством церкви как общине, в которой не было бы нуждающихся. Между прочим, книгу Деяний святых апостолов, в которой описан этот первоначальный христианский коммунизм, написал не кто иной как все тот же Лука, единственный из евангелистов, донесший до нас притчи о различных не очень хороших богачах. Но ведь тот коммунизм недолго продержался. И проблема осталась. И той соли, которую несут христиане в этот мир, все еще недостаточно, чтобы преобразить его, наполнить взаимопониманием и взаимопомощью.

Да, притча не очень оригинальна в смысле сюжета. Но, может быть, в этом и кроется ее сила. Ведь ее вывод прямо и недвусмысленно указывает на то, что все слова – о милосердии, о необходимости быть внимательными друг к другу – уже давно-давно сказаны. Моисей и пророки – древвние авторитеты, которые давным-давно сказали о требовании справедливости и заботы о бедных. Бог зовет к этому всегда. И больше никаких новых знамений и явлений воскресших мертвецов не требуется. Семя, которое сеет сеятель (если вспомнить притчу, читанную нами в прошлое воскресенье), — это одно и то же Слово Божие, вечное и неизменное. И здесь нет никакой тайны, никакого секрета, никаких особых знамений и премудрости (как бы того ни хотелось ученикам).

К тому же история о богаче и Лазаре, обозначенная евангелистом как притча, вместе с тем выглядит как реальный жизненный сюжет, который еще совсем не закончен. Ведь есть еще пять братьев (замечено, что в сумме со своим умершим братом-богачом и нищим Лазарем, их становится семь – красивое символичное число, которое служит еще одним намеком на когда-то разрушенное семейное единство). Какова их (этих пяти братьев) участь, каково их жизненное кредо и к какому финалу оно их приведет? Эти вопросы так и остаются открытыми. Кто даст ответ и каков он будет?

Никто не знает.

Аминь.

Цитаты о богатых и бедных

Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.

6155 минут на осмысление

Среди добрых и трудолюбивых людей надо стыдиться своей бедности. Среди злых и праздных своего богатства.

5693 минуты на осмысление

Умеренность это богатство бедняков, алчность бедность богачей.

4713 минуты на осмысление

Бедность и богатство это не то, что может быть дано или отнято у людей, ибо ведь искусные и умные всегда имеют прибыток, а неискусные и глупые всегда в нехватках.

3797 минут на осмысление

Когда народу больше нечего будет есть, он станет есть богатых.

3183 минуты на осмысление

В нашем обществе единственный класс помышляет о деньгах более, чем богатые: это бедняки. Бедные ни о чем, кроме денег, думать не могут.

2665 минут на осмысление

Обожаю богатых. Клянусь и утверждаю, богатые добры (так как им это ничего не стоит) и красивы (так как хорошо одеваются). Если нельзя быть ни человеком, ни красавцем, ни знатным, надо быть богатым.

2367 минут на осмысление

Не люблю бедных — у них на уме только деньги.

2253 минуты на осмысление

Бедный человек любого звания почти всегда порядочен, богатый — склонен к мошенничеству: чтобы разбогатеть, мало быть ловким и предприимчивым.

2205 минут на осмысление

Неполно счастье тех, богатство которых никому не ведомо.

2063 минуты на осмысление

Разница между богатым и бедным та, что один ест, когда хочет, а другой когда может.

2003 минуты на осмысление

Основную армию врагов Ротшильда составляют те, кто ничего не имеет, все они думают: «Чего нет у нас, есть у Ротшильда». К ним присоединяется толпа тех, кто потерял состояние, вместо того чтобы отнести потерю за счет собственной глупости, они обвиняют в пронырливости тех, кто сохранил свое состояние. Чуть у кого иссякли деньги, он становится врагом Ротшильда.

2007 минут на осмысление

Бедность и богатство — суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.

2005 минут на осмысление

Он призвал к себе бедняков и раздал им богачей.

1993 минуты на осмысление

Богатых бездельников ещё можно как-то понять, труднее понять бездельников бедных.

1933 минуты на осмысление

Бог делит по справедливости: одним — обед, другим — аппетит.

1933 минуты на осмысление

Бедняк не считает великодушие богача добродетелью.

1933 минуты на осмысление

Богатые гонятся за богатством, а бедные за богатыми.

1903 минуты на осмысление

Лучше стыдиться своего богатства, чем гордиться своей бедностью.

1893 минуты на осмысление

Бедность склеивает треснувшие браки, богатство выбрасывает и покупает новые.

1863 минуты на осмысление

Ни один богач не одержим богатством так, как бедняк — своей бедностью.

1853 минуты на осмысление

Иные люди уверены, что они стоят кучу денег — лишь потому, что у них есть куча денег.

1855 минут на осмысление

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОРТОНА: Богаты вы или бедны, правительство доберется до ваших денег.

1843 минуты на осмысление

Стыд – удел бедняка, а взоры богатого смелы.

1833 минуты на осмысление

Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

1833 минуты на осмысление

Жить становится богатым всё стыднее и стыднее, а бедным всё досаднее и досаднее.

1833 минуты на осмысление

Богатство одного есть в то же время бедность другого.

1833 минуты на осмысление

Богатому следует помнить, что, когда он попадет на небо, он встретит там Лазаря и должен быть учтив с ним.

1815 минут на осмысление

Мнение, что бедные и богатые перед смертью равны, ошибочно. Бедные и богатые равны не перед, а после смерти.

1815 минут на осмысление

Помните о бедняках – это не требует никаких расходов.

1783 минуты на осмысление

Бедняки хвастают своими богатыми предками, богачи — бедными.

1783 минуты на осмысление

Нельзя помочь бедному, разоряя богатого.

1773 минуты на осмысление

«Я бандит: я живу грабежом богатых». – «А я джентльмен: я живу грабежом бедных».

1753 минуты на осмысление

Овца, носившая золотое руно, не была богата.

1733 минуты на осмысление

«Респектабельный» – значит богатый, «приличный» – значит бедный. Я бы умер со стыда, услышь я, что мою семью называют «приличной».

1715 минут на осмысление

Возможно, богач никогда не попадет в царствие небесное, зато бедняк уже отбывает свой срок в преисподней.

1695 минут на осмысление

По мере падения нравов, на бедность смотрят всё с большим презрением, а на богатство всё с большим уважением.

1685 минут на осмысление

Богач раздирает на себе одежды, бедняк вылазит из кожи.

1653 минуты на осмысление

Богатые слишком высоко оцениваются в Ветхом Завете: богобоязненный и удачливый мужчина получает слишком много скота, жен, обезьян, коз и павлинов.

1625 минут на осмысление

Увеличение богатства не то же самое, что уменьшение бедности.

1603 минуты на осмысление

Лучше жить богатым, чем умереть богатым.

1583 минуты на осмысление

Богатый человек – это просто бедный человек с деньгами.

1563 минуты на осмысление

Гораздо легче разбогатеть на манер негодяя, чем тратить богатство на манер джентльмена.

1563 минуты на осмысление

Все богатые семьи похожи друг на друга, все приличные – несчастны по своему.

1553 минуты на осмысление

Всем нам достается поровну льда. Богатые получают его летом, бедные — зимой.

1543 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *