Приобщение детей к чтению

Приобщение детей к чтению

КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ.

Советы родителям

Современные дети не проявляют интереса к чтению, читают в основном под давлением взрослых. Эта проблема часто бывает центральной в воспитании детей.

Почему многие дети читать не любят? Кто виноват? Возможно, влияние телевизора и компьютера сыграло свою роль. Сегодня часто встречаются семьи, где дети зависают у телевизора и злоупотребляют компьютерными играми. У этих детей заметно снижены работоспособность и социальная активность, потому что длительное сосредоточение на плоскости экрана или монитора перегружает зрительные анализаторы ребенка, а это оказывает угнетающее воздействие на его нервную систему в целом, отнимая ресурсы, необходимые для умственных занятий и общения. У ребенка притупляется познавательный интерес и слабеет способность к волевому поведению. Чтение же требует от ребенка приложения усилий, концентрации и терпения.

По оценке физиологов, 80% дошкольникам обучение чтению дается с большим трудом. Чтобы вы, дорогие родители, хотя бы приблизительно могли почувствовать и понять, что испытывают дети, которые только учатся читать, предлагаем вам небольшое упражнение. Прочитайте вслух отрывок из «Песни о Вещем Олеге» на древнерусском языке: «И живяше Олегъ, миръимЪ якъ всЪмъстранамъ, княжа въКиев’Ь. И приспЪ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бЬпоставилъ кормити, не всЬдати на нь. БЪ бопрежевъ прошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?». И рече ему одинъкудесникъ: «Княже! Конь, егожелюбиши и Ъздиши на немъ, от того тиумрети». Олегъ же приимъвъумЬ, си рече: «Николи же всядуна конь, ни вижю его боле того». И повЬлЬкормити и и не водити его к нему, и пребывънЬколколЪть не д’Ья его, дондеже и на грЬкыиде. И пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лЬта, на 5 лЪто помяну конь свой, от негоже бяху рекъливолъсвиумрети Ольгови». Попробуйте его пересказать. Испытывали ли вы при выполнении задания напряжение, неудовлетворенность собой или даже раздражение? Возникало ли желание остановиться и не дочитывать текст до конца? А теперь проведите параллель между своими ощущениями и переживаниями детей.

Распространенная причина отсутствия у детей интереса к чтению в том, что взрослые не читают ребятишкам вслух. Только в 8% российских семей это принято. К сожалению, многие родители рано перестают читать детям книжки, объясняя это недостатком времени или убежденностью, что ребенок уже может начинать читать сам. Но для дошкольников и большинства младших школьников чтение является пока только техническим навыком. Они еще не могут быть читателями в полном смысле этого слова. Интерес к книге у детей формируется постепенно, в том числе и под впечатлением совместного семейного чтения.

И наконец, еще одна причина – взрослые не читают сами. А вы, дорогие родители, любите читать? Нет?! И хотите, чтобы ваши дети любили? Общеизвестно, что дети берут пример со своих родителей. Ребенок не будет делать утреннюю гимнастику, если родители ее не делают. Ребенок будет перебегать дорогу на красный свет, если родители позволяют себе это при ребенке. Если родитель убеждает ребенка читать, но при этом говорит, что сам вырос из читательского возраста, то результата от своего чада он вряд ли добьется.

Как стимулировать интерес ребенка к чтению? Во-первых, читайте сами, читайте с удовольствием, показывая ребенку пример. Во-вторых, чаще читайте своему ребенку вслух, даже когда ребенок начинает читать сам. Ведь чтение для дошкольника и младшего школьника – это прежде всего общение с родителями. Ребенку, вероятно, будет интересно почитать вместе с вами, распределив прямую речь персонажей произведения по ролям. Предложите ему почитать вам, когда вы заняты домашними делами. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читайте немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию: ежевечернее чтение в кругу семьи или чтение перед сном. Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное, записывайте названия произведений в дневнике или на «доске почета», рисуйте героев.

В-третьих, если ребенок дочитал книгу до половины и не хочет заканчивать, не настаивайте.

Возможно, у него изменились интересы и ему нужна совсем другая книга – например, меньшего объема. Принуждение ребенка к чтению – дело малоперспективное. «Быстро сел и читай мне», «будешь все выходные дома сидеть, пока не прочитаешь» – подобным образом прививается отвращение к процессу чтения. Ребенок может читать со слезами на глазах и сквозь зубы, но, извините, кому это надо? Заставляя ребенка читать, вы не заставите его полюбить чтение.

Книга – лучший подарок. Дарите ребенку книги. Выбирайте книги в магазине, в библиотеке вместе. Конечно, выбирая книгу, ребенок чаще всего ориентируется на иллюстрации и размер текста. А вы позаботьтесь о ее содержании. Вы можете только предлагать, но не навязывать. Не спешите с приобретением новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже имеются у ребенка. Приучайте его относиться к книге бережно.

Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Чаще хвалите ребенка, даже за небольшие достижения. Сделайте процесс приобщения ребенка к чтению занимательным. Играйте! Например, в игре «Поиски клада» вы прячете в квартире игрушку или ценный предмет. Затем раскладываете листы бумаги с написанными на них подсказками (слова, предложения). Эти подсказки помогут ребенку составить маршрут и найти спрятанную вещь. Например, на первом листочке напишите «диван». Ребенок подходит к столу и находит там следующее указание: «нижняя полка шкафа для одежды» и т. д. Количество подсказок и сложность каждой последующей инструкции зависят от умения ребенка читать. Инструкции и маршруты поиска могут усложняться от игры к игре.

Интрига игры «Почтовый ящик» заключается в том, что вы можете переписываться с ребенком от лица тайного друга или домового, адресуя ему свои послания, советы или просьбы. Вы можете использовать импровизированный ящик из картонной коробки с прорезью для писем или настоящие конверты и почтовый ящик в подъезде дома.

Ребенок может готовить ответные письма.

Все дети любят играть, получать подарки и похвалу. Все это можно совместить для достижения нашей цели в игре «Сюрприз». Вы сообщаете ребенку, что у вас имеется для него сюрприз, но просто так вы его не отдадите – только в обмен, скажем, на три жетона. За каждое прочитанное произведение вы будете рисовать на «доске почета» один жетон, на котором будет записано, что и когда было прочитано. Также вы договариваетесь о сроке – например, неделя. Хвалите ребенка за прочитанное и подстегивайте его словами «осталось только два жетона». Если он не успел заработать все жетоны в установленный срок, игра начинается сначала. Придумайте сюрприз с учетом интересов и возраста ребенка. Это может быть поход в парк аттракционов или совместная игра в футбол, но не деньги. Сохраняйте все листы с записями названий прочитанных книг. Растущий список читательских побед повысит самооценку ребенка и даст ему повод гордиться собой.

Чтобы привлечь детей к чтению, можно использовать прием «Тебе еще рано». Вы читаете своим детям-школьникам вслух интересные книги – например, таких гениальных авторов, как Пушкин или Шекспир. Затем во время чтения вы делаете паузы и якобы ищете нужный текст, а потом говорите, что выпускаете те места, которые ребенку читать еще рано. Вы запрещаете ему читать эти места и даже называете страницы, которые нельзя читать. Как вы думаете, что произойдет? Конечно, эти страницы будут им прочитаны. Иногда читайте книгу в присутствии ребенка, а когда он поинтересуется, что вы читаете, скажите, что ему еще рано, и спрячьте книгу так, чтобы он ее нашел. Как известно, запретный плод сладок!

Не ленитесь, дорогие родители, пробуйте! Успехов вам!
Составитель: Самохина Е.Г.,
воспитатель группы №9

Каталог:wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды

Поделитесь с Вашими друзьями:

Самые странные зависимости.

Люди быстро привязываются к чему-либо — у каждого из нас есть свои хобби или привычки. Однако зачастую невинное пристрастие может стать прямо таки маниакальной зависимостью. Она в итоге начинает приобретать странные формы. Даже обычное и безобидное чтение книг может стать тем, что начнет портить жизнь. А есть зависимости, которые еще и наносят вред здоровью.

Зависимость от чтения. Этот случай удивил даже психиатров. Оказывается, к нездоровой тяге к чтению может привести заболевание внутреннего уха. Из-за этого человек не может больше концентрироваться, у него возникают беспочвенные страхи, беспокойства и фобии. А после выздоровления люди начинают много и жадно читать. Ведь теперь этот процесс становится таким легким, принося намного больше радости и удовольствия. Люди с зависимостью от книг перестают даже спать, так как не могут оторваться от чтива. Доктора рассказывают, что некоторые больные даже бросают свою работу.

Зависимость от загара. Кто бы не хотел обладать бронзовым загаром? Но все хорошо в меру. Ведь есть зависимость от загара, которая называется танорексия. У некоторых есть навязчивое стремление обладать смуглой кожей, в результате они готовы отдать последние средства, чтобы еще раз посетить солярий или получить автозагар. Понятно, что такая зависимость чаще всего встречается у молодых женщин. Но стоит помнить, что чрезмерное увлечение солнечными ваннами может негативно сказаться на здоровье. Существует ряд доказательств того, что эта зависимость может иметь биологическую основу. Но способы лечения пока еще только изучаются.

Зависимость от капель от насморка. Все знают, что лечиться не любят ни дети, ни взрослые. Кто же захочет ощутить на себе всю прелесть горчичников, таблеток да капель? Оказывается, есть такие взрослые, которые настолько привыкают к лекарствам, что продолжают использовать их и после выздоровления. Одна 33-летняя женщина рассказала, как уже 7 лет имеет непреодолимую тягу к каплям в нос. Сперва лекарство использовалось от простуды, но эффект был настолько ощутимым, что она продолжила капать лекарство и после выздоровления. Это привело к тому, что нос тут же «закладывает». Чтобы избавиться от такой зависимости доктора настоятельно рекомендуют прекратить пользоваться каплями, однако та все не может расстаться со своей привычкой.

Музыкальная зависимость. Парень Энди практически круглосуточно слушает свой IPOD. Делает он это и находясь на работе, и дома, просматривая телевизор. Начальник, коллеги и друзья относятся к такой его причуде довольно снисходительно. А вот девушка уже обеспокоилась, она полагает что для того музыка уже стала важнее отношений.

Зависимость от мороженого. Тяжело найти того, кому не нравится мороженое. Одни любят пломбир, а кто-то предпочитает сливочное. Но это может стать причиной зависимости. Так 51-летняя Сьюзен обожает фруктовое мороженое без сахара, причем ее любовь к лакомству такова, что она в день съедает его по 12 порций. Женщина целых 4 года не знала меры в употреблении мороженого. В конце концов врачи сообщили ей, что такая зависимость есть не что иное, как явный признак анемии. Эта болезнь характеризуется уменьшением числа эритроцитов, в крови при этом может понижаться уровень гемоглобина.

Крэкберри — пристрастие к Блэкберри. Есть больные люди, которые попросту не могут оторваться от своего телефона. Они постоянно проверяют в нем свою почту, прослушивают сообщения. Это настоящая Blackberry наркомания. Эксперты говорят, что электронные сообщения в аппарате буквально делают их жизнь осмысленными. Люди начинают ощущать свою важность. Лечить Крэкберри, как и любую подобную зависимость (от Интернета или электронной почты) можно одним только способом — путем насильственного отрывания от объекта увлечения.

Склонность к косметической хирургии. Те, кто не страдает такой зависимостью, после визита к пластическому хирургу забывают о нем, довольствуясь результатом. Но все чаще можно встретить своеобразных наркоманов. Они хотят пройти еще одну процедуру, потом еще и еще.

И все это в погоне за безупречным образом. Сделали грудь? Пора сделать нос, затем глаза. И так до бесконечности. Такая зависимость приведет к тому, что тело станет просто ужасным. Известная наркоманка-миллионерша Джоселин Вилденштейн потратила уже 4 миллиона долларов, пытаясь сделать себя красивой. Результат же удручает. Хотя она сама считает себя неотразимой, все зовут ее не иначе, как невестой Франкенштейна. Точная причина такой зависимости неизвестна. Врачи полагают, что всему виной сложное сочетание не только психологических, но и биологических и даже экологических факторов.

Пагофагия, пристрастие ко льду. Пагофагия — это навязчивое желание постоянно жевать лед. Научные исследования показали, что такое отклонение может быть признаком низкого содержания железа в крови. Введение в рацион витаминов «B» может помочь увеличит производство красных клеток кровяных телец, а витамин «С» поможет абсорбировать в организме железо. Так что с этим отклонением вполне можно бороться.

Склонность к похоронам. Это зависимость настолько уникальна, что специалисты даже и не знают, как ее назвать. Бразилец Луис Скваризи страдает от своего пристрастия к похоронам. 42-летний житель Бататаиса принял участие в каждом траурном мероприятии в своем городе за последние 20 лет. Он даже был вынужден уволиться с работы, чтобы в полной мере угодить своей зависимости. Луиса сильно потрясла смерть его отца в 1983 году. Теперь первое, что он делает каждое утро — включает радио. Если там нет новостей о смерти кого-либо, то он обзванивает больницу и морг. А представители местного похоронного бюро вовсе не хотят, чтобы Луис лечился. Ведь все ожидают увидеть его на похоронах.

Геофагия, пристрастие к грязи. Необычная практика есть землю довольно хорошо задокументирована в медицинских и антропологических журналах. Ее назвали геофагией. Социальные нормы западного общества довольно сильны, поэтому такое пристрастие довольно сильно распространено среди примитивных или экономически отсталых народов. Встречается оно и у животных, которые таким способом пополняют свои скудные или дефицитные запасы минералов. Такая практика часто встречается у людей, которые имеют хронические психические заболевания. А вот в трущобах Гаити люди ежедневно делают и едят пироги из земли. Ее смешивают с водой и процеживают через марлю, чтобы удалить несъедобные камни. Затем тесто формируется в блины и поджаривается. Такое блюдо можно приобрести на местных рынках за пять монет. К счастью на экспорт такая еда не идет, однако на всякий случай поглядывайте за полками супермаркетов. Довольно большая слава пришла к одной девушке из Внутренней Монголии, которая 11 из своих 18 лет питается землей.

Пристрастие к отбеливанию зубов. Похоже, что становится все больше людей, которые так часто отбеливают свои зубы, что это превращается в зависимость. После того как прошла эта простая и эффективная процедура, люди хотят возвращаться к ней снова и снова. Но у такого пристрастия есть пара побочных эффектов — увеличение чувствительности зубов и раздражение десен. Сегодня же только в США в год тратится на отбеливание зубов и сопутствующие процедуры почти 1,5 миллиарда долларов.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема отношения к чтению. Книга и ее роль в жизни человека»

Текст из ЕГЭ

(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. (9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву)

Вступление

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой. Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике. Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, книги требуют внимания, чтение требует неторопливости. Когда читаешь неспеша, получаешь возможность заметить мелочи, которых не замечал ранее, особенно если читаешь вслух.

Аргумент №1

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна увлечена чтением. Она читает романы, которые любила ее мать, увлекается сентиментальными произведениями.

Не меньше ее интересуют философские труды. После знакомства с Евгением Онегиным, Татьяну начинают привлекать более серьезные произведения Руссо и Байрона.

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Еще одна героиня русской литературы – Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже ставит чтение во главу своей жизни. Ее любимая книга – Библия. К ней она обращается в моменты сомнений и душевных переживаний.

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.

Кузьмина В. 1 Левшина Н.И. 1

1 ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – Издательский центр «Академия», 2004. – С. 240-279.

2. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 10.

3. Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. Рассказывание и чтение художественной литературы как средство литературного образования дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 416-417.

4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – № 2 (часть 9) 2015. – С. 1988-1992.

5. Максимова, С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста / С.И. Максимова // Детский сад: теория и практика. – №3. – 2012. – С. 26-35.

Для всех известно, что проблема приобщения ребёнка к чтению в современном обществе стоит очень остро и имеет некую трудность. Как известно, современные дети всё чаще проводят большую часть своего времени за просмотром телевизора, за компьютерами, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии дошкольника. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка.

Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане, но и в современном контексте. В настоящее время очень сложно создать полную и достоверную картину чтения детей. Ведущие специалисты в области приобщения ребенка к чтению Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, З.А. Гриценко, В.И. Пирадова.

Ребёнок дошкольного возраста сам приобщиться к чтению не может. Самым осведомлённым человеком в вопросах чтения детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Именно он воплощает задачу приобщения детей к книге, любви к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Педагог является консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания. Воспитатель быстро и точно должен реагировать на изменение детского отношения к книге, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Круг чтения ребёнка должен быть правильно сформирован, базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях воспитателя и родителей. Воспитателю необходимо овладеть современной методикой приобщения детей к чтению.

Применение методов работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы ограниченно возрастными возможностями детей. Одним из самых древних и популярных методов работы с дошкольниками является беседа. Беседа – это тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

А. Леонтьев считает, что беседа как метод важна для дошкольников тем, так как именно она дает возможность поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. В период общения с книгой ребенок дошкольного возраста – в этом заключается его особенность – становиться соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно собственному восприятию и понимаю.

Такие методисты, как Р. Жуковская, Н.

Карпинская, Э. Короткова, Е. Радина, Е. Тихеева отмечали: беседа активизирует мыслительную деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл читаемого. В процессе грамотно организованной беседы дети обращают внимание на детали текста, которые становятся для них значимыми.

Выделяют следующие виды бесед: прогностическая; подготовительная; по восприятию художественного текста; по содержанию произведения.

Так же одним из методов приобщения детей к чтению является выразительное чтение. О применении этого метода по отношению к дошкольникам много говорилось в работах Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других. Искусство выразительно читать всегда ценилось у слушателей. Выразительно читать – значит донести до слушателя, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями. М.М. Конина предлагает в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, музыкальное сопровождение.

Н. Румянцева, Е. Тихеева считают, что метод рассказывания воздействует на детей сильнее, чем книга. В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению, основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт воспитателя или иные темы развивают вкус к литературе, к звучащему слову.

Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. отмечают, что «рассказывание какого-либо произведения отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, то есть не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев» . Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

– специальные занятия;

– свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания малыша. Воспитатель должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. «Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях» .

З.А. Гриценко в авторской технологии по воспитанию грамотного читателя говорит о том, что взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. Самое главное –помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом педагога.

Библиографическая ссылка

Кузьмина В., Левшина Н.И. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *