Престолы в церкви

Престолы в церкви

Выражение «Святой Престол» (лат. Sancta Sedes, ит. Santa Sede, англ.

Holy See) относится к высшей церковной власти, а именно – к Папе как Епископу Рима и Главе коллегии Епископов. Оно обозначает, таким образом, центральный орган управления Католической Церковью. Будучи таким органом, Святой Престол является институтом, который, в соответствии с международными законами и обычаями, обладает статусом юридического лица, позволяющим ему заключать договоры, а также посылать и принимать дипломатических представителей, в качестве юридического эквивалента государства.

Государство Град Ватикан возникло в результате Латеранских соглашений, которые были заключены между Святым Престолом и Королевством Италии 11 февраля 1929 года и были ратифицированы 7 июня 1929 года. По этим соглашениям Италия признала и признает поныне полноправность и суверенитет Ватикана. Это чрезвычайно малое территориальное образование, имеющее целью обеспечить возможность для Папы свободно осуществлять его Служение управления Вселенской Церковью.

Как Государство Град Ватикан, так и Святой Престол, будучи оба повсеместно признанными суверенными субъектами международного общественного права, являются неразрывно связанными в лице Верховного Понтифика, как Главы Государства, обладающего полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти. В период «Sede Vacante» (когда Апостольский Престол не занят) эта власть принадлежит Коллегии Кардиналов. Верховный Понтифик управляет Государством посредством Понтификальной комиссии по делам Государства Града Ватикан (осуществляет законодательную власть; состоит из Кардиналов, назначаемых Папой на пятилетний срок) и Губернаторством Государства Града Ватикан (осуществляет исполнительную власть). Законодательные нормы публикуются в специальном приложение к Acta Apostolicae Sedis.
Судебная власть осуществляется от имени Верховного Понтифика специально учрежденными органами, в соответствии с юридической структурой Государства: Магистратом, Судом высшей инстанции, Апелляционным Судом и Кассационным Судом.

Верховный Понтифик, посредством Государственного Секретариата, представляет Государство Град Ватикан в отношениях с иностранными государствами через заключение договоров и дипломатические связи (ст. 2 Основного Закона Государства Града Ватикана). Государственный Секретариат, будучи департаментом Римской Курии, полномочен также действовать совместно с Понтификальной комиссией по делам Государства Града Ватикан в том, что касается наиболее серьезных вопросов (ст. 6 Основного Закона).

С 1870 по 1929 год, когда Государство Град Ватикан не существовало, Святой Престол поддерживал дипломатические отношения со многими государствами. Дипломатические представители при Святом Престоле, характеризующиеся некоторой стабильностью, существуют уже с конца XV века. В XVI веке начинают создаваться постоянные представительства. Также и в наше время именно при Святом Престоле (а не при Ватикане) аккредитуются дипломатические миссии иностранных государств, а папские представители в других государствах и международных организациях представляют не Ватикан, а Святой Престол. Святой Престол (не Ватикан) является постоянным наблюдателем при ООН и в июле 2004 получил право голосования. Поэтому неправильно говорить, что во время официальных международных визитов руководители иностранных государств принимают Папу как главу Ватикана. Римский Понтифик всегда выступает главой Святого Престола как субъекта международного права, эквивалентного государству, будучи в то же время и главой Государства Града Ватикан, суверенитет которого как вспомогательной территории Святого Престола проистекает из суверенитета Святого Престола. Именно поэтому Ватикан никогда не выступает самостоятельно, вне связи со Святым Престолом.

Святой Престол, помимо активного права дипломатического представительства (Апостольские Нунции являются понтификальными Представителями, исполняющими одновременно функции представительства Римского Понтифика перед государствами и перед местной церковной иерархией), осуществляет также и пассивное право, то есть принимает представителей, посылаемых государствами с чрезвычайной и временной миссией, либо с ординарной и постоянной миссией.

И Государство Град Ватикан, и Святой Престол — как суверенный орган Католической Церкви – пользуются всё возрастающим признанием их отчетливо международного характера. Они являются членами международных организаций и участвуют в международных конференциях, следуя соответствующим соглашениям.

Официальный сайт Святого Престола в Интернете —

>Слово престол

Слово престол английскими буквами(транслитом) — prestol

Слово престол состоит из 7 букв: е л о п р с т

Значения слова престол. Что такое престол?

Престол

Престо́л в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. В греческих Церквах именуется Αγία Τράπεζα — «Святая Трапеза».

ru.wikipedia.org

Престол Святой Престол Настольная книга священнослужителя. Фотоальбом ПРЕСТОЛ. Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).

Православная энциклопедия «Азбука веры»

ПРЕСТОЛ — символ божественной или светской власти. С одной стороны, престолом именуется священное место, трон, где восседает божество, например, престол Господень, с другой — трон монарха или духовного владыки.

Символы, знаки, эмблемы.

— 2005

Престол, трон (II Пар. IX, 17-19, Быт. ХLI, 40, Пс. ХLIХ, 7, Откр. IV, 4 и др.) — возвышенное место, или высокое седалище, на которое восходят и на котором восседают цари и правители при торжественных аудиенциях.

Библейская энциклопедия. — 2005

Престол Кроме обозначения цар. трона (3Цар 10:18-20 и др.), Библия нередко употребляет это слово в метафорич. значении, говоря о П. Божьем, с к-рого Господь правит миром и судит…

Библейская энциклопедия Брокгауза

Престол -то же, что трон, символ славы и могущества, место пребывания правящего царя (Вт 17.18; Лк 1.32). В некоторых местах-это также и само парадное сиденье царя (3Ц 2.19). Небо-Престол Божий (Мф 5.34).

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Престолы

ПРЕСТОЛЫ ПРЕСТОЛЫ (греч. θρόνοι), в христианских представлениях один из девяти чинов ангельских. Упоминается в Новом завете (Кол. 1, 16). По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 — нач. 6 вв.) — третий чин…

Энциклопедия мифологии

Престолы. В христ. представл. один из девяти чинов ангельских. Упомин. в Новом завете. По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 — нач. 6 вв.) — третий чин, составляющий вместе с серафимами и херувимами первую триаду.

drevniy_mir.academic.ru

Престолы название одного из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Св. Писании. Отцами церкви им присваивается обычно место третьего чина первой степени (херувимы, серафимы, престолы).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Горний престол

Горний престол – трон Горнего места, ассоциируется также с самим Горним местом. В соответствии с Апокалипсом Иоанна Богослова престолы – это троны, на которых восседают Господь Вседержитель (в центре) и 24 старца подле Него.

ru.wikipedia.org

Святой Престол

Святой Престол, или Папский Престол (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede) — официальное собирательное название папы римского и Римской курии.

ru.wikipedia.org

Война, (за престол)

Война, (за престол)1) за австрийское престолонаследие, 1741-48, вызвана была притязаниями баварского курфюрста Карла-Альберта, не признавшего прагматической санкции, которою дочь импер.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Русский язык

Престо́л/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Престо́л, -а.

Орфографический словарь. — 2004

«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА»

«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» — закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем в бытность наследником престола от собственного лица и от лица его супруги вел. кнг.

Православная энциклопедия

Примеры употребления слова престол

Ему вряд ли удастся взойти на престол, но у меня лично он вызывает огромное уважение!

Король Нидерландов взошел на престол под гимн в стиле рэп.

Вначале был освящен престол, располагающийся в алтаре.

Его короновали на киевский престол в Греции.

Глава FIA Рене Брульхарт отметил, что Святой престол начал борьбу с отмыванием средств согласно требованиям мирового сообщества.

Ситуация изменилось с восшествием на престол Святого Петра Иоанна Павла II.

Это назначение стало одним из последних распоряжений папы Бенедикта XVI, прежде чем тот добровольно покинул Святой престол.

Храм и его устройство

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Алтарь

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом

называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом

называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие

, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест

, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей

называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей

называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

Дикирием

называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.

Трикирием

называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами

или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение

, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею.

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Внутренний вид православного храма в г. Наяке

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви, т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *