Преисподняя

Преисподняя

Шеол (евр. Seol, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»; по-гречески передаётся термином oAidns и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»), в иудаистической мифологии царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир, противополагаемый небу (Пс. 138, 8; Амос 9, 2; Иов 11, 8). Шеол представляется одушевлённым существом, страшным чудовищем, во многом аналогичным Тиамат в аккадской мифологии. Шеол проглатывает мёртвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Шеол вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи (Ис. 5, 14; 14, 9; Авв. 2, 5; Пс. 140, 7; Притч. 27, 20; Иов 24, 19). Различные наименования Шеол — «страна безмолвия», «земля забвения», «долина смертной тени», «погибель» (ср. Аваддон), «низший мир», «источник истребления», «врата смерти» (Пс. 22, 4; Пс. 106, 18 и др.).
Ранние библейские тексты рассматривают Шеол как место обитания всех умерших (Быт. 37, 35 и 44, 31). Лишь наиболее страшные грешники, такие, как Корей, дерзнувший восстать против самого Моисея, проваливаются сквозь землю и нисходят в Шеол живыми (Чис. 16, 30-33; ср. Пс. 54, 16; Притч. 1, 12). Позже, однако, распространяются представления о Шеол как месте заключения и наказания грешных душ, которые при жизни «уподобились животным» (Пс. 48, 15). Заключённые в Шеол души нечестивых испытывают мучения: они «окованы скорбью и железом», пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом «неустройстве» (Пс. 17, 6; 106, 10; Иов 10, 21-22). Согласно пророческим книгам, преступных царей — тиранов в Шеол заживо поедают черви (Ис. 14, 5-20; Иезек. 32, 21-27). Богопротивниками тёмные силы Шеол овладевают ещё при жизни, на них набрасывается «первенец смерти» и низводит их к демоническому «царю ужасов» (Иов 18, 13-14). Человеконенавистники предаются в Шеол огню ярости бога (Втор. 32, 22; Ис. 66, 24), обычных же грешников бог «низводит в Шеол и возводит» (1 Царств 2, 6), наказанием очистив их от грехов. Кроме умерших грешников, в Шеол обитают рефаимы, злые духи «шедим», а также «ангелы-мучители». В ветхозаветных апокрифах Шеол часто отождествляется с геенной, он предстаёт «огненной бездной», где текут пламенеющие реки для «исцеления духа» грешников («Книга Еноха» 10, 13 и 61, 8; 3-я книга Ездры 7). В «Уставе» кумранской общины упоминается «позор гибели в огне мрачных областей», который противоположен «жизни в вечном свете».
Согласно талмудическим сказаниям, Шеол находится не под землёй, а как бы в ином пространстве, за «горами тьмы», так что из Шеол виден рай, и наоборот («Эрубин» 32). Шеол уподоблен «огненному мечу», охраняющему путь к древу жизни (ср. Быт. 3, 24), дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло.

В Шеол ведут трое врат: одни близ Иерусалима, вторые — в пустыне, а третьи — на дне морском; в то же время у Шеол 40 тысяч входов и он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше земного шара («Таанит» 10а). Путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к вратам Шеола, слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников («Шевет-Мусар» 26). Шеол состоит из семи отделений (прообраз «кругов ада» в христианских воззрениях), и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем. Глубина каждого отделения — 300 лет ходьбы («Сота» 10).
Шеол — это своеобразное чистилище, и мучения в нём способствуют лишь избавлению от злобы и нечистоты. Только закоренелые грешники мучаются в Шеол больше года, причём половину этого очистительного срока душа проводит в огне, а половину — во льду («Берахот» 28; «Ялкут Деварим» 8, 92). Виды наказаний в Шеол символизируют караемые ими грехи. Огненная река исходит из-под Престола славы и, обойдя вселенную, нисходит на грешников в Шеоле (Комментарий Авен-Эзры к Дан. 7, 9-10). Наиболее преступные души, отправляемые в «ссылку» к двум ледяным горам, тайно приносят оттуда снег и рассыпают его вокруг, уменьшая силу пламени, и умудряются тем самым грешить даже в Шеоле На субботу и другие праздники души освобождаются от мук Шеола, в будущем же (эсхатологические времена) великие ангелыМихаил и Гавриил, посланные богом, отворят врата Шеола и «выведут за руку» всех провалившихся туда (Масехат-Гихеном к Ис. 26, 19).

Лит.: Frey J., Tod, Seelenglaube und Seelenkult im alten Israel, Lpz., 1898; Генкель Г., Представления о загробной жизни у древних евреев, «Будущность», 1900, w. 17-19.

Д. В. Щедровицкий

Кэцудзэй» («Налог кровью») — бунты против призыва в армию.] Ну, кое-что знаю, но… Эти трое воспользовались моментом и обобрали жителей деревни Коити, пообещав, что их сыновей не заберут в армию. Собрали деньги, а потом бесследно исчезли. Мне неизвестны все подробности, но я слыхал, что негодяев было четверо, а не трое. Да. Один из четырёх, Сёкэй Токуити, мёртв. Убит. Я вас умоляю, господин. Пожалуйста, найдите этих троих. Я слышал, но ведь я не знаю, как они выглядят. Располагая только их именами, я ничем не могу быть полезен. Это не так! Господин, я уверена, что у вас есть возможность помочь! Можно найти людей, которые их знают. Люди вашего братства есть повсюду. Используйте свои многочисленные связи, и я знаю, вам это удастся! Я не скажу, что это невозможно. Но в чём ваша цель? Зачем вам всё это нужно? Мне кажется, что в 6-й год Мэйдзи вас ещё не было на свете. Говорят, что карма может запятнать даже ещё не рождённых детей. Все юноши нашей страны по достижении семнадцати летдолжны зарегистрироваться в призывном участке.Это необходимо для защиты нации.До 10 ноября все главы семейств, в которых есть сыновья,достигшие возраста 16 лет, обязаны зарегистрироваться.По достижении 20 летвсех мужчин будут забирать в армию. Вернёмся более чем на 20 лет назад. В марте 6-го года Мэйдзи (1873) состоялся первый призыв по приказу Кабинета министров. Новое правительство хотело укрепить военную мощь страны, полагая, что модернизация военной силы Японии необходима, чтобы противостоять иностраным сверхдержавам.

Однако крестьяне не прониклись необходимостью этих мер, и вскоре их недовольство вылилось в беспорядки. Казалось, смутам не будет конца. Грабежи, поджоги, разрушения… Ходило много странных слухов.

В частности, о людях в белом. Говорили, что их подсылает новое правительство. Они убивают новобранцев, чтобы продать их кровь иностранным державам. Так начинается первая глава нашей трагедии. Июнь 6-го года Мэйдзи. Деревня Коити уезда Аими префектуры Симанэ. Сиро! Сиро! Все сюда! — Сиро! — Мама! Пустите меня! Пустите! Мама! Смотрите! Он одет во всё белое! Он служит новому правительству! Убьём его! Прекратите глупости! Я ваш новый школьный учитель! Замолчи! Смерть тебе! Цукамото ГисироБандзо ТакэмураСёкэй Токуити Любимый! Китахама Оконо Это же немыслимо… Как такое возможно?.. Любимый! Любимый! Любимый! Любимый… Время пришло?Думаю, да.Тогда тебе надлежит идти.Ничто не помешает тебе пройти свой путь до конца.Преподобный, я должна отблагодарить вас за годы обучения.Я печалюсь, потому что не знаю, как и чем вам отплатить.Не говори глупостей.Ты должна выполнить своё предназначение.Забудь о радости, забудь о печали, забудь о любви, забудь о ненависти!Тебе надлежит забыть обо всём, кроме мести.Поэтому печаль не для тебя.Дитя преисподней не будет о таком говорить.»Дитя преисподней»…Кто знает, сколько раз вы называли меня так, когда бранили. САЁ КАСИМА ТОРА КОБАЯСИ Ты дитя преисподней.Ты не от мира сего.Ты демон, живущий законами ада.Зверь, злой дух в человеческом обличье…Ты настолько зла, что самому Будде не спасти твою душу. Саё! Надо потерпеть! Терпи! Отора! Что ты ничего не делаешь? Я помогала многим роженицам в здешней тюрьме, но ещё никогда не принимала таких сложных родов! Если что-то пойдёт не так, Саё может умереть! Мне всё равно! Пусть я умру! Только… спасите… хотя бы ребёнка! Прошу вас! Отора! Плохо дело. Ребёнок переношенный, и он повёрнут неправильно. Всё равно! Спасите хотя бы моего ребёнка! Ты даже не знаешь, от кого у тебя этот ребёнок! Если он родится мёртвым, Отора, я тебя убью! Но скажи, зачем эти четверо совершили такое гнусное преступление? Ради денег.

——————————

— текст Конец игры
— текст Что мы знаем!?: Вниз по Кроличьей Норе
— текст Три цвета: Белый
— текст Властелин колец: Две Сорванные Башни (Гоблин)
— текст Вдовья гора

Шеол

(Sheol). Промежуточное состояние, в к-рое попадают души умерших, в зависимости от того, какую жизнь они вели на земле. Существительное se 61 («ад», «преисподняя») встречается 65 раз в ВЗ; большинство словарей этимологически возводят его к слову sa al («спрашивать»), превращая, т.о., Шеол в место просьб о том, чтобы прислали больше мертвых с земли живых, вопрошаний о своей будущей судьбе, о милости. Некрые лингвисты предпочитают выводить значение $е 61 из sa «/(«пустая ладонь»), полагая, что «шеол» означает «полость», «пустое место». Однако убедительного объяснения этимология не дает.

Слово «шеол» встречается чаще всего в писаниях (35 раз), а также семь раз в Торе и 19 раз в пророках. К-ром е того, Шеол упоминается 16 раз в псалмах и 17 раз в книгах премудрости. Поскольку в подавляющем числе случаев слово обнаруживается в поэтических текстах, к оценке его теологического содержания следует подходить с осторожностью.

В каждом конкретном случае оно зависит от контекста. В ВЗ Шеол может принимать шесть разных значений.

(1) При уточняющих характеристиках Шеол это место, откуда никто не может спастись (Пс 88:49). Оказавшись там, человек не может вернуться в царство живых (Иов 7:9; 17:1316). В Шеоле не трудятся, не размышляют, там нет знаний и мудрости (Еккл 9:10); никто не молится там Богу (Пс 6:6; 87:1012; Ис 38:18). В других отрывках само слово «шеол» не упоминается, но содержатся его описания как места тьмы (Иов 10:2122) и молчания (Пс 93:17; 113:25).

(2)Место, куда все люди попадают послесмерти. Фраза «спечалиюсойду… в преисподнюю» встречается четыре раза в Быт (37:35; 42:38; 44:29,31).

(3) Место, куда после смерти попадают грешники (Иов 21:13; 24:19; Пс 9:18; 30:18; 48:15). Давид молится о том, чтобы его враги попали в преисподнюю живыми (Пс 54:16). В Притч говорится, что «стопы » и дом блудницы ведут в преисподнюю(5:5; 7:27).

(4) Место, где спасаются праведники (Пс 48:15; 85:13; Притч 15:24). Более того, праведники недолго будут удерживаться в Шеоле, поскольку Бог освободит их оттуда (Ос 13:14; ср. 1 Кор 15:55). Он не оставит праведных в Шеоле (Пс 15:10).

(5) Место, находящееся под абсолютным владычеством Бога. Шеол открыт перед Богом (Притч 15:11; Иов 26:6), поскольку Он сам там пребывает (Пс 138:8). Никто не может скрыться от Бога в Шеоле (Ам 9:2), поскольку сам Бог приводит туда людей (1 Цар 2:6). Иов просит о возможности укрыться в Шеоле от гнева Божьего (Иов 14:13), хотя Моисей учит, что огонь гнева Божьего горит и в Шеоле (Втор 32:22).

(6) «Шеол» служит метафорой алчности (Авв 2:5; Притч 27:20; 30:16), убийства (Притч 1:12), ревности (Песн 8:6), жизненных трудностей (Пс 89:4), нахождения при смерти (2 Цар 22:6; Пс 17:5; 29:4; 114:3; Иона2:2), страшного греха (Ис 28:15,18; 57:9). В двух случаях пророки упоминают Шеол в связи с мифологическими воззрениями вавилонян (Ис 14:9,11,15) и египтян (Иез 32:21,27).

Из вышесказанного ясно следует, что слово «шеол» имеет в ВЗ разные значения. Вопреки мнению некрых исследователей, в.з. пророки и праведники обладали надеждой на загробную жизнь. Они полагали, что после смерти все попадают в Шеол. Праведники оттуда освобождаются; грешники остаются там навсегда. Поскольку в соответствующих библейских отрывках явно различаются конечные судьбы праведников и грешников, можно считать, что ВЗ не подтверждает ни общего учения о загробном мире, куда попадают души всех умерших, ни учения о том, что грешники погружаются в » сон души «.

Слово «шеол», переведенное на греч. как hades («ад», «преисподняя»), встречается в Септ. 61 раз и в НЗ 10 раз. В евангелиях «преисподняя» это место наказания (Мф 11:23; Лк 10:15); преисподняя (ад) не может одолеть Церковь (Мф 16:18). В Деян 2:2731 ап. Петр цитирует Пс 15:811, доказывая, что в ВЗ предсказано воскресение Иисуса из ада; из контекста ясно, что под «адом» он понимает гробницу, место физического распада тела. В посланиях » ад » не упоминается, однако в Откр это слово встречается три раза, вместе со словом thanatos («смерть»): автор различает смерть (» могилу «) и ад, место наказания грешников.Т.о., н.з. концепция «ада», крый ассоциируется преимущественно с наказанием грешников, заметно сужается в сравнении с в.з.

Этот сдвиг очевиден даже в иудейских апокалиптических писаниях межзаветного периода: людям дается различная моральная оценка в преддверии Шеола (2 Варух 54:15). Более того, согласно многим апокалиптическим писаниям, окончательная посмертная судьба человека определяется во время его земной жизни (1 Енох; 2 Енох 62:2; 53:1). Другими словами, Шеол место, гдечеловек обретает награду или наказание, как будет решено на Последнем суде (2 Езд 7:75 и дал.). В некрых писаниях даже говорится, что Шеол последнее и окончательное место пребывания грешников (Юбил 7:29; 22:22; 24:31).

ШЕОЛ

(еврейск. Šeõl, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»; по-гречески передаётся термином ó»Αιδης и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»)

в иудаистической мифологии царство мертвых, загробный, «нижний», или «низший», мир, противополагаемый небу (Пс. 138, 8; Амос 9, 2; Иов 11, 8). Ш. представляется одушевленным существом, страшным чудовищем, во многом аналогичным Тиамат в аккадской мифологии. Ш. проглатывает мертвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Ш. вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи (Ис. 5, 14; 14, 9; ABB. 2, 5; Пс. 140, 7; Притч. 27, 20; Иов 24, 19). Различные наименования Ш. — «страна безмолвия», «земля забвения», «долина смертной тени», «погибель» (ср. АВАДДОН), «низший мир», «источник истребления», «врата смерти» (Пс. 22, 4; Пс. 106, 18 и др.).Ранние библейские тексты рассматривают Ш. как место обитания всех умерших (Выт. 37, 35 и 44, 31). Лишь наиболее страшные грешники, такие, как Корей, дерзнувший восстать против самого Моисея, проваливаются сквозь землю и нисходят в Ш. живыми (Чис. 16, 30-33; ср.

Пс. 54, 16; Притч. 1, 12). Позже, однако, распространяются представления о Ш. как месте заключения и наказания грешных душ, которые при жизни «уподобились животным» (Пс. 48, 15). Заключенные в Ш. души нечестивых испытывают мучения: они «окованы скорбью и железом», пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом «неустройстве» (Пс. 17, 6; 106, 10; Иов 10, 21-22). Согласно пророческим книгам, преступных царей — тиранов в Ш. заживо поедают черви (Ис. 14, 5-20; Иезек. 32, 21-27). Богопротивниками темные силы Ш. овладевают еще при жизни, на них набрасывается «первенец смерти» и низводит их к демоническому «царю ужасов» (Иов 18, 13-14). Человеконенавистники предаются в Ш. огню ярости бога (Втор. 32, 22; Ис. 66, 24), обычных же грешников бог «низводит в Ш. и возводит» (1 Царств 2, 6), наказанием очистив их от грехов. Кроме умерших грешников, в Ш. обитают рефаимы, злые духи «шедим», а также «ангелы-мучители». В ветхозаветных апокрифах Ш. часто отождествляется с геенной, он предстает «огненной бездной», где текут пламенеющие реки для «исцеления духа» грешников («Книга Еноха» 10, 13 и 61, 8; 3-я книга Ездры 7). В «Уставе» кумранской общины упоминается «позор гибели в огне мрачных областей», который противоположен «жизни в вечном свете».Согласно талмудическим сказаниям, Ш. находится не под землей, а как бы в ином пространстве, за «горами тьмы», так что из Ш. виден рай, и наоборот («Эрубин» 32). Ш. уподоблен «огненному мечу», охраняющему путь к древу жизни (ср. Быт. 3, 24), дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло. В Ш. ведут трое врат: одни близ Иерусалима, вторые — в пустыне, а третьи — на дне морском; в то же время у Ш. 40 тысяч входов и он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше земного шара («Таанит» 10а). Путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к вратам Ш„ слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников («Шевет-Мусар» 26). Ш. состоит из семи отделений (прообраз «кругов ада» в христианских воззрениях), и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем. Глубина каждого отделения — 300 лет ходьбы («Сота» 10).Ш. — это своеобразное чистилище, и мучения в нем способствуют лишь избавлению от злобы и нечистоты. Только закоренелые грешники мучаются в Ш. больше года, причем половину этого очистительного срока душа проводит в огне, а половину — во льду («Берахот» 28; «Ялкут Деварим» 8, 92). Виды наказаний в Ш. символизируют караемые ими грехи. Огненная река исходит из-под Престола славы и, обойдя вселенную, нисходит на грешников в Ш. (Комментарий Авен-Эзры к Дан. 7, 9-10). Наиболее преступные души, отправляемые в «ссылку» к двум ледяным горам, тайно приносят оттуда снег и рассыпают его вокруг, уменьшая силу пламени, и умудряются тем самым грешить даже в Ш. На субботу и другие праздники души освобождаются от мук Ш., в будущем же (эсхатологические времена) великие ангелы Михаил и Гавриил, посланные богом, отворят врата Ш. и «выведут за руку» всех провалившихся туда (Масехат-Гихеном к Ис. 26, 19).Лит.: Frey J., Tod, Seelenglaube und Seelenkult im alten Israel, Lpz., 1898; Генкель Г., Представления о загробной жизни у древних евреев, «Будущность», 1900, w. 17-19. Д. В. Щедровицкий.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me

Ад; преисподняя

Ад; преисподняя

I. В Синодальном переводе ВЗ словами «ад» и «преисподняя» переведено еврейское слово шеол (3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 – «царство мертвых»; Иов 24:19 – «смерть»), а в НЗ ими же переданы греческие слова гадес и геенна. Два последних и некоторые другие слова (например, → Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (смотрите Откр 20:13 и следующие).

II: 1) Слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, ад и преисподняя – понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; Откр 6:8; Откр 20:13 и следующие). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Чис 16:30,33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1Цар 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1Пет 3:19; 1Пет 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; Быт 42:38; 3Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует. В шеоле нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; Пс 113:25; Ис 38:18). Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и следующие). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Чис 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; Пс 48:14 и следующие), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1Цар 2:6; Пс 15:10; Пс 48:16; сравните с Пс 72:24; Дан 12:13 → Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8). Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;
2) Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27,31), распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами Ада и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1Пет 3:19; 1Пет 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Врата Ада не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1Кор 15:55,57). В конце времен после всеобщего воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13).

Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15; Откр 21:8).

III. Об огненном Аде (греческое слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и следующие; 10:28; 23:15-33; Ад может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12; Мф 22:13; Мф 25:30). Ад – это «печь огненная», где будет «плач и скрежет зубов» (Мф 13:42,50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12; Мф 18:8), где «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:47 и следующие; сравните Ис 66:24), это «мука вечная» (Мф 25:46). Огонь Ада предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам (стих 41; сравните с Откр 19:20; Откр 20:10,15). Но в Библии нет указаний на ад как на царство, где властвует сатана (сравните Еф 2:2; Еф 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библейском контексте ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *