Праздник торжества православия

Праздник торжества православия

Праздник Торжества Православия установлен Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года и этим закончилась эпоха, сотрясавшая империю почти полтора века. Необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста.

Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Предварять Литургию в праздничные дни процессией было в ту эпоху обычной практикой Константинопольской Церкви, но здесь эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании.

С той поры в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия – продолжительное перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественные поминовение усопших благочестивых поборников Православия – императоров и патриархов, и многолетствование всех здравствующих православных, во главе с царями и патриархами. Синодик Православия, в его современной редакции, и сейчас читается в храме за богослужением первой недели Великого поста в составе Молебного пения Торжества Православия, которое начинается с торжественного изнесения духовенством святых икон из алтаря и заканчивается их целованием.

Но память Торжества Православия – не единственная память первой недели Великого поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах.

Соединение вместе памяти Всех святых пророков и Торжества Православия не случайно – оно напоминает нам об истинности православной христианской веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества, и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения, – как и восклицает Святая Церковь в Молебном пении Торжества Православия: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!

Иконографическая справка

На иконе отображен сюжет восстановления почитания икон (после завершения в 843 г. периода иконоборчества; празднуется в первое воскресенье Великого поста). Из надписания иконы сохраняются только буквы (Православия) в верхней правой части. Разделенное на два регистра изображение содержит все характеристики иконографического типа, представленного во многих поствизантий произведениях. Живописная поверхность и золотой фон сильно повреждены при старом опыте реставрации. В центре верхнего регистра — большого размера икона Богородицы Одигитрии, установленная на постаменте, покрытом красной, вышитой золотом тканью со знамением креста. Икону поддерживают две юношеские фигуры с крыльями, выступающие из-за постамента и облаченные в длинные стихари (красный и темно-кирпичный соответственно). Белая ткань покрывает верхний край рамы и спадает мелкими складками по бокам. Изображенные слева фигуры императрицы Феодоры и василевса Михаила, облачененные в красные императорские одежды, с лором и коронами, и держащие ныне не различаемый крест, отождествляются по надписям. Справа изображаются патриарх Мефодий и святитель Феодор, имена которых опознаются по фрагментам надписей, читаемым при помощи инфракрасной фотосъемки. Имена двух следующих монахов не прочитываются. В нижнем регистре, в центре, два монаха держат икону Христа Пантократора; по всей вероятности, это Феофан Исповедник и Феодор Студит. Надписи имен в этом регистре смыты, и предлагаемое отождествление основывается на данных инфракрасной фотосъемки, а также на приводимых ниже известных вариантах композиции с сохранившимися надписями. Крайней слева изображена святая Феодосия, держащая небольшую икону Христа на красном фоне. Три монашеские фигуры, стоящие рядом с ней, не опознаны. Третий, в коротком хитоне и аналаве, предположительно отождествляется со святым Иоанникием. Рядом с Феодором Студитом, справа, представлен святитель с надписью АРС, предположительно Арсений. Рядом с ним стоят три монаха, и к ним приступает четвертый.

Стилистическая справка

Иконография восходит к сценам крестного хода богородичного образа (например — Влахерна Арты, Decani, московская вышивка), где икона изображается в окружении поклонников. Самым ранним образцом иконографии Торжества Православия является икона Британского музея, датируемая около 1400 г. и относимая к константинопольской мастерской. Сходство с ней настоящей работы, во всех деталях иконографии, поразительно; мелкие расхождения наблюдаются лишь в золотой вышивке ткани, покрывающей постамент, и в крестообразных отделках саккоса патриарха Мефодия и фелони святителя в нижнем регистре.

Сходство тем более удивительно, что распространяется и на размеры икон (доска иконы Британского музея: 39×31 см.). Иконографические совпадения указывают на тесную связь двух икон и, если не на прямое копирование, то на использование общего подлинника. Техника письма, однако, различна, и публикуемая икона представляет более простые решения в чертах ликов и в исполнении декоративных деталей одеяний. В то же время общий колорит тождественен и характеризуется доминирующими коричнево-серыми тонами в облачении монахов и светло-красным на императорских одеждах одеяниях ангелов и ткани у иконы Богоматери. На обеих иконах богородичный образ следует типу фронтально представленной Одигитрии с так же фронтально изображенным Младенцем, простирающим правую руку в благословении, — то есть варианту, утвердившемуся в обиходе Критской школы XV в. и известному по таким работам, как находящаяся в Риме «Одигитрия» Андреаса Павиаса. Данный элемент иконографии наряду с декоративными мотивами вьющихся стеблей в полосах по ткани, покрывающей постамент богородичного образа, и в архиерейском облачении на иконе Британского музея, встречаемыми в орнаменте ложа на иконах Успения Богоматери XV в., позволяет, на мой взгляд, атрибуцию этой иконы критской мастерской начала XV в. Расхождения между двумя иконами в стиле исполнения вызваны тем, что они вышли из различных мастерских, и, возможно, разделяющим их временем. Сюжет восстановления иконопочитания распространен в иконописи и стенописи XVI в. Из лучших экземпляров первой половины столетия упомянем икону Музея Бенаки (с фальсицированной подписью Эммануила Тзанфурнариса), где композиция более многолична, равно как и на иконе Эммануила Тзанфурнариса (1570/1575 — ок. 1631 гг.) в собрании Греческого института в Венеции. Та же тема встречается на двух иконах коллекции Тсакироглу, 2-ой половины XVI в., в различном, более простом исполнении. К этим примерам, более народного художественного языка, имеет смысл добавить мелкитскую икону XVIII в. художника Ханна. Сюжет получает распространение и на стенописях Святой Афонской горы, где Феофан, в Великой Лавре (1535 г.) и в монастыре Ставроникита (1545-1546 гг.), меняет местами два регистра, а позднее, в Дохиарском монастыре (1658 г.), изображение сводится к единой полосе. На основе приведенных выше данных очевидно, что единственным близко сходным с публикуемым памятником образцом является икона Британского музея. Столь значительное совпадение иконографии двух работ наводит на мысль о том, что оба мастера находились в едином регионе и, возможно имели в виду единый прототип. К сожалению, состояние сохранности публикуемой иконы не позволяет дальнейших наблюдений над техникой письма, ограничивая таким образом возможности датировки. По всем указанным выше соображениям атрибуция настоящей иконы критской мастерской традиционного направления, следующей образцам XV в., и датировка ее концом этого столетия или рубежом веков представляются вполне убедительными.

>Происхождение

Нет данных

Торжество Православия

Реставрация: Живописная поверхность несет повреждения в высветлениях и деталях облачений, вызванные старым опытом реставрации.

Размер: 36,4 х 31 х 1,9

Нет данных

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Патриарх Мефодий, царица Феодора, патриарх Мефодий, святитель Феодор, Феофан Исповедник, Феодор Студит, святая Феодосия, святой Иоанникий, святители, преподобные

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1500 г.

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Собрание Велимезиса

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжества Православия, созданный в память о том дне, когда Православная Церковь отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. В 2019 году Торжество Православия отмечается 17 марта.

В храме в честь святителя и чудотворца Николая в г. Бресте накануне было совершено Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода митрофорный протоиерей Пётр Романович. В воскресенье протоиерей Пётр в сослужении протодиакона Игоря Рудько совершил Божественную Литургию и молебное пение в Неделю торжества Православной веры. Богослужебные песнопения исполнили праздничный хор под руководством регента А. И. Масюка и детско-юношеский хор Воскресной школы при Свято-Николаевском приходе под руководством регента А. Н. Дейнека. По завершении богослужения протоиерей Пётр обратился к молящимся с пастырским назиданием и поздравил прихожан с праздником Торжества Православия.

Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества.

Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.

Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.

Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью, и провозгласила возвращение иконопочитания.

Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.

Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.

С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.

Торжество Православия празднуется в первое воскресение Великого поста, которое посвящено воспоминанию событий произошедших в VIII-IX вв. в Византийской империи и связанных с окончательным установлением догматов (учения) Православной веры. Для этого потребовалось созывать VII Вселенский собор ради осуждения ереси иконоборчества и установления православного иконопочитания.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Однако после императрицы Ирины гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. И только в середине IX в. почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе (842 г.), при императрице Феодоре. Были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

На этом Поместном Константинопольском Соборе (842 г.), в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

Впервые служба по особому чину Торжества Православия произошла в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Описание иконы

Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. Это икона об иконе, рассказывающая о завершении периода иконоборчества. Камнем преткновения в VIII — IX веках был вопрос об изобразимости Христа. Почему же здесь изображена огромная икона Богородицы и три маленьких — Спасителя? Любопытно и множество фигур, стоящих в два ряда, учитывая, что некоторые из этих людей не только не стали святыми, но, скорее, наоборот.

Полтора века длился страшный спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами. Споры перерастали в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Этот драматический период церковной истории завершился событием, которое мы называем Торжеством Православия и вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. О нем и рассказывает икона.

В центре иконографической композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Если в период иконоборчества, говоря об иконе, имели в виду в первую очередь икону Христа, то к XIV веке, когда складывается иконография Торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Богородицы.

Размещение иконы на Престоле напоминает о молебне перед этой иконой, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта (в том году это было первое воскресенье Поста) 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали Пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события, легшего в основу сюжета.

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином в тюрьму, он продолжал в письмах защищать иконопочитание.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита.

Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.

В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии».

Иконоборцы говорили, что иконы почитать нельзя потому, что икона — это дерево, краски, в ней нет души, значит, она — идол. Иконопочитатели на это отвечали: конечно, там нет души, потому что там ведь нет и тела; но есть образ. Почитание мы воздаем первообразу, а не дереву и краске. Через воплощение мы соединились с Богом. Именно воплощение было актом Божественной Любви, который совершенно изменил человеческое сознание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *