Праздник крещение господне

Праздник крещение господне

Крещение Иисуса Христа в Иордане

Евгений Рубель 2

Иудеи из Иерусалима прислали священников и левитов, к Иоанну Крестителю, спросить его:»Иоанн, не ты ли Христос»?
Иоанн отвечал им отрицательно, что он не Христос.

Тогда они спросили Его вновь:»Кто же ты, Илья или пророк?».
Он отвечал им сдержанно:»Я глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
«Что же ты тогда крестишь, если ты не Христос, не Илья, не пророк»?
Иоанн отвечал им на это с достоинством:»Я крещу вас водою, но стоит среди вас тот, которого вы не знаете. Он идущий за мною, стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я не достоин,наклонившись развязать ремень у обуви Его». Это происходило у реки Иордан, где крестил Иоанн.
На другой день, Иисус пришёл от Галилее на реку Иордан к Иоанну. Иоанн увидел идущего Иисуса и сказал Ему:»Вот агнец Божий, который берет на Себя грех мира. Это тот самый, о котором я говорил: За мною идёт муж, который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Миру».
Иисус подошёл и изъявил желания креститься от Иоанна. Иоанн, удерживая Его говоря: «Мне необходимо крестится от Тебя, и Ты ли приходишь, за этим ко мне»? Иисус возразил Иоанну:»Оставь это, ибо нам надлежит исполнить всякую правду».
Крестившийся Иисус Христос, тот час вышел из воды. И вот открылось небо, Дух Святой изошел на Него в телесном виде, в виде голубя, и был слышен голос с неба, Бога Отца Небесного:»Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Моё благословение».
Первоисточник: от Матфея, гл. 3, 13-17.
Читайте книгу Спаситель.

© Copyright: Евгений Рубель 2, 2019
Свидетельство о публикации №219012000257

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Евгений Рубель 2

Рецензии

Написать рецензию

Не был он никаким Иисусом Христом. Это был Иешуа помазанник.
Денис Фоменко 20.01.2019 16:59 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Евгений Рубель 2

Крещение Господне

ВВЕДЕНИЕ: ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИЯХ:

  • Евангелие от Матфея 3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
  • Евангелие от Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
  • Евангелие от Луки 3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
  • Евангелие от Иоанна 1:29-34 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

I. ЦЕЛЬ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ:
1. Проповедать о приближении Царства Небесного:
Матфея 3:1-2 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Вопрос: Каким же образом приблизилось Царство Небесное? Ответ: Царство Небесное приблизилось в лице Иисуса Христа – Бога и Царя всей вселенной.
Иоанн Креститель назван в Библии предтечей Господа. «Предтеча» – греческое слово «prodromos», которым называли скорохода, бежавшего впереди колесницы царя или знатного вельможи, чтобы возвещать о его приближении и освобождать (расчищать) ему путь.
Итак, миссия Иоанна Крестителя, во-первых, заключалась в возвещении приближения Господа и Его Царства.

2. Призвать людей к покаянию:
Миссия Иоанна Крестителя, как предтечи Господа, заключалась не только в том, чтобы объявить приход Христа в мир, но и в том, чтобы приготовить сердца людей к приходу Господа и его Царства.
Об Иоанне Крестителе и о его миссии свидетельствовало также пророчество Исаии: Лука 3:4-6 «…как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие». То же самое сказано в книге пророка Исаии 40:3-5.
Этот отрывок свидетельствует не только об Иоанне Крестителе и о его миссии приготовить людей к приходу Небесного Царства, но также о пути или способе приготовления сердца к приходу Господа. Спасение Божье может узреть только тот, кто признал себя грешным и, исповедал Богу свои грехи и отказ от своей прежней греховной жизни.
Именно поэтому Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с проповедью покаяния, предполагало осознание крещаемым своей греховности и исповедание своих грехов: Марка 1:4-5 «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои»; Матфея 3:6 «…и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои»; Луки 3:3 «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Лука 3:8а «Сотворите же достойные плоды покаяния».
3. Явить Христа Израилю:
Иоанн Креститель прекрасно знал и осознавал, что он – предтеча Мессии. Вот что Иоанн сказал о Христе: Матфея 3:11 «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Однако миссией Иоанна Крестителя было не только возвещение о приходе Христа в мир и призыв людей подготовить свои сердца к Его приходу. Третьей целью Иоаннова крещения было явить Христа Израилю. Вот как об этом свидетельствует сам Иоанн Креститель: Иоанна 1:31, 33-34 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю… Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
II. О ПРООБРАЗАХ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ:
Крещение в воде, крещение покаяния, осуществляемое Иоанном Крестителем – предтечею Христа, было, несомненно, взаимосвязано с ветхозаветными омовениями, символизировавшими частичное очищение (Исход 19:10 «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои»; Левит 8:6 «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою»; Левит 14:8 «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист») и в пророческих предсказаниях являвшимися символом очищения от грехов: Исаия 1:16 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло»; Иезекииль 36:25 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас»; Захария 13:1 «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты».
Наряду с этими ветхозаветными образцами сродни Иоаннову крещению также было крещение прозелитов, предположительно появившееся в I-м веке Р.Х. Это крещение, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось внешним признаком их обращения в иудаизм.
III. ЗАЧЕМ ИИСУСУ БЫЛО ПРИНИМАТЬ КРЕЩЕНИЕ?
Людям с тех пор, как они начали размышлять над евангельским повествованием, было трудно понять историю крещения Иисуса. В Иоанновом крещении был заложен призыв к покаянию; он предлагал людям путь к прощению грехов. Но, если Иисус – Бог во плоти (1 Тимофею 3:16), то Он не нуждался ни в покаянии, ни в прощении грехов. Крещение Иоанна было предназначено для грешников, осознавших свой грех, а не для безгрешного Бога, пришедшего в наш мир для спасения его от грехов… Зачем же Иисусу Христу нужно было принимать водное крещение – крещение покаяния?
Контекст Иоаннова крещения:
Иудеям было известно крещение, но лишь для прозелитов, переходивших в иудаизм из какой-нибудь другой веры. Казалось совершенно естественным, что запятнанный грехами и развращенный прозелит должен быть крещен в Иудейскую веру во очищение своих прежних языческих грехов. Но ни один иудей никогда и предположить не мог, что ему – представителю избранного Богом народа, сыну и потомку Авраама, которому было обеспечено Богом спасение, когда-нибудь нужно будет креститься, как прозелитам. Крещение было для грешников, но ни один иудей никогда не мог подумать о себе как о грешнике, которому закрыт доступ к Богу и спасению. И вот теперь, впервые за всю историю своего народа, иудеи столкнулись с проповедью Иоанна Крестителя о покаянии, обращённой к ним, и начали осознавать свою собственную греховность и потребность в прощении грехов – потребность в Боге. И это был момент, когда на исторической арене должен был появиться Иисус Христос.
Причины, по которым Иисус Христос принял Иоанново крещение
1. Иисус крестился в воде во свидетельство Иоанну Крестителю
Рассматривая цели Иоаннова Крещения, мы выяснили, что одной из его целей было явление Христа Израилю. Но прежде чем явить Христа Израилю, Иоанн Креститель должен был сам убедиться в том, что Иисус и есть Христос. Давайте внимательно рассмотрим следующий отрывок: Иоанна 1:31, 33-34 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю… Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
А. Кого не знал Иоанн Креститель?
Иоанн дважды в этом отрывке повторяет фразу: «Я не знал Его». Кого не знал Иоанн? Иисуса? Как же он не знал Иисуса, когда Иисус был его родственником? Напомним, что Мария (мать Иисуса) и Елисавета (мать Иоанна Крестителя) были родственницами. Вот слова Ангела, обращённые к Марии о Елисавете: Лука 1:36 «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц».
Итак, мы можем точно заключить из всего этого, что Иоанн был знаком с Иисусом. О ком же тогда Иоанн Креститель сказал «Я не знал Его»? Ответ очевиден. Иоанн говорил о Мессии – Христе. Он прекрасно знал Иисуса, но он не знал, кто есть Мессия… то есть он даже не подозревал, что Иисус может оказаться долгожданным Мессией.
Б. Как Иоанн Креститель должен был узнать Мессию?
Исходя из изучаемого нами отрывка, Иоанн Креститель получил простые и ясные указания от Господа Бога касательно Мессии, которого Иоанн должен был явить Израилю: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».
Сразу же после крещения Иисуса Иоанн Креститель получил знамение, о котором предупреждал его Господь Бог: он увидел Духа Святого, сходящего на Иисуса в форме голубя: Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

2. Иисус крестился у Иоанна во свидетельство Израилю
А. Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе:
По словам Иоанна Крестителя, он должен был явить Христа Израилю: Иоанна 1:31 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю…»

  • До крещения Иисуса: Разговаривая с фарисеями, Иоанн Креститель сказал им: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоанна 1:26-27). Увидев Иисуса, пришедшего к нему креститься, Иоанн засвидетельствовал о Нём, что Он есть Агнец Божий: Иоанна 1:29 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
  • Во время крещения Иисуса: Во время крещения Иисуса Иоанн Креститель получил дополнительное знамение от Бога, подтверждающее, что Иисус есть Христос, после чего он провозглашает народу, что Иисус есть Сын Божий: Иоанна 1: 34 «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
  • После крещения Иисуса: После крещения Иоанн Креститель свидетельствует не только окружающим, но даже своим собственным ученикам о том, что Иисус есть Агнец Божий – Мессия: Иоанна 1:35-36 «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».

Б. Глас с неба:
Голос с неба, услышанный Иоанном, Иисусом и многими в момент крещения Иисуса Христа имеет чрезвычайно важное значение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17, Марка 1:11, Лука 3:22).
Это предложение состоит из двух цитат:

  • «Сей есть Сын Мой» – цитата из Псалма 2:7 «…возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию, грядущего могущественного Царя.
  • «В котором Мое благоволение» – цитата из Исаии 42:1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Это описание страдающего за грехи мира Мессии, которое получает свое завершение в Исаия 53.

Таким образом, крещение Иисуса в Иордане было ни чем иным как актом явления Христа Израильскому народу и началом Его миссии на земле – миссии по спасению человечества от греха, смерти и Ада.

3. Иисус крестился в Иордане, чтобы «исполнить всякую правду»:
Когда Иисус пришёл креститься, Иоанн Духом узнал в Нём Мессию, о чём свидетельствует Евангелие от Матфея 3:14 «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Обратите внимание на реакцию и поведение Иисуса: Матфея 3:15 «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».

Как понять фразу «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»?

Во-первых, Иисус прекрасно знал о миссии Иоанна Крестителя явить Христа Израилю и о знамении, которое он должен был увидеть во время крещения Мессии. Если бы Иисус не принял крещения в Иордане, то Иоанн не увидел бы этого знамения и не смог бы до конца выполнить свою миссию.

Во-вторых, крещение Иисуса должно было стать началом Его миссии на земле. Как мы знаем, Иисус пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить (Матфея 5:17). По этой же причине, Иисус был обрезан в восьмой день; по этой же причине в 12 лет Он прошёл через обряд бармицвы. По этой же причине Он принял водное крещение: чтобы исполнить всякую правду.

В-третьих, своим крещением в Иордане Господь Иисус явил нам совершенный пример смирения и послушания Небесному Отцу: Филиппийцам 2:6-8 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Таким образом, Иисус добровольно смирился (спустился) до уровня грешника (подобно тому, как он добровольно сошёл на Землю и взял на Себя вину за наши грехи). Именно таким образом Ему надлежало «исполнить всякую правду». Через водное крещение Иисус отождествляется со Своим творением, за грехи которого Он вскоре принесёт себя в жертву на кресте.

В-четвёртых, Своими словами «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», Иисус напомнил Иоанну Крестителю, что крещение, которым он крестил, – было не от людей, а от Самого Бога, а воле Бога должны подчиняться все без исключения и споров о мнениях.

Смысл и значение Таинства Крещения

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво­божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Богослужение Таинства Крещения отображает процесс, в котором человек, наученный основным истинам веры Христовой, в покаянном де­лании осудивший свои грехи и заблуждения, поставляется пред Христом Спасителем, чтобы стать рожденным от «воды и Духа» (Ин. 3, 5) участником Царства Божия и сыном Святой Христовой Церкви.

Таинство Крещения символизирует духовное рождение человека. Ради смерти на Кресте Сына Божия за грехи людей крещаемому подает­ся в этом Таинстве особая благодать Божия, чтобы постоянно пребывать в нем как «семя жизни», скрытое и сокровенно действующее, «помогающее жить по-христиански и преуспевать в духовной жизни».

Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православ­ной Церкви, так как без него человек не может соединиться со Спасите­лем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таин­ствах и быть наследником жизни вечной.

В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходи­мость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Ду­ха, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

С Таинства Крещения начинается возрождение человеческой личности. Слова Священного Писания: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27) указывают, что в Крещении веру­ющий соединяется со Христом, становится членом Христовой Церкви и через Таинство Евхаристии соделывается причастником Божественного естества по духу и телу.

Это существенное изменение природы человека в Таинстве Креще­ния совершается не механически, а при нравственно свободном участии самого человека. Только при этом условии в Таинстве Крещения уничтожается в человеке грех, перестает быть частью его внутреннего со­держания, и он становится чистым и праведным, таким, каким некогда вышел из рук Творца, «новым творением». Это и есть «новое рождение» человека. «Если останешься при злом произволении, – учил св. Кирилл Иерусалимский, – то не ожидай принять благо­дать. Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, но Дух крестить не будет».

Значение таинства.

Крещение есть «новое рождение»; оно со­вершается для спасения людей: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и – воскресаем в Нем. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы ос­вятить ее, очистив банею водною посредством слова (то есть Крещением с произнесением установ­ленных слов, – Еф. 5, 25-26). «Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11).

«Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Кре­щение названо «банею возрождения» (Тит. 3, 5). Что касается стороны субъективной, относящейся к ду­шевному настроению самого крещаемого, то ее указывает Апостол Петр, называя Крещение «обе­щанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Через Крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

Литература: Нефедов стр. 41; Помазанский «Догматическое богословие» стр. 252.

Библейские основания Таинства Крещения.

Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам-апостолам. Во время одного такого явления Он сказал им: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:18-20). Есть еще и другое указание Господа в Его беседе с Никодимом, Он сказал ему: «Аминь, аминь, глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3:5). История древней Церкви свидетельствует о том что таинство Крещения уже совершали апостолы и далее все их преемники.

Митр. Макарий

Крещение Иоанна, самого Христа и учеников Его. Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки. Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении своем, когда, искупив нас своей бесценной кровью и стяжав ей право раздавать верующим дары Св. Духа (Ин. 7, 39; 2 Петр. 1, 3; 1 Кор. 1, 4), торжественно сказал ученикам своим: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 18-20); иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16; снес. Посл. вост. патр. о прав. вере чл. XV). Здесь является уже Крещение, как таинство для всех людей, а не для одних иудеев, как учрежденное навсегда до скончания века, а не на время, и как необходимое условие для вечного спасения, а не для приготовления только к благодатному царству Мессии. С этих пор св. апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лк. 24, 49), начали постоянно совершать таинство Крещения и очищать, возраждать в нем верующих благодатью Св. Духа: покайтеся, сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святого Духа (Деян. 2, 38). И действительно, тогда же крестилось и приложилось к Церкви Христовой около трех тысяч (-41). Вскоре св. Филипп крестил евнуха (Деян. 8,38), св. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими (10, 47. 48), св. Павел – Лидию (16, 15), стража темничного с его домашними (-33), Криспа со всем его домом и многих из Коринфян (18, 8), некоторых учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым (19, 1-5), и т. д. От св. апостолов прияла таинство Крещения св. Церковь, которая с того времени неизменно совершала и совершает это таинство для всякого, кто только желает соделаться ее чадом и в ней достигнуть вечного спасения.

Так смотрели на установление христианского таинства Крещения и на отношение к нему крещения Иоаннова древние учители и св. Отцы Церкви. Например:

Тертуллиан: «В деяниях апостольских находим, что крестившиеся Иоанновым крещением не прияли Духа Святого, даже не слышали о Нем (Деян. 19)… Это было крещение покаяния, как бы предначатие (quаsi саndidаtus) имевшего последовать отпущения и освящения во Христе. Ибо если Иоанн проповедывал крещение покаяния во оставление грехов: то разумелось будущее оставление, – так как покаяние предшествует, а оставление последует, и это-то значило приготовлять путь… Крестили уче­ники Иисусовы, как служители, подобно Иоанну Предтече, и тем же Иоанновым крещением, а не другим. Ибо другого нет, кроме установленного впоследствии Христом, которое не могло тогда быть преподаваемо учениками: потому что не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели (еffiсаtiа lаvасri) через страдание и воскресение… До страдания и воскресения Гос­пода для спасения была одна (nudа) вера. Но когда вера эта умно­жилась верою в рождение, страдание и воскресение Его, тогда дарованы – полнота таинству, запечатление Крещения, как бы одежда веры, которая прежде была обнаженною и не имела силы без своего закона. А теперь закон крещения (погружения) дан, форма предписана: шедше, сказал Господь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Определение, этому закону сделанное: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Ин. 3, 5), обязало веру к необходимости Крещения. С тех пор все верующие крещаются» (Dе bарtismо с. X. XI. XIII, in Pаtrоlоg. curs. соmрl. Т. I, р. 1211. 1212… 1215).

Св. Василий великий: «Иоанн проповедывал крещение покаяния; и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует кре­щение сыноположения; и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу» (Бесед., побуд. к крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225-226).

Св. Григорий Богослов: «Крестил Моисей; но в воде; а прежде сего во облаце и в море (1 Кор. 10, 1); и сие имело преобразовательный смысл, как разумеет и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Мф. 3, 11); однакоже не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в сем совершенство» (Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же – III, 267).

Св. Иоанн Златоуст: «Почему, спросишь, Господь не крестил сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Но Духа Он еще не давал, – потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению… Если же кто спро­сит, что большего имело крещение учеников Христовых перед Иоанновым? Мы скажем: ничего. Ибо то и другое крещение было равно без благодати Духа, и причина крестить у обоих была одна – приводить ко Христу крещающихся». «Что было с Пасхою, тоже происходит и с крещением. Ибо как там Иисус Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а дру­гой дал начало: так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной. Как там в одной вечери, так здесь в одной реке – и тень начертал и истину представил. Ибо только сие крещение имеет благодать Святого Духа; крещение же Иоанново не имело сего дара. Посему то ничего подобного не случилось при крещении других людей; со­вершилось сие только с Тем, кто имел преподать сей дар, дабы ты кроме вышесказанного познал и то, что не чистота крещающегося, но сила Крестившегося произвела сие. Тогда и не­беса отверзлись, и Дух Святый снисшел» (Hа Мф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225).

Св. Кирилл александрийский: «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам и духов­ному богопочтению, заключая в себе сокровенную истину: так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу» (In Jоаnn. lib. II, с. 57).

Такое же учение излагают: св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий, блаж. Августин, блаж. Иероним, св. Иоанн Дамаскин и другие.

Праздник Крещения Господня — Богоявление. Публикации разных лет

Приближается 19 января, день, когда Православная Церковь отмечает один из 12 великих праздников –Крещение Господне или Богоявление. В древности этот праздник отмечали в один день с Рождеством. Эта традиция сохранилась в Армянской Церкви. Между двумя этими праздниками теперь – Святки, Святые дни. Само название этих дней должно подсказать нам, как следует провести это время.

К сожалению, большинство из нас предпочитает жить по указке «одноглазого оракула» -телевизора, который из года в год захлебывающимися от счастья телеведущими призывает в эти дни гадать, ворожить и всячески сквернить Христов праздник. Завороженные телезрители в канун Рождества Христова попадались понуро бродящими по опустевшим магазинам нашего поселка в поисках окосевшей от похмельного веселья «счастливой» крысы. Но увы! Все крысы уже поселились в домах наших всеядных обывателей, готовых раскрыть свои объятия каждому новому гаду. На Святках многие гадают и ворожат, а Крещенский сочельник, с его строгим постом, отметят с помощью водки и шашлыков. Это говорит о том, что к нам вернулось самое суеверное, самое низкопробное язычество. Каждый Новый год мы поглощаем «салат» «Оливье» из международных бредней, дикостей и суеверий, строго по рецепту теледядей и телетётей .

И все же, будем надеяться на то, что с каждым Новым, от Рождества Христова отмечаемым, годом, все больше людей будут обращать свой взор к истинным традициям нашего народа и думать своей головой.

Счастье тоже нужно строить своим трудом, оно не свалится на голову по крысиному велению.

Каждый год Церковь напоминает людям о Боге, сошедшем на грешную землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Особенно ясно об этом говорят праздники Рождества и Крещения. В чем смысл Крещения Господня? Конечно, не в ночных гуляниях и купаниях. Христос, достигнув совершеннолетия, готовясь выйти на проповедь, приходит на реку Иордан. В этой реке совершали омовение кающиеся грешники, руководствуемые Великим пророком Иоанном Крестителем. Воды Иордана принимали в себя всю скверну человеческих грехов. Водная стихия этой реки стала символом жизни человеческого рода, со всей нечистотой, злобой и несчастьем грешных людей. Христос повелевает Иоанну крестить Его, но пророк сперва в ужасе отказывается, сознавая Кто стоит перед ним, простым человеком. Христос убеждает Его и сходит в воду Иордана, свидетельствуя этим, что принимает на себя бремя человеческого предательства и богоотступничества. Когда Господь вышел из реки, Иоанн услышал голос с Неба, свидетельсвующий о Божественности Христа, и увидел Святого Духа, в виде голубя сходящего на Спасителя. Так Бог явил Себя человеку. Поэтому праздник называется Богоявлением.

Воды Иордана, приняв в себя безгрешного Сына Божия – освятились, очистились. Мы знаем о том, что вода – удивительная стихия. Церковь, живущая на грани Божественного и земного миров, имеет возможность переносить христиан сквозь толщу времени и делать их участниками празднуемых священных событий. Это происходит и на Крещение. По вере христиан, вода, принимающая участие в нашем богослужении, приобщается той чистоте и святости, которую даровал Иордану Господь Иисус Христос. Вода становится святой не потому, что наступила полночь под 19 января, а потому, что Церковь в эти дни перенеслась к священным водам Иордана и принесла Божественный благодатный дар в наш 21 век.

Вода освящается в храмах или на источниках дважды. В Сочельник после литургии, и в самый день праздника тоже после литургии, примерно в 12- 13 часов дня. Те священники, которые, идя на поводу у малосведущей публики, освящают воду ночью – нарушают устав Церкви и получили за это справедливое нарекание Святейшего Патриарха. Ночью за водой ходят там, где нет храма, дождавшись когда во всех церквах совершена молитва. Там же где совершается богослужение, христиане должны быть в церкви и участвовать в общей молитве, а не сидеть у водопроводного крана ожидая, что в полночь из него потечет благодать Божия. Принять благодатный дар необходимо с чистой душой и любовью к Дарителю –Христу, а не с пьянством и обжорством, сквернословием и непотребством. В противном случае человек не получает ничего и остается в прежнем грехе. Один из древних библейских пророков в таком случае говорил : «вымытая свинья идет валяться в грязи и пес возвращается на свою блевотину». Призыв: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное!» «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». «Явилась благодать, спасительная всем людям» — вот основа праздника Богоявления, христианского праздника.

С наступлением 19 января все СМИ в нашей стране сообщают о народных гуляниях по случаю праздника Крещения Господня. Народ, к ужасу иностранцев, радостно окунается в ледяную воду и тут же принимает «для сугреву». К полуночи все ждут священника, но часто оказывается, что священники почему-то так и не приходят. А тем из них, кто приходит, пришлось недавно выслушать строгий выговор от Святейшего Патриарха Алексия II за нарушение традиций Церкви.

В чем же дело? Оказалось, что народная «вера», мягко сказать, не совсем тождественна вере Православной. Для христиан главный смысл праздника Крещения Господня вовсе не в купании, и не в наступившей полуночи, и не в «сугреве». Второе название Крещения – Богоявление. Мы празднуем пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа и откровение Бога о Самом Себе, о том, что Он –троичен: Отец, Сын и Святой Дух.

В древности этот праздник совершался вместе с праздником Рождества в один день. Со временем Церковь для лучшего усвоения духовных смыслов празднуемых событий праздники разделила, между ними отмечаются Святые дни (Святки). Праздничные службы совершаются два дня. Первый из них называется Навечерием Богоявления (Крещенским сочельником, от слова «сочиво» –блюдо из вареной сладкой пшеницы). В этот день утром в храмах читаются отрывки из Ветхого и Нового Заветов, повествующие о пророчествах и о самом событии Крещения Христа на реке Иордан. В конце утренней службы первый раз освящается вода. Вечером совершается Всенощное бдение. Эта служба во многих монастырях и некоторых приходских храмах действительно совершается ночью, но воду не освящают.

Утром 19 января совершается главное богослужение праздника, в конце которого бывает (там, где это возможно) крестный ход к проруби или источнику, именуемыми в народе Иорданью. Совершается Великое освящение воды.

Почему же многие ходят за водой в полночь? Ну, во-первых, потому, что это интересно и романтично: ночь, звезды…. Во-вторых, это делалось там, где не было храма и священника. Люди знали, что к полуночи в большинстве действующих храмов уже совершена молитва на освящение водного естества, и что ночная молитва ценна пред Богом.

Вода становится освященной не потому, что полночь наступила. Христос, слыша молитву христиан, даровал своим верным благодать Святого Духа (Божественную энергию). Чудо Крещенской воды становится возможным по молитве христиан. Христианская Церковь причастна вечности, и она имеет возможность не просто вспомнить то или иное священное событие, но перенести нас сквозь толщу веков, делая участниками празднуемого события. Приглашаем и вас быть не просто потребителями Божьих даров, но сотрудниками Христа в деле преображения мира и человека. С праздником!

Праздник Крещения Господня…теперь уже в 2012 году от Рождества Христова. Как много лет пронеслось с того самого момента, когда на Иордане произошло это событие! Но, как это бывает и с другими событиями священной истории, Крещение Христа имеет непреходящее значение для каждого человека вне зависимости от национальности, расы и прочего что нас разделяет в обычной жизни.

Думаю, большинству с детства известна картина «Явление Христа народу» художника Александра Иванова. Она как раз о празднуемом событии. О Богоявлении.

Великий пророк Иоанн Креститель указывает на приближающегося Христа со словами: «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира». Люди реагируют на это известие по-разному. Как на картине, так и в жизни до сего дня. Одни с радостью и верой восприняли весть, другие скептически или равнодушно.

Так и сегодня. Для христиан Праздник Крещения – праздник Божией любви, святости, спасения от величайшего зла на земле – греха. Христос безгрешный сходит в воды Иордана. В воды реки омывавшей грешников, кающихся в своих злодеяниях после проповеди Иоанна Крестителя. Воды Иордана принимали в себя всю скверну человеческих грехов. Водная стихия этой реки стала символом жизни человеческого рода, со всей нечистотой, злобой и несчастьем грешных людей. Христос повелевает Иоанну крестить Его, но пророк сперва в ужасе отказывается, сознавая, Кто стоит перед ним, простым человеком. Христос убеждает Его и сходит в воду Иордана, свидетельствуя этим, что принимает на себя бремя человеческого предательства и богоотступничества. Когда Господь вышел из реки, Иоанн услышал голос с Неба, свидетельсвующий о Божественности Христа, и увидел Святого Духа, в виде голубя сходящего на Спасителя. Так Бог явил Себя человеку. Поэтому праздник называется Богоявлением.

Воды Иордана освятились, очистились. Стихия воды обрела первозданную чистоту, обрела дар Божественной благодати. И сегодня мы имеем возможность принять дар Святой Крещенской воды – символа нашего спасения, совершенного Христом Спасителем.

Как же печально наблюдать то, во что святой праздник превращается в наши дни для некоторых людей.

В их представлении он приобретает уродливые формы с возлияниями и шашлыком в Сочельник. Полуночные купания часто превращаются в разгульную совершенно языческую, пьяную «иванову ночь».

А днём, совершая освящение воды на источниках, наблюдаем как, не дожидаясь совершения молитвы, наши сограждане набирают еще не освященную воду целыми флягами… Куда вам столько? – хочется спросить. Прибавится ли святости от большего количества воды? Нет. Святость можно взрастить в себе приняв веру во Христа Спасителя, в Его Евангелие.

Вот и выходит, что рядом у источника стоят люди, отмечающие разные праздники в этот день. Одни – Крещение Христа – Богоявление, а другие зимнего «купалу».

Выбор за каждым остается всегда. И милосердный Христос всем дарует благодать. И тем, кто неразумно «празднует» тоже. «К сухому колодцу за водой не ходят» — гласит поговорка. Все мы тянемся к святыне в этот день. И дай Бог, чтобы с каждым годом разумно празднующих становилось всё больше. Чтобы в этот день мы обращали свои мысли ко Христу Спасителю.

Вода освящается в храмах или на источниках дважды. В Сочельник после литургии, и в самый день праздника тоже после литургии, примерно в 12- 13 часов дня. И мы приглашаем всех вас, братья и сестры, принять участие в христианском Празднике в эти святые дни.

2012 год Священник Георгий Добролюбов

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *