Православные святыни рима

Православные святыни рима

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 3 декабря 2016; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 3 декабря 2016; проверки требуют .

Православие в Италии — третья по величине религиозная конфессия, и вторая — христианская, современной республики Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедуют в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца XI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-XV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IX веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 — Таранто, в 1070 — Бриндизи, в 1071 — Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Примечательно что падение Сицилийского эмирата под ударами норманов в конце XI века привело к релатинизации острова, которая в свою очередь повлекла за собой постепенный упадок как мусульманской, так и православной (восточно-христианской) культуры на острове, хотя последняя сохраняла присутствие до XVI века.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в XV-XVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823).

Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря2007 годаприходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский».

До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики.

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он ещё возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Архиепископ Егорьевский Марк Пустующие храмы передают православным

— Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал ещё одним местом вашего служения?

— Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен ещё один храм — великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех ещё есть свои храмы. Всё-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся всё более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

— Это аренда?

— По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

— Что за люди — прихожане, почему их стало больше?

— В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью — с Украины и из Молдовы, в меньшей степени — из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелёгких и непопулярных работах. Их становится всё больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нём оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

— Что это значит?

— Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продаёт её земляку, и недёшево: от 200 до 600 евро, при этом ещё неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

— А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

— Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

— Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

— На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много.

Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Пётр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества — Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

Беседовал Валерий Коновалов

Метки: Архиепископ Егорьевский Марк, Италия, православие в Италии

>Святыни Италии и Греции

Даты поездок подбираются индивидуально в любое удобное для Вас время.

К Св. Николаю (обретение миро), Св. Спиридону Тримифунскому, Иоанну Русскому, Метеоры и др.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 6 мая (вс) 16.55 — Прилёт в аэропорт «Македония» в окрестностях Салоник.
Переезд в г. Волосе (154 км). Ужин и ночлег в Волосе.

Волос. Греция

ДЕНЬ ВТОРОЙ. 7 мая (пн) Завтрак.

Переезд в монастырь Като Ксеньяс. В этой женской обители хранится крупная часть св. Пояса Богородицы и Её древний чудотворный Образ.

Женский монастырь Като Ксеньяс

Переезд на пароме на о. Эвбея. Посещение мужского монастыря прп. Давида.
В храме хранится глава прп. Давида Эвбейского, основателя этого монастыря, а также части мощей множества святых. Справа от храма находится могила прп. Иакова Цаликиса, новопрославленного (ноябрь 2017 г) святого, почитаемого в Греции старца.

Переезд в городок Прокопион, поклонение нетленным мощам св. Иоанна Русского, в посвящённом ему храме.

Переезд в г. Афины. Ужин и ночлег в Неа Макри.

Неа Макри. Греция

Афины

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 8 мая (вт). Завтрак.

Посещения женского монастыря Вседержителя ( Преображения Господня ) Дау Пенделис.
Это один из самых известных монастырей современной Греции.

Монастырь Пантократор в Дау Пендели

В обители, основанной ещё в XI веке, хранятся в раках и под спудом, мощи 179-ти преподобных отцов, избиенных на Пасху 1680-го года. В последние годы от святых мощей совершается множество исцелений от неизлечимых недугов. Сёстры обители известны своим пением и гостеприимством.

Переезд в область Ахайя на севере полуострова Пелопоннес. Посещение монастыря
свв. Архангелов Михаила и Гавриила и прп. Леонтия Монемвасийского. В этой мужской обители хранятся мощи её основателя прп. Леонтия, происходившего из семьи последних императоров Византии, Палеологов. Благодаря высокому происхождению святого, в монастырь были переданы святыни, связанные со Страстями Спасителя; часть Честного Креста, губка, часть тернового венца, часть багряницы, камень от Гроба Господня.

Переезд в г. Патры. Посещение крупнейшего в Греции храма, апостола Андрея Первозванного.
Этот величественный храм хранит честную главу апостола и крест, на котором он был распят.

г. Патры. Храма, апостола Андрея Первозванного.

Посадка на паром до Бари. (18.00) Ужин не предусмотрен.
(на пароме можно поужинать самостоятельно)

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. 9 мая (ср). Завтрак не предусмотрен.
Примерно в 9.30 прибытие в Бари. Альбарабелло. 18.00 Посещение базилики Свт Николая.
В этот день (раз в году!) достают миро из гробницы свт. Николая. Ужин и ночлег в Бари.

Альбарабелло

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. 10 мая (чт). ​ Литургия в Базилике у мощей Святителя Николая Чудотворца.

Базилика у мощей Святителя Николая Чудотворца

Обед. Посещение русской церкви Святителя Николая.
Вечером отправление на Корфу (Греция). Ужин не предусмотрен.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 11 мая (пт).

Прибытие в г.

Игуменица в 5.30. Завтрак на пароме самостоятельно.

Переезд на пароме на о. Корфу.
Посещение храма свт. Спиридона Тримифунтского, где хранятся его нетленные мощи.

Корфу. Храм свт. Спиридона Тримифунтского

Посещение исторического храма св. Иоанна Предтечи, где хранятся многочисленные святыни и находится чудотворный образ св. мч. Фанурия.
Кафедральный храм Корфу с нетленными мощами Августы (Императрицы) Феодоры, восстановившей почитание икон и учредившей праздник Торжества Православия.
Посещение храма свв. Ясона и Сосипатра, апостолов от 70 ти.
По возможности посещение других значимых храмов острова. Свободное время.
Ужин и ночлег на Корфу.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 12 мая (сб). Литургия в храме свт. Спиридона. Завтрак.

Переезд на пароме на материк.

Переезд в г. Каламбака. Над Каламбакой нависли всемирно известные Метеоры,
скалы фантастического вида. Вершины этих скал украшают 6 древних монастырей, хранящих множество святынь и привлекающих многочисленных паломников, и туристов.

Ужин и ночлег в Каламбаке.

Метеоры

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 13 мая (вс). Литургия в одном из монастырей Метеор. Завтрак.

Посещение ещё двух монастырей.

Переезд в г. Салоники. Ужин и ночлег в Салониках.

Салоники

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. 14 мая (пн). Завтрак.
Посещение Храма св. великомученика Димитрия Солунского, где хранятся мощи не только
св. Димитрия но и прп. Анисии и свт. Григория Каллидиса.

Посещение древнейшего из сохранившихся храмов города, ,
V века. В храме хранятся две чудотворные иконы Божией Матери.

Храм св. Софии. В этом храме, украшенном мозаиками VIII и XIII веков, находятся мощи
свт. Василия Нового.
Монастырь св. Феодоры. Мощи прп. Феодоры Солунской и прп. Давида Солунского.
Митрополичий храм, хранящий мощи великого святого православной Церкви, Григория Паламы.

Храм Григория Паламы. Салоники

Переезд в Суроти, посещение женского монастыря св. Иоанна Богослова, где хранятся мощи
прп. Арсения Каппадокийского и находится могила прп. Паисия Святогорца.

16.00 — Переезд в аэропорт «Македония». 19.05 — Вылет в Москву.

Стоимость программы 1200евро на человека

В стоимость входят:

· авиа перелёт · страховка · транспортное обслуживание в Греции (Корфу в том числе) · транспортное обслуживание в Италии 2 дня
· Гид в Италии · Гид в Греции · размещение в гостининцах на базе полупансион (завтрак + ужин) · билеты на паром Патры – Бари, Бари – Игуменица в 4-х местных каютах · билеты на паром Игуменица – Корфу – Игуменица · Ужин в Италии

В стоимость не входят:

· Личные расходы · Входные билеты · Напитки

Программа поездки, pdf

Приходы Русской Православной Церкви в Италии

Синодальным решением от 27 декабря 2007 года приходы Московского Патриархата в Италии были выделены из состава Корсунской епархиии и подчинены архиерею с титулом Богородский.

До назначения епископа было решено архипастырское окормление приходов в Италии сохранить за Корсунским владыкой.

На заседании Священного Синода 24 декабря 2008 года, по вопросу избрания делегатов на предстоящий Поместный Собор Русской Церкви, в один ряд были поставлены «Патриаршие приходы в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах» . В связи с этим определением в начале января 2009 года состоялось первое отдельное собрание духовенства и представителей итальянских приходов Русской Православной Церкви . На Соборе приходы были представлены как «Патриаршие приходы в Италии» .

Ко времени архипастырского посещения Корсунским епископом Нестором (Сиротенко) итальянских приходов Русской Церкви 4-5 июня 2011 года, они продолжали оставаться без собственного архиерея, однако назывались уже «Италийской епархией» Русской Православной Церкви.

Синодальным решением от 16 июля 2013 года приходы Московского Патриархата в Италии были выведены из управления Корсунских архиереев; их временно управляющим был назначен руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк (Головков).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *