Православные беседы с батюшкой

Православные беседы с батюшкой

«Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15,16)

Первый стих из вышеприведенного отрывка призывает верующих приносить Богу жертву хвалы. Это — плод наших уст, который является следствием нашего личного решения стать последователями Господа Иисуса Христа и принятия Его дара спасения. Следующий стих призывает нас делиться с ближними как материальными, так и духовными благословениями, которые мы получаем из щедрой руки Божьей. Воплощение этих принципов в жизнь создает духовную атмосферу, способствующую успешному общению с подростками.

Говоря «подросток», мы имеем в виду человека, который уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростковый период — это время изменений, т.е. поэтапное физическое и эмоциональное развитие ребенка, которое проявляется в его поведении. Исходя из того, что подросток еще не достиг стабильного уровня эмоциональной зрелости, он, возможно, будет болезненно реагировать на некоторые ситуации. В таких случаях важно проявлять мягкость и понимание.

Если подросток ведет себя неподобающим образом, следует различать — является ли это проявлением подростковой незрелости или актом непослушания. Во время переходного периода подросткам иногда нужно помочь «поступать в соответствии со своим возрастом». Родители должны сделать это тактично во избежание появления у них негативных реакций. Старайтесь вдохновлять своих детей, т.к. это обычно раскрывает их сильные стороны. Все дети имеют свои положительные свойства характера, поэтому их надо время от времени хвалить. Будьте в них уверены, и они постараются вас не подводить.

Надо сказать, что родители в своем отношении к подросткам могут впадать в две крайности:

1. Общение без послушания

Мы живем в такое время, когда мирское общество пытается возродить здоровое семейное общение. Наряду с этим делается акцент на общение с подростками исключительно на дружеской основе. Из-за такого подхода у детей формируется мнение, что «я дружу со своим папой, потому что могу поступать так, как хочу». Такое воспитание вряд ли будет способствовать укреплению родительского авторитета.

2. Послушание без общения

В семьях с таким подходом дети должны строго следовать ряду правил, но их сердце и душа остаются незатронутыми. Подростка можно заставить повиноваться, но не общаться. Если между родителями и детьми-подростками нет должного общения, то такая ситуация может приводить к частым недоразумениям и огорчениям, а впоследствии — к открытому неповиновению.

А теперь давайте рассмотрим некоторые принципы, способствующие формированию должных отношений между родителями и их детьми-подростками.

Любите ребенка таким, какой он есть

Каждый ребенок испытывает потребность знать, что родители ценят, любят и уважают его таким, какой он есть. Все дети обладают уникальным набором сильных и слабых сторон своего характера, и родители всячески должны развивать сильные стороны характера ребенка. Родители, успешно решающие эту задачу, завоевывают уважение подростка, способствуя тем самым появлению возможности помочь ему преодолеть свои слабости.

Находите время для детей

Родители, у которых не остается времени на детей из-за работы или решения личных проблем, могут способствовать тому, что ребенок почувствует себя ненужным. Иногда родители считают, что у них нет времени на утешение сына или дочери, разбивших коленку, или для помощи при решении проблем во взаимоотношениях с кем-то, и т.д. Когда такие дети становятся подростками, их родители вскоре обнаруживают, что теперь у детей нет для них времени. Родители, интересующиеся проблемами своих маленьких детей и радующиеся их успехам, закладывают прочный фундамент для общения с ними.

Если вы находите время поговорить со своим ребенком-подростком о повседневных делах, то ему будет проще рассказать вам о каких-то более серьезных вопросах. Если подросток хочет поговорить с вами по душам, то все остальные дела должны отойти на задний план.

Сочувствуйте детям, но не идите на компромисс

Если вы хотите, чтобы между вами и вашим ребенком-подростком было полноценное общение, то вы должны понять его переживания.

Попытайтесь поставить себя на его место, но не кривите душой. С подростком, который чувствует, что его понимают, легко вести откровенный разговор. В отношении семейных норм поведения родители должны определить четкие позиции, от которых уже не отступятся. Это придаст подростку чувство стабильности и безопасности, и не помешает общению.

Будьте постоянны, справедливы, но не бросайтесь в крайности

Постоянство — важное качество, и подросток это оценит. Оно способствует равновесию в семье, а крайности приводят к разочарованиям и разногласиям. Бурная реакция или неожиданно пересмотренное семейное правило сбивают подростка с толку и подрывают доверие к родительской рассудительности. Осмотрительно и взвешенно принятые решения укрепляют его доверие к вам.

Не лицемерьте и признавайте свои ошибки

В своих решениях родители должны руководствоваться исключительно чистыми побуждениями. Подростки легко распознают ваши скрытые мотивы. Им противно лицемерие и лишь безусловная честность убедит их в вашей искренности. Есть ли родители, которые никогда не ошибаются? Нет, конечно. Признавая свои ошибки, мы сохраним доверие подростка и покажем достойный пример для подражания. Подростку нередко кажется, что он знает ответы на все вопросы, или знает что-то лучше, чем отец. Родители, требующие от детей постоянного послушания, будучи сами открыты, помогут детям сформировать правильные взгляды и достойно оценить их помощь.

Ведите детей к Спасителю

Все родители должны стремиться привести своих детей-подростков к Иисусу Христу. Как правило, именно в подростковом возрасте ребенок начинает отвечать пред Богом за свои поступки, и Дух Святой обличает его во грехе. Родители должны сделать все возможное, чтобы привести своих детей к Спасителю и помочь им по благодати Божьей обрести мир для своей души.

Когда подросток смиренно принимает обличения Духа Святого и посвящает свою жизнь Христу, то ему открывается доступ к Божьей благодати и силе, которые проведут его через этот тяжелый период жизни. Родители безмерно радуются, видя, что их ребенок-подросток переживает в своей жизни то, что сказано в стихе, приведенном в начале этой главы: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).

Беседы с батюшкой, ответы на вопросы прихожан

Виктория Верес

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.
На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.
ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ
Какие службы можно заказывать в храме?
Проскомидия –
служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.
Молебны о здравии —
совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.
Отпевание –
это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.
Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.
Каким образом душа карается за грехи?
Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.
А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?
— В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.
Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?
— Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.
Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.
Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.
Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?
— Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог — творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.
Получается, мы живем, креста своего не зная?
— Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.
За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.
Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?
— Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.
Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит — предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать
Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.
Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?
Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.
Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также — всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.
Можно молиться своими словами?
— Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми.

И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.
Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?
— В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.
«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *