Православие за рубежом

Православие за рубежом

20 мая в воскресенье состоялась встреча молодежного клуба «Благовест», на которой ребята говорили о Православной Церкви за границей.

Православная Восточная Церковь — единая святая соборная и апостольская Церковь. До 1054 года Христианская Церковь была единой. После Великого раскола произошло разделение Церкви на Римско-Католическую на Западе (с центром в Риме) и Православную Церковь на Востоке (с центром в Константинополе).

По числу верующих Православная Восточная Церковь сегодня занимает второе место в мире среди христианских Церквей. Учение Православной церкви содержится в Священном Предании, которое состоит из Священного Писания, определений Вселенских и Поместных Соборов, принятых Церковью канонов, литургических текстов, святоотеческой литературы, житий святых и обычаев Церкви.

Сегодня в мире существует 15 поместных автокефальных Православных Церквей, которые самостоятельны, канонически и административно независимы друг от друга. В диптихе Православных Церквей первое место занимает Константинопольская Церковь, затем Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Данная иерархия не выделяет какую-либо Церковь от других, она сложилась в силу исторических событий. Все Церкви имеют одинаковое достоинство и значение.

Кроме своей канонической территории епархии автокефальных Церквей расположены по всему миру. Даже такая маленькая Православная Церковь как Сербская имеет свои епархии почти на всей территории земного шара кроме Африки.

Патриарх Константинопольской Православной Церкви имеет право созывать православные соборы, обращаться к остальному миру от имени всех Церквей (при их согласии), участвовать в разрешении кризисных ситуаций в других автокефальных Церквях.

Автономной Церковью называется Церковь, которая канонически зависит от Поместной автокефальной Церкви, но административно самостоятельна. Предстоятель автокефальной Церкви назначает предстоятеля автономной Церкви и утверждает устав. Статусом автономии сегодня обладают Синайская, Финляндская, Эстонская, Критская (в ведении Константинопольского патриархата), а также Японская и Китайская Церкви (в ведении Русской Православной Церкви (РПЦ)).

В Православных Церквях используются два типа календаря: юлианский (также называется старым стилем) и новоюлианский. По юлианскому календарю живут Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская Церкви, Святая гора Афон, а также отдельные приходы и монастыри по всему миру. По новоюлианскому календарю ведут летоисчисление Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская, Румынская и Болгарская Церкви. При этом Пасха во всех Православных Церквях кроме Финляндской отмечается в один день по юлианскому календарю.

В качестве примера на встрече более подробно была рассмотрена история Китайской Автономной Православной Церкви. Канонически она подчинена РПЦ. Начало Китайской Православной Церкви положил русский священник Максим Леонтьев. В 1685 г.

отец Максим и его семья, а также другие семьи были взяты в плен после захвата китайцами пограничного г. Албазин. Жители этого города ассимилировались и основали первую православную общину в Пекине.

Начиная с 1715 г. начинает действовать Русская духовная миссия в Пекине, которая разместилась в одном из дворцов императора. Впоследствии этот дворец получил название Красная Фанза.

Русская духовная миссия неофициально выполняла роль посольства России в Китае. Первым ее руководителем был назначен епископ Иннокентий. Однако китайские вельможи не пустили его в свою страну, и отца Иннокентия назначили епископом в Иркутске, расположенном неподалеку от границы. В этом городе епископ Иннокентий основал миссионерское училище, где проводилось обучение китайскому и монгольскому языкам, составлялись переводы на эти языки текстов Священного Писания и богослужений. Впоследствии в честь свт. Иннокентия Иркутского, прославленного в лике святых, были названы храмы и различные учреждения Русской духовной миссии. Его считали небесным покровителем миссии.

Миссионерская деятельность в Китае почти всегда велась в непростых условиях: было много препятствий со стороны властей и других христианских конфессий. Русская духовная миссия действовала в Пекине с XVIII по XX века. После образования Китайской Народной Республики (1949 г.) и затем в результате китайской культурной революции (1966-1976 гг.) почти все храмы в Китае были разрушены или перестроены. Была уничтожена большая библиотека с переводами на китайский язык, не осталось ни одного священника. Большая часть христиан была вынуждена уехать из страны. Таким образом, богослужения в Китае не совершались на протяжении 40 лет. Только в конце 1980-х годов с большими трудностями начала возрождаться церковная жизнь.

На сегодняшний день в Китае официально действуют четыре православных прихода РПЦ и служит один священник, а неофициально богослужения совершаются приезжающими из России священниками в посольствах и частных квартирах Пекина, Шанхая, Гонконга, Тайваня и других городах.

Вновь начали переводить на китайский язык тексты Священного Писания и богослужений. Со стороны Русской Православной Церкви придается большое значение возрождению православия в Китае.

Благодарим всех ребят, кто смог выделить время, и посетить встречу.

Василий Герасимов

Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ, Русская зарубежная церковь) — русская православная эмигрантская община, отделившаяся от РПЦ (Церкви в Отечестве) в 1920-е годы вследствие Октябрьской революции и гражданской войны, когда часть иерархов Русской православной церкви, оказавшихся в эмиграции, отказались подчиниться Священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических гонений на церковь при Советской власти (полагая, что она «порабощена богоборческими силами» (то есть Советским государством) и пошла на «непозволительные соглашения и компромиссы с властью зла».

История основания

Ещё на территории России, на обширных пространствах, контролировавшихся Белым движением, было во время Гражданской войны с благословения Патриарха Тихона создано Высшее церковное управление юга России. В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части РПЦ, которые оказались вне пределов Советской России: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке (Владивостокская и Пекинская), причём из Владивостокской епархии, до ноября 1922 года находившейся под белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия — Харбинская в Маньчжурии. Вошли в Заграничную Церковь также Православная Духовная Миссия в Палестине и приход в Тегеране.

Священноначалие РПЦЗ назначило архиепископа Волынского Евлогия управляющим русскими церквами в Западной Европе, а митрополита Одесского Платона — митрополитом Североамериканским. Эти назначения получили подтверждение от Святейшего Патриарха Тихона актом от 26 марта 1921 года.

Центр РПЦЗ до Второй мировой войны находился сначала в Константинополе, а затем в Сремских Карловцах, в Югославии, под покровительством Сербской церкви.

В 1927 Заграничный Синод постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью… Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной.

Она по-прежнему считает себя своей главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра».

Усилия по соединению РПЦЗ и РПЦ

Патриарх Алексий II с момента своего избрания неоднократно и настойчиво предпринимал попытки к «преодолению разделения Русской православной церкви», для чего считал необходимым вхождение РПЦЗ в состав РПЦ в той или иной форме, занимался активной деятельностью для достижения этой цели.

В мае 2004 Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр впервые посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений, восстановив фактом своего присутствия молитвенное общение церквей. С целью восстановления евхаристического общения (также называемого «полного церковного») были созданы комиссии, а 6—14 мая 2006 г. в Сан-Франциско состоялся Всезарубежный Собор РПЦЗ, которому предстояло выработать позицию по дальнейшим отношениям с Московским Патриархатом («Церковью в Отечестве»).

Митрополит Лавр, проявивший ранее инициативу в восстановлении молитвенного общения Церквей, публично поддержал в ходе Собора начинания РПЦ, заявив, что «даже в случае воссоединения с Московским патриархатом РПЦЗ сохранит свой автономный статус и будет продолжать жить, как прежде». Речь, по его словам, идёт лишь о признании друг друга как единой поместной Русской православной церкви.

Патриарх Алексий, со своей стороны, также заявил, что РПЦЗ после воссоединения будет «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских».

Тем не менее в рядах иерархов (священников) и прихожан (верующих) РПЦЗ продолжаются оживлённые дебаты — ряд церковнослужителей обвинили митрополита Лавра в связях с российским государством и политической деятельностью. Участие в процессе сближения церквей также принял президент РоссииВладимир Путин.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ), крупная междунар. религ. организация. Большинством из 15 автокефальных (самостоят.) правосл. церквей официально не признавалась до сер. 2000-х гг. Организационной основой РПЦЗ стало Высшее церк. управление за границей (ВЦУЗ), созданное в 1920 собором рус. епископов, эвакуир. вместе с воен. и гражд. населением из России в Константинополь. В 1921 ВЦУЗ переехало в сербский г. Сремске Карловцы (отсюда иное назв.— Карловацкая церковь), где в этом же году провел 1-й Всезаруб. рус. церк. собор епископов, клириков и мирян; 55 представителей рус. эмиграции в присутствии 16 архиереев под председательством митр. Антония рассмотрели вопросы, связ. с организацией и управлением церк. жизнью за границей. В 1922 был создан врем. Архиерейский синод заграничной церкви. Духовный центр (с кон. 1950-х гг.) находился в г. Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США). Приходы РПЦЗ действовали в 30 странах мира. До 2000 орг-ция не признавала иерархия, рук-ва РПЦ в лице Моск. патриархии и не поддерживала контактов с ее высшим духовенством. В СССР первые организационные структуры РПЦЗ возникли нелегально в 1970-е гг., после приема в канонич. подчинение неск. «катакомбных» священников (см. Русская истинно православная церковь, РИПЦ). В 1982 для рук-ва общинами в СССР был тайно рукоположен в епископы архимандрит Лазарь (Журбенко). До кон. 20 в. из РПЦ в РПЦЗ перешло ок. 100 общин, было создано 6 епархий. В 2000—01 в результате острой борьбы за влияние первоиерарх РПЦЗ митр. Виталий (Устинов) был отстранен от рук-ва, и на Архиерейском соборе избран новый первоиерарх — митр. Лавр (В. М. Шкурла; 1.01.1928—16.03.2008). Это положило начало расколу в РПЦЗ: часть общин по-прежнему подчиняется митр. Виталию. С нач. 2000-х гг. рук-во РПЦЗ начало осуществлять курс на сближение с РПЦ и моск. патриархатом. Общины Чел. и Курганской обл. до 2001 духовно окормлялись еп. Ишимским и Сиб. Евтихием (Курочкиным). Чел.

община «Приход храма во имя Архистратига Божия Михаила» (до 2003 староста Е. В. Лобанов) после церк. раскола в РПЦЗ сохранила верность митр. Виталию (Устинову); действовала в статусе религ. группы, в 2001 перешла под управление Омско-Сиб. епархии РИПЦ. Установить точное кол-во действовавших на территории Чел. обл. общин, подчиняющихся РПЦЗ, не представляется возможным из-за их полулегального положения. 17 мая 2007 (в день Вознесения Господня) был подписан акт о канонич. общении РПЦ с РПЦЗ патриархом Моск. и всея Руси Алексием II и митр. Лавром, состоялось воссоединение с РПЦ. 12 мая 2008 в Нью-Йорке на Архиерейском соборе РПЦЗ новым первоиерархом избран архиеп. Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (р. 6.01.1948; с 14 мая 2008 митрополит).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *